поиск по сайту
Автор: 
Э. В. Фролова (Ковров)
ТВОРЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДОСУГА 
ДУХОВЕНСТВА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ 
XIX – НАЧАЛА XX ВВ.
 
Когда речь идет о досуге, как правило, имеют в виду свободное от службы и домашних обязанностей время. Зачастую досуг рассматривается как способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. В рассматриваемой теме интерес представляет культурный досуг, который можно рассматривать как творческий процесс в жизни провинциального духовенства Владимиро-Суздальской епархии синодального периода.
Под творческой составляющей досуга представителей духовного сословия имеется в виду свободный выбор различных культурных занятий, научные изыскания, художественное творчество и пр. При этом подобная деятельность не была связана с профессиональным и обязательным повышением уровня образования священно-церковнослужителей.
Большинство из духовенства Владимиро-Суздальской епархии XIX в. среднее специальное образование получали во Владимирской семинарии. Именно во время учебы в семинарии многие будущие пастыри впервые пробовали себя в литературном творчестве, в частности, в поэзии. В этом отношении особо выделяется время правления владимирского архиерея Ксенофонта (Троепольского), который сам питал любовь к изящ­ной словесности. Чтобы угодить любимому архипастырю, семинаристы вольно или невольно обращались к поэзии и пользовались всевозможными случаями для написания различного рода поэтических произведений. В них семинаристы прославляли архиереев, любимых наставников, писали их по случаю посещения семинарии высокопоставленными лицами, отражали знаменательные события, праздники1.
Стихотворчество большинства из них заканчивалось с окончанием курса учебы. Но были и исключительные случаи, когда выпускники семинарии дальнейшую свою жизнь посвящали не только священническому служению, но и Евтерпе – музе лирической поэзии. Именно поэзии все свое свободное время отдавал священник с. Большие Всегодичи Ковровского уезда Виктор Федорович Тихонравов, который на сегодняшний день считается первым ковровским поэтом2. Самые ранние дошедшие до нас тетради стихов В. Ф. Тихонравова датированы 1816 г., когда он еще обучался в семинарии. Как ни странно покажется, но некоторые стихи Виктора Тихонравова еще семинарского периода являются и важным историческим источником. Из них следует, например, что г. Владимир в 1816 г. посетили великие князья Николай Павлович (будущий император Николай I) и Михаил Павлович, а в 1817 г. – известный государственный деятель М. М. Сперанский, будущий граф.
Престол царей – любовь народа;
Его блаженство – их венец.
Велик в кругу земного рода
Тот царь, кто подданным Отец!
Так начиналась ода, поднесенная автором будущему императору3.
В 1818 г. В. Ф. Тихонравов окончил курс семинарии и в течение года ожидал священнической вакансии. В это время он терпел жестокую нужду, голодал и холодал. Но и тогда бывший семинарист не изменял музе. Как вспоминал позднее священник-поэт, «во время бедствий претерпенных мною при ожидании места я, недовольный человеками, изображая глупости и дурачества их, начал сочинять во утешение свое»4. В результате появился целый цикл сатирических стихотворений, басня «Купец и очки» (задолго до И. А. Крылова). Вот поистине бессмертные строфы из этого отнюдь не церковного красноречия:
Все на свете пустяки!
Люди, право, дураки!
В сентябре 1819 г. юный поэт подает в стихотворной форме просьбу владимирскому епис­копу Ксенофонту определить его священником в ковровское село Большие Всегодичи. Видимо, необычное прошение подействовало на владыку, и тогда же В. Ф. Тихонравов был определен во священники. Во всегодической Успенской церкви ему было суждено прослужить 35 лет до самой смерти. Первые годы молодой иерей терпел крайнюю нужду и неустроенность. Но постепенно от прежних трудностей о. Виктор перешел к более степенной и размеренной жизни. «Во Всегодичах жить привольно! Есть у меня что пить, что есть», – так восклицал священник в одном из своих стихотворений.
Все время, пока В. Ф. Тихонравов священствовал во Всегодичах, он вел дневник, куда записывал свои впечатления от происходящих событий и в селе, и в губернии, в том числе, и в поэтической форме. Этот бесценный источник долгое время сохранялся у сына священника Виктора Викторовича Тихонравова, но до нас он, к сожалению, не дошел. Пламя огня уничтожило его в 1895 г. Во время этого же пожара погибли и многие стихотворения священника-поэта5. Сохранившаяся на сегодняшний день лишь небольшая доля творческого наследия В. Ф. Тихонравова составляет отдельный фонд в Государственном архиве Владимирской области, насчитывающий 38 дел с 1817 по 1853 гг.6 
В часы своего досуга духовенство Владимирской епархии не раз обращалось к изобразительному искусству. Именно результатом подобной творческой деятельности является дошедший до наших дней портрет калужского протоиерея Ивана Федоровича Рыбникова, выполненный священником погоста Архангельский Шуйского уезда Дмитрием Петровичем Лебедевым и хранящийся ныне в Церковно-археологическом кабинете Московской православной духовной академии. Автор художественного портрета Дмитрий Лебедев в 1816 г. закончил Владимирскую духовную семинарию, после чего один год состоял лектором еврейского языка при родной семинарии. В 1817 г. епископом Ксенофонтом учитель Лебедев был рукоположен во священника, и дальнейшая его служба проходила в г. Переславле-Залесском (1817-1818), шуйском погосте Архангельский (1818-1831) и Троицкой кладбищенской церкви г. Шуи (1831-1851)7.
Портрет протоиерея Рыбникова был выполнен священником Дмитрием Лебедевым в 1829 г. и является копией более ранней работы 1820 г. Художественная картина сельского священника, написанная маслом на холсте, признается современными искусствоведами, в частности кандидатом искусствоведения Я. Э. Зелениной, одним из превосходных образцов провинциального духовного портрета первой трети XIX в.8 Изображенный на картине протоиерей И. Ф. Рыбников приходился дядей автору портрета и принадлежал к незаурядным представителям калужского духовенства. 
Первоначальное образование Иван Федорович Рыбников, сын диакона с. Мытищ Суздальского уезда, получил в Суздальской семинарии, откуда он в 1772 г. был отправлен для дальнейшей учебы в Московскую духовную академию9. По окончании богословского курса И. Ф. Рыбникова в 1775 г. назначили преподавателем в только что открывшуюся Калужскую семинарию. Через четыре года он был определен во священники к Казанской церкви г. Калуги, а в 1785 г. – протоиереем к Калужскому кафедральному Троицкому собору. За время своей службы член духовной консистории протоиерей Рыбников отмечен был многочисленными наградами, включая редкий для духовенства орден св. Анны 2 ст. Можно предположить, что автор портрета протоиерея Рыбникова сельский священник Д. П. Лебедев испытывал особую гордость за своего родственника, так как в нижней части изображения, в традициях искусства того времени (особенно гравюры), помещен подробный текст биографической справки об изображенном лице. Из него следует, что сведения о награждении орденом св. Анны и его изображение на первоначальном портрете отсутствовали.
Выполненный на достаточно высоком профессиональном уровне редкий «исторический» портрет протоиерея Ивана Рыбникова стал едва ли не единственным образцом искусствоведческой составляющей досуга владимирского духовенства, сохранившимся до нашего времени. Вместе с тем известно, что это далеко не единичный случай, когда представители духовного сословия Владимирской епархии часть своего свободного времени обращали на занятия живописью. Так, автором ряда семейных портретов был протоиерей г. Судогды Иван Ефимович Савелов. Кроме портретной живописи, он также занимался архитектурными и проектными изысканиями, гравировкой. Его работы долгое время хранились у Алексея Ивановича Савелова, сына протоиерея. Среди них несколько икон, гравированные на медных дощечках карты Палестины и Владимирского уезда, образ святителя Николая чудотворца. По рисункам протоиерея И. Е. Савелова были сделаны венцы на икону Казанской Божией Матери в судогодском соборе и на икону Боголюбской Божией Матери в Боголюбовском монастыре.
Всесторонняя деятельность судогодского протоиерея И. Е. Савелова и сейчас вызывает удивление. Как отмечали еще его современники, это был человек науки и труда. Предметом его интересов стали не только живопись и богословские науки, но и естественные, особенно медицина и география, математика, механика. Священник И. Е. Савелов известен как автор двух технических изобретений: прибора для измерения пройденного расстояния, который крепился на экипаже и самостоятельно вычерчивал все линии пройденной дороги, а также водоподъемной машины, которую сам автор называл «водяным мехом». Изобретение последней машины, которая должна была помогать тушить огонь, последовало после сильного пожара в Судогде в 1838 г., истребившего большую часть города10. К сожалению, со временем большая часть творческого наследия яркого представителя владимирского духовенства протоиерея И. Е. Савелова была утеряна.
В 40-50-е гг. XIX столетия в России развернуло свою исследовательскую деятельность Русское географическое общество (РГО), созданное высочайшим повелением императора Николая I. Задачей РГО с первых дней его деятельности было «собрать и направить лучшие молодые силы России на всестороннее изучение родной земли». Именно на материалы, сообщенные с мест сельскими приходскими священниками, во многом опиралось РГО в первые годы своей работы. Подобную творческую активность сельского духовенства было бы неверно объяснить лишь их служебным рвением. В середине XIX в., когда основу народного просвещения составляли церковно-приходские школы, сельские священники-учителя во многом восполняли отсутствие интеллигенции в российской провинции. Поэтому призыв Общества послужить в области народо­знания нашел определенное понимание у представителей духовного сословия, в том числе и во Владимиро-Суздальской епархии.
Часть священников становится корреспондентами РГО, а самые активные из них в 1850-е гг. были удостоены благодарностей за присланные сведения по этнографии и климатическим наблюдениям. Среди последних можно назвать священника с. Лежнево Ковровского уезда Ивана Григорьевича Стратилатова, иерея Петра Ивановича Елпидинского – настоятеля храма с. Иванисово Переславского уезда11, священника погоста Дмит­риевский Судогодского уезда Тимофея Петровича Соколова12, иерея погоста Спас-Беседа того же уезда Фотия Ильича Трелина13.
Наблюдения этнографического характера остались во внимании владимирского духовенства и в конце XIX столетия. Тогда исследованиями подобного плана в России активно занималось Этнографическое бюро князя В. Н. Тенишева. Известно, что несколько священников Владимирской епархии стали корреспондентами Бюро, отправившими в его адрес оригинальные материалы. Документы содержали непосредственные наблюдения корреспондентов за жизнью крестьян, сделанные ими в свободное от пастырской службы время. Анализ архивных материалов Этнографического бюро выявил, что общее число оригинальных дел по Владимирской губернии составляет 73. Авторами оригинальных рукописей являются 19 человек. На одного корреспондента приходится от 1 до 22 дел. Среди 19-ти корреспондентов представители духовного сословия составляют 10 человек14.
Самыми активными корреспондентами-этнографами стали священник погоста Ильинское-Телешово Шуйского уезда Федор Васильевич Казанский и диакон с. Домнино Меленковского уезда Петр Иванович Каманин, ставшие авторами 15 и 11 дел соответственно. По 4 дела прислали священник Гавриловского Посада Суздальского уезда Алексей Александрович Бобров и диакон с. Семеновское Владимирского уезда Иван Рождественский. Также не оставили без внимания деятельность Этнографического бюро священник с. Петраково Владимирского уезда Михаил Петрович Соколов, иерей Александр Петрович Дебрский – настоятель храма погоста Дебри Вязниковского уезда, священник с. Степаньково Меленковского уезда Леонид Алексеевич Молчанов, иерей с. Молотицы Муромского уезда Александр Гавриилович Кипарисов, священник с. Аббакумово Покровского уезда Сергей Александрович Альбицкий и диакон с. Домнино Меленковского уезда Александр Лебедев15.
И еще об одном увлечении духовенства Владимиро-Суздальской епархии невозможно не упомянуть. Это – историческое краеведение. Именно священники стали одними из первых авторов статей по местной истории, которые с 1840-х гг. публиковались во Владимирских губернских ведомостях (ВГВ), а с середины 1860-х гг. и во Владимирских епархиальных ведомостях (ВЕВ). Так, среди первых ковровских краеведов выделяются фигуры священников Василия Петровича Туторского, опубликовавшего в 1857 г. статью по истории г. Коврова16, Алексея Григорьевича Радугина – автора большой статьи «О городе Коврове», вышедшей в 1886 г. в ВГВ и содержащей различные эпизоды из истории с. Рождественское и г. Коврова17. Протоиерей А. Г. Радугин впервые записал красивую легенду о происхождении прозвания князей Ковровых.
Одним из первых историков владимирских духовных учебных заведений стал ковровский протоиерей Сила Алексеевич Архангельский, опубликовавший в 1875 г. свои мемуары в ВЕВ18. Все время, пока о. Сила жил в Коврове, а это более 55 лет, он вел дневник, куда заносил не просто голые факты, а все выдающиеся события местной хроники. Эти записи ковровского священника послужили бы важнейшим источником для изучения губернской истории. Однако содержание дневника протоиерея для нас навсегда останется тайной. В XIX в. публикация этого дневника считалась преждевременной, т. к. многие его персонажи были еще живы. После смерти С. А. Архангельского в 1888 г. его богатый архив унаследовала внучка протоиерея Екатерина Николаевна Громова, бывшая замужем за видным губернским земским деятелем дворянином Валерианом Михайловичем Карякиным, возглавлявшим владимирское отделение «Союза русского народа». Хранившийся в усадьбе Карякиных в с. Михалково Владимирского уезда ценный фамильный архив был полностью уничтожен в конце 1917 г., когда местные крестьяне сожгли старинную усадьбу. В огне погибли и тетради ковровского протоиерея С. А. Архангельского19.
Насколько велик вклад священников-краеведов в изучение истории местного края, говорит хотя бы тот факт, что одно из современных краеведческих обществ во Владимирской области носит имя протоиерея Константина Веселовского. В заключении необходимо отметить, что творчество как составляющая часть культурного досуга не было чуждо провинциальному духовенству, и именно оно доставляло им истинное удовольствие от времяпрепровождения и оставляло неизгладимые радостные впечатления на многие годы жизни.
 
1 Смирнов А. В. Литературные опыты воспитанников Владимирской духовной семинарии в начале XIX столетия // Труды Владимирской ученой архивной комиссии. – Владимир. – 1901. – Кн. III. – С. 173-368; Надеждин К. Ф. Семинарист в своих стихотворениях (Сборник семинарских песен) // Труды Владимирской ученой архивной комиссии. – Владимир. – 1908. – Кн. X. – С. 1-60.
2 Фролов Н. В., Фролова Э. В. Ковровский край пушкинской поры. – Ковров, 1999. – С. 87-100.
3 Стихи В. Ф. Тихонравова (1818 г.) // Государственный архив Владимирской области (ГАВО). – Ф. 67. – Оп. 1. – Д. 8. – Л. 9об.
4 Стихи В. Ф. Тихонравова (1822 г.) // Там же. – Д. 13. – Л. 1.
5 Письма В. В. Тихонравова к А. В. Смирнову (1905 г.) //ГАВО. – Ф. 622. – Оп. 2. – Д. 516.
6 ГАВО. – Ф. 67.
7 Малицкий Н. В. Списки воспитанников Владимирской духовной семинарии. 1750-1900 г. – М., 1902. – С. 143; Иереи Шуйского уезда Владимирской губернии (XIX в. – 1918 г.): Ист.-генеал. справ. / Авт.-сост. О. И. Захарова. – Иваново, 2003. – С. 79.
8 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mpda.ru/cak/collections/step/1261251.html
9 Малицкий Н. В. История Суздальской духовной семинарии. 1723-88 гг. // Труды Владимирской ученой архивной комиссии. – Владимир, 1905. – Кн. VII. – С. 203.
10 Богословский А. К биографии судогодского протоиерея Иоанна Ефимовича Савелова // Владимирские епархиальные ведомости. – 1875. – № 22. – С. 1097-1110.
11 Фролова Э. В. Ковровские иереи. Хронологическо-биографический справочник (с XVI века до 1941 года). – Ковров, 1999. – Вып. 1. – С. 36, 48.
12 Клировая ведомость 1-го округа Владимирского уезда за 1874 г. // ГАВО. – Ф. 556. – Оп. 109. – Д. 207. – 
Л. 53-55.
13 Клировая ведомость 2-го благочинного округа Судогодского уезда за 1883 г. // Там же. – Д. 41. – Л. 9-12.
14 Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В. Н. Тенишева (на примере Владимирской губернии) / Авт.-сост. Б. М. Фирсов, И. Г. Киселева. – СПб., 1993. – 
С. 27-29.
15 Там же. – С. 344-346.
16 Исторические заметки и предания о г. Коврове // ВГВ. – 1857. – № 47. – С. 251-253.
17 ВГВ. – 1886. – № 42-43.
18 Смирнов А. В. Портретная галерея уроженцев и деятелей Владимирской губернии // Труды Владимирской ученой архивной комиссии. – Владимир, 1904. – Кн. VI. – 
С. 25-28.
19 Фролов Н. В., Фролова Э. В. Ковровский край пушкинской поры. – С. 179-182.
 
Публикуется без фотографий
дата обновления: 10-02-2016