поиск по сайту
Е. А. Васильченко (Муром)
КНИЖНЫЕ СОБРАНИЯ МУРОМСКИХ КУПЦОВ 
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: К ВОПРОСУ О РЕКОНСТРУКЦИИ
 
Библиотеки – неотъемлемая часть книжной культуры, а личные собрания жителей – важный фактор формирования книжных традиций края. 
Центрами книжности первоначально являлись монастыри, соборные и приходские храмы. Формировались и личные собрания духовенства. При Екатерине II высшее общество России охва­тила мода на создание огромных фамильных биб­лиотек. Со временем чтение и собирательство книг получают повсеместное распространение. Книга «становится более доступной, теряет свой аристократический облик, проникая постепенно во все слои общества, в самые отдаленные города»1. Личные библиотеки складываются в среде дворян и священников, купцов и крестьян, чиновников и представителей интеллигенции. В российской провинции такие библиотеки играли особую роль, становясь своеобразными культурными и просветительскими центрами. Частные книжные собрания небольшого провинциального города, каким является Муром, представляют большой интерес для изучения, т. к. характеризуют культурный уровень жителей, широту интересов владельцев библиотек, отражают их интеллектуальную и духовную жизнь. А полнота сохранившегося книжного комплекса повышает его ценность для исследований. Совокупность книг может дать гораздо больше сведений о своем владельце, нежели одна книга, пусть даже и с владельческими пометами. 
Муромские книжные коллекции изучались в том или ином аспекте многими исследователями (Т. Б. Купряшина, А. А. Анучкина, О. А. Сухова, В. Ф. Чумакова, Т. Е. Сенчурова)2. 
В данной работе рассмотрим домашние библио­теки муромских купцов второй половины XIX – начала XX веков как явление провинциальной  книжной культуры. 
Выбор объекта исследования не случаен. Купечество в Муроме в пореформенный период и на рубеже XIX-XX веков составляет значительную часть населения и оказывает влияние на развитие общественной, экономической и культурной жизни города. В этих условиях постепенно растет образовательный уровень купеческого сословия, а книжное почитание становится нормой поведения. Многие из представителей муромского купечества формируют личные книжные собрания. Документов о них сохранилось мало. К сожалению, книги из этих библиотек на сегодняшний день распылены по многим хранилищам или утрачены совсем. Это создает большие трудности в реконструкции подобного книжного комплекса.
В настоящее время книги из купеческих биб­лиотек находятся в музее и центральной городской библиотеке. В этих хранилищах они оказались в результате решения о конфискации книг у местной буржуазии, принятого Муромским Советом рабочих и крестьянских депутатов в 1918 году. Книги из личных собраний купцов, хранящиеся в музее, не выделены в отдельные коллекции. Издания второй половины ХIХ – первой половины ХХ вв., находящиеся на учете в центральной городской библиотеке (чуть больше 200 экземпляров), в 2002 году были выделены в фонд «редкой» или «старой» книги. В состав этого фонда входят, в числе прочих, и экземпляры из купеческих биб­лиотек. Поэтому для определения владельческой принадлежности изданий использовались музейные учетные документы и покнижный просмотр коллекций музея и фонда «редкой» книги цент­ральной городской библиотеки3.
В ходе исследования были выявлены книги из библиотек Гундобина, Зворыкина, Перлова, Жадина и др. Отсутствие каталогов купеческих библиотек затрудняет попытку их реконструкции. Принадлежность издания к тому или иному личному собранию определялось по книжным знакам, владельческим записям, различным рукописным пометам и т. д. Наиболее полно представлены книги из библиотек И. Д. Перлова и А. Ф. Жадина.
Иван Дмитриевич Перлов (9.4.1845-14.8.1886)4 – купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, один из представителей большой купеческой династии Мурома. В 1880-1884 гг. И. Д. Перлов избирался на престижную должность городского головы5. Сохранился «Журнал или повседневные записи...», которые вел в течение нескольких лет (1833-1837, 1839 гг.) дядя Ивана Дмитриевича – Егор Иванович Перлов6. Из этих записей можно узнать не только о деловой (Перловы владели полотняным заводом в Муроме, поташным – в Уфе, занимались торговлей), но духовной и культурной жизни семьи. 
Скорее всего, домашние библиотеки были у нескольких поколений Перловых. В своем «Журнале» Егор Иванович пишет «о приобретении книг, отдаче их в переплет... Есть упоминания о том, что по почте в Муроме семья получает „Санкт-Петербургские ведомости”; сам он приобретает „Волшебный фонарь”, книги: „Последний год власти герцога Бирона”, „Черная женщина”, „Таинственный монах”. В Нижнем Новгороде... во время ярмарки 1835 года... покупает в Гостином дворе сказку „Конек-Горбунок” П. П. Ершова»7. Судьба этих приобретений неизвестна. 
Владельческую надпись на книги ставит только Иван Дмитриевич Перлов. Известно о двенадцати книгах с такой надписью. Все они находятся в городской библиотеке. Хронологические границы – вторая половина XIX века. Книги переплетены владельцем. На некоторых экземплярах внизу на корешке есть суперэкслибрис в виде тисненых инициалов «И. П.». Надпись, как правило, вверху на титульном листе либо на форзаце черными чернилами: «Из книг Ивана Перлова» или «Из книг Ивана Дмитриевича Перлова». Иногда просто «Иван Перлов». Отличительная особенность этой библиотеки – комплектование книгами по естествознанию. С большой долей вероятности можно предположить, что библиотека И. Д. Перлова была отраслевая. Все сохранившиеся книги из библиотеки И. Д. Перлова впоследствии попали в собрание А. Ф. Жадина.
Алексей Федорович Жадин (9.2.1886-14.10.1920) – потомственный почетный гражданин, известный в городе коллекционер и общественный деятель, представитель одной из старинных купеческих семей Мурома. Долгое время сведения о жизни А. Ф. Жадина были довольно скудны, хотя многие вещи из его коллекций хранятся сегодня в музее8. Только недавно, благодаря его внучке М. А. Казанковой, стали известны подробности биографии Алексея Федоровича9.
По свидетельству Марины Александровны, Алексей Федорович «был одним из тех молодых людей, которые составляли цвет муромской молодежи»10, умел и работать, и развлекаться. После окончания Муромского реального училища, А. Ф. Жадин «успешно помогал отцу в его бизнесе и имел собственную лавку, в которой лично торговал разнообразными шорными и скобяными изделиями»11. Алексей Федорович активно участвовал в создании и работе Муромского научного общества (1916), при формировании музея местного края (открылся 1 января 1919) отдал туда часть предметов из своего собрания. Но главным его увлечением было коллекционирование.
А. Ф. Жадин был не просто собирателем. У него дома хранилась библиотека с профессионально подобранной, передовой по тому времени, литературой по всем направлениям его коллекционерской деятельности. Также он выписывал «периодические научно-популярные... и литературные... журналы и альманахи»12: «Нива», «Природа и люди», «Вестник Европы» и др. 
Определить принадлежность книг к собранию А. Ф. Жадина можно по экслибрису и суперэкслибрису. Экслибрис представляет собой прямоугольный оттиск штемпеля в виде свитка с надписью: «Домашняя библиотека Алексея Федоровича Жадина отд(ел) №». Как правило, экслибрис стоит на форзаце издания. Суперэкслибрис – инициалы А. Ф. Ж. или А. Ж., вытесненные внизу на корешке. На некоторых экземплярах стоит, по всей видимости, порядковый номер книги. Если судить по этим номерам на сохранившихся книгах, библиотечный фонд Алексея Федоровича включал более двух тысяч изданий. На сегодняшний день пятьдесят два экземпляра находится в центральной библиотеке, пятьдесят пять – в Муромском историко-художественном музее. Удалось установить, что в семье потомков владельца библиотеки сохранилось семнадцать книг и журналов. Таким образом, из всего собрания осталось сто двадцать четыре издания.
В состав библиотеки входили книги по истории, этнографии, русской словесности, естество­знанию и т. д.; научно-популярные, детские  и литературные журналы. Сохранившийся фонд можно распределить по следующим разделам. (Табл. 1)
Больше всего изданий – по истории (38,7 %). Здесь есть труды по всеобщей истории и сочинения, посвященные отдельным странам или историческим периодам. Сохранились издания о жизни и деятельности конкретных личностей. Следующий большой раздел – естественные науки. Из четырнадцати книг этого раздела двенадцать раньше принадлежали И. Д. Перлову. 
Достаточно много сохранилось художественной литературы (9,6 %). Подобного рода произведения не были необходимы для профессиональных или собирательских нужд владельца библиотек, но помогали приятно и с пользой провести свой досуг, быть в курсе литературных новинок. 
Таблица 1
 п/п Раздел знания Количест­во экземпляров
Процент от общего количества изданий (%)
1 история 48 38,7
2 естествознание 14 11,3
3 художественная литература 12 9,6
4 религиоведение 7 5,6
5 нумизматика 6 4,8
6 справочники 5 4,0
7 археология 4 3,2
8 литературоведение 3 2,4
9 фольклор 3 2,4
10 книговедение 2 1,6
11 культура 2 1,6
12 этнография 2 1,6
13 краеведение 2 1,6
14 общественные науки 1 0,8
15 искусство 2 1,6
16 журналы 10 8,1
 
Из семи книг по религиоведению четыре – это очерки и рассказы публициста, прозаика, переводчика Федора Васильевича Ливанова (?-1879) «Раскольники и острожники». Его четырехтомник известный русский писатель Николай Семенович Лесков (1831-1895) назвал «злохудожным сочинением», в котором «были глубоко оскорблены и обесславлены многие из достоуважаемых людей в московском купечестве»13. Из книг Жадина три тома раньше принадлежали художнику И. С. Куликову. Иван Семенович и Алексей Федорович были соседями по Полевой улице и дружили между собой14.
Появление книг по нумизматике характеризует А. Ф. Жадина как серьезного коллекционера, стремящегося со всех сторон изучить предметы из своего собрания.
Сохранилось пять томов «Справочного энциклопедического словаря», издававшегося с 1847 по 1855 годы К. Краем под редакцией А. Старчевского. Всего было выпущено двенадцать томов. Логично предположить, что Алексей Федорович собрал все тома словаря. И, вероятно, это была не единственная энциклопедия в его библиотеке.
Есть книги по краеведению. Следует отметить, что наличие изданий по краеведению – не редкость в собраниях представителей просвещенного купечества. И для Алексея Федоровича характерно было увлечение не только историей вообще, но и своего края в частности.
Алексей Федорович собирал и периодику. Она позволяла быть в курсе общественных и научных событий в стране и мире. Подзаголовок популярного еженедельного иллюстрированного издания для семейного чтения «Нива» гласил, что это «Журнал литературы, политики и современной жизни». Приобретались и детские издания. Например, еженедельный детский журнал «Задушевное слово». Скорее всего, журналы выписывались годами и хранились целыми комплектами. 
Таким образом, библиотека А. Ф. Жадина относится к универсальному типу. По объему – это, скорее всего, крупное книжное собрание. Хронологически библиотека охватывает период первой половины XIX – начала XX веков. Самое раннее из сохранившихся изданий – книга «Жизнь Петра Великого», вышедшая в Санкт-Петербурге в 1812 году. Самое позднее – сочинение основоположника британской школы буддизма профессора Томаса Уильяма Рис-Дэвидса о жизни и учении Будды, изданное в 1906 году.
Подавляющее число из сохранившихся книг (почти 80 %) было выпущено в Санкт-Петербурге. Около 17 % книг изданы в Москве. Две книги вышли во Владимире и по одной – в Одессе и Киеве.
Все сохранившиеся книги – на русском языке. Были ли в библиотеке Алексея Федоровича издания на иностранных языках, пока установить не удалось.
Книги для своего собрания А. Ф. Жадин выписывал из столицы, покупал в книжных лавках Москвы и Санкт-Петербурга, на городских ярмарках, приобретал отдельные тома и комплексы книг у жителей города. Технологию комплектования библиотеки Алексея Федоровича можно проследить по книжным знакам: владельческие надписи и суперэкслибрисы прежних хозяев, ярлыки книготорговцев и т. п. Например, на первом выпуске «Геологических доказательств древности человека...» Ч. Ляйэлля на форзаце надпись чернилами: «Из книг Ивана Дмитриевича Перлова». Кроме того, в книгу вклеен билет оранжевого цвета «на получение второго выпуска „Древность человека” Чарльза Ляйэлля 1864 года» с подписью Ковалевского (это переводчик. – Е. В.), на билете гравированный штамп: «Книжный магазин и библиотека В. А. Серно-Соловьевича на Невском в Д. Петропавловской церкви №  24, СПб.». На форзаце верхней крышки переплета сочинения Н. Дубровина «Восточная война 1853-1856 годов...» (СПб., 1878) наклеен шрифтовой наборный экслибрис библиотеки русского историка и общественного деятеля Михаила Ивановича Семевского (1837-1892). А на форзаце нижней крышки переплета – ярлык книготорговца В. И. Клочкова. После смерти М. И. Семевского его книга попала в книжный магазин В. И. Клочкова, а затем была приобретена А. Ф. Жадиным.
Практически все книги из собрания А. Ф. Жадина имеют владельческие переплеты. Об этом позаботились либо прежние владельцы, либо сам Алексей Федорович. В Муроме книги можно было переплести в переплетных заведениях Иванова или А. Живновского. За исключением нескольких изданий в цельнокожаных переплетах, у книг составные, как правило, полукожаные переплеты. Крышки выклеены бумагой под «мрамор» или обтянуты коленкором. Только две книги: повесть «Андрей князь переяславский» (М.: в тип. С. Селивановского, 1828) и работа Н. П. Травчетова «Подболотский могильник близ города Мурома» (Владимир, 1910) остались в бумажных издательских обложках.
В собрании А. Ф. Жадина сохранилась одна книга с автографом, адресованным автором Алексею Федоровичу. Это работа известного в городе краеведа, помощника смотрителя Муромского духовного училища Николая Петровича Травчетова, посвященная раскопкам могильника близ деревни Подболотни Муромского уезда.
В музее сохранилось три книги, принадлежащие семейству Жадиных. Возможно, они находились в собраниях именно той ветви рода, к которой относился и Алексей Федорович. 
Конечно, библиотека А. Ф. Жадина сохранилась далеко не полностью. Но даже по оставшимся книгам можно судить, что собрание Алексея Федоровича характеризует читательские интересы просвещенного слоя купечества. Его домашняя библиотека – яркий пример провинциального библиофильства. Разнообразный книжный репертуар, наличие специальной литературы свидетельствуют о разносторонности интересов, широте кругозора, высоком образовательном уровне владельца библиотеки.
«В начале XX столетия в Муроме книги можно было приобрести в магазинах А. А. Гладковой, Г. Я. Зощенко, М. П. Мошенцева, наследников А. Вощинина. В киосках В. И. Пехова продавались не только „новые произведения печати”, книги, газеты, журналы, но имелся подбор подержанных книг для пополнения библиотек недостающими экземплярами. Печатная продукция, в том числе книги, распространялась через привокзальные книжные киоски. По воспоминаниям современников, книги можно было приобрести на городской ярмарке»15. В 1920-м году книгами, в числе прочих вещей, торговал и Михаил Васильевич Мельников. Сведения о нем крайне скудны. Известно, что он принадлежал к старообрядцам. В памятной книжке Владимирской губернии за 1900 год отмечено, что у мещанина М. В. Мельникова в Муроме сенопрессовальное заведение, основанное в 1889 году16. А на книге «История об отцах и страдальцах Соловецких», изданной в ­1794-95 годах владельческая надпись гласит о принадлежности экземпляра «Муромскому 2-й гильдии купцу» В. М. Мельникову. Но эти факты вполне объяснимы. Состав купеческого сословия был довольно подвижен. Купцы, не уплатившие ежегодных гильдейских пошлин, выбывали в сословие мещан, а мещане могли перей­ти в купечество.
В музее хранится дневник погоды, который вел Михаил Васильевич на протяжении нескольких лет17. Первоначально записи делались на листах приходно-расходной книги спасской лавки В. М. Мельникова в Москве. Есть сведения за 1905-1906 и 1912-1918 (до июля включительно) года. В это время он торговал сеном, овсом, колесной мазью, прессованной соломой. Далее следуют записи за 1920 год с мая по по октябрь. В это время Михаил Васильевич торговал всем, начиная с молока и табака и заканчивая подер­жанными вещами. В своем дневнике, который он вел с 1923 по 1935 годы, Мельников аккуратным почерком изо дня в день педантично заносил данные о погоде. Иногда среди них можно встретить скупые сведения бытового характера – от отела коровы до сообщения о смерти знакомого – и даже о событиях мирового масштаба. Записи обрываются в марте 1935 года сообщением сына о болезни и смерти М. В. Мельникова 13 апреля.
Среди данных о погоде за 1924 год есть лист со списком из двадцати книг. Он называется «Каталог книг 1-го сентября 1922 г.». Тематика книг, числящихся в «Каталоге», весьма разнообразна. Здесь есть и рукописный травник, и старообрядческий календарь на 1912 год, и пятый том сочинений Тургенева. Встречается краткий учебник естествознания и фантастический роман Р. М. Зотова «Цын-Киу-Тонг или три добрые дела духа тьмы». «История Петра Великого» соседствует с отчетом муромской пожарной команды. Сейчас трудно определить, входили ли книги из «Каталога» в состав личной библиотеки Михаила Васильевича или остались от продаж.
На сегодняшний день сохранилось несколько книг из библиотеки Мельникова. Это два тома из собрания сочинений Л. Андреева (СПб., 1913), книга «Старая вера», вышедшая в Мос­кве в 1914 году, и уже упоминаемая «История об отцах и страдальцах Соловецких», напечатанная в конце XVIII века. На книгах стоит овальный штемпель: «Михаил Васильевич Мельников в Муроме». Есть книги с владельческими знаками семей Зворыкиных, Гундобиных, Синевых, Смоль­яниновых и других, но пока не удалось установить, кому именно они принадлежали. Книжные собрания представлены фрагментарно, поэтому, естественно, представления о конкретной домашней библиотеке они не дают. Но по совокупности сохранившихся книг можно судить о читательских пристрастиях и увлечениях муромского купечества с конца XVIII по начало XX веков.
На примере личных библиотек муромского купечества видно, что подобные библиотеки имеют свою направленность и содержание в соответствии со вкусами и информационными потребностями их владельцев. Комплектование личных книжных фондов было нацелено на удовлетворение научных, производственных, просветительских интересов собирателя. Формирование библиотек зависело не только от уровня образованности владельца, но и от его финансовых возможностей, а также от развития книжного рынка в конкретный период. Своеобразным связующим звеном между изданием и его владельцем становились книжные знаки.
Следует заметить, что значение домашних купеческих библиотек выходит за рамки простого владения и пользования книгой. Подобные книжные собрания являются одним из ключевых факторов развития культурной жизни российской провинции. Многие из представителей местного купечества участвовали в создании и работе научного общества и первой публичной библиотеки в Муроме. Часть вещей из своих коллекций, в том числе и книжных, купцы передали в создаваемые музеи научного общества и местного края, в фонд городской публичной библиотеки. 
Несмотря на многочисленные утраты, совокупность сохранившихся сегодня книг из личных купеческих собраний представляет историческую и культурную ценность. Анализируя репертуар домашних библиотек, можно с уверенностью заявлять о включенности муромского купечества в культурный контекст своего времени, о знакомстве его с достижениями национальной и мировой науки, литературы, искусства. Реконструкция процесса комплектования и состава личных биб­лиотек позволит определить развитие библио­фильских традиций в крае и социальную роль книги в местном обществе, что, в свою очередь, может стать полезным для воссоздания обобщающей картины культурной и духовной жизни российской провинции.
 
1 Блюм А. В. Массовое чтение в русской провинции конца XVIII – первой четрверти XIX в. // История русского читателя. – М., 1973. – Вып. 1. – С. 38.
2 Купряшина Т. Б. Коллекция из имения А. С. и П. С. Уваровых Карачарово в Муромском музее // Очерки истории русской и советской археологии. – М., 1991. – С. 51-69; Сухова О. А. Наследие Н. Г. Добрынкина в Муромском музее: Доклад на конференции, посвященной 90-летию со дня смерти Н. Г. Добрынкина. – Муром, 1991. Машинопись // НА МИХМ; она же. Коллекция графов Уваровых из Карачарова как основа собрания Муромского историко-художественного музея // Уваровские чтения. – Муром, 1990. – С. 11-13; Сенчурова Т. Е. Муромский краевед Н. Г. Добрынкин  // Муромский сборник. – Муром, 1993. – С. 157-178; Чумакова В. Ф. Развитие библио­течного дела в городе Муроме Владимирской губернии с XII века до октября 1917 года: Дипломная работа. – Рязань, 1997 // НА МИХМ; Библиотечное дело // История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. – Муром, 2001. – С. 268-272.
3 Выражаю особую благодарность работникам городской библиотеки и ее директору М. В. Евсеевой за предоставленную возможность. 
4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.murom.ru/wwwmus/history/merchant/perlov.htm.
5 Емельянов В. М., Стулов И. П., Гладков Н. Ф. Описание бывших пожаров в городе Муроме и более сильных в прочих городах Российской империи и разных достопамятных событий как в городе Муроме, так и в прочих городах с 1777 года. – Муром, 1912. – С. 33
6  Е. И. Перлов (19.04.1816-11.06.1848) – «купеческий сын». См.: «Журнал или ежедневные записки» Муромского купеческого сына Егора (Георгия) Ивановича Перлова, 1833-1837 гг., 1839 г. / Комментарии О. А. Суховой [Элект­ронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.museum-murom.ru/page.html?pid=169.
7 «Журнал или ежедневные записки»… 
8 Предметы одежды в коллекции тканей; военные лубочные картины в коллекции лубков и плакатов; предметы археологии в коллекции археологии и др.
9 Казанкова М. А. Гражданин Мурома – А. Ф. Жадин // Сообщения Муромского музея-2009. – Муром, 2010. – С. 75-90.
10 Там же. – С. 81.
11 Там же. – С. 80-81.
12 Там же. – С. 83.
13 «Народники и расколоведы на службе» // Лесков Н. С. Собр. соч. – М., 1958. – XI. – С. 43.
14 Казанкова М. А. Указ. соч. – С. 84.
15 Библиотечное дело... – С. 268.
16 Памятная книжка Владимирской губернии. – Владимир, 1900. – С. 152.
17 Дневник М. В. Мельникова // МИХМ, коллекция рукописной книги, М-2244.
дата обновления: 16-02-2016