поиск по сайту
Автор: 

Н. А. Кузнецов (Москва) 

 

С ИМЕНЕМ ИЛЬИ МУРОМЦА НА БОРТУ

 

Пожалуй, нет в нашей стране человека, которому не было бы известно имя Ильи Муромца – богатыря, одного из героев русских былин, канонизированного Русской православной церковью в 1643 г. Издревле Илья Муромец символизировал собой народный идеал героя-воина. Не удивительно, что в честь него не-однократно называли различные корабли и суда. О них-то мы и хотим рассказать читателю.

Первым в честь легендарного героя был назван 53-пушечный винтовой фрегат Балтийского флота, спущенный на воду 25 мая 1856 г. в Архангельске. По словам историка кораблестроения И. А. Быховского, «судно вполне оправдывало свое название: корабль водоизмещением 3200 тонн во много раз превосходил тоннаж строившихся здесь [на Соломбальской верфи] ранее даже самых крупных парусных линейных кораблей».В военных кампаниях ему не довелось принять участия, однако в мирное время команде корабля довелось проявить качества, издавна свойственные русским морякам – смелость и готовность прийти на помощь. В августе1861 г. на рейде Гибралтара загорелась французская шхуна, перевозившая уголь. На этом же рейде стоял и фрегат «Илья Муромец», матросы с которого в течение нескольких часов боролись с огнем и смогли спасти иностранное судно.2 Фрегат «Илья Муромец» окончил свои дни в 1863 г., будучи затопленным в Кронштадте.3

Судно, названное в честь легендарного былинного героя, не могло не появиться и на его родине. В 1859 г. (по другим данным – в 1858 г.) вВыксе купец Д. Г. Зворыкин построил буксирный пароход с машиной мощностью 80 лошадиных сил. В ту же навигацию «Илья Муромец» отправился из Мурома в Нижний Новгород, куда шел в течение недели. В дальнейшем пароход ходил по Волге и Оке, буксируя баржи с грузом.4

Следующим из известных нам кораблей, носивших имя Ильи Муромца, является каспийский буксирный пароход, спущенный на воду в 1910 г. В годы первой мировой войны он был мобилизован в состав Балтийского флота и переоборудован в тральщик.5 23 августа 1917 г. корабль погиб в районе Штапельботена (близ острова Вормс) в результате подрыва на минах, установленных германской подводной лодкой «UC – 59».При этом погибло 11 человек.6

Активное участие корабли и суда, названные в честь Ильи Муромца, приняли в гражданской войне, причем, как с белой, так и с красной стороны.

На стороне белых флотилий воевало два ледокола с именем «Илья Муромец», причем у обоих кораблей судьба сложилась весьма драматично – вместе со своими экипажами они были вынуждены покинуть Родину.

В период первой мировой войны Морское министерство заказало в Англии четыре ледокола, которые должны были использоваться на Белом море. Строила их фирма «Суон Хантер».7 Одно из этих судов и получило имя Ильи Муромца. Ледокол был спущен на воду в 1915 г.8Интересен тот факт, что в проектировании «Ильи Муромца» и других ледоколов, строившихся в Англии в этот период, участвовал корабельный инженер Е. И. Замятин – будущий известный русский писатель. Он окончил Политехнический институт в Санкт-Петербургепо специальности «кораблестроение», затем преподавал там же, а весной 1916 г. был командирован в Англию в качестве старшего наблюдателя за постройкой ледоколов.

В период гражданской войны (по некоторым данным в это время он носил название «Ольга»9 ) ледокол ушел на ремонт в Англию (как известно, тогда английские войска активно участвовали в интервенции на Русском Севере). Осенью 1919 г. «Илья Муромец» был передан англичанами французскому правительству.10 Французы же решили передать судно русскому Черноморскому флоту, который вел борьбу с большевиками. Однако в белый Крым «Илья Муромец» пришел лишь в ноябре 1920 г., когда речь шла уже не о продолжении борьбы с большевиками, а об эвакуации частей русской армии и мирных жителей. Принял участие в ней и прибывший на Черное море ледокол. Он вышел из Севастополя в Константинополь 14 ноября 1920 г. имея на борту 300 пассажиров.11 На нем же эвакуировался герой обороны Крыма генерал-лейтенант Я. А. Слащев-Крымский вместе с немногочисленными частями и знаменем лейб-гвардии Финляндского полка.12 Сразу же после прихода в турецкую столицу «Илья Муромец» вновь вышел в море с целью помочь буксировать самый крупный корабль Черноморского флота – линкор «Генерал Алексеев». Однако ему это не удалось. Как вспоминал в эмиграции моряк и историк флота П. Варнек, живший в Бельгии, «была сделана попытка вести ”Генерала Алексеева” дальше на буксире уже возвращавшегося из Константинополя ледокола ”Илья Муромец”, но из этого ничего не получилось: несмотря на свои 3100 тонн, ”Илья Муромец” не мог удержать дредноут на курсе, и при разворачивании последний инерцией своей массы тащил ледокол вспять!»13 В Константинополекомандиром ледокола был назначен капитан второго ранга И. С. Рыков. Черноморский флот, переименованный в Русскую эскадру, по решению французских властей был сосредоточен в североафриканском порту Бизерта, где корабли и стояли под Андреевским флагом вплоть до конца октября 1924 г. 10 декабря ледокол «Илья Муромец» пришел туда, ведя на буксире подвод­ные лодки «Тюлень» и «Буревестник». Наиболее новые корабли, к которым относился и ледокол, являлись «лакомым куском» для французского морского руководства, которое рассчитывало пополнить ими корабельный состав своего флота. Не избежал этой участи и «Илья Муромец». В 1923 г. он был реквизирован французами и впоследствии вошел в состав французского флота, правда, несколько поменяв «профессию» – он стал минным заградителем, получив новое имя – «Поллукс». Под французским флагом минзаг служил вплоть до1950 г. В период второй мировой войны часть французского флота была интернирована англичанами, не избежал этой участи и «Поллукс», в июле 1940 г. находившийся в Портсмуте14 (Рис. 1).

Еще один ледокол «Илья Муромец» был по-строен в 1916 г. в Шанхае для обслуживания Владивостокского порта. Как и многие другие суда, в годы гражданской войны он был вооружен (по состоянию на 1922 г. – одним семидесятипятимиллиметровым и однимсорокамиллимитровым орудиями15 ) и использовался в качестве канонерской лодки в составе Сибирской флотилии (такое название носили русские морские силы на Тихом океане). С 23 ноября 1918 г. по 31 января 1920 г. Сибирская флотилия входила в состав Морских сил на Дальнем Востоке, подчинявшихся Всероссийскому правительству адмирала А. В. Колчака. В 1920 – 1921 гг. корабли Сибирской флотилии входили в состав Народно-революционного флота Дальневосточной республики (просоветского «буржуазно-демократического» по форме государственного образования, призванного быть «буфером» между территориями, подконтрольными белым правительствам, и Советской Россией). 26 мая 1921 г. была сверг-нута власть Приморского областного управления Дальневосточной республики, и во Владивостоке было образовано антибольшевистское правительство во главе с С. Д. Меркуловым (его брат – Н. Д. Меркулов стал министром иностранных и военно-морских дел). На кораблях Сибирской флотилии вновь взвились Андреевские флаги.

К осени 1922 г., благодаря успешному весенне-летнему наступлению частей Народно-революционной армии под командованием В. К. Блюхера и партизанских отрядов, для белых сил в Приморье сложилось угрожающее положение. Владивосток покидали ино-странные войска и белые части. 23 октября 1922 г. командующий Сибирской военной флотилией контр-адмирал Г. К. Старк увел корабли в корейский порт Гензан. Сибирская флотилия была последним формированием, действовавшим в гражданской войне под Андреевским флагом и ушедшим в изгнание, не спустив его перед врагом. 23 января 1923 г. основная часть кораблей флотилии пришла в американский порт Манилу на Филиппинских островах. Впоследствии корабли и суда были проданы, а вырученные в результате этого деньги командующий флотилией разделил между матросами и офицерами. Продан был и «Илья Муромец». Он достался компании «Моллер лайн» и в дальнейшем ходил под названием «Маргарет Моллер».16

Под красным флагом в период гражданской войны воевало три «Ильи Муромца». На Волге в числе кораблей Волжской военной флотилии числился штабной корабль «Илья Муромец». В «мирной» жизни он был обычным товаро-пассажирским пароходом, построенным в 1890 г. в Самаре. С декабря 1918 г. «Илья Муромец» использовался в качестве госпитального судна, а после того, как бои на Волге отгремели, его перебросили на Каспий, где вплоть до марта 1920 г. бывший буксир использовался в аналогичном варианте.17

В состав Волжско-Каспийской флотилии с августа по декабрь 1919 г. входила канонерская лодка «Илья Муромец», переоборудованная из речного колесного теплохода, построенного в 1909 г. в Коломне.18

С декабря 1918 г. по 17 мая 1919 г. в качестве тральщика в составе Северодвинской речной флотилии служил еще один «Илья Муромец» – колесный речной буксирный пароход, построенный в 1912 г. в Кузино. С мая1919 г. он использовался по своему прямому назначению как буксир, а 28 апреля следующего года был передан областному управлению водного транспорта.19

Следующее судно, названное в честь легенды Муромской земли, появилось уже в советском флоте после окончания второй мировой войны. Это был также ледокол. Он был построен по заказу Германии в Швеции в1942 г. и первоначально назывался «Eisbar». 12 декабря1944 г. ледокол подорвался на мине и затонул близ Фленсбурга. В1945 г. он был поднят и в феврале следующего года передан СССР, где служил в составе Дальневосточного морского пароходства в период 1957 – 1981 гг.20 (Рис. 2).

В 1966 – 1993 гг. на Дальнем Востоке трудился еще один ледокол под названием «Илья Муромец». Это был универсальный портовыйдизель-электриче-ский ледокол с носовым винтом. Новый «Илья Муромец» относился к большой серии ледоколов проекта 97, предназначенных как для гражданского, так и для военного флотов.Суда этой серии строились на ленинградском заводе им. А. Марти (в настоящее время – «Адмиралтейские верфи»)21 (Рис. 3).

Очень приятно отметить тот факт, что и в настоящее время имя Ильи Муромца несет одно из судов, плавающих по рекам России. Это теплоход проекта 588, построенный в Германии в 1958 г. Теплоходы данного проекта – средние пассажирские суда, предназначенные для работы на скорых пассажирских линиях и совершения речных круизов, ставшие одной из самых успешных и массовых серий судов подобного класса в советском речном флоте. Несмотря на немалый возраст, «Илья Муромец» пользуется большой популярностью среди отечественных и зарубежных туристов. В 2002 - 2003 гг. теплоход прошел частичную реконструкцию22(Рис. 4, 5).

Вкратце рассмотрев историю десяти кораблей и судов, названных в честь Ильи Муромца, мы видим, что в их судьбе отразилась история России и русского флота со всеми ее взлетами и падениями. Хочется верить, что пока существует отечественный флот, прос-торы океанов, морей, озер и рек всегда будут бороздить корабли и суда, носящие имя былинного героя.

 

Ссылки:

1 Быховский И. А. Архангелогородские корабелы. - Архангельск, 1988. - С. 113 – 114.

2 Дукельский В. А. Не только воевали // Московский журнал. - 2003. - № 9.

3 Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов 1668 – 1860 гг. - СПб., 1872. - С. 112 – 113.

4 Чернышев В. Набережная // Губерния. - 1997. - № 39.

5 Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.). - М., 1948. - С. 442.

6 Стрельбицкий К. Б. Потери Российского флота в период первой мировой войны 1914 – 1918. Справочник. - Львов, 1994. - С. 11.

7 Балакин С. На путях истории корабли-эмигранты // Памятники Отечества. - № 35. - М., 1996. - С. 169.

8 РГА ВМФ. - Ф. р-2239. - Оп. 9. - Д. 98. - Л. 12.

9 Добровольский С. Борьба за возрождение России в Северной области // Белый Север 1918 – 1920 гг. Мемуары и документы. - Архангельск, 1993. – Вып. 2. - С. 19.

10 Залесский Н. А. Флотилия Северного Ледовитого океана в гражданскую войну // Война на северном морском театре 1914 – 1918 годы. - СПб., 2003. -С. 81.

11 РГА ВМФ. - Ф. р-2239. - Оп. 9. - Д. 91. - Л. 20.

12 Егорчев И. Н. Из славного рода Рыковых // Записки Общества изучения Амурского края. - Владивосток, 1996. - Т. XXX. - С. 116.

13 Варнек П. Линейный корабль «Генерал Алексеев» и история его пушек // Флот в белой борьбе. - М., 2002. - С. 281.

14 Перегонцев А. С., Перегонцев В. С. Корабли второй мировой войны 1939 – 1945 гг. - Ч. 1. Корабли военно-морских флотов стран антигитлеровской коалиции. - С. 329.

15 РГА ВМФ. - Ф. р-2193. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 1.

16 Волков А. Исход. Судьба кораблей и судов, ушедших из Владивостока в октябре 1922 г. // Моряки в гражданской войне. - М., 2000. - С. 36.

17 Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота (1917 – 1927 гг.). - М., 1981. - С. 334, 381, 387.

18 Там же. - С. 309.

19 Там же. - С. 410.

20 Трифонов Ю. Н. Суда торгового флота Германии, Финляндии и Румынии, переданные после второй мировой войны Советскому Союзу. - М., 2003. - С. 10.

21 Смирнов К. Д. Портовые дизель-электрические ледоколы мощностью 3,9 МВт и их модификации // Судостроение. - 1996. - № 4. - С. 6 – 10.

22 http://parohod.by.ru/murometc.htm

дата обновления: 03-03-2016