поиск по сайту
Автор: 
А. Л. Ершов (Владимир)
БОГОРОДИЦКИЙ СОБОР В МУРОМЕ
 
В 1928 г. в печати г. Мурома был поднят вопрос о необходимости передачи церквей для нужд города. И 31 мая 1929 г. пленум Муромского горсовета постановил передать Вознесенскую и Предтеченскую церкви под школу и центральную амбулаторию. В городе тогда насчитывалось 16 церквей и 2 монастыря, что не могло не раздражать воинствующих безбожников, поэтому 4 июня того же года президиум Муромского горсовета, а на другой день президиум Муромского уездного исполкома постановили переделать Николо-Можайскую церковь под центральную библиотеку, Сретенскую – под Дом физкультуросанпросвета, Воздвиженскую – под рабочий клуб текстильщиков, Рождественскую – под фабрику-кухню, а собор – под дом культуры. 
30 августа 1929 г. прихожане собора пишут жалобу в Муромский окрисполком, где указывают, что собор является историческим памятником, поэтому капитальная перестройка, неизбежная при переоборудовании, недопустима, ремонт сделан; кроме того, в соборе служат две общины (самого собора и Предтеченская), из-за чего уже сейчас верующим тесно. Тем временем, 10 июля 1929 г. Главнаука пишет в Муромский окрисполком, что собор – памятник XVI-XVII вв. 18 ноября 1929 г. президиум Муромского окрисполкома передает собор под музей местного края, но музей отказывается от переезда в собор, т. к. там мало места и сыро, что губительно для экспонатов, а существующий температурный режим не позволит вести музейную работу круглый год; в лучшем случае его можно использовать под антирелигиозный отдел музея. 20 декабря 1929 г. Главнаука разрешает использовать Богородицкий собор, построенный в XVI в. и являющийся памятником архитектуры первой категории, но при условии сохранения его внешнего облика. Это же относилось и к памятнику первой категории Николо-Зарядной церкви, построенной в 1675-1677 гг., и памятникам второй категории – церквям Воскресенской, XVII в., и Николо-Можайской, XVI в. Кроме того, Главнаука возражала против переведения музея в собор. Вскоре такое применение было найдено – Президиум ВЦИК постановил оставить собор в пользовании верующих. До 1934 г. так оно и было. Только в июне 1933 г. было произведено снятие колоколов на металлолом, при котором получили повреждения крыльцо и карнизы1. 
17 января 1934 г. Наркомпрос пишет в Комиссию по делам культов, что «Музейный отдел НКП РСФСР просит изъять из собора в г. Муроме 2 ценных памятника: иконы т. н. Огидит­рии и Спаса и передать их в Муромский музей». 1 февраля того же года Президиум ВЦИК удовлетворяет просьбу. 3 апреля Наркомпрос ходатайствует об изъятии еще 30 богослужебных предметов, в основном икон, из Благовещенского монастыря и Успенской, Николо-Набережной, Георгиевской и Введенской церквей. Из собора  предполагалось взять икону Спаса Нерукотворного XIV-XV вв., все время висевшую над вратами кремля, икону Петра и Февронии в житии с клеймами, икону Рождества Богородицы (размер 157х102 см) и икону Николая Чудотворца в рост (121х94 см) – все XVI в.; икону 12 праздников и икону Муромской Богородицы – обе XVIII в. и в серебряных ризах. Необходимость изъятия объяснялась наблюдающимися кражами в церквях г. Мурома2. В это же время 4 мая церковный совет собора просит у ВЦИК помочь вернуть из музея иконы т. н. Одигитрии и Спаса Нерукотворного «как местно чтимых святынь и для удовлетворения религиозных потребностей граждан Муромского района, чем прекратится тот ропот народный, который неприятен нам, как лойяльным гражданам Советской Республики»; дневную и ночную охрану обещал обеспечить. Вернули ли им иконы, неизвестно, но ходатайства муромских верующих о возвращении икон привели к тому, что 13 мая Комиссия отказала Музейному отделу г. Мурома в изъятии еще 30 богослужебных предметов из муромских церквей, «если только изъятие... мотивируется возможностью хищения... Помимо этого изъятие должно коснуться почти всех муромских церквей, а это крайне нежелательно. Изъятие можно допустить лишь при условии постепенного отбора и к тому же особо ценных предметов»3. 
А вскоре началось окончательное закрытие собора. Так, 19 августа 1935 г. Культовая комиссия при президиуме Горьковского крайисполкома выносит постановление о его ликвидации, а 31 августа президиум крайисполкома утверждает это постановление. 7 сентября постановление объявлено верующим под расписку4. Верующие, имеющие достаточный опыт борьбы за свои права, тут же пишут письмо во ВЦИК с просьбой разрешить открыть собор, т. к. причины закрытия им не объяснили, а налоги в сумме 12 687 р. 50 к. ими уплачены5. 
22 сентября Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК требует у крайисполкома выслать все материалы по закрытию и предупредить райисполком, что до окончательного решения храм должен находиться в пользовании верующих. А также пишет, что из отношения Муромского райисполкома за № 11 от 7 сентября «видно, что райисполком в противовес существующим законоположениям, сообщая о... постановлении, не разъясняет о порядке обжалования во ВЦИК и не предоставляет срока для этого, а закрывает „с сего дня”... По жалобе верующих, собор действительно закрыт 7 сентября, что является прямым нарушением закона». Получив 27 сентября письмо из ВЦИК, крайисполком отвечает только 20 октября. Ответ сводится к тому, что «собор в г. Муроме ликвидирован согласно ст. 44 инструкции „О религиозных объединениях” постановлением Культовой комиссии от 19 августа 1935 г. о ликвидации собора в Муроме, утвержденным президиумом крайисполкома 31 августа», постановление объявлено верующим под расписку 7 сентября и что жалоб в крайисполком не поступало6. 
3 ноября Комиссия сообщает, что считает ответ крайисполкома недостаточным и не отвечающим на поставленные вопросы. Указывает на нарушение при закрытии и требует выслать все материалы по делу и список действующих в городе церквей. 15 ноября крайисполком отвечает, ответ почти идентичен тому, что был написан 20 октября. 1 декабря Комиссия требует выполнить приказания из писем от 22 сентября и 3 ноября и выслать список закрытых и действующих церквей г. Мурома. И вдруг 15 декабря 1935 г. ВЦИК вернул дело о закрытии собора в Муроме, постановив «постановление крайисполкома следует полагать вошедшим в силу»7. 
Так был закрыт собор в Муроме. Во время его закрытия, 24 октября 1935 г. пришел приказ перевезти резную сень и четыре колонки киотов из собора в Москву, т. к. в Муроме их хранить негде. В 1936 г. собор арендовал 14-й стрелковый полк и к 1939 г. привел его в удручающий вид: чугунная решетка вокруг собора была сломана, окна выбиты, отопление разрушено, полы на хорах тоже, крыша протекала. Поэтому в 1939 г. его начали разбирать, закончили в 1940 г. Колокольня просуществовала дольше. Ее использовали как пожарную каланчу; под ней, в помещении бывшего храма Спасова Образа, размещалась артель металлистов. В 1943 г. колокольня еще стояла, по воспоминаниям жителей ее уничтожили в 1948 г.8
 
1 См.: Тюрина Е. К. Судьба Муромского Богородского собора в документах // Первый Муромский сборник. – Муром, 1993. – 195-201. 
2 ГАРФ. – Ф. Р-5263. – Оп. 1. – Д. 460. – Л. 122, 121, 124.
3 Там же. – Л. 120, 123.
4 Там же. – Д. 461. – Л. 100.
5 Там же. – Л. 103.
6 Там же. – Л. 98, 100.
7 Там же. – Л. 99, 96, 95, 94.
8 Тюрина Е. К. Указ. соч. – С. 201-203.
дата обновления: 16-02-2016