поиск по сайту

В 1998 году Муромский музей получил свой первый грант в 50 000 рублей – грант Президента Российской федерации. По проекту был создан Детско-юношеский научный краеведческий центр (ДЮНКЦ). Руководителем проекта была Е.И. Сазонова, тогда директор музея. Научным руководителем и начальником экспедиции – Ю.М. Смирнов. Центр предполагал проведение в регионе полного цикла исследовательской деятельности с детьми - от полевых изысканий до юношеских научных конференций и подготовки научно-популярных изданий. Летом 1999 года восемь ребят-членов ДЮНКЦ вошли в состав закупочно-этнографической экспедиции музея. Неожиданно оказалось, что участие школьников в работе экспедиции приносит неоспоримые преимущества: местные жители охотнее идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы и гораздо охотнее расстаются с вещами, которые заинтересовали музейщиков. В результате коллекции музея значительно пополнились, а также был собран интересный фактический материал.

Летом 2000 года был получен следующий грант Президента РФ (50 000 рублей) на продолжение проекта - проведение Детской научной школы-лагеря «Три кита». Тогда уже было создано Содружество музеев Нижней Оки и в проекте принимала участие директор музея «Саровская пустынь» Е.А. Мавлиханова, школьники из Сарова и друзья этого музея – сотрудника саровского ядерного центра. Базировались в лагере отдыха «Ясный» около Мурома. Всего работало 47 детей и 18 музейных работников и приглашенных специалистов.

«Китами» были три основных направления работы: этнография, археология и туризм. За лагерную смену группы школьников проходили ротацию, в результате каждая группа поработала на этнографических маршрутах, на археологических разведках, пожила в полевом палаточном лагере. Собранный материал поступил в Муромский музей. Благодаря двум президентским грантам у музея появилось экспедиционное снаряжение.

С 1998 г. Муромский музей начал регулярно подавать заявки на конкурсы Фонда Сороса «Открытый музей в открытом обществе». Среди 26 поддержанных проектов 1998 года оказался и наш - «Семья в музейном интерьере» (руководитель - директор музея Е.И. Сазонова, грант – 8 140 $.). Тогда, около десяти лет назад Муромский музей начал искать свою основную тему. Решение оказалось буквально на поверхности и было продиктовано как историческим местом города Мурома (родина святых Петра и Февронии – покровителей брака) так и обстоятельствами создания музея (в Доме купцов Зворыкиных). По гранту в Доме Зворыкиных была создана первая серия временных выставок и театрализованных мероприятий, связанных семейно-бытовой тематикой, раскрывающей некоторые стороны жизни городской семьи рубежа XIX-XX вв.

Композиционной основой каждой выставки стал интерьер, функционально различных по назначению комнат купеческого дома (зал, гостиная, кабинет, столовая, детская), в которых протекала жизнь семьи и происходили самые разные события. Музей закупил свою первую оргтехнику – в т.ч. цифровой фотоаппарат (тогда один из первых) за 1,5 тыс.$. Это казалось фантастикой. Появилась возможность изготовить для выставок на цветном струйном принтере факсимильные копии музейных экспонатов, оперативно выпустить рекламные и раздаточные материалы для мероприятий. Были пошиты первые исторические костюмы, куплен рояль для музыкального сопровождения. Проект стал одним из самых любимых и до сих пор развивается. В настоящее время проект работает следующим образом. На втором этаже Дома Зворыкиных размещены экспозиции: «Бабушкина комната», «Столовая», «Дедушкина библиотека» «Музыкальная гостиная», «Маменькина комната», «Кабинет хозяина дома», «Расписная комната». В этих интерьерах проводятся циклы театрализованных мероприятий: «Елка в доме Зворыкиных», «Рождество», «Масленица», «В ожидании Праздника Праздников», «Визит к хозяйке дома», «День делового человека».

Особенно популярны первые четыре. По воспоминаниям муромского жителя Н.П. Вощининой-Киселевой у них «на столе всегда стоял громадный самовар, пироги по воскресеньям», по остальным дням – чай с печеньем или бутербродами». Именно так и встречает музейная столовая туристические группы – накрыт стол, выходит в костюме хозяйка дома, звучит музыка. На Рождество и Пасху соответственно появляется елка, игрушки или куличи, цветы. Финансирование этого проекта в 1999 г. прошло через «Центр культурных инициатив» (ЦКИ). Эта общественная организация была создана в 1998 г. по инициативе Сергея Сазонова для организации проектной деятельности. В то время музей не был самостоятельным юридическим лицом, не имел отдельного счета, обслуживался централизованной бухгалтерией Управления культуры г. Мурома. Далеко не каждый благотворительный фонд (а действовали в России только иностранные фонды) хотел иметь дело с государственными структурами и доверять им деньги. К тому же каждая организация могла подать только один проект. У нас появилась возможность подать два проекта и получить два гранта, или один из двух поданных. Во всяком случае, шансы увеличивались. Так по гранту Фонда Сороса, выделенному ЦКИ, сотрудники Института истории РАН на базе Муромского музея организовали представительную научную конференцию, и был издан сборник научных трудов "Столичные и периферийные города Руси и России". (Руководителем проекта был доктор исторических наук С.М. Каштанов.)

Тема семьи оказалась столь актуальна, что нашла продолжение в следующих проектах. Проект «Музейное фотоателье» (руководитель - директор музея Е.И. Сазонова) получил поддержку в рамках четвертого конкурса «Открытый музей в открытом обществе» (1999). Наш проект предполагал использование новых информационных технологий, а это еще мало было развито в провинциальных музеях. Финансирование составило 5 992$. По гранту «Музейное фотоателье» была создана фотовыставка «Семейный альбом XX века». Выставку создавали всей «музейной семьей». У каждого нашлись фотографии, пополнившие представление о жизни в двадцатом веке. Новые компьютерные технологии позволили быстро изготавливать фотокопии практически не отличающиеся от подлинников, а сами подлинники сразу возвращать владельцам. Выставка до сих пор вызывает самые теплые отзывы, хотя копии сильно выгорели и требуют замены. Главной мыслью проекта было создать интерьер старинного фотоателье, куда многие поколения горожан всей семьей ходили фотографироваться. В таком фото салоне можно фотографироваться в исторических костюмах и в старинных интерьерах. Проект до сих пор работает, семейные альбомы пополняются подобными снимками. На конкурсе 1999 года «Музей и туризм», который осуществлялся Фондом Сороса в сотрудничестве с Ассоциацией музеев России, поддержан был целый ряд проектов, подготовленных в Муроме. Ни один из музеев «Содружества музеев Нижней Оки» тогда еще не имел опыта написания проектов на грантовый конкурс.

Сетевой проект “Край родной, навек любимый” состоял из серии проектов, объединенных в рамках межмузейной региональной туристической программы для школьников, осуществляемой под эгидой ВРО АМР «Содружество музеев Нижней Оки». Участвовало пять музеев (Мурома, Гороховца, Коврова, Вязников, Арзамаса), каждый получил по 1 721$. Часть средств было объединено на счету Содружества, что позволило рационально решить общие задачи – провести обучающие семинары, подготовить рекламную продукцию и пр. Разработана была серия туристических маршрутов по близлежащим городам и музеям для школьников. Это был, можно сказать, эпохальный проект. На нем была отработана модель не только финансирования проекта, но и организации совместной деятельности.

В 2000 г. финансировался Фондом Сороса проект Содружества (руководитель – председатель Содружества С.В. Сазонов) «Создание сайта Содружества Музеев Нижней Оки» - 5 000$. Создание сайта было весьма актуально. В то время ни у одного из музеев Содружества не было не только сайта, но и выхода в Интернет, и электронного адреса. Деятельность по проектам переплеталась, материалы собирались параллельно для нескольких проектов. Организовано было несколько экспедиций друг к другу и отснята цифровым фотоаппаратом наша страна Окландия. В этих экспедициях складывалось настоящее сообщество-содружество. Сайт просуществовал ряд лет, но поскольку поддерживать сетевой сайт весьма сложно, то он был закрыт. Часть музеев обзавелась своими сайтами. Муромский музей взял на себя функции ресурсного центра и по-прежнему ведет политику на координацию деятельности и совместное решение общих проблем.

В 2001 году осуществлялся сетевой проект «Окна Окландии» (организация Центр культурных инициатив, руководитель Т.Б. Купряшина) при финансовой поддержке Фонда Сороса бюджет – 9 500$, конкурс «Возрождение через культуру»). Схема финансирования была другая. Весь грантовый фонд поступал на счет ЦКИ, а затем каждому музею перечислялось долевое участие. Таким образом, централизовывалась ответственность за исполнение проекта. Участвовали музеи Мурома, Гороховца, Коврова, Вязников, Касимова, Арзамаса, Сарова, Павлова, Навашино, Выксы. Содружеству необходимо было заявить о себе, презентовать свои города друг другу. Создана была и успешно экспонировалась передвижная выставка, представляющая десять городов трех областей как культурно-историческую территорию Нижнеокского пространства. Всю Окландию можно было увидеть будто бы в окнах.

В 2001 г. на развитие туристической деятельности был направлен сетевой проект «Сентиментальное путешествие по Окландии» («Музеи Нижней Оки», при финансовой поддержке Фонда Сороса - 2 000$, руководитель Е.И. Сазонова). Создана была сеть туристических маршрутов по региону Нижней Оки. Маршруты были соединены общей темой – легендами, преданиями о любви. В проекте приняли участие четыре музея: Муромский, Вязниковский, Гороховецкий, Павловский. В результате работы над рядом проектов музеи получили возможность сами, по мере необходимости печатать на своих струйных принтерах рекламные буклеты. Выпуск полноценных полиграфических материалов - до сих пор нерешенная проблема многих музеев из-за скудости финансирования. В рамках общественной организации «Музеи Нижней Оки» в 2003 году создано отделение по туризму «Музейтур», которое замышлялось как сетевое турагенство. Однако в финансовом отношении деятельность не стала сетевой, но организационные ресурсы Содружества используются. А главное, подготовленные по грантам материалы реально работают.

Ряд проектов, инициированных Муромским музеем, получил финансовую поддержку на ярмарках социальных проектов Приволжского федерального округа. Участие в Пермской ярмарке стало возможным именно благодаря сотрудничеству Муромского музея с музеями Содружества из ПФО. Центральный округ, куда входит Муром, подобных акций не проводил. Нами был предложен новый масштабный проект по организации летнего отдыха детей. По условиям ярмарки проект был осуществлен на территории Навашинского района Нижегородской области, где базой стал детский оздоровительный центр «Озеро Свято». (Бюджет - около 600 тыс. руб.) Проект развивал опыт, полученный в лагере «Ясный» Кроме школьников из Мурома и Сарова, уже знакомых с экспедиционной работой, летом 2001 г. в лагере собрались школьники из населенных пунктов Нижегородчины. Персонал проекта из 37 человек занимался с 325 детьми. Сложились следующие специализации: археология (поисковая и экспериментальная – оружейная мастерская), этнография (полевая и экспериментальная – гончарная мастерская), экология (охрана биологического разнообразия природного комплекса оз. Свято, игровая экология, экологический туризм). Кроме этого, было организовано музейное направление – все находки поступали в полевой музей, проходили камеральную обработку, использовались в построении экспозиции. Сложилось новое направление по использованию компьютерных технологий в работе с культурным наследием. Создан был целый компьютерный класс. В таком виде проект получил название «Под защитой детства». Название это предложил известный культуролог д. ф. н. О.И. Генисарецкий, а смысл его в том, что дети берут под свою защиту историко-культурное наследие. Финансирование проекта шло через «Музеи Нижней Оки», административным руководителем стала Т.Б. Купряшина, исполнительный директор организации. Научным руководителем остался Ю.М. Смирнов.

В 2002 г. работа совместно с «Содружеством музеев нижней Оки» и «Центром культурных инициатив» велась еще по трем проектам, поддержанным на Саратовской ярмарки ПФО. Все три финансировались через благотворительный фонд CAF. Проекты строились на работе с детьми. Проект «Под защитой детства-2002», представлял собой уже апробированную модель. Бюджет проекта составил - 600 тыс.рублей, финансирование велось через МНО. Проходил он летом 2002 года в лагере «Водопрь» Арзамасского района Нижегородской области. Главным его отличием было то, что в работе проекта принимали участие специально отобранные дети со всего Приволжского федерального округа (105 человек). Ребята прошедшие предыдущие экспедиции проекта, но выросшие из «лагерного» возраста, были включены в проект волонтерами. Новым стало то, что одна группа создавала из собранного материала музей реальный, а вторая – виртуальный, в Интернете. Для желающих проводились занятия по палеоастрономии. Проект опять поддержали специалисты и дети из Сарова. Дальнейшее развитие проектов предполагало, что в 2003 году будет несколько подобных лагерей на территории Нижегородской области, а сам проект превратится в движение «Под защитой детства». Выработанная модель весьма мобильна, при необходимости может быть дополнена или сокращена и, что весьма существенно, может «с колес» работать на любой территории. В отличие от школьных моделей краеведения, в проекте ставка делается не на усвоение какой-то суммы фактов по истории края, а на развитие навыков профессиональной исследовательской работы, на отработку методик работы с наследием. В настоящее время многие летние школьные лагеря используют элементы отработанной нами схемы.

Второй проект 2002 года «Музейный экотранзит» (организация Центр культурных инициатив, бюджет 360 тыс. руб., руководитель В.В. Бейлекчи, и команда музейных работников) проходил сразу после окончания лагерной смены в «Водопре». Проект представлял собой ролевую игру – экспедицию на специально построенной копии древнерусской ладьи по маршруту Муром – Нижний Новгород. Научная проблематика экспедиции заключалась в реконструкции взаимоотношений общество – природа X–XI веков и сравнении ее с современной системой аналогичных отношений. Проект был сетевой. В нем принимали участие музейные сотрудники и школьники из Мурома, Арзамаса, Выксы, Павлова, Сарова. Команда ладьи, дети и взрослые, была одета в специально изготовленную одежду a’la X век и вооружена реконструированным оружием того же времени. Параллельно движению ладьи по Оке по берегу реки шел автобус с другими членами экспедиции, которые проводили этнографические исследования побережья. Ладья потом еще несколько сезонов служила для речных экспедиций. В 2002 г. развитие получило и единое информационное пространство Содружества. Посетевому проекту «Интернет-сообщество музеев Нижней Оки»(организация Центр культурных инициатив, бюджет 425 тыс. руб., руководитель С. Волостнов) сайт www.oklandia.murom.ru преобразован в информационный портал, а в базе данных по культурному наследию региона Нижней Оки сайта появилось более 400 профессиональных описаний и фотографий, в основном из собрания Муромского музея. В проекте приняли участие музеи Мурома и Нижегородской области: Павлова, Выксы, Арзамаса, Сарова. В музеях были организованы для школьников пункты свободного доступа в Интернет. Тогда это было актуально. Важнейшей задачей проекта было развитие сайта содружества и установка электронной почты для оперативного общения музеев.

Трудно теперь поверить, что такая простая операция как создание электронного почтового адреса потребовала некой специальной деятельности по проекту. Однако, компьютеров не было, специалистов не было, да в сущности и потребности не было. Удивительно, что и до сих пор, когда мир живет в онлайновом режиме, оперативная связь не установлена. Сайты есть у части музеев, но они еще мало востребованы и потому не загружены и не оперативны.

В 2003 г. удалось принять участие в большом проекте «Фотоархивация Российской истории», осуществляемом Государственным учреждением культуры и образования г. Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств» (б. Московский Дом фотографии). В это время там уже работала главным хранителем Е.И. Сазонова и пригласила в проект музеи Содружества (городов г. Муром, Касимов, Арзамас, Павлово, Саров). В названных городах произведен был отбор фотографий, представляющих историю и культуру региона для публикации на сайте «Фотолетопись России» в сети Интернет. Проведено сканирование, редактирование, составлены сопроводительные исторические справки. По инициативе Е.И. Сазоновой была создана передвижная выставка «Старые города» на основе подлинных исторических фотографий разных городов. В ней также приняли участие коллеги из музеев Содружества. Оба эти проекта координировались централизованно в Муроме, использованы были уже наработанные проектные методы работы. Это были последние сетевые проекты, получившие общее финансирование.

Не менее пяти попыток было найти поддержку в РГНФ. В 2005 г. научный проект О.А. Суховой получил финансовую поддержку Российского Гуманитарного научного фонда (РГНФ). Итогом выполнения проекта стала рукопись монографии «Житийные иконы святых Петра и Февронии Муромских» объемом 10 авторских листов со 192 иллюстрациями. Работа посвящена трем уникальным житийным иконам XVII века, отражающим «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - литературный памятник Древней Руси середины XVI века.

В 2006 году проекту «История Мурома в фотографиях» (автор Купряшина, финансирование 180 тыс. рублей) присужден грант Президента РФ (на конкурсе проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Третий грант Президента Муромскому музею! В 2007 году он продолжает успешно развиваться. Собрано в организациях и у частных лиц за 2006-2007 гг. около 8000 фотографий, из которых выстраиваются интереснейшие изобразительные ряды. Создан сайт (museum.murom.ru//photo) с новым дизайном и поисковой программой. В центре города размещены баннеры. В выставочном зале готовится серия выставок. Создаются фотофильмы (автор Е.И. Сазонова), которые участвуют во всероссийских фестивалях. В 2007 г.

На областном конкурсе новых музейных экспозиций и программ для туристов поддержан (30 тыс.руб.) проект Муромского музея «Петр и Феврония Муромские – святые покровители семьи» (автор О.А.Сухова). По проекту создана интерактивная составляющая в экспозиции, посвященной древнерусскому искусству.

На областном конкурсе 2007 г. грантов Губернатора Владимирской области, направленных на развитие и поддержку сельской культуры поддержан (500 тыс. руб.) проект «Под защитой детства-2007», который затем осуществлялся под названием «Родная старина» (руководитель к.и.н. Е.И.Сазонова). Проект предполагает организацию постоянно действующей экспедиции по инвентаризации историко-культурного наследия сел и деревень Владимирской области, с привлечением сельских школьников. Создание в сельских школах информационных центров («Наследие») для накопления, обработки и презентации собранных материалов. Работа по этому проекту только начата, и пока только на базе трех школ Муромского района: Борисо-Глебской, Молотицкой, Татаровской. Поступили первые материалы: 20 семейных архивов (210 фото); школьниками проведена фотофиксация 27 жилых строений.

В 2008 году в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 16 мая 2008 г. № 264-рп «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» получен грант на сетевой проект «Эпистолярное наследие провинции». В 2008-2009 гг. в этом проекте приняли участие музеи Мурома, Коврова и Касимова.

Можно подвести некоторые итоги проектного опыта. Надо признать, что жить без проектов – значило без деятельности (без экспедиций, без экспозиций, без информационных технологий и т.д.). Благодаря проектам мы не растеряли, а приумножили квалификацию коллектива. Зарплата музейного работника неизменно ничтожна и не стимулирует деятельности. Привлекает в музей возможность самореализации. Проектная работа создавала творческий процесс. Разумеется, не все так радужно. Подготовить проект на конкурс – это всегда означает встроиться в конъектуру, угадать и угодить. Концепция конкурса обычно не совпадает с насущными нуждами музея. Проектная деятельность порой далеко уходила за пределы музея. Впрочем, музей понятие безграничное.

Все, что создается человечеством, превращается в музей. Вопрос только о приоритетах деятельности музея на данном этапе. Надо признать, что на время была «отложена» фондовая работа, научно-исследовательская также часто отодвигалась. Но, вопрос стоял о выживании, важно было проявить социальную функцию музея. Музеи доказали, что способны не только хранить и принимать посетителей. За период совместной проектной деятельности укреплена материальная база не только Муромского музея, но и всех музеев Содружества. Накоплен организаторский опыт, создан административный ресурс Содружества. Главное, выработалось проектное мышление. В настоящее время даже бюджетное финансирование выделяется под конкретную проектную деятельность. Содружество готово жить в новом ритме - проектном. В настоящее время ряд издательств проявляет интерес к Содружеству. Возможно, мы подготовим серию изданий. Запустили общую программу учета и презентации фондов Ника-Музей в Муроме, Коврове, Касимове. Надеемся, что остальные коллеги поддержат нас. Вместе выступаем на фестивале «Интермузей». В декабре 2007 года собрались на первую ежегодную итоговую конференцию. Все это продолжение сетевого проектирования.

дата обновления: 02-02-2015