поиск по сайту

Е. А. Васильченко (Муром)

 

БИБЛИОТЕКИ МУРОМА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

Хорошая библиотека являлась предметом гордости во все времена. Египетский поэт еще три тысячи лет назад утверждал, что книга

Нужнее построенного дома,

Лучше гробниц на Западе,

Лучше роскошного дворца,

Лучше памятника в храме.1

В настоящее время появляются новые носители информации. Но и сегодня книга, благодаря всеобъемлемости отражения в ней «объективной и духовной реальности дня»,2 остается инструментом прогресса, символом духовной жизни.

Развитие книги в России имеет свои особенности. Рукописный период в истории русской книги занимает особое место. Ведь книгопечатание в России появилось на сто лет позже, чем в Западной Европе, и до XVIIIв. служило преимущественно нуждам церкви. Толчком к активному печатанию книг светского характера послужили петровские реформы. В конце XVIII в. печатная светская книга «становится более доступной, теряет свой аристократический облик, проникая постепенно во все слои общества, в самые отдаленные города».3Перемены в экономическом и общественно-политическом укладе России в эпоху реформ второй половины ХIХ в. оказали влияние и на культурное развитие страны. Книги занимали очень важное место в жизни граждан, были практически в каждом доме.

Цель данной работы – дать представление о книжных собраниях, хранившихся в г. Муроме к октябрю 1917 г. Когда образовалась библиотека, какова ее тематика, что стало с ней впоследствии, где сейчас хранятся книги, – на эти вопросы попытаемся ответить в данной статье.

К октябрю 1917 г. в Муроме сложились следующие книжные комплексы:

- личные фонды наиболее известных людей города;

- библиотеки монастырей и церквей;

- библиотеки учебных заведений;

- библиотеки клубов и обществ;

- муромская городская общественная библиотека.

Рассмотрим сначала личные собрания некоторых жителей города. В Муроме библиотеками располагали семьи Добрынкиных, Жадиных, Зворыкиных, Гладковых, Перловых и др. Но особенно славилась библиотека графов Уваровых.

При Екатерине II высшее общество России охватила мода на создание огромных фамильных библиотек. Одной из самых крупных в стране была библиотека Уваровых. Она занимала целый этаж музея античных мраморов, созданного министром народного просвещения Сергеем Семеновичем Уваровым в своем подмосковном имении Поречье. Музейи библиотека были открыты для посетителей. Был даже издан путеводитель попореченскому музею. Уваровы владели поместьями во многих губерниях, в том числе и во Владимирской. Имение под Муромом называлось «Красная гора». Известные археологи Алексей Сергеевич и Прасковья Сергеевна Уваровы любили жить в Карачарове, где располагалась графская усадьба, проводили раскопки окрестных территорий. В имении была большая библиотека. По-видимому, это была рабочая часть пореченскойбиблиотеки. Об этом свидетельствует тематика книг: история, литературоведение и, конечно, археология. Много книг было с автографами. В большинстве своем это экземпляры, преподносимые Уваровым в связи с ихархеологиче-скойдеятельностью от членов Археологического общества. Книгами пользовались постоянно не только владельцы, но и местные любители древности, и приезжие ученые гости. После революции имение было национализировано, а книги в числе прочих вещей передали в музей.

Созданное в 1864 г. А. С. Уваровым Императорское московское археологическое общество поощряло деятельность провинциальных любителей старины, привлекало их к участию в археологических съездах. В 1877 г. действительным членом общества становится Николай Гаврилович Добрынкин – один из краеведов землимуромской, провинциальный энциклопедист. Николай Гаврилович никогда не был просто коллекционером, не ставил на первый план приобретение предмета.

У себя дома он открыл маленький музей, разделенный на несколькоотделов, и составил к нему каталог. В каталоге есть раздел «Древняя письменность и печать», куда входят жалованные грамоты, образцы письменности, рукописные книги, географические карты, планы, гравюры. Отмечены и одиннадцать печатных книг второй половины XVII - XIX вв. самого разного содержания: от «Священной истории Нового и Ветхого Завета» до пособия по увеличению винокурения. Естественно предположить, что у Добрынкина была и хорошая домашняя библиотека. К сожалению, сведения о ней крайне скудны. После смерти Николая Гавриловича его коллекцию и библиотеку унаследовал сын, продолживший формирование собрания. В 1919 г.муромским подотделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины сыну Николая Гавриловича - Владимиру Николаевичу, – работавшему в музее, «была выдана охранная грамотана имеющуюся в его доме ценную историко-археологическую библиотеку».4 Часть собрания Владимир Николаевич передал в музей.

Н. Г. Добрынкин был хорошо знаком с муромским гражданином Макаром Семеновичем Железниковым, с которым его связывали общие собирательские интересы. Коллекции старинных предметов складывались в семье Железниковых на протяжении нескольких поколений. Особое внимание уделялось рукописным и старопечатным книгам, на собрание которых наложило определенный отпечаток то, что Железниковы долгое время придерживались старообрядчества. В библиотеке хранились редкие книги: «Грамматика» Смотрицкого, изданная в 1648 г., «Азбука», вышедшая в 1781 г. в старообрядческой типографии г. Супрасля, и др. Книжное собраниеЖелезниковых хранилось в семье вплоть до конца девяно-стых годов ХХ в., а затем было продано в частные руки в г. Москве. К сожалению, для Мурома этот «комплекс книг, историческую значимость каждой из которых придает именно характер всего комплекса»,5 был потерян.

Интересное книжное собрание хранилось в семье купца Ивана Дмитриевича Перлова. В основном это книги по естественным наукам. По-видимому, часть из них купил со временем А. Ф. Жадин, т. к. на многих книгах с печатью личной жадинской библиотеки есть надпись чернилами: «Из книг Ивана Перлова». В настоящее время часть книг из перловской библиотеки хранится в музее, часть – в городской библиотеке.

Муромский купец Алексей Федорович Жадин – известный коллекционер тканей, фарфора, печатного лубка, литографий и пр., член Муромского научного общества, присутствовавший почти на всех его заседаниях. Алексей Федорович был не просто собирателем. У него дома хранилась библиотека с профессионально подобранной, передовой по тому времени литературой по всем направлениям его коллекционерской деятельности. Свое археологическое собраниеЖадин передал в музей Муромского научного общества еще в конце1917 г., а оружие, доспехи, народные костюмы, книги конфисковала у него Чрезвычайная комиссия после революции. Сам он был арестован и расстрелян в 1921 г. как один из участников белогвардейского мятежа 1918 г. в Муроме. Книжное собрание А. Ф. Жадина сегодня хранится в музее и в городской библиотеке.

Еще один известный коллекционер в городе – академик живописи Иван Семенович Куликов – славился своим собранием крестьянских костюмов, предметов домашнего и церковного быта, домовой резьбы. Вещи из коллекций помогали художнику в его работе. Кроме того, Иван Семенович собрал хорошую библиотеку по искусству и русской литературе. Особенно художник любил произведения Н. В. Гоголя. С образованием музея Куликов передал туда «наиболее ценные экспонаты из своей кол- лекции – предметы декоративно-прикладного искусства, древнерусскую одежду, обувь, украшения, свои живописные произведения».6 Часть библиотеки художник передал в музей, а часть сегодня находится в семье родственников. По словам зятя Куликова – Николая Андреевича Беспалова – среди них и книги с автографами, например, известного муромского краеведа П.Травчетова.

В семье муромских дворян Бычковых хранилась многотомная библиотека. В 1851-1852 гг. Дмитрий Львович Бычков подарил часть книг уездному училищу. Это были книги по истории, литературе, словесности, журналы «Московский телеграф», «Прибавление к Московскому телеграфу» за 1825-1834 гг. и др. Сейчас книги с надписью «Библиотеки Муромского Уездного Училища пожертвованной Г. Дмитрием Львовичем Бычковым…» находятся в музее.

Еще одна дворянская семья – Брюховых – также имела свою библиотеку. Сведений о ней мало. Известно, что у Александра Ивановича Брюхова (1819-1847), отставного поручика Киевского гусарского полка, хранились книги на иностранных языках, изданные в первой четверти XIX в. В настоящее время они находятся в музее.

Имеются отрывочные сведения о домашних библиотеках в семьяхГундобиных, Зворыкиных, Гладковых и др.

До ХVIII в. основным хранителем и пропагандистом книги являлась церковь. Но постепенно она утратила свое лидирующее положение, и монастыри перестали играть роль крупных культурных центров. К1917 г. в Муроме было три монастыря – Спасский, Благовещенский, Троицкий - и более двадцати действующих храмов. В каждом из них был собран свой книжный фонд, доступ к которому был довольно ограничен. Комплектовались библиотеки богослужебной и духовно-нравственной литературой, в том числе и за счет вкладов прихожан. Формировались и личные собрания настоятелей монастырей. Например, своя библиотека была у архимандрита Мисаила.

После революции монастыри и церкви были закрыты, некоторые разрушены. Единственным действующим храмом в городе в годы Советской власти оставался Благовещенский собор мужскогомонастыря.

Судьбы монастырских библиотек требуют отдельного изучения. Часть книг попала в музей, в том числе и некоторые издания из собрания архимандрита Мисаила. «Почти ничего не сохранилось из памятников ”древней письменности”, находившихся в архиве монастыря (Спасского – Е. В.). Известно, что лицевой синодик ХVII в. хранится в отделе рукописной книги ГИМ, неясна судьба Вкладной книги ХVII в.».7

На сегодняшний день восстановлено семь храмов. Возобновлена и монашеская жизнь в трех монастырях. При каждом монастыре сейчас действует библиотека.

Ряд библиотек существовал при учебных заведениях. К 1917 г. в Муроме было четырнадцать учебных заведений, не считая нескольких частных школ. Наиболее полно сведения сохранились о следующих книжных собраниях.

При самом старом учебном заведении г. Мурома (уездном училище), открытом в 1779 г., существовала библиотека. Много книг и журналовв нее пожертвовал Д. Л. Бычков в 1851-1852 гг. из своего домашнего собрания. Книжный фонд регулярно пополнялся новейшими журналами: «Труды вольного экономического общества», «Указатель открытий по физике, химии, естественной истории и технологии» и др.

Со временем уездное училище было преобразовано в городское трехклассное. Библиотека при училище осталась, она делилась на «неподвижную» и «открытую». Работала она три дня в неделю с 6 до 10 вечера. Вход был платным. Каждый член библиотеки платил в год 10 рублей, подписчик – 3 рубля, посетитель за вход – 5 копеек. Библиотека была популярна. В 1865 г. она получала двадцать лучших журналов и газет, приобретала художественную литературу и книги по различным отраслям знаний. Однако вскоре внимание к ней ослабело, но не из-за «равнодушия к чтению и не потому, что библиотека была бедна средствами, а лишь из-за замеченных беспорядков в пользовании библиотекой».8

Одной из самых крупных в городе была библиотека реального училища, которая делилась на ученическую и фундаментальную.Последней пользовались в основном педагоги и ученики старших классов. Книги беспрепятственно выдавались не только в учебное время, но и в каникулы. Библиотека систематиче-скифинансировалась из городского бюджета, поэтому ее фонд регулярно пополнялся новой литературой. Особенно это было заметно в первые годы существования училища, когда на приобретение книг затрачивались значительные средства. Комплектование книжного фонда было весьма разносторонним, но особое внимание уделялось отделам языкознания и словесности, математики и естествознания. К январю 1900 г. в фундаментальной и ученической библиотеках хранилось соответственно 5984 тома и 2651 том. В 1896-1897 гг. годах ученики старших классов реального училища создали свою нелегальную библиотеку, которая просуществовала вплоть до февральской революции. Затем ее передали в фундаментальную библиотеку училища.

В 1875/1876 г. в Муромском земском начальном училище была своя библиотека, насчитывающая 282 тома.

С введением в 1910 г. всеобщего начального образования почти при всех школах были созданы библиотеки Владимирского губернского земства.

Своя библиотека была при духовном училище, но сведения о ней довольно скудны. Образовалась она после 1875 г. и включала в себя, кроме литературы религиозного содержания, книги по географии, философии, естествознанию и другим наукам, журналы «Вестник Европы», «Русский вестник», «Отчеты вольного экономического общества» и т. д. В 1892 г. в ней насчитывалось полторы тысячи книг русских и зарубежных авторов.

После революции положение в сфере образования изменилось. По декрету «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» церковь была отделена от государства. Духовное училище былоупразднено, а церковно-приходские школы оказались в ведении отдела народного образования. В 1921 г. частные школы были запрещены, поэтому все учащиеся перешли в советскую школу. Реальное училище было преобразовано в Первую единую трудовую школу, а на базе женской гимназии открыли педагогиче-ские курсы, которые позднее преобразовали в педагогический техникум.

Реформы, естественно, коснулись и библиотек при учебных заведениях. Многие книги из духовного, реального, уездного училищ, женской гимназии в настоящее время хранятся в музее, некоторая часть – в городской библиотеке.

Свои библиотеки были при различных обществах и собраниях.

При Спасском монастыре в конце ХIХ в. было открыто отделение Братства святого Александра Нев-ского, которое в 1895-1896 гг. устроило бесплатную церковно-приходскую библиотеку. Существовала библиотека на деньги, выделяемые Уездной земской управой и пожертвования. Большую помощь оказывало и Братство, продавая книги со своего склада по льготным ценам или в кредит. Библиотечный фонд составляли преимущественно религиозно-нравственные книги и журналы. Сегодня часть книг отделения хранится в музее.

Во второй половине ХIХ в. в Муроме существовало Дворянско-купеческое собрание. При нем только для членов собрания была открыта своя библиотека. Она состояла из произведений художественной литературы русских и зарубежных авторов ипериодиче-ских изданий. Среди них журналы «Дело», «Вестник Европы», «Северный вестник», «Русская мысль». В 1915 г. по постановлению собрания библиотека была передана в распоряжение земской управы. Впоследствии книги, по всей вероятности, перешли вгород-скую общественную библиотеку. Сейчас часть книг и журналов хранится в музее, часть – в центральной городской библиотеке.

В 1913 г. при церкви святого Иоанна Предтечи открылось Общество трезвости. Члены Общества могли бесплатно пользоваться книгами и брошюрами из церковно-приходской библиотеки «для религиозно-нравственной поддержки… и для укрепления их в воздержании от хмельных напитков».9 Собрания членов Общества проходили в предоставленном В. А. Вощининым доме по улице Рождественской (ныне ул. Ленина). В апреле 1916 г. там же было открыто отделение приходской библиотеки, «в состав которой вошло более 400 экз. книг религиозно-нравственного, исторического, противоалкогольного, патриотического содержания, духовных и светских журналов»,10 а также полные собрания сочинений русских писателей. Среди журналов выписывались такие, как «Трезвая жизнь», «Вестник трезвости», «Сеятель трезвости», «Кормчий» и др. Комплектовалась библиотека за счет средств Общества и пожертвований.

В декабре 1916 г. в городе было образовано Муромское научное общество, которое ставило своей целью «изучение Муромского края в естественно-историческом, историко–археологическом, этнографическом, культурном и проч. отношениях и разработку связанных с этим научных вопросов, а также распро-странениеисторических, естественно-исторических знаний и научных сведений».11 При обществе были организованы музей и библиотека, которые располагались в реальном училище. В октябре 1917 г. члены общества по требованию губернского комиссара обошли правительственные и общественные учреждения Мурома и составили список предметов, имеющих, на их взгляд, художественную иисторико–археологическую ценность. Часть из описанных вещей, находившихся в городской управе, попало в музей общества. К началу1918 г. библиотека общества насчитывала 353 издания по истории, археологии, естествознанию, городскому делопроизводству и т. д. Фонд ее пополнялся за счет покупки книг на средства общества и пожертвования. Кроме того, свои издания присылали «Академия наук, Ботанический сад Петра Великого, Владимирское общество любителей естествознания, Ярославское общество исследования природы Орловской губернии».12 С открытием в 1919 г. Муромского музея местного края в него влились все коллекции и библиотека научногообщества.

Из небольших пожертвований меценатов в начале XX в. в Муроме была образована бесплатная библиотека фабрично-заводской больницы, которая существовала при бумаготкацкой мануфактуре с 1899 г. На тот момент она была единственной в городе официальной библиотекой для рабочих. В 1907 г. библиотека насчитывала 557 томов книжных и 135 томов периодических изданий. В основном это художественная литература, а также книги по различным отраслям знаний; журналы «Нива», «Охота», «Русский паломник», «Природа», «Вокруг света» и др.

В шестидесятые годы ХIХ в. по разрешению правительства начинает реализовываться идея по созданию публичных библиотек в уездных городах России. В Муроме тоже открылась библиотека. Она начала работать в1866 г. по инициативе городского головы А. В. Ермакова. Библиотека занимала одну, а с 1893 г. - две комнаты в здании городской управы. На 1 января 1893 г. библиотечный фонд насчитывал 3695 экземпляров книг и журналов. Содержалась библиотека за счет средств города, членских взносов и платы подписчиков. Впоследствии городская дума отказала ей в ежегодном пособии. Но большую помощь оказали библиотеке членымуромскогостуденческого землячества в Петербурге, прислав безвозмездно литературу естественнонаучного и общественно-политическогосодержания.

В 1914 г. в работе библиотеки наметились положительные перемены. Она переехала в новое здание, пожертвованное для нее наследниками купца А. И. Вощинина на Николо-Можайской улице (ныне ул. Комсомольская, 13), стала пользоваться субсидией города, губернского и уездного земств. К 1 января 1914 г. в книгохранилище насчитывалось 12 527 томов. Книги были систематизированы по восьми отделам:

- естественные науки, математика, география, путешествия;

- история, критика, публицистика;

- беллетристика русская и переводная;

- местная литература;

- богословие, история христианства;

- общественные науки;

- детская литература;

- биографии, справочники.

Кроме того, для читателей выписывалось до шестидесяти пяти наименований газет и журналов. Среди журналов такие, как «Русское богатство», «Исторический вестник», «Русская мысль» и др.

Работала библиотека в будни с 4 до 8 часов вечера, в воскресенье и праздничные дни – с 3 до 7 часов вечера, в субботу и в предпраздничные дни – с 3 до 5 часов вечера.

После революции библиотеку перевели в новое помещение (современное здание Центральной городской библиотеки на ул. Ленина). Фонд ее пополнился литературой, конфискованной у местной буржуазии. Так в библиотеке появились книги из личных собраний муромских купцов А. Ф. Жадина, А. К. Зворыкина, И. Д. Перлова и др. В Москву специально была отправлена группа, «которая мешками покупала книги в букинистических магазинах и лавках».13По распоряжению Н. К. Крупской, возглавлявшей тогда Центральную библиотечную комиссию при Наркомпросе РСФСР, для муромской библиотеки в сентябре 1918 г. была приобретена крупная партия книг. Большое количество литературы было закуплено на агитационном пароходе, шедшем по маршруту Москва – Рязань – Муром – Нижний Новгород.

Сегодня издания прошлых столетий сосредоточены в нескольких хранилищах. В муромском музее хранится более четырех тысяч экземпляров редких книг. Небольшая коллекция изданий второй половины XIX – начала XX вв. есть в муромской Центральной городской библиотеке. Подобные раритеты бережно хранятся и в личных библиотеках некоторых жителей нашего города, в монастырях.

Рассмотрим подробнее книжные собрания Муромского музея и Центральной городской библиотеки.

Книжный фонд музея складывался на протяжении восьмидесятипятилетней истории существования этого учреждения.

Хронологические рамки музейного собрания – XVI-XX вв. Проследив историю муромских библиотек, о которых рассказывалось выше, можно увидеть, что после революции многие книжные фонды – личные и учреждений – были переданы на хранение в музей. Только в 1919-1920 гг. поступили книги из «библиотеки Уваровой (9000 экз.), братства Александра Невского (2000 экз.), духовного (5000 экз.) и городского (2000 экз.) училищ», из личных собраний А. Ф. Жадина и других частных лиц, начали перевозить фонды Спасского монастыря.14 Кроме того, комиссия в составе двух представителей губернии и заведующего секцией муромскогомузея И. С. Куликова произвела осмотр и зарегистрировала все находившиеся в Муроме архивы: Полицейского, Духовного, Земского правлений, городской управы, землеустроительной комиссии, окружного суда и др. В 1920-е годы архивы хранились в музее, а позднее, при реорганизации архивного дела, были переведены во Владимир – областной центр.

На заседании коллегии подотдела по делам музеев в феврале 1920 г. было решено «библиотеку разгрузить, оставляя при музее только книги, имеющие историко-археологический интерес и по искусству».15 Таким образом, книжный фонд также претерпевает ряд изменений. В разные периоды из музея часть книг перевозят в городскую центральную библиотеку, «некоторые уникальные и редкие издания были переданы… музею им. А. М. Горького при Академии наук СССР, а несколько тысяч журналов на иностранных языках – Нижегородской областной библиотеке им. В. И. Ленина».16 В свою очередь, ряд книг из городской библиотеки поступил в музей. Литература из расформированного музея им. Н. Ф. Гастелло попала в музейную библиотеку. По распоряжению властей в 1930– 1950-е гг. регулярно производились жестокие цензурные «чистки» документов, фотографий, книг и даже страниц из книг.

В 1937 г. при библиотеке был организован небольшой научный архив. В начале 1950-х годов часть книг с библиотечного учета была переведена в основной музейный фонд. Книги отбирались по признаку древности. В конце 1980-х гг. сотрудниками музея была проведена работа по выявлению и переводу из библиотеки в основной фонд книг из собрания графов Уваровых. В середине 1990-х старопечатные и рукописные книги на церковно-славянском языке стали самостоятельной коллекцией. Работа по переводу библиотечных книг в музейный фонд продолжается до сих пор.

В настоящее время все книги в музее (а это около сорока тысяч томов) можно разделить на четыре части: рукописная и старопечатная коллекции, редкий и библиотечный фонды.

На протяжении ХХ в. библиотечный фонд музея пополнялся в основном академическими изданиями по истории, вспомогательным историческим дисциплинам, археологии и искусству. По этим направлениям научного знания музейная библиотека имеет уникальный фонд. Она является единственной научной гуманитарной библиотекой в городе.

История формирования Центральной город-ской библиотеки уже рассматривалась в данной статье. Издания второй половины ХIХ - первой трети ХХ вв., находящиеся на учете в центральной городской библиотеке (чуть больше 200 экземпляров), в 2002 г. были выделены в фонд «редкой» или «старой» книги. Коллекция включает в себя художественную и справочную литературу, книги по различным отра-слям знаний. Собрание очень интересно по своему составу, по владельческой принадлежности в разные времена, по различным пометам в некоторых книгах.

Большое место в коллекции занимают книги из личной библиотеки А. Ф. Жадина – сорок шесть экземпляров. В основном это издания по естественным наукам (ранее они принадлежали Ивану ДмитриевичуПерлову), по истории, художественная и справочная литература. Кроме того, есть по одному экземпляру сочинений по буддизму, по истории книги, по истории культуры. Четыре книги коллекции отмечены знаками принадлежности Уваровым. На одной из них – монографии В. Ключевского – есть дарственная надпись автора А. С. Уварову. Есть книги с владельческими знаками семей Зворыкиных, Гундобиных, Ермаковых и других. Семнадцать книг ранее принадлежали духовному училищу, три – женской гимназии. Это художественная литература. На многих изданиях печать «Муромского градского общества». На большинстве экземпляров отметка об их принадлежности муромской городской общественной библиотеке. Доклады Муромской уездной земской управы, журналы Муромского уездного земского собрания и отчеты Муромской уездной земской управы после революции некоторое время хранились в Нижегородской государственной публичной библиотеке им. В. И. Ленина. Несколько книг было передано в 1950-60-х годах из музея.

Книги коллекций представляют большой интерес для изучения, т. к. «несут многообразную историко-культурную, социальную, географическую и лингвистическую информацию».17 На многих изданиях имеются владельческие и вкладные записи, экслибрисы, автографы, являющиеся ценным историческим источником и позволяющие порой проследить «реальный путь книги из типографии в книжное собрание… проникнуть во внутренний мир читателя и владельца книги».18 Очень ценно, если библиотека сохраняется наиболее полно. Тогда после изучения и анализа книжного комплекса можно сделать более объективные выводы о культурном уровне, духовных запросах, сфере интересов, круге общения владельца книг.А если изучить и сравнить несколько книжных собраний, максимально воссоздав их состав, то репертуар книг позволит оценить не только культурный уровень жителей провинциального города, но «и общий уровень культуры страны, и основное направление книгопечатания, и реакцию различных кругов общества на важнейшие сдвиги в области экономики и культуры, и появление новых прогрессивных идей».19Издания коллекций позволяют получить некоторое представление о развитии искусства оформления книг и переплетном мастерстве. Кроме того, переплеты «с определенной стороны характеризуют уровень культурного развития владельцев книг, а некоторые являются замечательными образцами декоративно-прикладного искусства».20

 

Ссылки:

1 Глухов А. Из глубины веков: Очерки о древних библиотеках мира. – М., 1971. – С. 18.

2 Поздеева И. В. Принципы выделения книг – памятников истории и культуры // Редкие книги и рукописи: Изучение и описание. – Л., 1991. – С. 20.

3 Блюм А. В. Массовое чтение в русской провинции конца XVIII– первой четверти XIX в. // История русского читателя. – М., 1973. –Вып. 1. – С. 38.

4 Протоколы Совета Музея // НА МИХМ. – № 304. – Л. 51 об.

5 Поздеева И. В. Указ. соч. – С. 21.

6 Беспалов Н. А. И. С. Куликов. – М., 1990. – С. 118.

7 Сухова О. А. Древности муромского Спасского монастыря //Уваровские чтения – III. – Муром, 2001. – С. 27.

8 Чумакова В. Ф. Развитие библиотечного дела в городе Муроме Владимирской губернии с XII века до октября 1917 года // Дипломная работа. – С. 14

9 Устав Предтеченского Общества трезвости в г. Муроме, Владим. губ. при церкви Святого Иоанна Предтечи. – Выкса, 1913. – С. 7.

10 Отчет о деятельности Предтеченского Общества Трезвости в г. Муроме за 1916 год. – Муром, 1917. – С. 2.

11 Устав Муромского научного Общества по изучению местного края // НА МИХМ. – № 225. – Л. 1.

12 Отчет работы научного Общества за 20 месяцев // НА МИХМ. – № 225. – Л. 11.

13 История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века // Под. ред. Ю. Смирнова. – Муром, 2001. – С. 336.

14 Богатов И. П. Опыт 27 лет работы Муромского музея (1918–1945 гг.) // НА МИХМ. – № 331. – Л. 50.

15 Протоколы Совета музея // НА МИХМ. № 304. – Л. 53.

16 Муром: Историко–экономический очерк. – Владимир, 1962. – С. 79.

17 Шапилова Е. В. Коллекция книг кириллической печати Рязанскогоисторико–архитектурного музея–заповедника как новый источник изучения Рязанского края // Первые Яхонтовские чтения. – Рязань, 2001. – С. 167.

18 Там же.

19 Луппов С. П. Актуальные проблемы изучения истории книги в России периода феодализма // Книга в России до середины XIX века. – Л., 1978. – С. 12.

20 Шапилова Е. В. Указ. соч. – С. 167.

дата обновления: 03-03-2016