поиск по сайту
Автор: 

А. С. Тимощук (Владимир)  

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС МАХАБХАРАТЫ  

Общеизвестно, что Махабхарата («Великая история Индии») принадлежит к разделу ведической литературы, называемой итихасы (повествования). Более того, по утверждению некоторых авторитетных источников, итихасы и пураны (исторические хроники) составляют пятую Веду, помимо существующих четырех. Обратимся к тексту: «Изначальный источник знания, Веда, был разделен на четыре части - Риг, Сама, Йаджур, Атхарва. Об исторических хрониках и повествованиях говорится, что это пятая Веда» (Шримад-Бхагаватам Пурана, 1.4.20).

Далеко не все исследователи согласятся с утверждением Бхагавата Пураны, считая ее незаконно присваивающей себе звание «пятой Веды»,  поэтому  нам остается  указать на похожее положение в Чхандогйа Упанишад, относимой к числу самых древних произведений, непосредственно связанных с Ведами. В этом произведении также  встречается утверждение о том, что итихасы (Рамайана и Махабхарата) и пураны являются пятой Ведой:

итихаса-пуранах

панчамах веданам ведах

(Чхандогйа Упанишад. 7.1.47).

Приведенные цитаты позволяют понять, каким образом идея вездесущего Брахмана из Упанишад связывается с героическими или любовными сюжетами Пуран и Итихас. Если рассматривать Веды и ведическую литературу как гармоничные части одного целого, то итихасы и пураны занимают свое индивидуальное место в этой системе. Их героический или любовный этос делает их «вкусной» (расика) частью ведических памятников. Коммуникация расы, или определенного эмоционального  настроя, вкуса к духовному - такова задача пуран и итихас в рамках общей цели всей ведической литературы, выявить неявное, открыть трансцендентное, вывести индивида за рамки обыденного опыта (тамаси ма джйотир гама - выходи из тьмы на свет). Если упанишады и  Веды делают это, обращаясь к великому Оно, брахману, духу, не имеющему  начала и конца, пронизывающему все и стоящего за всем как его принцип, то итихасы и пураны имеют дело с Его личностным аспектом. Они дают понять, что Абсолют может снизойти на землю как личность.

Внешний фон Махабхараты - повествование о борьбе двух родственных династий - Кауравов и Пандавов. Это повествование в сто десять тысяч стихов длиной довольно увлекательно и включает в себя описание жизни богов и их воплощение на земле; необыкновенные ратные подвиги героев, стреляющих со скоростью несколько тысяч стрел в минуту и использование оружия, сравнимого с ядерным; волшебство демонов и магию священников; космические войны и земные баталии.

Внутренне содержание произведение - эмоциональное изображение образа Бога, Шри Кришны, Абсолюта упанишад и принципа жертвоприношений Вед. Ее героическое оформление необходимо для того, чтобы явить Абсолют в новых условиях, новому населению, в новых условиях жизни. Четыре Веды открывают трансцендентное через жертвенные формулы, а Махабхарата, пятая Веда для нынешнего космического цикла Кали, делает это через героическое описание. Бхагавата Пурана описывает, что в эту эпоху люди не находятся на высоком интеллектуальном уровне. Ориентируясь на преобладающее населения эпохи Кали, Вйасадева составил героический эпос Махабхараты: «Из сострадания, мудрец Вйасадева подумал как принести благо неразумному классу людей - женщинам, шудрам, друзьям дваждырожденных. Таким образом он составил большое историческое повествование называемое Махабхарата для их понимания цели жизни». (Шримад-Бхагаватам Пурана, 1.4.25).

Махабхарата через красивое повествование учит преданности Богу. Ход событий показывает превосходство Пандавов, выбравших себе в союзники самого божественного Шри Кришну, перед своекорыстными Кауравами, пренебрегших преданностью Богу и выбравших армию Кришны себе  в союзники.

Таким образом, героическое обрамление Махабхараты - это способ коммуникации этико-эстетического послания преданности Богу.

дата обновления: 25-04-2016