поиск по сайту
Н. В. Насонова (Москва), Е. И. Сазонова (Муром)
ПОРТРЕТЫ АКТЕРОВ В ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ АЛЬБОМАХ XIX ВЕКА
 
В фондах Муромского историко-художественного музея в коллекции фотографии находится альбом второй половины ХIХ века, который поступил в музей от неизвестного лица1. В нем, кроме семейных фотографий (20 единиц), находятся портреты актеров, а также литераторов и театральных критиков (30 единиц). Часть портретов имеет подписи на обороте или лицевой стороне фотографии, но большая часть портретов людей в театральных костюмах не аннотирована и значится как «неизвестные». Понятно, что перед нами специально собранная коллекция портретов актеров и деятелей театра. Кому могла принадлежать эта коллекция, и чьи имена скрываются под словами «неизвестный актер»? Именно на эти вопросы мы пытались ответить в этом небольшом исследовании.
Известно, что в провинциальных городах России  ХIХ столетия был интерес и к литературе, и к живописи, и, особенно, к театру. В «Оте­чественных записках» 1861 года неизвестный автор театральной хроники пишет о том, что провинциалы с нетерпением ждут каждого журнала, чтобы прочитать свежие новости о театральных постановках и других культурных событиях2. Посетить столичный театр мог далеко не каждый житель уездного городка. Поэтому для поклонников театра с 1808 г. начал выходить первый русский театральный журнал «Драматический вестник», с 1840 г. «Пантеон русского и всех европейских театров», с 1888 г. – журнал «Артист» с иллюстрациями, где печатались новости из разных городов России для заинтересованной публики, а иногда и новые пьесы. Кроме того, в начале ХIХ в. даже театральные афиши распространялись по подписке. 
Об увлечении муромских обывателей теат­ром ярко свидетельствует дневниковые записи 1830-х гг. купеческого сына Егора Перлова. Он много разъезжал по торговым делам своего отца, и в каждом городе, где был театр, спешил попасть на представление. Анализируя его записи о посещении представлений, публикатор «Журнала Егора Перлова» О. А. Сухова дала довольно полную характеристику театральных интересов молодого провинциала того времени. В его дневнике указано почти пятьдесят названий спектак­лей в Казани, Муроме, Нижнем Новгороде, Рыбинске, Москве. «Он слушал оперы, водевили, смотрел пьесы, комедии и балеты; представления в Механическом театре, т. е. охватил все – от высоких жанров до низких; бывал как в известных российских театрах, так и в ярмарочных балаганах, например, в родном Муроме. Среди опер, которые слушал Егор Перлов, не только „Свадьба Фигаро” и другие известных европейских композиторов, но и русские „эпохи Алексея Николаевича Верстовского” (1799-1862). Так, „Аскольдову могилу” отечественного метра он посетил дважды: летом (в Нижнем) и осенью (в Москве) 1836 года. Романтическая опера на либретто М. Н. Загоскина, по его же одноименному роману из древней русской истории, впервые была представлена 28 сентября 1835 года на сцене мос­ковского Большого театра. Приключенческая интрига, национальный колорит, сплав вокальных партий, народных мелодий и разговорного жанра обеспечили ей огромную популярность. Другую оперу Верстовского – „Пан Твардовский” – Егор Перлов слушал летом 1837 года в Нижнем Новгороде. Особенно любопытна афиша театральной Москвы осени-зимы 1836 года. В перечне спектаклей, которые почти ежедневно посещал автор, и пьеса Шекспира „Гамлет”, и балет „Розалья”, и опера „Роберт”, и любопытные спектакли на темы из русской истории: упомянутая „Аскольдова могила”, „Михаил Васильевич Скопин-Шуйский”, „Дмитрий Донской”. Особенно стоит отметить пьесы современных авторов той поры, ныне знаковых и хрестоматийных. Так, 3 ноября 1836 года Е. И. Перлов присутствовал на спектакле по пьесе  А. С. Грибоедова „Горе от ума”, впервые поставленной в Москве в 1831 году. А 10 ноября 1836 был на представлении комедии Н. В. Гоголя „Ревизор”. Эту пьесу Н. В. Гоголя он смотрел позже и в Нижнем Новгороде летом следующего года»3.
Для театральной жизни в самом Муроме многое было сделано городским головой А. В. Ермаковым. В 1867 году по его инициативе и на его средства в городе был построен театр. Это событие отмечает журнал «Антракт»: «Муромский городской голова г. Ермаков в прошлое лето на Конной площади города Мурома построил деревянный выштукатуренный театр, который не уступит и театрам в некоторых губернских городах»4. К сожалению, само здание театра не сохранилось, но как оно выглядело, можно представить по двум эскизам фасадов, находящимся в коллекции документов муромского музея. Это было небольшое одноэтажное здание с классическим порталом. А. В. Ермаков был страстным любителем театральных представлений, не пропускал ни одной пьесы. Как вспоминала жительница Мурома А. Д. Жадина, городской голова «приказывал муромскому купечеству вместе с женами посещать все спектакли»5. 
Провинциальным актерам и антрепренерам посвящена работа В. Костылева «Театральные перекрестки провинции. Из истории русского дореволюционного театра во Владимире и Муроме»6. Он довольно подробно останавливается на описании «картины муромской театральной жизни» еще до постройки ермаковского театра. В город часто приезжали кочевые актерские труппы, в одной из них работала приемная мать будущей известной талантливой актрисы Пелагеи Антиповны Стрепетовой Елизавета Ивановна Кочетова, которая в Муроме «успешно и много играла». А через несколько лет, уже живя в Нижнем Новгороде, она разрешила «своей Поле и ее подруге Лизе» играть на муромской сцене7. Таким образом, Пелагея Стрепетова дебютировала в только что открывшемся ермаковском театре. На следующий летний сезон 1868 года П. А. Стрепетова выступала в Муроме вместе с А. П. Ленским – будущим знаменитым артистом Малого театра. Актеры прибыли с богатым репертуаром, состоявшим из классических произведений А. С. Грибоедова, А. К. Толстого, А. Н. Островского, Ж. Оффенбаха. 
Театральная жизнь Мурома не стояла на мес­те. Приезжали гастролирующие актеры, давали концерты и оперные артисты. В 1896 и 1898 гг. выступал с концертной программой Леонид Собинов – один из крупнейших представителей русской классической вокальной школы. В 1910-е годы в городе был организован музыкально-драматический театральный кружок, где ставились и классические пьесы, и водевили. На страницах газеты «Муромский край» (1913-1914) бурно обсуждались спектакли, актеры и персонажи. 
Таким образом, интерес к театру среди определенного слоя жителей Мурома был огромный. Провинциалы старались не отставать от столичной моды: занимались коллекционированием портретов знаменитых и любимых актеров. Это занятие получило распространение после того, как стала развиваться типографская индустрия, которая позволяла издавать открытки большими тиражами. Открытки помещались в альбом; среди них были и портреты актеров, присланные родственниками или друзьями из разных городов России, с короткими письмами8. 
На некоторых снимках из нашей портретной коллекции актеров и театральных деятелей карандашом написаны фамилии или псевдонимы: Комиссаржевский, Петров, Никольский, Самойлов, Гейно и др. Именно с этих надписей начался поиск по разным литературным и визуальным источникам. В основном снимки относятся к 1860-1870-м годам, а авторами большей части портретов были петербургские фотографы: Л. Барклай, Везенберг, С. Л. Левицкий. Все эти факторы сузили временные рамки до середины позапрошлого столетия, а ареал поиска – до главных театров Санкт-Петербурга – Мариинского и Александ­ринского, на сценах которых выступали самые известные русские и зарубежные актеры. Постепенно, шаг за шагом, удалось установить имена и фамилии почти всех изображенных на фотографиях персонажей.
Перед нами лучшие голоса оперной Мариинской труппы: П. С. Левицкая (сопрано), О. А. Петров (бас), А. Я. Воробьева (контральто), А. П. Крутикова (контральто), Ф. К. Никольский (драматический тенор), Ф. П. Комиссаржевский (лирико-драматический тенор), Д. А. Орлов (Калгин, тенор). Актеры Санкт-Петербургского Александрийского театра: П. В. Васильев, В. В. Самойлов, В. А. Лядова, С. П. Волгина, Э. А. Лильева (Лилеева), Н. А. Енгалычева (Энгалли, Эльвира Анжелли). Итальянские певцы: Аделина Патти (колоратурное сопрано), Паолина Лукка (сопрано широкого дипазона), Винченцо Грациани (бас), Энрико Тамберлик (тенор), французская певица Эмилия-Мария Лагруа. 
Имена многих из этих актеров можно встретить в театральных обзорах периодической литературы середины и второй половины XIX столетия. Например, Николай Алексеевич Некрасов под псевдонимом «Петербургский житель» публикует статью, в которой замечает, что театр стал доступен для всех слоев населения, что участились выступления итальянских, французских и других зарубежных артистов в Санкт-Петербурге и Моск­ве. Устраивались совместные с российскими певцами концерты, специально ставились спектакли на итальянском языке с участием двух трупп: российской и итальянской9. В этой же статье он говорит о том, что не надо сравнивать Осипа Афанасьевича Петрова с другими певцами для того, чтобы показать, насколько велик О. А. Пет­ров: «И какие тут могут быть сравнения? Разве вола с цыпленком сравнивают?»10. Несколько лет назад в опере «Жизнь за царя» О. А. Петров великолепно пел Ивана Сусанина. От публики певцу преподнесли старинный русский кубок, на крышке которого был сделан памятник Сусанину. Известно, что О. А. Петров был женат на певице  Анне Яковлевне Петровой (Воробьевой). В первом исполнении оперы «Жизнь за царя» она пела роль Вани. Из-за большой голосовой нагрузки в мужских низких партиях певица сорвала голос и была вынуждена в 1846 году оставить сцену, хотя официально продолжала числиться в оперной труппе до 1850 года. В нашей коллекции  находятся два ее портрета, и на одном из них А. Я. Петрова-Воробьева изображена в мужской роли. 
Лучшим певцом труппы Мариинского теат­ра Н. А. Некрасов считал Федора Калиновича Никольского. Он обладал необыкновенно красивым, сильным голосом мягкого и теплого тембра большого диапазона. Репертуар певца насчитывал свыше двадцати партий. Критики сравнивали его со знаменитыми итальянскими артистами Э. Тамберликом, Э. Кальцинари и Джованни Баттиста Рубини11. 
В театральной хронике 1864 года подробно описан бенефис В. В. Самойлова: «Его игра тепла и симпатична; во многих местах он вызвал  громкие, вполне искренние рукоплескания»12. В. В. Самойлову преподнесли несколько букетов, серебряную вазу с цветами. Несколько слов сказано о русской опере. По мнению критика, «русская опера воскресла в нынешнем сезоне; в ней явилось несколько новых сюжетов, из которых один, именно господин Коммисаржевский – явление весьма приятное»13. Через несколько лет Ф. П. Коммисаржевский будет петь в Мариинском театре главные партии.
В одном из обзоров Н. А. Некрасов отмечает солистку Венской оперы Паолину Лукка, которая «необычайно пленительная, даровитая и свежая певица, имеет у нас успех давно небывалый»14. Очень часто на Петербургской сцене выступала известная итальянская певица Аделина Патти, которая начала петь с восьмилетнего возраста. Все современники восхищались ее голосом, который и в шестьдесят лет звучал, как в молодости. Аделине Патти повезло больше, чем ее коллегам: ее голос в 1906 г. был записан на фонограф, поэтому и сегодня мы можем услышать эту итальянскую диву. Правда, в России не все восхищались ее голосом. Модест Петрович Мусоргский даже сделал на нее музыкальную пародию («Салонный вальс»), которая была ответом на рецензию Ф. Толстого, где он безудержно хвалил Аделину Патти15. Но критика Мусоргского и Ф. Толстого создала еще большую рекламу певице, и публика просто ломилась на спектакли с ее участием. Кстати, уже в советское время, в 1956 г. режиссер Г. Рошаль снял фильм «Мусоргский», где напомнил зрителям имя Аделины Патти, включив эпизод с «Салонным вальсом» в виде кукольной постановки.
В театральном обзоре «Отечественных записок» 1861 года, помещенных под псевдонимом «Праздношатающийся»16, речь идет об итальянских и французских оперных певцах, портреты которых также представлены в рассматриваемой коллекции. «Винченцо Грациани был неподражаемо хорош в роли графа де Луна (Трубадур); игра и пение его безукоризненны и постоянно возбуждали восторг публики... Г. Грациани, неоспоримо, лучший певец нынешняго сезона»; «голос Э. Лагруа не очень подходит к партии Леоноры, а вот в опере Доницетти Э. Лагруа совершенно на месте»17. 
Таким образом, перед нами коллекция звезд оперной сцены 1860-1870-х годов. Такую коллекцию мог собрать заядлый театрал, человек, который бывал в Санкт-Петербурге, видел и слышал своих кумиров. Как указывалось выше, в альбоме находятся портреты обычных людей, среди которых, как нам кажется, может быть и портрет самого коллекционера. На фотографиях изображены дети, молодые женщины, мужчины, есть и групповые снимки. К сожалению, почти все эти портреты не подписаны. Некоторые из них имеют на обороте краткую помету: «Мар. Тим. (Мария Тимофеевна). 1863 год», или «Маri. 1863», или «Софья Павловна. 1862». Снимки сделаны в Питере, в Москве, в Смоленске, во Владимире. Конечно, установить по этим данным владельца коллекции актеров не представляется возможным. Но на обороте портрета певицы Э. Лагруа имеется надпись следующего содержания: «Предмет моего обожания в нынешнем году. 1-я певица итальянской оперы Лагруа. Здесь она приготовилась в роль Нормы, в которой восхитительна»18. А вот подпись разобрать не удалось. Возможно – Ал. Аронин. 
В последнее время все больше появляется интересных работ, посвященных «человеку в истории». Наше небольшое исследование расширяет знания об образе жизни, круге интересов и увлечений жителей небольших уездных русских городов.
 
1 Коллекция фотографий и документов МИХМ // Ф. 1. – Оп. 171.
2 Неизвестный автор. Театральная хроника // Отечественные записки. – 1861. – Т. СXXXIX. – C. 631-636.
3 Сухова О. А. «Живой журнал» современника Гоголя // Новая провинция. – 2009. – № 18. – С. 9; проект Муромского музея «Эпистолярное наследие провинции» // [Электронный рессурс]. – Режим доступа: http://www.museum-murom.ru.
4 Антракт. – 1868. – № 22. Цит. По: Костылев В. Теат­ральные перекрестки провинции. Из истории русского дореволюционного театра во Владимире и Муроме. Курсовая работа. – Муром, 1986 // НА МИХМ. – Ф. 7. – Оп. 2. – Ед. хр. 3. – С. 17.
5 Жадина А. Д. Алексей Васильевич Ермаков. Рукопись // Собрание фотографий и документов МИХМ. – Ф. 1. – Оп. 50. – Ед. хр. 9. – Л. 3.
6 Костылев В. Указ. соч. 
7 Костылев В. Указ. соч. – С. 18.
8 Такую коллекцию открыток собрала жительница Мурома Мария Давыдовна Гундобина – бабушка Н. В. Насоновой, одного из авторов данного сообщения.
9 Некрасов Н. А. Петербургский театр. Русская опера //Отечественные записки. – 1868. – Т. CVIIVIII. – 
С. 132-138.
10 Там же.
11 Там же.
12 Театральная хроника //Отечественные записки. – 1864. – Т. GLIII. – С. 73-81.
13 Там же. 
14 Некрасов Н. А. Указ. соч. – С. 132-138.
15 Стасов В. В. Письмецо к г. Ростиславу про Глинку // Театральный и музыкальный вестник. – 1857 // [Электронный рессурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/.
16 Псевдоним генерал-майора М. П. Розенгейма – поэта, писателя.
17 Театральный обзор //Отечественные записки. – 1861. – Т. СXXXIX. – C. 631-636.
18 Коллекция фотографий и документов МИХМ. – Ф. 1. – Оп. 171. – Ед. хр. 44.
 
Публикуется без иллюстраций
дата обновления: 16-02-2016