поиск по сайту
Автор: 
В. В. Гуляева (Владимир) 
СУЗДАЛЬ В X – НАЧАЛЕ XI ВЕКОВ
 
История Суздальского края богата и многогранна. Современная наука доказала, что первые люди на территории этого края появились приблизительно 25-30 тыс. лет тому назад. Уже в эпоху позднего оледенения на территории Суздальского края находилась знаменитая стоянка первобытных людей – Сунгирь.
В прошлом огромное пространство Волго-Окского междуречья было заселено финно-угорскими племенами – меря, мурома, мещера. В районе ополья жили племена меря. 
В 30-е гг. двадцатого века на территории Суздальского кремля велись раскопки А. Ф. Дубыниным. Свои исследования вел здесь и Н. Н. Воронин. В северо-западной части кремлевской территории им были обнаружены наиболее древние напластования – остатки укреплений славяно-мерянского поселения рубежа IX-X вв. Древнейшие сооружения располагались по берегу р. Каменки.
Первые письменные свидетельства о нашем крае содержат древнерусские летописи. Из них мы получаем сведения о событиях IX-XII вв. В «Повести временных лет» под 862 г. в разделе о призвании варягов говорится: «И прия власть Рюрик, и раздая мужем своим грады, овому Полотеск, овому Ростов, другому Белоозеро. И по тем городом суть находници варязи, а перьвии насельници в Новгороде словене, в Полотьски кривичи, в Ростове меря, в Белеозере весь, в Муроме мурома; и теми всеми обладаша Рюрик»1.  
Племена финно-угорского происхождения, проживающие в VIII-XII вв. на территории, которую пересекали важные торговые пути Северо-Восточного региона Руси, сыграли большую роль в развитии этнокультурной цивилизации. В ­межд­у­­народной торговле посредническую роль играли варяги и хазары. Сотрудничество этих главных этнокультурных компонентов и их влияние на развитие государственности славян несомненно. Не случайно варяжская и хазарская дань упоминаются в связи с начальным периодом русской истории. В «Повести временных лет» под датой 6367 от сотворения мира, 859 г. нашей эры, записано: «Варяги изъ-за морья наложили дань на чудьи и на словенех, на мери и на всехъ кривичех. А козари имаху на полянех и на северех, и на вятичех, имаху по беле и по веверице от дыма»2. 
Проникновение славян на территорию междуречья началось на рубеже VII-IX вв. – прежде всего кривичей, вятичей и новгородских словен. 
Некоторые из славянских племен уже в IV веке стали продвигаться на территорию Северо-Восточного региона. Небольшие группы поселенцев появились вначале в районе озера Ильмень, а затем, достигнув истоков Волги и продолжая экспансию Верхневолжья, славяне вступили в более тесные отношения с различными финскими племенами3. 
Славянские переселенцы двигались в бассейны рек Оки и Клязьмы. Волна славянской колонизации докатилась до благодатных черноземов Суздальского ополья по реке Нерль – основному торговому пути из Суздальской земли в Клязьму, Оку и Волгу. Волго-Окский регион занимал важное место во внутренней и внешней торговле Руси.
Под давлением славянской колонизации финские племена уходили со своих мест или сливались с пришедшими, поэтому на обширных пространствах встречаются названия городов, рек финского происхождения. Ученые полагают, что такие слова, как Муром, Суздаль, Нерль, Пекша, Ворша, Кидекша, Колокша, Клязьма, Судогда, Ундол, Нерехта – финно-угорского происхождения. Название реки Оки тоже финского происхождения: «Vа» по-фински означает «вода», «око» в переводе с финского «река». Много городов и речек получили названия от обитавших здесь племен: веси –  г. Весьегорск, мурома – г. Муром и т. д.4 
Колонизация носила мирный характер. Историк Тацит, автор «Германии», отмечает миролюбивый характер финнов5. Ассимиляции населения способствовало, в первую очередь, развитие торговли. Главные торговые пути шли по рекам Оке, Клязьме и их притокам. Река Ока, важнейший торговый путь древности, соединяла территорию проживания славянских племен с землями финно-угров6. 
В Х-ХI вв. усиливается практика использования Древней Русью скандинавских воинов-наемников, о чем свидетельствуют как письменные, так и археологические источники. К последним, например, можно отнести находки скандинавского дружинного комплекса ХI в., найденного в Суздале. Особый интерес представляет усадьба скандинавского дружинника, площадью 1600 кв. м, раскопанная на территории кремля. Были найдены предметы вооружения, византийская актовая свинцовая печать, серебряные западноевропейские монеты, золотое височное кольцо, фрагменты дорогой стеклянной и поливной посуды, литейная формочка с рунической надписью. Кроме того, был обнаружен клад – три золотых браслета, каждый весом около 100 граммов самородного золота 999-й пробы. По скандинавским комплексам и другим находкам прослеживается присутствие варягов в торгово-ремесленных центрах Балтийско-Волжского пути на территории Руси от Ладоги до Суздаля7.
Славяне вели посредническую торговлю с руссами и восточными купцами. Наиболее яркие записи о контактах с русами в X в. оставил Ахмед ибн Фадлан. Добравшись до великой и могучей реки Итиль – так арабы называли Волгу, – он повстречался с русскими купцами. «Они были подобны пальмам, – записал он, – румяны и красивы». Все русы оказались хорошо вооружены. У одного – секира, у другого – меч, у третьего – длинный нож. Мечи плоские, с бороздками, франкской работы. Вместо курток и кафтанов они носили плащи8. 
IХ в. – время складывания государства на Руси, время изживания родоплеменных отношений – стал рубежом появления наиболее крупных городов Древней Руси.
Связь становления государства с развитием предпринимательства и торговли, урбанизацией очевидна и прослеживается в древнерусских письменных источниках. Так, из «Повести  временных лет» мы видим, что Олег «нача грады ставити и устави дани словеном, кривичемъ и мери»9. Создание городов здесь связывается с обложением данью, полюдьем, торговыми мероприятиями.
Летопись указывает на организацию всегосударственной сети пунктов, связанных с княжеской властью, – от городов и деревень до охотничьих угодий – с реформой Ольги, которая после подавления древлянского восстания дала «уроки и уставы» в древлянской земле, устроив там «становища и ловати», затем двинулась к Новгороду, «и устави по  мьсте повосты (погосты) и дани, и по Лузе оброки и дани: и ловища (охотничьи угодья), ея суть по всей земли»10. 
Из важнейших речных магистралей, на которых стояли погосты, названы Днепр, Десна, Мста. Погосты были распространены по преимуществу в Новгородской земле, Смоленской и Ростово-Суздальской. Как утверждает В. Л. Янин, это области, где некогда жили славяне, кривичи и меря, призвавшие варягов11. 
В «местах и погостах» стояла княжеская дружина, собирающая дань, «уроки и уставы». Охотничьи места были необходимой привилегией княжеской дружины, которая кормилась на подвластных ей территориях и контролировала пушной промысел. 
Кроме членов знати, население погостов состояло из служилых людей – ремесленников, ремонтирующих суда, производящих партиями изделия: гвозди, стрелы, глиняные изделия и т. д. Охотники, сборщики дикого меда и другие люди в княжеской службе имели особый статус. Очевидно, эта служба предполагала поставку легких лодок-однодеревок Руси (согласно договору Игоря). 
Город, в средневековом понятии как укрепленное, огороженное место, оформился в начале XI в. Наиболее ранние поселение на территории Суздаля в северо-восточной части Кремля относятся к IX-X вв. В XI в., как показывают раскопки В. В. Седова, были насыпаны валы. Остатки поселения, которые датируются IX-X вв., были обнаружены на территории кремля и Н. Н. Ворониным. 
Итак, для эпохи формирования древнерусского государства и становления города характерна сеть поселений, расцвет которых приходится на середину Х в. – время общерусского полюдья и реформ Ольги. Это, прежде всего, сельскохозяйственные и торгово-ремесленные поселения, расположенные рядом с курганными погребениями дружинников, на водной магистрали Днепр — Волхов — Волга — Десна Волго-Окского бассейна. Древнейшие города Х-ХI вв. были вызваны к жизни необычайно бурным развитием в IХ-Х вв.  трансевропейских торговых связей и ремесел.
К концу Х в. большая часть поселений уступает место русским городам. 
Очевидно, перемещение князя и его знати в город было связано с новой государственной реформой администрации, проводимой князем Владимиром сразу после христианизации Руси. Князь поселил своих сыновей непосредственно в городах: Новгороде, Ростове, Полотске, Турове, Владимире, Муроме, Тмутаракани. 
Довольно аморфное раннефеодальное государство Киевскую Русь правительство Владимира стремилось охватить новой административной системой, построенной на типичном для этой эпохи слиянии государственного начала с личным, и на место прежних князей, стоявших во главе союза племен, Владимир сажает своих сыновей. 
Реформы Владимира заменили устав Олега, «пакт» Игоря и систему погостов Ольги, регулирующие полюдье и «питающие» знать. Княжеская власть прочно укрепилась в древнерусских городах: именно здесь, а не в погостах должны собираться доходы государства. Не только отдельные члены знати, а местные бояре и горожане стали общественным слоем, поддерживающим княжескую власть (во многих отношениях зависящую от них). Города стали центрами волостей и синтезировали функции, характерные для различных типов поселений начала средневековья12. 
Примерно так шло зарождение и развитие города Суздаля. О его обширных торговых связях свидетельствуют многочисленные предметы, найденные при раскопках.
На основе археологических раскопок было установлено, что основание Суздаля можно отнести к X веку, что подтверждается обнаружением к северу от Рождественского собора древнейших оборонительных сооружений в виде трех рвов и вала. Город возник на основе сельскохозяйственного торгово-ремесленного поселения.
Города с развитой в них торговлей являются одновременно и движителем, и показателем развития предпринимательства и установления торговых связей Северо-Восточной земли с другими регионами Киевской Руси и иноземными государствами.
Археологические находки позволяют определить функции городов: ремесленные, торговые (преимущественно внешнеторговые), военные, этноконсолидирующие, культовые и т. д.13 
С развитием и укреплением древнерусского государства киевские князья все больше внимания уделяли северо-восточной земле. В X в. край входит в состав древнерусского государства, киевский князь Владимир Святой сажает сына Бориса в 988 г. в городе Ростове, Глеба – в Муроме. «Повесть временных лет» под 988 г. сообщает нам об этом. Таким образом, Волго-Окское междуречье в IX-X вв. находилось в составе Киевской Руси.
Восточные же источники сообщают о главных городах славян. «Русы, – писал в середине X в. ал-Истахри, – состоят из трех племен, из коих одно ближайшее к Булгару. Царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее отдаленное от них, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте. Люди часто отправляются торговать в Куябу, что же касается Арты, то мы не припомним, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там. Купцы из Арты отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец»14. 
В. В. Мавродин под Артанией (Артсанией) понимает «Рязань – русский город, возникший в земле мордвы-ерзи»15. В конце 20-х годов была выдвинута иная гипотеза. П. П. Смирнов помещает все три области (города) в районе Волги. В последнее время эта точка зрения получает распространение. Так, Г. Ф. Корзухина полагает, что арабские географы не были осведомлены о Днепре и в IX в. никто из них не бывал в Киевской Руси и ничего о ней не писал16. А. Л. Монгайт размещает одну из загадочных областей Руси в районе реки Оки17. Согласно Д. А. Мачинскому все три области Руси находились в Поволжье: Арса – древний Ростов, Слава – Переяславль-Залесский, Куяба – поселение близ Суздаля18. 
По данным летописи число городов возрастало в Древней Руси из века в век. Если в IХ-Х вв. их было не менее двадцати пяти, то в ХI в. стало почти девяносто. Рост их продолжался стремительными темпами. Перед нашествием татаро-монгольской орды их насчитывалось двести семьдесят один19. Поэтому не случайно скандинавские саги называли Древнюю Русь «страной городов». «Временник, – говорится в Новгородской летописи, – еже есть нарицается летописание князей и Земля русския, и како избра бы страну нашу на последнее время и градье почаша бывати по местам»20. 
Муром и Ростов впервые упоминаются в летописях под 862 г. Население их было этнически неоднородным (славяне, меря, мурома), но в XII в. в них уже преобладал славянский элемент. 
В. Н. Татищев упоминает о том, что Суздаль был основан Владимиром Святым в 982 г., когда князь «покорив землю польскую, град Суздаль утвердил»21.
Первым достоверным упоминанием о Суздале является сообщение летописи о восстаниях в Суздальской земле, происходивших в XI столетии. Так, в 1024 г. волнения, вызванные сильным неурожаем на Суздальской земле, были подавлены князем Ярославом, прибывшим сюда из Новгорода. Голода и мора удалось избежать благодаря хлебу, привезенному из Волжской Булгарии. Обращение к Волжской Булгарии было не случайно – между Северо-Восточной Русью и Булгаром существовали давние и прочные торговые связи. Об этом говорят различные виды источников. Во-первых, это археологические данные, свидетельствующие о том, что Булгар был крупным производителем хлеба. А. П. Смирнов отмечает, что «о значении земледелия нам говорят как находки частей плуга – сошников и резаков, так и зерен злаков – пшеницы, ржи, ячменя, проса, гороха – и большое количество зерновых ям»22. Во-вторых, Ахмед ибн Фадлан, описывая Булгар, сообщает, что «их пища (это) просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень (у них) в большом количестве»23. И в-третьих, как сообщает В. Н. Татищев о торговом договоре 1006 г., заключенном с болгарами князем Владимиром, «болгары возили жито по Волге и Оке о все грады русские, и продавали, и тем великую помочь сделали»24. 
О восстании смердов 1024 г. в летописи также говорится: «Бе мятежь великъ и голодъ по всей той стране; идома по Волзе вси людье в болгары, и привезоша жито»25. Таким образом, все люди направлялись за хлебом в Булгар согласно договору 1006 г., по которому князь Владимир разрешил «булгарам все их товары продавать во градах купцом, и от них купить, что потребно, а по селам не ездить, тиуном, варником, огневтине и смерди не продавать и от них не купить»26. 
Аналогию можно провести в связи с восстанием 1071 г. из-за неурожая, которое начиналось в Ярославле, а закончилось в Белоозере. Эти события также имеют рациональное историческое объяснение, что Суздальская земля, Поволжье издавна связаны с Белозерским краем торговыми узами.
В крае уже выделяются самостоятельные городские общины, обладающие военной организаций, объединяющие вокруг себя большую территорию, именуемую землей, волостью. Волости состояли из главных городов: Ростов, Суздаль Муром; позднее пригородов: Владимир, Переславль. Эта новая политическая система, которая может быть определена как город-государство. Органами власти в городе-государстве были вече и князь. Внутреннюю и внешнюю политику города определяло вече. Оно же решало вопрос о призвании князя и определяло круг его деятельности. В основе государственности лежала община. Община не была социально-однородной. Она включала местное боярство, купцов и свободный простой люд. Внутреннюю и внешнюю политику города направляло вече. Вече же решало вопрос о призвании князя и определяло круг его деятельности. 
 
 
1 ПВЛ. – М.-Л., 1950. – Ч. 1. – С. 18.
2 Там же.
3 Джаксон Т. Н. Суздаль в древнескандинавской письменности // Древнейшие государства на территории СССР. – М., 1985. – С. 84-85.
4 Седова М. В. Археологическое изучение Суздаля // Владимирскому музею 125 лет. – Владимир, 1981. – С. 88; (Однако в последнее время все большее распространение получает мнение, что не этнос дал имя местности, а топоним, бытовавший на этой территории и до финно-угров, послужил основой наименования племени мурома. См.: Альквист А. От мурома до муураме: происхождение этнонима мурома // Уваровские чтения – III. – Муром, 2001. – Прим. ред.).
5 Тацит Корнелий // Соч.: В 2 т. – Л., 1970. – Т. 1. – С. 77.
6 Смирнов А. П. О столице государства волжских болгар // СА. – 1972. – № 1. – С. 98-102.
7 Седова М. В. Работа в Суздале // АО за 1981. – М., 1982. – С. 80-86.
8 Дегтярев А., Дубов И. Начало отечества. – М., 1990. – С. 16.
9 ПВЛ. – С. 49.
10 Янин В. Л. «Я послал тебе бересту...» – М., 1965. – 
С. 32.
11 Янин В. Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. – М., 1956.
12 Седов В. В. Отчет об археологических раскопках в Суздале // Архив ИА АН СССР. – 1969. – Р-1. – № 4207. – С. 16.
13 Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских с половины VII в. и до конца X в. – СПб., 1870. – С. 276.
14 Мавродин В. В. Происхождение русского народа. – Л., 1978. – С. 126.
15 Корзухина Г. Ф. Русские клады. XI-XIII вв. – М.-Л., 1954. – С. 190; она же. Путь Абу Хамида ал-Гарнати из Булгара в Венгрию // Проблемы археологии. – Л., 1978. – Вып. 11. – С. 190.
16 Монгайт А. Л. К вопросу о трех центрах Древней Руси // КСИИМК АН СССР. – 1947. – Вып. 16. – С. 103-112; он же. Рязанская земля. – М., 1961. – С. 98, 114.
17 Мачинский Д. А. Ростово-Суздальская Русь в X в. и «три группы Руси» восточных авторов // Материалы об этнической истории Европейского Северо-Востока. – Сыктывкар, 1985. – С. 3-23.
18 История культуры России. – М., 1993. – С. 42.
19 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – М.-Л., 1950. – С. 103.
20 Татищев В. Н. История российская. – М., 1995. – С. 57.
21 Татищев В. Н. Избранные труды. – Л., 1979. – Кн. 3. – С. 454-455.
22 ПВЛ. – С. 99-100.
23 Татищев В. Н. Избранные труды. – С. 88-89.
24 ПВЛ. – С. 99-100.
25 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1982. – С. 275. 
26 ПВЛ. – М.-Л., 1950. – Ч. 1. – С. 127.
 
дата обновления: 11-02-2016