поиск по сайту
Автор: 

А. Г. Мельник (Ростов)

 

ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО ЛЕОНТИЯ РОСТОВСКОГО В ДОМОНГОЛЬСКУЮ ЭПОХУ

 

Начальный период формирования культа св. Леонтия епископа Ростовского пришелся на домонгольскую эпоху. Истории этого культа касались многие ученые XIX-XX вв.1 Однако не все стороны почитания данного святого раскрыты ими с необходимой полнотой. В настоящей работе я попытаюсь охарактеризовать основные черты его почитания в указанное время, акцентируя внимание на тех из них, которые недостаточно изучены.

Начало формирования культа епископа Леонтия описано только в его житии. Исследователи по-разному определяют время появления первого краткого жития Леонтия. Одни из них считают, что оно возникло вскоре после обретения мощей святого в 1160-е или 1170-е гг. Другие относят его ко второй половине XII в. Но старейший список данного жития, по мнению Г. В. Семенченко, относится лишь ко второй половине XIV в.2

Согласно данному житийному тексту, после того, как сгорел деревянный ростовский Успенский собор, князь Андрей Боголюбский повелел создать каменную соборную церковь во имя Пресвятой Богородицы на месте сгоревшего одноименного храма. И копавшие ров «предней стене» нашли гроб, покрытый двумя досками. В гробу оказались останки епископа Леонтия. Автор жития описал это событие следующим образом: «И отверзоша гроб, и видеша лице его, яко светсветящься, и ризы его, яко вчера облечены. О великое чюдо, братие. Толикым летом минувьшем, не изменися святое тело его, но и ризы его не истлеша, паче и гроб, в нем же бе тело его». О случившемся сообщили князю Андрею Боголюбскому. И тот, восславив «великую мудрость Божию», прислал вскоре в Ростов каменный гроб для мощей Леонтия, который был установлен «в церкви пресвятыя Богородица»,3 то есть в Успенском соборе.

Описанные события в древнейшей редакции жития Леонтия, сохранившейся в списке второй половины XIV в., точно не датированы. Не имеют они датировки и во второй редакции того же жития, опубликованной по списку 1428-1429 гг.4 В более поздних редакциях жития Леонтия, относящихся к концу XV и XVI вв., время закладки собора и обретения мощей святого отнесено к 1164 г., а освящение храма - к 1170 г.5 В Львовской и Тверской летописях представлены иные датировки указанных событий. Согласно этим источникам, собор заложили в 1161 г., тогда же обрели мощи Леонтия и освятили храм в 1162 г.6 В Никоновской летописи и закладка собора, и обретение мощей отнесены к 1162 г.7 Но все эти три летописи относятся лишь к XVI в. В более древних летописях об обретении мощей святого и строительстве первого каменного ростовского собора вообще ничего не говорится. Ранее уже предполагалось, что датированные указанные известия Львовской, Тверской и Никоновской летописей «есть плод творчества более поздних летописцев. Их появление может быть связано с попыткой осмысления на каком-то этапе летописания сведений тех редакций жития Леонтия, которые не имеют точных дат».8 Но ведь то же самое можно предположить и относительно указанных датировок поздних редакций жития святого. Так или иначе, но ясно одно: на нынешнем уровне знаний невозможно рационально обосновать достоверность ни житийных, ни летописных датировок рассматриваемых событий. У нас есть лишь одна надежная дата - свидетельство Лаврентьевской летописи о том, что деревянный ростовский Успенский собор сгорел в 1160 г.9 Характерно, что по данным всех вышеприведенных источников, строительство собора и обретение мощей св. Леонтия укладываются в одно десятилетие - между 1160 и 1170 гг. Вряд ли эти события могли произойти позже. Поэтому мы не ошибемся, если датируем их просто 1160-ми гг.

Известно, что празднование памяти святого Леонтия было установлено ростовским епископом Иоанном (1190-1214).10 Как сказано во второй редакции жития святого, «Иоан же епископ праздновати устави месяца маиа в 23 день».11 В данном списке, относящемся к 1428-1429 гг.,12 это событие точно не датировано. В более поздних редакциях жития конца XV в. оно отнесено к 1190 г.,13 а в Тверском сборнике XVI в. - к 1194 г.14 Но насколько достоверны эти даты, ныне установить не представляется возможным.15 Поэтому время церковного прославления святого Леонтия надежнее датировать периодом правления упомянутого епископа Иоанна (1190-1214).

Встает вопрос: было ли какое-либо почитание епископа Леонтия в промежутке времени между открытием его мощей (1160-е гг.) и официальным прославлением (между 1190 и 1214 гг.), а если было, то в чем выражалось? К сожалению, состояние источников позволяет ответить на этот вопрос лишь предположительно. Казалось бы, концовка древнейшей редакции жития Леонтия прямо говорит о том, что каменный гроб с мощами святого «и доныне лежить в церкви пресвятыя Богородица, сдевающе преславная чюдеса и подавая исцеленья с верою приходящим к пречистей Богородице и к святей раце его в славу Христу, богу нашему».16 Но ведь эта фраза, носящая явно этикетный характер, могла быть приписана и позже составления основной части указанной редакции, о чем как будто свидетельствует слово «доныне», то есть некоторое время спустя после помещения гроба Леонтия в Успенском соборе. Тем не менее, вряд ли правомерно отрицать возможности возникновения уже в 1160-е гг. обычая почитания этого гроба. Если правы те, кто полагает, что древнейшая редакция жития святого возникла до его официального прославления,17 то ее бытование в устной или письменной форме также свидетельствует о почитании Леонтия в то время.

Важным этапом формирования культа святого является составление службы ему. В некоторых списках службы Леонтию указан ее автор, епископ Иоанн18 - тот самый, который установил празднование памяти этого святого. Древнейшие рукописи, содержащие полный текст этой службы, относятся к середине XV в.19 Но первоначальная служба была короче, и исследователи не без основания относят ее ко времени епископа Иоанна.20

Значительную часть второй редакции жития Леонтия, сложившейся, по мнению Г. В. Семенченко, в XIII - начале XIV вв. (скорее всего, около 1230 (1231) г.), составляет описание чуда, случившегося, как утверждает автор жития, вскоре после прославления святого при епископе Иоанне.21Анализ этого текста позволяет представить основные составляющие сложившегося культа Леонтия.

Данный текст свидетельствует, что ко времени его написания у раки св. Леонтия регулярно совершались службы, возжигались свечи. Леонтий, восстав из гроба, как бы сам показывает пример такого служения. Важен и следующий образ Леонтия, запечатленный в тексте: «И виде... святого Леонтия, стояща перед святою трапезою, руце свои горе воздвигше». Именно в такой позе, с воздетыми руками, святой Леонтий изображается на большинстве дошедших до нас икон XV-XVII вв.22 Самые ранние сохранившиеся иконы Леонтия датируются XIV в. Однако логично предположить, что первый образ святого возник не позже официального его прославления при епископе Иоанне, а возможно, и несколько раньше, вскоре после открытия его мощей в 1160-е гг.23 Вероятно, уже на первой иконе Леонтий был представлен с воздетыми руками, как и на более поздних его изображениях (см. выше).

В представлении автора жития и его читателей небесные силы в лице ангелов грозно оберегают культ гроба Леонтия. Они наказывают некоего клирика за намерение погасить свечу у этого гроба - «бысть раслаблен рукама и ногама и глух и нем». Леонтий же выступает в роли заступника перед Богоматерью и Христом за несчастного и способствует его исцелению. Важно, что в том же тексте дается нечто вроде указания - как следует поклоняться гробу Леонтия. Сначала надо обратиться к Богоматери, а затем, «возведе очи» к упомянутому гробу, «слезно» молить Леонтия, призывая «святого на помощь». В том же тексте представлена характеристика Леонтия как святого: «Радуйся, ревнителю святых апостол, искоренителю бесовскыа льсти. Хвалит бо Римскаа земля Петра и Павла, Греческаа земля - Костянтина царя, Киевская земля - Володимера князя, Ростовская земля тебе, великый святителю Леонтие, ублажает, сътворшаго дело равно апостоломь».24 Таким образом, он был причислен к высшей категории святости, то есть получил статус равноапостольного.

По-видимому, в первый период существования культа святого Леонтия он больше почитался как креститель Ростовской земли, в меньшей степени - как целитель недужных.

Данный вывод подтверждается и таким авторитетным источником, как Лаврентьевская летопись. В ней под 1231 г., в рамках большой статьи о свершениях ростовского епископа Кирилла (1231-1262), составленной, как предполагают, около или вскоре после смерти Кирилла в 1262 г.,25 указано: «Леонтий убосвятый, священый епископ, тъ просвети святым крещеньем град Ростов».26

Культ епископа Леонтия был тесно связан с ростовским Успенским собором, Ростовским архиерейским домом и поддерживался ростовскими архиереями. Это и понятно, ведь в указанном соборе хранились мощи святого, а сам собор в организационном плане непосредственно подчинялся архиерейскому дому и архиерею. Свидетельства летописей и других письменных источников позволяют конкретизировать данное утверждение. В 1204 г. обрушился Успенский собор.27 Новый каменный одноименный храм был заложен в1213 г.28 и, как показали археологические исследования, он строился на основании стен разобранного собора 1160-х гг.29 Возможно, именно в 1213 г. мощи св. Леонтия были перенесены во вновь отстроенную после пожара 1211 г.30 епископскую церковь Иоанна Предтечи. Но документы об этом умалчивают.

Для настоящей темы исключительным значением обладает сообщение Московской Академической и ряда других летописей о том, что 25 февраля 1230 г. «мощи великаго святителя чюдотворца епископа Леонтия» были перенесены из церкви «святаго Иоана» в ростовскую соборную церковь.31 Ведь это первое по времени летописное свидетельство о почитании святого. До 1230 г. в дошедших до нас летописных сводах, возникших ранее XVI в., каких-либо известий о епископе Леонтии и посмертном его почитании не обнаруживается. Надо полагать, сам факт включения данного известия в летопись означает, что к 1230 г. культ Леонтия обрел в представлении современников достаточно высокий статус и получил более или менее определенное оформление.

Для уяснения специфики культа того или иного святого важно представить хотя бы в общих чертах, как выглядело место его упокоения. Другими словами, важно знать, в какой части храма находилась рака святого, что она собой представляла, что над ней или рядом с ней находилось - имеются в виду иконы, свечи и тому подобное. Все эти предметы в совокупности можно назвать надгробным комплексом, так как вместе с гробницей они представляли собой некое смысловое целое, олицетворяющее, в известной мере, культ святого.

Благодаря раскопкам, проведенным в соборе в 1954 г. Н. Н. Ворониным, мы можем в общих чертах представить, где находилось и как выглядело место упокоения св. Леонтия примерно ко времени освящения указанного храма в 1231 г. В частности, Н. Н. Воронин обнаружил массивную белокаменную гробницу святого. Согласно наблюдениям исследователя, плоская двускатная крышка этого саркофага сходна с подобной крышкой гробницы епископа Луки (ум. 1189) во владимирском Успенском соборе, и гробницы, обнаруженной здесь при строительных работах в северо-западном углу всеволодовой галлереи. Следовательно, показание жития Леонтия о присылке гробницы для его останков князем Андреем подтверждается.32 Данный саркофаг был расположен в особой арочной нише (аркосолии), устроенной в южной стене южной части алтарного объема. Или, другими словами, того помещения, которое обычно называется дьяконником. Сам Н. Н. Воронин полагал, что им обнаружен аркосолий, сохранившийся от первого каменного Успенского собора 1160-х гг.33 Однако недавно, в процессе новых археологических исследований в соборе, это мнение было пересмотрено. Выяснилось, что аркосолий, найденный Н. Н. Ворониным, относится к собору 1213-1231 гг.34 Существовал ли подобный аркосолий в соборе 1160-х гг., неясно. Но косвенные данные археологических раскопок позволили А. Е. Леонтьеву допустить такую возможность.35 Значит, гробница Леонтия могла находиться у южной стены дьяконника собора 1160-х гг., на что, как будто, указывает и старейшая редакция жития святого.36

Что же обусловило выбор места для указанной гробницы, насколько он был необычен или, напротив, следовал определенной традиции, наконец, какой смысл видели в этом выборе? Поставленные вопросы заставляют присмотреться к известным предшествовавшим случаям выбора мест для гробниц русских святых. По-видимому, первый такой случай относится к начальному периоду формирования культа первых русских святых Бориса и Глеба. Согласно источникам, возникшим не позднее начала XII в., раки с мощами этих святых были внесены в Вышгороде в некую «клетку» - очевидно, специально для них построенное здание - и поставлены «на десней стране».37 Как видим, ориентация рак во внутреннем пространстве «клетки» четко обозначена. Следовательно, люди того времени вкладывали какое-то особое значение в то, что раки святых находились именно на десной, или на правой, стороне интерьера здания. На «десней» же стороне поставили раки Бориса и Глеба в 1072 г. во вновь построенном посвященном им храме.38 Если мы еще можем сомневаться, как относительно сторон света располагались раки святых в упомянутой «клетке», то в храме, ориентированном алтарем на восток, десная, или правая, сторона может быть только южной. В 1091 г. в притворе Успенского собора Киево-Печерского монастыря на «десней» стороне «положиша» мощи св. Феодосия Печерского.39 Опять-таки на десной стороне установили раки Бориса и Глеба в новом вышгородском Борисоглебском соборе в 1115 г.40

Итак, ко времени открытия в 1160-х гг. мощей епископа Леонтия уже сложилось некое подобие традиции размещать раки святых на правой или, что то же самое, на южной стороне храма.

Согласно эсхатологическим представлениям средневековья, стороны спасения - восток и юг.41 По-видимому, обычай устанавливать раки святых у южной стены храма был обусловлен этими представлениями. Замечательно, что люди Древней Руси, очевидно, следуя Евангелию (Матф. 25:31-34), ассоциировали само понятие «десный» или правый не только с истинностью и праведностью, но и со спасением на Страшном Суде.

Следовательно, выбор правой стороны в пространстве храма для размещения гробницы святого определялся стремлением символически обозначить путь к спасению и то, что он уже пройден данным святым. А это, в свою очередь, обещало молящимся у его гробницы не только спасение на Страшном Суде,42 но и помощь в этой жизни.

Все вышесказанное свидетельствует, что между 1160 и 1230 гг. произошло более или менее определенное оформление культа св. Леонтия. Для открытых мощей святого по заказу князя Андрея Боголюбского был создан каменный саркофаг. Его разместили в одном из наиболее сакрально значимых мест Успенского собора, чем как бы продемонстрировали необходимость его почитания. У этого саркофага установили свечи и, возможно, икону Леонтия; так образовалось нечто вроде надгробного комплекса. Возникло и житие святого. Епископ Иоанн осуществил его церковное прославление и, видимо, составил службу ему. При этом Леонтий получил высший статус святого - равноапостольный.

 

Ссылки:

1 Макарий (Булгаков). История русской церкви. - СПб., 1868. - С. 329-332; Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. - М., 1871. - С. 3-22; Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. - Т. 1. - М., 1875. - С. 314; Голубинский Е. История русской церкви. - Т. 1. - М., 1880. - С. 627, 688; Васильев В. История канонизации русских святых. - М., 1893. - С. 70-73; Голубинский Е. История канонизации святых в русской церкви. - Сергиев-Посад, 1894. - С. 37-38; Спасский Ф. Г. Русское литургиче-ское творчество (по современным минеям). - Париж, 1951. - С. 85-86; Воронин Н. Н. «Житие Леонтия Ростовского» и русско-византийские отношения второй половины XII в. // Византийский временник. - Вып. 23. - М., 1963. - С. 23-46; Филипповский Г. Ю. Жития Леонтия Ростовского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIV в. - Вып. I. - Л., 1987. - С. 159-161; Семенченко Г. В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского // Труды Отдела древнерусской литературы. - Т. 42. - Л., 1989. - С. 241-254; Ленхофф Г. Канонизация и княжеская власть в Северо-Восточной Руси: культ Леонтия Ростовского // Ярославская старина. - Вып. 3. - Яро-славль, 1996. - С. 13-22.

2 Семенченко Г. В. Указ. соч. С. 244, 251. См. в этой работе библиографию по вопросу о датировке древнейшего жития св. Леонтия.

3 Там же. С. 250-251.

4 Там же. С. 251-254.

5 Житие св. Леонтия, епископа ростовского. С предисловием действительного члена А. А. Титова. - М., 1893. - С. 7, 9.

6 ПСРЛ. - Т. 15. - Ст. 233-235. - СПб., 1863; ПСРЛ. - Т. 20. - Ч. 1. - СПб., 1910. - С. 122.

7 ПСРЛ. - Т. 9. - СПб., 1862. - С. 230.

Сазонов С. В. О датировке ростовского Успенского собора XII в. // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья. - Н. Новгород, 1991. - С. 206.

Летопись по Лаврентьевскому списку. - СПб.,1872. - С. 333.

Спасский Ф. Г. Указ. соч. С. 85-86.

10 Ключевский В. О. Указ. соч. С. 7.

11 Семенченко Г. В. Указ. соч. С. 253.

12 Там же. С. 254.

13 Там же. С. 246; Житие св. Леонтия, епископа Ростовского. С. 11.

14 ПСРЛ. - Т. 15. - Ст. 281. - СПб., 1863.

15 Семенченко Г. В. Указ. соч. С. 246.

16 Там же. С. 251.

17 См. сноску № 2.

18 Ключевский В. О. Указ. соч. С. 11.

19 Ленхофф Г. Указ соч. С. 19.

20 Спасский Ф. Г. Указ. соч. С. 85-86.

21 Семенченко Г. В. Указ. соч. С. 250.

22 Иконография ростовских святых. Каталог выставки. Составитель А. Г. Мельник. - Ростов, 1998. - С. 16, 17, 18, 19, 20, 25, 26, 28.

23 См.: Пуцко В. Г. Иконописные изображения св. Леонтия Ростовского: становление традиции // История и культура Ростовской земли. 1995. - Ростов-Ярославль, 1996. - С. 55, 61.

24 Семенченко Г. В. Указ. соч. С. 253.

25 Приселков М. Д. История русского летописания XI-XV вв. - СПб., 1996. - С. 149-150.

26 Летопись по Лаврентьевскому списку. С. 435.

27 ПСРЛ. - Т. 7. - СПб., 1856. - С. 112.

28 Летопись по Лаврентьевскому списку. С. 416.

29Воронин Н. Н. Археологические исследования архитектурных памятников Ростова // Материалы по изучению и реставрации памятников архитектуры Ярославской области. Древний Ростов. - Вып. 1. - Ярославль, 1958. - С. 4-17.

30 Летопись по Лаврентьевскому списку. С. 414.

31 Летопись по Лаврентьевскому списку. С. 485. См. также: ПСРЛ. - Т. 23. - СПб., 1910. - С. 73; ПСРЛ. - Т. 24. - М., 2000. - С. 92.

32 Воронин Н. Н. Археологические исследования архитектурных... С. 9.

33 Там же. С. 9.

34 Леонтьев А. Е. Археологические наблюдения в ростовском Успенском соборе // Сообщения Ростовского музея. - Вып. V. - Ростов, 1993. - С. 168-170.

35 Там же. С. 167.

36 Семенченко Г. В. Указ. соч. С. 251.

37 Лесючевский В. И. Культ Бориса и Глеба в памятниках искусства // Советская археология. - М.-Л., 1946. - С. 235.

38 Там же С. 236

39 ПСРЛ. - Т. 2. - М., 1962. - Ст. 203.

40 Там же.

41 Сизов С. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. - Вып. 1. - М., 1973. - С. 92.

42 Словарь русского языка XI-XVII вв. - Вып. 4. - М., 1977. - С. 231-232.

дата обновления: 09-03-2016