поиск по сайту
Автор: 

М. П. Шустов (Нижний Новгород)  

ТРАДИЦИИ РУССКОГО БОГАТЫРСКОГО ЭПОСА В НИЖЕГОРОДСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
(К ИСТОРИИ СОБИРАНИЯ БЫЛИН ОБ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ В  НИЖЕГОРОДСКОМ КРАЕ)

Б. А. Рыбаков в своем труде о русском эпосе писал: «Как я постараюсь доказать, древнейшие былины можно возводить к событиям и явлениям IX  в., а наиболее поздние - к XIII в. Время бытования былин в целостном, почти первоначальном виде, вероятно, XVI-XVII вв., и время окончательного отмирания жанра - середина XX в.»1    В Нижегородском крае былины записывались еще в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов нашего века. Среди них значительное место занимали героические былины об Илье Муромце («Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Илья Муромец на Соколе-корабле»).  

«История о славном и о храбром богатыре Илье Муромце и о Соловье-разбойнике» - вообще одна из ранних известных нам записей нижегородского фольклора. Она была обнаружена экспедицией Государственной библиотеки им. В. И. Ленина в 1956 г. в рукописном сборнике, который был куплен у жителя д. Короваево Городецкого района Ф. Г. Куминского. «История» была  выполнена скорописью конца XVIII в. и являлась, скорее всего, копией более раннего текста. 

В архиве Русского географического общества мы обнаружили записи священников М. Любского и Д. Добрословина, которые, говоря о фольклоре Нижегородской губернии, писали: «Рассказывают здесь (в с. Абашневе), кроме Емельяна Пугачева, о подвигах Ильи Муромца и злодейских действиях Соловья Разбойника…»2   О распространении сказок «Об удалых подвигах Ильи Муромца и Алексея Поповича» пишет священник села Ожгибовки Сергачского уезда Петр Покровский. 

Сейчас трудно сказать, какой жанр имели в виду собиратели, когда говорили о сказках об Илье Муромце и Алеше Поповиче. Ведь по причине терминологической  путаницы тех лет сказками могли называть и  былины, а они, безусловно, бытовали в это время в Нижегородском крае. 

Так, например, во второй половине XIX в. Евграфом Андреевичем Фаворским в селе Павлове было записано шесть былин, которые очень скоро привлекли к себе внимание отечественных ученых. Орест Миллер в своей работе «Илья Муромец и богатырство Киевское» справедливо отметил полноту и своеобразие нижегородских вариантов.3   Так, в зачине былины «Про Илью Муромца и Соловейка-разбойника» сильно выражены религиозные мотивы:

 

Я поеду в славный, стольный Кеев-град

Помолиться чудотворцам Кеевским…

 

В концовке той же былины содержится яркая насмешка над князьями и боярами, Муромец теснит их на край стола:

 

Зашел Илья Муромец со конничка

Пожал он всех князей и боярей.

 

Записывают былины в нашей губернии и в начале XX в. Песенной экспедицией 1901г. в Городце записываются две былины (одна об Илье Муромце, другая о Добрыне Никитиче), в Хохломе - новые былины «Об Илье Муромце и Борьке Королевиче».

Один из руководителей экспедиции И. В. Некрасов был буквально поражен, найдя в Нижегородском Поволжье былины. Он писал по этому поводу: «До сих пор они попадались только в Олонецкой губернии, и специалисты думали, что едва ли еще где-нибудь могут быть еще незаписанные былины».4  Тем не менее, экспедицией было установлено, что «Сказание об Илье Муромце и о Тугаровых зверях» было распространено по всему Семеновскому уезду. Чаще всего оно распространялось не в форме былины, а в форме обыкновенной песни. Главными исполнителями былин и песен былинного происхождения были старообрядцы.

Традиции богатырского эпоса об Илье Муромце сохранились и до нашего времени. Однако место былин занимают богатырские сказки об Илье Муромце: «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Муромец на заставе», «Про Муромца» и др.5  Все сказки практически пересказывают содержание былин, передавая его в традиционной сказочной форме. Это вполне закономерно: исполнители сказок сообщили студентам, что                  в старину они слышали песни об Илье Муромце, а со сказками о нем познакомились по каким-то печатным и рукописным книгам. У всех этих сказок есть одна особенность: они в том или ином объеме включают в себя сюжет былины «Исцеление Ильи Муромца», а последняя («Про Муромца») объясняет потерю силы Ильей его своеволием и грубостью: «Он уж очень быстро рос: не по дням, а по часам. И имел он такую огромную силу, что если пойдет поиграть с ребятишками, то играть совсем невозможно: за руку возьмет - рука долой» и за это «кажись, через какую-то чародейку он силу потерял, ноги отнялись».6 Сказка эта очень любопытная, но, к сожалению, записана не полностью.

В последние годы на территории Нижегородского края богатырские сказки об Илье Муромце не записываются. Тем не менее, традиции богатырского эпоса  продолжают очень своеобразно развиваться, но уже в жанре исторического предания. Так, например, среди поволжских преданий  записано небольшое историческое предание «Ковш»,7  в котором дается своеобразная интерпретация былины «О Святогоре», где роль Ильи Муромца играет Степан Тимофеевич Разин, а роль Святогора - Илья Муромец: «Степан Тимофеевич вошел в пещеру. Там стоит огромный ковш, такой, что он еле-еле дотянулся до его края. Выпил немного, а Илья Муромец говорит: “А ну-ка, попробуй, подними его”».8

Таким образом, несмотря на отмирание былин об Илье Муромце на Нижегородской земле, традиции богатырского эпоса продолжают здесь сохраняться. И для более плодотворного их анализа необходимо сравнительное изучение нижегородского фольклора с фольклором пограничных областей, прежде всего Владимирских и Муромских земель. Большую помощь в изучении традиций богатырского эпоса об Илье Муромце должен оказать анализ владимирских и муромских преданий.

 

Ссылки:

1 Рыбаков В. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. - М., 1963. - С. 12.

2 ГАГО. Ф. 23. Оп. 1. № 123.

3 Миллер О. Илья Муромец и богатырство Киевское. - СПб., 1869.

4 Нижегородский листок. - 1901. - № 300, 2 ноября.

5 Сказки  были  записаны студентами ГГУ под руководством В. Потявина // Народная поэзия Горьковской области. - Горький, 1960. - С. 7-17.

6 Там же. С. 16-17.

7 Легенды и предания Волги-реки. - Н. Новгород, 1998.  - С. 156-157.

8 Там же. С. 157.

дата обновления: 21-04-2016