поиск по сайту
Автор: 
Л. И. Глущенко (Муром)
МАССОВЫЙ ДОСУГ В МУРОМЕ И МУРОМСКОМ ОКРУГЕ 
В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ И ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 
(ПО МАТЕРИАЛАМ МЕСТНОЙ ПРЕССЫ)
 
Накануне Великой Отечественной войны город Муром входил в состав Горьковской области и был четвертым по величине городом региона, административным центром Муромского округа1. К этому времени город утратил свое былое торговое значение, в грандиозные планы по индустриализации страны не попал, а основу промышленности в основном составляли дореволюционные фабрики и заводы, которым дали новые названия. Сельские жители округа почти все работали в колхозах и совхозах.
Описание рутины и однообразия жизни русского провинциального города – одна из излюб­ленных тем русской классической литературы. И в этом смысле Муром едва ли сильно отличался от других небольших городков, в том числе и тем, что сейчас принято называть досуговыми центрами. К этому времени советская власть, поставившая целью воспитание нового человека, рассматривала культурно-массовую деятельность как действенное средство такого воспитания. Показателем успешности в первую очередь служило не качество работы таких учреждений, а их количество, «охват» населения и соответствие деятельности идеологическим установкам. 
В условиях, когда все прекрасно понимали неизбежность войны, партийно-государственная пропагандистская машина сталинского режима так формировала информационную среду повсе­дневной жизни советских людей, что порождала уверенность в непогрешимости внутриполитического курса руководства страны, прочности международного положения Советского Союза и несокрушимой мощи Красной Армии. Мало кто из неискушенных жизнью молодых людей ­сомневался в адекватности насаждаемых пропагандистских штампов о том, что будущая война будет скоротечной и завершится неизбежным разгромом противника с наименьшими потерями для вооруженных сил советского государства2. Массовый досуг был одним из инструментов такой идеологии. 
В идеале местный «теоретик» – «лектор тов. Михайлова» – так представляла досуг детей: «Прежде всего надо воспитывать детей в духе коммунизма, чтобы росли они физически крепкими, выносливыми, стали образованными, культурными детьми... Надо разрешать детям пользоваться санками, коньками, лыжами. Летом играть в лапту, крокет, городки и др. игры. Посещать кино, театр, Дом пионеров, причем достаточно сходить в театр 2-3 раза в месяц... Приучать детей к культурному отдыху необходимо. Хорошо видеть, когда группа детей играет в снежки. Но иногда этот вид отдыха проходит по-другому. Расшалившись, дети теряют чувство меры, начинают снежками бросать в прохожих, в автомобили, в возчиков. Хорошо, когда наши подростки гуляют парами по тротуарам, развивая в себе чувство товарищества... Родителям надо знать, где и как проводят свой досуг их дети, соблюдают ли они навыки культурного отдыха... Хорошо, когда родители ежедневно 1,5-2 часа найдут времени для бесед с ними... В выходные дни семья должна найти время, чтобы почитать вслух книгу, обменяться мнениями о прочитанном или прослушать лучшее из радиопередач... дети любят ходить в кино, музей, на прогулку по улице с родителями. Это удовольствие необходимо предоставить нашему подрастающему поколению»3. Свои рекомендации она изложила на занятии родительского университета в учительском институте, где присутствовало сто человек. 
При чтении муромских газет создается впечатление, что индивидуальный досуг у муромцев отсутствовал; на самом деле, он, конечно, имелся, но сведения о нем в газеты не попадали. Выходные и праздничные дни, свободные вечера были заняты общественными мероприятиями, спортивными соревнованиями, воскресниками. Правда, в конце информации о таких событиях или в отчетах о них порою следовала стыдливая приписка: «По окончании – танцы (или просмотр фильма)».
Наиболее доступной, а, следовательно, и массовой формой досуга являлся кинематограф. В Муроме кинотеатр «Унион», который подчинялся Горьковскому управлению кинофикации, посещали охотно. «Цены на кинобилеты (с 30 января 1941 года. – Л. Г.) детскому зрителю до 16 лет вводятся по всей ведомственной, проф­союзной и государственной сети в городе 75 коп., в сельской местности – 50 коп.»4. Средняя зарплата по стране в 1940 году составляла 339 руб., на которые можно было купить 665 кг картошки. Так что билет на сеанс в сельской местности стоил как один, а в городе – чуть меньше полутора килограммов картофеля5. 
В анонсе фильма «Пятый океан» сконцентрировались требования, предъявляемые к советским кинолентам того времени: «Тема коммунистического воспитания и тема рождения героя нашего времени являются ведущими темами социалистической действительности... Авторы... отображают сложный и трудный процесс переделки психологии человека наших дней, преодоление им в сознании пережитков капитализма.
Фильм показывает, как советский человек сбрасывает с себя шелуху прошлого, как все более отчетливо проявляются в нем новые качества – качества человека социалистического общества»6.
Любимые фильмы просматривались многократно. Фильмы о русских полководцах стали частью патриотического воспитания советских людей накануне Великой Отечественной войны. Например, газета «Муромский рабочий» от 30 марта 1941 года сообщает: «Картину „Суворов” просмотрело 9302 человека. Ежедневно в кинотеат­ре „Унион” было по 4 сеанса и все переполнены. С 19 по 27 марта включительно картину „Суворов” просмотрело: взрослых – 6439 чел. и пионеров и школьников – 2863 чел.»7. 
В предвоенные годы в кинотеатрах, на кинопередвижках, а также в городских и сельских клубах показывали оборонные кинокартины. Так, «в ознаменовании 23-й годовщины Красной Армии Муромское отделение „Главкинопрокат” и районное управление кинофикации организует месячник показа оборонных кинокартин по темам: 
а) „Красная Армия и Военно-Морской Флот в борьбе за социалистическую Родину, за освобождение братских народов”,
б) „Защита Отечества – долг каждого гражданина СССР”,
в) „Социалистическое переустройство нашей Родины” 
и предлагает посмотреть следующие кинокартины: „Чапаев”, „День нового мира”, „Победа”, „Линия Маннергейма”, „Тимур и его команда» и другие”»8. А 21, 22, 23 февраля перед началом киносеансов проводили беседы, доклады и лекции на оборонные темы9. 
Радиостанции им. Коминтерна и РВ-42 из г. Горького транслировали последние известия, эстрадные концерты и классическую музыку, научно-образовательные передачи, лекции в помощь изучающим марксизм-ленинизм, ответы военного отдела на письма радиослушателей10.
Устраивались и практические занятия по оборонным дисциплинам: «В выходной день, 2 марта, учителя городских школ совершили в противогазах двухкилометровый поход за город. В походе участвовало свыше 50 человек»11. 
Массовым явлением стала подготовка так называемых «значкистов» — членов массовых добровольных общественных организаций: Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), ГТО («Готов к труду и обороне») и других12. Много внимания уделялось развитию спорта, особенно лыжам, гимнастике, футболу. Так, в ознаменовании двадцать третьей годовщины Красной Армии и в целях подведения итогов учебно-спортивной работы в физкультурных и осоавиахимовских организациях по лыжному спорту 2 марта (воскресенье. – Л. Г.) городской комитет физкультуры и спорта и горсовет ОАХ проводит лыжные соревнования на первенство города13, а 22 апреля 1941 года в городском театре прошел большой спортивно-гимнастический вечер в трех отделениях. В программе гимнастика, бокс, пирамиды, акробатика. Участвовали лучшие коллективы «Динамо», «Спартак», учительский институт. Вечер завершился танцами и играми14.
Поощрялось библиотечное чтение и не только потому, что способствовало самообразованию и расширению кругозора, но и потому, что оно было подконтрольным: «вредные» книги из биб­лиотек изымались. 
К 1937 году в Муроме работало сорок восемь библиотек, в том числе двадцать одна школьная15. Только в городской детской библиотеке «за 1940 год... было выдано читателям 78 тыс. книг. Проведено 76 бесед, 99 громких читок, было организовано 15 книжных выставок, сделано 14 альбомов из газетных и журнальных вырезок. В библиотеке насчитывалось 7536 книг, выпускалась стенная газета»16. 
С начала 1941 года до 6 августа районную библиотеку посетило 42 970 человек, т. е. ежедневно ее посещало 230-250 человек. Зав. библиотекой Миланова отдельно отмечает, что по «оборонной тематике» выдавалось 50-60 книг в день. «Матвеев В. И., токарь завода им. Компартии Франции, прочитал за 1941 г. 74 книги, из них за последнее время – Вольф „Двое на границе”, Курманов „Боевые действия”, „Начальная военная подготовка” и многое другое. Рассохин П. С., токарь с того же завода, читал Чалая „Серов”, Водопьянов „Мечта пилота”. Учащийся 13 школы Морозов А. с неослабевающим интересом читает книги на военные темы: Новиков-Прибой „Бунт на корабле”, Лаказ „Четыре года разведывательной работы”, Терещенко „Современные танки”»17.
По воскресеньям в Доме партийного просвещения проводились занятия воскресного университета на факультетах истории ВКП(б), истории народов СССР, литературы. Вечерами по будням читались лекции в вечернем университете; за первую половину 1941 года по истории ВКП(б) было прочитано 23 лекции, по истории СССР – 37, по античной и средневековой литературе – 11, по русской – 28. Всего занималось 300 человек18. В 1936 году на базе Детской технической станции и Дома художественного воспитания был открыт Дом пионеров. В газете «Муромский рабочий» сообщалось: «Это единственное в Муроме помещение, куда со всех концов сходятся школьники проводить вечерние часы досуга... Созданы кружки: художественный, хоровой, драматический, музыкальный, и затейников». В краеведческом музее тоже были организованы кружки для детей: художественный, фотографический и юннатский, которые затем слились в один – «Кружок друзей музея»19. 
Надо сказать, что Муромский краеведческий музей был весьма популярен. К концу ­1930-х годов при населении города около 40 тыс. человек посещаемость музея составляла более 63,5 тыс. человек в год. За 8 месяцев 1939 года в музее побывало 40 081 человек, при этом 18 671 человек приходили организованно, с экскурсиями. Выездными выставками и диапозитивами было обслужено 1407 чел. За отчетный период в базарные дни для одиночных посетителей было организовано 18 экскурсий с общим количеством 383 человека. Экскурсионным обслуживанием были охвачены 20 461 человек или 50 % всех посетителей. В числе посетивших за 8 месяцев музей 5654 рабочих, 2320 колхозников, 6059 служащих, 669 красноармейцев, 21 069 учащихся. В дни 1 и 2 мая 4310 человек посетили музей бесплатно20.
Был в городе свой драматический театр с достаточно сильным составом артистов и разно­образным репертуаром21. В здании театра проводились танцевальные вечера, например, «Вечер западно-европейских танцев» под оркестр духовой музыки22. Пользовался популярностью и самодеятельный театр П. П. Радковского23 в клубе им. Ленина, который в январе поставил в городском театре музыкальный спектакль «Взаимная любовь», а в марте 1941 года «одну из лучших пьес классика Л. Н. Толстого „Живой труп”». В спектакле участвовали рабочие и служащие паровозоремонтного завода и железнодорожники узла24. 
К этому времени у многих городских предприятий и фабрик были свои клубы с кружками художественной самодеятельности. При их активном участии, например, в клубе им. Ленина 31 декабря 1940 года состоялся бал-маскарад. Выступали хор русской песни, шумовой и духовой оркестры. Участники разошлись далеко за полночь25. 
В летнее время большую популярность как место отдыха и досуга приобретал Окский сад: «По залитым электрическим светом аллеям гуляют сотни молодых людей, в струях массивного фонтана играют тысячи звезд... Весело в Окском саду. Молодежь – на танцевальной площадке, в летнем кинотеатре. Пожилые займутся настольными играми. Одни засядут за шахматы, другие сразятся в шашки, в бильярд, в домино. В читальном зале можно получить свежую газету, журнал. К услугам посетителей сада киоски с прохладительными напитками, с мороженым. С 31 мая на летний сезон открывается ресторан, работает с 4 часов вечера до 12 часов ночи, на веранде работает буфет»26.
В город с выступлениями приезжали известные писатели, музыканты, артисты. «В Муром прибыли московские писатели К. Шильдкрет и М. Альтшулер. Тов. Шильдкрет – автор 11 романов на исторические и историко-революционные темы... Тов. Альтшулер – автор книги „Часовая стрелка”. Писатели выступят на литературных вечерах на крупнейших предприятиях города и в учебных заведениях, где будут читать свои произведения. М. Альтшулер расскажет также о своих встречах с М. Горьким»27. В феврале 1941 года выступал Горьковский областной колхозный театр28. В марте проходили большой концерт артистов эстрады Горьковской филармонии, концерт цыганской актрисы Черкасовой и хора Московского театра «Ромен», гастроли иллюзиониста Паи, Московской оперетты, а с 14 по 17 июня в театре выступала труппа Горьковского областного театра юного зрителя им. Крупской29.
Судя по местной прессе, в деревню все шире и шире проникали предметы культурного обихода: «Колхозный строй обеспечил богатую и культурную жизнь поздняковским колхозникам. Они имеют 6 радиоустановок, 10 патефонов, 8 гармошек, 8 гитар, 3 мандолины, 47 балалаек, больше 20 велосипедов, 65 пар лыж, выписывают 230 экз. газет и 65 экз. журналов»30.
Свидетельством культурного роста советская пропаганда считала и такой показатель, как увеличение количества клубов и изб-читален, построенных на селе за годы советской власти. По статистике в 1923-24 годах в Муромском уезде было 18 библиотек при избах-читальнях и 50 передвижных, а к концу 30-х годов в районе работало уже 90 библиотек31. Вот как описывает газета работу библиотеки в Карачаровском колхозе: «В библио­теке тепло и уютно. На стенах портреты вождей и писателей. На столах – свежие газеты и журналы... По вечерам колхозники собираются в биб­лиотеку обменять книги, почитать свежие газеты, ведут задушевные разговоры о работе своей бригады или звена. Много библиотека помогает колхозникам в повышении агротехнических знаний. Читатели берут книги о животноводстве, полеводстве и др... проводятся коллективные читки, выставки литературы»32. 
За неимением иных форм досуга в округе, сельские клубы и избы-читальни были призваны стать центрами культурной жизни села. Если верить газетным публикациям, во многих деревнях и селах отбоя от посетителей не было: «Охотно посещают Лопатинский клуб молодежь и пожилые колхозники. Здесь они интересно проводят свой досуг: читают газеты, играют в шахматы, домино. В клубе бывает громкая читка газет, доклады и беседы на разнообразные темы. За февраль (1941 год. – Л. Г.) демонстрировались 4 кинокартины... Большую работу проводят кружки самодеятельности. Драмкружок готовит пьесу А. Островского „Бедность не порок”, хоровой разучивает русские народные песни и произведения советских композиторов, струнный – готовит ряд музыкальных номеров»33. Кружковцы выступали не только перед своими сельчанами, но и проводили вечера в соседних клубах: «23 марта художественный коллектив Лопатинского колхоза организовал в Ковардицком клубе вечер самодеятельности. Драматический кружок поставил две комические сценки: „Злоумышленник” Чехова и „Встреча” Флита. Струнный оркестр под рук. Романова исполнил ряд массовых советских песен... Вечер прошел интересно и весело»34. В клубах проводили товарищеские беседы, обсуждение книг, кинокартин, приглашали лекторов из города: «Недавно в Пестенькинском колхозе директор Муромского музея тов. Богатов прочитал интересную лекцию на тему „История города Мурома и района”. На лекции присутствовало свыше 200 человек. После лекции на узкопленочном киноаппарате демонстрировали картины: о героях сельского хозяйства, „Сказку о попе и его работнике Балде” и др.»35. Одной из форм культурно-массовой работы на селе являлись коллективные посещения кинотеатров в городе: «Лучшие люди села Булатникова: бригадиры, звеньевые, конюха и престарелые колхозницы – в количестве 45 чел. на днях организованно выезжали в Муром на коллективный просмотр кинокартины „Яков Свердлов”... После просмотра колхозники направились к городскому театру. Здесь они пели русские народные песни»36. Естественно, что досуг колхозников был крепко связан с цикличностью сельскохозяйственных работ и активизировался в основном в осеннее-зимний, частично весенний, периоды. Именно в это время проводили и смотры художественной самодеятельности: «По решению райсовета депутатов трудящихся 18-19 марта будет проведен смотр колхозной художественной самодеятельности... а 29 марта в городском театре пройдет заключительный концерт лучших выступлений третьей колхозной самодеятельности. По окончании танцы»37. 
Культурно-массовая деятельность деревенской молодежи в предвоенные годы развивалась в контексте политико-пропагандистской работы. И не случайно поздняковская молодежь вечер, посвященный 23-й годовщине Красной Армии, провела так: «Сначала члены в кандидаты партии, комсомольцы, учителя, бригадиры и весь актив села прослушали доклад тов. Крыгина П. А. о боевых заслугах и великих победах нашей любимой и могучей Красной Армии. После доклада все выстроились у клуба в два отряда – пешие и лыжники. Пешие боевым строем с военными песнями прошли по улице села. А лыжники, в количестве 40 чел., под командованием т. Богатова М. Д. тронулись в поход до деревни Ефаново... Пройдя 10 км за 1 ч. 20 мин., отряд лыжников прибыл в Ефаново. Ефановская молодежь горячо встретила участников похода. В клубе заиграли три гармошки. Начались танцы, пляски. Поздняковские девушки, несмотря на 10 километровый поход, весело танцевали. В 12 часов ночи поздняковцы двинулись на лыжах обратно»38. 
Праздничный досуг по содержанию мало чем отличался от обычного. Главной его особенностью была концентрация в день-два тех мероприятий, которые обычно проводились в течение нескольких недель или месяцев: «30 апреля в 19 часов в городском театре проводится торжественное заседание, посвященное дню 1 Мая. После доклада – художественная часть.
По предприятиям и учреждениям в этот день состоятся торжественные собрания, выступят кружки художественной самодеятельности.
1 Мая перед демонстрацией на площади ­Крестьянина проводятся массовые гимнастические выступления. С 14 до 18 часов на реке катание на пароходе.
В кинотеатре с 12 до 16 часов демонстрируется фильм для детей, вечером – для взрослых.
В городском театре состоится большой бал-маскарад. Начало в 9 часов вечера.
На паровозоремонтном, фанерном заводах и всех фабриках с 12 часов дня проводятся детские утренники.
2 мая на реке с 12 часов до 18 часов катание на пароходе.
На стадионах „Локомотив” и „Спартак” с 13 часов физкультурные соревнования и футбол. Играют духовые оркестры.
В Окском саду с 19 часов на летней сцене выступление художественной самодеятельности города, играет оркестр, будет демонстрироваться открытое кино.
В городском театре с 12 часов дня постановка для детей „Машенька”. С 20 часов этот же спектакль – для взрослых.
В клубе им. Ленина – весенний бал. В клубе „Спартак” – вечером танцы, в клубе фанерного завода – постановка артистов гортеатра „Слуга двух господ”.
3 мая с 3 часов дня на стадионах „Спартак” и „Локомотив” – игра в футбол. В городском театре на детских и вечерних сеансах постановка „Слуга двух господ”.
В клубе им. Ленина артистами гортеатра будет дан спектакль „Машенька”»39.
Праздником считались и выборы депутатов в Верховный Совет СССР. В январе 1941 года Лопатинский клуб устроил вечер художественной самодеятельности, посвященный этому событию. В числе прочих номеров хором была исполнена «Песня о Сталине», под гармошку пели частушки о Сталинской конституции, декламировали стихи о выборах40.
Культурные мероприятия в основном были нацелены на патриотическое воспитание молодежи, на поддержание в народе боевого духа. Однако, когда 22 июня 1941 г. без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, германские войска вступили на советскую землю, армия и население страны не были к этому готовы. Начало Великой Отечественной войны стало серьезным испытанием для партийно-государственной пропагандистской машины сталинского режима. Советские люди верили, что война будет скоротечной и завершится неизбежным разгромом противника с наименьшими потерями для вооруженных сил советского государства. 
Между тем, реалии первых недель Великой Отечественной войны резко контрастировали с предполагаемыми сценариями быстрой победы Красной Армии «на чужой территории» и «малой кровью»41. 
С переводом экономики страны на «военные рельсы» резко возросла трудовая нагрузка на население. Работница комбината «Красный луч» Мария Шубина так вспоминала: «Работали по 12 часов. А потом еще посылали на заготовку дров. Мужчины валили деревья, а мы распиливали их на метровые отрезки и тащили до баржи. Загрузив ее, волокли на себе из затона в Оку, где уже подцепляли к катеру. А позднее окопы рыть у Стригино приходилось»42. Информант, бывший в годы войны ребенком, рассказывал: «Мать работала по 18 часов, приходила домой только отдохнуть. На шесть часов придет ночью, а с утра уходит – и до глубокой ночи. Приходит только вот отдохнуть»43. 
Для выполнения заказов фронта трудились не только взрослые, но и подростки. Степень вовлеченности в производственную деятельность была разной. У сельских подростков и молодежи она становилась неизбежной реальностью с 12-13 лет, поскольку мужчин призывного возраста отправляли на фронт. На сельхозработы во время летних каникул направляли и городских подростков 14-16 лет. «Второй год... напряженно и упорно работают у нас в совхозе Зименки учащиеся школы № 16. Большинство из них перевыполняют нормы, а некоторые... ежедневно вырабатывают по 200-250 %. Можно сказать, что большая часть урожая спасена благодаря кропотливой работе учеников»44, – писала в газете Е. Семенова в сентябре 1943 года, а К. Кукушкин, рассказывая о том, как отдыхают муромские школьники в пионерском лагере в 1944 году, отметил, что ребята еще и занимаются общественно-полезным трудом: пропололи более 2 га картофеля и свеклы в Старо-Ратовском и Ново-Ратовском колхозах, собрали 10 кг лекарственных растений, 60 кг ягод, 510 кг щавеля45. 
С 16 лет городские юноши и девушки, как правило, начинали трудиться на промышленных предприятиях46.
Резко повысилась интенсификация труда: возникло движение двухсотников, трехсотников, пятисотников, когда нормы выработки перевыполнялись в два, три, пять и даже десять и более раз. Возникшие фронтовые комсомольско-молодежные бригады объявляли себя добровольно мобилизованными на трудовой фронт и работали под лозунгом: «Пока не выполнили и не перевыполнили сменное задание с рабочего места не уйдем!»47. 
В условиях серьезного дефицита рабочей силы в годы Великой Отечественной войны для молодежи труд в аграрном секторе и на промышленных предприятиях фактически становился безальтернативным. Таким образом, бюджет свободного времени у взрослого трудоспособного населения резко сократился: его зачастую не оставалось не только на досуг, но и на полноценный отдых и релаксацию. Военная обстановка до предела лимитировала возможности использования так редко выпадающего свободного времени для отдыха и развлечений. Формы досуга зависели не только от возраста, но и места проживания.
Однако перестраивать организацию культурно-массового досуга соответствующим учреждениям практически не пришлось: они и прежде были ориентированы на военно-патриотическое воспитание, которое лишь было усилено под девизом: «Все для фронта, все для победы!»
Уже с 21 июля 1941 года Муромское отделение «Главкинопроката» выпускает на экраны Мурома и района военно-инструктивные фильмы48. В августе проходят оборонные вечера, причем, перед сеансами проводятся доклады, посвященные обороне страны, а цена билетов на фильмы «Чапаев с нами», «Все силы фронта на разгром врага», «Подруги фронта» снижена в два раза. В музее каждый выходной день сотрудники почти непрерывно ведут экскурсии-лекции для одиночных посетителей на тему «Муромцы на защите родины в прошлом и настоящем»; посещаемость музея увеличилась до 300-500 человек в день49. В Доме обороны начинают проводить регулярные занятия по военной подготовке50. Много внимания уделяется военно-спортивной подготовке – проводятся ночной военизированный поход51, комсомольско-профсоюзные кроссы52, лыжные кроссы53. 
В городе работают агитпункты, где проводятся вечера вопросов и ответов, лекции «Любовь к Родине, безвестный героизм – вековые традиции русского народа», «Партизанское движение – могучая сила в борьбе с гитлеровскими захватчиками»54.
Как и до войны продолжали работать родительский, воскресный и вечерний университеты – «одна из форм помощи руководящим кадрам и интеллигенции в их самостоятельной работе над повышением своего идейно-политического и культурного уровня»55. В городском театре выступала не только местная труппа, но и приглашенные артисты: в 1942 году приезжали Горьковская областная государственная филармония56, Ленинградская государственная академическая капелла, Государственный джаз Молдавии57, в 1943 – Мос­ковский театр музкомедии58, Украинский театр59, в апреле два дня давала концерты заслуженная артистка республики Л. А. Русланова. Газета писала: «Театр не мог вместить всех желающих... чарующий голос артистки зажигал в сердце зрителя неугасимую любовь к родине и непреклонную волю к победе над врагом»60. Три месяца в том же году гастролировал в городе Московский театр юного зрителя: «За месяц работы в Муроме Московский театр юного зрителя поставил 32 спектакля, которые прошли при полном аншлаге. Обслужено около 18 000 человек». Кроме того, труппа актеров обслуживала спектаклями и концертами госпиталь и крупнейшие колхозы – Чаадаевский, Панфиловский и др.61 «За весь период пребывания в Муроме театр поставил 57 спектаклей, на которых побывало 35 000 зрителей, утренниками обслужено 12 000 детей. Дано 28 шефских концертов и организовано 11 выездов с концертами в колхозы»62. Надо сказать, с шефскими концертами на селе выступали не только приезжие Московский ТЮЗ и бригада Горьковской филармонии, которая «обслуживала колхозников на весеннем севе (в мае 1943 года. – Л. Г.)»63, но и местные: «В Чаадаевском колхозе был поставлен (в июне 1943 г. – Л. Г.) прекрасный концерт ансамбля клуба им. Красных бойцов»64. 
В сентябре 1943 года на сцене Муромского театра спектаклем Л. Леонова «Нашествие» начал свое выступление Смоленский областной театр драмы65. Возможно, желающих попасть в театр было так много, что возникал дефицит билетов, и у тех, кто их продавал, появлялась лазейка использовать эту ситуацию с выгодой для себя: «В Муроме действительно нелегко попасть на спектакль. Если вы не печете пышек, не продаете трикотаж, не делаете мебель, не имеете гвоздей и не можете отковать кочережек, забудьте думать о посещении театра. „Билетов нет!”»66.
Регулярно в городском театре проходили смот­ры художественной самодеятельности городских предприятий67, торжественные вечера с концертами, посвященными разным праздникам, читали платные лекции (цена билета – 1 руб.)68, выступали лучшие художественные коллективы сельских клубов69. 
Организация смотров художественной самодеятельности и вообще культурно-массовая работа на селе инициировались партийными комитетами как часть агитационно-пропагандистской работы70. Вот что писала газета в октябре 1941 года: «В грозное время отечественной войны клуб Поздняковского колхоза стал подлинным провод­ником задач партии и правительства. Ежедневно здесь кипит творческая воспитательная работа: ставятся доклады, лекции, беседы, читки газет, организуются постановки и концерты... С большим успехом выступает оркестр народных инструментов. Он исполняет ряд оборонных песен: „Поднимайся народ”, „Конармейская”, „Тучи над городом встали” и др.»71. Ей вторит другая заметка от 21 октября 1942 года: «В дни отечественной войны вся массово-политическая работа культурно-просветительных учреждений должна быть направлена на дело защиты отечества от коварного врага, на воспитание у трудящихся беспримерного трудового героизма, строжайшей военной дисцип­лины и организованности... В Панфилове за период уборочной выпущено 46 боевых листков, регулярно выходит стенгазета... ставились лекции и доклады... В Чаадаеве была организована выс­тавка из музея на темы: „Великая Отечественная война”, „Муромцы на защите родины”... В Битюковском колхозе за июнь проведено 82 читки, которыми обслужено 3000 человек. За период уборочной было 4 лекции, ставились концерты детской художественной самодеятельности»72. Нередко драматические кружки (Совковского колхоза, села Борис-Глеб) ставили платные спектакли, а вырученные суммы вносили в фонд обороны родины73. 
Один из корреспондентов в декабре 1943 года пишет, что смотры художественной самодеятельности в районе «показали большую тягу людей на селе к художественной самодеятельности». В колхозах вновь организованы 31 хоровой и 58 драматических кружков, а всего в самодеятельности участвовало 1320 человек. Автор отмечает, что среди участников значительное количество престарелых колхозников74. 
Сельчане не только работали, участвовали в самодеятельности, но еще и активно собирали подарки для воинов Красной армии75, как и труженики городских предприятий76. Дети тоже не отставали от взрослых: «Пионеры и школьники нашего района, помогая колхозникам на уборке и заготовке сельскохозяйственных продуктов, выработали за лето (1942 год. – Л. Г.) 135 685 трудодней... Учащиеся ряда школ приняли участие в организации подарков для Красной Армии... в Булатниковской школе изготовлено 200 кисетов с табаком, собрано много пшена и гороха»77.
Работа в колхозе и в собственном приусадебном хозяйстве поглощала значительную часть свободного времени сельчан. Работать приходилась до темноты, а в период страды – даже ночью. Но сезонность сельских хозяйственных работ давала возможность подросткам и молодежи и для организации проведения досуга78. 
Особенно благодатным для этого был конец осени – зима. «Ударный труд комсомольцы и молодежь сочетают с культурным отдыхом. Большинство культурно-массовых мероприятий в клубе Панфиловского колхоза возглавляет молодежь»79, – писала в газете секретарь комсомольской организации Л. Цыганова в ноябре 1944 года. В феврале 1945 года общественность города и района приветствовала участников колхозной художественной самодеятельности района. В смотре приняли участие коллективы Карачаровского, Булатниковского, Ковардицкого, Борисо-Глебского, Битюковского, Панфиловского, Чаадаевского и Молотицкого колхозов. Особый успех имели Панфиловский хор, интересные и сложные пирамиды физкультурного кружка из Карачаровского колхоза, танец «Бульба» из Чаадаева80. Кроме этого, молодежь из художественных кружков была желанным гостем в госпиталях. Например, молодые люди из Панфиловского колхоза в день Красной Армии подарили раненым воинам патефон с пластинками и под руководством З. А. Прибытковой дали концерт81. 
Своеобразным «досугом» стали и разного рода воскресники. 15 февраля 1942 года на Всесоюзный воскресник вышло «свыше 3500 муромлян – комсомольцев и несоюзной молодежи». «С небывалым производственным подъемом работали... комсомольско-молодежные бригады... в артели „Красный кустарь”. Они дали в этот день по полторы – две нормы». Заработанные деньги – 1400 руб. – отчислили в фонд обороны82. 29 марта железнодорожный узел провел воскресник по сбору металлолома. Более 70 человек собрали 18 тонн «нужного стране металла»83. Эти мероприятия были направлены на непосредственные нужды фронта. Но уже в июне 1943 года «379 человек, 5 лошадей и автомашина» занимались благоустройством города84, а с начала зимы 1944 года стали проходить воскресники на строительстве нового здания театра взамен сгоревшего. На них выходили даже домохозяйки85. 
Исследователи совершенно справедливо отмечают, что «в структуре повседневности подростков и молодежи в период Великой Отечественной войны досуг занимал, пожалуй, самое скромное место, поскольку военная обстановка до предела лимитировала возможности использования так редко выпадающего свободного времени для отдыха и развлечений»86. К этому лишь стоит добавить, что даже то немногое время, которое оставалось у населения от изнуряющей работы на производстве, учебы, хлопот по обустройству скудного, голодного и напряженного быта военного времени, партия и государство использовали не для обеспечения отдыха и столь необходимого измотанным людям развлекательного досуга, а для дополнительной рабочей нагрузки и воспитательно-идеологического прессинга: «Немалую роль в воспитании играют хорошо использованные часы досуга», – писал в местной газете А. Хайдуков87. 
Общественный досуг муромцев, впрочем, как и других жителей страны, складывался в первую очередь из массированного агитационно-информационного поля. Радио, кино, пресса, по выражению одного из исследователей, формировали «готовность... к предельной концентрации волевых усилий для достижения победы», определяли «во многом градус социального оптимизма»88. Познавательная досуговая деятельность также была подвержена влиянию этого поля. Например, уже в самом начале войны «заметно изменился интерес к книгам. Десятки читателей спрашивают книги по ПВХО, о военной подготовке, как владеть оружием, а также авиации, о героическом прошлом русского народа, о походах Суворова, о героях гражданской войны»89. Спортивный досуг в значительной мере был ориентирован на военно-прикладные виды. Часть досугового времени заполнялась дополнительной рабочей нагрузкой – воскресниками, шефством над госпиталями, сбором подарков для фронта, помощью семьям фронтовиков. Зрелищные и развлекательные мероприятия также в значительной мере были ориентированы на военно-патриотическую тематику. Отдых и релаксация, занимавшие в структуре военного досуга самое скромное место, как правило, носили характер приложения к иным видам досуга – «после лекции танцы». 
В преддверие победы, зимой – весной 1945 года направление просветительской работы несколько меняется, и на смену оборонно-военной тематике приходит научно-популярная. Для колхозников читаются лекции «О происхождении человека», «Просторы и богатства нашей Родины», «О Мичурине», «Ленинград – город-герой» и др.90, а городским жителям рассказали «Как устроена вселенная»91.
Логичным завершением этого периода можно считать выставку «Муром в дни Отечественной войны», открытую в Муромском музее в августе 1945 года, начало которой было положено еще за два года до этого92. «Она отражает помощь тружеников тыла Красной Армии в разгроме немецко-фашистских захватчиков. Выставка красиво, художественно оформлена. Актив города, посмотрев выставку, дал ей высокую оценку»93.
 
1 Горьковский край // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%....
2 Назаров А. И. Эволюция информационно-пропагандистской работы в среде молодежи на начальном этапе Великой Отечественной войны // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2009_3_32.pdf. 
3 Берзин С. На лекции в родительском университете // Муромский рабочий. – 1941. – № 55. – С. 3.
4 Муромский рабочий. – 1941. – № 38. – С. 4.
5 Средние зарплаты в царской России, СССР и РФ с 1853 по 2012 годы // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://opoccuu.com/wages.htm.
6 «Пятый океан» // Муромский рабочий. – 1941. – № 98. – С. 4.
7 Муромский рабочий. – 1941. – № 75. – С. 4.
8 Муромский рабочий. – 1941. – № 33. – С. 4.
9 Павлов Ф. Кинофильмы на оборонные темы // Муромский рабочий. – 1941. – № 36. – С. 4.
10 Муромский рабочий. – 1941. – № 3. – С. 3; № 306. – С. 4.
11 Березин С. Поход учителей в противогазах // Муромский рабочий. – 1941. – № 53. – С. 4.
12 История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. – Муром, 2001. – С. 368.
13 Ратунин А. На первенство города по лыжам // Муромский рабочий. – 1941. – № 48. – С. 4.
14 Муромский рабочий. – 1941. – № 94. – С. 4.
15 История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. – С. 337.
16 Евтихеева М. В детской библиотеке // Муромский рабочий. – 1941. – № 21. – С. 4. 
17 Миланова. В районной библиотеке // Муромский рабочий. – 1941. – № 184. – С. 3.
18 Лекутов В. Полгода работы вечернего университета// Муромский рабочий. – 1941. – № 105. – С. 2.
19История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. – С. 334. 
20 Посещаемость Муромского музея // Муромский рабочий. – 1939. – № 224. – С. 4.
21 Муромский рабочий. – 1941. – № 3-16.
22 Муромский рабочий. – 1941. – № 12. – С. 4.
23 Антонова Н. Д. «Эра Радковского» (к 100-летию заслуженного работника культуры РСФСР, режиссера народного театрального коллектива клуба им. В. И. Ленина Павла Петровича Радковского) // Сообщения Муромского музея – 2010. – Муром, 2011. – С. 72-80.
24 «Живой труп» на сцене клуба// Муромский рабочий. – 1941. – № 306. – С. 4.
25 Венин Н. Бал-маскарад // Муромский рабочий. – 1941. – № 305. – С. 4.
26 Муромский рабочий. – 1941. – № 126, 130. – С. 4.
27 Московские писатели в Муроме // Муромский рабочий. – 1941. – № 306. – С. 4.
28 Муромский рабочий. – 1941. – № 33. – С. 4.
29 Муромский рабочий. – 1941. – № 57-138.
30 Самарин А., Якунин Н. Зимним вечером // Муромский рабочий. – 1941. – № 51. – С. 2.
31 История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. – С. 337.
32 Видонова Л. В библиотеке Карачаровского колхоза // Муромский рабочий. – 1941. – № 53. – С. 3.
33 Кипучая самодеятельность // Муромский рабочий. – 1941. – № 55. – С. 4.
34 Балашов П. Интересный вечер // Муромский рабочий. – 1941. – № 73. – С. 4.
35 Чурдалев П. Интересная лекция // Муромский рабочий. – 1941. – № 53. – С. 4.
36 Культурный отдых // Муромский рабочий. – 1941. – № 21. – С. 3.
37 Муромский рабочий. – 1941. – № 62, 74. – С. 4.
38 Якунин Н. Лыжный поход поздняковцев // Муромский рабочий. – 1941. – № 46. – С. 4.
39 Обслуживание трудящихся в первомайские дни // Муромский рабочий. – 1941. – № 98. – С. 3.
40 Балашов П. Вечер в клубе // Муромский рабочий. – 1941. – № 12. – С. 4.
41 Назаров А. И. Эволюция информационно-пропагандистской работы в среде молодежи на начальном этапе Великой Отечественной войны // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2009_3_32.pdf.
42История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. – С. 372. 
43 Громов Д. В. Мальчишеская повседневность города Меленки: конец 1940-х начало 1950-х годов // Мещёра-край: Альманах по истории и культуре Мещёрского края. – М., 2013. – Вып. 3. – С. 72-104.
44 Муромский рабочий. – 1943. – № 100. – С. 2.
45 Пионеры помогают колхозу // Муромский рабочий. – 1944. – № 86. – С. 2.
46 Назаров А. И. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/povsed­nevnaya-zhizn-
molodezhi-v-sovetskom-tylu-v-gody-velikoi-otechestvennoi-voiny-1941-1945#ixzz2yePBsb9K.
47 Владимирцы на фронтах Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://start33.ru/city/history/www.
48 Караулов А. Военно-инструктивные кинофильмы // Муромский рабочий. – 1941. – № 171. – С. 4.
49 Экскурсии-лекции в музее // Муромский рабочий. – 1941. – № 199. – С. 4.
50 Саломадин Н. Больше практических занятий // Муромский рабочий. – 1941. – № 225. – С. 2.
51 Ратунин А. В ночном походе // Муромский рабочий. – 1941. – № 173. – С. 3.
52 Муромский рабочий. – 1942. – № 68. – С. 2.
53 Муромский рабочий. – 1943. – № 21. – С. 2; 1944. – № 20. – С. 2; 1944. – № 64. – С. 1.
54 Муромский рабочий. – 1942. – № 66. – С. 2; № 78. – С. 2; № 142. – С. 2.
55 Лекутов В. Год работы вечернего университета // Муромский рабочий. – 1941. – № 192. – С. 2.
56 Муромский рабочий. – 1942. – № 78. – С. 2.
57 Муромский рабочий. – 1942. – № 83. – С. 4.
58 Муромский рабочий. – 1943. – № 16. – С. 2.
59 Муромский рабочий. – 1943. – № 33. – С. 2.
60 Муромский рабочий. – 1943. – № 38. – С. 2.
61 Муромский рабочий. – 1943. – № 54. – С. 2.
62 Муромский рабочий. – 1943. – № 71. – С. 2.
63 Муромский рабочий. – 1943. – № 47. – С. 2.
64 Шпаковская. Концерт ансамбля // Муромский рабочий. – 1943. – № 59. – С. 2.
65 Муромский рабочий. – 1943. – № 102. – С. 2.
66 Муромский рабочий. – 1943. – № 143. – С. 2.
67 Муромский рабочий. – 1943. – № 29, 109; 1944. – 
№ 41.
68 Муромский рабочий. – 1942. – № 92. – С. 2.
69 Муромский рабочий. – 1944. – № 70. – С. 2.
70 Муромский рабочий. – 1943. – № 132. – С. 2.
71 Воробьев В. Клуб в дни отечественной войны // Муромский рабочий. – 1941. – № 222. – С. 2.
72 Чулошникова З. Каждая изба-читальня – боевой агитпункт // Муромский рабочий. – 1942. – № 124. – С. 2.
73 Зеленов И. Спектакль в фонд обороны // Муромский рабочий. – 1942. – № 29. – С. 2; Щеглов И. В фонд обороны // Муромский рабочий. – 1943. – № 27. – С. 2.
74 Мукина Т. Смотр художественной самодеятельности // Муромский рабочий. – 1943. – № 148. – С. 2.
75 Новогодние подарки фронтовикам // Муромский рабочий. – 1942. – № 151. – С. 2; 1943. – № 126. – С. 2. 
76 Подарки для госпиталей // Муромский рабочий. – 1942. – № 131. – С. 2.
77 Данилина Е. Активизировать пионерскую работу // Муромский рабочий. – 1942. – № 137. – С. 2.
78 Назаров А. И. Досуг сельской молодежи в советском тылу в годы Великой Отечественной войны // Грамота. – 2009. – № 3 (4). – C. 126-128 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2009_3_32.pdf.
79 Муромский рабочий. – 1944. – № 143. – С. 1.
80 Муромский рабочий. – 1945. – № 19. – С. 2.
81 Муромский рабочий. – 1945. – № 61. – С. 2.
82 Григорьева В. Комсомольско-молодежный воскресник // Муромский рабочий. – 1942. – № 20. – С. 1.
83 Блеклова Н. Молодежный воскресник // Муромский рабочий. – 1942. – № 38. – С. 2.
84 Воскресник по благоустройству города // Муромский рабочий. – 1943. – № 68. – С. 2.
85 На строительство гортеатра // Муромский рабочий. – 1944. – № 151. – С. 2; Муромляне на воскреснике // Муромский рабочий. – 1944. – № 152. – С. 2.
86Назаров А. И. Повседневная жизнь молодежи в советском тылу в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/povsednevnaya-zhizn-molodezhi-
v-sovetskom-tylu-v-gody-velikoi-otechestvennoi-voiny-1941-1945#ixzz2yePBsb9K 
87 Хайдуков А. Воспитание ремесленников // Муромский рабочий. – 1943. – № 59. – С. 2.
88 Назаров А. И. Повседневная жизнь молодежи в советском тылу в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/povsednevnaya-zhizn-molodezhi-
v-sovetskom-tylu-v-gody-velikoi-otechestvennoi-voiny-1941-1945#ixzz2yePBsb9K
89 Миланова, зав. районной библиотекой. В районной биб­лиотеке // Муромский рабочий. – 1941. – № 84. – С. 3.
90 Научно-просветительские лекции для колхозников // Муромский рабочий. – 1945. – № 48. – С. 2.
91 Извещение // Муромский рабочий. – 1945. – № 42. – С. 2.
92 Муромцы в Отечественной войне // Муромский рабочий. – 1943. – № 54. – С. 2.
93 Открыта выставка «Муром в дни Отечественной войны» // Муромский рабочий. – 1945. – № 98. – С. 2.
дата обновления: 10-02-2016