поиск по сайту
Автор: 

Д. К. Валеева (Казань) 

 

ФИННО-УГОРСКИЕ МОТИВЫ В ИСКУССТВЕ ВОЛЖСКИХ БУЛГАР В IX-XII вв. 

 

По источникам второй половины ХХ в., особенно археологическим (В. Ф. Генинг, А. Х. Халиков, Е. П. Казаков и др.),1   очевидно, что в формирование культуры волжских булгар большой вклад внесли финно-угорские племена. Это ясно прослеживается в материалах искусства. Но данное направление мало исследовано.2   Поэтому этот вопрос, безусловно, заслуживает более пристального внимания.

Искусство - та область духовной жизни человека, где наиболее ярко раскрывается его внутренний мир, его понимание окружающей действительности, его отношение к ней, мировоззрение.

Найденные в археологических финно-угорских и раннебулгарских комплексах многочисленные предметы искусства - принадлежности костюма, украшения, бытовые вещи - дают возможность представить в определенной мере интересный внутренний мир давно исчезнувших племен.

Необходимо подчеркнуть, что сохранившиеся художественные изделия - это произведения декоративно-прикладного искусства, воплощенные в металле, кости и керамике. Об остальных вещах, сделанных из ткани, дерева и других, не дошедших до нас материалов, приходится только догадываться.

Древнее искусство создавалось как взаимодействие, взаимоотношение людей с природой, к которой они относились с почтением и благоговением. Она была для них живой, наполненной добрыми и злыми духами. С ними надо было ладить - добрых приманивать, ублажать, боготворить, злых - отгонять, не допускать, побеждать.

Поэтому предметы искусства этих племен были пронизаны стремлением найти понимание с окружающей действительностью, быть с нею в согласии. Искусство воплощало изображения животного и растительного миров, явлений и образов природы и в реалистическом стиле - узнаваемые черты птиц, зверей, и символически - в виде геометрических линий, форм, которые являлись знаками солнца, ветра, засеянного поля, змеи и т. д.

Так в искусстве финно-угорских племен (как и у других многочисленных племен древности и средневековья) появились различные стили орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный. Они все имели свою семантику. Надо сказать, что семантика орнаментов, возникнув еще в глубокой древности, вероятно, сохранялась в течение многих столетий. Во всяком случае, исследователи этих орнаментов, бытовавших у самых разных племен на территории нашей страны, трактуют одинаково значения одних и тех же изображений и у финно-угорских племен (В. С. Патрушев, А. Н. Павлова, Л. С. Грибова), и у древних башкир (М. Ф. Обыденнов), и у древних сибирских племен (С. И. Иванов) и т. д.

{img}Самым распространенным художественным знаком было изображение солнца. Для этого чаще использовались геометрические формы в виде семилучевого узора, точки с кружочком, в виде диска, колеса. Правда, лики солнца в виде кружочка с точкой или в форме колеса не являются специфически финно-угорскими. Они относятся к мировым солярным знакам (Рис. 1).

Природные силы, явления - ветры, смена времен года - изображались в виде спиралей. Знак спирали универсален и многозначен. Он мог обозначать также свернувшуюся змею. Другие геометрические изображения - прямые, волнистые, зигзагообразные, ломаные линии были также многочисленны и многозначны. Все эти орнаменты гравировались и чеканились на металлических изделиях (бляшках, застежках, накладках) и изображались на керамике.3   

Помимо геометрического орнамента в искусстве финно-угров применялись растительные и, особенно, зооморфные мотивы. Из растений на различных пряжках, накладках изображались подобия листьев, побегов, лепестков цветов. Похоже, все они были мотивами окружающей природы.

Но наибольшее распространение в искусстве рассматриваемых племен получили изображения зверей и птиц. Это связано с их мировоззрением, размышлением древних людей о смысле бытия, о вселенной, о жизни и смерти.

Культ коня и лося в Поволжье и Приуралье известен давно.4   С этими животными было связано обожествление солнца. Золотой конь в быстром беге или лось (олень) на ветвистых рогах выносили солнце при наступлении весны. Кроме того, и конь, и лось были верхними божествами, принимавшими души умерших людей. Известны многочисленные коньковые подвески.

{img}Водоплавающие птицы были олицетворением земного бытия - среднего царства, а также в послеземной жизни - символами души, улетевшей из тела. В произведениях финно-угорского искусства, как нигде, изображались гуси, утки - и целиком, и фрагментами, в виде лапок. Знаменитые в древнем и средневековом искусстве шумящие подвески почти всегда связаны с гусями, утками. Изображения их лапок подвешивались на цепочках к основе изделия, выполненного или в виде спиралей, или в виде конских головок и т. д.5    (Рис. 2).

Змеи, изображений которых тоже немало и реалистических, и символических (в виде зигзагов и волнистых линий),6    означали подземный, нижний мир, мир небытия и смерти. С другой стороны, змеи являлись символами мудрости, долголетия, вечности. Их знаковые изображения встречаются на костяных изделиях - копоушках, рукоятках ножей, на металлических украшениях - браслетах, бляхах. Иногда концы разомкнутых браслетов оканчивались змеиными головками.

Но особенно необычно и неожиданно звериный стиль проявился в искусстве приуральских финно-угорских племен, который назвали пермским или «чудским» стилем, получившим наиболее сложное многоплановое воплощение. Пермскому звериному стилю посвящено немало исследований.7    Это было оригинальное, уникальное искусство, возникшее в Приуралье на пермской земле и связанное с местными религиозными культами.

{img}Пермские финны (удмурты, коми) находились в контактной зоне с угорским миром. Поэтому в их культуре много угорских или пермско(финно)-угорских элементов. Важно отметить, что, если у финских племен, живших в Повольжье на древней марийской земле, изображения, исполненные в зверином стиле, были легко «читаемы» и узнаваемы: вот конь, лось, утка, гусь, змея и т. д., то изображения пермского звериного стиля предстают перед зрителем в фантастических, трудно улавливаемых сложных сочетаниях. Конечно, и здесь есть животные в «чистом» виде - кони, медведи, лоси, соболя и т. д. Иногда встречаются и стилизованные изображения человеческой фигуры или просто лица (личины). Но все же главное, чем запоминается искусство угорских приуральских племен - это фантасмагория, сплетение несравнимых, несопоставимых образов, через которые перед исследователями вырастает сложная, удивительно живая картина мирозданья, которую рисовали себе эти племена. Данные предметы были культовым искусством угров. Среди многочисленных изображений - трехголовый идол с лосиными головами и мужской личиной на груди, птицевидный идол с изображением человеческой фигуры, стоящей на лошади, ажурная бляха с изображением человеколосей, стоящих на ящере.8   Есть также картины борьбы зверей, что характерно для искусства огромного региона Евразии, начиная от древних алтайцев и скифов и кончая прикамско-волжскими племенами и ранними булгарами в языческие времена (Рис. 3).

Семантика образов, как уже было указано выше, богата фантазией и воплощением многообразных представлений о мирозданьи, населенном живыми духами, управляющими судьбами людей в их земном и послеземном существовании.

Рядом с финно-уграми, на этих же землях Поволжья и Прикамья, в эти же столетия жили булгары, тюрки по происхождению, культура которых также была языческой.9   Это было выявлено в памятниках ранних волжских булгар (Танкеевка, Большие Тиганы и др.), где найден значительный материал по искусству, раскрывающий его языческую сущность.10   

{img}В Измерском селище, бывшим крупным торговым центром, расположенном на слиянии Волги и Камы, исследованиями Е. П. Казакова открыт огромный пласт раннебулгарской и домонгольской культуры, по которому прослеживается связь булгарских и финно-угорских племен в IX-XII вв.11   (Рис. 4).   

{img}Итак, произведения искусства булгар в керамике, кости и металле во многом перекликаются с произведениями искусства финно-угров. Те же широко известные геометрические орнаменты - линейные, волнистые, арочные; из растительных узоров - более богатые, чем у финно-угров - трилистники, бутоны, ромашки, тюльпаны, украшающие накладки, матрицы, наконечники ремней; в зверином стиле наблюдаются те же образы коней, лосей, змей, водоплавающих и хищных птиц. Встречаются и сложные образы чудовищ, но они сильно отличаются от пермских.12    Но шумящие подвески широко бытуют у ранних булгар, достигая порой высоты шедевра.13   (Рис. 5).

Очевидно, что произведения искусства финно-угорских и булгарских племен в IX-XII вв. имеют много общих черт. Они взаимодействуют между собой, взаимовлияют друг на друга. Например, большое количество металлических накладок и ременных наконечников, украшенные геометрическими и растительными орнаментами, найденные в Измерях,14  почти совершенно идентичны  подобным же накладкам, найденным в древнем Марийском крае (Веселовский, Юмский могильники).15   

В Х в. у булгар особенно интенсивно развиваются торговля, ремесла. Окружающие булгар финно-угорские племена раскупают изделия булгарских ювелиров. Булгары в Среднее Поволжье принесли богатые традиции прикладного искусства Востока, и в ауре языческого мира финских и угорских племен это сыграло значительную роль в формировании своеобразного булгарского искусства, в котором проступали яркие черты язычества от финно-угров, соединенные с не менее богатыми образами крылатых коней, драконов и т. д., исходивших из Ирана и Кавказа.16   

Происходит это как раз в момент тесного контакта булгар с поволжскими финнами и приуральскими уграми. Способствовала такому сближению активная торговля, которая велась по рекам Волге, Каме, Кокшаге, Оке и Суре т. д.

Искусство булгар и финно-угров в этот период близки и семантически. Змеи, птицы (водоплавающие и хищные), кони, лоси и другие виды зверей являются символами одних и тех же языческих божеств и мифических представлений о мирозданьи.

Интересен тот факт, что булгары уже с конца IX в. начинают постепенно переходить к исламу, монотеистической религии,17   а в Х в., в 922 г., принимают ислам окончательно, в государственном масштабе.18   Появляются школы-медресе, строятся мечети, укрепляются города, пишутся научные книги, расширяется связь и торговля со многими странами Востока и Запада, и, прежде всего - с Русью, Прибалтикой, Аравией, Средней Азией, Ираном. В Булгарию привозят разные красочные предметы и вещи из далеких восточных стран. И все же - содержание искусства булгар дольше, чем содержание и суть искусства многих средневековых феодальных государств, сохраняет условные, знаковые формы, более глубоко присущие языческому искусству. Это искусство,          развивающееся на грани языческого и монотеистического (исламского) мировоззрений, находилось в единой цепи развития искусства Восточной Европы.

Сравнительно небольшая мусульманская страна постоянно находилась во взаимодействии с огромным миром тюркских и финно-угорских соседей. Булгары были вынуждены находить свою нишу в мире языческих соседей.

Но если финно-угорские племена еще очень долго, вплоть до XVIII-XX вв. остаются языческими, то булгары после принятия ислама вступают на путь образования и развития феодального государства и исламской культуры, искусства, проявившихся в дальнейшем в домонгольское время (после XII в.) и в период Золотой Орды и Казанского ханства.

И все же - единые корни, существовавшие когда-то в IX-XII вв. в искусстве финно-угорских и булгарских племен, навсегда сохранились в традициях позднего булгаро-татарского искусства.

 

Ссылки:

 1   Генинг В. Ф., Халиков А. Х. Ранние болгары на Волге. - М., 1964.; Казаков Е. П. О характере связей волжских булгар с финнами и уграми в X-XII вв. // Древние этнические процессы Волго-Камья. - Йошкар-Ола, 1985; Он же: Культура ранней Волжской Болгарии. - М., 1992.

2   Валеев Ф. Х. Средневековое искусство  среднего Поволжья и Приуралья. - Йошкар-Ола, 1976; Валеева Д. К. Искусство волжских булгар. - Казань, 1981; Червонная С. М. Искусство Татарии с древнейших времен. - М., 1987.

3   Патрушев В. С. Древнее искусство финно-угров Поволжья. - Йошкар-Ола, 1994; Павлова А. Н. Космологические символы в древнемарийском искусстве IX-XI вв.: Автореф. дис. - Йошкар-Ола, 1997.

4   Худяков М. Г. Культ коня в Прикамье. - Казань, 1929.

5   Архипов Г. А. Марийцы IX-XI вв. - Йошкар-Ола, 1973.

6   Патрушев В. С. Указ. соч. Рис. 16, 19, 100.

7   Шмидт А. В. К вопросу о происхождении пермского звериного стиля // Сборник музея антропологии и этнографии. - Т. 6. - Л., 1926; Худяков М. Г. К вопросу о пермском зверином стиле // Сообщ. ГАИМК. - № 8. - М., 1931; Бадер О. Н., Оборин В. А. На заре истории Прикамья. - Пермь,1958; Смирнов А. П. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья // МИА СССР. -  Т. 28. - М., 1952; Голубева Л. А. Коньковые подвески Верхнего Прикамья // СА. - № 3. - М., 1966; Грибова Л. С. Пермский звериный стиль. - Пермь, 1975.

8   Грибова Л. С. Указ. соч. Табл. II, III.

9   Казаков Е. П. Указ. соч. С. 25.

10 Khalikova E. A., Kazakov E. P. Le Cimetiera de Tankevka. - Budapest, 1977.

11 Казаков Е. П. Болгарское село X-XIII вв. низовий Камы. - Казань, 1991; Он же: Культура ранней...

12 Валеева Д. К. Указ. соч. - С. 42.

13 Валеева Д. К. Указ. соч. - С. 43.

14 Архипов Г. А. Дубовский могильник // Новые памятники археологии Волго-Камья. - Йошкар-Ола, 1984. - С. 147.

15 Архипов Г. А. Указ. соч. - С. 154-155.

16 Розенберг Н. А. Встреча всадника и землепашца. - Ижевск, 1998. - С. 75-82.

17 Давлетшин Г. М. Волжская Булгария: духовная культура. - Казань, 1990. - С.11, 79.

18 Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Исследование по Мешхедской рукописи. - Харьков, 1956.

дата обновления: 04-03-2016