поиск по сайту

Л. П. Виноградова (Иваново)

 

ПОГРАНИЧЬЕ «СТАРОГО» И «НОВОГО», КОСТРОМСКИХ И ПАЛЕХСКИХ ПИСЕМ В ИКОНЕ «ИОАНН ПРЕДТЕЧА АНГЕЛ ПУСТЫНИ С ЖИТИЕМ» ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПАЛЕХСКОГО ИСКУССТВА

 

Проблема старого и нового в искусстве всегда волновала общественное сознание. В переломные исторические эпохи происходили качественные изменения в художественной культуре и утверждались прогрессивные формы, не отрицавшие до конца старые каноны, в которых преобладало типичное над индивидуальным. По справедливому замечанию И. Л. Бусевой-Давыдовой, новации затрагивали все элементы изображения: трактовку пространства, света, колорита, иконографию и, в конечном счете, само представление о художественных свойствах иконного образа.1 В собрании Государственного музея палехского искусства находится икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни с житием»2 (1714) (Рис. 1). Памятник интересен своими стилистическими особенностями: сочетанием костромских писем и палехских, взаимодействием старых традиций и новых тенденций, «живоподобным» и традиционным изображениями, углублением пространства и обратной перспективой.

В среднике иконы фронтально в рост изображена монументальная фигура Иоанна Предтечи с раскрытыми крыльями в образе Ангела Пустыни, твердо стоящего на коричневом поземе, напоминающем поляну, в виде полусферы с редкими лиственными деревцами и кустами красных роз. В левом нижнем углу – секира. Фигура святого занимает почти все пространство средника. В левой руке он держит белый раскрытый свиток с текстом, написанным черной краской уставом с титлами, начинающимся с красной заглавной буквы: «АЗ ВИДЕХ И [С]ВИДЕТЕЛСТВОВАХ ОНЕ[М], СЕАГНЕ[Ц] БЖИЙ ВЗЕМЛЯЙ ГРЕХИ ВСЕГО МИРА.3 ПОКАЙТЕСЯ ПРИ[Б]ЛИЖИБОСЯ ВА[М] ЦАРСТВИЕ НЕБЕ[С]НОЕ. У…»4 В левой же руке святого – золотая чаша с чернью, в которой лежит обнаженный младенец в золотом нимбе. Над ним в светло-охристом медальоне – Святой Дух в виде голубя. Указательным пальцем обнаженной до локтя правой руки с наброшенным на него концом гиматия пророк показывает на жертвенного агнца. Лик Иоанна выполнен в «живоподобной» манере, пооливковому санкирю, без контрастных теней. Подрумянка на щеках едва заметна. Волосы – длинные, разделены на прямой пробор, ниспадают на плечи длинными локонами. Усы гладкие, свисающие, мягко сливающиеся с короткой бородой, которая волнистыми завитками, вторящими завиткам власяницы, закрывает шею. Взгляд святого углубленно сосредоточен. Лоб изборожден морщинами. В уголках глаз мелкие морщинки. Темные брови сдвинуты к носу.

На Иоанне – коричневая власяница с разделкой белилами и серебром на коротких завитках. Оливкового цвета с золотыми пробелами гиматий, в мягких круглящихся складках, с развивающимся и свисающим слева концом, выявляет объем фигуры. На ногах, обнаженных почти по голень, едва намечены сандалии. Раскрытые крылья серебристо-коричневого цвета с белильной обводкой, с четко прорисованными рядами перьев.

Средник увенчан небесным сегментом, где в красновато-охристом облачном полукруглом обрамлении, соприкасающимся с нимбом Иоанна Предтечи, на светло-желтом фоне в красных лучах изображенаполуфигура Господа Саваофа в белых одеждах, благословляющего правой рукой и со сферой в левой руке. Фон средника – цвета слоновой кости с нежно-голубой подкладкой. Пейзаж выполнен с элементами прямой перспективы: цветовая растяжка – от более насыщенных коричневых и оливковых тонов до растворяющихся в дымке светло-охристых далей, природный стаффаж – уменьшающийся по мере удаления его от центра.

Нимбы золотые. Поля иконы оливкового цвета. Опушь светло-коричневая. В клеймах фоны белые, лики высветлены, горки светло-охристые, деревья золотисто-зеленые, палаты, храмы и элементы убранства розовато-красного, синего, серо-зеленого, светло-коричневого и темно-коричневого цветов с белильным орнаментом, одежды тех же цветов, вода синяя с разбелкой. Средник и клейма отделены двойной золотой обводкой. Вверху в среднике на двух коричневых прямоугольных щитках, заключенных в золотые с чернением картуши сложных барочных форм, уставом исполнена надпись: «Иоанн Предтеча». Автор-ская монограмма выполнена полууставом белилами на поземе в правой нижней части средника. Надписи клейм черного цвета. На обороте – надписи сажей и черным карандашом: «Отправление ст. Кострома назначение ст. Шуя. ОтправительГосмузей Палех. Получатель Госмузей Палех».

Средник окружен снизу и по бокам восемнадцатью клеймами, представляющими подробное изображение событий жизни Иоанна Предтечи и посмертное трехкратное обретение его главы.

 Порядок клейм:

 

  

  

  

  

  

  

 

 

4

5

 

 

 

 

6

7

 

 

 

 

8

9

 

 

 

 

10

11

 

 

 

 

12

13

14

15

16

17

18

 

 

1. Благовестие архангела Гавриила священнику Захарии о зачатии Иоанна (Лк. 1:5-22). 2. Зачатие святого Иоанна Предтечи (Лк. 1:3-25). 3. Встреча Марии и Елизаветы (Целование) (Лк. 1:39-56). 4. Рождество святого Иоанна Предтечи (Лк. 1:57-58). 5. Приход Елизаветы к Захарии и наречение младенца именем Иоанн (Лк.1:59-64). 6. Елизавета с младенцем Иоанном укрывается в пещере. 7. Убиение священника Захарии воинами Ирода между храмом и алтарем. 8. Изведение отрока Иоанна ангелом в пустыню. 9. Пустынниче- ская жизнь Иоанна (Лк. 1:80) и принятие им божественного дара пророчества (Лк. 3:1-2; Мк. 1:3). 10. Крещение Христа в Иордане (Богоявление) (Мф. 3:13-17; Мк. 1:11; Лк. 3:21-22; Иоанн 1:29-34). 11. Крещение народа иудейского (Собор Иоанна Предтечи) (Мф. 3:5-12; Мк. 1:4-8; Лк. 3:3-18). 12. Заключение Иоанна Предтечи в темницу (Мф. 14:3-5; Мк. 6:17-20). 13. Пир Ирода и пляска Саломеи (Мф. 14:6-11; Мк. 6:21-28). 14. Усекновение главы Иоанна Предтечи (Мф. 14:10-11; Мк. 6:27-28; Лк. 3:19-20, 9:9). 15. Поднесение Саломеей главы Иоанна Предтечи на блюде (Мф. 14:11; Мк. 6:28). 16. Первое обретение главы Иоанна Предтечи. 17. Второе обретение главы Иоанна Предтечи. 18. Третье обретение главы Иоанна Предтечи.

В среднике главное внимание акцентируется на проповеднической деятельности Иоанна Предтечи в пустыне. Сведения об этом содержатся во всех четырех Евангелиях.5 Лик святого благороден, он обладает портретной и психологической выразительностью. При внешнем спокойствии и сдержанности в образе чувствуется активная духовная жизнь, уверенная сила пророка. Это не фанатик-аскет, истязающий свою плоть, каким его изображали византийские художники, начиная с конца XIII – начала XIV вв., а непреклонный в своей правоте духовный наставник и проповедник, предшественник Иисуса Христа. Именно он крестил народ иудейский и указал на будущее царство небесное и на необходимость покаяния для отпущения грехов в ожидании Страшного суда.

Подробная иконография образа «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни», а также библиография, даны в статье И. Шалиной «Икона ”Усекновение главы Иоанна Предтечи, с иконой Богоматерь Федоровская, избранными святыми и житием Иоанна Предтечи”.Из сохранившихся памятников самым ранним примером изображения Иоанна Предтечи в виде Ангела Пустыни в русской живописи является икона конца XIV – начала XV вв. из собрания ГТГ.Наиболее близкий аналог нашему образу - изображение Иоанна Предтечи на иконе, написанной Тихоном Ивановичем Филатьевым в 1689 г. (ныне в ГТГ)(Рис. 2).

Известно, что памятник из собрания ГМПИ происходит из зимней церкви Рождества Христова на реке Суле в Костроме, освященной в 1692 г.9 Икона взята в музей в 1935 г. в связи с разработкой вопроса о связях палехской живописи XVIII в. с верхневолжской школой.10 В. К. Лукомский в историческом очерке о Костроме упоминает об этой иконе, подчеркивая, что она имеет «выдающееся художественное значение», «производит потрясающее своей художественностью впечатление». Однако замечает, что клейма (деяния) были поновлены, но, несмотря на это, они - «замечательного содержания и выполнения» и представляют «большую живописную ценность», «особенно красиво Деяние, изображающее танец Саломеи».11 Издавна бытовало мнение, которое поддерживается до сих пор в палехском музее, что клейма созданы неизвестным костромским художником.

Произведение написано иконописцем Василием Никитиным, о чем свидетельствует надпись на иконе в нижней части средника: «1714 (АYДI) писа[л] ко[с]тромiти[н] Васiлiй Никити[н]». В начале XVIII в. в Костроме работало два иконописца, носивших имя Василий Никитин. Первый неоднократно вызывался для иконописных работ в Москву, а также в 1684 г. в составе артели Гурия Никитина принимал участие в росписях Троицкого собора костромского Ипатьев-ского монастыря.12Поскольку в летописи на стене храма он указан предпоследним, то в указанное время он был еще довольно молодым и вполне мог написать представленную икону в 1714 г. Второй – Василий Никитин Вощин-Шунецкий (род. 1691). Если автором иконы был он, то это самое ранее известное произведение иконописца.

Костромская традиция в это время характеризуется монументальностью форм и стремлением к реальности изображения. Необычным кажется сочетание в одном произведении разных стилистических приемов в среднике и клеймах. В среднике дана не столько символическая характеристика Иоанна Предтечи, как в большинстве памятников XVI-XVII вв., сколько портретная, индивидуальная. В живописи центральной части иконы обнаруживается знакомство мастера с западноевропейской манерой письма, что отразилось в передаче объемно-пластической моделировки фигуры, глубины пространства, натуралистически написанных деревьев. При этом заметны некоторые композиционные несоответствия первоначальному замыслу: нижняя часть крыльев Иоанна Предтечи и часть растительного ландшафта как бы срезаны боковыми клеймами, фигуре пророка явно тесно в означенном пространстве. В клеймах же использованы традиционные приемы иконописания. Архитектурные и природные пейзажи трактуются условно в соответствии с «палатным письмом», но занимают почти полностью фон, оставляя небольшие просветы сверху.

Икона неоднократно чинилась. Одно из поновлений произошло в 1756 г., о чем свидетельствует надпись на обороте доски, выполненная сажей в две строки: «…починивл.» «ПОЧИНИВАНЪ 1756 Году м(еся)цаiюнiия». Возможно, тогда, или, скорее, во время следующего поновления образа в конце XVIII – начале XIX вв. были написаны клейма с соблюдением колористического единства памятника в целом, при этом доска была надставлена снизу. Повторяющимся элементом в архитектурном стаффаже клейм выступают башенки-теремки, которые очень часто встречаются в палехских иконах XVII – XIX вв. Удлиненные фигуры утонченных пропорций детально проработаны и отличаются миниатюрностью письма, не затрудняющего восприятие смыслового содержания иконы. Изысканно декоративные «расцветшие» горки с острыми краями лещадок, напоминающих высокую волну или раскидистое дерево, светлые, почти белые фоны, белильные узоры на палатах, ассоциирующиеся с ажурной резьбой, характерны для палехских писем.

Таким образом, соединение в одном произведении новых и старых приемов изображения, а также двух иконописных школ свидетельствует, с одной стороны, о разновременности создания средника и клейм, а с другой – о творческом взаимодействии костромских и палехских иконописцев.

 

Ссылки:

1Бусева-Давыдова И. Л. Россия XVII века: культура и искусство в эпоху перемен. - Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора искусствоведения. - М., 2005. - С. 1, 14, 15.

2Василий Никитин. Икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни с житием». Костромские письма. 1714 г. Поновлена в 1756 г. Д., левкас, яичная темпера, золото. 125,0 х 75 см. Поступила в Палехский музей 2.11. 1935 г. из церкви Рождества Христова в Костроме. Реставрирована в 1972 г. В. А. Парамоновым (ГМПИ). Инв. № 228.

 Сохранность: основа - из пяти липовых досок, с двумя еловыми врезными встречными шпонками, четырьмя шпонками «ласточкин хвост». Врезок в нижней части иконы (19 х 57 см). Клейма слегка выступают над средником. Справа на уровне крыла Иоанна и четвертого клейма оставлено реставрационное окно. Потертости красочного слоя. Вздутие красочного слоя и отставание от левкаса по верхнему полю в районе небесного сегмента и фигуры Саваофа и по нижнему полю слева и справа в районе тринадцатого и восемнадцатого клейм. В местах отставания красочного слоя от грунта – профилактические заклейки. Кракелюр - по верхнему полю. Мелкие осыпи красочного слоя - по краям иконы, по обводке средника, по краю средника справа. В среднике справа вдоль фигуры Иоанна до свитка – трещина по стыку досок с осыпями красочного слоя. На нимбе Иоанна реставрационные вставки.

 Свод иконописи. Костромская икона XIII-XIX вв. - М., 2004. - С. 586. - Кат. № 211. - Ил. 324; Иконопись Палеха из собрания Государственного музея Палехского искусства. - М., 1994. - С. 28, 145; Каткова С. С. Шунгенские иконописцы // Губернский дом. – 1999. - № 2. - С. 45.

3 Иоанн 1:34, 29.

4 Мф. 3:2.

5 Мф. 3:13-17; Мк. 1: 9-11; Лк. 3:21-22; Иоанн 1:29-34.

6См.: И по плодам узнается древо. Русская иконопись XV-XX вв. Из собрания Виктора Бондаренко. - М., 2003. - С. 246-256.

7Икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» с житием в шестнадцати клеймах. Конец XIV – начало XV вв. Клейма XVIII в. 170 х 102 см. Инв. № 19749. Поступила из церкви села Городища близ Коломны; Древнерусское искусство X – н. XV в. Каталог собрания ГТГ. - М., 1995. - Т. 1. - С. 149-150; Вздорнов Г. И. Икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» - памятник круга Феофана Грека // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1975 г. - М., 1976. – С. 171-180.

8Икона. Тихон Иванович Филатьев. «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни». 1689 г. Доска без ковчега, три врезные сквозные шпонки. Паволока, левкас, яичная темпера. 174 х 107 см. Происходит из церкви Алексия митрополита в Глинищах в Москве. Раскрыта Е. И. Брягиным в АМИ в 1932 г. Поступила в ГТГ из музея АМИ в 1936 г. Инв. № 23114. См.: Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. - М., 1963. - Т. 2. XVI – начало XVIII века. - С. 424-425. - Ил. 151.

9По сведениям профессора Покровского, церковь Рождества Христова на Царевой улице в Костроме построена в 1685 г., а по сведениям Императорской Археологической комиссии в 1692 г. См.: Кострома. Исторический очерк В. К.Лукомского и описание памятников художественной старины Г. К. Лукомского. - СПб., 1913. - С. 258.

10ГМПИ. - Книга КП № 1. - № п/п 327. Запись выполнена Г. В. Жидковым.

11Кострома. Исторический очерк В. К. Лукомского. - С. 260-261, 105, 262 (фото); Грабарь И. Э. История русского искусства: В 6-ти томах. - М., 1909. - Т. 6. – С. 442.

12Кострома. Исторический очерк В. К. Лукомского. - С. 261.

дата обновления: 01-03-2016