поиск по сайту
С. А. Волостнов (Муром) 
К ВОПРОСУ О МЕСТЕ МУЗЕЯ В ДОСУГЕ СТУДЕНЧЕСТВА 
(ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ)
 
Школьники и студенты составляют значительную часть музейной аудитории. Учащиеся легко мобилизуемы через преподавательский состав учебных заведений. Работу с этой категорией посетителей можно рассматривать и как вложение в будущую взрослую аудиторию. Музей же выступает в роли места, где возможно удовлетворение познавательных потребностей учащихся и решение образовательных и воспитательных задач, преследуемых учебными заведениями. Соответственно, большинство школьников и студентов приходят в музей с экскурсиями, которые организованны преподавателями в рамках учебного процесса.
Но нас интересует досуг учащихся. 
Что же мы можем сказать о месте музея в досуге учащейся молодежи? Почему музей находится именно на этом месте?
«Взаимодействие музея и конкретной категории его посетителей может быть наиболее успешным, а осуществление процесса музейной коммуникации – эффективным, если в основе разработки специализированных программ, использования определенных форм и методов работы лежит адекватное понимание интересов, запросов данной аудитории, мотивов ее обращения к музею, ожиданий от встречи с ним. Это становится достижимым при условии изучения потребностно-мотивационной сферы посетителей, постижения эмоций, связанных с образом музея, воссозданием присущего им представления о музее»1, – пишет И. В. Мишина в работе «Музей в системе ценностных ориентаций российского студенчества». А я бы еще добавил, что не только посетителей, хотя это важно и делается большинством музеев, но и потенциальных посетителей. Подобную работу мы видим реже, хотя и таковая встречается. Например, проект «Окна музеев» СПБ октябрь 2013 года.
Попробуем ответить на поставленные вопросы, опираясь на исторический и социологический материал, собранный в Муроме. 
Как известно, Муромский музей создается в 1918-19 годах. Одним из источников формирования музея стал кружок «объединивший учеников реального училища для изучения природы», а «первые средства на музей «выделил Отдел народного образования»2. Более того, «с декабря 1918 года работа по развитию музея велась при участии „Муромского научно-художественного общества при музее местного края” (МНХО), куда входили 14 человек из студенческого кружка». Сотрудники музея, а также члены МНХО устраивали лекции, беседы, чтения в учебных заведениях. При музее был создан кружок «любителей старины и изучения местной истории и археологии»3. И далее мы видим, что с музеем сотрудничают работники образования: зав. отделом народного образования В. Д. Киселев (вне­штатный сотрудник), учитель В. В. Зеест (член музейного совета)4. Более того, первые директора музея – это выходцы из сферы образования: Владимир Иванович Жадин (1896-1974) – фактически студент5, Федор Яковлевич Селезнев [1876(8?)-1940] работал в начале ХХ в. преподавателем в Нижегородском училище7, Иван Пет­рович Богатов – уездный комиссар просвещения в г. Муроме (1918 г.)8. Первые десятилетия работы музея мы видим учащихся города и в изостудии И. С. Куликова при музее, и в археологических разведках И. П. Богатова9.
Экспозиция в это время в основном строилась по «разделам учебника истории», музей становится «методическим центром для школ города, которые посещали его по специальному графику. О пропусках докладывали в РОНО. В музее создали мастерскую по изготовлению наглядных пособий по истории, математике и физике, а также диапозитарий, работали кружки»10. 
Экскурсионная работа в залах музея ведется в короткий предвоенный период и с учащимися средних специальных учебных заведений, появляющимися в это время в Муроме: в 1930 году бывшая женская гимназия была преобразована в педагогический техникум, а в 1937 – в педагогическое училище11; в 1937 году было открыто медицинское училище; в 1939 году Муромское педагогическое училище было преобразовано в учительский институт, который просуществовал до 1966 года12. 
В годы Великой Отечественной войны музей вообще «срастается» со школой, «выделив часть помещений под школьные классы и столовую», а сам продолжает работать в тринадцати залах13. Сотрудники музея ведут переписку с фронтовиками и собирают вещи, подключая к этому школьников14.
После войны исследователи отмечают некоторый спад в работе музея: «Посещаемость музея в 1951 г. не достигла довоенной и составила 29 141 человека. Упущена была и работа с детьми. Часто экскурсии проводили сами преподаватели: пояснения должны были быть сильно политизированы»15.
При этом количество учащихся в городе растет: в 1947 году появился торфяной техникум; в 1957 года открывается филиал Всесоюзного заочного машиностроительного института (ВЗМИ, г. Москва), реорганизованный в общетехнический факультет (ОТФ) ВЗМИ16; в 1958 году образован техникум радиоэлектронного приборостроения путем слияния муромских торфяного, машиностроительного и радиотехнического вечернего техникумов17; в 1966 году был организован Муромский учебно-консультативный пункт Горьковского филиала Всесоюзного заочного института инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИТ)18.
В 1960-е — начале 1970-х годов идет капитальный ремонт здания музея. При этом работа велась только отдельных залах. С другой стороны, в это время происходит «омоложение» коллектива19.
Идеологическая заданность музейной работы сохраняется. Первыми в 1972 году открываются залы «советского отдела», и именно здесь «налаживается работа с детьми»20. 
С конца 1980-х годов в СССР начинаются «перестройка» и «заполнение белых пятен истории», оживляется и неформальный интерес учащейся молодежи к музею. Директор музея того времени О. А. Лукина писала: «Желание привлечь к истории края городскую общественность, особенно молодежь, выразилось в учреждении в 1991 г. ежегодных краеведческих конференций – „Добрынкинские чтения”». Среди авторов «Муромского сборника» действительно много молодых, на тот момент, авторов. При музее работают воскресная школа, лектории, факультативы, занятия в которых проводят сотрудники музея21. 
Особый период в работе с учащейся молодежью начинается в 1990-е годы, когда на эту работу удается получить ряд грантов.
В 1998 г. получен грант Президента РФ (Руководитель проекта – Е. И. Сазонова, тогда директор музея). По проекту был создан Детско-юношеский научный краеведческий центр – ДЮНКЦ (научный руководитель – Ю. М. Смирнов). Проект предполагал проведение в регионе полного цикла исследовательской деятельности с детьми – от полевых изысканий до юношеских научных конференций. Закупочно-этнографической экспедиция лета 1999 года показала, что участие школьников в работе экспедиции несет неоспоримые преимущества: местные жители охотнее идут на контакт, естественней отвечают на вопросы и легче передают вещи музею.
Летом 2000 г. на следующий грант Президента организуется Детская научная школа-лагерь «Три кита». Проект стал межрегиональным, в работе приняли участие работники и друзья музея «Саровская пустынь», школьники из Сарова. На базе лагеря «Ясный» команда школьников, студентов, музейных работников и приглашенных специалистов работала по трем направлениям: этнография, археология и туризм. Но важнее был опыт живого, предметного общения молодежи и работников музея.
В 2001 г. на грант ярмарки социальных проектов Приволжского федерального округа начинается работа по программе «Под защитой детства». Кроме школьников и студентов из ДЮНКЦа, уже знакомых с экспедиционной работой, в лагере собрались школьники почти из всех районов Нижегородской области. Действовали направления: археология (поисковая и экспериментальная), этнография (полевая и экспериментальная – гончарная мастерская), экология (экологический туризм), «компьютерные технологии и культурное наследие». Полевые находки проходили камеральную обработку, использовались на выставке.
В следующем году по проекту «Под защитой детства-2002» в лагерь собрали детей со всего Приволжского федерального округа. Ребята, прошедшие предыдущие экспедиции и преимущественно ставшие студентами, были включены в проект волонтерами. Одним из результатов должны были стать «музеи» (выставки): реальный и виртуальный (в Интернете). 
Проект «Под защитой детства» вновь возродился в 2007 году, (грант губернатора Владимирской области) под названием «Родная старина». Проект предполагал организацию постоянно действующей экспедиции по инвентаризации историко-культурного наследия сел и деревень области с привлечением сельских школьников, создание в сельских школах информационных центров («Наследие») для накопления, обработки и презентации собранных материалов. Работа по этому проекту была начата на базе трех школ Муромского района22.
Но вернемся в начало 2000-х годов. Проектная деятельность позволила привлечь студентов и в сферу информатизации и компьютеризации музея, собственно, и компьютеры в музее появились во многом благодаря проектам.
Еще в 2001 году в рамках сетевого проекта (грант Фонда Сороса) «Окна Окландии» (руководитель Т. Б. Купряшина) был подготовлен мультимедийный проект «Путешествие по Окландии». Технической сборкой продукта занимались муромские студенты Михаил Пустовалов и Тарас Дегилев (творческая мастерская TM-GROUP)23. 
В 2002 году это направление продолжилось проектом «Интернет-сообщество музеев Нижней Оки» (руководитель С. А. Волостнов), сайт oklandia.murom.ru был преобразован в информационный портал, где появилось более 400 профессиональных описаний и фотографий предметов из собраний музеев Мурома, Павлова, Выксы, Арзамаса, Сарова. В музеях были организованы для школьников пункты свободного доступа в Интернет. 
В 2002 году был реализован и проект «Музейный экотранзит» (руководитель В. В. Бейлекчи). На специально построенной копии древнерусской ладьи по маршруту Муром – Нижний Новгород была проведена экспедиция. В проекте принимали участие музейные сотрудники, студенты и школьники из Мурома, Арзамаса, Выксы, Павлова, Сарова. 
Ладья еще несколько сезонов служила для речных экспедиций клуба исторической реконструкции «Гардарики» («Вареж»). Изначально клуб формировался из студентов и старших школьников, а на путь научной реконструкции их вывели сотрудники музея.
Организацию и работу клуба можно считать одним из самых успешных примеров взаимодействия музея со студенческой аудиторией. Почему? Потому что клуб, ставший самостоятельным явлением в жизни Мурома, и сегодня плодотворно сотрудничает с Муромским музеем. 
На рубеже веков меняется и работа в самом музее: «Музей почти отказался от общих обзорных экскурсий и разработал систему с разнообразной тематикой и дифференцированным подходом в общении с детьми разного возраста и степенью подготовки. Частые гости в музее учащиеся медицинского и педагогического училищ, студенты Муромского института Владимирского политехнического университета для которых проводятся учебные занятия»24.
Наибольшим успехом у молодежи пользуется акция «Ночь музеев», запущенная в 2006 году25. Молодежь прежде всего привлекает фестиваль рок-групп. Жаль, не продумано «последействие» – большинство участников «Ночи музея» приходят в музей только через год, на новую «Ночь музеев». 
Значительная активизация работы музея со студенчеством приходится на годы, когда сотрудник музея Е. И. Сазонова пришла на преподавательскую работу в Муромский филиал Московского психолого-социального университета (МФ МПСУ). Музей становится «базой для прохождения студентами производственной и преддипломной практик». В 2011 году проводится студенческая конференция, приуроченная ко дню туризма26. В МФ МПСУ были созданы постоянно действующие выставки «Муром далекий и близкий» и «Советская реклама». «Музейные экскурсии включаются в программы по гуманитарным дисциплинам местных ВУЗов»27. Эта работа приносит результаты, за последние годы посещаемость музея студентами выросла. В 2009 году «в музее было 99 групп местных школьников – 2422 человека и 27 групп студентов – 503 человека»28. В 2010 году «на общем фоне падения местной посещаемости выросло число посещений музея студентами – 45 групп, что на 33 % больше, чем в 2009 г.»29.
«С 1 сентября 2011 года введены дополнительно дни бесплатного посещения экспозиций для школьников и студентов в соответствии с законодательством РФ... и... за 2011 год бесплатно музей посетило 8 458 человек – это почти пятая часть от общей посещаемости»30. В 2012 году музей предложил студентам и школьникам льготный абонемент «Всей семьей в музей». Стоимость для взрослых – 150 рублей, для пенсионеров, студентов и школьников – 100 рублей31. «За 2012 год в музее побывали 9089 человек в возрасте до 18 лет (школьники 5731 человек, студенты 2718 человек)»32. 
Как видим, количество учащихся, посещающих музей в рамках учебной деятельности, растет, появляются новые формы взаимодействия, но учебная деятельность не может считаться формой досуга студентов.
Хотя бы частично ответить на вопрос о досуге студентов и месте музея в этом досуге был призван опрос, проведенный мной на базе Муромского филиала МПСУ в 2013 году. Опросник включал 3 раздела: свободное время, музей, сведения о рес­понденте (см. Приложение 1.). В опросе приняло участие (заполненных анкет) – 157 человек.
Опрос проводился на отделениях высшего и среднего профессионального образования очной и заочной форм обучения. В опросе приняли участие 45 мужчин, 109 женщин (3 не указали пол). Возраст от 16 до 50 лет. Преобладает группа от 16 до 25.
Таблица 1. Место проживания опрошенных
Регион (населенный пункт) Количество
Муром и Муромский район 113 
Выкса 8
Меленки 6
Москва 5
Навашино и Навашинский район 5
Красная Горбатка 4
Касимов 2
Пос. Теша 2
Не указали 6
Нижегородская обл. 1
Вязники 1
Кинешма 1
Гусь-Хрустальный 1
СПб 1
Кулебаки 1
 
Чем же занят досуг студентов (Основные занятия студентов на досуге)?
Таблица 2. Основные занятия на досуге
Основные занятия на досуге Выбрали (чел.)
Общаетесь с друзьями 64
Интернет или компьютерные игры 60
Занимаетесь домом, хозяйством 48
Слушаете музыку 35
Смотрите телевизор 33
Гуляете 30
Занимаетесь спортом 19
Читаете 19
Просто отдыхаете, ничего не делаете 18
Занимаетесь своим хобби 16
Ходите на дискотеки 5
Ходите в кино 3
Дети 3
Нет ответов 3
 
Несомненный лидер – общение. Компьютер и Интернет уверенно занимают второе место. 
На третьем месте ответ «Занимаюсь домом» (сюда же можно приплюсовать и занятия с детьми). За счет заочников, т. е. людей более старшего возраста, этот показатель высок у групп отделения высшего образования, а у более молодого отделения среднего профобразования третью позицию занимает прослушивание музыки. 
 Какое место музей занимает в досуге опрошенных студентов? Скромное. Около 15 % респондентов указали музей как место проведения досуга. Результат был бы еще скромнее, если бы указывалось только посещение музея на досуге, но скорее всего, студенты имели в виду и посещение музея во время учебных занятий. Но опрос показал и потенциал роста. Примерно 35 % хотели бы проводить часть досуга в музее. А те, кто уже посещают музей, отмечали, что хотели бы уделять этому больше времени.
Таблица 3. Количество студентов, посещающих музей и желающих посещать
Отделения Посещают (чел.) Хотели бы посещать (чел.)
Высшего профессионального образования 18 44
Среднего профессионального образования 5 11
Всего 23 55
 
 
В подавляющем большинстве анкет упомянут только Муромский историко-художественный музей, хотя правильное его название знают немногие. Встречаются упоминания о некоторых школьных музеях.
На вопрос: «Как вы узнали об этих музеях»? 58 человек не дали ответ вообще. Среди положительных ответов лидируют ответы: о школе; затем о вузовской среде, от знакомых и друзей, а вот Интернет в конце списка. 
 Как студенты предпочитают посещать музей? Практически равное количество (69 и 68) выбрало ответ «с друзьями» и «в составе экскурсионной группы», меньшее количество (32) с семьей (в разных сочетаниях). Посещение музея в одиночестве привлекательно для малого количества студентов (12). Опрос показал, что около 80 % студентов готовы заплатить за посещение музея 100, 200, 300 и даже 500 рублей. 
Таблица 4. Приемлемая стоимость посещения музея
Приемлемая стоимость посещения музея (руб.) Количество выбравших (чел.)
1000 7
800 1
700 1
500 21
400 2
300 16
250 1
200 17
150 2
100 23
60 1
50 9
20 4
Всего ответило: 105
 
Опрос показал, что студенты предпочитают традиционные формы работы музея.
 
Таблица 5. Какие формы работы в музее вам интересны
Формы работы Выбрало (чел.)
Экскурсия 122
Мастер-классы 57
Театрализация 36
Музейный праздник 21
Круглый стол 8
Лекции 8
Нет ответа 14
Все формы 1
 
Какие темы в музее студенты сочли интересными и неинтересными?
Суммировались отдельно темы, получившие наивысший бал и темы, получившие сравнительно высокие баллы. Приоритетными можно считать темы археология и быт. Самыми «неинтересными» считают нумизматику и авангард, далее иконопись и скульптура. Живопись, оказавшаяся наверху в первой диаграмме, вероятно, попала туда случайно, так как стояла первой в списке. 
Выводы
История музея дает нам прекрасный материал для активной работы музея с учащейся молодежью. 
Опыт показал, что опросы нетрудоемки по организации, но требуют более тщательной проработки при подготовке анкеты. 
Музей слабо представлен в бюджете досугового времени современного студенчества, но сохраняет потенциал привлекательности.
Актуальными для студенчества можно считать коллективные формы работы, ориентированные на общение.
 
Приложение 1
Опрос «Досуг».
I. (свободное время)
1. Оцените объем свободного времени (за вычетом времени для работы, учебы, сна, приема пищи), которым вы располагаете (в часах)
В сутки ______________________ В неделю________________________________
2. Какое у вас хобби ____________________________________________________ 
3. Как вы проводите свободное время? Сколько времени в неделю (час, мин) вы тратите на... 
Реально тратите Хотели бы тратить
Общаетесь с друзьями
Слушаете музыку
Читаете
Гуляете
Смотрите телевизор
Ходите в кино
Ходите в музеи
Занимаетесь спортом
Интернет или компьютерные игры
Занимаетесь домом, хозяйством
Занимаетесь своим хобби
Просто отдыхаете, ничего не делаете
Ходите на дискотеки
Посещаете кружки, секции
Иное (укажите)
 
 
II. (музей)
1. Какие музеи в Муроме вы можете назвать? ______________________________________
2. Как вы узнали об этих музеях ________________________________________________
3. Какие экспозиции и выставки вы посещали и когда? ________________________________
4. Сколько вы готовы заплатить за посещение музея (от 20 р. до 1000 р.) ___________________
5. Какой день недели и какие часы вы считаете наиболее удобным для посещения музея _________
6. Как вы предпочитаете посещать музей с 1) родителями, 2) друзьями, 3) в одиночку, 4) в составе экскурсионной группы, 5) иное (указать) ___________________________________________________________
7. Какая тематика выставок вас может заинтересовать (укажите приоритет цифрами 0 – неинтересно; 1 – малоинтересно; ... 9 – очень интересно)
Классическая живопись и графика
Классическая скульптура
Авангардное искусство
Иконопись и культовые предметы
Археология
История
Быт прошлого
Нумизматика (монеты и купюры)
Иное (укажите)
 
8. Какие формы работы в музее вам интересны 1) экскурсии, 2) круглые столы 3) музейные праздники, 4) лекции, 5) театрализация, 6) мастер-классы 7) другое (указать) ____________________________________________
 
III. Некоторые сведения о себе
Населенный пункт вашего постоянного проживания _________________________________
Возраст ________________ Пол ____________________________________________
Профессия, сфера занятости (если работаете) _________________________________________
 
1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/muzei-v-­sisteme-tsennostnykh-­
orientatsii-rossiiskogo-studenchestva#ixzz2xLBd9uiU.
2 Сенчурова Т. Е., Купряшина Т. Б. Музейное строительство в Муроме (1918-1950-е гг.) // Музеи Верхней Волги: Проблемы, исследования, публикации. – Ярославль, 1997. – С. 294.
3 История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. — Муром, 2001. – C. 349.
4 Сенчурова Т. Е., Купряшина Т. Б. Указ. соч. – С. 297, 301. 
5 Там же. – С. 296.
6 Селезнев Федор Яковлевич. Годы жизни: 34 года на 1912 г. Биографические сведения: учитель Нижегородского 4-го городского училища на 1912 г. // РГИА. – Ф. 1349. – Оп. 2. – Д. 111. – Л. 3-4.
7 История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца 20 века. – С. 352. 
8 (23.11.1895 – 09.03.1980) первый заведующий Муромским уездным отделом народного образования.
9 История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. – С. 355.
10 Сенчурова Т. Е., Купряшина Т. Б. Указ. соч. – 
С. 302-303.
11 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mur­pedcol.ru/index.php?option­=com_content&task=view&id=5&Itemid=6
12 История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. – С. 444.
13 Сенчурова Т. Е., Купряшина Т. Б. Указ. соч. – С. 304.
14 Муромский историко-художественный музей. – М., 2003. – С. 15.
15 Сенчурова Т. Е., Купряшина Т. Б. Указ. соч. – С. 306.
16 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mivlgu.ru/freks/rt/istoriya-kafedry.
17 Постановление Совета Народного хозяйства Владимирского экономического административного района от 23 мая 1958 г. № 37 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mtrep.org/index.html.
18 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://young.
rzd.ru/college/public/ru?STRUCTURE_ID
=5031&layer_id=3811&id=73
19 Лукина О. А. От советского музея к историко-художественному (Муромский музей: взгляд изнутри) // Музеи Верхней Волги: Проблемы, исследования, публикации. – 
С. 40.
20 Там же. – С. 41.
21 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ybs.ru/mincult/museums/VlMyr.htm.
22 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum-murom.ru/page.html?pid=252.
23 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/N18383.
24 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ybs.ru/mincult/museums/VlMyr.htm.
25 Социально-экономическое развитие округа Муром в 2006-2007 гг.: ежегодное официальное издание администрации округа Муром. – Муром. – 2007. – С. 113.
26 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum-murom.ru/page.html?pid=306.
27 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum-murom.ru/page.html?pid=26.
28 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum-murom.ru/page.html?pid=26.
29 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum-murom.ru/page.html?pid=107.
30 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum-murom.ru/page.html?pid=306. 
31 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vlad.aif.ru/culture/details/357355.
32 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum-murom.ru/page.html?pid=328.
 
Публикуется без рисунков
дата обновления: 10-02-2016