поиск по сайту
Автор: 

Е. К. Тюрина (Муром)

 

КОЛЛЕКЦИЯ АНТИЧНЫХ ТЕРРАКОТ В СОБРАНИИ УВАРОВЫХ

 

Интерес Уваровых к собиранию древностей широко известен. После национализации Карачаровского имения «Красная гора» при содействии эмиссара по делам музеев В. В. Пашуканиса богатейшие коллекции гр. Уваровых были переданы в музей1.

Коллекция терракотовых фигурок поступила в музей 6 декабря 1918 года. По описи имущества, составленного специальной комиссией, в комнате № 6 «Шкаф дубовый резной № 1 в нем статуэток, найденных при раскопках в Смирне2 – 102».3 Тогда же в музей поступил античный сосуд – ойнохоя (?), приблизительно датируемый VI вв. до н. э.4 В более поздней описи музейных предметов значатся 87 штук: «Предметы разные: небольшие женские торсы (10 шт.), женские головки (60 шт.), мужской торс (1), мужские головы (3), маски (4), мужские фигуры (2), светильники (4), сосуды для масла (2) и форма для отливания фигурок».5

Большая часть собрания терракот из коллекции Уваровых хранится в ГИМе. Основу коллекции антиков положил гр. С. С. Уваров, увлекавшийся античным искусством и выпускавший на французском языке научные труды. В 1848 г. он подарил кабинету изящных искусств Московского университета (ныне собрание музея им. А. С. Пушкина) аттический краснофигурный стамнос.6

В Муроме осталась, вероятно, не особо ценная часть коллекции. Возможно, это собрание, про которое упоминает в своих воспоминаниях Прасковья Сергеевна Уварова. «Мать Алексея Сергеевича графиня Екатерина Алексеевна Разумовская, обожала своего сына и, выдав дочерей замуж, посвятила ему жизнь, ездила часто с ним заграницу и, как видно по приобретенным ею в это время акварелям, рисункам и картинам (большая часть которых у нас сохранилась), старалась уже в ребенке развить вкус к изящному, к красотам природы и даже к древностям (сохранились статуэтки, мраморные и терракотовые головки, куски разноцветного мрамора, из которых по возвращению на родину делали столы и пр.)».7 

Муромская коллекция не производит впечатления целостной. Достаточно приблизительно терракоты можно датировать IV-III вв. до н. э. Часть терракот – изящные женские головки (Вкл. I. Рис. 1-6) и фрагменты фигур (Вкл. I-II. Рис. 7-12), некоторые с остатками красочного слоя нежных пастельных тонов, столь характерного для танагрских статуэток.Монументальны при миниатюрном размере мужские головы со строгими чертами лица, некоторые в головных уборах (Вкл. II-III. Рис. 13-21). 

Некоторые головки вылеплены «живой рукой» с подчеркнуто грубыми чертами лица (Вкл. III. Рис. 22-25), другие, наоборот, заглажены и мягки (Вкл. III-IV. Рис. 26-36). 

Сохранились мужские торсы (Вкл. V. Рис. 37-39).Привлекает пластикой и живостью образа практически полностью сохранившаяся статуэтка сидящего Силена (Вкл. V. Рис. 40). В состав коллекции входят два светильника: с солярным знаком на щитке и авторским граффити на донце в виде черты с засечкой (Вкл. V. Рис. 41); с изображением птицы со змеей (Вкл. V. Рис. 42); сосуд для масла арибалл (?) с рельефными плохо читаемыми двухсторонними изображениями человеческих фигур (Вкл. V. Рис. 43-44) и форма для отливки фигуры Силена (Вкл. V. Рис. 45).

К настоящему времени, к сожалению, сохранилось всего пятьдесят три терракоты – 36 головок; 13 торсов и фрагментов фигур; форма для отливки фигуры Силена, 1 сосуд для масла и 2 светильника.

 

 

Ссылки:

1Сенчурова Т. Е., Купряшина Т. Б. Музейное строительство в Муроме (1918-1950 гг.) // Музеи Верхней Волги: Проблемы, исследования, публикации. - Ярославль, 1997. - С. 295.

2Древняя Смирна - пример архаического полиса; часть ее находилась на полуострове, закрывавшем вход в глубокую бухту. Центр города был обнесен оборонительной стеной из кирпича. В городе действовало несколько храмов. Дома были довольно вместительны и удобны, в некоторых из них обнаружены даже терракотовые ванны.

3Акты на поступления из имения Уваровой, ЧК и милиции // НА МИХМ. - № 80. - Л. 3.

4Инв. № М-12249. Глина светлая, розовато-желтая. Лак черно-коричневый (зеленоватый), пурпур лиловатый. На венчике вверху три розетты белых, выполнены точками. Тулово украшено тремя фризами, разделенных тремя полосами лака, на дне полоса лака с четырьмя группами язычков. Первый фриз: розетта, процарапанная, с центром; пантера; розетта; гусь с поднятым крылом; розетта. Второй фриз: розетта, гусь, маленькая розетта; пантера; маленькая розетта; гусь, большая розетта; гусь. Третий фриз: два гуся; пантера; розетта; гусь; простая розетта; пантера; большая розетта. Гравировка четкая, уверенная, крылья гусей, шея и тулово пантер заполнены пурпуром; глаза пантер и серединки сложных (с центром) розетт покрыты белой краской. Опубликован: Муромский историко-художественный музей. Путеводитель. - М., 2003. - С. 7.

5Инвентарная книга № 3 (№ № 9882-10938). - Л. 57.

6Сидорова Н. А., Тугушева О. В., Забелина В. С. Античная расписная керамика из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. - М., 1985. - С. 5.

7Уварова П. С. Былое. Давно прошедшие счастливые дни. - М., 2005. - Труды ГИМ. - Выпуск 144. - С. 51.

дата обновления: 29-02-2016