поиск по сайту

А. С. Грамматин (Павлово)

 

МУРОМСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ -

«АЛЬМА МАТЕР» ДУХОВНОЙ ДИНАСТИИ ГРАММАТИНЫХ

 

По-настоящему понять историю можно только узнавая факты жизни отдельных лиц, живущих в данную эпоху. Так, мое понимание роли дореволюционного духовенства в жизни народа пришло в результате исследования своей родословной.

Предки отца моего С. Д. Грамматина как по отцовской, так и по материнской линии, по крайней мере, в течение двух столетий были священнослужителями в основном во Владимирской епархии. Многие из них первоначальное духовное воспитание получили в Муромском духовном училище, ставшем фамильной «альма матер».

Первым в нашем роду в архивных документах упоминается дьякон Никольской церкви с. Казнева Меленковского уезда Михаил Васильев, родившийся около 1723 г.1 (По одному из преданий, село получило свое название во времена Ивана Грозного, совершавшего на этом месте казни своих врагов во время похода на Казань).2

Сельские жители России до средины XIX в., как правило, не имели фамилий, их заменяли отчества. Для служителей церкви иногда прибавлялась неофициальная фамилия - часто по названию местности. Так, мои предки с конца XVIII в. упоминалось как Казневские. При поступлении в духовные учебные заведения по усмотрению училищного начальства юноше обязательно давалась фамилия, которая за-креплялась за ним и по окончании учебы. Фамилия Казневский стала официальной для брата моего прадеда - Парфения Фомина (1802-1868). С ней он окончил Владимирскую семинарию в 1826 г. и стал священником погоста Спас Железный Посох Покровского уезда. Интересно, что два его сына при поступлении в семинарию получили фамилию Спасские (очевидно, по месту службы отца), а младшему оставили отцовскую фамилию.3

Особенно известным во Владимирской епархии был старший сын Парфения - Павел Спасский (1832-1913). Первый период его деятельности прошел в Муроме. По окончании Владимирской семинарии он три года служил учителем городского училища, а в 1857 г. был рукоположен в священники Козьмодемьянской церкви, где служил в течение семнадцати лет, одновременно являясь членом правления Муромского духовного училища. В 1874 г. перемещен во Владимир, служил там настоятелем Воскресенского храма до конца дней своих, будучи при этом законоучителем в разных учебных заведениях. За заслуги по церковной и учебной деятельности причислен к потомственному дворянству, а с 1891 г. был членом Владимирской духовной консистории.4

Фамилию Грамматин в нашем роду первым получил брат моего прадеда Николай Семенов при поступлении в Муромское духовное училище в 1830 г.5 Дана она была юноше, вероятно, в честь поэта-переводчика и исследователя «Слова о полку Игореве» Николая Федоровича Грамматина, произведения которого, включающие и поэтические пересказы псалмов Давида, вышли в то время в двух томах и пользовались большим вниманием любителей словесности и просвещенного духовенства. Фамилия эта передалась и младшим братьям Николая - Фоме и Василию, которые также поступили в Муромское духовное училище.6

Так в одном роду в середине XIX в. утвердились за потомками три фамилии: Казневские, Грамматины и Спасские.

Просматривая во Владимирском областном архиве классные журналы Муромского училища того времени, я обнаружил, что там применялась нестандартная система оценок, дающая возможность более гибкого отбора при рассмотрении результатов учебы: «отлично», «весьма хорошо», «довольно хорошо», «очень не худо», «порядочно», «годительно», «отчасти», «мало», «слабо», «плохо», «безнадежно».7«Безнадежные» и «слабые» исключались из училища. Иные пополняли ряды дьячков и пономарей, а проявившие способность и радение направлялись на учебу в семинарию.

Владимирская духовная семинария давала обширные знания, необходимые как для церковной службы, так и для практической жизни. Аттестат моего прадеда, окончившего семинарию в 1854 г., включал оценки по двадцати шести предметам,8среди которых, кроме богословских дисциплин, греческого и латинского языков, логики, психологии, риторики, были математика, естествознание, сельское хозяйство, медицина и практическое земледелие. Не случайно священник на селе пользовался безграничным авторитетом, давая советы и оказывая помощь прихожанам по самым различным житейским вопросам.

По окончании семинарии мой прадед Василий Семенович Грамматин (1832-1885) был священником в «родовом гнезде» в с. Казневе. Кроме своих девяти детей, он, как писали «Владимирские епархиальные ведомости», в течение ряда лет «безмездно» обучал грамоте в своем доме крестьянских детей, за что в 1866 г. получил от епархии благодарность с разрешением в будущем открыть в своем доме формальное училище.9 Училище, правда, открыть не удалось - через год он вновь получил благодарность, но уже «за спасение приходского храма от пожара с потерею своего дома».10

{img}Старший сын Василия Семеновича - брат деда моего - Михаил Васильевич Грамматин (1861-1925), так же, как и его отец, окончил Муромское духовное училище и Владимирскую семинарию, а затем Московскую духовную академию, по окончании которой был назначен преподавателем в родное Муромское духовное училище. Оно помещалось уже не в ветхом тесном деревянном помещении, где он учился, а в новом, два года перед этим построенном трехэтажном здании, оборудованном всем необходимым. Шестнадцать лет проработал Михаил Васильевич в Муроме, будучи учителем «русского языка с церковнославянским» и членом правления училища. Кроме преподавания, он вел большую общественно-просветительскую работу - привел в порядок архивы Муромского духовного правления (за что получил благословение Синода), проводил чтения для арестантов муромской тюрьмы, был лектором народных и Палестинских церковных чтений. Обладая великолепным литературным слогом, Михаил Васильевич стал регулярно печататься во «Владимирских Епархиальных ведомостях». В шести номерах этого издания в 1892 г. опубликован был его очерк «Муромское духовное училище за 75 лет существования».11

В 1903 г. указом Синода Михаил Васильевич был перемещен на должность помощника смотрителя Шуйского духовного училища, а в 1908-м назначен смотрителем этого училища.

Несмотря на большую нагрузку по основной работе в училище, он активно участвовал в культурной жизни Шуи - в течение ряда лет заведовал зем-ской публичной библиотекой, был членом комиссии по проверке предметов старины в г. Шуе и т. д.12 Продолжая печататься во «Владимирских епархиальных ведомостях» под псевдонимом «М. Г.», он опубликовал там ряд статей на разные темы. Так, в1911 г. была напечатана его блестящая статья по случаю двухсотлетия со дня рождения М. В. Ломоносова. В ней он очень четко изложил основные научные достижения ученого, а также его взгляд на связь науки и религии.13 Этот взгляд разделял и автор статьи. Склонный к научной исследовательской деятельности, он в то же время был человеком глубокой веры.

Михаил Васильевич оказался последним смотрителем училища. На его долю выпало руководство им в самые трудные годы - войны, разрухи, революции. Он прилагал максимум усилий, чтобы, не прекращая учебного процесса, обеспечить элементарные условия жизни своих учеников. Пройдя сам через трудное отрочество, испытав на себе все тяготы бурсацкой жизни и не имея своих детей, он всю любовь и заботу перенес на своих питомцев. Любым способом, в том числе и через печатные органы, он обращался к родителям, попечителям, бывшим питомцам училища для организации питания, помощи в одежде, учреждения стипендиального фонда и т. д.14 Не забывал он и свою «альма матер» - в 1916 г. прислал поздравление со столетием и денежную помощь родному Муромскому училищу.15

После закрытия духовных училищ в 1918 г., в период, когда началось преследование духовенства и многие священнослужители стали отходить от службы, Михаил Васильевич решает принять духовный сан, становится священником в Шуе, а затем настоятелем церкви Михаила Архангела в селе того же названия Шуйского уезда. Там во время службы у него случился инсульт, и он скончался 10 июля 1925 г. Похоронен в Шуе на Троицком кладбище.

Мой дед Грамматин Дмитрий Васильевич (1869-1940) также получил начальное духовное образование в Муромском духовном училище, но после успешного окончания Владимирской семинарии, оставшись без отца, не смог поступить в академию. Два года был сельским учителем, а затем священником и протоиереем в г. Шуе.16

 

{img}Тридцать пять лет служил в Спасской церкви, а после того, как красивейший храм был взорван, стал настоятелем Покровской церкви до ее закрытия в 1937 г. Дмитрий Васильевич был законоучителем в училище и гимназии г. Шуи, один из первых в губернии организовал при церкви уличную библиотеку,17 публиковал статьи во «Владимирских епархиальных новостях».

Николай Васильевич Грамматин так же, как и его старшие братья, закончил Муромское духовное училище и Владимирскую семинарию. Работал вначале сельским учителем, а потом стал настоятелем церкви в с. Ляхи Меленковского уезда. Преподавал в земской школе, принимал активное участие во Всероссийской переписи населения, был лектором от уездного попечительства о народной трезвости.18 Вновь он оказался в Муроме, увы, не по своей воле. В феврале 1938 г. Николай Васильевич был репрессирован и погиб в муромской тюрьме (посмертно реабилитирован).19

***

Кандидат в священники до принятия сана вступал в брак, очень часто с дочерью священника того прихода, куда впоследствии получал назначение. Следует отметить, что такие браки «по расчету» были крепкими и часто счастливыми, так как супруги, получившие схожее воспитание, имели одинаковые взгляды на жизнь. Таким образом, духовные династии роднились друг с другом. Примером может служить исследуемая родословная.

Прадед мой Грамматин Василий Семенович был женат на Марии Казанской - дочери Ивана Павловича Казанского - благочинного Меленковского округа из с. Домнина и внучке Петра Герасимовича Уводского - протоиерея г. Коврова.

 

{img}Мой дед Грамматин Дмитрий Васильевич женился на Екатерине Миловской - дочери М. В. Миловского и внучке И. А. Субботина.

Михаил Васильевич Миловский (1817-1896) окончил Московскую духовную академию, преподавал во Владимирской семинарии, а затем почти полвека служил в Спасской церкви г. Шуи. Успешно сочетал службу церкви с общественной деятельностью, много сделал для открытия в Шуе гимназии и организации благотворительного общества, основавшего в городе приют, где давался не только ночлег, но и обучение ремеслам. За заслуги по гражданскому ведомству Михаил Васильевич получил дворянское звание.20 В его большой семье с двухлетнего возраста воспитывался оставшийся без отца внук Николай Кампов - отец писателя Бориса Полевого (сделавшего псевдоним из перевода своей фамилии - «кампус» по латыни означает «поле»).

Старший брат Михаила Васильевича - Яков Васильевич (1805-1878), первым получивший фамилию Миловский при поступлении во Владимирскую семинарию, после окончания духовной академии преподавал во Владимирской семинарии, затем двадцать пять лет был протоиереем в Александрове, а с 1867 г. до своей кончины - настоятелем Николозлатовратского храма во Владимире и членом Владимирской консистории.21

«Владимирские епархиальные ведомости» рассказали о судьбе Иоанна Алексеевича Субботина (1790-1860). Дед моей бабушки - сын беднейшего сельского причетника - рано остался сиротой, а в четыре года лишился глаза - он лопнул, когда мальчика выпарили в печке - так лечили в то время оспу. Юноша оказался очень способным. В одну из суббот дядя привез его в Суздальское духовное училище, куда его приняли, дав фамилию Субботин. Владимирскую семинарию он окончил первым учеником, проявив себя и как поэт-литератор. Его направили в только что открывшуюся в Троице-Сергиевской лавре духовную академию. Увы, туда он не был принят, так как имел «значущий недостаток в благовидности» - отсутствие глаза. Пришлось вернуться в родную епархию. Был инспектором духовного училища, а затем протоиереем старого Покровского собора в Шуе. Считался выдающимся проповедником.22 В Москве был издан сборник его поучений.

Потомки из названных мною фамилий были известны не только во Владимирской епархии. Так, Петр Иванович Казанский (1838-1913) был профессором Московской духовной академии; Николай Петрович Уводский (1818-1900) - инспектором Волын-ской духовной семинарии; Николай Михайлович Миловский (1861-1927) - церковным и общественным деятелем и литератором, благочинным Замоскворецкого округа Москвы; Николай Иванович Субботин (1827-1905) - выдающимся церковным деятелем, профессором Московской духовной академии, исследователем раскола в церкви.

 

***

В моих руках оказалась чудом сохранившаяся рукопись Я. В. Миловского - его автобиографические воспоминания, написанные им уже в возрасте свыше шестидесяти лет. Эта рукопись заинтересовала редакцию «Московского журнала. История Государства Российского», основанного еще Карамзиным и возобновленного в 1991 г. В № 7 и 8 за 2001 г. там были опубликованы «Воспоминания братьев Миловских». (Включены и воспоминания младшего брата Михаила о его пребывании в духовной академии, которые были отдельно изданы в № 4 за 2001 г. журнала «Отечественные архивы»).

Вот как вспоминает Яков Васильевич о своем отце, потомственном священнике села Лыкова Владимирского уезда: «Не имея школьного образования, Василий Михайлов хорошо знал богословские сочинения, «любил поговорить от книг», не уступая в знании молодым ученым священникам. С прихожанами обращался по-простому, учил грамоте и своих, и приходских детей. Сам обрабатывал землю, пахал и сеял своими руками, знал разные ремесла: мог установить косулю, набить обручи, вязать варежки, шить сапоги, переплетать книги и пр. При этом писал и проповеди для своих прихожан».

Читая записки, письма, воспоминания своих предков, убеждаешься, что родственная близость этих семей неразрывно была связана с духовной. Восхищает заботливое отношение друг к другу, стиль письма, мудрость мысли, гордость за отчизну и любовь к людям.

Становится ясной роль и рядового священника, несущего грамотность и нравственные начала в народ, и просвещенных духовных деятелей, много сделавших для Отечества, его культуры.

Отказ от религии и преследование духовенства отрицательно сказались на обществе, способствуя кризису нравственности, что, в свою очередь, стало одной из главных причин многих бед нашей Отчизны.

 

Ссылки:

1 Метрическая книга церквей Меленковского уезда. - 1783. - ГАВО. Ф. 556. Оп. 106. Д. 60.

2 Добронравов В. Г., Березин В. М. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Владимир, 1807.

3 Клировая ведомость Покровского округа. - 1861. - ГАВО. Ф. 556. Оп. 109. Д. 47.

4 Протоиерей П. П. Спасский (Некролог) // Владимирские епархиальные ведомости. - № 34. - 1913.

5 Материалы Муромского духовного училища за 1831 г. - ГАВО. Ф. 479. Оп. 1. Д. 3.

6 Исповедная роспись Меленковского округа. - 1845. - ГАВО. Ф. 556. Оп. 107. Д. 296.

7 Материалы Муромского духовного училища за 1831 г. - ГАВО. Ф. 479. Оп. 1. Д. 3.

8 Аттестат № 1023. Материалы Владимирской духовной семинарии. - 1854. - ГАВО. Ф. 454. Оп. 1. Д. 509.

9 Владимирские епархиальные ведомости. - № 12. - 1966.

10 Клировая ведомость Меленковского округа. - 1879. - ГАВО. Ф. 556. Оп. 111. Д. 439.

11 Владимирские епархиальные ведомости. - № 18-23. - 1892.

12 Формулярные списки лиц, служащих в Шуйском духовном училище за 1914 г. - ГАВО. Ф. 556. Оп.1. Д. 49.

13 Владимирские епархиальные ведомости. - № 49. - 1911.

14 Обращение смотрителя Шуйского духовного училища к бывшим питомцам училища // Там же. № 9-10. - 1917.

15 100-летний юбилей Муромского духовного училища // Там же. № 46-47. - 1916.

16 Клировая ведомость Спасской церкви г. Шуи. - 1916. - ГАИО. Ф. 2. Оп. 2. Д. 64.

17 Владимирские епархиальные ведомости. - № 18, 19. - 1895.

18 Клировая ведомость Меленковского округа. - 1916. - ГАВО. Ф. 556. Оп. 111. Д. 1152.

19 Справка управления ФСБ по Владимирской области № 10/1057 от 09.12.1999 г.

20 Протоиерей М. В. Миловский (Некролог) // Владимирские епархиальные ведомости. - № 18, 19. - 1896.

21 Протоиерей Я. В. Миловский (Некролог) // Там же. № 10. - 1878.

22 Биография протоиерея старого Покровского собора г. Шуи И. А. Субботина // Там же. № 7, 9. - 1894.

дата обновления: 09-03-2016