поиск по сайту

К. Е. Балдин, Ю. В. Ширманова (Иваново)

 

МУРОМСКОЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ В КОНЦЕ XIX в.

 

Среди многочисленных реформ, проведенных в царствование Александра II, значительное место занимают преобразования в области народного образования. Серьезные изменения были проведены в структуре и программах учебных заведений начального, среднего и высшего звена. Одним из важных новшеств этого периода было появление реального образования. 15 мая 1872 г. был утвержден устав реальных училищ.

В отличие от классических гимназий, где существовал заметный уклон в гуманитарные дисциплины, в реальных училищах больше внимания уделялось точным и естественнонаучным предметам. Реальные училища возникали, как правило, в тех городах, в которых существовала достаточно развитая промышленность. В частности, они открылись по соседству с Муромом в Иваново-Вознесенске и Кинешме.

Появление реального училища в Муроме было не случайным. Планы на этот счет строились еще в начале семидесятых годов. Открытие среднего учебного заведения в городе было обусловлено «назревшей потребностью - дать местным жителям возможность образовывать своих детей».1

27 апреля 1872 г. в городскую думу подал заявление гласный ее, Федор Дмитриевич Зворыкин. В нем говорилось о настоятельной необходимости учредить в городе прогимназию с дополнительным ремесленным классом. 9 сентября 1872 г. на имя городского головы П. С. Зворыкина было подано по тому же поводу обстоятельное заявление другого гласного - Сергея Федоровича Симонова. В конце концов «отцы города» сошлись на том, что для Мурома наиболее подходящим типом учебного заведения будет реальное училище.

В очерке истории этого учебного заведения, изданном на рубеже позапрошлого и прошлого веков, говорилось о том, как постепенно вызревал проект этого учебного заведения вместе с его финансовым обоснованием: «Муромская городская дума в заседании 12 сентября 1872 г… постановила просить городского голову - в целях открытия местного реального училища… снестись с купеческим и мещанским обществами и с Муромским уездным земством, а также с городским обществом, не примут ли они участие денежными средствами в общеполезном и благом начинании».2

Реакция со стороны уездного земства последовала очень быстро и была однозначно положительной. Уже 20 сентября того же года Муромское земское собрание постановило отпускать сумму в 3000 руб. ежегодно в качестве помощи учреждаемому реальному училищу, но при соблюдении ряда условий. Оно потребовало, чтобы, во-первых, с учеников - выходцев из Муромского уезда - взималась только одна треть установленной платы за обучение и, во-вторых, земскому собранию было предоставлено право избирать в училищное попечительство половину членов и участвовать в выборах почетного попечителя училища.

3 октября 1873 г. в ответ на запрос муромского городского самоуправления попечитель Московского учебного округа, в который входила и Владимирская губерния, уведомил городского голову, что Министерство народного просвещения согласно на открытие в г. Муроме реального училища. 23 апреля 1875 г. на основании мнения Государственного совета последовало высочайшее повеление об открытии Муромского реального училища (МРУ).3

После получения столь обнадеживающих вестей из столицы было решено без промедления подыскать временное помещение для училища. Попечитель Московского учебного округа с этой целью командировал в Муром учителя 1-ой Московской гимназии С. Н. Зернова, ставшего вскоре первым директором МРУ.

Осмотр зданий проводился совместно с городским головой. В конце концов решили остановиться на доме купца Каратыгина, который и был приспособлен для учебных целей к 1 октября 1875 г. Именно этот день считается датой открытия МРУ. «Первого октября 1875 г. в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы открыто в г. Муроме реальное училище»,4 - сообщалось в годовом отчете этого учебного заведения.

Первые вступительные экзамены в первый и второй классы проходили в здании городской управы еще с 10 по 16 сентября, а 10 сентября состоялось первое заседание педагогического совета. 2 октября 1875 г. в 8 часов утра начались учебные занятия.

Основной «курс наук» в училище был рассчитан на шесть лет. Но уже в августе 1880 г. открывается дополнительный седьмой класс механико-технического профиля. Значительную часть учебной программы в нем занимали чисто технические дисциплины. Класс готовил выпускников к работе на промышленных предприятиях.

Незадолго перед этим, 18 февраля 1880 г., Муромское уездное земское собрание вынесло постановление о необходимости открытия дополнительного класса и ассигновало на эти нужды 2745 руб. После соответствующей просьбы, направленной через Московский учебный округ в Министерство народного просвещения, последнее 27 мая того же года разрешило открыть при Муромском реальном училище «механико-техническое отделение дополнительного класса с отнесением всех потребных на содержание сего отделения расходов на средства местного уездного земства».5

Однако после того, как программы реальных училищ были существенно пересмотрены, в 1894 г. дополнительный механико-технический класс был закрыт, и все оборудование, которым пользовались его ученики во время занятий, передали в Нижний Новгород, где практически в это же время открылось среднее механико-техническое училище.6

Для новичков, приходивших в первый класс, требовался определенный минимум знаний (умение читать и писать), но не каждая семья могла себе позволить обучать ребенка на дому. Поэтому Министерство народного просвещения в 1901 г. разрешило открыть «при Муромском реальном училище приготовительный класс с отнесением расходов по его содержанию на… местные источники».7

Практически одновременно с открытием реального училища при нем был создан хозяйственный комитет. Он заведовал материальной частью учебного заведения. Комитет занимался приобретением мебели, оборудования для кабинетов, а также книг для библиотеки.

При училище работал такой важный орган, как попечительство. В его состав входили почетный попечитель, городской голова, директор училища и выборные члены от земства, купеческого и городского обществ. Обязанностями попечительства были «заботы по составлению коллекций местных материалов и продуктов; по доставлению ученикам возможности посещать заводы, фабрики, фермы, вообще совершать экскурсии; по изысканию средств к устройству помещения и улучшению преподавания».8

Дом купца Каратыгина, в котором разместилось училище, со временем стал тесным для училища, и в 1880-1881 учебном году был построен новый учебный корпус МРУ. Представляет большой интерес тот факт, что еще в 1878 г. план этого здания был представлен на Парижской всемирной выставке. Об этом сообщал директору училища попечитель округа князь Н. Мещерский: «Имею честь препроводить при сем к Вашему Высокородию копии с плана и фасада Муромского реального училища, возвращенные с Парижской всемирной выставки 1878 г.»9

30 ноября 1880 г. только что отстроенное здание осмотрели директор, члены хозяйственного комитета, а также члены особой общественной комиссии, созданной для надзора за строительством здания. В описании здания говорилось: «Корпус тот построен по границе земли наследников купца Антонова, крыт железом на один скат, длиной 22 сажени, шириной 4 сажени; задняя сторона оного кирпичная, высотою 6 аршин, толщиною 15 вершков, боковые и передние стены из полового вершкового теса в кирпичных столбах».10Кроме здания самого училища, на участке были выстроены прачечная и сарай для дров.

Новый корпус вполне удовлетворял всем санитарным и гигиеническим условиям, а также был снабжен «всеми необходимыми учебными пособиями, библиотекой, кабинетами физическим и естественноисторическим, механическими приборами и химической лабораторией».11

Здание реального училища на углу Касимовской и Козьмодамиановской улиц стало в полном смысле этих слов одним из украшений города Мурома. Просторные классы, лаборатории и кабинеты с современным по тому времени оборудованием создали условия для качественной подготовки учащихся. Здание сохранилось до настоящего времени, ныне там размещается средняя школа № 16.

Источники финансирования училища были разнообразными. Оно содержалось на средства, отпускавшиеся государственным казначейством, деньги отпускало также городское общественное самоуправление и уездное земство; с родителей учеников собиралась определенная плата за обучение, в бюджет училища также поступали различные пожертвования и взносы.

Муромская же городская дума 8 февраля 1873 г. назначила на содержание училища сумму в 1000 руб. в год. Муромское купеческое общество на одном из своих заседаний постановило отпускать на нужды учебного заведения по 4000 руб. ежегодно. 30 сентября 1872 г. Муромское уездное земство постановило ассигновать на те же цели сумму в 3000 руб. Содержание открытого в 1880 г. дополнительного класса также приняло на себя уездное земство, выделяя на него еще 2745 руб. в год. Кроме того, на содержание дополнительного механико-технического класса Муромское земство выделяло 2030 руб.

До 1888 г. казна отпускала для нужд училища по 14 600 руб. ежегодно. С введением нового устава реальных училищ в 1888 г. структура финансирования МРУ несколько изменилась: от государственного казначейства ассигновалось 13 844 руб., от городского общества - 3733 руб., от уездного земства - 2800 руб.12

В 1905-1906 учебном году снова произошли некоторые изменения в средствах, отпускаемых на содержание училища: казна отпускала 16 162 руб., городское самоуправление - 3933 руб., уездное земство - 5040 руб.13 Кроме того, государство ежегодно выделяло специальные средства на увеличение окладов педагогов - 931 руб.

Плата за обучение первые пятнадцать лет, до 1890-1891г., взималась в размере 20 руб. в год с ученика, с 1890-91г. - 25 руб., с 1897-98 г. - 30 руб., в 1905-06 г. - 40 руб. При открытии в 1901 г. приготовительного класса плата за обучение в нем была установлена в размере 25 руб. в год.

Не все родители могли выкроить из своего семейного бюджета такую сумму, тем более, что для ученика нужно было купить форму, учебники, тетради и другие учебные принадлежности. Между тем, среди малосостоятельных реалистов встречались и очень способные. Для того, чтобы помочь им материально, в 1879 г. попечительство училища совместно с педагогическим советом организовали при МРУ общество оказания помощи беднейшим ученикам.14 До этого заботу о необходимом их обеспечении всецело нес на себе педагогический совет.

В соответствии с утвержденным уставом, общество могло оказывать помощь во взносе ежегодной платы за обучение, в выдаче учебных пособий, в предоставлении одежды, пищи, в найме квартиры (для иногородних). Денежный фонд общества состоял из ежегодных взносов его членов (5 руб.) и единовременных пожертвований как членов, так и посторонних лиц деньгами и вещами.15

Кроме того, для помощи ученикам из малоимущих семей в МРУ было учреждено несколько стипендий. Все они были именными и формировались из процентов на капиталы, положенные в банк тем или иным жертвователем. Одним из главных условий получения стипендий были успехи в учебе.

Стипендия имени Богдановича была утверждена 28 декабря 1866 г. во Владимирской гимназии, а затем переведена в МРУ. В соответствии с положением о ней предписывалось «иметь в… училище 3 стипендиата им. г. Богдановича, полагая на каждого по 100 руб. серебром (в год - Ю. Ш., Б. К.)». 16 августа 1878 г. Министерством народного просвещения в училище были утверждены стипендии имени А. В. и М. С. Ермаковых. В положении о них говорилось: «Учреждаются… 3 стипендии… на счет процентов с капитала в 4600 р., каждая стипендия по 76 р.»16 10 января 1879 г. учредили стипендию имени почетного гражданина П. С. Зворыкина. Избранному стипендиату выдавали проценты с капитала в 1500 руб. Право избрания стипендиата принадлежало самому Зворыкину, а после его смерти должно было перейти к Муромскому купеческому обществу. В училище существовала стипендия имени Александра II, «учрежденная в память спасения жизни Государя Императора от руки злодея 2 апреля 1879 г. из %% с капитала в 1500 р., пожертвованного Муромской городской думой».17 В МРУ существовали также и другие стипендии. Все они не могли расходоваться бесконтрольно. За их рациональным распределением и использованием следил педагогический совет.

Училище было сравнительно небольшим по контингенту учеников, особенно если сравнить его со столичными реальными училищами или теми, которые находились в соседних городах. В первый год после открытия Муромского училища в первый и второй классы было набрано всего пятьдесят семь человек. Далее, по мере открытия следующих классов, их число существенно увеличилось и в 1899 г. достигло ста девяноста.

При поступлении в училище подавалось прошение, как от родителей, так и от будущего ученика. Кроме того, представлялись следующие документы: выписка из метрической книги, свидетельство Муромской городской управы или какого-либо другого органа общественного самоуправления, свидетельство о привитии оспы. Обычно в училище принимались мальчики десяти-тринадцати лет.

Сословный состав учеников был довольно пестрым. В. Гончаров отмечал, что основной контингент училища составляли дети «городских сословий», то есть купцов и мещан. На втором месте значились дети дворян и чиновников. С начала девятисотых годов стал наблюдаться рост численности детей «сельских сословий».18

Многие из учеников, особенно в начальных и средних классах, не были готовы к жесткой дисциплине в училище, допускали различные проступки.

Характерен в этом отношении пример с одним из учеников МРУ - Николаем Фанталовым, отличавшимся явно девиантным поведением. В журнале замечаний перечислялись следующие его проступки и назначенные наказания: «Очень сильно ударил Федорова под ложечку. Арест 2 часа»; «Боролся и валялся с товарищами на полу. Арест 1 час»; «Сломал во время завтрака ложки и бросил их в отхожее место, в проступке сознался только после некоторых улик. Арест 4 часа в воскресенье»; «Принес в училище карбиту и насыпал его в учительские чернильницы. Карцер 3 часа в воскресенье». В конце концов мать вынуждена была забрать его из училища.19

В числе наиболее частых ученических «грехов» отмечались лень, нерадивость, неуспехи по отдельным предметам, нарушения дисциплинарных установок, несанкционированные прогулки вне территории училища, зевание и невнимание на уроке.20Наказывались они замечаниями, выговорами, арестом на несколько часов (иногда - в воскресенье), наиболее серьезные - заключением в карцер. Дисциплине в училище уделялось довольно большое внимание.

Основными предметами, которые преподавались в МРУ, были: закон Божий, русский язык и словесность, математика, немецкий и французский языки, история, география, физика, естественная история, механика, черчение, рисование, чистописание, гимнастика.

В соответствии с инспекторским указом 11 августа 1879 г. продолжительность уроков составляла пятьдесят пять минут, а на уроки рисования и черчения выделялся один час двадцать пять минут, обычные перемены были короткими - пять минут, большая перемена длилась тридцать.21

В училище имелись фундаментальная и ученическая библиотеки, физический и естественноисторический кабинеты. До закрытия в 1894 г. седьмого дополнительного класса здесь существовали химическая лаборатория и механико-технический класс. В списке их оборудования числилось достаточно сложное и дорогое оборудование: воздушный насос, фонограф, прибор Карре для добывания льда с печкой и холодильником, телескоп (рефрактор), аппарат Платнера с весами для исследования материалов, динамо-машина и др.22

Качественный уровень образования в значительной степени определялся составом педагогиче-ских кадров. При открытии училища педагогический персонал составлял всего несколько человек. Директором училища был упоминавшийся выше С. Н. Зернов (он же учил детей арифметике), законоучителем - священник А. Ф. Лебедев, преподавателем немецкого языка - Берг, чистописание и рисование вел В. И. Карташев.

Педагогами являлись люди с разным образовательным цензом. В перечневой ведомости «О воспитании, полученном служащими по гражданским должностям по Муромскому реальному училищу» указывалось, что высшее образование имели пять педагогов, среднее - четверо, трое окончили только начальные учебные заведения.23

Первым директором МРУ стал Сергей Николаевич Зернов, занимавший эту должность с 1 августа 1875 г. по 1 августа 1877 г. После этого он был переведен в Тульское реальное училище на должность директора. С 1 августа 1877 г. училищем руководил Александр Иванович Богомолов. 1 ноября 1879 г. его перевели в Костромское реальное училище учителем естественной истории, физики и химии.

В дальнейшем директорами МРУ являлись Александр Фаддеевич Леонов (1 ноября 1879 - 27 июня 1880), Петр Карлович Морель (3 июля 1880 - 12 июня 1886), Константин Иванович Грацианский (1886-1888), Сергей Матвеевич Зегер (11 августа 1888 - 1 июля 1891), Александр Иванович Дружинин (1891-1896).

Директор училища был заметной фигурой в провинциальном Муроме, это был государственный чиновник, занимавший довольно высокую ступень в «Табели о рангах» (коллежский или статский советник).

Уровень заработной платы педагогов был достаточно высоким. По данным за 1876 г. директор получал около 1500 руб. в год и 750 руб. так называемых «столовых». Учителя получали вместе со столовыми деньгами в общей сложности 800 руб., а законоучитель - 325.24 Для сравнения укажем, что в это время во Владимирской губернии жалование педагогов в начальной школе составляло не более 240 руб. в год, то есть 20 руб. в месяц.

Подводя итоги, следует констатировать, что реальное училище в Муроме, также, как и другие заведения такого типа, было в целом неплохо обеспечено педагогическими кадрами, имело достаточную материальную базу и давало добротное по тому времени среднее образование.

 

Ссылки:

1 Гончаров В. Двадцатилетие Муромского реального училища: Историческая записка. - Муром, 1900. - С. 5.

2 Там же. С. 7.

3 Там же. С. 8, 9.

4 ГАВО. Ф. 480. Оп. 3. Д. 6. Л. 195.

5 Там же. Оп. 1. Д. 65. Л. 5.

6 Там же. Оп. 2. Д. 28. Л. 45.

7 Там же. Оп. 1. Д. 256. Л. 11.

8 Гончаров В. Указ. соч. С.14.

9 ГАВО. Ф. 480. Оп. 3. Д. 6. Л. 66.

10 Там же. Оп. 1. Д. 64. Л. 20.

11 Гончаров В. Указ. соч. С. 16.

12 Там же. С. 57.

13 ГАВО. Ф. 480. Оп. 2. Д. 64. Л. 27.

14 Там же. Оп. 3. Д. 1. Л. 2.

15 Гончаров В. С. 66.

16 ГАВО. Ф. 480. Оп. 3. Д. 1. Л. 1, 2.

17 Гончаров В. Указ. соч. С. 59.

18 Там же. С. 50.

19 ГАВО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 144. Л. 5.

20 Там же.

21 Там же. Оп. 3. Д. 6. Л. 161.

22 Гончаров В. С. 64.

23 ГАВО. Ф. 480. Оп. 3. Д. 6. Л. 129.

24 Там же. Оп. 1. Д. 23. Л. 2.

дата обновления: 09-03-2016