поиск по сайту
Автор: 
С. С. Михайлов (Москва)
 ИЗ ИСТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ 
Г. ЕГОРЬЕВСКА РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ
 
В исторических русских городах, помимо представителей господствующего православного исповедания, также проживали и адепты других вероисповеданий. Это и представители русского старообрядчества, а также католические и протестантские, польские и немецкие по национальному составу диаспоры. Впоследствии в ряде городов появляются общества мусульман, как правило, татар-мишарей, а со временем и иудейские общины. Каждая из этих диаспор имеет свою, пусть даже и не столь долгую историю.
На востоке современного Подмосковья, а до 1922 года в составе Рязанской губернии, находится город Егорьевск. Он возник из села Высокого (Егорий-Высокий), которое впервые упоминается в 1462 г., и ставшее к XVI столетию центром Высоцкой волости Коломенского уезда. В 1778 г. Екатерина II сделала село городом, а также одним из уездных городов Рязанской губернии. Изначально Егорьевск являлся провинциальным захолустьем, но после основания в 1845 году выходцами из подгородной деревни Акатово Хлудовыми крупной ткацкой фабрики, наступает период экономического и культурного расцвета города, который непрерывно продолжался до 1917 г.
Егорьевск считается «Воротами в Мещёру», находясь в западной части этого края, но с другой стороны он граничил со знаменитой «Старообрядческой Палестиной» – Гуслицами. От Егорьевска до ближайшего гуслицкого старообрядческого селения расстояние всего несколько километров. Вокруг города под влиянием сопредельного края образовался крупный старообрядческий «угол». Исстари старообрядцы проживали и в самом г. Егорьевске. 
Одной из загадок истории старообрядчества этого города является то, к какому согласию (или согласиям) принадлежали местные староверы на раннем этапе. Во второй половине XIX в. здесь господствовало поповское белокриницкое согласие, но это было не всегда. Белокриницкие старообрядцы завоевали свои позиции в Гуслицах, Егорьевском крае только в период развития в крае текстильной промышленности, находившейся преимущественно в их руках1. До начала ХХ столетия в окрестностях Егорьевска сохранялись небольшие группы беспоповцев Спасова и поморского брачного согласий2. Скорее всего, ранее именно эти толки старообрядцев и составляли старообрядческое население Егорьевска и окрестностей. Несколько позже, уже в XIX столетии, на территории Егорьевского уезда, а равно и в самом Егорьевске, появляются беспоповцы-федосеевцы, из среды которых потом часть староверов перешла в филипповское согласие3.
В самом Егорьевске в 1889 году зафиксировано всего четыре беспоповца, из которых три женщины 38, 45 и 55 лет, а также пятнадцатилетний подросток4. Их принадлежность к конкретному согласию не указана, но, возможно, что это были спасовцы или филипповцы. Как следует полагать, в столице уезда были представлены все группы старообрядцев, которые были представлены в самом уезде. Филипповцы же, скорее всего, имели в городе пусть и небольшую, но крепкую общину. В одном из номеров газеты «Московский листок» за 1886 год была напечатана информация о том, что в Егорьевск удалился «на покой» бывший наставник московского «Братского двора» Иван Родионов. Упоминалось также, что здесь уже жил и известный местный филипповский наставник Павел Терентьев5. В ведомости о «раскольниках» Рязанской епархии за 1888 год в Егорьевске «беспоповщинской секты» значатся только сам Иван Родионов, 68 лет, и его сын Григорий, 41 года6. Но касательно егорьевских беспоповцев выяснить их наличие и численность весьма сложно, поскольку власти старались не обращать внимания на маленькие и не активные беспоповские общества, которые не проявляли себя так, как это делали белокриницкие поповцы.
Последователи рогожского белокриницкого мира появились в Егорьевске явно поздно, уже в XIX в. В материалах рязанской миссионерской периодики рубежа XIX-XX вв., которая внимательно следила за старообрядчеством на подведомственной территории, касательно старообрядчества в Егорьевске можно найти упоминания, что «раскол» существует здесь «с давних времен», но усилился «после 12 года» (т. е. 1812. – С. М.)7. Окружной миссионер священник Н. Виноградов называл его «недавним расколом»8. Он писал, что появление старообрядчества в Егорьевске связано с ослаблением антистарообрядческой политики Николая I и бурным промышленным развитием города, которое происходило начиная с 1850-х гг. Появление «раскола» в городе также связывается им с выходцами из соседних Гуслиц. Миссионер даже называет и имя первого гусляка, осевшего в Егорьевске – Ларион Карпов. После него со временем старообрядцы стали насчитываться здесь тысячами. Виноградов писал, что все коренные егорьевцы, по его мнению, были исключительно православными9. Но и о. Виноградов, и другие миссионеры здесь подразумевают исключительно поповцев-белокринишников, совершенно игнорируя немногочисленных беспоповцев. Возможно, что именно с прибытием в Егорьевск Лариона Карпова и начала свою историю белокриницкая община, которая вскоре поглотила большую часть старообрядцев других согласий, которых было относительно легко переманивать, имея в руках фабрики, где «зеленая улица» всегда была преимущественно своим одноверцам. Возможно, что прежде основная часть местных поповцев принадлежала к одному из наиболее строгих течений беглопоповщины – лужканам. Представители этого толка еще во второй половине ХХ столетия встречались и в Гуслицах, и в соседних местностях. В первой половине ХХ столетия семьи лужкан, согласно рассказам старожилов, проживали в некоторых селениях в окрестностях Егорьевска: Федуловская, Кудиновская и др. Небольшие общества их имелись и в одном из самых близких к городу гуслицких уголков – в селениях Шувое и Нареево. В Шувое даже имелась общественная лужканская моленная. Наверняка среди выходцев из этих населенных пунктов, которые обосновывались в Егорьевске, в разное время были и представители лужканского согласия. 
      Согласно современному егорьевскому краеведу, в начале XIX в. старообрядцы составляли треть населения города10. Но после начала промышленного роста Егорьевска, когда в него прибыли большие группы рабочего люда, соотношение изменилось не в пользу старообрядцев, хотя на Егорьевск и его фабрики были ориентированы жители старообрядческих Гуслиц и соседних местностей Бронницкого и Коломенского уездов. Просто приверженцев официальной церкви прибывало намного больше. 
      Как и во многих других русских городах, в Егорьевске старообрядческое общество держалось на богатых купцах. Самой старой фамилией местных фабрикантов-староверов были купцы Князевы. На них лежала вся забота о благополучии общества, о его молитвенном здании. Позднее к ним присоединились Каширины, Лебедевы, Куликовы, Кутаковы, Буяновы, Клоповы... В 1840-1850-х гг. к старообрядчеству присоединилось семейство Брёховых, из которого происходил известный деятель егорьевского старообрядчества – Петр Григорьевич Брёхов. На последнего легла вся ноша забот об обществе, когда в 1890-х старшее поколение Князевых сошло в могилу, а молодые поколения этого семейства «как-то отстали от храма и общества»11.
      Одним из мифов, которые связаны со старообрядчеством Егорьевска, является причисление известной фамилии фабрикантов Хлудовых к староверам. Это семейство происходит из дер. Акатово, где вплоть до середины ХХ столетия было крепкое старообрядческое общество. Но не все жители деревни были староверами, по крайней мере в XIX в., часть их принадлежала к господствующей церкви. Возможно, Хлудовы (в Акатово – Хлуденковы) ранее и были старообрядцами, но в период основания своего предприятия в Егорьевске они были православными. Это подтверждает и старообрядческая периодика начала ХХ в. Старообрядцем, но только на краткий период, стал только один представитель этой династии, вступив в брак с одной из представительниц рода Князевых12. 
Старообрядческий общественный храм-моленная г. Егорьевска существовал уже в первой половине XIX столетия, но явно возник намного раньше. Он был посвящен, равно как и старейший храм села Высокого – г. Егорьевска – Георгию Победоносцу. Это не случайно, поскольку практически везде старообрядцы старались оспорить у «никониан» право преемства от престолов древних дониконовских храмов. Его изначальная «конфессиональная» принадлежность неизвестна, но к 1850-м гг. он уже был белокриницким. Старая деревянная моленная была уже весьма ветхой, и власти закрыли ее. Большая часть документов Рязанского губернского правления, которые были посвящены этому делу, уже ко времени устройства нового молитвенного здания – к 1881-1882 гг., была утрачена. Известно, что распоряжение было отдано 10 сентября 1851 г.13 Богатые егорьевские старообрядцы, прежде всего Князевы, как могли пытались спасти храм, но в конце концов его все равно закрыли. Моленную продали с торгов, но приобретший ее на слом ранненбургский купец отказался ее ломать и разрешил пользоваться зданием старообрядцам14. Но это могло продолжаться недолго.
После закрытия моленной общество разделилось по нескольким «приходам», которые собирались на моления по домам пяти богатых купцов: Князевых, Кашириных, Куликовых, Лебедевых и Кутаковых15. Егорьевцев такое разделение очень тяготило и при появлении первой же возможности при ослаблении гонений в 1882 году они получили разрешение на устройство нового общественного храма-моленной. Его построили в течение всего нескольких месяцев на Зарайской улице. Внешне он, как требовали законы, более напоминал обычный жилой дом, храмовый вид был устроен только внутри здания16. Старообрядческий Георгиевский храм вмещал не менее трех тысяч человек.
К началу ХХ в. в Егорьевске было уже не менее четырех тысяч старообрядцев17. Численность же приверженцев господствующего исповедания в это время уже приблизилась к двадцати тысячам. Иногда в разговорах с сотрудниками Егорьевского музея приходится слышать, что «Егорьевск – старообрядческий город». Однако это не совсем верно. Конечно же, здесь существовала крепкая и значимая в белокриницком мире старообрядческая община, но ее представители составляли лишь часть населения города. Община была заметна в городской жизни, но не играла в ней ключевую роль. Самые богатые купцы-старообрядцы Князевы значительно уступали по своему размаху православным Хлудовым и Бардыгиным.
Уже в конце XIX ст. многие представители старообрядческого общества Егорьевска мало напоминали поколения своих отцов и дедов. Вовлеченность в торгово-промышленные отношения, интеллектуальная развитость егорьевских старообрядцев и приобщенность их ко всему передовому, привели к тому, что многие мужчины, прежде всего молодые, стригли бороды. Старообрядческие священники и начетчики были вынуждены смот­реть на это сквозь пальцы: «Если их духовная власть, стоящая во главе их церкви, решит прервать общение с „брадобрийцами”, то останется с одними стариками и бедняками, с которыми долго не просуществует; старообрядческая же молодежь и все передовики, которые теперь держат в своих руках все старообрядчество, все, за небольшим исключением, „брадобрийцы”»18. Привычны многим представления о старообрядцах как о подобиях Агафьи Лыковой, в случае с Егорьевском, да и всем старообрядческим массивом нынешнего востока Подмосковья, не работают. 
После объявления в 1906 году вероисповедных свобод в России наступает новый, довольно яркий период истории старообрядчества в г. Егорьевске, но это уже тема отдельного исследования.  
 
1 Мельников-Печерский П. И. Очерки поповщины // Собр. соч. в восьми томах. – М., 1976. – Т. 7. – 
С. 407-408.
2 Миссионерский сборник. – Рязань, 1894. – № 1. – С. 17-18; 1901. – № 1. – С. 171; № 2. – С. 172; ГАРО. – Ф. 627. – Оп. 147 – Д. 15. – Л. 40об., 41об., 42об.-43; Оп. 148. – Д. 28. – Л. 57.
3 ГАРО. – Ф. 723. – Оп. 1. – Т. 2. – Д. 770а. – Л. 1-162; Д. 595и. – Л. 1-119.
4 Там же. – Ф. 627. – Оп. 147. – Д. 28. – Л. 57.
5 Московский листок. – 1886. – № 96.
6 ГАРО. – Ф. 627. – Оп. 147. – Д. 15. – Л. 36об.
7 Миссионерский сборник. – Рязань, 1894. – № 1. – 
С. 18.
8 Там же. – 1901. – № 3. – С. 272-273.
9 Там же. – С. 273.
10 Смирнов В. И. Мы – егорьевцы. – М., 1999. – С. 60.
11 Петр Григорьевич Брёхов (некролог) // Старообрядческая мысль. – М., 1914. – № 3. – С. 287-288.
12 Там же. – С. 287.
13 ГАРО. – Ф. 5. – Оп. 4. – Д. 2026. – Л. 8, 15-15об.
14 Петр Григорьевич Брёхов... – С. 287.
15 Там же.
16 ГАРО. – Ф. 5. – Оп. 4. – Д. 2026. – Л. 1-72. 
17 Егорьевский раскол в 1902 году // Рязанские епархиальные ведомости. – Рязань, 1903. – № 6. – Часть неофициальная. – С. 186.
18 Миссионерский сборник. – Рязань, 1912. – № 2. – 
С. 147. 
 
дата обновления: 12-02-2016