поиск по сайту
Автор: 

И. Г. Ковшарь (Тула) 

СЕМАНТИКА ИЗОБРАЖЕНИЙ ТУЛЬСКИХ БЕЛОКАМЕННЫХ НАДГРОБИЙ XIX ВЕКА

Целью данной работы является введение в научный оборот тульских белокаменных надгробий с их высокохудожественной и разнообразной резьбой. Исторически сложилось так, что кладбища в целом и надгробия в частности выпали из сферы интересов отечественной культурологии. Это особенно досадно потому, что они обладают значительной исторической, художественной, семантической ценностью, не говоря уже о нравственном их значении.

Исторические кладбища г. Тулы (на сегодняшний день их сохранилось три) возникли, как многие кладбища русской провинции, после указа Сената 1772 г. «О нехоронении умерших при приходских церквях, об отведении для того особого места за городом...», вызванного эпидемией чумы, и просуществовали в качестве действующих двести лет. Самое большое по территории - Всехсвятское - было посадским (городским), в земле которого погребались лица всех сословий и состояний. Этим обусловлено огромное количество (по грубым прикидкам от пяти до двадцати тысяч) и чрезвычайное разнообразие сохранившихся надгробий конца XVIII - начала XX в. Большинство из них представляют собой тип саркофага и выполнены из местного известняка, структура которого позволяла резчикам, имена которых история не сохранила, создавать сложные по характеру и смысловому содержанию изображения. Наиболее интересными в этом отношении являются надгробия первой половины XIX в.

Рубеж XVIII и XIX вв. явился переломным в подходе к художественному решению надгробного памятника: возникают новые типы жертвенник, колонна или конус, перебитые кубом), изменяются размеры саркофагов (они становятся меньше), исчезает явная стилистическая направленность (большинство надгробий XVIII в. решены в стиле барокко или классицизма); резко меняется характер декоративных рельефов; утверждается канон размещения текстов и изображений по сторонам света.

Этот канон наиболее четко просматривается в надгробии типа саркофаг, поэтому мы рассматриваем именно саркофаги различных периодов XIX в. Жесткая система размещения текстов и изображений на плоскостях саркофага с привязкой по сторонам света отражает трехчастность истории человечества с точки зрения христианского учения: человек сотворен безгрешным и бессмертным, ему дарован Эдем → грехопадение Адама ввергает человечество в земную, греховную и краткую, жизнь → человечество в целом и каждый отдельный человек обретает надежду на прощение грехов и обретение Царства Небесного через посредство искупительной жертвы Христа.

{img}Трехчастную структуру имеет и система размещения текстов и изображений на поверхности надгробия. Восточная часть памятника посвящена теме первогреха, ввергшего человечество в земную юдоль: практически не меняясь во времени, в обязательном порядке на плоскости восточного торца саркофага присутствует только изображение «Адамовой головы» (череп с костями). Средняя часть надгробия (южный и северный фасады) отражает земную жизнь конкретного человека, закончившуюся смертью; на южном фасаде размещается текст с данными об умершем. Например: «Под сим камнем положено тело девицы Екатерины Сергеевной дочери тульского купца Сергея Ильича Кучина. Преставилась 1823 года декабря 20 дня пополудни в 1 часу и 9 минут. Жития ей было 19 лет и 1 месяц». Северный текст передает скорбь близких об утрате в эпитафии: «Теки, источник слез, по дочери безвинной. Се прах ея сокрыт, прах милой и почтенной. Во цвете лет своих под камнем сем сокрылась, оставив в мраке жизнь и в вечность преселилась». Изображения южного и северного фасадов идентичны, но набор изобразительных элементов меняется во времени. Так, в первой трети XIX в. встречаются саркофаги с изображениями, расположенными по сторонам с текстом в виде скорбных фигур с погребальными урнами, угасшими светильниками и прочими символами смерти. В этот же период часто встречаются изображения другого характера: по сторонам от текстов расположены рельефные букеты, состоящие из различных растений (роз, гвоздик, хлебных колосьев, виноградных лоз и т. п.). И в том, и в другом случае мы можем толковать изображения южного и северного фасадов вкупе с текстами, посвященными земной жизни.

Западная сторона надгробия XIX в. является наиболее сакральной. В круглой нише в декоративной рамке из виноградных лоз, хлебных колосьев, пальмовых листьев помещается молитва, чаще всего «Господи, приими дух мой с миром». В 1820-1830-е гг. в нишу западной стороны саркофага начинают помещать не текст, а сюжетные изображения иконного характера: Распятие с предстоящими, Воскресение, Троицу Новозаветную и др.    Таким образом, западная сторона посвящена искупительной жертве Христа, дарующей надежду на прощение грехов и обретение вечного блаженства.

Еще одной плоскостью саркофага, на которой на протяжении почти всего XIX в. размещалось изображение, являлась горизонтальная плоскость крышки надгробия. На ней в низком плоском рельефе наносили изображение «Голгофа со страстями» (крест на горке, копие и трость). Ориентировалось это изображение по оси восток-запад.

Мы можем видеть, что смысловое содержание надгробия укладывается в трехчастную систему: грехопадение → как наказание земная жизнь и оканчивающая ее смерть → обретение вечной жизни на небесах посредством обращения к Богу о прощении через жертву Христа.

Прочтение смыслового содержания надгробия возможно и исходя из другой системы координат: от восточной стороны с «Адамовой головой» через крышку (изображение «Голгофы со страстями» отсылает нас к теме искупления грехов Христом) к западной стороне с темой обращения человека к милости Божией в молитвах (кроме упомянутой встречаются другие: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», «Суди мя, Господи, не по делам моим, но по милосердию Твоему», «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века»). Таким образом, мы видим, что семантика надгробия, рассматриваемая в системе восток - крышка - запад (первогрех - искупление грехов через страдание - обретение  вечного блаженства) совпадает с семантической системой, рассматриваемой по схеме боковых сторон (восток - юг и север - запад). Во втором случае лишь исключается тема конкретного человека.

Боковые стороны саркофага включаются в третью систему семантического прочтения надгробия, которое в данном случае рассматривается по вертикальной оси и в комплексе с могилой. Сокрытый в земле прах олицетворяет ужас смерти, земная жизнь христианина ведет его через искупление грехов к воссоединению с Богом и обретению Царствия Небесного (могила → южная и северная боковые стороны → крышка). Однако такая смысловая структура (подземный мир как обиталище мертвых → земная жизнь → небо как место пребывания светлых сил) точно совпадает с языческой моделью мира - Древом жизни.

В связи с этим мы считаем нужным подробнее рассмотреть декоративные рельефы южного и северного фасадов саркофага - уже упоминавшиеся букеты. Декоративными их можно назвать с большой натяжкой, так как при внимательном рассмотрении они обладают своей семантикой. Растения, включенные в букеты, суть символы Христа: виноград и колосья (вино и хлеб) - претворившиеся кровь и плоть Его (знаки причастия); роза - Его безграничная любовь к людям, приведшая Его к страданию и смерти на кресте; гвоздика - мужество Его духа; пальмовые ветви - Его слава и т. д. Эти символы, размещенные на боковых сторонах саркофага, являются средним звеном трехчастной структуры надгробий, приведенных нами. Они в своей семантике определяют средний этап истории человечества в свете христианства: от утраты Эдема к обретению вечного блаженства.

С другой стороны, при рассмотрении композиции букетов нельзя не обратить внимания на то, что стебли составляющих их растений собраны в пучок и перевязаны лентой либо шнурком. Букет может быть трактован как сноп. Сразу на память приходит образ обрядового «жертвенного снопа», пришедший из язычества и просуществовавший едва ли не до советских времен. На жатву выходили как на праздник, в расшитых рубахах и с песнями; первый сноп перевивали цветочной гирляндой и ставили отдельно; после жатвы этот сноп ставили в избе под иконами, где он зимовал, зерно его колосьев использовали в качестве семян. Образ такого снопа имел место в любой земледельческой культуре: он олицетворял смерть во имя продолжения жизни. Однако эта идея перекликается с идеей жертвенности Христа: страдания и смерть во имя избавления от страданий и обретения вечной жизни на небесах: «Истинно, истинно говорю вам, что, если зерно, упавши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то даст много плода» (Евангелие от Иоанна); «Смертию смерть попрал» (пасхальная служба).

Итак, на примере тульских белокаменных саркофагов первой трети XIX в. мы можем наблюдать смысловую двойственность: одни и те же изображения могут быть трактованы и как языческие, и как христианские. Но в любой трактовке они иллюстрируют одну идею: непрерывность бесконечной цепи рождений и смертей во имя торжества жизни.

В последующие десятилетия характер изобразительных элементов надгробий изменяется, но семантический дуализм сохраняется и дальше. Наиболее подвержены изменениям изображения западной стороны саркофага: в 1840-60-е гг. исчезают многофигурные сюжеты, им на смену приходят «Христос Вседержитель» и «Богоматерь с младенцем». В самой середине XIX в. сакральность западной стороны саркофага приобретает несколько         персонифицированный характер: в качестве молитвенника перед богом выступает святой патрон умершего (на надгробии рядового Степана Петрова изображен архидиакон Стефан, на надгробии мещанки Александры Антоновой - св. царица Александра и т. п.). Но вскоре, очевидно из-за возникновения принципа поточного производства надгробий, эти изображения исчезают, вновь уступая место «Вседержителю» и «Богоматери».

Изображения боковых - южной и северной - сторон саркофага с 1850-х гг. резко меняются: вместо красивых и сложных букетов первой трети XIX в. по сторонам от рамок с текстами располагаются восьми-, двенадцати- или двадцати четырех лепестковые розетки в виде цветков подсолнуха. Несмотря на упрощенность рисунка рельефа и его исполнения, семантическая двойственность наблюдается и в данном случае: в языческой трактовке подсолнух - символ солнца, дарующего жизнь; в христианской - он также символизирует солнце, которое, в свою очередь, символизирует Бога («Христос есть свет мира»).

В этот период по-прежнему на восточной стороне размещается изображение «Адамовой головы», а на крышке - «Голгофа со страстями». Таким образом, семантическая структура надгробий не меняется на протяжении десятилетий.

Кроме изображений, в надгробиях XIX в. существовал еще один смысловой элемент: цветовое решение памятника. Белокаменные саркофаги изначально были полихромными. По редким остаткам красочного слоя удалось установить первоначальную окраску памятников: плоскости боковых фасадов покрывались красной охрой; плоскости фасадов - черной краской; изображения западного торца - золотым цветом. В более поздних саркофагах ниши с текстами об умершем остаются черными, розетки-подсолнухи окрашиваются золотом, изображения западной стороны («Вседержитель») становятся полихромными. Смысловое содержание цвета известно: красный цвет (в данном случае красно-коричневый) символизирует жизнь; черный - смерть; золотой - свет, солнце. Таким образом, в ранних надгробиях семантика цвета совпадает с семантикой изображений и полно вписывается в общую структуру смыслового содержания надгробия. Однако возникновение полихромии в раскраске «Вседержителя» на западной стороне во второй половине XIX в. говорит о том, что мастера утрачивают понимание смыслового содержания надгробия в целом. Этот процесс наблюдается в последней трети XIX в. в характере изобразительных элементов. С восточной стороны исчезает изображение «Адамовой головы», плоскость торца остается гладкой. Часто гладкими остаются плоскости южного и северного фасадов: кроме текста на них ничего нет, в лучшем случае вырезаются розетки-подсолнухи. Художественное решение западного торца становится простым до примитивности: вместо рельефных фигур на плоскости выгравировывается условное изображение «Голгофы со страстями». Резчик, да и зритель тоже, перестают воспринимать надгробие как зеркальную модель храма, как зримо воплощенное евхаристическое учение, для них саркофаг становится тем, чем он является и сейчас в мышлении обывателя: камнем, отмечающим место погребения и несущим минимальную информацию о погребенном.

Изложенная семантика саркофагов в той или иной степени прослеживается и на других типах надгробий как первой, так и второй половины XIX в., но этот вопрос является отдельной темой исследований.

Таким образом, рассмотрев семантику наиболее характерных для разных периодов XIX в. саркофагов, можем сделать следующие выводы:

1. Надгробие не является просто обозначением места погребения, но имеет определенную смысловую нагрузку.

2. Анализ расположения текстов и изображений позволяет говорить об отражении трехчастной структуры христианского мироощущения: грехопадение → земная жизнь как наказание и одновременно попытка искупления первогреха → обретение Царства Небесного через милость Божию.

3. Данная трехчастная структура мироощущения читается в топографии фасадов надгробия (восток → юг + север → запад; восток → верх → запад; могила → юг + север → верх).

4. Совокупность элементов изображений надгробий может трактоваться и с языческой, и с христианской точки зрения, что говорит о продолжении существования двоеверия в русском православии.

5. Изменение художественного решения надгробия позволяет говорить о появлении тенденции к чисто механическому использованию элементов изображений с утратой резчиками понимания первоначальной семантической нагрузки.

6. Анализ изобразительных элементов позволяет выявить в поздних, упрощенных изображениях надгробий первоначальную семантическую нагрузку.

7. Относительно узкие хронологические рамки существования исследуемого Всехсвятского кладбища г. Тулы (1772-1969) не позволяют проследить изменение семантики форм надгробий. Также незначительность фиксации следов цветового решения надгробий ставит вопрос о дальнейшем и внимательном исследовании надгробий в этом отношении.

В завершении хочется сказать, что кладбище в целом и его надгробия являются историческими источниками, которые при пристальном к ним внимании специалистов могут дать ценнейшую и разнообразную информацию. 

дата обновления: 31-08-2016