поиск по сайту

Борейко Фёдор Ипполитович родился в 1900 году в Белоруссии в небольшой деревне Телеши под Витебском. С 13 лет стал трудиться в сельском хозяйстве. Семья была большая, приходилось помогать родителям. В РККА со дня её основания - с 1918года, служил сначала рядовым красноармейцем – связистом. Участвовал в гражданской войне, затем в конфликте КВЖД в качестве лётчика-истребителя, в событиях на озере Хасан. В 1929 году во время выполнения боевого задания, был ранен в руку и ногу, но, управляя самолётом одной рукой, не дал ему разбиться, посадил в заданном районе, хотя уже терял сознание. Фёдор Ипполитович за этот поступок был награждён Орденом Красного Знамени. Об этом случае рассказывает заметка А.Круглова «И в воздухе наши герои. Лётчик Борейко спас самолёт» в дальневосточной газете «Отпор» № 20 - 23 ноября 1929 года.

В Великой Отечественной войне – с 1942 по 1945 год. Уничтожал врага в небе над Будапештом, Веной, Берлином. Награждён Орденом Ленина, Орденом Красной звезды, тремя Орденами Боевого Красного Знамени, Орденом Отечественной войны 1 и 2 степени, медалью «XX лет РККА», Медалями «За взятие Будапешта», и «За взятие Вены», многими другими медалями. В каждом боевом полёте он подвергал свою жизнь смертельной опасности, но смело наносил удары по фашистам с воздуха. Фёдор Ипполитович был несколько раз ранен, последнее ранение было тяжёлым. Фёдор Ипполитович во время одной из воздушных схваток с врагом под Будапештом выполнял боевую задачу. Штурмовые самолёты ИЛ-2 кружили над укрепрайоном. Огнём с высоты они загнали фашистов в блиндажи, доты и щели. Группа штурмовиков была нужна, чтобы завершить операцию. Фёдор Ипполитович перевёл ИЛ-2 в последнюю атаку. Его удар и на этот раз оказался точен. Но случилось непредвиденное. На выходе из пикирования, самолёт перевернулся «животом» вверх, лётчику удалось выровнять боевую машину, но с набором высоты он не ушёл. Покачиваясь с крыла на крыло, ИЛ -2 перевернулся на нос и неудержимо понёсся к земле. С большим усилием удалось установить и удержать штурвал машины, пробитой вражеским снарядом. Рука, смертельно зажавшая его, немела от потери крови. Штурмовик сел, однополчане подоспели на помощь тушить загоревшуюся обшивку и левое крыло самолёта. Фёдора Ипполитовича отправили в медсанбат, где достали из руки несколько осколков снарядов.
Некоторое время после госпиталя он руководил наземным пунктом управления штурмовой авиации (ПУША). Позднее, в боях за освобождение Будапешта от гитлеровцев, снова совершал боевые вылеты. Борейко Фёдор Ипполитович был заместителем командира 231 Гвардейской Рославльской штурмовой авиационной дивизии.
Фёдор Ипполитович прожил в Муроме Владимирской области 26 лет: с 1950 по 1976 год. Жил он с семьёй на улице Воровского. Двое его сыновей стали кадровыми военными, служили в танковых и ракетных войсках. Дочь тоже вышла замуж за военнослужащего и, как бы возвращаясь к местам начала военной судьбы отца, посвятила свою жизнь службе на Дальнем Востоке.
Ф.И. Борейко некоторое время работал военным комиссаром города Мурома.
Погиб он трагически, разбился на мотоцикле «Ява» в 1976 году. Даже в солидном возрасте сохранял боевую выправку, занимался спортом, очень любил своих детей и внуков, одному из которых при рождении было дано его имя – Фёдор.

дата обновления: 12-05-2015