поиск по сайту
Автор: 

Т. М. Мосунова (Москва)

 

ТЕХНИКА ЛИЧНОГО ПИСЬМА ИКОН XVI-XVIII вв. ИЗ СОБРАНИЯ МУРОМСКОГО МУЗЕЯ*

 

Все иконы исследуемые в этой работе принадлежат Муромскому историко-художественному музею и реставрируются в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря.

В книге заслуженного деятеля искусств РФ художника-реставратора высшей квалификации ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря А. Н. Овчинникова «Символика христианского искусства»1 в статье «О санкире» описывается система личного письма до XVI в. Как правило санкирь был среднего тона по нему наводились темные тени и высветления объема. К XIV в. в России установился канон когда санкирь был темного зеленоватого цвета (земельная краска и уголь) по нему плавью то есть без мазков писалось вохрение сперва теплого цвета (охра киноварь белила уголь иногда аурипигмент и реальгар) в светлых местах клали больше белил и охры. Сверху рисовали белильные движки часто залессированные вохрением. Контурный рисунок обычно темно-коричневого цвета (киноварь охра уголь). Под скулами и в переносье добавлялась подрумянка с применением киновари. Нос и губы обводились киноварной линией.

Рассмотрим как действует этот канон иконописания в Муроме в конце XVI - начале XVIII вв.

Икона «Николай Чудотворец» вторая половина XVI в. размер 113 х 77 х 42 инв. № М-6649 реставратор Т. М. Мосунова икона в процессе реставрации.

Санкирь теплого темнозеленого цвета по нему мягко вплавлено желтоватое вохрение. В верхнем слое колер слегка разбелен по нему идут редкие тонкие белильные движки. Иконописец увлечен не объемом а цветом. Крупный аурипигмент присутствует не только в вохрении но и в санкире. Разглядывая лик можно подумать что под зеленым санкирем находится красная подложка. На микрошлифе (проба взята с изображения правой щеки) виден однослойный санкирь в котором крупные кусочки красной охры осели на левкас а уголь всплыл на поверхность слоя. Поэтому в потертостях санкиря где сохранилась только его нижняя часть колер не зеленый а красный. В вохрении крупные частицы киновари ее много но художнику этого мало и он утепляет колер оранжевым реальгаром. Белила мелкого перетира незначительно высветляют верхний слой живописи. Подрумянки нет. Тонкая рисующая линия носа и рта не красная а темная красно-коричневая. На шлифе видно что вохрение вдвое толще санкиря на следующих иконах это соотношение меняется.

Икона «Надвратная сень» с изображением Евхаристии первая половина XVII в. размер 47 5 х 75 5 х 3 инв. № М-6611 реставратор Т. М. Мосунова.

На микрошлифе взятом с изображением лика нижнего апостола виден плотный слой санкиря. Пигменты в нем распределены равномерно (сиена сажа охра киноварь) очевидно художник писал его в несколько слоев. Далее видны три слоя вохрения разного цвета: в нижнем много киновари в среднем ее почти нет много охры и белил верхний слой состоит из белил с добавлением сажи. Толщина санкиря почти равна толщине вохрения. На ликах сначала идет живописное сочетание зеленого холодного санкиря и теплого красного вохрения затем начинается тоновая лепка объема разбеленным колером. Границы слоев мягко сплавлены. Движков нет есть белильные пятна и линии как и на изображении одежд усиливающие четкость графичность ликов создавая строгий образ святых.

Контур носа и рот обведены красной линией подрумянка киноварью лежит по нижнему краю светлого объема.

Икона «Муромские чудотворцы» с сорока двумя клеймами датирована по вкладной надписи на обороте - 1669 г. размер 127 2 х 130 х 3 7 инв. № М-6643 реставратор Т. М. Мосунова.

В среднике написаны предстоящие перед образом Богоматери Знамение муромские чудотворцы святые князь Константин с детьми Михаилом и Федором а также князь Петр с женой Февронией и Юлиания Лазаревская.

На лике князя Константина санкирь теплого зеленого цвета положенного в один слой на нем такой же толщины слой нижнего вохрения очень теплого красного затем идет приплеск (тонкий слой) из разбеленной охры. Слои не вплавлены видны кистевые мазки по этим слоям как по фону живо и энергично белильным рисунком вылеплен объем лика. Под скулой на санкире лежит киноварь подрумянки. Коричневый рисунок чуть темней вохрения. Во всех слоях живописи используется аурипигмент и что не встречалось до сих пор коричневая земля.

На ликах в клеймах нет нижнего зеленого слоя. Санкирем является красный колер используемый в крупных ликах как нижнее вохрение. Затем широко проложена разбеленная охра по ней лик рисовался черной и белой линиями. Эта живая манера напоминает книжную миниатюру XVII в. которая возможно была прототипом данной иконы.

Здесь мы впервые встречаем как белила вылепляющие объем лика становятся главным элементом живописи.

Икона «Богоматерь Знамение» вторая половина XVII в. размер 32 х 28 х 3 2 инв. № М-6763 реставратор А. А. Хардина.

На полях изображены в молении муромские чудотворцы: слева князь Константин и его сыновья Михаил с Федором справа князь Петр и княгиня Феврония.

Живопись лика перенасыщена киноварью. Иконописец также использовал оранжевый реальгар и коричневую землю что создает очень теплый колорит иконы. На плотном зелено-коричневом санкире лежит многослойное красное вохрение которое немного теряет киноварь в своей верхней части. На нем тонкий слой желтоватого вохрения затем белильные движки залессированные тем же желтоватым колером состоящим из белил с охрой и небольшой добавкой остальных пигментов.

Лик полностью заполнен объемом написанным плавью санкирь виден только на изображении глаз очерченных почти черной линией.

Подрумянка в переносье и под скулами нос и рот обведены киноварью.

Единственный слой вохрения на ликах предстоящих святых розоватого цвета с крупными белилами. Интересно что этот же колер является нижним вохрением лика Богоматери. Он полностью перекрыт последующими более темными красными колерами и виден в утратах на изображении лба.

На этой иконе личное письмо значительно толще остальной живописи. Понятие объема лика становится проще а на миниатюрных ликах схематичней: санкиря почти не видно один слой вохрения оживлен двумя-тремя белильными движками.

Икона «Муромские святые» первая половина XVIII в. размер 114 8 х 109 х 3 7 инв. № М-6648 реставраторы А. Ю. Любавский О. А. Пригородова Т. М. Мосунова икона в процессе реставрации.

На иконе изображены муромские чудотворцы святые князья Константин с детьми Михаилом и Федором и Петр с Февронией перед образом Спаса Нерукотворного.

Здесь санкирь лежит на левкасе плотным толстым слоем. Он высветлился и вобрал в себя нижнюю часть вохрения. В его колер входят охра золотистая сажа земля коричневая аурипигмент сурик немного мелкой киновари. Вохрение идет тонкими слоями плавью путем подмеса белил в санкирь до чистых белил с незначительной добавкой сажи и коричневой земли. Движки уже не «оживки» они превратились в белые линии идущие по границам объема и усиливающие графичность письма.

Киноварная подрумянка проходит по векам переносью и по низу лика. Нос и рот обведены темнокрасной линией.

Санкирь высветлился и приблизился к реальному цвету лица появились такие детали как ресницы. Белильное вохрение не является светотенью лик сохраняет традицию санкирь - вохрение но превращается в схему.

Икона «Сивиллы Элетриана и Фригия» первая половина XVIII в. размер 77 3 х 50 5 х 1 3 инв. № М-6706 реставратор Е. И. Бучило.

Эта икона на первый взгляд сильно отличается от предыдущих. Описательный рисунок лика каллиграфической точности более того автор рисует глаза с белками и ресницами пишет объемно морщины кончик носа и рот прорисовывает с элементами живописной техники цветных полутонов. Движков нет светотеневая обработка объема лика еще не подразумевает единственный источник света но уже написана падающая тень от носа.

Внимательно разглядывая лик мы снова обнаруживаем здесь систему санкирь = вохрение. По светлозеленому санкирю (охра светлая земля коричневая сиена сажа) нанесено многослойное вохрение: внизу розоватое с примесью крупной киновари выше более плотное на основе охры желтой с добавлением санкиря и белил. Затем коричневой краской прорисованы морщины и наведен объем белилами с промежуточной лессировкой вохрением. В белила верхнего слоя подмешано немного вохрения и даже азурита. В палитру этой иконы смело введены два не встретившиеся ранее пигмента - охра желтая и азурит. Переход к живописи еще не совершен но шаги уже сделаны.

Последние две иконы - это два пути по которому пошла русская иконопись после XVII в. Иконное письмо постепенно упростится и станет объектом артельного труда. Второй путь - это религиозная живопись которая расцветет в XIX в. В Муроме этот поворот случился на полстолетия позднее чем в столице.

Приношу благодарность научным сотрудникам ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря В. И. Барсуковой за выполненные микрошлифы и Ю. М. Малаховой за химический анализ.

Список пигментов в колерах личного письма икон:2

1. «Николай Чудотворец» - 2-я пол. XVI в. инв. № М-6649:

санкирь - сиена сажа аурипигмент охра красная; вохрение - охра св. белила сиена сажа аурипигмент киноварь реальгар.

2. «Надвратная сень» - 1-я пол. XVII в. инв. № М-6611:

санкирь - сиена сажа охра св. киноварь; вохрение - охра св. белила сажа киноварь.

3. «Муромские чудотворцы» - 1669 г. инв. № М-6643:

санкирь - охра св. сажа земля коричневая аурипигмент; вохрение - охра св. белила киноварь сажа земля коричневая аурипигмент.

4. «Богоматерь Знамение» - 2-я по. XVII в. инв. № М-6763:

санкирь - сиена сажа киноварь земля коричневая реальгар; вохрение - охра св. белила киноварь сажа реальгар.

5. «Муромские святые» - 1-я пол. XVIII в. инв. № М-6648:

санкирь - охра зол. сажа земля коричневая киноварь сурик аурипигмент; вохрение - белила + санкирь

6. «Сивиллы Элетриана и Фригия» - 1-я пол. XVIII в. инв. № М-6708:

санкирь - охра св. сиена сажа земля коричневая; вохрение - охра желтая белила земля коричневая сажа киноварь азурит.

 

Ссылки:

* Доклад прочитан на конференции ИКОМа в Копенгагене в 2001 г.

1 Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. - М. 1999. - С. 436-459.

2 Кроме охры желтой на иконе «Сивиллы Элетриана и Фригия» все пигменты определены автором доклада визуально под микроскопом.

дата обновления: 04-03-2016