поиск по сайту
Автор: 
Т. О. Галкин (Владимир) 
К ВОПРОСУ О ЛОКАЛИЗАЦИИ КУРГАННЫХ ГРУПП 
У СЕЛ ДОБРОЕ И КРАСНОЕ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ БД И ГИС
 
Археологические изыскания1 Алексея Сергеевича Уварова во Владимиро-Суздальском ополье еще долгое время будут вызывать полярные оценки исследователей2. Этому служит и небывалый размах работ, и важность результатов, и тот стимул, который придал граф изучению славяно-русских древностей. 
Нас прежде всего будет интересовать возможность локализации двух курганных групп у сел Доброе и Красное (современных районов г. Владимира) с помощью современных аппаратных средств – баз данных (БД) и геоинформационных систем (ГИС). Современные ГИС представляют собой специфические программные средства, предназначенные для разностороннего анализа данных о пространственных объектах. Насколько нам известно, к настоящему времени проводилось только одно подобное исследование3, однако оно не затронуло интересующие нас памятники. Важность локализации данных курганных групп объясняется, прежде всего, нашим предположением, что потерянная под современной застройкой курганная группа села Доброе была, возможно, несохранившимся городским курганным некрополем средневекового Владимира. Мы считаем, что его локализация поможет поставить Владимир в один типологический ряд с Суздалем4, Ростовом5 и Плесом6, курганные некрополи которых достаточно полно изучены, и понять характер межрелигиозного взаимодействия населения города, степень его христианизации и специфику погребального обряда.
В процессе раскопок экспедицией К. Н. Тихонравова в 1859 году был обнаружен и исследован курганный некрополь у с. Доброе, однако уже к 1905 году его местоположение оказалось основательно забытым – настолько, что Н. М. Макаренко, предпринимая археологическую поездку по Владимирскому, Муромскому, Меленковскому и Судогодскому уездам, писал: «По дороге из г. Владимира на с. Доброе, против села Красного, в углу соединения двух дорог на Красное и Доброе, влево по движению, встречается небольшой, сравнительно, холмик, перерезанный дорогой и частью уничтоженный при прокладке шоссе. Сохранившаяся часть верхней площади холмика – половина овала (в плане); в обрыве не было замечено каких-либо культурных остатков, либо намеков на них, что, конечно, не исключает возможности их существования»7. Что же касается курганной группы у с. Красное, то в 1905 году, она вообще не была обнаружена. «У с. Красное мне не могли указать курганов – их, по-видимому, нет»8.
Село Доброе впервые упоминается в 1478 году в жалованной грамоте митрополита Геронтия9, где это село называется Константиновским по имени существовавшего здесь Константино-Еленинского монастыря. В это время здесь уже стояла Никольская церковь, потому что в грамоте упоминается «Никольский поп в Доб­ром селе», который освобождался от суда митрополичьих наместников. В «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» мы читаем: «В Добром почти до конца прошлого столетия существовал Константино-Еленинский монастырь. Основание его некоторые летописцы относят к XIII веку, из игуменов этого монастыря посвящен был в 1276 г. епископ Владимирский Феодор; но позднейшие, более достоверные исследования говорят, что Константино-Еленинский монастырь основан свят. Алексием, митрополитом Московским, в бытность его Владимирским епископом»10. Статус села говорил о наличии в нем церкви. В той же грамоте митрополита Геронтия от 1478 г. упоминается церковь во имя святого Николая Чудотворца. Судьба этой церкви в течение XVI столетия остается неизвестной. Существование ее в селе Добром в XVII в. подтверждается записью в патриарших окладных книгах за 1628 г.: «Церковь великого чудотворца Николы в с. Добром царя Константиновского монастыря... дани алтын три деньги»11. Во второй половине XVIII в. архимандритом бывшего Константино-Еленинского монастыря Авраамием была возведена пятиглавая каменная церковь. После упразднения монастыря ее передали селу. В 1865 г. церковь была расширена, а в 1885 г. при ней выстроили довольно высокую каменную колокольню. Церковь и колокольня и по сей день стоят на том месте, где когда-то находился монастырь, что, безусловно, является одним из маркеров для локализации и выполнения нашей задачи.
Село Красное впервые упоминается в 1515 году в жалованной грамоте Дмитриевскому собору. Великий князь Московский Василий III требовал, чтобы «по две четверти ржи, да по четверти пшеницы, да по ситу гороху, да по две деньги на соль и дрова»12 бралось с этого села в пользу собора. В настоящее время от старого села фактически сохранилась одна улица — Красносельская (бывшая Подгора, затем Первомайская) с Михайло-Архангельской церковью и небольшим сельским кладбищем при ней.
Для проведения локализации нами использовались ГИС GvSig, являющейся программой с открытым кодом и распространяемой бесплатно, и программа БД – ARDB 2.6 build 103513, разработанная коллективом авторов ИИМК и распространяемая с ноября 2009 года бесплатно. Это археологическая информационная система по учету, регистрации и анализу археологических памятников с использованием цифровых карт местности и ГИС. 
Для уточнения предполагаемого местонахождения курганной группы у села Доброе мы использовали два варианта. Первый – с помощью общедоступной программы спутника GoogleMaps, и второй – с помощью выезда на место и непосредственной привязки к координатам GPS – навигатором Magelan explorist 600. 
Координаты GoogleMaps оказались следующими – 56° 9’ 36.30” N  40° 28’ 36.20” E.
Однако даже после двух проверок используемыми аппаратными средствами наши координаты оказались несколько отличными от представленных. Наши координаты были следующими: 56° 53.984 N 40° 19.349 E. Как видим, расхождения достаточно значительны для столь точных приборов. Возможно, это было связанно с пасмурным днем, когда производились съемки. 
Привязав наши точки к топоснове карты Владимирской губернии 1850 года с помощью gvSIG, мы получили следующее местоположение: воспользовавшись записями ВУАК как источника, с помощью тахеометра Nikon NLP мы локализовали место расположения «холмиков», предположительно, они находились на месте нынешнего некрополя возле церкви современного Константино-Еленинского монастыря. 
Мы можем предположить, что остатки несохранившегося курганного некрополя у с. Доброе, исследованного в середине XIX века, в данный момент перекрыты современным некрополем монастыря, захоронения на котором, судя по надписям на могильных памятниках, происходили до 1930 годов. 
Таким образом, в настоящее время, несмотря на полную проработанность письменных источников и исследования на местности с применением современных аппаратных средств, достоверно установить местоположение курганного могильника у села Доброе без проведения археологических раскопок на данной территории не представляется возможным. 
Мы надеемся, что проделанная нами работа позволит исследователям в дальнейшем не тратить время на локализацию памятника, а сразу же приступить к его полевому изучению. 
При этом, чтобы облегчить задачу будущим исследователям, мы постарались максимально собрать все данные по памятнику и представить их в электронном виде. 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сводный отчет по памятнику археологии
(подготовлен АИС Археограф 2.6)
Код={1DAE720E-8FAF-5109-9B4A-0000E6000000}, зарегистрирован 21.02.2011
КУРГАННЫЙ МОГИЛЬНИК У С. ДОБРОЕ (Владимир, Доброе)
Координаты:
СШ 56° 59’ 9.0’’ ВД 40° 19’ 34.9’’ (GPS-приемник)
Примечания:
К. Н. Тихонравовым была исследована 71 курганная насыпь.
Найдено 136 малых височных колец, 9 медных пуговиц, куски позумента и шелковой ткани, два целых сосуда и множество фрагментов керамики.
Географическое положение
Георегион: Владимирская область
Культурно-исторический регион: Северо-Восточная Русь
Природная зона: лесостепь
Водный бассейн: река
Микротопография: 150-200 м от р. Клязьма
Микрорельеф: долина
Административное положение:
На момент регистрации На момент открытия
РОССИЯ, Владимирская область, Владимир Ближайший н/п - г. Владимир РОССИИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Владимирская губерния, Владимирский уезд, Ближайший н/п - с. Доброе
 
Хронология: раннее средневековье; культуры: древнерусская
Предполагаемые даты:
Дата Источник, примечание
XII век
 
История изучения:
Год Автор, экспедиция, виды работ Описание работ
1858 Тихонравов К. Н., экспедиция ВУАК 1858 года, обследование (сборы, описание, снятие планов); раскопки
 
Архивные документы:
Город, страна Архив, год, фонд, опись, дело/инв, листы, комментарии Примечание
Москва, РОССИЯ ГИМ, 17, 1, 209, 38-39
 
Изобразительные и мультимедийные материалы
Тип. Название, автор. Дата. Название файла и его полный путь. Размер, б. Примечание
Рисунок D:\_ardb_26\MediaFiles\Pic\0000001.bmp (405474 байт)
 
Библиография: 
Год Автор, публикация Примечание
1908 Макаренко Н. Е. Новленский и Заколпский могильники Владимирской губернии и археологическая поездка по Владимирскому, Муромскому, Меленковскому и Судогодскому уездам // Труды ВУАК. – Владимир, Типография Губернского правления. – Кн. 10. С. 1-63
1969 Глазов В. П. Исследования Суздальского ополья // Археологические открытия 1968 г. – М., 1969.
1905 Спицын А. А. Владимирские курганы // Известия российской императорской археологической комиссии. – СПб., 1905. С. 84-182
1854 Уваров А. С. Меряне и их быт по курганным раскопкам. – М., 1872. С. 46.
1851 Тихонравов К. Н.  Труды Владимирского Статистического комитета. – Владимир, 1864. – Т. II. С. 122.
1851 Тихонравов К. Н. Известия Археологического общества. Т. II. С. 390.
 
Кадастр:
Землевла-
делец Землепользователь Охранная документация Площадь памятника (кв.м) Значение Состояние
Местное Не сохранился
Примечания: 
 
 
1 Уваров А. С. Меряне и их быт по курганным раскопкам. – М., 1872.
2 Спицын А. А. Владимирские курганы // ИАК. – СПб, 1905; Лапшин В. А. О методике раскопок Владимирских курганов // Уваровские чтения. – Муром, 2002; Формозов А. А. А. С. Уваров и его место в истории русской археологии // Российская археология. – 1993. – № 3; Лапшин В. А. Ранняя дата Владимирских курганов. – КСИА, 1961; он же. Население центрального района Ростово-Суздальской земли X-XIII вв. (по археологическим материалам). Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Ленинград, 1985.
3 Карпухин А. А. Опыт применения ГИС для локализации курганных групп Суздальского ополья, исследованных А. С. Уваровым // Археология Владимиро-Суздальской земли.  –  М., 2007. –  Вып. 1. – С. 43-49. 
4 Нестерова Н. В. Городские некрополи средневекового Суздаля по археологическим данным // Материалы исследований ВСМЗ. – Владимир, 2008. – Сб. № 14. – С. 3-9; Седова М. В. Суздаль в X-XV веках. – М, 1997; Сабурова М. А. Некрополь Суздаля // Культура и искусство средневекового города.— М., 1984.
5 Леонтьев А. Е. Археология мери: К предыстории Северо-Восточной Руси. – М., 1996.
6 Травкин П. Н. Язычество древнерусской провинции. Малый город. – Иваново, 2007.
7 Макаренко Н. Е. Новленский и Заколпский могильники Владимирской губернии и археологическая поездка по Владимирскому, Муромскому, Меленковскому и Судогодскому уездам // Труды ВУАК. – Владимир, 1908. – Кн. 10. – С. 3-4. 
8 Там же. – С. 6. 
9 Никольский Н. К. Правая грамота митрополита Геронтия // Отчет о заседании Общества любителей духовного просвещения. — СПб., 1895.
10 Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. – Владимир, 1893. – С. 235.
11 Труды ВУАК. – Владимир, 1908. – Кн. 10.
12 Там же. – С. 121.
13 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://
ardb.spb.ru/.
 
Публикуется без иллюстраций
дата обновления: 11-02-2016