поиск по сайту
Автор: 

М. В. Таскаев (Сыктывкар)

ДИНАСТИЯ ТАСКАЕВЫХ ИЗ КОМИ СЕЛА ЫБ: с XVI до начала XXI веков

 

Старинное коми-зырянское село с уникальным названием Ыб (холм – коми яз.) расположено на берегу реки Сысола в Сыктывдинском районе Республики Коми недалеко от республиканской столицы г. Сыктывкара. Село считается одним из самых древних поселений человека в этом регионе, в средневековье Ыб играл роль сысольской столицы (здесь обитал сотник Сысольской земли), имелась здесь и крепость Сосновое городище, оснащенное пушками для защиты от набегов вогулов (манси) из-за Урала.

Впервые фамилия Таскаев упоминается в «Переписной книге по отхожим (Сысольским, Вишерским и Верхневычегодским) волостям Яренского уезда от 1720 г. в переписи стольника и коменданта Василия Дмитриевича Кишкина по сказам земских дел бурмистров Терентия Игушева, Никифора Болотова, Ивана Мальцева, Степана Рочева и Екима Кондратьева». В этой книге записано, что в деревне Мыргаиб погоста Иб на Сысоле живет «во дворе крестьянин Устин Борисов сын Таскаев 70 лет, у него сын Максим 31 лет, у него жена Анна 25 лет, у них сын Ефрем 5 лет, дочь Пелагия 17 лет. Оной крестьянин опрочь земледелия ничего не имеет»1. Кроме Таскаевых, жителями Мыргаиба были Антипа Мальцов, Ияков Коржавин, Степан Мальцев, Ефрем Завьялов, Петр Поротов, Патрикий Посников, Васлий Букарин, Иван Климов, Иван Тропин, Василий Морозов, Иван Муравьев, Василий Раев, Мелетий Муравьев, Самойло Шуматрин, Автоном Муравьев - всего шестнадцать дворовладельцев. «Устина Таскаева (и др. – М. Т.)... по их велению Ибской Илинской церкви священник Перфирей Лаврентиев руку приложил»2.

Жили крестьяне бедно, все «опрочь земледелия» ничего не имели, а некоторые (как Иван Муравьев, Василий Морозов и др.) «от скудости ради нужды нищей... прибегали... на время» к соседям «питаютца черною работою» (нанимались в батраки. – М. Т.)3.

Устину Таскаеву в 1720 г. было 70 лет, следовательно, родился он около 1650 г. Его отец Борис упоминается в «Переписной книге Яренского уезда» за 1678 г. как житель погоста Иб Меньшой (будущий Мыргаиб): «Во дворе крестьянин Бориска Обросимов, у него дети Тараска, да Устинка, да Филька, все в возрасте, Мелешке 17 лет»4.

В 1678 г. Ыб включал в себя три погоста: Иб Большой, Чюлиб и Иб Меньшой. О последнем написано: «Тое же волости погостец Иб Меньшой, а в нем часовня с образы, к нему же припущены: деревня Пемерга да деревня Федотовская да деревня Шульгина»5. «Переписная книга Яренского уезда» за 1646 г. упоминает Бориско Обросимова как жителя деревни Петерга на суходоле погоста Иб Меньшой: «Во дворе бобыль Бориско Обросов сын»6. Эта деревня не значится в «Писцовой книге Яренского уезда, письма и дозору Василия Ларионова и подьячего Андрея Горохова» за 1608 г. и никакого Обросима на погосте Иб Меньшой нет. Зато в списке дворовладельцев деревни Каменной «на берегу на реке на Сысоле» погоста Иб Большой есть «Нифонт Сергиев лутчей да дети ево Оброско да Пронка»7. Где-то между 1608 и 1646 гг. часть жителей деревни Каменной переселилась в деревню Петерга (или Пемерга) на суходоле. Был среди переселенцев Оброско или сын его Бориско - сказать трудно. Во всяком случае, тот факт, что жители Каменной переселялись на погост Иб Меньшой, подтверждается и другим случаем. В 1646 г. в Каменной жили «Исачко да Васька, да Омелька, да Филька Трифоновы дети, прозвище Муравьевы»8. А уже в 1678 г. «Филька Трифонов сын Муравьев» упоминается как дворовладелец погоста Иб Меньшой и не исключено, что он был соседом Бориско Обросимова, ибо их имена приведены в переписи рядом. Филька Муравьев был в Ыбе известным человеком. Он владел земельными угодьями не только на погосте Иб Меньшой, но и в Чюлибе. Именно он построил деревянную церковь в Чюлибе «во имя Пятницы Поросковеи»9. Согласно местной легенде, Муравьев нашел икону Пятницы Параскевы на дереве и дал обет построить церковь рядом с этим местом, что и сделал.

Итак, за счет предположения, что Обросим был выходцем из деревни Каменной, я нашел еще двух своих предков, ибо отцом Обросима был Нифонт Сергиев. Последний документ из глуби веков, дошедший до наших дней и содержащий списки жителей Ибского погоста - это «Сотная с писцовых книг 1586 г. И. Г. Огарева и подьячего Ф. Юрьева на Сысольскую волость». Документ начинается так: «Лета 7108-го февраля в 12 день били челом государю царю и великому князю Борису Феодоровичу всеа Русии Вымского уезда Сысольские волости целовальники Сидорко Афонасьев и во всех Сысольских крестьян место. А сказали, в прошлом де во 107 году... от молнии згорела у них церковь Афоносия александрейского чюдотворца. А в той де церкви поставлен был их земской ларец с сотными грамотами, и тот де ларец в той церкви згорел же»10. Пожар уничтожил все ранние документы по истории Сысольской земли, вот почему официальная дата появления села Ыб определена как 1586 г. (в 1986 г. село отметило свое четырехсотлетие), хотя по данным археологов люди стали селиться здесь задолго до Рождества Христова. В 1984-1986 гг. археологи раскапывали в Ыбе городище Кармыльк, известное среди местных как «чудьское», и поселение Шойнаяг (Лес покойников). Наибольший интерес вызывают раскопки Кармылька, на основе которых археолог М. В. Кленов реконструировал план городища, обнесенного валом и частоколом и укрепленного также каменными кладками. Кленов полагает, что городище с военно-оборонными задачами существовало в Ыбе до середины XIII в.11. По всей видимости, это было Сосновое городище, упоминаемое в «Сотной с писцовых книг 1586 .». Там пишется, что на погосте Иб Большой «в анбаре с Соснового городища няряду: 2 пищали затинные да пищаль затинная переломлена, да 14 ручниц невеликих заржавели, а иные без станков, да зелья по смете пуда с полтора, а весити было нечем, да свинцу пуд без чети, да 707 ядер железных затинных пищалей. А приказан тот наряд того же погоста соцкому Федору Иванову сыну Большево да целовальнику Ларионку Иванову да Жданку Попову и всем крестьянам Ибского погоста»12.

Всего погост Иб Большой в 1586 г. состоял из девяти деревень (Каменная, Подальная, Прислон на горе, Подгорная, Филинская, Березник, Еремовская, Чулиб, Павловская) и двух починков (Березники и «Подле городища»). В них насчитывалось тридцать восемь крестьянских дворов. В погосте Иб Меньшой и деревнях Большое поле, Шульгина и Федотовская имелось шестнадцать дворов. На погосте Иб Большой стояли деревянные церкви во имя Николая Чудотворца и пророка Ильи: «И во всех церквах образы и книги, и свечи, и сосуды церковные, и ризы, и колокола, и все церковное строение мирское, а церкви ставят приходом». Жил возле церквей «никольской поп Кузьма Федоров» и «пономарь Петруша Остафьев»13.

В деревне Каменной «Сотная 1586 г.» упоминает отца Нифонта: «Во дворе Сергей Муравей Федоров сын да сын его Нифонко». Помимо них было в Каменной еще четыре двора - Фетьки Дмитриева Шошина, Проньки Яковлева, Офоньки Иевлева да Патрейко Иевлева. Были у них у всех «пашни паханые середние земли 5 чети в поле, а дву по тому ж; сена 30 копен», - вот и все крестьянское богатство14.

Благодаря «Сотной 1586 г.» появляется родоначальник, основатель генеалогического древа Таскаевых - Федор, отец Сергея, дед Нифонта, прадед Обросима, прапрадед Бориско, прапрапрадед Устина Таскаева.

Сысольская земля в конце XVI-начале XVII вв. входила в состав Яренского уезда, который после образования губерний по России в начале XVIII в. был включен поначалу в Сибирскую губернию. Уездом правил воевода. Первый воевода приехал в Яренский городок в 1606 г. В числе первых был воевода Сиверга, которого коми крестьяне «не послушалися» в 1614 г., отказавшись платить стрелецкие деньги. Вычегодские, вымские, удофрские и сысольские волости «задалися сильны и воеводу Сивергу не послушалися, рвали приказным бороду, приставов и сборщиков побили, облаяли»15.

Сысольские крестьяне относились, как и все коми крестьянство, к черносошным, т. е. государственным, крестьянам. Повинности они выполняли в пользу государства. Особенно важной повинностью была «ямская гоньба». После присоединения Сибири к России Яренский уезд с 1590 г. должен был «отпущать по большой Сибирской дороге подводы под государеву казну, под бояры и под всякие служилые люди. А отпущать подводы и ямские деньги по загонным книгам межволостно»16. Многие сысоличи сами переселялись в Сибирь; особенно этот процесс усилился в XVIII в. Род Таскаевых тоже участвовал в переселении, об этом говорит название одного из населенных пунктов Западной Сибири - Таскаево17. Жили на Сысоле исконным крестьянским трудом - выращивали рожь, ячмень, овес; разводили лошадей, крупный рогатый скот; занимались охотой и рыболовством. Жили мирно. Случались, правда, иногда набеги вятских разбойников; например, в 1622 г. отряд вятичей из семнадцати человек проник в верховья Сысолы, совершил убийство и разграбил имущество ужгинского торговца О. Майбурова.

Из «Вологодской летописи» XVII столетия можно многое узнать о тяжелой крестьянской доле. Вот что пишет, например, «Летопись» за 1680 год: «Того ж году зима была, снеги великие болшие шли по вся дни, а вешняя вода зело велика была и долго стояла, и хлебы озимовые в полях от того снегу выпрели и изгибли». Лето 1686 г. оказалось холодным: «И того лета месяца июня во дни были три инии великие с лютыми мразы; и в Поморской стране и в Каргополе... и в Тотемском, и в Устьюжьском, и в Вычегоцком... - во всех тех уездех всякие ржаные и яровые хлебы теми ини и лютыми мразы позябли; а скот, лошади и коровы, с великого гладу помирали много множество в тех уездех и по волостям, потому что гнилые сена и соломы все поедено без остатку. А вода вешняя была зело велика... по берегам, которые дворы стояли, и те дворы тою большею водою все потопило и жити в них стало нельзе, выходили вон со скотом и з борошием. И такие воды, которые старые многолетние люди не помнят за множество лет»18.

В 1692 г. разразилась эпидемия оспы: «Бысть в лето 7000-ое в двоесотом году... в месяце в ыюне, и в ыюле, и в августе волею божиею, а наших ради согрешений бысть же в мире скорбь сыпучая, сиречь воспица, на младенцы, и тою болезнию младенцы помирали зело много и премного. Такожде и скоцкой лошадиной падеж зело велик был». В 1695 г. «волею божиею... в Вычегоцком усолье... хлебы не сыспели и великими мразы побило... и жителие... людие мужеска полу и женъска и с малыми детми, пошли все на росходы в поволские грады и в уезды, где бы кому препитаться, доколе бог изволит»19.

Семейные предания Таскаевых молчат об этих отдаленных временах. Мой дед Павел Титович Таскаев вспоминал только своих предков Тита и Ласея. С этой скудной информацией я и приступил в свое время к изучению генеалогического древа таскаевского рода. В фондах Национального архива Республики Коми я обнаружил «Посемейный список Ибского сельского общества Ибской волости» за 1903 г., где упоминалось семейство Тита Васильевича Таскаева из деревни Мыргаибской. Тит родился 1 апреля 1855 г. Его женой являлась Матрена Алексеевна тридцати девяти лет. Были у них сыновья Павел (родился 1 января 1894 г. по ст. ст.) и Симеон (15 апреля 1900 г.); дочери Марфа четырнадцати лет, Акилина шести лет, Анна одиннадцати лет и Евдокия (родилась в 1905 г. «после составления списка»)20. Таким образом, сведения о моем деде Тите были найдены, а прапрадеда звали Василием (или Власием, Ласием, как говорил о нем мой дед Павел Титович).

В «Ревизской сказке Ибского сельского общества Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии» за 1858 г. отмечалось, что в деревне Мыргаиб имеется семейство Василия Никонова Таскаева. Самому Василию на момент ревизии был тридцать один год, его жене Варваре Кондратьевой – двадцать восемь. У них были дети: сыновья Никита девяти лет и Тит, «новорожденный по последней ревизии 2 1/2 лет»; дочери Надежда - десяти лет, Катерина четырех лет, Хиопья - одна неделя. С ними проживала также сестра Василия Акулина девятнадцати лет21. Получалось, что моего прапрапрадеда звали Никон.

В «Ревизской сказке» за 1850 г. записано, что Никон Тимофеев Таскаев умер в 1846 г., оставив двух сыновей: Митрофана девятнадцати лет (отдан в рекруты в 1836 г.) и Василия двадцати трех лет. Сын Филипп умер в 1849 г. Кроме того, была еще дочь Акулина одиннадцати лет. Вдове Никона Домне Герасимовой было пятьдесят два года. Василий Никонович был уже женат, у него были сын Никита и дочь Надежда22.

«Ревизская сказка» за 1811 г. дала мне целый «куст» Таскаевых. Оказывается, Тимофей, - мой прапрапрапрадед, - был сыном Тимофея. У него был старший брат Петр (в 1811 г. ему было шестьдесят шесть лет) и младшие братья Козьма пятидесяти пяти лет, Алексей сорока восьми лет. Сам Тимофей в возрасте сорока восьми лет умер в 1810 г., оставив детей Василия двадцати восьми лет, Якима двадцати четырех лет, Никона двадцати двух лет, Еремея девятнадцати лет и Сидора четырнадцати лет23.

Долгое время мне не удавалось выяснить, кто был следующим в этой цепочке предков, ибо материалов ревизий XVIII в. в Сыктывкаре не имеется. Наконец, воспользовавшись архивным фондом ибской Вознесенской церкви, мне все же удалось установить, что отцом Тимофея был Аверьян. В «Исповедальной ведомости Ибской Ильинской церкви» за 1780, 1783 и 1789 гг. упоминается крестьянин д. Мыргаиб Тимофей Аверьянов сын Таскаев и его жена Федосия Перфильева. Тимофею Аверьяновичу было в 1780 г. пятьдесят девять лет, его супруге - пятьдесят шесть. У них были дети: сыновья Петр тридцати шести лет, Тимофей тридцати четырех лет, Козьма двадцати девяти лет и Алексей двадцати трех лет; дочери Евдокия девятнадцати и Акилина пятнадцати лет. В «Исповедальной ведомости» за 1789 г. записано, что брат Петра Тимофей сорока трех лет был женат на Евдокии Еремеевой тридцати девяти лет, и у них были дети: сыновья Василий семи лет, Яким трех лет и Никон одного года, дочь Гликерья семнадцати (или тринадцати?) лет24.

Тимофей Аверьянов сын Таскаев скончался 11 мая 1794 г. Об этом есть запись в «Метрической книге Ибской Ильинской церкви»: «Помре естественной смерти 72 лет... погребен священником Симионом Никитиным возле Ильинской церкви»25.

Итак, что я выяснил? Цепочка предков уходит в XVIII в. Павел-Тит-Василий-Никон-Тимофей-Тимофей-Аверьян. Как связать их с Устином Борисовым сыном Таскаевым, упоминаемым в ревизии 1720 г.? Тимофей Аверьянович родился уже после этой ревизии, в 1721 или 1722 г. Прожил семьдесят два года и умер в 1794 г. Следовательно, его отец Аверьян должен упоминаться в ревизии 1720 г., но в семействе Устина Борисовича его нет. У Устина Борисовича Таскаева был сын Максим, у которого, в свою очередь, были дети Ефрем и Пелагея. Аверьяна нет.

И тут я обнаружил, что Аверьян упоминается в другом мыргаибском семействе - во дворе Самойло Филипова сына Шуматрина. В «Переписной книге» 1720 г. так записано об этом семействе: "Бобыль Самойло Филипов сын Шуматрин (или Шумарин. - М. Т.) 41 лет, у него жена Фекла 38 лет, у них сын Аверьян 23 лет, у него жена Агриппина 20 лет. Оной бобыль питаетца около онихы (т. е. мыргаибских. - М. Т.) крестьян черною работою»26. Других Аверьянов в Мыргаибе в 1720 г. не было. Получалось, что Устин Борисов сын Таскаев к моему роду никакого отношения не имеет?! А как же родовая фамилия?

Дети у Аверьяна в 1720 г. еще не родились. Тимофей появится на свет только в 1721 или 1722 г. Упоминается, что отец Аверьяна Самойло был Филиппов, т. е. Филиппович. Я решил поискать Филиппа или, вернее, Фильку в «Переписной книге Яренского уезда» за 1678 г. по погосту Иб Меньшой. И тут обнаружилось нечто, связывающее Самойло Филиппова сына Шуматрина и Устина Борисова сына Таскаева. Филипп и Устин были братьями. У них был еще один брат Тараска, но в переписи 1720 г. он не значится, возможно, умер или переселился в Сибирь.

В 1678 г. Тараска, Устинка и Филька были «все в возрасте», никто из них еще не был женат. Их отцом был Бориска Обросимов. В 1679 г. у Филиппа родится Самойло, а в 1697 г. у Самойло появится Аверьян.

Фамилии Устина Борисова сына Таскаева и Самойло Филиппова сына Шуматрина стоят в списке дворовладельцев в «Переписной книге» за 1720 г. рядом, как и положено родственникам. Но почему один был записан как Таскаев, а его племянник - как Шуматрин (фамилия совершенно не коми, не ыбская и в дальнейшем нигде не упоминаемая) - непонятно. Наверное, это описка переписчика.

Происхождение фамилии Таскаев неясно, учитывая, что в интернете Таскаевы упоминаются во всех областях России. Возможно, в коми варианте имеет место возникновение ее на основе слова «тас», что значит по-коми «кайма» и глагола «таскыны» - «пришить кайму» (например, на подол). Есть еще одно значение «тас» - это «поперечина в носовой или кормовой части лодки». Говорят также про «тас» как замок на дверях в виде поперечины27. Можно также взять за основу русский глагол «таскать», «таскаться» или слово «тоска». Трудно сказать, на основе чего возникла эта ыбская фамилия.

Так или иначе, но я вычислил своих предков вплоть до середины XVI в.: Павел-Тит-Василий-Никон-Тимофей-Тимофей-Аверьян-Самойло-Филипп-Борис-Обросим-Нифонт-Сергей-Федор. Правда, в этой цепочке имеются три допуска. Первый - что Тимофей был сыном именно Аверьяна из семейства Самойло Филиппова сына Шуматрина. Второй - что Самойло был сыном именно Филиппа Борисовича; и третий - что Борис Обросимов был потомком именно Нифонта и переселился на погост Иб Меньшой с погоста Иб Большой.

В 1780 г. Ибская волость вошла в состав образованного в этом же году Усть-Сысольского уезда Великоустюжской области Вологодского наместничества. Волостное правление находилось то в Визинге, то в Пажге, то в Вильгорте. Собственное появилось в Ыбе только в 1890 г. В 1891 г. в составе Ибского волостного правления (первым волостным старшиной был Максим Кузьмин Кочев) был и волостной судья Тит Васильевич Таскаев, мой прадед.

В 1811 г. в Ибском селении проживало 614 крестьян мужского пола и 759 женского. «Клировая ведомость Ибской Ильинской церкви» за 1828 г. сообщает: «Усть-Сысольского уезда церковь пророка божия Ильи, что в селе Ибском теплая, другия святителя и чудотворца Николая, третья - великомученицы Параскеви холодные одноэтажные деревянные. Священник Иоанн Лапов, посвящен в 1807 году... диакон Петр Попов... дьячек Стефан Лапов, сын Иоанна 15 лет... пономарь Андроник Попов... Приходских мужского пола 694 душ, женска 787 душ. Составит 173 двора... Имеются в приходе следующие деревни... Чулиб, Березник, Подгорье, Каргорт, Жидача, Мыргаиб, Вадкерос»28. В 1834 г. в Ыбе проживало 744 мужчин и 868 женщин. Клировая ведомость «О церкви Вологодской епархии Усть-Сысольского уезда Вознесения Господня, что на Ибу» за 1862 г. пишет: «Холодная церковь с 2 теплыми приделами во имя Св. Пророка Ильи и святителя Николая Чудотворца... каменная... с колокольнею в одной связи... построена в 1825 г. тщанием прихожан... Второе церковь кладбищенская каменная же холодная... с колокольней в одной связи... престол один во имя святие великомученицы Параскеви... освящен в 1846... устроена тщанием же прихожан. Часовни деревянные имеются в деревнях: Мыргаиб - Благовещения пресвятые Богородицы, Березник - во имя святителя Николая Чудотворца; молитвенные дома: в Каргорте - во имя Крестителя Господа Иоанна, в Жидаче - во имя Преображения Господне, в Вадкеросе - во имя Воскресения Господне». В 1886 г. по селу насчитывалось уже 1803 мужчин и 2018 женщин. Крестьяне держали 731 лошадей и 1817 коров29. В 1844 г. в селе открылась начальная школа, а в 1873 г. было учреждено земское начальное училище. Преподавали арифметику, славянский и русский языки, закон Божий.

Эпохальные события XIX в. не затронули таскаевский род. На войну с Наполеоном, например, никто из них не был призван. А вот из рода моей матери Поповых был «отдан в стрелки» в 1812 г. Илья, сын Марка Тимофеева Попова. Домой Илья не вернулся.

Хозяйство Тита Васильевича Таскаева в середине XIX столетия было небольшое: 14 десятин земли, 1 лошадь, 2 коровы. От продажи выловленной рыбы Тит зарабатывал в год 10 рублей, от выделки кож еще 7 с половиной рублей. Согласно «Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916 г.» Тит высеивал 5 пудов озимой ржи, 12 пудов озимого и ярового ячменя, 8 пудов картофеля, 0,8 пудов льна, полпуда конопли. Платил государству в 1917 г. налог 32 копейки в год30. Мне неизвестно, когда из д. Мыргаибской Тит переехал в д. Ель. Во всяком случае, в списке домохозяев Ельской деревни от 10 февраля 1918 г. уже стоит фамилия Тита Васильевича Таскаева.

В 1916 г. в Ыбе насчитывалось 4501 человек, из них духовного звания 17 человек, военного - 139, разночинцев - 29, крестьян - 4316. В церкви служил тридцатидевятилетний священник Иоанн Головков. Церковь обслуживала 410 дворов31.

Сын Тита Таскаева Павел был призван в царскую армию в 1914 г. В 1917 г. рядовой П. Т. Таскаев был железнодорожным строителем в Кандалакше, в сентябре приезжал на побывку домой на два месяца по болезни. Окончательно был демобилизован из армии в 1918 г. В годы Первой мировой войны погибло 46 солдат - уроженцев с. Ыба, попало в плен 49, вернулось калеками 5532.

Тут началась революция, старый порядок рухнул, пошел передел всего и вся. На месте волостного правления появился волостной Совет. Образованный в Ыбе осенью 1918 г. комбед вскоре прибрал к своим рукам весь крестьянский хлеб. А заодно отбирали у крестьян мясо, скот и птицу, распределяя все между комбедовцами и большевиками; часть увозили в Усть-Сысольск. Хозяйство Таскаевых в д. Ёль было отнесено ко второй категории – «середняков, существующих в течение года в достатке от своего хозяйства».

В начале 1919 г., когда колчаковцы из-за Урала вплотную подступили к Вычегде, деда мобилизовали в Красную Армию. Он попал в Кай-Чердынский полк под командованием бывшего прапорщика В. П. Юркина, размещавшийся на верхней Вычегде. Павла Титовича записали санитаром 4 коммунистической роты, хотя он был беспартийным. Полк весной и летом 1919 г. предпринял несколько попыток наступления на Троицко-Печорск - опорную базу белых на верхней Печоре. Здесь размещались батальон 10 Северного Печорского полка и Отдельный Сибирский Печорский полк белых. Линия фронта проходила у д. Сойвы. У обеих сторон имелась артиллерия (некоторые участники событий под Сойвой тех лет писали в своих воспоминаниях, что противник применял и химические снаряды). В последнем наступлении в начале августа 1919 г. красные потерпели поражение, было много убитых, раненых и пленных. Дед был тяжело ранен в голову. Осенью 1919 г. Кай-Чердынский полк был переброшен на Северо-Двинский фронт. Дед как раненый был отпущен на побывку домой подлечиться и набрать сил.

В ноябре 1919 г. архангельский экспедиционный отряд белых под командованием капитана Н. П. Орлова захватил Усть-Сысольск и ряд сысольских волостей, в том числе Ыб. Здесь красными было складировано большое количество продовольствия, которое потом крестьяне растащили по домам. Никакого боя у Ыба не было, если не считать кратковременной перестрелки между конными разъездами белых и караульной командой красных у д. Мыргаиб. В. А. Савин пишет в своих мемуарах, что когда советские войска стали убегать из Ыба, то местные крестьяне спрятали всех лошадей, чтоб не угнали. С трудом уездный военрук красных А. А. Журавлев нашел спрятанных в стогах сена и даже по баням двадцать лошадей и реквизировал их33. После ухода красных в Ыбе восстановилась волостная земская управа. Красноармеец П. Т. Таскаев попал под белых. Но его не тронули. Белых интересовали только коммунисты, которых они сажали в тюрьмы, а красноармейцам белые предлагали вступать в свои ряды. Опять-таки неизвестно, было сделано такое предложение П. Т. Таскаеву или нет. Так или иначе, но когда белые отступали, они угнали с таскаевского двора единственную лошадь и выгребли из амбара весь хлеб. Наказали, так сказать, за службу в Красной Армии. В конце 1919 г. П. Т. Таскаев отправился в Усть-Сысольск, откуда уездвоенкомат направил его в Вологду. В дальнейшем дед воевал на Железнодорожном участке Северного фронта на станции Плесецкая. В 1920-1921 гг. он служил вновь в Кандалакше, где уже бывал, будучи рядовым царской армии. Из-за ухудшения зрения дед был демобилизован в 1921 г. и вернулся домой.

Он женился на Александре Федоровне Мальцевой из ыбской деревни Чалин, 1901 г. р. В 1922 г. у них было самостоятельное хозяйство, и жили они в д. Ёльской. Лошади у них не было (во всяком случае, на момент подворного обследования 1922 г.), была 1 корова, 1 овца и 1 кура. Сеяли хлеб на своей пашне (высеивали 4 пуда озимой ржи и 2 пуда ячменя), также сеяли 5 пудов картофеля, 0,13 пуда льна и 0,13 пуда конопли. Было в хозяйстве 2 косы, 1 серп и 1 сноповязалка, а из «транспортных средств» - 1 одноконная телега. Своего хлеба хватало до двадцатых чисел июля34.

В 1920-е гг. жизнь в селе стала резко меняться. Появилось радио, в 1925 г. прилетел первый агитационный аэроплан, появились комсомольцы, пионеры. В 1924 г. начался передел земли. В 1928 г. возникло машинное товарищество, прибыли двадцатипятитысячники для организации колхозов.

Где-то в середине 1920-х годов друзья и родственники Павел Титович Таскаев и Егор Романович Таскаев с семьями и всем имуществом переселились на хутор в лесу. Может, бежали от начинающейся коллективизации? Отвоевали у леса пашню, подняли дома. До сих пор место хутора (вернее, выселка) Таскаевых, ныне густо поросшее лесом, зовут «Роман Егор».

В 1922 г. у Павла Титовича родился сын Иван (16 октября), потом Николай (12 декабря 1925 г.). 27 мая 1929 г. родился сын Александр. В 1932 г. появилась дочь Нина (16 января), в 1935 г. родился мой отец Владимир (15 января). В 1938 г. родился еще один сын Анатолий (30 сентября), а в 1943 г. появилась дочь Елизавета (8 октября). Хозяйство тоже постепенно расширялось. В 1930-е годы на хуторе у П. Т. Таскаева было уже 7 лошадей, 3 коровы, несчитанное число птицы, имелось стадо овец. В 1935 г. Павел Титович попал в список ыбских единоличников и кулаков. Согласно этому списку, Таскаевы засеивали в этом году 1,39 гектара зерновых (из них ржи 0,54 га), сеяли также 0,07 га бобовых и 0,78 га прочих зерновых35.

Крестьянская жизнь в тридцатых годах XX в. была тяжелой. Партия и правительство все увеличивали сельхозналоги и нормы лесодобычи. В 1934 г., например, ыбские колхозы «Сталинец», «Им. Молотова», «Им. Ленина», «Им. Кагановича», «Им. XVII партсъезда» должны были сдать в госфонд 51 тонну хлеба. На полях трудились даже дети. Моя мать, Анна Михайловна Таскаева из ыбской деревни Погост, вспоминала, что нельзя было заниматься домашним огородом, пока не закончится колхозная страда. Председатель колхоза и бригадиры частенько ходили по домам колхозников и следили, не убирает ли кто-нибудь свой личный урожай во время колхозной страды. А зимой все выезжали на лесоповал. Коми республиканская газета «Вöрлэдзысь» («Лесозаготовитель») писала об ыбском лесоучастке в 1934 г. как об отстающем. В лес выехало только 115 колхозников, из 130 единоличников рубят лес только 52, остальные до сих пор не заключили договор. В селе 12 кулаков, но ни один из них не работает в лесу. Кулаки А. П.Томов и Я. В. Томов из деревни Волокул агитируют против лесных работ. А «кулацкий агент, бездельник и симулянт, выгнанный из колхоза» С. И. Колегов вообще ударил ножом ударника-лесоруба П. Ф. Сямтомова, когда тот попытался вытащить Колегова на лесоповал. Газета удивляется, что С. И. Колегов до сих пор на свободе36.

Власть активно боролась с церковью, натравливала на нее молодежь. Много хулиганских выходок ыбские подростки совершили во время крестных ходов в Ыбе. Комсомольцы боролись с «опиумом народа» трудом. Газеты писали: «По случаю кулацко-поповской „масленицы” ибская комсомольская молодежная бригада взяла на себя дополнительные обязательства. Бригада перешла на хозрасчет»37. В 1935 г. некто Уродов в газете «Вöрлэдзысь» делился своими впечатлениями от антирелигиозной работы в Коми области: «Некоторые учителя полагают, что с закрытием церквей, с прекращением поповского пения, хождения в церковь антирелигиозная работа более не нужна. Это неверно. В наше время враждебные элементы проводят свою работу на новом фронте: проведение важных церковных праздников, усиление религиозных предрассудков. Во многих школах учащиеся во время религиозных праздников не ходят в школу, идут с родителями на праздник, где и сур и вино... В области много примеров, где учителя сами участвуют в религиозных праздниках... Систематическое пьянство учителей во время религиозных праздников (в Ибе, Усть-Цильме, Летке) очень плохо влияет на учащихся». Уродов предлагал усилить антирелигиозную борьбу, делать больше докладов, организовать больше ячеек воинствующих безбожников, устраивать вечера безбожников, ставить спектакли, чтобы «все учащиеся ходили в школу во время церковных праздников... чтобы учащиеся не ходили в церковь, на посиделки»38. В конце концов, во второй половине 1930-х гг. все ыбские церкви и часовни были закрыты.

Когда началась Великая Отечественная война, Таскаевы были вынуждены покинуть лесной хутор, вернуться в Ёль и вступить в колхоз им. В. М. Молотова. Лесной дом был продан в Сыктывкар. Дед устроился кустарем в колхозе, работал по найму, делал лыжи, корзины, валял валенки. Из хозяйства остались только одна корова и три овцы, остальное было продано или сдано в колхоз.

В годы войны Иван Павлович и Николай Павлович Таскаевы, мои дядья, погибли на фронте, защищая Отечество. Иван - в бою у д. Ларионов остров Киришского района Ленинградской области 27 декабря 1941 г., Николай пропал без вести в октябре 1943 г. под Киевом.

Мой отец Владимир Павлович Таскаев в 1950-е гг. служил в Германии, под Дрезденом, сначала писарем при штабе гвардейского танкового полка (как он сам вспоминал, взяли его в штаб исключительно ради красивого почерка), а потом шофером в том же полку.

В 1956 г. электричество пришло в ыбские дома, появилась своя колхозная электростанция. Отец устроился монтером на почте, познакомился и женился в 1959 г. на моей матери Анне Михайловне Поповой. Мать работала библиотекарем в Ыбе. В 1958 г. ыбская сельская библиотека была признана лучшей среди сельских библиотек РСФСР.

Когда в середине 1950-х годов стали вновь открывать Ыбскую Вознесенскую церковь, Павел Титович Таскаев вошел в число т. н. «двадцатки» (религиозной общины), хотя особенно верующим человеком мой дед не был. В 1956 г. его выбрали членом ревизионной коллегии церковного совета. Ыбский сельсовет тут же пожаловался на деятельность «двадцатки» уполномоченному по делам религии при Совете министров Коми АССР: «Доводим до вашего сведения, что несмотря на ряд предупреждений церковная двадцатка Ибской церкви... продолжают по воскресным дням и другим религиозным праздникам совершать в церкви службу - собирают людей, молются, поют, собирают деньги с прихожан... Ходят по деревням с агитацией среди отсталой части населения... с ходатайством об открытии церкви...»39 Несмотря на противодействие сельсовета, в конце 1956 г. церковь в селе все же открылась. Это была одна из трех действующих православных церквей в Коми АССР в конце 1950-х - начале 1980-х гг.

В 1960 г. все колхозы в Коми АССР в одночасье стали совхозами, а колхозники превратились в рабочих. Сначала весь Ыб входил в совхоз «Сыктывкарский», но в 1964 г. образовали два отделения – «Ибское» и «Захаровское». В 1966 г. Ыб вошел в совхоз «Пажгинский». Тогда здесь производили самый дешевый картофель по Коми республике - 145 центнеров с одного гектара. В 1960-х гг. в ыбских домах появилось телевидение. В 1970-1980-е гг. отец работал механизатором в совхозе. В 1978 г. Ыб вышел из совхоза «Пажгинский», возник совхоз «Ибский». Стали строить крупные фермы, в селе появилась асфальтированная дорога. Открылись сельская картинная галерея, краеведческий музей.

Дед умер в 1988 г. Отпевал его отец Трифон из Ыбской Вознесенской церкви (ныне настоятель Антониево-Сийского монастыря на Северной Двине).

Род Таскаевых продолжается, у нас с супругой Анной Степановной (урожденной Батиевой) родились сыновья Александр (1990) и Олег (1993).

 

1 НА КНЦ. - Ф. 1. - Оп. 12. - Д. 33. - Л. 170.

2 Там же.

3 Там же.

4 Документы по истории народа коми (Писцовая и переписные книги Яренского уезда XVII в.). - Сыктывкар, 1985. - С. 349.

5 Там же.

6 Там же. - С. 181-182.

7 НА КНЦ. - Ф. 1. - Оп. 12. - Д. 32. - Л. 339.

8 Документы по истории народа коми. - С. 179.

9 Там же. - С. 348-349.

10 Материалы по истории Европейского Севера СССР (Северный археографический сборник). - Вологда, 1970. - Вып. 1. - С. 468.

11 Кленов М. В. Первые итоги раскопок городища Кармыльк // Памятники материальной культуры Европейского Северо-Востока (Материалы по археологии Европейского Северо-Востока). - Сыктывкар, 1986. - Вып. 10. - С. 122.

12 Материалы по истории Европейского Севера СССР. - С. 477.

13 Там же.

14 Там же.

15 История Коми АССР с древнейших времен до наших дней. - Сыктывкар, 1981. - С. 59.

16 Мацук М. А. Крестьяне Коми края в конце XVII-XVII вв. - М., 1990. - С. 64.

17 Жеребцов Л. Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами (X-начало XX в.). - М., 1982. - С. 104.

18 Полное собрание русских летописей (Устюжские и вологодские летописи XVI - XVIII вв.). - Л., 1982. - Т. 32. - С. 184.

19 Там же. - С. 188, 190.

20 НАРК. - Ф. 51. - Оп. 1. - Д. 125. - Л. 135об.-136.

21 Там же. - Ф. 343. - Оп. 1. - Д. 22. - Л. 517об.-518.

22 Там же. - Д. 15. - Л. 502об.

23 Там же. - Д. 2. - Л. 153.

24 Там же. - Ф. 234. - Оп. 1. - Д. 123. - Л. 9об.; Д. 125. - Л. 15об.

25 Там же. - Д. 171. - Л. 5об.

26 НА КНЦ. - Ф. 1. - Оп. 12. - Д. 33. - Л. 170.

27 Колегова Н. А., Бараксанов Г. Г. Среднесысольский диалект коми языка. - М., 1980. - С. 176.

28 ГАВО. - Ф. 496. - Оп. 1. - Д. 8717. - Л. 24об.-26.

29 Там же. - Д. 13409. - Л. 25-32.

30 НАРК. - Ф. 535. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 1об.

31 Там же. - Д. 19875. - Л. 92, 162.

32 НАРК. - Ф. 38. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 13об.

33 Савин В. Избранное. - Сыктывкар, 1962. - С. 475.

34 НАРК. - Ф. 719. - Оп. 1. - Д. 56. - Л. 129.

35 Там же. - Ф.103. - Оп. 1. - Д. 43. - Л. 1.

36 Вöрлэдзысь. – 1934. - 20 октября.

37 Там же. – 1932. - 5 марта.

38 Там же. – 1935. - 5 января.

39 НАРК. - Ф. 103. - Оп.1. - Д. 287. - Л. 38.

дата обновления: 20-02-2016