поиск по сайту
Автор: 

А. А. Селин (Старая Ладога)

 

ПОСВЯЩЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ЦЕРКВЕЙ XVI-XVIII вв. СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ И СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ РУСИ. ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

 

Сравнение посвящений церквей в различных регионах позволяет четче очертить региональные отличия. Особенно этот аспект важен при рассмотрении той эпохи, когда храмовое строительство велось, с одной стороны, весьма интенсивно, а, с другой, этапы этого строительства возможно проследить достаточно подробно. Как для Северо-Восточной, так и для Северо-Западной Руси такой эпохой будут XVI-XVIII вв. Применительно к этим векам можно попытаться за складывающейся в «московский» период унифицированной системой посвящений храмов проследить местную архаику, в которой подчас угадываются особенности становления христианства на данной территории. По мнению отдельных исследователей, именно в XVI в. в русских землях возникает развитый культ отдельных святых.1Хочется подчеркнуть, что выбор посвящений храмов в столичных центрах и в сельском пространстве происходил разными путями: так, в своей недавней работе Д. А. Петров показал видимое различие в статистике посвящений новгородских церквей и церквей в пятинах.2

Вопросы посвящения храмов применительно к большим сельским территориям на сегодняшний день практически не разработаны. В работах последних лет часто делается попытка проведения параллелей между существовавшими культами различных христианских святых и тех или иных реконструируемых на основе различных источников дохристианских, «языческих», божеств.3 Встречаются попытки напрямую соотнести с культом того или иного святого те или иные этнические или национальные группы.4 В этом отношении интересно исследование болгарского ученого Б. Кумора о распространении культа св. Кирилла и Мефодия в польской и словацкой католических общинах в США, где популярность православных святых связана с потребностью в национальной самоидентификации.5

В отечественной историографии накоплен опыт тщательного рассмотрения отдельных культов. Среди самых ярких работ такого рода следует назвать монографию О. А. Добиаш-Рождественской, посвященной культу св. Михаила на Западе.6 Эта работа была заметным явлением и для европейской историографии.7 В России особенное внимание у исследователей получил культ св. Николая Мирликийского, вопрос об изучении которого в контексте дохристианских верований поставил Б. А. Успенский.8 В настоящее время обозначенная исследователем проблематика уже не столь актуальна, хотя его работа по-прежнему вызывает интерес и получает новые отклики.9 Впрочем, исследуются и культы других святых (Олав Шведский,10 архангел Михаил,11 Дмитрий Солунский12) и икон.13 Особенно большая литература посвящена исследованию распространения почитания св. Климента папы римского14 в связи с деятельностью Солунских братьев в IX в. и новгородского епископа Нифонта в XII в.

В то же время далеко не в каждом случае народные культы тех или иных святых напрямую отражаются в посвящении сельских храмов: здесь следует брать во внимание заказчика строительства той или иной церкви. Так, к примеру, совершенно особняком стоит церковь во имя св. Прохора, Никанора, Тимона и Пармена, выстроенная в Никольском Клинском монастыре Водской пятины и упомянутая в документе 1573 г.15 Очевидно, инициатором ее строительства был какой-нибудь вкладчик монастыря, возможно - помещик из окрестных деревень.16 Аналогии подобному посвящению в Новгородской земле нет. По наблюдениям некоторых современных исследователей, в некоторых русских культах XVI-XVII вв. можно проследить, скорее, обратную зависимость: в народных культах проявлялось воздействие христианских символов, актуальных для книжной культуры XVI-XVII вв.17

Отдельной темой изучения, точнее - рассмотрения посвящений церквей, являются материалы городских храмов. Лучшее теоретическое обоснование исследований городских престолов в отечественной историографии мы находим в диссертационном исследовании А. Н. Федорова, где на примере русских и византийских городов рассматривается внутренняя логика посвящений храмов.18Очень подробно и точно разработана картина посвящений Новгорода республиканского периода,19 отчасти - новгородских и псковских пригородов.20

С начала ХХ в. встречаются работы регионального характера, где содержатся статистические сведения о посвящениях храмов. В первую очередь это касается западноевропейской, преимущественно католической, историографии.21 В последние годы было сделано несколько попыток статистического обобщения данных о посвящениях сельских храмов в отдельных регионах России.22 Такие исследования позволяют выявить преобладание тех или иных групп посвящений в различных областях, проследить изменения в общей картине посвящений, увязать эти изменения с теми или иными историческими событиями и процессами. В качестве основного метода мы предположили бы сравнение статистических показателей распространения посвящений церквей в разных регионах России в XVI-XVIII вв. В данной работе мы приводим некоторые предварительные выводы, а также представляем статистический материал по ста церквам XVI-XVIII вв. одного из регионов Северо-Запада - Новгородского и Ладожского уездов Водской пятины.

После присоединения Новгорода к Московскому государству произошло проникновение сюда носителей культурной традиции Северо-Восточной Руси - дворян и детей боярских.23 Это отразилось и на составе посвящений сельских храмовых престолов. В большинстве случаев писцовые книги содержат указания на инициативу помещиков при строительстве храмов. Именно помещики должны были определять посвящения престолов строившихся ими церквей.

Рассмотрим несколько подробнее основные тенденции в посвящениях сельских храмов Водской пятины в XVI-XVIII вв. и выделим несколько групп сельских престолов.

Первая группа - погостские церкви, видимо, может считаться наиболее ранней из всех (мы полагаем, что сами погостские церкви и, соответственно, церкви на погостах возникли раньше, чем в селах).24 Престолы монастырских храмов начала XVI в. также являются отражением еще домосковской традиции. При этом существовала определенная специфика при выборе посвящения монастырских церквей, что потребовало выделения их в самостоятельную группу. Четвертую группу составили церкви, сооруженные в XVI в. и связанные, в первую очередь, с проникновением в сельские районы Новгородской земли москвичей-помещиков. К этой же группе мы отнесли храмы, первые сведения о которых относятся к началу XVII в., то есть ко времени до Столбовского мира. Пятую группу составляют посвящения церквей, престолы которых были сооружены после Смутного времени, в XVII в.; очень близка к ней шестая группа церквей, выстроенных в XVIII в. В этой последней группе все без исключения храмы построены помещиками и вотчинниками.25 Все эти данные сведены нами в Таблицу 1.

 

Таблица 1

Посвящения сельских храмов Водской пятины XVI - XVIII вв.[xxvi]

 

 

 

Посвящение

Погосты

Монастыри 1500 г.

Села 1500 г.

Церкви XVI в.

Церкви XVII в.

Церкви XVIII в.

Троице

Верхутин монастырь

Зверинский монастырь

С. Курцово

С. Ворота

С. Помелово (придел)

С. Захарьино

С. Васильково

С. Самокража

(придел)

С. Помелово (смена посвящения)

Престолы Господнего цикла

Рождеству

Христову

Мскорицы

Белое

Преображению

Спасский погост на Оредеже

Чащинский монастырь

Антоновский погост (теплая церковь)

С. Торошковичи

Воскресению Христову

С. Кунесть

С. Гузи

Богоявлению Господню

Кречневский погост (смена посвящения)

Сретению Господню

Клинский монастырь

Вознесению Господню

С. Лучкино Поле (?)

Сошествюе св. Духа

С. Поляны (придел)

Престолы Богородичного цикла

Успению Богоматери

Хрепельский погост

Тесовский монастырь

С. Ещера

Макарьева пустынь

Коломенский погост

Покрову Богородицы

Монастырь в Городне

С. Хабалина Гора

С. Вычелопок

Будковский погост (смена посвящения)

С. Саря

Замостье

С. Водосца (придел)

С. Задворье

Теребужский пог. (придел)

С. Мелехово

С. Горы (Лус)

С. Кересть (Курцово)

С. Новоселье

Введению Богородицы во Храм

Песоцкий погост

С. Вирола (смена посвящения)

Благовещению Пресвятой Богородицы

С. Холуи

Рождеству Богородицы

Солецкий

С. Радол

С. Смешино

Одигитрии Пресвятой. Богородицы

Тихвинской

Никольский Пидебский погост (смена посвящения)

С. Самокража

Казанской иконе Богоматери

С. Великое Село

Престолы во имя святых Православной Церкви

Св.Николаю Мирликийскому

Будковский

Клинский монастырь

С. Черная

С. Бабино

С. Доброе

Полистский монастырь

С. Хочени

С. Пелгора

Пог. Антоновский (придел)

Медвецкий монастырь

С. Турово

С. Кобона (смена посвящения)

Пог. Переездовский (придел)

С. Водосца

Будковский погост (придел)

С. Саря (придел)

С. Дубна

Верхутин монастырь (придел)

С. Верола

Тигодский погост (придел)

С. Мороткино

С. Поддубье

С. Дымно

Теребужский погост (придел)

Солецкий погост

(придел)

С. Замостье (придел)

С. Задворье (придел)

С. Мелехово (придел)

С. Горы (Лус.) (придел)

Коломенский погост (придел)

Св. Георгию

Теребужский

С. Перечицы

С. на Шуче

С. Оломно

С. Коростань

Хрепельский погост (придел)

Пр. Илье

Тигодский

С. Хочени

С. Черное

С. Фроловское (придел)

Ильинский на Волхове

Креницы (придел)

Череменский монастырь

Св. Димитрию Солунскому

Городенский

Б. Замошье

Спасский погост на Оредеже (придел)

Гдитцкий

Архангелу Михаилу

Михайловский на Волхове

С. Строганец

С. Колмово

С. Белое (придел)

С. Помелово

Св. Иоанну Предтече

С. Высокие Поляны

С. Щупоголово

Медвецкий монастырь (придел)

Св. Иоанну Богослову

Переездовский

С. Копцы

С. Колмово

Свв. апп. Петру

и Павлу

Петровский на Волхове

С. Креницы

Будковский погост (придел)

С. Лигово

Свв. Флору и Лавру

С. Кобона

С. Гавсарь

Фроловская церковь в с. Тесове

Св. Григорию Богослову

Кречневский

С. Подберезье

Вотцкий погост.

Св. Клименту - папе Римскому

Тесовский

С. Поляны (придел)

Св. Василию Кесарийскому

С. Творошковичи

Св. вмч. Никите

С. Ивня

Св. Федору

Стратилату

Песоцкий

Св. Федору

Тирону

Песоцкий погост

Свв. Козьме и Демьяну

С. Горка в волости Победище

С. Пелгора (придел)

Тигодский погост (придел)

Св. Параскеве Пятнице

С. Замостье (придел)

С. Кривино

С. Белое (придел)

Кривинский монастырь

С. Лятцы

Тесовский монастырь (теплая церк.)

Св. вмч. Екатерине

Михайловский погост (придел)

Свв. Прохору, Никанору, Тимону, Пармену

Клинский монастырь

Престолы во имя русских святых

Св. Никите

еп. Новгородскому

Чащинский(теплая церковь)

Св. Иоанну, архиеп. Новгородскому

С. Поляны (придел)

Св. Антонию Римлянину

Антоновский на Волхове

Св. Сергию Радонежскому

С. Вычелопок

С. Торошковичи

Зверинский монастырь (теплая церковь

Свв. Зосиме и Савватию Соловецким

С. Кересть

(Курцово) (придел)

Макарьева пустынь

С. Водосца (придел)

Св. Савве Сербскому

Макарьева

пустынь

Св. Филиппу Московскому

С. Торошковичи

Св. Александру Свирскому

С. Торошковичи

 

Среди сельских церквей, существовавших в 1500 г. в Новгородской и Псковской27землях, нет ни одной церкви во имя св. Параскевы-Пятницы. Традиционно культ этой святой принято считать крестьянским, соотносимым с древнейшими пластами народного православия.28 Наше наблюдение вносит в это утверждение некоторые коррективы. Вся зафиксированная этнографами специфичность народного культа св. Параскевы Пятницы, вероятно, относится ко времени после XVI-XVII вв. На рассматриваемой территории Новгородского и Ладожского уездов Водской пятины в XVI в. известно три церкви св. Параскевы-Пятницы (Табл. 1). Из них одна - теплая церковь при Покровском храме в с. Замостье, построенная между 1540 и 1568 гг., а две - монастырские, сооруженные, вероятно, в середине XVI в. В XVII-XVIII вв. известно еще три престола Параскевы-Пятницы.

К другим новациям московского периода следует отнести посвящения сельских храмов Троице. На территории Новгородских пятин не зафиксировано ни одной Троицкой немонастырской церкви, которая появилась бы ранее 1500 г.29 На рассматриваемой территории известен лишь один Троицкий храм Верхутина монастыря. Вторая церковь Троицы, построенная в XVI в., располагалась в Троицком Зверинском монастыре. Во второй половине XVII - начале XVIII в. на этой же самой территории возникает еще шесть Троицких престолов. Все эти престолы находились при церквах помещиков и вотчинников.

Самым популярным «московским» святым, почитавшимся в рассматриваемой части Новгород-ской земли в XVI в., может быть назван Сергий Радонежский. Ему посвящены два престола: придел в церкви с. Вычелопок и теплая церковь Зверинского монастыря. Кроме того, между 1540 и 1570 гг. в селе Керести был сооружен престол свв. Зосиме и Савватию Соловецким. Отметим, что и в XVII-XVIII вв. число храмов с престолами во имя «московских» святых почти не увеличивается. Престол свв. Зосимы и Савватия был возобновлен в соседнем с Керестью селе Водосцах, такой же престол сооружается в Макарьеве монастыре. В начале XVIII в. три придела во имя «московских» святых были сооружены в с. Торошковичи на Луге.

Однако круг святых новгородского происхождения, которым были посвящены престолы сельских церквей Водской пятины, также невелик. Ко времени до присоединения Новгорода к Москве может относиться только храм св. Антония Римлянина на Антоновском погосте в Поволховье. В XVI в., между 1558 и 1568 гг., была сооружена теплая церковь во имя св. Никиты епископа Новгородского в Спасском Чащинском монастыре. В XVIII в. еще одному «новгородскому» святому, архиеп. Иоанну, был посвящен придел в церкви с. Поляны. Это посвящение было, вероятно, связано с принадлежностью с. Поляны новгородской митрополичьей кафедре (Табл. 1).

XVI век дал значительный рост численности престолов в Новгородской земле (Табл. 2).

 

Таблица 2

Количество престолов в Новгородском и Ладожском уездах Водской пятины (без Ладоги)

 

 

Годы

1500

1540

1568

1582

1612

1629

1646

1669

1709

1718

1748

Престолы

33

53

78

57

25

10

51

60

70

91

88

 

 

Престолы, возникшие в XVI в., создали картину преобладания в Новгородской земле Никольских и Покровских посвящений. При четырех Никольских престолах в1500 г. к концу столетия в двух уездах Водской пятины возникло пятнадцать новых. Примерно такое же соотношение между существовавшими в 1500 г. и возникавшими в XVI в. Покровскими посвящениями (соответственно два и семь). Заметим, что престолы, существовавшие к 1500 г., не образуют больших групп с идентичными посвящениями. Так, среди погостских церквей встречены только парные посвящения (два Дмитриевских, два Успенских, два Ильинских погоста), среди храмов в селах - только одна пара посвящений (два храма во имя Рождества Христова), среди монастырских - три Никольских. Для XVI в. более характерны большие группы (кроме перечисленных - четыре Георгиевских, три Ильинских престола).

Из локальных особенностей стоит отметить устойчивое сочетание Покровских храмов с Никольскими приделами среди церквей в селах, возникших в XVI в. в юго-восточной части Водской пятины - Замостье, Задворье (Тигодский погост), Мелехово (Солецкий погост), Горы (Лусский погост). Затрудняясь оценить это явление, отметим, что последние четыре храма были построены на помещичьей земле.

Особо следует сказать о церкви св. Климента-папы римского в Тесове. Всего в Новгородской земле до 1500 г. насчитывалось три церкви во имя этого святого - церковь Климента в Ладоге (построена в 1153 г.), церковь Климента в Тесове и, видимо, Климентовская церковь Колбежицкого погоста (Обонежская пятина). Все эти храмы объединяет одна общая черта - они связаны с архиепископским престолом. В первом случае летопись непосредственно зафиксировала, что инициатором строительства Ладожской церкви был владыка Нифонт. Церковь в Тесове стояла в центре большой владычной Тесовской волости, в 1500 г. являвшейся дворцовой. Колбежицкий же погост назван среди волостей, которые были конфискованы у новгородского владыки еще в 1478 г. В более позднее время, как в XVI, так и в XVII-XVIII вв., Климентовские церкви в Новгородской земле единичны.30

Популярность культа св. Климента в Тесов- ской округе сохранялась на протяжении XVII-XX вв. В XVIII в. при отдаленной от Тесовского погоста церкви в селе Полянах был сооружен Климентовский придел. До настоящего времени во всех деревнях, входивших еще в начале XVI в. в Климентовский Тесовский погост, сохранилось почитание св. Климента вне зависимости от того прихода, в который входила та или иная деревня в XVIII-XX вв.

Некоторые районы Водской пятины показывают устойчивые предпочтения в посвящениях престолов. В первую очередь - это три церкви св. Григория Богослова близ Новгорода - в Кречневском погосте, на погосте Воцко и в селе Подберезье. Вероятно, посвящение более древней церкви в Кречневском погосте вызвало появление Григорьевских храмов в двух других пунктах (обе церкви появляются в XVI в.).

В XVII-XVIII вв. наблюдаются изменения в посвящениях храмов. Из пятидесяти пяти церквей, существовавших в XVI в. и возобновленных в XVII в., нам известно четыре случая смены посвящения.31 Но такие изменения характерны далеко не для всей рассматриваемой территории. Зону «устойчивых» посвящений представляют собой, в первую очередь, Тесовская волость и сельская округа Ладоги. Здесь новые церкви либо вовсе не возникают, либо возникают, но со старыми посвящениями. В этом отношении характерна история Успенского монастыря в Тесове (известен с 1500 г.): в середине XVI в. в нем была построена Пятницкая церковь. Монастырь был уничтожен в годы Смуты, а на его месте в середине XVII в. была возобновлена церковь Успения Богородицы. В XVIII в. близ этой Успенской церкви строится новая, Пятницкая церковь, по всей вероятности, в память о церкви, стоявшей здесь в XVI в.

Напротив, существуют районы, где такие посвящения нестабильны. Главный храм Будковского погоста после Смутного времени поменял посвящение (из Никольского стал Покровским). Гдицкий погост вовсе не восстанавливался после Смуты.32Возникшие новые церкви в Грузинском (Курцево), Антоновском (Захарьино), Будковском (села Ворота и Великое Село) и других погостах имели посвящения, не вписывавшиеся в характерную для XVI в. схему с преобладанием Никольских и Покровских храмов. Характерна судьба Григорьевской церкви Кречневского погоста. После Смуты в середине XVII в. она была возобновлена, но в 1715 г. сгорела, и вместо нее из Новгородского Благовещенского монастыря была перенесена Богоявленская церковь.

После Смуты, а особенно - в конце XVII - начале XVIII вв., в Новгородской земле, как и в других районах Московского государства,33 инициатива постройки новых престолов принадлежит помещикам - в это время уже почти все сельские храмы сооружаются на поместной земле. Это отражается и в картине посвящений: возникает большое числе престолов, посвященных малоизвестным святым, вероятно, в честь ангелов строивших эти церкви помещиков (Табл. 1)

В качестве сравнительного материала нам представляется наиболее целесообразным привлечь данные переписных книг часовен Холмогорской и Устюжской епархии 1692 г.,34 обобщенные Н. Ф. Яницким (Табл. 3), обозрение посвящений ста семидесяти восьми престолов сельских церквей Муромского уезда по писцовой книге 1630 г., проведенное С. В. Сазоновым (Табл. 4), а также статистику посвящений церквей Кеврольского уезда, приведенную в работе Н. П. Воскобойниковой (Табл. 5).

Таблица 3

Посвящения часовен Холмогорской и Устюжской епархии (по Н.Ф. Яницкому)35

 

 

Посвящение

Число часовен

Николаю Чудотворцу

118

Флору и Лавру

45

Великомученику Георгию

40

Илье

28

Власию

10

Рождеству Богородицы

9

Введению

8

 

8

 

5

Успению

5

Афанасию Александрийскому

4

Знамению

4

Параскеве Пятнице

4

Дмитрию Солунскому

3

Петру и Павлу

3

Преображению

3

Афанасию Афонскому

2

Благовещению

2

Богородице Одигитрии

2

Воздвижению

2

Всемилостливому Спасу

2

Михаилу Архангелу

2

Рождеству Иоанна Предтечи

2

Борису и Глебу

1

Вознесению и Георгию

1

Воскресению Христову

1

Екатерине

1

Зачатию Иоанна Предтечи

1

Илье Пророку и Афанасию Великому

1

Илье Пророку и Флору и Лавру

1

Иоанну Богослову

1

Иоанну Предтече

1

Козьме и Демьяну

1

Мине Египетскому

1

Нерукотворному Образу

1

Николаю Можайскому

1

Положению риз

1

Покрову

1

Преображению и Сретенью

1

Происхождению Честного креста

1

Распятию Христа

1

Рождеству Богородицы и Николаю Чудотворцу

1

Рождеству Христову

1

Симеону Столпнику

1

Усекновению Главы Иоанна Предтечи

1

Флору и Лавру и Георгию

1

Неизвестное посвящение

97

 

Таблица 4

Посвящения церквей Муромского уезда 1630 г. (по С.В. Сазонову)36

 

 

Посвящение

Число престолов

Николаю Чудотворцу

45

Богоматери

24

Параскеве Пятнице

15

Спасу

13

Георгию

5

Борису и Глебу

4

Козьме и Демьяну

2

другим

49

 

 

 

 

Таблица 5

Посвящения церквей Кеврольского уезда (по Н.П. Воскобойниковой37

 

 

Посвящение 

Число престолов 

Св. Николаю Мирликийскому 

Св. Георгию 

Илье пророку 

Воскресению Христову 

Введению Богородицы 

Свв. Афанасию и Кириллу Александрийским 

Рождеству Богородицы 

 

 

В недавней работе В. А. Ткаченко прослежены тенденции в развитии посвящения престолов на протяжении всей эпохи средневековья в ближайшей округе Москвы. В наблюдаемой исследователем картине можно найти много общего с рассмотренным нами материалом. Здесь также пик посвящений св. Николаю Мирликийскому относится к XV-XVI вв., а из Богородичных посвящений в XVI в. наиболее популярен праздник Успения.38 При сравнении нашего материала с Подвиньем обращает на себя внимание почти полное отсутствие там Покровских престолов в сравнении с их большим числом в Водской пятине. При этом большое распространение в Подвинье получили посвящения св. Флору и Лавру и Власию. Культ Флора и Лавра на Северо-Западе проявляется лишь в середине XVI в., да и то очень незначительно, а церкви св. Власия вовсе неизвестны. Отсутствие в Подвинье часовен во имя «новгородских» или «московских» святых вызвано, по нашему мнению, спецификой данной территории. В Подвинье, где отсутствовало поместное землевладение, посвящения часовен были более свободны от влияний внешней культуры, каковой на территории Водской пятины в XVI и особенно в XVII вв. явилась культура московских помещиков. Обратим внимание на то, что и часовен во имя Параскевы Пятницы в Подвинье мало, сравнительно с числом Пятницких престолов в Муромском уезде. Именно большой процент (9,5 %) Пятницких церквей в Муромском уезде, сравнительно с Водской пятиной (0 % в 1500, 3,8 % в 1568) и с Подвиньем (1,2 %)39 может служить дополнительным аргументом в пользу северо-восточного, «московского» происхождения культа Параскевы Пятницы для Новгородской земли. Привлекает внимание и отсутствие Пятничных посвящений в Кеврольском уезде, который обнаруживает значительное сходство с новгородским материалом.

 

Ссылки:

1 Водов В. Первые новгородские святыни и святые (до начала XV века) // Великий Новгород в истории средневековой Европы. - М., 1999. - С. 382-390.

2 Петров Д. А. Материалы для исследования проблемы выбора посвящения церковного престола в Новгороде и Пскове в XII-XVI вв. // Петров Д. А. Проблемы исторической топографии Новгорода. - М., 1999. - С. 135-160.

3 См., напр: Нефедьева А. К. Распространение медной пластики и народное мировоззрение по иконографии коллекции иркутских музеев // Русское медное литье. - Вып. 2. - М., 1993. - С. 85-87; Теребихин Н. М. Сакральная топонимика Русского Севера: (К постановке проблемы) // Вопросы топонимики Подвинья и Поморья. - Архангельск, 1991. - С. 24-34. Так, Н. М. Теребихин, рассматривая название деревни Никольской на Каргополье, с церковью, посвященной архангелу Михаилу, предложил связать название села с культом св. Николая Мирликийского вообще, причем в связи с выявленной Б. А. Успенским контаминацией «образов Николы и Михаила, которая заключалась в их отождествлении» (Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. - М., 1982). Тут же Н. М. Теребихин увязывает д. Никольскую с соседним с. Волосовым, в названии которого он видит имя «Волоса-Велеса» (Теребихин Н. М. Сакральная топонимика... С. 30).

4 Brooke D. The Northumbrian settlements in Galloway and Carrick: an historical assesment // Proceeding of the Society of Antiquaries of Scotland. - Vol. 121. - 1991. - P. 295-327.

5 Кумор Б. Култът към Кирил и Методий сред Полската емиграция в САЩ // Palaeobulgarica / Старобългаристика. - Т. 10. - № 4. - 1986. - С. 68-74. В статье содержится также интересный статистический обзор распространения в польской католической общине в США культов собственно католических святых, где бесспорный приоритет принадлежит св. Станиславу.

6 Добиаш-Рождественская О. А. Культ Михаила в латин-ском средневековье V-VIII вв. - Пг., 1917.

7 Во фрварианте: Rojdestvensky O. Le culte de Saint Michel et le Moyenвge latin. - Paris, 1922.

8 Успенский Б. А. Указ. соч.

9 Страхов А. Б. На святого Николу // Palaeoslavica. - V. 2. - 1994. - P. 49-83. Ср. p. 50: «Его книга оказалась вполне традиционным произведением, новаторство которого сводится, в основном, к терминологии и большой свободе воображения». Также: Oinas F. Remarks on St. Nicolas (рец: Страхов А. Б. На святого Николу // Palaeoslavica. - V. 2. - 1994. - P. 49-83) // Palaeoslavica. - V. 3. - 1995. - P. 303-305.

10 Мельникова Е. А. Культ св. Олава в Новгороде и Константинополе // Византийский временник. - Т. 56 (81). - 1995. - С. 92-106.

11 Чешмеджиев Д. Към въпроса за култа на архангел Михаил в средновековна България // Palaeobulgarica / Старобългаристика. - Т. 20. - № 1. - 1996. - С. 52-61.

12 Бегунов Ю. К. Греко-славянская традиция почитания Димитрия Солунского и русский духовный стих о нем // Byzantino-Slavica. - T. 36. - Prague, 1975. - S. 149-172.

13 Георгиевски М. Култните места во Македониjа посветени на св. Богородице како значаjни средновековни книжневни центри // Balcano-Slavica. - Vol. 16-18. - 1989-1991. - C. 17-25; Бихарева Н. Н. О почитании икон «Богоматери Казанской» в Нижегородской епархии // Гражданская культура и ее современные аспекты. Проблемы исследования и возрождения историко-культурной среды. - Н. Новгород, 1996. - С. 33-34; Воробьев В. М. Почитание редких богородичных икон в Тверской епархии // Великое прошлое. - Тверь, 1998..

14 Пуцко В. Г. Новгородская ставротека // Byzantino-Slavica. - T. 30. - Prague, 1969. - S. 241-245; Cелин А. А. О посвящении сельских храмов в Новгородской земле XVI в.: св. Климент (папа римский) // Теорет. конф. «Философия религии и религиозная философия: Россия. Запад. Восток»: ТД. - СПб, 1995. - С. 80-82; Милютенко Н. И. Культ св. Климента на Руси и в Ладоге XII в. // Ладога и религиозное сознание. Третьи чтения памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 20-22 декабря 1997 г. Материалы к чтениям. - СПб., 1997. - С. 38-41; Сарабьянов В. Д. Культ св. Климента папы римского и его отображение в новгородском искусстве XII в. // Ладога и религиозное сознание. Третьи чтения памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 20-22 декабря 1997 г. - СПб., 1997. - С. 34-38; Седова Р. А. Иконы Климента Папы Римского в вотчинах именитых людей Строгановых // Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. - Т. 12. Искусство средневековой Руси. - М., 1999. - С. 139-149; Водов В. Первые новгородские святыни и святые. С. 382-390; Уханова Е. В. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в. // Византийский временник. - Т. 59 (84). - 2000. - С. 116-128.

15 Отписная и межевая книга подьячего И. Петрова да рассыльщика Семенова на с. Тесово с деревнями. 3.11.1573 // Селин А. А. Источники по истории сельского расселения XVI в.: Тесовская волость // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: Редактор и текст. - Вып. 3. - СПб., 2000. - С. 207-232.

16 Среди известных нам помещиков округи Клинского монастыря нет никого с именами этих святых. Однако возможно предположить строительство храма в память ангела умершего в младенчестве сына и т. п.

17 Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. - СПб., 1995. - С. 235-236.

18 Федоров А. Н. Образно-символическая система композиции древнерусского города. Диссертация на соиск. учен. степ. канд. архитектуры // Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е.Репина. - Л., 1989.

19 Водов В. Первые новгородские святыни и святые. С. 382-390; Сорокатый В. М. Великокняжеские патрональные и памятные посвящения храмов Новгорода в начале Московского периода его истории // Памятники старины. Концепции, открытия, версии (П.С.К.О.В.). Сб. статей памяти В. Д. Белецкого. - Т. 2. - СПб., 1998. - С. 281-286; Сорокатый В. М. Новгородские иконостасы при архиеп. Макарии (1528-1542). Статистический аспект проблемы // Художественно-исторические памятники Можайска и русская культура XV-XVI вв. (Материалы 1-х Макарьевских чтений). - Можайск, 1993. - С. 78-104; Петров А. В. Посвящения новгородских храмов и социально-политическая жизнь Новгорода в 989-1136 гг. // Феодальная Россия. Новые исследования. - Вып. 2. - СПб., 1998. - С. 10-17; Петров Д. А. Материалы для исследования проблемы выбора посвящения церковного престола в Новгороде и Пскове в XII-XVI вв. // Петров Д. А. Проблемы исторической топографии Новгорода. - М., 1999. - С. 135-160; Малков Ю. Г. Фрески Гостинополья // Древнерусское искусство: Балканы, Русь. - СПб., 1995. - С. 351-378.

20 Кирпичников А. Н., Овсянников О. В. Древнерусский храм в Копорье // Культура средневековой Руси. - Л., 1974; Кирпичников А. Н. Крепость древнего Велья // Древности Пскова. Археология, история, архитектура. К юбилею И. К. Лабутиной. - Псков, 1999. - С. 127-142. Мы, впрочем, не можем согласиться со всеми утверждениями А. Н. Кирпичникова: посвящения церквей Спасу и Михаилу в новгородских и псковских крепостях вряд ли соотносятся именно с их местоположением в пределах укреплений.

21 Jasinski K. Kult swetego Aleksego w sredniowiecznej Leczycy // Rozniki Historyczne. - R. LXII. - 1996. - C. 7-20; Валин В. Святые заступники и заступницы финляндских церквей // Гейкель Г. К. Из финляндской археологической литературы // Известия ИАК. - Вып. 38. - СПб., 1911. - С. 133-135; Dubois J. Hagiographie et culte des saints // La Neustrie.Les pays au Nord de la Loire, de Dagobert а Charles le Chauve (VIIe – Ixe siecle). - Paris, 1985. - S. 135-137; Zabytki wojewуdstwa Stanisіawskiego. Wykaz z lat 1920-1929 (opracewany przez pracownikуw Lwowskiego okrкgu konserwatorskiego. - W., 1998.

22 Борисов Н. С. Посвящения престолов в русских храмах XVIII-XIX вв. (по материалам Ярославской и Костром- ской епархий // Вестник МГУ. Сер. История. - № 3. - 1993. - С. 23-34; Салмин С. А. К вопросу о формировании местных традиций почитания святых в Псковской земле // Церковная археология. Материалы Первой Всеросс. конф. - Ч. 2. Христианство и древнерусская культура. - СПб. - Псков, 1995. - С. 123-124; Cелин А. А. Об одном явлении в сельском храмовом строительстве XVI века (по материалам Новгородского, Ямского, Копорского и Ладожского уездов Новгородской земли) // Новгород и Новгородская земля. История и археология: Тез. докл. - Вып 8. - Новгород, 1994. - С. 218-231; Васильев М. И. О системе местных праздников в русской деревне конца XIX - первой трети ХХ в. (на примере Волотовского района Новгородской области) // Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Тез. докл. - Новгород, 1996. - С. 179-183. Отметим также доклад А. М. Гордина «Посвящения храмов в Псковской земле по писцовой книге 1585-1587 гг.» на конференции «Северная Русь и ее соседи в эпоху средневековья», СПбГУ, апрель 1993 г. Хочется также выделить изучение посвящений часовен рубежа XVII-XVIII вв. Холмогорской и Устюжской епархий, начатое еще в начале ХХ столетия (Яницкий Н. Ф. Северорусская часовня в конце XVII в. // Юбилейный сборник статей членов студенческого историко-этнографического кружка при имп. университете св. Владимира. - Киев, 1914. - С. 123-143) и продолженное недавно в большой работе Т. А. Бернштам (Бернштам Т. А. Локальные группы Двинско-Важского ареала. Духовные факторы в этно- и социокультурных процессах // Русский Север. К изучению локальных групп. - СПб., 1995). Особенностью исследованного этими учеными материала является отсутствие в данном районе Русского Севера вотчинного и помещичьего землевладения, то есть внешнего по отношению к крестьянской среде фактора, влиявшего на возникновение посвящений

23 Интересно, что сходные механизмы взаимодействия двух традиций мы встречаем и в западноевропейской историо-графии. Противостояние галло-римского и франкского обществ в Меровингский и Каролингский период отражалось также и в культах святых; франки очень сложно вписывались в новую для них галло-римскую среду; вплоть до начала XII в. большинство святых, почитаемых франками - не франкского, а местного происхождения. Ср.: Head Th. F. Hagiography and the cult f Saints. The diocese of Orlйans, 800-1200. - Cambridge, 1990.

24 Ср.: Panchenko A. A., Petrov N., Selin A. «Language replacement» by Priit Ligi // Fennoscandia Archaeologica. - Vol. 11. - 1994. - P. 98.

25 К вотчинникам мы относим как светских, так и духовных землевладельцев.

26 В данной таблице учтены только посвящения сельских церквей в Водской пятине. Храмы города Ладоги в таблицу не включены. Учитывались только престолы, заново возникшие, а не восстановленные.

27 Пользуюсь случаем выразить свою благодарность С. А. Салмину за предоставленные сведения о посвящениях храмов Псковской земли.

28 Панченко А. А. Русский культ св. Параскевы-Пятницы и почитаемые камни Новгородской земли // Дивинец Староладожский. - СПб., 1998; Он же. Деревенские святыни как фольклорно-этнографический источник (по материалам Северо-Запада России). Автореф. дисс... канд. филол. наук. - СПб., 1996. - С. 15; Успенский Б. А. Филологические разыскания...

29 Имеются ввиду погостские храмы, среди храмов в селах, существующих уже в1500 г., есть несколько Троицких - в с. Полищах Деревской пятины, селе Мичкине Шелон- ской пятины.

30 Нам известны только две Климентовские церкви, возникшие в XVI в. в Новгородской земле (обе в Заонежье).

31 По данным З. В. Дмитриевой и М. И. Мильчика, в Белозерском уезде за 1612-1773 гг. наблюдаются три случая смены посвящению. См.: Дмитриева З. В., Мильчик М. И. Графические и текстовые источники... С. 169.

32 При этом в деревне Вдицко, расположенной на месте центра Гдицкого погоста, до сих пор празднуют престольный праздник св. Димитрия Солунского.

33 Ср. сходную ситуацию на северо-востоке Московского уезда: Ткаченко В. А. Посвящения главных престолов храмов на Северо-Востоке Подмосковья в XIV - начале ХХ в. // ЭО. - № 4. - 2000. - С. 32-45.

34 Переписные книги часовен в Важском уезде и в Устьян-ских сохах 20 марта - 29 июня 1692 // Акты Холмогорской и Устюжской епархий. Ч. 3 // РИБ. - Т. 25. - СПб., 1908. - С. 347-762.

Яницкий Н. Ф. Указ. соч. С. 123-143. Эти же переписные книги в начале 1990-х гг. были проанализированы Н. М. Теребихиным, ищущим в культах отдельных святых в Подвинье следы языческих обрядов. В частности, с культом пророка Ильи, по наблюдениям Н. М. Теребихина, был связан некий «Ильинский жертвоприносительный ритуал». Большой процент посвящений часовен именно Илье свидетельствует, по мысли исследователя, ораспространении этого ритуала на Русском Севере в конце XVII в. См.: Теребихин Н. М. Сакральная география Русского Севера. - Архангельск, 1993. - С. 83.

35 Яницкий Н. Ф. Указ. соч. С. 123-143. Эти же переписные книги в начале 1990-х гг. были проанализированы Н. М. Теребихиным, ищущим в культах отдельных святых в Подвинье следы языческих обрядов. В частности, с культом пророка Ильи, по наблюдениям Н. М. Теребихина, был связан некий «Ильинский жертвоприносительный ритуал». Большой процент посвящений часовен именно Илье свидетельствует, по мысли исследователя, о распространении этого ритуала на Русском Севере в конце XVII в. См.: Теребихин Н. М. Сакральная география Русского Севера. - Архангельск, 1993. - С. 83.

36 Сазонов С. В. Церкви Муромского уезда в 30-х годах XVII века...

37 Воскобойникова Н. П. Храмы Кеврольского уезда Архангельской губернии // Народное искусство России. Традиция и стиль. Тр. ГИМ. - Вып. 86. - М., 1995. - С. 83-90.

38 Ткаченко В. А. Указ. соч. С. 32-45.

39 Считая только часовни с известным посвящением.

дата обновления: 09-03-2016