поиск по сайту
А. А. Сиротинская (Муром)
ИКОНА «УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ» 1732 ГОДА 
ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУРОМСКОГО МУЗЕЯ
 
В коллекции Муромского историко-художественного музея хранится икона «Успение Богородицы» 1732 г.1, которая недавно вернулась из реставрации в ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря. В процессе реставрационных работ этой иконы раскрылись возможности для исследования, которое представляет несомненный интерес для специалистов.
Размер памятника небольшой – (30,5х36 см). Икона имеет горизонтальную композицию Успения, которая расположена в среднике иконы, а на боковых широких полях изображены в рост четыре фигуры избранных святых. На верхнем поле в центре – полуфигура Саваофа. 
На нижнем поле иконы находится овальной формы картуш с надписью: «ИСТИННОЕ ­ИУОБРАЖЕНИЕ ЧУДОТВОРНИЯ ИКОНЫ ОУСПЕНИЯ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ПЕЧЕРСКИЯ ИУОБРАЗИСЯ ВЪ КИЕВЕ РОКУ АΨЛК (1732. – А. С.) МЦА ДЕКАБРЯ К. Д. (24. – А. С.) П: М». Из надписи следует, что эта икона является списком с чудо­творного образа «Успение Богородицы Печерской», и что написана она в Киеве в 1732 году. Последние буквы в надписи: «П. М.» означают, вероятно, «Печерский монастырь». Тот факт, что на лицевой стороне доски имеется надпись о времени и месте создания данного памятника, дает возможность представить всю историю его бытования.
Во время обследования фонда древнерусского искусства нашего музея реставраторами темперной живописи ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря было рекомендовано реставрировать эту икону2. Интерес реставраторов вызвал тот факт, что в местах утрат грунта, значительно разрушенного в средней и правой части средника, а также на полях, просматривалась нижележащая, более ранняя, живопись. По терминологии реставраторов нижний слой живописи называется «авторский» в отличие от всех последующих слоев. На данной иконе поверх авторской живописи был нанесен новый левкас и написана новая композиция. Специалистам известно, что древние иконы время от времени записывались, как говорят – «поновлялись». Это поновление иконы и было сделано в 1732 году, как указывает надпись. Кроме того, еще раз, но неравномерно, она была прописана в XIX веке и сверху покрыта толстым слоем олифы, потемневшей со временем. Итак, икона представляла собой многослойное произведение с существенными повреждениями верхнего красочного слоя, причем фрагменты живописи верхнего слоя были подклеены не на свои места, а в случайном, хаотическом порядке. Поскольку олифа, покрывавшая живопись, темнела через 50-70 лет, то, как правило, икону прописывали по этой темной олифе. В нашем случае на авторскую живопись положен новый левкас со своим слоем живописи. Это встречается редко. В ВХНРЦ им. Грабаря этому памятнику был сделан рентгеновский снимок, который показал, что нижняя сохранившаяся авторская живопись имеет тот же сюжет «Успение Богородицы», но выполнен он в вертикальном формате доски. На рентгенограмме хорошо видны четыре фигуры на правом и левом боковых полях, надписи между этими фигурами, фрагменты архитектуры в верхней части иконы, фигуры святых в центральной части, фрагменты жемчужных украшений3. Если верхний живописный слой датируется 1732 годом, то нижний, как минимум, может быть XVII веком. Как известно, основной смысл работы реставратора заключается в освобождении памятника от поздних напластований и возвращении ему первоначального авторского замысла. Но если поздний слой представляет и художественную, и историческую ценность, то как быть? На этой проблеме акцентировала внимание сотрудник темперного отдела ВХНРЦ Е. В. Цапаева: «А могут ли эти поздние слои представлять какую-то самостоятельную ценность, и как следует поступать в случае положительного ответа на вопрос»4. Этот вопрос неизбежно возникает среди специалистов, и каждый раз необходимо найти индивидуальный ответ для каждого отдельно взятого памятника. В данном случае мы столкнулись именно с такой проблемой, и это способствовало тому, чтобы как можно более глубоко исследовать историю варианта верхнего слоя записи, представляющего в сюжетном, образном и художественном отношениях законченное произведение. 
Первым предложением реставраторов было произвести расслоение живописных слоев, т. е. отделить верхний записной слой с левкасом без нанесения вреда авторской живописи и перенести его на другую основу. Были опробованы несколько применявшихся на практике способов расслоения живописи, к сожалению, не давших положительного результата5. И, поскольку при проведении данной операции риск повреждения нижнего слоя живописи остается слишком высоким, то выполнить расслоение в настоящее время невозможно. Реставрационный совет принял другое решение: довести верхний записной слой до экспозиционного вида, оставив авторский, как он есть, до будущих времен. Реставрация нашей иконы была поручена С. Н. Добрынину, который является не только реставратором-практиком, но и искусствоведом-исследователем6.
Следует напомнить, что запись XVIII века повторяет авторский сюжет, но выполнена не в вертикальном, а в горизонтальном формате. Как следует из надписи, икона выполнена в Киево-Печерском монастыре в 1732 году и по всем признакам относится к так называемому «Киево-Печерскому Успению», имеющему свою особую иконографию. Исследованию иконографии «Киево-Печерского Успения» посвящены работы известных специалистов: Э. С. Смирновой «Киево-Печерское Успение. Икона-реликварий ХI века в свете письменных и изобразительных источников»7, В. Г. Пуцко «Икона Успения Богоматери из с. Красное Гороховецкого уезда и утраченная киево-печерская реликвия 1073 г.»8. Авторы этих научных статей подчеркивают, что до наших дней не дошло ни само древнее «Успение», ни письменные свидетельства о его существовании в ХI веке, а сохранившиеся списки относятся лишь к XVII веку и к более позднему времени. 
Что собой представляла древняя, не сохранившаяся икона, можно узнать из описания, сделанного киевским митрополитом Евгением Болховитиновым в 1825 г. Оно приведено в статье Э. С. Смирновой: «Это была икона, как тогда полагали, „греческого письма”, на кипарисовой доске, горизонтального формата, размером 9х6 с половиной вершков (около 29х40 см, что соответствует размеру сохранившихся до наших дней реплик...). По сторонам ложа Богоматери были изображены небольшие компактные группы апостолов, за ложем – Христос с душой Богоматери, по сторонам его фигуры – два летящих ангела. Судя по сохранившимся репликам, в передней стенке ложа Богоматери, в левой его части, была серебряная дверца (в репликах иногда она изображалась средствами живописи, а иногда делалась из настоящего металла). Лаврская святыня была покрыта роскошным золотым окладом, украшенным крупными бриллиантами и другими камнями. Икона висела в Успенской церкви над центром иконостаса – над царскими вратами, на двух шелковых шнурах, и могла, по необходимости, опускаться и вновь подниматься»9. Уникальной особенностью икон «Успение» Киево-Печерского извода является изображение маленькой дверцы в левой части ложа Богородицы. Нет сомнения, что эта дверца прикрывала вместилище для мощей. Таким образом, «Успение» оказывается не только иконой, но и реликварием10. Это описание полностью соответствует композиции центральной части рассматриваемой нами иконы.
Как известно, от ХI в., древнейшего периода русского христианского искусства, икон на Руси не сохранилось. Но русская средневековая культура отличалась особым интересом к ранним страницам национальной истории. На Руси почитались древние предания и создавались иконографические повторения наиболее ранних, особо чтившихся памятников. К этому времени исследователи и относят восстановление образа и почитание «Киево-Печерского Успения», что явилось свидетельством возрождения и укрепления киевской православной культуры.
Среди известных списков прославленного образа Киево-Печерской лавры самыми ранними следует считать икону «Успение» второй половины ХVII века из самой лавры. О ней известно, что «икона была заключена в оклад в форме круга, усыпанный бриллиантами и алмазами, и находилась над царскими вратами иконостаса Успенского собора»11. К ранним иконам относится и находящаяся в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника, датированная 1677 годом. Эта икона является подарком от архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизеля боярину Богдану Матвеевичу Хитрово. Ею он благословил свою дочь Ирину Богдановну12. Иконы данной иконографии писали известные иконописцы московской Оружейной палаты: Симон Ушаков (икона 1671 г., хранящаяся в Сергиево-Посадском музее); Кирилл Уланов (икона 1702 г., находящаяся в ГТГ). Все эти иконы идентичны по композиции и по размеру. По времени написания икона Муромского музея является более поздней (1732), и имеет ряд отличий от остальных. Преж­де всего, эти отличия касаются размера самой иконы (30,5х36). К тому же средник, в котором размещена композиция «Успение», будучи почти квадратным по форме, имеет размер (21х24 см), что не совпадает с указанными параметрами древнего образа (29х40) и не соответствует известным спискам. Но главное отличие, это, конечно же, избранные святые на широких боковых полях иконы, тогда как ни на одном из известных списков их нет. Возможно, этот иконографический вариант был продиктован уже существовавшим в авторском вертикальном формате сюжете «Успения» с образами святых на полях. Но, вернее всего, как полагают исследователи, большое влияние на почитание этой иконографии «Успения» оказало появление в XVII веке ее гравированных изображений. Как пишет И. В. Шульц во вступительной статье к каталогу выставки «Православная икона России, Украины, Беларуси» «источниками иконографических образцов для украинских художников служили гравюры из западноевропейских альбомов, а также иллюстрации из старопечатных книг»13. На некоторых из них можно видеть образы предстоящих святых. Так, В. Г. Пуцко отмечает, «что гравюра Книги житий святых Димит­рия Туптала, выпущенной в 1695 г., изображает основателей Печерского монастыря по сторонам медальона с Успением, представленным в соответствии с палеологовской схемой»14. В качестве примера можно привести гравюру из Нового Завета с Псалтырью, изданного в Киеве в 1692 году, где по сторонам центрального сюжета «Успения» изображены двое святых, вероятно, Антоний и Феодосий. На титульном листе издания Киево-Печерского патерика название обрамлено гравированными изображениями, вверху – сюжет «Успения» с характерной иконографией «Киево-Печерской» иконы, по сторонам – святые иноки, о которых идет речь в Патерике, и на рамочке имеется надпись: «ИКОНА ЧУДОТВОРНАЯ МАНС ПЕЧЕР»15.
Как известно из цитируемого выше описания иконы «Успение» митрополитом Е. Болховитиновым в 1825 г., она была покрыта роскошным золотым окладом, украшенным драгоценными камнями. На иконе ХVII века из Лавры оклад был усыпан бриллиантами и алмазами. Заказчик нашей иконы тоже украшает ее серебряным чеканным окладом, что может свидетельствовать о следовании сложившейся традиции особого почитания данной иконы. Оклад выполнен в барочном стиле и сплошь закрывает икону за исключением «личного»16. Он находится в хорошей сохранности, полностью повторяет композицию и ту же надпись в картуше. И, если надписи над святыми на полях иконы практически утрачены, мы все же можем их определить благодаря вполне читаемым надписям на окладе. Фигуры святых расположены по две слева и справа от центральной композиции: святитель Михаил и преподобный Феодосий Печерский; великомученица Варвара и преподобный Антоний Печерский. На верхнем поле в центре присутствует образ Саваофа. Кроме того, верхнее и нижнее поле украшает стилизованный растительный орнамент, состоящий из завитков с трилистниками. На самой иконе такого растительного орнамента нет. На кромке серебряного оклада имеются клейма: 1738/СС; Двуглавый орел(?). Из датировки, имеющейся на окладе, следует, что он выполнен позже иконы на шесть лет. Присутствующие на полях иконы избранные святые имеют непосредственное отношение к Киеву и Киево-Печерской лавре. 
Слева вверху – Святитель Михаил, который почитается первым Киевским митрополитом. Прибыл в Киев вместе с князем Владимиром после его крещения. «Святый первый митрополит Михаил, иже крестил русийскую землю, преставися въ лето 6508 месяца июня въ 15 день и положен бысть в пещере. Рукоположен в Царьграде в 983 году... Равноопостольный Владимир (по свидетельству Кормчей ХVI века, списанной с Кормчей ХIII века, которая сама была списком еще древнейшей) говорит о себе: „Прием святое крещение и прославих Бога, яко сподоби мя прияти таковую благодать преосвященным митрополитом Михаилом, и взях его первого митрополита от патриарха и от всего собора, почтенаго лампадаю и саком, яко втораго патриарха, с ним же крестих всю русскую землю”. Умер в 992 году. Память его 30 сентября. Мощи его были первоначально погребены въ Десятинной церкви, но въ 1103 году перенесены в Антониеву пещеру, а оттуда в 1730 году перенесены в Великую церковь Печерскую»17. Ревностному распространителю христианства, митрополиту Михаилу, приписывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря. Изображение святителя Михаила на иконе 1732 года, вероятнее всего, было связано с прошедшим двумя годами раньше событием, связанным с перенесением его мощей.
Слева внизу – Преподобный Феодосий, игумен Киевопечерский, первый учредитель общежительного порядка в монастырях18.
Справа вверху – «Великомученица Греческой церкви Варвара пострадала в Илиополе, около 306 года. Мощи ея принесены в Киев Греческою царевною Варварою, дочерью императора Алексия Комнена, супругою великого князя Михаила Изяславича, и почивают открыто в приделе соборной церкви Киевского Михайловского монастыря»19. В Киев мощи св. Варвары были принесены в 1108 году из Константинополя, и почитание их очень скоро сделалось всеобщим по всей России20.
Справа внизу – Преподобный Антоний Печерский, основатель Киевопечерской лавры и первоначальник русских иноков21. 
Следует отметить интересную особенность в изображении Саваофа. Над его головой – нимб, имеющий треугольную форму. Вот как об этом говорит исследователь Н. И. Пак: «Поясное изображение Саваофа над Распятием с характерным треугольным нимбом составляет обычный мотив в восточно-украинской иконографии ХVIII в.»22. Однако на окладе нимб имеет круглую традиционную форму. Это указывает на то, что сделан он не на Украине. Как же попала из Киева в Муром эта чудотворная икона? Рассмотрим историю ее бытования в Муроме. 
Известно, что икона поступила в музей в 1940 году из Успенской церкви г. Мурома после ее закрытия. Успенская церковь, вначале деревянная, имеет древнюю историю. Она впервые упоминается в Сотной выписи Мурома 1574 года. В писцовых книгах 1623/24 и 1636/37 года об этом храме сообщается следующее: «Да за осыпью в Успенской улице церковь Успение пречистые Богородицы древяна клетцки с папертью, да два придела: великого чудотворца Николы и другой придел святых жен мироносиц... Другая теплая церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа древяна клетцки... А церкви и в церквах образы и свечи и ризы и колокола и все церковное строение московских гостей Смирнова да Третьяка Микитиных детей Судовщикова»23. Дальнейших сведений об этих церквях до конца XVIII столетия не имеется. В 1790 году на средства муромского купца Д. И. Лихонина вместо двух деревянных церквей был построен каменный храм. В новом храме было устроено два престола: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, а в теплом приделе в честь великомученика Димитрия Солунского – небесного покровителя храмоздателя. В описи сообщается, что утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. И тут же замечено, что чего-либо особенно замечательного по своей древности в церкви не имеется. В рукописном сборнике «Опись древних церквей города Мурома и древних предметов в них находящихся», составленной помощником смотрителя Муромского духовного училища Николаем Травчетовым и ризничим собора священником Леонидом Белоцветовым, дана короткая информация об Успенской церкви, что освещен был храм преосвященным Виктором, епископом Суздальским в 1792 году 19 апреля, что стенопись внутри храма на масле произведена в 1897 году. Древних предметов указано немного, всего 10 наименований. Из них: икон – 6, книг и сосудов – 4. В основном эти предметы датированы XVIII веком. Лишь одна икона «Казанская Богоматерь» – XVII века и о ней известно, что пожертвована прихожанином. Среди перечисленных икон «Успения» 1732 года нет24. Кроме интересующей нас иконы, не упомянута в этой описи и другая икона «Успение», поступившая в музей в том же сороковом году. Это тоже подписная и датированная икона, но другой, так называемой «облачной», иконографии. Надпись на ней сообщает, что «писал сей образ 1770 году месяца ноября 10 дня Степан Малороссиянин». Итак, получается, что в Успенской церкви находились две иконы «Успение», связанные непосредственно с Украиной. Поскольку рассматриваемая нами икона не упоминается в описях храма, вероятно, она находилась у частного лица, и передана была в Успенскую церковь позже. Икона вполне могла быть подарком из Малороссии. Такого рода иконы в дорогом серебряном окладе, скорее всего, делались по заказу, как в известном случае с боярином Богданом Хитрово. Скорее всего, это произведение ХVIII века является паломнической реликвией с изображением святынь и святых Киева и Киево-Печерской лавры. Как указывает И. В. Шульц в приводимой выше статье (см. сн. 11): «В Киево-Печерском монастыре с конца ХVII века дейст­вовала иконописная школа – одно из первых в Восточной Европе специальное учебное заведение со своей системой обучения. В ней учились не только выходцы из Украины, но и из Сербии, Беларуси, Венгрии, России»25. В Киево-Печерский монастырь совершались паломничества, и оттуда приносились списки икон местных святынь. Такие иконы помещались на видных местах, около иконостаса, в самых значительных соборах России, в том числе в Успенском соборе Московского Кремля, в Софийском соборе в Новгороде. Рассматриваемая нами икона могла таким же образом появиться на муромской земле.
В процессе исследования данного памятника возникает ряд вопросов. Почему икона с уже имеющейся живописью была использована для поздней записи, да еще такого чудотворного образа? Напомним, что размеры ее не совпадают с параметрами известных списков. Если это икона была выполнена по заказу, то, как правило, должна была бы писаться на новой доске. Почему на иконе, кроме сюжета «Успения», появились, в отличие от канонического извода, дополнительные персонажи, связанные с киевскими святыми? Возможно, они являются небесными покровителями заказчика. Несмотря на имеющиеся особенности муромской иконы, она имеет все определяющие характерные черты лаврского «Успения», где в центре – Христос с душой Богородицы, к нему летят два ангела. По сторонам ложа – две группы апостолов. И главной особенностью является изображение дверцы на ложе Богородицы.
Публикация иконы обусловлена ее художественной ценностью, а также особым историко-культурным значением этого произведения, точно датированного и обладающего данными о происхождении. Таким образом, «Киево-Печерское Успение» – чудотворная икона, почитавшаяся среди святынь России начиная со второй половины XVII в., и особенно широко – на протяжении последующих столетий.
 
1 МИХМ. Инв. № М-6772. 
2 Выражаю искреннюю благодарность Татьяне Максимовне Мосуновой за консультации и помощь в написании данной статьи.
3 Протокол рентгенографического исследования № 6588-1 от 5.12.1994 г .
4 Цапаева Е. В. Расслоение как метод реставрации. Взгляд на проблему // VII Грабаревские чтения. – М., 2010. – С. 196.
5 Реставрационный паспорт.
6 Реставрационный паспорт.
7 Смирнова Э. С. «Киево-Печерское Успение». Икона-реликварий XI века в свете письменных и изобразительных источников // Восточнохристианские реликвии. – М., 2003. – С. 415-446.
8 Пуцко В. Г. Икона Успения Богоматери из с. Красное Гороховецкого уезда и утраченная киево-печерская реликвия 1073 г. // Рождественский сборник. – Ковров, 1996. – Вып. 3. – С. 75-83.
9 Смирнова Э. С. Указ соч. – С. 415-416.
10 Там же. – С. 434.
11 Шульц И. В. Православная икона России, Украины, Беларуси // Каталог выставки. – М., 2008. – С. 90-91.
12 Пуцко В. Г. Указ соч. – С. 75
13 Шульц И. В. Указ соч. – С. 74.
14 Пуцко В. Г. Указ соч. – С. 79.
15 Смирнова Э. С. Указ соч. – С. 422.
16 МИХМ. Инв. № М-5237 (151).
17 Книга глаголемая описание о Российских святых. – М., 1995. – С. 10.
18 Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. – М., 1990. – С. 249.
19 Книга глаголемая описание о Российских святых. – С. 9.
20 Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. – СПб., 1892. – Т. 10. – С. 507-508.
21 Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. – С. 24.
22 Пак Н. И. Два образца киевской деревянной резьбы ХVIII в. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1986. – Л., 1987. – С. 422.
23 Писцовая книга г. Мурома 1636/37. // Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. – М., 1857. – Л. 113об-114об. 
24 Опись Успенской города Мурома церкви и древних предметов церковных, в ней находящихся. Составил священник Успенской церкви Петр Смирнов // Опись древних церквей города Мурома и древних предметов в них находящихся. Рукопись конца ХIХ а. – МИХМ. – НА 29. – Л. 39-40.
25 Шульц И. В. Указ соч. – С. 75.
 
Публикуется без иллюстраций
дата обновления: 12-02-2016