поиск по сайту
А. А. Сиротинская (Муром)
ИСТОРИЯ РЕСТАВРАЦИИ ЭКСПОНАТОВ 
МУРОМСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ
 
В 2014 году Муромскому историко-художественному музею исполнилось 95 лет. Все эти годы музей являлся ведущим культурным учреждением города, в стенах которого активно развивалась научная, экспозиционная, выставочная и экскурсионная деятельность. Празднование такой значительной даты – повод вспомнить, что и как было сделано за последние пятьдесят лет. Этот полувековой период истории музея выбран не случайно. После капитального ремонта здания, проведенного в 60-х – начале 70-х годов, в музее началась интенсивная работа по созданию исторической экспозиции. Работа над новыми разделами экспозиции длилась до середины 80-х годов. В отличие от ранних экспозиций, в новые включалось все больше произведений искусства.
В конце 80-х годов, когда музею было передано здание бывшей Городской управы, было решено создать в нем художественный отдел, и тогда вопрос реставрации памятников искусства встал особенно остро. Это был очень важный, большой проект. В течение многих лет все силы были направлены на создание экспозиции «Художественная галерея». В неё вошли творения русского и западноевропейского искусства XVII – нач. ХХ веков: картины, мебельные гарнитуры, предметы декоративно-прикладного искусства из бронзы, фарфор. И это было не единственным направлением в экспозиционной деятельности музея. В 1988 году вся страна готовилась отмечать знаменательную дату – 1000-летие крещения Руси. К этому событию был разработан крупнейший музейный проект, в котором приняли участие многие музеи страны. В Москве, в залах Академии художеств, была открыта выставка «1000-летие русской художественной культуры», в которой наш музей принял участие. Пять муромских икон были представлены на выставке, проходившей сначала в Москве, а потом в Висбадене (Германия). Эти иконы были опубликованы в выставочном каталоге: «Петр и Феврония с кремлем» конец XVI – первая треть XVII в., А. И. Казанцев «Царь Царём» 1690 г., А. И. Казанцев(?) «Звезда Пресветлая» 1690 г.(?), «Козьма и Демьян» XVI в., Рославов «Богоматерь Владимирская» 1612 г.1 Своеобразие данных произведений вызвало огромный интерес к муромской иконе. Участие в такой представительной выставке дало толчок к поискам возможности создания экспозиции древнерусского искусства в нашем музее, поскольку до этого момента в состав художественного отдела музея входили всего несколько икон, размещенных в одном небольшом зале. Теперь этого было недостаточно. Впервые в 1988 году была сделана попытка более масштабно выставить на обозрение широкой публики наши иконы в выставочном зале Смоленской церкви. Зрелище оказалось не очень радостным, так как состояние сохранности икон было, скромно говоря, удручающим. Но, тем не менее, после этого показа в 1989 году выставка икон была открыта в залах третьего этажа основного здания музея на месте бывшего советского отдела. Несмотря на то, что для нее катастрофически не хватало отреставрированных памятников, коллектив музея отказаться от этой идеи посчитал невозможным. К тому же многие посетители еще на выставке просили не убирать в фонды такие сокровища. О своем впечатлении от первой нашей экспозиции древнерусского искусства вспоминает реставратор темперной живописи высшей категории Татьяна Максимовна Мосунова: «Часть икон в экспозиции была полностью реставрирована во вкусе старых традиций – не полностью удалена запись, тонировки со „старой олифкой”. Некоторые иконы только промыты, утраты не залевкашены, не тонированы, гвозди не вынуты. А где-то треть вообще не реставрирована – под слоями записи, потемневшей олифой, с грубыми записями на полях бронзянкой. Были иконы, раскрытые только наполовину. И почти все нуждались в укреплении левкаса с красочным слоем». И действительно, в фондах большинство икон находились под старой профилактической заклейкой, под которой образовались вздутия, обширные отставания красочного слоя и левкаса, осыпи, мозаика из кусков. Чтобы создать достойную современную экспозицию, потребовалась многолетняя работа с разными реставрационными организациями России. Интерес столичных реставраторов к истории древнего Мурома, к его уникальным, малоизученным коллекциям привел к более тесному сотрудничеству с главной реставрационной организацией России – ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. Немаловажную роль в этом процессе сыграли и личные дружеские отношения коллектива муромского музея и московских реставраторов. В те времена сотрудники ВХНРЦ помогали музеям бесплатно. По письменным просьбам-заявкам приезжали каждый год в командировку группы реставраторов из разных отделов для проведения консервационных работ и отбора памятников для полной стационарной реставрации.
История реставрационных работ в музее началась еще в 20-х годах прошлого века. Первым реставратором, открывшим красоту и значимость наших икон, был сотрудник Центральных реставрационных мастерских Иван Иванович Тюлин. Он неоднократно в 20-е, 30-е, 40-е годы приезжал в Муром и по несколько месяцев работал в музее2. Сохранился его дневник 1928 года, где он указывает, с какими иконами какая была проведена работа: «закрепления», «освобождены от бумаги», «расчистка», «реставрация». Вот некоторые перечисленные в дневнике произведения: «Неопалимая купина» XVII в.; «Преподобная Феврония» XVI в.; «Преподобный Петр» XVI в.; «Образ Екатерины» XVI в.; «Успение» XVIII в.; «Образ в деяниях Петра и Февронии» XVII в.; «Троица» XVI в.; «Образ Иоанна Златоуста» XVI в.; «Преображение» XVI в.; «Благовещение» XVI в. и т. д.3
В 1962 году были отправлены в Москву первые экспонаты, прошедшие полную стационарную реставрацию в центре имени Грабаря: икона «Петр и Феврония с житием» конец XVI – первая треть XVII века, реставратор Н. В. Дунаева и покров «Петр и Феврония» 1593 года, реставратор Н. М. Осмоловская. В своей статье «Ценный памятник древнерусского искусства» Н. Осмаловская сообщает: «Летом 1962 года от реставрационной мастерской Министерством культуры РСФСР была направлена группа реставраторов во главе с заслуженным деятелем искусств РСФСР Н. Н. Померанцевым для выявления и обследования сохранности памятников в ряде музеев, в том числе музея города Мурома. В краеведческом музее Мурома были осмотрены фонды древнерусской живописи, тканей и шитья, в собрании которых находится ряд первоклассных экспонатов XVI-XVIII веков. Коллекция дает представление о характере и стиле тканей и шитья с XVII по XIX век. Наиболее ценным в коллекции музея оказался двойной покров XVI века с изображением муромского князя Петра и его жены Февронии. Известно из описи музея, что покров поступил в музей в 1923 году из Спасского монастыря. Он находился в фондах без надлежащего режима хранения, был сильно загрязнен, на нем имелись жировые пятна, золотые и серебряные нити сильно потускнели. На лице и одежде Февронии имелись сплошные потеки. Сильно разрушен основной фон – камка, позднее зашитая голубым шелком, который со временем тоже изрядно обветшал. Нередко в более позднее время искажался первоначальный вид памятника. Утрачивались подлинные его размеры, ткани подновлялись, перекладывались на новый фон, нашивался материал на утраченные места, что было обнаружено и на муромском покрове»4. 
Спустя тридцать лет, в 1993 году покров «Петр и Феврония Муромские» (1593) поступил на повторную реставрацию (реставратор Е. В. Семечкина), включающую также монтирование кайм XVII века (реставратор В. С. Букреева), отпоротых при первой реставрации. Опыт работы реставратора-практика и знания химика-технолога позволили Е. В. Семечкиной провести большую научно-исследовательскую работу. При повторной реставрации шитье было очищено от реставрационного клея, реставрационных вставок, искажающих облик памятника. Укрепление сильно разрушенного шитья и фона проведено только иглой без использования клея. В 2000 году покров экспонировался на выставке «Русское искусство из собраний музеев Центральной России»5. В 2002 году, на выставке «Реставрация музейных ценностей России» на триеннале IV, покров впервые публиковался с пришитыми каймами. По возвращении в музей для него по рекомендации реставраторов сделана специальная витрина, в которой святыня занимает свое почетное место в экспозиции.
Икона «Петр и Феврония с житием» конца XVI – первой трети XVII века, поступившая на реставрацию в 1962 году, находилась в ЦГХРМ (ВХНРЦ) до 1968 года. По просьбе музея басменный оклад на полях иконы не был реставрирован. Бывший в то время директором музея А. А. Золотарев в своем письме в центр от 8 декабря 1968 г. пишет: «Металлический оклад на иконе просим оставить в том виде, каким он и был при поступлении иконы к Вам. Реставрация его, которая, по Вашему изложенному в ответе нам мнению, потребует много дополнительного времени, представляется нам не обязательной. Телеграммой от 7 декабря с. г. на имя Н. А. Гагмана я просил мастерские о подготовке иконы к транспортировке»6. Заставило его поторопить возвращение иконы, вероятно, опасение того, что икона могла и не вернуться в музей. Ведь за долгое ее отсутствие всякое могло произойти. Тогда, в 60-е годы, московский музей имени Андрея Рублева отбирал самые древние и «особо редкой иконографии» иконы «на исследование и реставрацию» из многих провинциальных музеев. Возвратить наши одиннадцать икон, отправленных туда на реставрацию, практически не представлялось возможным. Безусловно, состояние древних памятников беспокоило руководство музея, но отдавать их в реставрацию в столицу было небезопасно.
Вот тогда, в 1968 году, по просьбе музея, был приглашен владимирский реставратор Александр Петрович Некрасов, который отобрал самые аварийные иконы, положив профилактические заклейки из толстой писчей бумаги на более чем двадцать памятников. В архиве музея хранятся старые любительские фотографии, отснятые до укрепления им икон, на которых видно их ужасающее состояние. В дальнейшем, в 1970 году, А. А. Золотаревым было передано на реставрацию А. П. Некрасову восемь икон. В течение нескольких лет семь икон вернулись в музей. В полном объеме реставрация их не была произведена, ограничились только укреплением. Одну икону, «Николай Чудотворец», Александр Петрович передал на реставрацию в Москву, в ГосНИИР. Икона «Николай Чудотворец» поступила в музей в 1940 году из Николо-Набережной церкви, датировалась XVII веком. После многолетней реставрации она была возвращена в музей в декабре 2004 года с датировкой конец XIII – первая половина XIV века (реставраторы Е. М. Кристи и Ю. А. Рузавин). В коллекции нашего музея это единственный древний памятник. ГосНИИР планировал представить эту икону широким кругам специалистов и любителям древнерусского искусства на V триеннале «Реставрация музейных ценностей России», которая открывалась в выставочном зале «Новый Манеж» в 2006 году, и она была опубликована в выставочном каталоге7. Но на выставку икона не попала, так как была раньше возвращена в Муром.
Начиная с 1971 года, при директоре О. А. Лукиной, которая заканчивала начатый ранее ремонт здания, определились отдельные помещения фондохранилищ по коллекциям и хранителям. Ситуация в вопросе реставрации экспонатов в корне изменилась, появилась возможность наладить контакт с реставрационным центром имени Грабаря. Это произошло, когда в феврале-марте 1977 года в наш музей приехали в командировку две сотрудницы темперного отдела. Заведующая отделом – А. Н. Баранова и художник-реставратор – М. В. Наумова, обследовав коллекцию икон, произвели работу по укреплению красочного слоя и грунта на 34-х иконах. Их приезд и положил начало нашему многолетнему сотрудничеству. С этого времени каждый год к нам стали приезжать в командировку бригады реставраторов, сначала только темперного отдела. Неоценимую помощь в уточнении датировок и сюжетов икон оказывали реставраторы Максимова Л. Б., Мосунова Т. М., Мельникова Е. И. Работа по укреп­лению икон во время командировок проводилась огромная, об этом говорят цифры указанные в их отчетах: 1978 год – 41 икона; 1979 год – 44 иконы; 1980 год – 52 иконы; 1981 год – 61 икона; 1983 год – 20 икон. На протяжении многих лет реставраторы боролись с аварийным состоянием наших икон. Но пришло время, когда этот трудоемкий и кропотливый консервационный процесс в основном прошел, и появилась возможность заняться более основательно приведением их в экспозиционный вид.
Во время командировки в июне-июле 1992 года трех художников-реставраторов Т. М. Мосуновой, М. В. Наумовой и Ю. В. Черновой (Лариной) по нашей просьбе ими были отреставрированы семь икон, находящихся в экспозиции древнерусского искусства: «Богоматерь Одигитрия» XV в., «Богоматерь Смоленская» XVI в., «Козьма и Дамиан» XVI в., «Воскресение с праздниками» 1670 г., «Никола Чудо­творец» XVI в., «Троица» XVI в., А. И. Казанцев (?) «Ангел, Разящий мечом» нач. XVIII века. Некоторые из них ранее были реставрированы И. И. Тюлиным. Тогда же из фондов музея были отобраны 20 икон на стационарную реставрацию в ВХНРЦ, а на 16-ти из них сделано пробное удаление олифы и записей для выявления авторской живописи. В следующем, 1993 году, все 20 икон были отправлены в Москву. 
Со временем на нашу просьбу о помощи откликнулись и реставраторы других отделов ВХНРЦ. Острая необходимость назрела в реставрации других коллекций, так как начиналась грандиозная подготовка к созданию новой экспозиции «Художественная галерея». В июле 1984 года к нам приезжают два реставратора отдела графики: Т. С. Жукова и С. М. Горбачева. Цель их командировки заключалась в обследовании коллекции произведений графики и отбора экспонатов для стационарной реставрации. Список экспонатов, отобранных на реставрацию, впечатляет: 61 предмет графики и 25 плакатов. Конечно, не все из отобранных произведений прошли стационарную реставрацию, а всего лишь 20 экспонатов. Но это были наиболее интересные, а, главное, необходимые для будущей художественной экспозиции графические работы.
В 1988-1990-е годы в музей приезжают реставраторы по тканям Р. А. Петрова и И. В. Михайлова. Во время этих командировок ими были сделаны покров «Константин, Михаил и Федор» 1661 года, пелена «Богоматерь Одигитрия (Смоленская) и др.
В 1992 году из отдела реставрации масляной живописи командированы два реставратора – А. О. Гаврилин и Ю. М. Кузнецов. Просмотрев всю коллекцию масляной живописи, они отобрали 18 картин, требующих стационарной реставрации в их отделе. Подготовить к транспортировке эти работы было не просто, так как требовалось сложное укрепление красочного слоя, укладка оседаний и вздутий грунта на многих произведениях. Некоторые картины, как например «Портрет П. Ю. Гагариной», был укреплен на планшет и вся поверхность заклеена микалентной бумагой. Огромного труда стоило подготовить к переезду две картины К. Вербрюгена размером 200х150 каждая.
Дважды, в 1992 и в 1993 году, приезжали сотрудники отдела реставрации деревянной скульптуры: В. Ю. Бараненков и И. Д. Барабанов. Во время этих командировок они привели в экспозиционный вид прялки, наличники, царские врата, диваны от мебельных гарнитуров, всего 34 предмета. Из них 6 экспонатов были рекомендованы для стационарной реставрации в Москве. 
Командировки реставраторов, уже только темперного отдела, продолжались до 2007 года. Тогда Т. М. Мосунова и М. В. Наумова рекомендовали 10 икон для последующей стационарной реставрации, сделав на них пробное раскрытие. В дальнейшем из этого отбора иконы постепенно отправляются в Москву. В это время Центр имени Грабаря был перегружен просьбами многих музеев о помощи, но Муромский музей такую помощь получил.
В 1985 году мы привезли в ВХНРЦ первую большую партию, 20 графических работ: И. С. Шарвехтер «Портреты А. С. и П. С. Уваровых», К. П. Брюллов «Последний день Помпеи» и др. Через некоторое время началась наша постоянная транспортировка экспонатов в Москву. Этому способствовало присутствие в 1990 году на первых Уваровских чтениях двух заведующих отделами: темперным – Г. В. Цируль и масляной живописи – Н. С. Кошкиной. После этого разговор о стационарной реставрации стал более предметным. Был составлен перспективный многолетний план реставрации коллекций нашего музея. В том же 1990 году 87 экспонатов были отправлены в разные отделы центра. В темперный – «Богоматерь Шуйская», «Четырёхчастная», Тихон Горинский «Живоносный источник» и др.; в прикладной – солнечные часы, меднолитые иконки, кресты, серебряные складни; миниатюры на слоновой кости «Тезей, побеждающий Минотавра», «Юдифь с головой Олоферна» и др. В 1991 году отправлено 26 предметов, в том числе иконы «Муромские святые», «Воскресение с праздниками»; бронзовые скульптуры «Гермес», «Сидящий юноша», «Сидящая девушка». В 1992 году – 39 предметов, среди которых туалет костяной настольный, меднолитая пластика. Самый большой привоз был в 1993 году – 114 предметов. Среди них «Крест Сретенский», иконы «Никола Гостунский», «Не рыдай мене Мати», «Спас Недреманное Око», «Леонтий Ростовский», «Никола Чудотворец», «Алексей человек Божий», и т. д.; живопись – Лоренцо Квальо Младший «Замок Хоэншвангау», Эуген Адам «Возвращение с порфорсной охоты», Д. Тьеполо «Мадонна с младенцем», неизвестный художник «Портрет Александра I» и т. д. В 1994 году отправлено 38 предметов, в их число вошли иконы редчайшей иконографии «Сивиллы», меднолитая пластика и т. д. В 1996 году – пять дамских вееров. 
Список этот можно продолжать. Характерно то, что это плодотворное сотрудничество осуществ­лялось в тяжелые для всей страны 90-е годы. Сейчас наши взаимоотношения продолжаются, правда, не столь интенсивно, так как сказывается нехватка финансирования.
О разнообразии и богатстве музейных коллекций можно говорить долго. За все годы работы через руки художников-реставраторов прошло несколько десятков экспонатов. Реставраторы всегда с большим удовольствием брали в работу интереснейшие муромские памятники. Две картины – «Портрет П. Ю. Гагариной» и «Вид города Мурома» – были отреставрированы С. И. Глобачевой в отделе масляной живописи. За реставрацию этих работ, представленных на V триеннале «Реставрация музейных ценностей России», она была отмечена Дипломом лауреата II премии ВХНРЦ им. акад. И. Е. Грабаря. Портрет княгини Прасковьи Юрьевны Гагариной, урожденной Трубецкой (первая четверть XIX века), прежде не реставрировался, никогда в музее не экспонировался. От того, что он долгое время находился без подрамника, четвертая часть изображения оказалась утраченной. Глобачевой была проведена сложнейшая длительная работа по восстановлению авторской живописи. После окончания реставрации выявились ее художественные особенности, позволяющие предположить авторство достаточно крупного мастера, вероятно, работавшего в России иностранца. Реставрация этого произведения поз­волила ввести в экспозицию «Художественная галерея» еще один фамильный портрет из собрания графов Уваровых. Вторая работа, «Вид города Мурома», была дублирована на грубый холст с помощью столярного клея, вероятно, в конце XIX века. Деформированная, покрытая толстым слоем грубых записей не позволявшими судить об авторской живописи. После проведенной почти ювелирной работы, выполненной Глобачевой, открылся необычайно яркий колорит пейзажа и мельчайшие подробности панорамы города первой половины XIX века.
Икона «Богоматерь Шуйская» поступила в ВХНРЦ в 1990 году. Живопись находилась под очень темной олифой, правая половина иконы была сплошь заклеена толстой пожелтевшей бумагой. Сюжет практически не видимый, лишь только угадывался. Реставраторами-стажерами С. В. Гончаровым и М. Н. Лебедевой была удалена старая профилактическая заклейка, далее она была передана для полной реставрации Т. М. Мосуновой. При укреплении левкаса стала видна запись XIX в., лежащая на многослойной олифе. Когда удалили этот слой, открылись прописи и перелевкаска по центру. После удаления всех слоев записи открылась редко встречающаяся иконография «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми» (Шуйская). Специалисты датируют эту икону XVI веком. Она была показана на нескольких выставках: 1993 год – Италия; 1993-1994 – Москва, Реставрация музейных ценностей России, триеннале; 1994-1995 – Возрождение шедевров. XI реставрационная выставка, ВХНРЦ (1944-1994).
Икона «Иоанн Креститель чиновой» поступила на реставрацию в ВХНРЦ в 2009 году с уже сделанными пробными раскрытиями (реставратор Т. М. Мосунова). Было обнаружено два слоя записи на авторской живописи хорошей сохранности. Под записью XIX века открылась запись XVIII века с удивительным пейзажным поземом. Ниже – частичные прописи XVII века и авторский – XVI век.
Об иконе «Не рыдай Мене Мати и Спас на убрусе, со сказанием о Нерукотворном образе Спаса, в 70 клеймах» первой половины XVII века (реставратор А. Н. Овчинников) известно, что создание ее связано с царским заказом. В многочисленных клеймах иконы подробно иллюстрирован один из вариантов «Сказания». Икона превосходного письма, специалисты по манере относят ее к московской традиции. Связь с конкретным историческим событием – принесение в 1625 г. Ризы Христа в Москву – делают возможным предположить датой ее создания ­1630-е годы и позволяют говорить об уникальности этого памятника.
За многолетнюю историю нашего сотрудничества с ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря прошло стационарную реставрацию около 50 икон, 15 произведений живописи; 217 предметов меднолитой пластики, 20 – графики, 10 – ткани, 6 – деревянной скульптуры, 5 миниатюр на слоновой кости. Самые значительные памятники были показаны на многих отчетных выставках ВХНРЦ, а также на зарубежных реставрационных смотрах. Экспозиции музея, особенно древнерусское искусство, постоянно обновляются, возвращенные после реставрации произведения занимают свое место, другие отправляются в реставрацию.
В 1981 году впервые приехали в музей реставраторы Л. Б. Максимова, Т. М. Мосунова, чуть позже Ю. В. Чернова (Ларина). В течение многих лет они были связаны с Муромским музеем, являлись основными рестовраторами и консультантами по вопросам датировок и художественных особенностей памятников. Трудно переоценить их вклад в осуществлении полноценной экспозиции древнерусского искусства в нашем музее.
С 1990 года в музее проходят научные конференции Уваровские чтения, участниками которых выступают известные археологи, историки, искусствоведы, краеведы, реставраторы. Особое место в чтениях занимают вопросы истории и культуры Мурома. Древнерусскому искусству было посвящено большое количество сообщений, авторами которых являются реставраторы и научные сотрудники ВХНРЦ: Т. М. Мосунова, Е. В. Цапаева, М. С. Трубачева. Дважды Татьяна Максимовна Мосунова выступала с докладами о муромских иконах на конференциях ИКОМа в Афинах (1995) и Копенгагене (2002). М. Н. Никогосян, научный сотрудник отдела масляной живописи ВХНРЦ, посвятила ряд публикаций вопросам атрибуции, экспертизы и реставрации западноевропейской и русской живописи из Муромского музея.8 Часто в процессе реставрации уточняются авторство и время создания, выявляется оригинальный или копийный характер. Особенно ценный материал для исследования дает реставрация памятников сотрудникам самого Муромского музея. Определение места создания каждого памятника по манере письма и по сохранившимся историческим данным – задача музейных исследователей, которую стало возможно решать в результате проведенной реставрации. Автором многочисленных статей по древнерусскому искусству является сотрудник музея О. А. Сухова.9 Многие ее исследования публикуются в сборниках научных трудов Муромского музея и в других изданиях. 
Во Владимире давно существуют реставрационные мастерские, но одним из основных видов их деятельности всегда была реставрация памятников древнерусской архитектуры и монументальной живописи, тогда как музеям необходимо было реставрировать разные экспонаты, а специалистов по нужным специальностям во «Владспецреставрации» явно не хватало.
Ситуация изменилась только после 1989 года. По объяснению директора «Владспецреставрации» А. И. Скворцова, это было связано с децентрализацией фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, филиалом которого наш музей, в числе других, был с1974 по 1989 год. 
Несколько картин из коллекции нашего музея, когда он еще входил во Владимиро-Суздальский музей-заповедник, отреставрировал сотрудник головного музея А. А. Осетров. В том числе в 1975 году четыре живописные работы: неизвестный художник «Портрет Е. А. Разумовской-Уваровой», начало XIX века; В. К. Бялыницкий-Бируля «Ранний снег», 1911 год; неизвестный художник «Портрет В. М. Русакова», XIX век; неизвестный художник «Портрет Ф. Б. Русаковой», XIX век и в 1982 году два портрета: В. Р. Голике «С. С. Уваров», 1833 год и Н. Е. Рачков «П. С. Уварова», 80-е годы XIX века и др. 
Когда бывшие филиалы получили самостоятельность, то оказались без реставрационных кадров. У музеев возникла крайняя необходимость в реставрации своих коллекций картин, предметов декоративно-прикладного искусства. В 90-е годы центром художественной реставрации во Владимирской области становится государственное предприятие «Владспецреставрация». Наша совместная активная реставрационная деятельность по произведениям станковой масляной живописи началась с 1992 года, с прихода во «Владспецреставрацию» опытного художника-реставратора Олега Михайловича Ревина. Под его руководством сложился молодой творческий коллектив.
Уже в начале 90-х годов для строящейся экспозиции «Художественная галерея» ими были приведены в экспозиционный вид несколько портретов начала XIX века из собрания графов Уваровых: «Д. Л. Нарышкина» (реставратор А. В. Орехов), «А. С. Четвертинского» (реставратор С. В. Красулина), «Ф. С. Уварова» (реставратор О. А. Безмельницына). Следует отметить высокий уровень проведенных реставрационных работ М. А. Матюшкиным по разнообразной коллекции художественной бронзы конца XVIII – начала XIX века: скульптурные каминные украшения, часы каминные, люстры, канделябры и т. д.
Специалистами по реставрации картин проведены сложные восстановительные работы одиннадцати купеческих портретов XIX века. Они представляют собой семейные дуэты и династии и свидетельствуют о сложении в это время самобытной художественной традиции. Руками реставраторов буквально из руин восстановлены великолепные портреты супругов К. И. и А. И. Первовых, поступивших в музей от их потомка в очень плохом состоянии. Холсты были без подрамников, порваны, свернуты в трубочку, с большим процентом утраченной живописи. А сегодня они, благодаря кропотливейшей работе реставраторов О. М. Ревина, С. В. Оболенской, С. В. Красулиной и др., наряду с другими украшают историческую экспозицию. 
Во всех музеях, а в провинциальных особенно, масштабы хранения и масштабы проводимых реставрационных работ не соответствуют друг другу. Существует огромная потребность в реставрационных работах. Для многих музеев страны посильную помощь оказывают реставрационные училища. Поэтому, когда к нам обратились руководители Суздальского художественно-реставрационного училища, мы откликнулись на их предложение о сотрудничестве. В 1998 году из фондов нашего музея были переданы им для реставрации 13 предметов: дерево – часовенка дорожная, паникадило, подсвечник; ткани – платье со шлейфом, платки; металл – венцы венчальные, чайник-самовар и др. В 2007 году передали еще пять предметов: каменные надгробные и закладные плиты, мраморная парковая скульптура «Осень». В училище отбором произведений для обучения реставрации занимается преподаватель, и он распределяет работы для каждого конкретного студента с учетом его индивидуальных способностей. Преподавателями работают квалифицированные специалисты, имена которых хорошо известны. В 2005 году, по рекомендации Т. М. Мосуновой, мы передали на реставрацию 9 икон в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. В нем подготовкой будущих реставраторов темперной живописи руководит Галина Сергеевна Клокова, реставратор высшей квалификации, преподаватель с большим педагогическим стажем10. 
Профессия реставратора требует зрелости, но, по мнению специалистов, подготовка реставраторов в Свято-Тихоновском университете поставлена очень серьезно. Вся практическая работа студентов ведется под контролем Реставрационного совета, на заседания которого приглашаются ведущие московские реставраторы и искусствоведы. Уровень выполненных ими работ позволил включить наши произведения в основную экспозицию музея. Иконы праздничного чина XVII века «Сошествие Святого Духа», «Вознесение», «Рож­дество Богоматери», «Сретение», а также две части иконы «Богоматерь Владимирская» XVII века обогатили экспозицию древнерусского искусства.
Музей продолжает сотрудничать с прежними и расширяет свои связи с другими государственными реставрационными учреждениями. Так, в 2012 году во Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства были переданы на реставрацию 5 предметов деревянной скульптуры XVIII-XIX веков. 
Благодаря областной программе сохранения культурного наследия региона, была продолжена работа с ОАО «Владспецреставрация», где был отреставрирован ряд картин академика живописи И. С. Куликова (реставратор С. В. Красулина). 
Обладая уникальными коллекциями, Муромский музей до недавнего времени не имел своих реставраторов. 
В 2010 году в штат музея был принят первый реставратор, Е. А. Сугуева. После окончания Суздальского художественно-реставрационного училища, реставратор по тканям, она некоторое время работала в ВХНРЦ им. Грабаря. После ухода в длительный отпуск Сугуевой в музей была принята еще одна выпускница Суздальского училища, А. С. Мохова, и она работает с коллекцией металла уже больше трех лет. С 2011 года, который ознаменовал собой начало нового этапа, вновь закрыто на реконструкцию основное здание музея – дом Зворыкиных. В течение последних двух лет были созданы две экспозиции в помещении Выставочного центра (Московская, 13). В 2013 – «Муром град.Святыни и святые Мурома», древнерусское искусство и в 2014 – «Город и горожане», страницы истории Мурома XVIII–XIX веков. Осуществление таких крупных проектов требовало напряженной работы всего коллектива. Все работы авторов экспозиций проводятся в тесном контакте с реставраторами. К экспонированию ими были приведены в экспозиционный вид лицевая часть оклада (1848 год) Сретенского креста; серебряный с золочением оклад Тябло – «Коруны» царских врат, середины XVII века; серебряный с золочением оклад Евангелия (А. С. Мохова). Для второй экспозиции «Город и горожане» – две крестильные детские рубашечки, две детские куколки (Е. В. Сугуева) и комплекс серебряных предметов конца XIX – начала XX века: ложки, копилка, солонки, рожок для кормления младенца и др. (А. С. Мохова). Эти экспонаты позволяют оценить умение реставраторов работать с разными видами материала, различными объемами и техниками. Приход молодых реставраторов в музей дает уверенность, что их руками будут возрождаться памятники истории и культуры. 
 
1 1000-летие. 1988. – Кат. 72, 102, 136, 169, 174.
2 Сухова О. А. и др. Иконы Мурома. – М., 2004. – 
С. 50-52.
3 Материалы от Тюлина по реставрации икон 1928 год. Муромского музея Владимирской губ. Реставрационных работ с 12.6.28 г. Дневник // Научный архив МИХМ.
4 Осмоловская Н. М. Ценный памятник древнерусского искусства // Искусство. – 1966. – № 6. – С. 67–68. 
5 Русское искусство из собраний музеев Центральной России. – М., 2000. – Кат. 41. – С. 57, 270; Реставрация музейных ценностей России. IV триеннале. 2002. – Кат. 46. – С. 32, 34–35. 
6 Письмо А. А. Золотарева // Архив МИХМ. – Д. № 3. – № 331. 
7 Реставрация музейных ценностей России. V триеннале. – М., 2006. – Кат. 181. – С. 82–83.
8 Цапаева Е. В. Икона «Никола Гостунский» в собрании Муромского музея // Уваровские чтения – III. – Муром, 2000; Трубачева М. С. Житийный образ Леонтия Ростовского из собрания Муромского музея и его литературный источник // Уваровские чтения – III. – Муром, 2000; Мосунова Т. М. Иконы из фондов Муромского музея // Уваровские чтения – IV. – Муром, 2003; она же. Техника личного письма в иконах XVI - XVIII вв. из собрания муромского музея // Уваровские чтения – V. – Муром, 2003; она же. Иконы св. Николая Чудотворца из Мурома // Уваровские чтения – VI. – Муром, 2008; она же. История реставрации муромской иконы XVI века «Святой Иоанн Креститель //Уваровские чтения – VIII. – Владимир, 2012; Мосунова Т. М., Цапаева Е. В. Исследование иконы «Спас Смоленский с припадающими Сергием и Никоном» из МИХМ // Уваровские чтения – VIII. – Владимир, 2012; Никогосян М. Н. «Мадонна с щегленком» Джандоменико Тьеполо (ранее Джамбатиста) из собрания Муромского историко-художественного музея: опыт комплексного исследования // I научная конференция «Экспертиза произведений изобразительного искусства». – М., 1996. – С. 62-71; она же. Послание из Мюнхена (Лоренцо Кавальо и Эуген Адам в истории мюнхенской живописи XIX века. // Мир музея. – 1996. – № 3; она же. Исследование и реставрация картин из Муромского историко – художественного музея. Уваровские чтения – V. – Муром, 2003, и др. 
9 Вот только некоторые из них: Сухова О. А. Древности муромского Воскресенского монастыря. Уваровские чтения – V. – Муром, 2003; она же. «Сивиллы» в Муромском музее. Иконы изографа и картинки примитива // Уваровские чтения –VI. – Муром, 2008; она же. «Икона Муромская» – насколько муромская? // Уваровские чтения – VIII. – Владимир, 2012.
10 В 1978 году в наш музей приезжала Галина Сергеевна Клокова, будучи тогда художником-реставратором ВХНРЦ им. Грабаря. В это время она работала над темой «Живопись древней Рязани». Ознакомившись с коллекцией, ряд икон использовала в качестве аналогий и вспомогательного материала в работе над книгой.
 
Публикуется без фотографий
дата обновления: 10-02-2016