поиск по сайту
А. М. Подурец, В. Ф. Кузнецова (Саров)
БАТАШЕВСКИЕ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ЗАВОДЫ. XVIII-XIX ВВ.
 
Введение
Сейчас уже мало что напоминает о том, что в XVIII-XIX веках область Средней Оки являлась одним из центров металлургического производства в России. На гербе уездного города Ардатова, утвержденном в 1781 году, были изображены два молота «в знак нахождения в окрестностях города железных заводов»1. Существование металлургического производства здесь связано, прежде всего, с династией крупных промышленников Баташёвых.
Родоначальником династии Баташёвых считается Иван Тимофеевич Баташёв († 1734), выходец из тульских оружейников. После смерти Ивана Тимофеевича его заводы перешли к сыну Родиону († 1754). Но более всего стали известны дети Родиона – старший Андрей Родионович († 1799) и младший Иван Родионович († 1821) Баташёвы (данные о датах рождения Баташёвых в литературе противоречивы).
Во второй половине XIX века Баташёвы перенесли свое дело в бассейн средней Оки, где к тому времени были разведаны залежи железной руды. Кроме того, в этом районе имелись в изобилии необходимые для разворачивания производства лес и гидроресурсы. В 1755 году братьями Баташёвыми был построен завод на реке Унже, левом притоке Оки (Унженский завод). За этим в 1759 г. последовал Гусевский завод (ныне поселок Гусь-Железный, также, как и Унженский, находится сейчас на территории Рязанской области). Так было положено начало Приокскому горному округу, получившему название Баташёвского.
Дела Баташёвых пошли успешно, объем производства рос. В 1755 году их доля в экспорте железа из России составила 1 %, в 1757 – уже 7,5 %2. В 1766 году был пущен завод в Выксе, в 1770 г. – в Велетьме. Во время русско-турецкой войны в 1768-74 гг. на баташевских заводах был освоен выпуск военной продукции: пушек, снарядов, якорей. В эти годы Баташёвы выплавляли 12 % российского чугуна. Постепенно их система металлургических заводов на средней Оке превратилась в настоящую промышленную империю, во многом определявшую жизнь края.
В 1783 году братья разделили между собой хозяйство. Старшему Андрею отошли Гусевский, Ермишинский, Илёвский заводы. Младшему Ивану – Выксунский, Велетьминский, Унженский и Железницкий. С этого времени центром владений Андрея Родионовича Баташёва стал Гусевский завод, Ивана Родионовича – Выкса. В конце XVIII века братья продолжали, теперь уже порознь, расширять производство и основывать новые предприятия. Андреем были пущены Верхнее-Унженский (1783), Вознесенский (1784), Сынтульский (1787) и Мердушинский (1791) заводы; Иваном – Сноведский завод (1784). К концу XVIII века Баташёвым принадлежали тринадцать действовавших заводов3. Их суммарное хозяйство было третьим в России после уральских заводов Демидовых и Яковлевых. В 1800 году вся Россия произвела 9,7 млн. пудов чугуна, из них на долю Баташёвых пришлось 1,1 млн. пудов или 11 %.
Хозяйства братьев Баташёвых различались теперь не только именами владельцев, но и стратегиями экономического развития. Заводы старшего из братьев – Андрея придерживались традиционной специализации и продолжали выпуск полосового железа. Спрос на этот вид продукции, хотя и существовал, но постепенно снижался, и к середине XIX века эти заводы утратили свое значение. Иван Баташёв и его наследники придерживались другого пути развития. Еще в конце XVIII века здесь стали осваивать новые виды продукции: гвозди, проволоку, чугунную посуду, производственное оборудование. На Сноведском заводе Ивана Баташёва освоили художественное чугунное литье, его изделия украшали улицы и здания Москвы и Петербурга. Быстрее шло на предприятиях Ивана Баташёва и техническое перевооружение: паровая машина на Выксунском заводе работала уже в 1817 году, в 1852 году таких машин в выксунской группе заводов было уже семнадцать. В это время на предприятиях, основанных А. Р. Баташёвым, паровые двигатели только начинали появляться4. В долгосрочной перспективе это привело к тому, что управлявшиеся Иваном Баташёвым выксунские заводы успешно работают до сих пор. А из всего хозяйства Андрея Баташёва в настоящее время действующим считается только Сынтульский завод. В 2009 году он работал три дня в неделю, выпуская в основном литье: канализационные люки, печное оборудование.
На большинстве заводов в течение первой половины XIX века производство чугуна осталось на уровне рубежа XVIII-XIX веков, то есть 30-100 тыс. пудов в год. Это заводы: Ермишинский, Верхне-Унженский, Мердушинский, Сынтульский, Гусевский, – все они относятся к гусевской группе. Заводы выксунской группы показали заметный прирост производства (Выксунский, Сноведский, Унженский). Выросла выплавка чугуна на Илёвском заводе.
Закономерности поиска мест металлургических заводов. Состояние их в XХI веке
В течение 2002-2009  гг. авторами был предпринят ряд экспедиций, целью которых было отыскание мест всех баташевских заводов на территории современных Нижегородской, Рязанской и Владимирской областей. На основании увиденного можно сформулировать несколько правил, которыми следует руководствоваться при поиске мест металлургических заводов.
На месте металлургических заводов, которые назывались чаще всего по имени речек, как правило, остались поселки, одноименные заводам. Например, на месте Мердушинского завода на реке Мердушь осталось село Мердушь. На месте Верхне-Унженского завода – деревня Верхоунжа. Это правило может нарушаться, если завод основан близ уже существовавшего населенного пункта. Так, остатки Унженского завода расположены рядом с селом Ермолово, которое не поменяло своего названия в отличие от Амосова, переименованного в Ермишь – по названию Ермишинского завода на одноименной реке.
Места заводов надо искать по прудам. Пруды служили источниками энергии. После закрытия заводов они, как правило, не разрушались, а использовались по другому назначению. Из всех полутора десятков баташевских заводов пруды не сохранились лишь в трех (Гусевский, Унженский, Верхне-Унженский). После заводов пруды иногда используются для разведения рыбы (Велетьма, Илёв). На пруду Сынтульского завода находится база сборной России по гребле на байдарках и каноэ.
Сами заводы располагались непосредственно ниже плотины, где стояли водяные колеса. Там следует искать фундаменты построек или их остатки.
На наличие заводов указывают россыпи металлургических шлаков, которые могут использоваться после закрытия завода при отсыпке дорог, дамб и т. п. Доменные шлаки имеют синий или зеленоватый цвет. Если такого шлака нет, то, скорее всего, на этом заводе домен не было (как, например, в Велетьме). Шлак передельного производства – черного цвета.
На месте Унженского и Верхнее-Унженского заводов можно увидеть остатки доменных печей и других конструкций. (К сожалению, сооружения Верхнее-Унженского завода местным населением используются как карьер по добыче щебня и бутового камня, возможно, скоро мы лишимся не только этого завода, но и его остатков).
Надгробия на сельских кладбищах – источник по истории металлургического производства
Рассмотрим здесь еще один не совсем обычный вид источников по истории местной металлургии – комплексы чугунных надгробий, сохранившиеся на сельских кладбищах5.
Илёв
На Илёвском заводе (ныне село Илёв Вознесенского района) выплавляли чугун из руды, а также выпускали полосовое железо. По наблюдениям П. Мельникова-Печерского, побывавшего в Илёве 1837 году, эти два связанные между собой производства были разнесены на два пруда, расположенные каскадом на реке: чугун выплавляли на «малом» заводе, железо выделывалось на «большом»6. О последних годах работы завода сведений практически нет, есть данные о том, что он просуществовал до 1911 года7.
Обнаруженные нами чугунные надгробия (всего их найдено двадцать четыре) можно подразделить на два типа: плиты, установленные горизонтально, и обелиски, завершавшиеся крестами. Обелиски представляют собой либо круглые в сечении колонны, либо конструкции, сваренные из четырех отдельных плит и имеющие форму параллелепипеда, призмы или усеченной пирамиды. Отдельно выделяются небольшие детские памятники, также с крестом наверху. Интересно, что на всех без исключения памятниках кресты были обломаны и использованы вторично на других захоронениях.
Датировка надгробий была проведена по дате смерти (хотя эта дата дает лишь раннюю оценку времени установки памятника). Все чугунные памятники укладываются в интервал двадцать восемь лет: с 1886 по 1914 годы. И, хотя памятник 1914 года только один (а самый поздний из остальных относится к 1910 году), возникает вопрос о достоверности даты закрытия завода в 1911 году.
На кладбище села Кремёнки Дивеевского района есть чугунный памятник с указанием 1884 года смерти, который в точности повторяет один из илёвских типов (круглая колонна). Вероятно, этот памятник также отлит в Илёве. Поиски на кладбищах сел, ближайших к Илёву, результата не дали, – чугунных надгробий там не обнаружено. По-видимому, «привилегией» поставить памятник из чугуна пользовались только жители самого завода, вероятно, не самые бедные. Это подтверждают некоторые эпитафии, на которых указана профессиональная или социальная принадлежность умерших, например: Анна Гавриловна Горовкина, дочь мастерового Илёвского завода, ум. 13 января 1886 г.; Глеб Евгениев Веселков, уроженец Кыштымского завода Пермской губернии, бывший бухгалтер Илёвского завода, ум. 30 мая 1907 года. Некоторые эпитафии, как это бывает на кладбищах, оказались способны «рассказать» целые истории, конечно, печальные. Так, 7 февраля 1901 года в семье Ивана Дергунова одновременно умерли жена и четверо его детей, которые «отравились рыбой в сырную неделю».
Сноведь
В 1859 году Сноведь (ныне село Выксунского района) была вторым по численности населенным пунктом (4714 чел.) Ардатовского уезда, – первое место занимал Выксунский завод; уездный город был только на третьем месте. В 1863 году на заводе было произведено 221 тыс. пудов чугуна и только 9,6 тыс. пудов железа8. Сноведский завод специализировался на выпуске чугуна и литье чугунных изделий. При упоминании изделий Выксунской группы заводов обычно не уточнялось, где именно изготовлена та или иная вещь, но очень велика вероятность, что именно в Сноведи были отлиты высококачественные художественные изделия, прославившие баташёвское производство: скульптуры для Триумфальных арок Москвы и Петербурга в честь героев 1812 года, квадрига Аполлона на Большом театре и многое другое. В 1891 году завод был закрыт9.
На кладбище села сохранились шестнадцать чугунных памятников XIX – начала ХХ веков. Есть много старых каменных, но сохранность их значительно хуже. Самое старое надгробие относится к 1822 году, самое позднее к 1912-му, то есть традиция установки чугунных памятников здесь существовала значительно дольше, чем в Илёве. Самые старые надгробия – горизонтально уложенные плиты, относятся к 1822-1889 годам. На рубеже 1890-х годов тип памятников сменился, и с 1890 по 1912 год в Сноведи устанавливали большие чугунные кресты. Момент смены типа памятников хорошо увязывается с датой закрытия завода (1891), при этом место изготовления крестов остается неясным (либо кресты отливали в другом месте, либо чугунолитейная мастерская продолжала работать). К указанным двум типам не относятся только два надгробия: детское (в виде небольшого обелиска) 1854 года и кирпичное высокое надгробие с вставленной в него небольшой вертикальной чугунной плитой (1862). Интересно, что и сейчас на сноведском кладбище на могилах часто ставят большие чугунные кресты; значит, традиция жива.
Сравнение илёвских и сноведских надгробий показывает, что, несмотря на общее сходство типов памятников, заводские мастера литейщики пользовались разными формами, то есть изготавливались они на обоих заводах.
 
1 Города России: Энциклопедия. – М., 1994. – С. 542.
2 Отечественная история: Энциклопедия. – М., 1994. – Т. 1. – С. 173.
3 В разных литературных источниках это число может варьи­роваться. Происходит это из-за того, что по-разному ведется подсчет. Иногда три Выксунских завода (Верхний, Средний и Нижний) считают как один, а иногда по отдельности. Также и Проволочный завод иногда не отделяют от Вильского (Верхне-Железницкого). См.: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://view.yandex.net/?url­=http%3A%2F%2Fwebattach.mail.yandex.net%2­Fmessage_part_real%2F%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25BA%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B4%2520%25D0%25BC%25D1%2583%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BC%25202011-3.doc%3Fsid%3DeWfvMnoyOI74Dj5fULiMSTQQ2Tvv86X4tN8wR4zV0KZ%252ALeKCea4mXCbsdMdybNvqv6Oo56O0azYkJ7sGyRCit1PiorIUu%252Fsy&filetype=doc&loc=ru#sdfootnote1sym.
4 Арсентьев Н. М. Замосковный горный округ: заводовладельцы и рабочие. – Саранск, 1994. – С. 31-37; Арсентьев Н. М., Дубодел А. М. Промышленная Россия первой половины XIX века: Замосковный горный округ в планах и чертежах. – М., 2004.
5 Подурец А. М., Кузнецова В. Ф. Чугунные некрополи баташёвских заводов // Записки краеведов. – Н. Новгород, 2010. – С. 187-192.
6 Мельников П. И. (А. Печерский). Полное собрание сочинений. – СПб., 1898. – Т. 12.
7 Калачева В. Из истории баташевских заводов // Наша жизнь (Вознесенское). – 1997. – № 22.
8 Географическо-статический словарь Российской империи. – СПб., 1873. – Т. 4.
9 Макаров И. Антон Лессинг и его время. – М., 2007.
 
Публикуется без иллюстраций
дата обновления: 11-02-2016