поиск по сайту
Автор: 

Л. И. Глущенко (Муром) 

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В МИКРОРАЙОНЕ ВЕРБОВСКИЙ ОКРУГА МУРОМ 

 

 

В образовательной системе России первым звеном является система дошкольных учреждений. Представляя собой государственный или государственно-общественный институт, детский сад создается обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ. Поскольку на различных этапах развития общество ставит перед собой разные цели, воспитание детей на каждом из этих этапов получает новое содержание.

Поселок Вербовский был присоединен к Мурому как микрорайон в постперестроечный период. До этого он существовал в качестве самостоятельной административной единицы; ее градообразующей основой был завод оборонного значения, строительство которого началось в 1940 г.1 около деревни Подболотни. К этому времени в Подболотне уже существовала детская площадка.

Система дошкольного образования Советской России начала создаваться в конце двадцатых годов. Однако в Муроме уже в 1921 г. существовали ясли: городские, при Бумаго-Ткацкой мануфактуре, при Московско-Казанской железной дороге и в с. Карачарове; каждые на 30 человек2. По документам 1923 г. значатся еще два детских сада – при Опытно-показательной школе и в Дмитриевской слободе, которые посещали в общей сложности 90 человек3. Население Мурома в это время составляло 17 054 человека4. На 1926-28 гг. в Муромском округе действовало 5 дошкольных учреждений (детсадов и т. н. «деточагов»), которые посещали 358 детей, при том, что в округе была 71 300 дошкольников. Через год число учреждений выросло на единицу, но и детей стало больше почти на две тысячи – 73 000 чел. Таким образом, охват дошкольными учреждениями по округу составлял лишь 0,5 %, т. е. из 1000 детей в детские сады могли попасть только 5. Большинство учреждений располагалось в городах округа; в самом Муроме - 2 детсада, в районе – 15, (при том, что только в Муромском районе было 157 населенных пунктов и 92 445 жителей6; население самого Мурома к этому времени увеличилось на 25,8 % и составляло 21 449 человек)7. По сравнению с другими городами округа население Мурома прирастало более низкими темпами. Современники объясняли это спадом промышленности города в 1923-26 гг.8

В соответствии с решениями правительства от 14 января, 10 июня, 15 июля 1929 г. об образовании Нижегородского края в состав Муромского округа вошли полностью Выксунский уезд Нижегородской губернии и отдельными частями – Муромский уезд Владимирской губернии, Арзамасский и Павловский уезды Нижегородской губернии9.

Создание колхозов и индустриализация страны охватили и Муромский округ10. Если в 1926-27 гг. колхозное движение в округе было в стадии зарождения, и в пределах округа насчитывалось всего лишь около десятка колхозов, то за 1927-28 число колхозов увеличилось в три раза – на 1 мая 1928 г. их насчитывалось уже 30 (с числом работников 1000 человек, из которых 563 женщины), а через год их количество возросло почти в три раза11. Местные аналитики того времени оптимистично отмечали: «Социалистический сектор в 1928 и 1929 году в сельском хозяйстве округа играл незначительную роль. Тем резче вырисовывается его значение теперь, когда округ переходит на районы сплошной коллективизации (Фоминский район – 75 проц., Ляховской – 65 проц. и Муромский – 35 проц. хозяйств района)… когда день за днем бурно развивается массовое колхозное движение, претворяя решение партии и правительства о ликвидации кулачества, как класса, в живую действительность»12.

В то же время по сравнению с предыдущими годами в 1928 г., при относительной стабилизации брачности по округу в целом, наблюдается рост браков в городах, городских поселениях и сокращение их в сельской местности, однако растет и количество разводов, особенно в городах и городских поселениях. Одновременно с этим происходит и сокращение рождаемости; и здесь пальма первенства принадлежит городам, тогда как по сельским местностям наблюдается положительный естественный прирост населения13.

С одной стороны, развитие экономики требовало высвобождения рабочих рук и участия женщин в социалистическом строительстве. С другой – воспроизводство населения в условиях противостояния с буржуазными странами было для Советского государства стратегической задачей. Выходом из создавшегося положения стало издание закона от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, о помощи роженицам, расширении сетей родильных домов, яслей и т. п.». Вскоре городская газета писала: «Средне-месячная рождаемость в прошлом году (1936 – Л. Г.) по Мурому была 78 малышей, в этом же году рождаемость доходит до 150 человек. Только за 5 мес. в этом году в Муроме родилось 543 ребенка, а за этот же период в 1936 году родилось 372 человека. Растет рождаемость и по селу. Если в Подболотне с 1 января по 1 июня в 1936 году родилось 19 ребят, то за этот же период в 1937 году мы имеем 28 человек… 642 малыша находятся сейчас в детских яслях города, в то время как в прошлом году было лишь 225 человек. Правда, и этого слишком мало, потребность в двое больше. В райздраве лежат сотни заявлений матерей, желающих поместить своих детей в детские ясли, но им отказывают – помещений нет»14.

В 1936 г. в районе работало уже 99 яслей для 3900 малышей. На лето 1937 г. в колхозах района предполагалась работа 105 детских яслей на 4075 мест (ср.: в Муроме имелось 7 работавших круглый год яслей на 316 детей)15. Газета «Муромский рабочий» отмечала: «Ежегодно на период полевых работ в районе открываются колхозные детские ясли»16; «Чтобы колхозницы свободно работали на полях, в нашем колхозе организованы детская площадка и детясли»17. Интересно, что трудовые достижения напрямую связываются с освобождением женщин от домашних забот и воспитания детей ради участия в общественном хозяйстве: «Полным ходом идет сеноуборка… Успех этой работы решают люди. Особенно большая роль в полеводстве и на уборочных работах представлена женщинам. Но чтобы они могли максимально использовать рабочее время, надо обеспечить надлежащее наблюдение за их детьми. В 1940 г. намечено было открыть 110 колхозных детских яслей с обслуживанием 4550 детей… В некоторых сельскохозяйственных артелях, например, в Подболотне… открыли детские ясли без предварительной подготовки… И т. к. дело не вышло… без ведома райздрава, закрыли ясли. Неслучайно, здесь плохо обстоит дело с выполнением сельскохозяйственных работ»18. Или: «Колхозы нашего района… получили богатый урожай. Большую роль в этом сыграли детские дошкольные учреждения. Многие руководители колхозов по-деловому подошли к организации детских площадок. Этим самым они освободили многосемейных матерей, дали возможность им принимать активное участие в сельскохозяйственных работах».19

Первая детская площадка в д. Подболотне (вошедшей затем в состав Вербовского микрорайона), по воспоминаниям К. Т. Смирновой, была основана в 1937 г. в колхозной конторе. Рядом находились теплицы и парники. Для площадки отвели три комнаты: в одной дети играли и ели (питание за счет колхоза); во второй спали - там стояли металлические кроватки с панцирными сетками; в третьей готовили пищу. Гуляли малыши около здания. Почти все игрушки были самодельными. Посещали площадку 15 детей. Заведующей была М. Н. Каменщикова, воспитателем - П. Ф. Потехина, помогала им няня. Площадка просуществовала до 1941 г., а затем помещение переделали под начальные классы, т. к. здание школы занял госпиталь.

Накануне Великой Отечественной войны вышло правительственное постановление о строительстве заводов оборонного значения, в т. ч. и около Мурома. В 1938 г. у Подболотни начал строиться военный завод. Сдача объекта намечалась к 1 июля 1940 г. Строительство шло тяжело, не хватало техники, многие работы выполнялись вручную, так что к началу войны завод не был построен. В 1941 г. в Муром эвакуировали завод «Краснознаменец» из Ленинграда. Прибыли специалисты, рабочие, их семьи. Жили они в шлакозасыпных бараках. В бараке было 22 комнаты, расположенные напротив друг друга. Ни водопровода, ни канализации не было. Холодные деревянные туалеты находились на улице, воду носили из колонки.

Под первый детский сад, по воспоминаниям М. П. Поляковой и Р. Г. Мочаловой, в бараке № 6 выделили несколько комнат, которые немного перестроили. Видимо, это были детские ясли на 25 человек при заводе № 253 (впоследствии – завод № 17 - МПЗ). Предполагалось, что со второго квартала 1941 г. количество мест будет увеличено до пятидесяти, а с 1 июля - до ста20. В подчинение горздрава они были переданы 1 мая 1941 г., причем, увеличения мест не произошло21. Расширение детского учреждения на 30 мест было запланировано на конец 1942 г.22

Главным девизом были слова: «Все для фронта, все для победы»! Старались и дошкольники, отправляя на фронт бойцам свои рисунки и письма. В заводской детсад пришло письмо из Ленинграда от отца одного из воспитанников – Алика Еремина: «Здравствуйте Валентина Осиповна! Очень благодарю вас за заботу и воспитание моего сына. Какая большая радость – получить картинку, нарисованную сыном. Давно я его не видел… Дорогие ребята! Ваши письма вместе со мной прочитали бойцы и командиры. Мы все очень довольны вами. Ваш наказ: ”Беспощадно бить врага” – клянемся выполнить полностью. Растите ребята бодрыми, крепкими, здоровыми. Лепите танки и самолеты, читайте книги о героях, учите и распевайте новые песни… За муки детей, за смерть родных и близких, за любимую родину мы жестоко мстим и будем мстить врагу!.. Желаю вам хорошо провести весну. С. Н. Еремин»23.

По воспоминаниям О. А. Бочковой, ясли проработали до 1947 г., т. к. в этом году она с родителями переехала жить в комнату, ранее занимаемую яслями. Старожилы барака завидовали новоселам: по сравнению с барачными клетушками комната казалось парадным залом - была большая, обита фанерой и выкрашена голубой краской.

Заводская газета 5 августа 1943 г. пишет о проекте яслей на 120 мест, которые должны были построить в ближайшее время в административном поселке24. Это было первое специализированное здание – двухэтажный деревянный дом, в котором размещалось четыре группы. В яслях, кроме групп, были спальни, столовая, изолятор, прачечная, где белье стирали руками в корытах. Не было горячей воды, ее кипятили в баках. Водопровода тоже не было, дети умывались под рукомойниками. На кухне стояли печи, которые топили дровами. Продукты хранили в погребе со льдом, который специально наращивали зимой. Возили продукты на лошади, которая жила в конюшне конного парка. Воспитатели с детьми ходили туда наблюдать за лошадками.

В 30-60-х гг. в яслях работали сестры-воспитатели, которые имели, прежде всего, медицинское образование (т. к. приходилось ухаживать за грудными детьми) и знание основ педагогики. Например, в 1936 г. работало 36 ясельных сестер, в середине 1937 – 100 с лишним, а к концу года предполагалось их количество довести до 20025. Эту специальность получали, поступив на курсы ясельных сестер при райздраве (30-е гг.),26 на курсах при МПУ (40-е гг.), позднее в Муромском медучилище, на курсах медсестер детских учреждений. В 1937 г. для подготовки воспитательниц в детские сады районо открыло методический кабинет, который за лето подготовил 35 работников27.

Ясли № 11 предназначались для детей с 2 месяцев до 3 лет и находились в ведомстве Муромского горздрава. Работать было тяжело: в группах насчитывалось по 40 и более детей; многие из них не умели ходить, а малышам требовался тщательный уход, оздоравливающие процедуры, полноценное обучение и воспитание. По методическим рекомендациям тех лет много внимания уделялось закаливанию, сну на свежем воздухе круглый год, зимой в спальных мешках. Летом дети играли, ели и спали на открытых верандах. Серьезно педагоги относились к подготовке праздничных утренников, в первую очередь общественно-политических (1 Мая, 7 ноября, 22 апреля); продумывали программу, оформление групп, атрибуты. В 1963 г. появилась возможность открыть еще одну группу – круглосуточную, для детей с ослабленным здоровьем; тогда детей даже лечили в яслях. С января 1969 г. ясли перешли в ведомство МПЗ, а в 1971 здание признали ветхим и учреждение закрыли.

Завод работал напряженно, выпуская продукцию для фронта. Большое распространение получило принятие повышенных трудовых обязательств. Заводская газета 19 октября 1944 г. анализирует выполнение взятых заводчанами обязательств и особо отмечает, что «заканчивается отделка детского сада на 160 мест»28. А. П. Мошкова вспоминает, что в 1944 г. в лесопарковой зоне построили еще один детский сад - № 17: двухэтажное деревянное здание на 160 мест. В нем было четыре группы. У каждой были свои раздевалки, игровые, спальни; музыкальный зал. Вокруг располагались прогулочные веранды. Заведующая Т. В. Холодова главную задачу сотрудников видела в том, чтобы создать домашнюю атмосферу, подарить внимание и заботу каждому ребенку, заменить ему на время самого дорогого человека – маму, т. к. работницы МПЗ большую часть суток проводили на работе. В 40-60 гг. с детьми занимались строго по программе, проводили различные занятия, праздничные утренники. Позже много внимания уделялось ознакомлению дошкольников с природой. Благодатная атмосфера сада создавала психоэмоциональный комфорт. Воспитатели гуляли с малышами в лесу, около пруда, проводили целевые экскурсии на близлежащие поля. В 1985 г. детский сад закрыли, т. к. здание обветшало.

В послевоенные годы интенсивное развитие завода и поселка, увеличение численности населения обусловили строительство новых дошкольных учреждений. В 1957 г. в лесопарковой зоне построили еще один детский сад - № 24; он был каменным, рассчитанным на 110 мест – 5 групп. Спален не было, дети спали на раскладушках. Педколлектив приложил много усилий для оборудования и оформления групповых помещений. Рядом выстроили прогулочные веранды. На участках росло много зелени, цветов. Основным направлением работы было нравственное воспитание, большое внимание уделялось формированию трудовых навыков, подготовке к школе. Группы в детском саду всегда были переполнены. В 1994 г. сад был закрыт.

В 60-70-е гг. появляются одни ясли и четыре детских комбината.

В 1960 г. открылись ясли № 12: каменное здание на 120 человек, расположенное в лесном массиве. Здесь были стационарные группы и спальни, пищеблок, прачечная. Шесть групп принимали детей с 2-х месячного возраста, и работниц – их мам - отпускали с завода, чтобы покормить детей грудным молоком. Сестры-воспитатели следили за соблюдением режима, проводили занятия, уделяя особое внимание физическому развитию и закаливанию. Вся деятельность малышей летом переносилась на улицу: из учреждения выносили столы, стулья, раскладушки. Сотрудничали с родителями. Родительские собрания часто завершались концертами сотрудников яслей. С начала 80-х больше внимания стали уделять сенсорному воспитанию, развитию речи. Сложности оставались из-за перенаполняемости групп. В 1986 г. появилась возможность сократить количество детей в группах и даже сделать музыкальный зал. В 1994 г ясли были закрыты.

Ясли-сад № 36 «Белочка» (ДОУ № 54) заработал в 1963 г. Построенный в новой части поселка, рассчитанный на 135 детей, он имел 6 групп. 24 сотрудника обеспечивали уход за детьми. Особое внимание уделялось нравственному и идейно-политическому воспитанию. В конце 70-х переоборудовали группы - улучшилось эстетическое оформление. Внедрялись гимнастика на улице круглый год, обучение ходьбе на лыжах. Ясли-сад неоднократно занимал первые места в соцсоревновании. В середине 80-х к основному зданию сделали пристрой с теплым переходом, что позволило решить проблему безочередного устройства детей, т. к. число групп возросло до 10, появился спортзал и плавательный бассейн. Увеличился педагогический коллектив. В 1996 г. ясли-сад перешел под опеку Управления образования и получил номер 54.

В 1966 г. построен ясли-сад № 43 «Елочка»29 на 12 групп. Он работал с 6.30 до 18.30; предусматривалось четырехразовое питание детей. Строился комбинат по типовому проекту, но имел недостаток – не было стационарных спален, поэтому после обеда убирали столы и ставили раскладушки. Главными задачами были укрепление здоровья, выполнение «Программы» и подготовка к школе. Много внимания уделялось проведению занятий, знакомству с биографией В. И. Ленина и его соратников, проведению утренников 7 ноября, 1 мая, 9 мая. С 90-х гг. ДОУ № 43 переходит на 10,5 часовое пребывание детей, сокращается количество групп. Однако идет активный поиск современных подходов к работе, внедряются новые формы - кружковая, студийная, способствующая дополнительному образованию детей. Начало этой работы пришлось на время увеличения социальной напряженности, связанной с социально-экономическими преобразованиями в России и, как следствие, со снижением рождаемости. В микрорайоне стало меньше дошкольников, и освободившиеся в я/с помещения были переоборудованы в кружки, студии. Так в 1993 г. появляются физкультурный зал, комната природы, изостудия, позже – комната психологической разгрузки, театральная гостиная, выставочный зал, библиотека, зал искусств. ДОУ начинает работать в режиме открытой системы.

К 1970 г. в пос. Вербовский работало 6 детских учреждений (760 мест), но очередь на получение путевок для оформления детей не уменьшалась, поэтому решили строить еще один детский комбинат.

Летом 1971 г. начал работать я/с № 47 «Василек», и до конца года были наполнены детьми все 12 групп. Учреждение построили по типовому проекту на 280 мест. В ясельных группах были стационарные спальни, в остальных дети спали на раскладушках. В 1972 г. были открыты логопедические группы. Главными направлениями в работе стало физическое и нравственное воспитание. Ясли-сад № 47 выделялся среди других интересным оформлением зон природы в группах. Дети регулярно ухаживали за растениями, рыбками, птицами и животными. Территория благоустраивалась сотрудниками и родителями. К 80-м годам сложилось ядро воспитателей, увлеченных дымковской игрушкой. Они «заразили» лепкой и детей, и сотрудников. В 80-90-х гг. главным направлением работы стало нравственно-эстетическое воспитание дошкольников. В 1994 г. дирекцией завода принято решение о закрытии яслей-сада № 47, детского сада № 24, яслей № 12.

В конце 1976 г. по новому проекту был построен еще один я/с № 25 «Тополек»30, где в начале 1977 г. открыли 2 ясельные группы, а с 1 сентября работали все 12. Для каждой группы предусмотрены отдельные спальни. Много творчества коллектив вложил в оформление: каждую группу оформили по-особому. Большое внимание уделяли художественно-эстетическому развитию. В начале 1990-х гг., несмотря на сложности, коллектив нашел силы и средства для переоборудования помещений. Появились комната природы, изостудия, мастерская труда. В 1994 г. «Тополек» перешел под опеку Управления образования г. Мурома и получил № 53. Во второй половине 90-х - начале 2000-х гг. оборудован физкультурно-оздоровительный комплекс, но не забыли и про художественно-эстетическое развитие детей: созданы комната сценического искусства, гримерная; в групповых комнатах появились центры театрализации, музыки, литературы. Организованы кружки и студии. Сейчас коллектив работает по комплексной программе «Радуга» и использует парциальные программы. Его работа неоднократно отмечена грамотами и дипломами Управления образования.

В 1985 г. начал работу я/с № 17 «Ромашка» по проекту на 320 мест. В нем 14 групп, из них 4 ясельных, остальные дошкольные. В проект внесены изменения: подвальные помещения приспособили для работы с детьми, а на крыше пищеблока возвели стены; там позже была создана комната природы. Впервые среди детских учреждений поселка и Мурома появились «Комната сказок» со сценой и зрительным залом; спортивный комплекс с плавательным бассейном; «Кабинет художественного труда»; изостудия. На первом этаже располагался музыкальный зал с зеркальной стенкой, на втором - зимний сад с вольером для попугаев, аквариумами и террариумами. Дизайн помещений для каждой группы был осуществлен с учетом психоэмоциональных особенностей возраста детей. Были расписаны стены в лестничных переходах, вестибюли. Одной из главных задач была физкультурно-оздоровительная работа. В каждой группе был спортивный уголок с оборудованием. Дети старших групп зимой обучались ходьбе на лыжах. Проводились физкультурные праздники, походы в лес «В гости к Снегурочке», нетрадиционные физкультурные занятия, соревнования. С 4-х лет детей обучали плаванию. Работал физиокабинет, что позволяло подлечить малышей, и не случайно «Ромашка» часто побеждала в соцсоревнованиях детских учреждений поселка. Много внимания уделялось развитию художественно-творческих способностей: специальные занятия по рисованию, лепке, музыке; кружки для детей по интересам. Впервые в городе ввели гибкий режим. Работали 4 логопедических группы. В 1990 г. приобрели компьютерно-игровой комплекс с пакетом развивающих программ для дошкольников и внедрили подгрупповую форму проведения занятий с детьми. начале 1996 г. ясли-сад закрыли.

Хронологическая последовательность строительства детских учреждений в поселке выглядит так: 1937 г. детская площадка; 1941 г. детсад в бараке № 6; 1943 г. ясли № 11 в административной части поселка; 1944 г. детский сад № 17; 1957 г. детский сад № 24; 1960 г. ясли № 12; 1963 г. ясли-сад № 36 (ДОУ № 54 «Белочка»); 1966 г. ясли-сад № 43 «Елочка»; 1970 г. ясли-сад № 47 «Василек»; 1976 г. ясли-сад № 25 (ДОУ № 53 «Тополек»); 1985 г. ясли-сад № 17 «Ромашка».

Перестройка вместо подъема экономики привела к ее резкому спаду, свертыванию производства, резкому сокращению финансирования социальной сферы, уменьшению числа рабочих, и, как следствие, сокращению рождаемости. Все это, в свою очередь, повлекло и уменьшение числа дошкольных учреждений. На сегодняшний день в поселке их осталось четыре – ДОУ № 43, 53, 54 и начальная школа – детский сад коррекционного вида.

Характерными особенностями работы детских учреждений в разные временные периоды можно считать:

1. В военные и послевоенные годы - а) создание условий для работы с детьми с 2-х месячного возраста и их физическое развитие и воспитание, закаливание; б) в дошкольных группах основным направлением работы было нравственное и идейно-политическое воспитание. Особое внимание уделялось проведению детских утренников, посвященных общественно-политическим праздникам.

2. Для 60-70-х годов характерна учебно-дисциплинарная модель работы с детьми с основным упором на нравственное и идейно-политическое воспитание.

3. В 80-90-х годах продолжается работа по созданию условий для всестороннего развития детей, педагоги работают над внедрением гибкого режима, игровых и развлекательных приемов в обучении. В детских учреждениях начинают появляться комнаты сказок, художественные мастерские, зимние сады и т. д.

4. С 90-х гг. до настоящего времени идет активный поиск новых подходов в воспитательной и образовательной работе; создание, обогащение и обновление развивающей среды в группах. Работа ДОУ строится на основе современных требований, Государственного стандарта. Каждое учреждение имеет свою специализацию.

В современных условиях развитие системы дошкольного образования в Российской Федерации направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. Учреждения дошкольного образования призваны обеспечить для любого ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения. Система дошкольного образования должна быть достаточно гибкой, многомодельной, отвечающей социальным запросам родителей, принадлежащих к разным социальным группам и слоям населения31.

1 Славный путь Муромского приборостроительного завода. 1941- 2006. – Без выходных данных. – С. 14.

2 Отчет Муромского Уездного Экономического Совещания на 1-е Октября 1921 года. – Муром, 1921. – С. 75.

3 Отчет XV уездному съезду Советов о работе Муромского Уисполкома и его отделов за 1922-23 операционный год. – Муром, 1923. – Таблица 10.

4 Муромский округ перед 5-леткой. – Муром, 1930. – С. 29.

5 Там же. – С. 165-166; Материалы к докладу Уездного исполнительного Комитета 19-му Муромскому Уездному Съезду Советов Рабочих, Крестьян. и Красноарм. Депутатов 15-18 марта 1929 года. – Муром, 1929. – С. 90.

6 Муромский округ перед 5-леткой. – С. 28.

7 Там же. – С. 29.

8 Там же.

9 Там же. – С. 1.

10 См.: Экономика Мурома и уезда в 1920-1930-е гг. // История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. – Муром, 2001. – С. 317-328.

11 Муромский округ перед 5-леткой. – С. 114-115.

12 Там же. – С. 116.

13 Там же. – С. 35.

14 Сталинская забота о матери и ребенке // Муромский рабочий. – 1937. – 27 июня. - № 146.

15 105 детских яслей // Муромский рабочий. – 1937. – 6 марта. № 54. – С. 4.

16 Там же.

17 Подготовлены детясли и детплощадка // Муромский рабочий. – 1940. – 20 апр. - № 91.

18 О детских яслях в колхозах // Муромский рабочий. – 1940. – 20 июля. - № 166. – С. 2.

19 Дошкольные учреждения района // Муромский рабочий. – 1940. – 21 дек. - № 295. – С. 4.

20 Отдел здравоохранения исполкома Советов депутатов трудящихся Муромского района. Материалы (справки, отчеты, сведения) и переписка о работе детских яслей и роддомов // Архивный отдел администрации округа Муром. – Л. 86.

21 Годовой отчет о работе горздравотдела за 1941 год // Архивный отдел администрации округа Муром. – С. 10.

22 Расширение детсада // Все для фронта. – 1942. – 17 дек. - № 12.

23 Письмо с фронта // Все для фронта. – 1943. – 21 мая. - № 21 (34).

24 Новые детские ясли // Все для фронта. – 1943. – 5 авг. - № 31 (44).

25 Сталинская забота о матери и ребенке.

26 Курсы ясельных сестер // Муромский рабочий. – 1937. – 6 марта. - № 54. – С. 4.

27 Открыт методический кабинет // Муромский рабочий. – 1937. – 27 июня. - № 146. – С. 1.

28 Выполним свои обязательства (с партийно-хозяйственного актива завода) // Все для фронта. – 1944. – 19 окт. - № 44 (105).

29 Паспорт дошкольного учреждения ясли-сад № 43 «Елочка».

30 Паспорт детского учреждения ясли-сад № 25 «Тополек».

31 Третьяк Н. Методические рекомендации по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 11. – С. 6.

 
дата обновления: 18-02-2016