поиск по сайту
Автор: 

Й.-М. де Вольф (Кельн)

 

«ЛУЧЕЗАРНАЯ ЗВЕЗДА МУРОМА»

 

{img}В подготовке празднования тысячелетнего юбилея крещения Киевской Руси Евангельская церковь Германии совместно с Русской православной церковью Московского Патриархата организовала передвижную выставку «Тысяча лет религиозного искусства в России». Мое внимание привлек один из экспонатов выставки. Это была икона, которая на выставке и в каталоге называлась «Лучезарная звезда Мурома». Ее приписывают иконописцу А. Казанцеву и, согласно каталогу, написана она предположительно в 1700 г. под польским влиянием. Я никогда не подумал бы, что подобное изображение может принадлежать русскому мастеру. Как католик, я был приятно удивлен, поскольку для меня совершенно ясно: эта икона - ни что иное, как изображение «Царицы святого Розария», поскольку младенец Христос держит в руках четки для молитвословия «Розарий пресвятой Богородицы».

Вопрос, где и как Казанцев оказался под влиянием или был вдохновлен для создания такого произведения - это дело исследователей. Моя задача состоит в том, чтобы немного раскрыть смысл изображения иконы.

Новейшие открытия в исторических архивах указывают на точное место возникновения молитвы «Розарий». Это город Трир в Германии. Трир - старинный римский город, который находится в треугольнике границ Германии с Францией и герцогством Люксембург.

Город был основан императором Августом с 16 по 13 годы до рождества Христа. Основатель города - тот самый Август, который приказал провести в Палестине перепись населения, в связи с чем Иосиф и Мария отправились в Вифлеем. Вскоре г. Трир приобретает большое значение, потому что через сто лет после основания здесь был построен амфитеатр на двадцать тысяч зрителей. Во время правления восточно-римского императора Константина Трир становится городом-резиденцией и столицей римской провинции Бельгика. Императрица Елена, согласно легенде отыскавшая крест Христа, подарила Триру две ценные реликвии, находящихся там в настоящее время. Одна из них - плащ Иисуса Христа, который, согласно Библии, был разыгран солдатами. Кроме того, в Трире находятся останки св. апостола Матфея, хранящиеся в специально построенной крипте Бенедиктинского аббатства св. Матфея.

В средневековом Риме неподалеку от аббатства св. Матфея находился картезианский монастырь. Картезианцы - это еремиты, которые собираются вместе только на литургию. Все остальное время они, молясь и работая, проводит в полном уединении. В своей молитвенной практике монахи-картезианцы имели специфический обряд: везде, где верующие молятся Святому Духу, картезианцы приветствуют Богородицу. Перед каждым важным действием они взывают одним «Богородице Дево, радуйся…»; например, при начале проповеди. Этот обряд существует так давно, что передняя кельи картезианца называется «Аve Maria» («Богородице Дево»), потому что там всегда находится изображение Марии или висит икона Богородицы, а, входя в келью или покидая ее, монах один раз произносит молитву «Богородице Дево». В картезианском монастыре Трира и возникла молитва «Розарий», а Бенедиктинское аббатство св. Матфея способствовало его распространению на территории всей северной Европы.

Древнейший документ, известный нам - гравюра на дереве из Барселоны (1488), на котором изображена Богородица, коронованная как царица и обрамленная венком из пятнадцати таинств, как и на иконе «Лучезарная звезда Мурома».

Молитва на четках является формой молитвы, которая сначала практиковалась отцами-пустынниками. Через Ирландию она попала в Западную Европу и там на протяжении столетий использовалась при молитве «Pater Noster» («Отче наш»). Простые братья (монахи, не обучавшиеся богословию) часто были неграмотными и вместо ста пятидесяти псалмов в день сто пятьдесят раз читали «Отче наш» - по пятьдесят раз утром, днем и вечером.

В VI-VII вв. Западная церковь заимствовала у Восточной молитву «Богородице Дево», которая вскоре стала очень популярной среди простого народа. Так постепенно «Отче наш» был заменен на «Богородице Дево». Таким образом возникла так называемая «Марийская пятидесятница». Однако это еще не было началом молитвы «Розарий». Типичным для нее является медитация. «Розарий» с медитацией возникает около 1400 г., и первого, кто так молился, звали Адольф фон Эссен.

Адольф фон Эссен происходил из дворянской семьи, родственной многим княжеским домам. Время до и после 1400 г. было периодом смуты в Европе. Светская власть боролась с церковной, враждебные партии образовывались внутри семейств, клир переходил на сторону того или иного князя. Фон Эссен был тогда настоятелем картезианского монастыря в Трире и очень страдал из-за междоусобиц, в которые была втянута и его семья. Моление не помогало ему в его отчаянии.

Он пережил фазу, которую в мистике называют «духовная ночь». В своей духовной беседе он обратился к молитве простых людей - «Марийской пятидесятнице», однако во время чтения пятидесяти молитв «Богородице Дево», он не мог сконцентрироваться на молитвах. Своими мыслями он был где-то в другом месте, не на молитве. «Марийская пятидесятница» не могла изгнать его душевную муку, пока однажды ночью его не посетило вдохновение: он соединил с каждым «Богородице Дево» одно предложение из описаний жизни Иисуса и Марии. Позже, когда эта медитативная молитва приобрела прочную форму, он назвал эту молитву «Rosarium», что с латыни может быть переведено как «Сад с розами». В дальнейших писаниях он называл эту форму молитвы «Сад с розами Пресвятой Богородицы».

Бенедектинцы из ближайшего аббатства св. Матфея имели большой скрипторий (печатных изданий еще не было) и изготовили сотни копий молитвы. Одна такая копия 1420 г. находится в архиве аббатства.

«Розарий» Адольфа фон Эссена читался без какого-либо вступления: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Мария! Господь с тобой! Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего, Иисус Христос…» (и тогда прибавлялось соответственное предложение из жизни Иисуса) -

1. Которого ты, непорочная Дева, приняла от Святого духа. Аминь.

2. С которым ты посещала Елизавету. Аминь.

3. Которого ты, чистая Дева, родила в большой радости. Аминь.

4. Которого ты спеленала и положила в яслях. Аминь.

5. Которого святые ангелы восхваляют небесным пением - и так далее, до пятидесяти предложений.

Монах Адольф оставил нам одну легенду, в которой, как предполагают некоторые эксперты, есть нечто из его автобиографии. «Один добрый человек имел привычку каждый день плести венок, смотря по времени года - из роз, полевых цветов или зеленых веток - чтобы возложить его на образ Богородицы. Дева Мария видела искреннюю любовь его сердца. Так как она хотела и впредь помогать ему, она внушила ему уйти в монастырь. Дабы проверить его послушание, ему поручили там так много работы, что он больше не находил времени плести венок для Богородицы. Это ввергло его в глубокую грусть, и он подумывал о том, чтобы отказаться от своего решения стать монахом.

Когда однажды он в спешке проходил возле образа Богородицы, он услышал голос, который дал ему совет, вместо того, чтобы плести венок, ежедневно пятьдесят раз читать “Богородице Дево”; голос заверил его, что каждая такая молитва является духовной розой и розарий из духовных роз был бы милее Матери Божьей, чем венок из увядающих цветов. Хотя монах и удивился тому, что он услышал, он никого не увидел. Однако он принял этот совет и последовал ему.

Однажды его послали в один город. Он должен был ехать вечером через лес. На одном привале он преклонил колени и пятьдесят раз прочитал “Богородице Дево”. Его заметили разбойники и захотели отнять коня и ограбить монаха. Прежде, чем они его настигли, они издали увидели, как возле него стояла прекрасная дева; время от времени она брала розу из его уст и плела венок. Когда он закончил, она возложила венок себе на голову и вознеслась на небо. Разбойники удивились этому, подбежали к монаху и спросили его, что он здесь делал и кто была чудесная дева, которую они видели возле него. Монах ответил: “Возле меня не было никакой женщины! Я подарил царице Марии пятьдесят молитв “Богородице Дево” вместо венка, как меня научили. Большего я не знаю!” Тогда разбойники рассказали ему то, что они увидели. И они, и монах познали: это была честнейшая Матерь Божья; она лично приняла венок из роз. Монах от всего сердца радовался. Теперь он все дни плел духовный розарий царице Марии из пятидесяти молитв “Богородице Дево” и наставлял также других людей к этому… Вот так “Розарий” стал известен нам».

Следующий картезианец, сыгравший важную роль в развитии «Розария», был Доминик Прусский. В 1409 г. Адольф фон Эссен стал настоятелем картезианского монастыря св. Альбана в Трире. Однажды поздней осенью того же года в ворота обители постучал бродяга-студент. Он был настолько обессилен, что казалось, будто он вскоре умрет. Этот смертельно больной юноша просил принять его в монастырь. Доминик сложил своего рода исповедь своей жизни. Таким образом, настоятель узнал, что он родился в Балтике. Прилежным студентом он отправился в путешествие. Он везде создавал хорошее впечатление, быстро находил друзей и доверие богатых горожан. Но Доминик пристрастился к игре и женщинам. Обе страсти губили его, особенно азартные игры, затягивая его все глубже и глубже; они отнимали у него все самообладание и превратили в бродягу. Доминик постоянно находился в бегах. Он бежал через Данциг, Гнезен, Гертлиц и Бойтен в Краков, где оставался на протяжении двух лет. Когда и там у него появилась куча долгов, он сбежал в Прагу, и, наконец, решил осесть в картезианском монастыре в Трире.

Почему-то настоятелю понравился этот опустившийся горемыка. Фон Эссен был убежден, что Доминик полон доброй воли, но характер его болен. Адольф считал, что человек не может быть настолько плох, чтобы не быть излеченным, если он каждый день будет читать «Розарий». Доминик должен был пообещать, что он каждый день будет это делать. Он обещал и сдержал свое слово. Год спустя Доминик исцелился телом и душой.

В 1438 г. в Европе началась эпидемия чумы, которая свирепствовала два года. Не пощадила она и картезианцев в Трире. В заботах о своих собратьях фон Эссен заразился смертельной болезнью и 4 июня 1439 г. умер. Умерло и все начальство монастыря. Доминик Прусский взял на себя ответственность за обитель.

После смерти Адольфа Доминик упорядочил свои писания: для Доминика это было поводом расширить доселе известные пункты «Розария» до ста пятидесяти.

Следующий важный шаг в формировании «Розария» связан с именем бретонца Алана де Рупе, доминиканского монаха, который в 1460 г. позаимствовал «Марийский розарий» Доминика Прусского с его ста пятьюдесятью пунктами. Он лично не был знаком с Домиником Прусским. В средние века монахи подписывались только монастырским именем, и Алан де Рупе перепутал Доминика Прусского с основателем своего ордена - св. Домиником. Легенда о том, что св. Доминик получил «Розарий» из рук Богородицы, исторически неправильна. Алан де Рупе велел читать «Розарий» совместно с прихожанами перед или после проповеди (до этого «Розарий» был созерцательной молитвой для простых братьев), но вскоре должен был признать, что «Розарий» со своими ста пятьюдесятью пунктами едва ли годится как общая молитва. Поэтому Алан де Рупе упорядочил сто пятьдесят частей в десятки, которые прерывались одной молитвой «Отче наш». Так как и это оказалось тяжелым для народной молитвы, то упразднили моление одного «Богородице Дево», соединенного с выдержками из Евангелия, и выбрали только одно предложение для каждых десяти молитв.

Так образовался «Розарий» в той форме, в какой им молятся и сегодня, и, как он изображен на иконе «Лучезарная звезда Мурома». Если смотреть по часовой стрелке, то мы созерцаем следующие пункты молитвы:

1. Благовещение Марии.

2. Посещение Елизаветы Марией.

3. Рождество Христово.

4. Сретение Иисуса в храме.

5. Иисуса Христа находят во храме.

6. Моление о чаше.

7. Бичевание Иисуса.

8. Венчание Иисуса терновым венцом.

9. Несение креста на Голгофу.

10. Распятие Христа.

11. Воскресение Иисуса Христа.

12. Вознесение Христа.

13. Сошествие Святого Духа.

14. Успение Богородицы.

15. Коронование Девы Марии в небе.

дата обновления: 09-03-2016