поиск по сайту

Е. В. Николаева (Москва) 

 

ОБРАЗ ИЛЬИ МУРОМЦА В КУЛЬТУРЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

С конца восьмидесятых годов ХХ в. русские мотивы начинают занимать весьма значительное место в культурной жизни России. Обращение к историческим и мифологическим истокам русской культуры постепенно захватывает все российское социокультурное пространство: архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, социальные стереотипы поведения, политику, дизайн товаров и интерьеров, топику названий и содержание коммуникативных источников (радио- и телепрограмм, газет и журналов, рекламных объявлений и т. д.).

Это явление обусловлено сложными социокультурными процессами, связанными с поисками новой аксиологической системы парадигматических констант, на основе которой русская культура могла бы вновь обрести свою целостность, потерянную в результате слома советской культурной парадигмы. Поэтому современная апелляция к традиции не есть феномен моды или конъюнктурно-маркетинговых стратегий: последние являются лишь разворачиванием в повседневной культуре мифологических структур, имманентных русской культуре.1 Значение мифа, особенно повествующего о времени Начала Начал и являющегося «образцовой моделью для всякого созидания»,2 необычайно возрастает в периоды культурных сломов, знаменующих собой исчерпанность социально-духовных механизмов воспроизводства культурной идентичности. Кризис рубежного состояния вызывает взрывообразное возвращение в семантическое пространство тех знаков и символов, которые были некогда выброшены из культуры3 в своего рода «культурный чулан». В такие моменты широкое обращение культуры к историческим сюжетам и образам представляет собой результат глубинных процессов, протекающих в коллективном бессознательном, национально-архетипические формулы которого являются неизменными для каждой культуры.4

Питирим Сорокин, называя состоявшуюся как цельность культуру интегрированной, отмечал, что изначальные посылки культуры определяют все ее дальнейшее развитие.5Такими изначальными посылками для русской культуры, несомненно, являются именно религиозно-нравственные принципы: справедливость как высший моральный императив, любовь к Матери-землевоинский и духовный подвиг, - которые на протяжении всей российской истории отстаивали русские «чудо-богатыри». В ХIХ в. эти категории были сведены в знаменитую формулу - «православие, самодержавие, народность» как основа русской культуры и русского государства.

В современных условиях дефицита государственной власти культура реактуализирует, в первую очередь, символические структуры, связанные с мифопоэтическими событиями начала русской государственности, с выдающимися историческими деятелями и культурными героями-первопредками, ведь, как указывал в свое время А. Ф. Лосев, основными составляющими культуры, в которых разворачивается миф, являются личность, история, слово и чудо.6

В ряду величайших исторических деятелей, прославившихся созданием, реформированием и защитой российской государственности, таких, как Юрий Долгорукий, Александр Невский, Даниил Московский, Петр I, генералиссимус А. Суворов, адмиралы С. О. Макаров и П. С. Нахимов, маршал Г. К. Жуков, особое место занимают былинные герои периода Киевской Руси, в первую очередь, Илья Муромец.

Илья Муромец репрезентирует в российской культуре исконно русское мироощущение, связанное с деятельной любовью к нашей бескрайней Родине, бескорыстным служением родной земле-Матушке. Значимость этого образа не столько в его сказочной физической силе, сколько в необыкновенной силе духовной. К тому же этот былинный герой - не князь, не купец, не знатный горожанин, а простой крестьянский сын, который, несмотря на приобретенную славу, никогда не предавал глубинную народную правду, основанную на уважении к труду на земле, не уступающему в русской системе ценностей воинскому подвигу.7

 Особое место образа Ильи Муромца среди других культурных героев, востребованных современной культурой повседневности, обусловлено его нелокальным, общерусским характером и соединением в фигуре былинного богатыря мифологического героя и реальной исторической личности, непобедимого воина и простого крестьянина, ратного защитника Русской земли и святого инока Киево-Печерской обители.

Вот что сообщается о преподобном Илье Муромце в «Житиях русских святых»: «Преподобный Илия, по народному именованию Чоботов (Чеботов), был родом из Мурома и подвизался в Киево-Печерской обители в XII в. Мощи его почивают в Антониевой пещере.

Некоторые из историков считают преподобного Илию Печерского за одно лицо с богатырем Ильей Муромцем. В былинах Илья Муромец представляется человеком религиозным, в народных сказаниях проводится та мысль, что Илья Муромец, после ратных подвигов и воинской службы, раздал нажитые им богатства на украшение храмов и нищим и посвятил себя исключительно богослужению и, подвизаясь в делах благочестия, странствовал по земле Русской. Паломник ХVIII в. (Леонтий) в своих записках говорит: «“Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем…а правая рука его изображена крестным знамением”. Преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения».8

Наиболее яркий образ Ильи Муромца вошел в культуру повседневности вместе со знаменитым полотном Виктора Васнецова «Богатыри» (1898) (Рис. 1).Три богатыря - героическое осмысление русской культурой троичности как божественной сущности. Жест Ильи Муромца, вглядывающегося в русскую даль, становится знаковым: рука, поднятая не с целью убивать, а чтобы увидеть то, что еще скрыто за дымкой времени. Именно этот образ Ильи Муромца наиболее часто встречается в сюжетах повседневной культуры (в предметах декоративно-прикладного искусства, например, емкости для чая, оформлении открыток-поздравлений с Днем защитника отечества (Рис. 2), конфетных оберток и рекламных объявлений, иногда даже не имеющих никаких коннотативных связей с используемым образом).

Показательно, что даже в семантическом пространстве современной российской экономики, в целом прозападно-ориентированной, имеет место символическая реактуализация силы русских богатырей: к примеру, паевые инвестиционные фонды компании «Тройка Диалог» так и называются «Богатыри», причем удивительным образом доходность ПИФ «Илья Муромец» оказывается самой высокой (более 100%) (Рис. 3).

А туристическая компания Global Travel, предлагая новогоднее путешествие в г. Муром, мотивирует это следующим образом: «Первого января празднуется день преподобного Ильи Муромского. Люди, поклонившиеся этому святому, проведут третье тысячелетие в добром здравии».

Здесь турфирма, выбравшая по соображениям экономической престижности англоязычное название, делает акцент на святости русского былинного богатыря, наделяя его имя и город необычайной целительной силой, распространяющейся за пределы человеческой жизни, в которой счет, разумеется, не может идти на тысячелетия.

Следующим наиболее популярным сюжетом из былинного цикла про Илью Муромца является мотив богатыря на распутье:

… Из того ли из города из Мурома,

Из того ли села Карачарева,

Была тут поездка богатырская, -

Выезжает оттуль да добрый молодец,

Старый казак да Илья Муромец…

Едет добрый молодец да во чистом поли,

И увидел добрый молодец да Латырь-камешок,

И от камешка лежит три росстани,

И на камешке было подписано:

«В первую дороженьку ехати - убиту быть,

В другую дороженьку ехать - женату быть,

В третьюю дороженьку ехать - богату быть.9

Помимо традиционного прочтения этого образа (например, рубрикатор журнала «Русский дом»), визуализированного опять же В. Васнецовым (картина «Витязь на распутье» (1884)), мотив богатыря на перепутье в современной культуре повседневности вовлекается в постмодернистскую игру на тему выбора. В качестве примера можно привести газетный афоризм: «Подъехал богатырь к камню, а на нем написано: “Без вариантов”, - или иллюстрацию к статье о недвижимости в еженедельнике “Зеленый проспект”» (Рис. 4).

 В исключительных случаях постмодернистский принцип сочетания несочетаемого приводит к гротескному снижению знаменитого образа былинного богатыря (как, например, при использовании его в объявлении о найме танцовщиц для работы за рубежом). В этой связи стоит отметить, что духовный потенциал реактуализации образа Ильи Муромца в собственно традиционном ключе в современной культуре повседневности далеко еще не исчерпан.

Этот краткий обзор «богатырской темы» в современной культуре был бы, конечно, неполным без упоминания «былинного камня», возведенного при въезде в сам легендарный Муром со стороны Владимира. Мощь камня, из глубин которого как бы постепенно появляется Илья Муромец, уравновешивается, однако, приземистостью памятника: камень будто врос в землю, а богатырь по пояс ушел в нее, как в страшной битве с вражиной поганой. Вспоминается и Живая Голова из пушкинской поэмы «Руслан и Людмила»: меч под ней богатырский ждет того, кто достоин сразиться с обидчиком земли русской.

В новой российской социокультурной парадигме, которая сегодня только начинает приобретать свои очертания, концепт Непобедимого воина, Защитника Отечества является одним из основополагающих, и потому образ былинного богатыря Ильи Муромца по праву занимает почетное место в формирующейся «галерее славы» российской культуры повседневности.

И подобно тому, как прежде старинные сказители, в современном секуляризированном мире сами вещи «Илье Муромцу да и славу поют».10

 

Ссылки:

1 Об этом написал, например, Владимир Паперный в своем исследовании двух вариантов российской культуры, периодически сменявших друг друга в течение всей истории российского государства (Паперный В. Культура Два. - М., 1996): «Изменения, происходящие в архитектуре, других искусствах, в экономике, образе жизни, типах социальной организации, в газетной лексике и т. п. подчиняются некоторым общим закономерностям… Не отдельные архитекторы, критики, чиновники и вожди своими усилиями поворачивают архитектуру (литературу, кино) в ту или иную сторону, а напротив, это движение первично по отношению к усилиям отдельных людей и существует нечто, что совершает это движение» (С. 17). Это «нечто» В. Паперный считает самой культурой.

2 Известный исследователь в области истории религий Мирча Элиаде (Священное и мирское. - М., 1994) отмечал «терапевтическую роль» возвращения обществом к Началу Начал для порождения «нового», «чистого», «еще не изношенного времени» (С. 52). Ведь, несмотря на внешнюю десакрализацию современной жизни, «большинство «неверующих» живут под влиянием псевдорелигий и деформированных мифологий», а по содержанию и структуре культурное «бессознательное обнаруживает удивительные аналогии с мифологическими образами и картинами» (С. 130); Э. Фромм (Иметь или быть. - М., 1997) также указывал на онтологический характер воссоздания прошлого: «Можно пережить какую-нибудь ситуацию нашего прошлого так сильно и живо, как будто она происходит здесь и сейчас. А это значит возвращать прошлое к жизни (то есть в символической форме воскрешать умершее). И в той мере, в какой мы делаем это, прошлое перестает быть прошлым; оно есть (курсив - Э. Ф.) нечто, происходящее здесь и сейчас» (С. 329); о неизменном возвращении к началу в период культурного обновления писал и М. М. Бахтин (Человек в мире слова. - М., 1995): «Всякий действительно существенный шаг вперед сопровождается возвратом к началу («изначальность»), точнее к обновлению начала. Идти вперед может только память, а не забвение. Память возвращается к началу и обновляет его» (С. 533).

3 Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М., 1992.

4 См., например: Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К. Г. Архетип и символ. - М., 1991.

5 Сорокин П. Социальная и культурная динамика. - СПб., 2000.

6 Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. - С. 160.

7 Результаты социологических опросов свидетельствуют о необыкновенно возросшей символической валентности в представлениях современных россиян таких понятий, как «простой народ», «наши предки», «родная земля», «труд на земле» (См.: Дубин Б. В. Прошлое в сегодняшних оценках россиян // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. - № 5. - М., 1996; Гудков Л. Д. Русский неотрадиционализм // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. - № 2. - М., 1997.

8 Жития Русских святых. Издание Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря. - Кн. 5. - 1993. - С. 367.

9 Три поездки Ильи Муромца // Былины. - СПб., 1999. - С. 99.

10 Илья Муромец и Идолище // Былины… С. 111.

дата обновления: 09-03-2016