поиск по сайту
Автор: 

Т. М. Мосунова (Москва)

 

ИКОНЫ СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ИЗ МУРОМА

 

В 2005 г. в обновленной экспозиции Муромского историко-художественного музея появились две отреставрированные иконы св. Николая Чудотворца второй половины XVI в., одна из Николо-Зарядской(Вкл. XVIII. Рис. 1), вторая из Козьмодемьянской(Вкл. XVIII. Рис. 2) церквей. Даже беглого взгляда до-статочно, чтобы понять – иконы написаны если не одним живописцем, то (более осторожно) вышли из одной мастерской.3 Вличном письме много общего: прямой нос, изогнутые брови, завитки волос и бороды, форма ушей. Черные кресты омофора с серединой, окрашенной аурипигментом, покровенная рука, держащая Евангелие с округлым корешком и одинаковым узором на крышке, узкий нимб повторяются на обеих иконах. Колера фонов с большим количеством связующего состоят из одних и тех же пигментов, меловой ноздреватый левкас в обоих случаях загрязнен солями железа (анализ ведущего научного сотрудника ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря М. Г. Кононович). Красные надписи с высотой букв 4,5 см, размер головы святого на иконах совпадает – 39 х 26 см. Высота фигур одинакова, а ширина разная, на более узкой доске изображение не уместилось в среднике и заходит на поля. Можно предположить, что первой была написана икона из Николо-Зарядской церкви, где рисунок свободно расположен в пространстве средника, во втором случае был использован готовый картон или, как сейчас говорят, калька.

Для этого иконописца характерно первую пропись («раскрышку») делать крупными мазками колером с большим количеством связующего, что хорошо видно и на фоне, и в санкире. На микрошлифе, выполненным научным сотрудником ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря В. И. Барсуковой с иконы из Козьмодемьянской церкви, в санкире легкий уголь всплыл и находится в верхней части слоя, что обычно происходит при высыхании жидкой краски. На этом легко написанном санкире лежит плотное вохрение, в котором много аурипигмента и киновари.

На иконах есть незначительные различия: на первой иконе украшенные цветными камушками ворот и крышка Евангелия, на второй обводка нимба непривычно синего цвета ­(по определению М. Г. Кононович смесь индиго с черным пигментом).

В Муромском музее находится икона св. Николая Чудотворца сер. XVI в. также из Козьмодемьян- ской церкви.4 В каталоге «Иконы Мурома» авторы статьи А. С. Преображенский и О. А. Сухова предположили, что образ мог быть написан муромским мастером, хорошо знакомым со столичным искусством. Там же они сравнивают ее с иконой из села Неверково Ростовской области. Иконы очень похожи, особенно зелено-голубоватые фоны, положение рук и Евангелия, изображение одежд. Высокий профессионализм создателей этих икон позволяет ощутить разницу в сути, в образе – напряженность ростовской и мягкость и изящество московской иконы постдионисиевского периода. Скорее всего, царь Иван IV прислал эту икону вместе с другими (например, с иконой «Козьма и Демьян»)5 для украшения, построенного по его повелению в сер. XVI в.Козьмодемьянского храма.6 Вполне вероятно, что муромский иконописец на иконе для Николо-Зарядской церкви писал мазками зеленый фон, голубовато-зеленую опушь, кресты на омофоре, камушки на горловине и крышке Евангелия, вспоминая царскую икону.

Считается, что вторая икона св. Николая Чудотворца, как и московский образ, происходит из Козьмодемьянской церкви. В Писцовой книге Мурома 1636 г. говорится, что эта церковь принадлежала девичьему монастырю. Там же была деревянная церковь великомученицы Екатерины, где находился «образ великого Николая Чудотворца на празелени». Узкие пропорции иконных досок характерны для деревянных храмов, поэтому можно допустить, что более узкая икона была написана для церкви св. Екатерины.

Икона «Богоматерь с избранными святыми»(Вкл. XVIII. Рис. 3) попала в музей из церкви Успения ХVIII в. Написанная во второй половине ХVI в., техникой исполнения она напоминает иконы св. Николая Чудотворца: желтый колер фона с большим количеством связующего – видны кистевые мазки с неравномерным распределением пигментов, красные надписи, зеленые нимбы святых повторяют цвет фонов икон св. Николая, также узкие золотые нимбы обведены синей с белой линией. Для ликов избранных святых характерны приподнятые брови, блики в глазах, плотное вохрение от скул до подбородка, узкие переносицы, вохрениеушей, сливающееся с вохрением лба. Такие же своеобразные приемы письма обнаруживаются на иконе «О Тебе радуется»(Вкл. XVIII. Рис. 4) из Николо-Зарядской церкви. Тип лика один, причем плотное желтоватоевохрение, явно с присутствием аурипигмента, лежит на лессировочном слое санкиря, как на иконах св. Николая. Широкий лоб, рисунок волос, бровей, седых волос у переносицы – все это встречается на ликах всех четырех икон. Один и тот же растительный орнамент, выполненный аурипигментом или белилами, используется на иконах св. Николая (крышка Евангелия) и на изображении одежд иконы «О Тебе радуется». На всех иконахаурипигментная штриховка, заменяющая золотой ассист, идет по коричневому колеру, в который подмешан аурипигмент.

Сфера на иконе «О Тебе радуется» очерчена знакомой синей с белым полосой, желто-зеленый с красной надписью фон такой же, как на иконах св. Николая. Ослабление зеленого оттенка в фоне могло произойти после поновительских щелочных промывок.

Музейная икона из Троицкого монастыря с миниатюрным изображением праздников «Рождество Христово», «Успение», «Богоявление», «Явление ангелов женам мироносицам»(Вкл. XVIII. Рис. 5) на первый взгляд не похожа на исследуемые иконы. Но тип ликов, техника личного письма с неравномерным тоном санкиря и решительными мазками плотного, желтоватого вохрения легко укладывается в характерную особенность творчества нашего иконописца. Голубой с белым цвет обводки мандорлы из клейма «Успение» встречался на его иконах,10 разработка крыш палат напоминает крыши и купола иконы «О Тебе радуется».

Все пять икон написаны на липовых досках. Две иконы поменьше – четырехчастная и «Богоматерь с избранными святыми» – на одной доске без шпонок, а три остальных только на двух досках, скрепленных двумя шпонками и склеенных в шпон т. н. «гусем».

Перед нами пять икон муромского иконописца второй половины ХVI в. Общий подход к подготовке доски, широкая «раскрышка» жидкой краской, затем разработка изображения плотными колерами, любовь к аурипигменту, который используется как в чистом виде, так и в смесях, повторяющийся растительный орнамент и узнаваемый тип ликов. Крепкий, уверенный мастер, работающий как в миниатюре, так и выполняющий крупные церковные заказы.

Скорее всего, в Муроме в ХVI в. жил не один иконописец. Муромский исследователь В. Я. Чернышов11 отыскал имя иконника Евдокима, работавшего в конце ХVI в. Его род записан в синодик Богородицкого собора. Предположим, что он был в приходе собора и работал там, тогда его мастерская могла находиться в кремле. При раскопках на территории кремля в 1998 г. археологи из Археологической службы Муромского историко-художественного музея во втором горизонте, который датируется от Х до ХIII вв., обнаружили кусочек минерала аурипигмента. Эту желтую краску иконописцы использовали с древнейших времен, заменяя ею дорогое золото, придавая блеск охрам. Возможно, с первых построенных в Муроме церквей в кремле работала иконописная мастерская.

 

Ссылки:

1 Сухова О. А. и др. Иконы Мурома. – М., 2004. – Кат. 8. 

2 Сухова О. А. История и культура Мурома в IX- XVI веках // Там же. – С. 13. 

3 Там же. – Кат. 8. Авторы статьи А. С. Преображенский и А. А. Сиротинская не исключают, что обе иконы созданы в одной муромской мастерской.

4 Там же. – Кат. 5.

5 Там же. – Кат. 2.

6 Сенчурова Т. Е. Храмы и монастыри, упоминающиеся в каталоге // Там же. – С. 371.

7 Там же. – Кат. 6.

8 Там же. – С. 15.

9 Там же. – Кат. 11.

10 Там же. Авторы А. С. Преображенский и Е. К. Тюрина считают, что синий цвет иконы близок синему тону на иконе «О тебе радуется».

11 Чернышев В. Я. Муромские иконописцы XVII-XVIII вв. // Уваровские чтения – III. – Муром, 2001. – С. 200.

дата обновления: 02-03-2016