поиск по сайту

С. П. Тараненко (Киев)

СТЕКЛЯННАЯ ТАРА КАК ЗЕРКАЛО БЫТА КИЕВОПОДОЛЬСКОГО МЕЩАНИНА XVIII – НАЧАЛА XX веков

 

Возраст отечественной бутылки в сравнении с античными стеклянными сосудами, известными на Ближнем Востоке уже в 3 тыс. до н. э., сравнительно невелик и насчитывает немногим более пятисот лет. В то время наиболее распространенной формой бутылки как в Украине, так и в Европе и на Ближнем Востоке была форма шара, несколько приплюснутого с полюсов. Нередко они имели слегка уплощенную форму и тонкое коническое или параллельное горлышко с довольно широко развернутым устьем. Уже в концеXVII в. неудобство транспортировки «луковичных» бутылок заставило стеклоделов несколько видоизменить их форму, сплюснув шар еще и с боков. Такие сосуды получили название баклаг, фляг, для устойчивости которых их основание при изготовлении нередко оплетали стеклянным жгутом – гладким или гофрированным, что образовывало своеобразный поддон1. В середине XVI столетия в Германии появляются сосуды квадратного или прямоугольного сечения с коротким горлышком, впоследствии получивших в России название штофов, а в Украине кварт. Само слово штоф южно-германского происхождения и с конца XII в. обозначало кубок из олова, серебра или дерева объемом примерно 800-850 мл. В Россию и Украину штофы проникли в первой половине XVII в. и вскоре стали популярной посудой, без которой не обходилось ни одно застолье.

Стеклянные бутылки как в Украине, так и в России в XV-XVIII вв., использовали не только для вин, наливок, настоек, ликеров, бальзамов, спирта, но и для различных масел, уксуса, лекарственных снадобий, солений, маринадов, в том числе и для анчоусов и даже для сыпучих веществ – табака, мака и т. п.2 Украинское гуты изготовляли оконное стекло и даже хрусталь; но главным продуктом их была посуда: «питная», аптечная и вообще обиходная3. В России началом стеклоделательного производства может считаться 2 марта 1630 г. В тот день в Москву приехал шведский мастер Юлий Коейт, он вступил в переговоры с московским правительством об устройстве в России стеклянного завода на монопольном положении4. Коейту удалось создать целый ряд заводов, которые изготавливали различную продукцию из стекла. Часть своих изделий они отправляли на рынок, а часть выполнялась по заказу Аптекарского приказа.

В нашей работе речь пойдет о коллекции бутылок, хранящейся в Центре археологии Киева. Как каждая из коллекций, она имеет свою историю. Центр археологии Киева возник на базе Подольской постояннодействующей археологической экспедиции, которая с 1984 г. проводит спасательные работы на территории древнейшего района Киева – Подола. Наверняка многим исследователям известна такая форма работы, возникшая на ниве строительного бума последних десятилетий, когда раскопки проводятся в основном на строительных площадках. Как правило, археологи присутствуют на подготовительном этапе строительства и имеют возможность наблюдать за сносом остатков домов, подвалов и верхнего слоя земли, состоящего из переотложенных слоев и строительного мусора. В ходе таких наблюдений автор не раз обращал внимание на присутствующие в таких местах старинные стеклянные бутылки. С накоплением материала параллельно проходил и сбор информации о стеклянной таре позднего средневековья и нового времени. Коллекция пополнялась не только собственными силами. Помощь стала приходить от коллег, знакомых и даже от строителей (по формуле «пустая за полную»). Таким образом, за последние шесть лет в коллекции накопилось более шестисот предметов (Ил. 1).

В основном это тара, относящаяся к XVIII–первой четверти XX вв. Она представлена стеклянными бутылками

и пузырьками различных форм, цветов, техники исполнения и различного предназначения. Трудности возникли с литературой, посвященной данной проблематике. Если исследованиям гутного стеклоделия посвящено несколько монографий, то по материалу последней четвери XIX - началу XX вв. информации крайне мало. Поэтому пришлось использовать данные газетных, журнальных публикаций и, конечно, статей из интернета. Большую помощь в идентификации материала оказал известный коллекционер и исследователь из Харькова Владимир Коваль.

Хотелось бы подчеркнуть, что представленные материалы - отображение частной инициативы и не являются частью археологического материала, который фиксируется в комплексах на месте раскопок. Поэтому представленные сведения не отображают количественную картину стеклянной посуды на всем Подоле, как и отдельно взятой категории. Тем не менее, материал из коллекции представляется крайне любопытным и может быть подспорьем и археологам, и историкам, и этнографам. После идентификации каждого экземпляра, коллекция бутылок XVIII–начала XX вв. составляла 439 экземпляров, и все данные были внесены в таблицу:

 

 

Назначение

XVIIIв.

НачалоXIX в.

СерединаXIX в.

Конец

XIX в.

НачалоXX в.

20-30 гг.XX в.

Вино

1

3

3

15

16

5

«Крепкие напитки»

2

-

-

12

9

4

Пиво

-

3

-

3

6

-

Минеральные воды, напитки

-

-

2

13

16

7

Для пищевых продуктов

-

-

-

3

12

8

Аптека

1

1

5

67

98

50

Парфюмерия

1

1

3

6

27

14

Технические жидкости

-

-

1

2

12

2

Чернильницы

-

-

1

1

12

4

Разное5

7

4

1

7

2

1

                   

 

 

Впечатляет не только разнообразие форм бутылок и пузырьков, а и широкий спектр их предназначения. Именно это, на наш взгляд, может помочь отобразить различные стороны быта жителей одного из древнейших районов Киева – Подола. Рассмотрим подобно каждую из выделенных нами категорий.

Аптечная посуда. Наиболее многочисленная группа из данной коллекции. Самые ранние экземпляры датируются серединой XVIII в. И это кажется вполне естественным. В Украине производство аптечной тары известно с XVII в. Так, указом Алексея Михайловича под 1662 г. «велено Калуженину, посадскому человеку Ганке Луковнику в Черкасских городах купить скляницы, а те скляницы надобны в аптекарском указе»6. А немногим позже мы находим подробное описание в заказе Аптечного приказа в 1670 г. Юлию Койету на «аптекарский обиход аптекарских скляничных сосудов по росписи: колб самых больших широких не добре высоких – 13; рецепионтов самых больших – 18; ретоторов самых больших – 30; рететоров – малых – 30; рететоров же самых малых – 30; 500 склянок по 12 золотников; 500 склянок по 6 золотников»7.

Первая аптека в Киеве открылась в 1730 г. именно на Подоле8. И уже в XVIII в. было получено предписание, в котором не только перечисляются возможные формы аптечной тары, но и их предназначение. «Вибір посуду для відпуску ліків з аптек має бути відповідним меті, а аптекар забов’язаний при цьому уникати зайвої розкоші». Вместе с тем, для предотвращения использовании роскоши приводился перечень рекомендуемой посуды и упаковки: стаканы рецептурные, стаканы с широким горлом для спринцевания, стаканы конической формы для сильнодействующих дезинфицирующих средств, стаканы с притертыми пробками, банки стеклянные широкогорлые с пробками и деревянными крышками для пилюль, порошков и мазей, стеклянные капельницы с притертыми пробками, банки фарфоровые рецептурные, банки глиняные, тубы оловянные для мазей, бумажные коробки разные9.

С середины XIX в. резко увеличивается количество аптек, и появляются частные аптеки. В Киеве известны целые династии аптекарей – семья Бунге, Фрометти, Эйсман, Марцинчики. На рубеже XIX-XX вв. существовала сеть бесплатных аптек, больниц с бесплатной рецептурной выдачей лекарств (правда, имелись сложносоставные дорогостоящие препараты, за которые, пусть и со скидкой, но приходилось платить)10. Поэтому мы можем проследить и увеличение соответственно стеклянной тары. Появляются «фирменные» бутылки с надписями аптек: «ЮРОТАТ» (Южнорусское общество торговли аптечными товарами), «Аптека Инькова», «Аптека Э. Брезинского С. Петербург», а также с изображением герба Российской империи с надписью «Аптека pharmacie» (Ил. 2).

В целом такой количественный скачок можно объяснить многими факторами – и увеличением численности населения, и экономическим благосостоянием, и тем, что люди стали больше заботиться о себе и близких.

Вино. В XVI-XVII вв. виноградные вина в Киеве употреблялись лишь богатыми купцами, часто бывавшими за границей, да городской знатью («магистратской аристократией»). Простые горожане довольствовались водкой («хлебным вином») - напитком довольно грубым, не способствующим содержательной беседе в хорошей компании. Поэтому в тех мещанских домах, где собирались ради душевного общения и душеспасительных разговоров, на стол подавали не водку, а варенуху – легкий хмель с приятным вкусом, аналогичный некоторым теперешним винам. (В России подобный варенухе напиток назывался «изварцем», состоял из пива, водки, меда и пряностей).

Магистратские чиновники и знатные горожане, общаясь с иностранными офицерами, служившими в киевском гарнизоне, и бывая на ассамблеях в домах Патрика Гордона и Франка Лефорта, еще в XVII в. пристрастились к хорошим виноградным винам, и редко какой банкет в магистрате обходился без них.

Как писали устроители Всероссийской промышленно-художественной выставки в Москве в 1882 г., отечественный потребитель XIX в. превозносил до небес иноземное виноделие и презрительно отворачивался от своего. «Большинство русских потребителей, - жаловались они, - даже предпочитают поддельные вина с этикетками „мадера”, „херес”, „бордо”, „медок” и т. д. натуральным крымским винам… Интеллигентная публика вела себя иначе. Они не раболепствовали перед западными производителями и с удовольствием пила недорогие крымские и кавказские вина»11.

«В 1913 году в Киевской губернии существовало ни много, ни мало, - 4 682 торговые точки по продаже крепких напитков и закусок, в том числе 344 трактирных и ресторанных заведения, 398 буфетов, 324 рейнских погреба, 63 погреба русских виноградных вин, 2464 пивных лавок и 30 „временных выставок для продажи питей и блюд”»12.

Представленные в коллекции бутылки подтверждают вышеприведенные данные. Мы можем видеть экземпляры как отечественного производства, так и импортного. Очень часто на винных бутылках ставилось клеймо в виде стеклянного медальона на плечевой части (Ил. 3).

На нем, как правило, помещалась информация о названии фирмы либо инициалы владельца фабрики, объем, год выпуска.

Пиво. Пиво в бутылки и штофы стали разливать при Екатерине II, которая была большой любительницей и знатоком этого древнего напитка, хотя первые попытки продавать пиво в бутылках по примеру англичан и голландцев были предприняты в последние годы правления Петра I13.

По данным однодневной переписи населения, проведенной 2 марта 1874 г. Юго-Западным отделением Императорского Российского товарищества, в Киеве было шесть пивоваренных заводов. Для отдельной продажи пива существовало 18 пивных погребов и магазинов. В 1890 г. в Киевской губернии насчитывалось более 30 пивоваренных заводов, которые изготавливали в год 836 тысяч ведер пива на сумму 729 тысяч рублей14. Пиво в специализированных пивных - с солеными сушками, баранками, таранью, креветками и раками - отпускалось по 5 копеек за кружку. Бутылку напитка высшего качества можно было купить за 12 копеек. Гурманы ценили немецкие сорта, первосортное пиво Товарищества Киевских пивоваренных заводов и «Варшавское», производства броварни Юнга15.

В нашей коллекции есть экземпляры бутылок как киевских пивоваренных заводов – «Товарищество Киевского пивоваренного завода № 1», «Завод Южно-Российского товарищества пивоваренных заводов № 2», завод К. Г. Шульца № 9, так и заводов Санкт-Петербурга – Калинкин, Москвы – Трехгорка, Эстонии – «Ле Кок» (Ил. 4).

Исходя из количества заводов и разнообразия сортов, можно сделать вывод, что пиво было не просто популярным, но и доступным напитком, который могли позволить себе горожане всех социальных слоев.

Минеральные воды. Представлены в коллекции бутылки, в которые разливались минеральные воды и безалкогольные напитки. Это, в первую очередь, бутылки с надписями: «Иск. Минер. Вода Э. Неметти Киевъ», «Завед. Искуств. Мин. Водъ. Гойер и Редлихъ въ Москвъ», «Лимонад Добровольского» и еще несколько, где фигурирует название сельтерской воды. Название «сельтерская вода» произошло от источника Нидерзельтерс (Niederselters). Источник впервые упоминается в 1536 г. После аннексии Нассау Пруссией в 1866 г. он становится «королевским источником Зельтерс». Сельтерская вода отличается естественной газацией, основными компонентами являются гидрокарбонаты и хлорид натрия. Искусственно изготовленная сельтерская (зельтерская) вода в русском языке больше известна как содовая вода (cпециально подготовленная вода, газированная гашением соды соляной кислотой, от англ. soda water). В России в XIX - начале XX вв. сельтерской называли столовую минеральную воду или просто газированную воду.

В Киеве небывалой популярностью пользовалось лечение с помощью ванных процедур и употребления минеральных вод16 (Ил. 5).

Таким образом, можно отметить, что горожане стали активно заботиться о своем здоровье, в частности, употреблять минеральные воды. Возрастающее количество бутылок минеральных вод, датируемых концом XIX в., совпадает со свидетельствами письменных источников того времени, говорящими о популярности их применения в Киеве.

Парфюмерия. Вся парфюмерная индустрия дореволюционной России была сосредоточена в руках десяти фабрикантов, небезуспешно конкурировавших с западноевропейскими производителями аналогичной продукции. Их число на рынке превышало тридцать. По ассортименту парфюмерной продукции в начале XIX в. наши фабриканты превосходили даже именитых французов: в прейскуранте известной парижской фирмы «Е. Пино» значится 80 наименований духов, а десятью годами раньше товарищество «Ралле» выпустило более 160 наименований духов.

В парфюмерном производстве, как ни в каком другом, форма и содержание флакона органично дополняют друг друга. Флакон, как и сами духи, создается на долгие годы, может пережить и платье своей хозяйки и даже мебель, на которой он стоит. Флаконы для духов - это особая сфера высокого искусства, главная задача которого - перевести язык запахов в зрительный ряд, передать первое представление об идее неосязаемого и «летучего» аромата в форме конкретных линий, объемов и цветов. Зрительный ряд сообщает запаху новые оттенки смысла, подчеркивает и выявляет его скрытые ассоциации, а иногда и добавляет что-то свое.

Тут следует различать два понятия – флакон «для духов» и «от духов». Флакон для духов - это обычно флаконы без марки, датируемые античным периодом или XIX веком, продаваемые без содержимого и способные хранить в себе различные ароматы. Флакон от духов, появившийся в конце предыдущего века, носит обычно имя парфюмера и содержит одну из его композиций.

К началу 1917 г. в России функционировало уже 234 завода по производству стекла, на пятнадцати из которых изготавливали парфюмерную посуду. Большинство заводов парфюмерного профиля располагалось в Москве и Московской губернии. Это обусловливалось несколькими причинами: имелись хорошие пути сообщения и обилие топлива. Сырья для изготовления парфюмерной посуды в России имелось в избытке, из-за границы ввозилось оборудование и станки для гравирования, шлифования и полирования стеклянных флаконов. Парфюмерные изделия отечественного массового производства стоили не дороже 4 рублей за бутылочку. Для сравнения - западноевропейские духи того же уровня поднимались в цене до 15 рублей. Конечно, это не касалось эксклюзивных вещей, изготавливавшихся малыми сериями, а то и просто в единственном экземпляре по специальному заказу. К таким предметами относились флаконы из особо чистого хрусталя с золотыми или серебряными пробками, украшенные драгоценными камнями, а также флаконы из чистого серебра и золота со сканью и эмалями.

Парфюмерные флаконы в дореволюционной России не изготавливались отдельно для каждой фирмы. Кроме того, несколько стекольных заводов могли выпускать флаконы одинакового дизайна. Парфюмерные фабриканты заказывали необходимые им флаконы по каталогам стекольных заводов. Хотя бывали исключения: некоторое количество парфюмерной посуды производилось по эскизам художников, работавших непосредственно на парфюмерных заводах. Так, на фабрике Брокара работали художники В. Росинский и А. Евсеев. Последний в 1925 г. сделал эскиз парфюмерной коробки для набора «Красная Москва».

В России начала XX в. процветала компания «Модерн», флаконы для которой заказывали исключительно в России. В это время господствовал стиль модерн. В конце XIX-начале XXвв. создавались высокохудожественные предметы парфюмерии, в их разработках участвовали ведущие ювелирные фирмы Карла Фаберже, Ореста Курлюкова, Якова Мишукова. Мастера Михаил Перхин и Генрих Вигстрем, работавшие на фирму Фаберже, известны как авторы великолепных флаконов для духов из золота и серебра, сейчас хранящихся в Эрмитаже17.

В нашей коллекции парфюмерные бутылочки занимают второе место по количеству. Среди них флаконы таких известных парфюмеров, как Брокар, Ролле, Ферейн и т. д. (Ил. 6).

И можем отметить, что экземпляры, которые в XVIII-середине XIX вв. попадаются крайне редко, увеличивают свое присутствие в конце XIX в., что, собственно, еще раз подтверждает тезис о том, что повышение благосостояния человека заставляет его больше обращать внимания на свой внешний вид, заботиться о собственной привлекательности.

Крепкие напитки. В коллекции представлены бутылки различных периодов - от штофовXVIII в. (Ил. 7) до водочных бутылок «монополек» начала XX в. - и различных наполнений – водка, коньяк, ликер и т. д. Среди них даже невооруженным взглядом выделяются оригинальные бутылки и фальшивки. Например, бутылки от французского травяного ликера «Бенедиктин» (Ил. 8).

В 1863 г. продавец вина и спиртных напитков Александр Легран восстановил утраченный рецепт монахов. С этого времени ликер приобрел огромную популярность во всем мире. Как следствие этого появилась масса подделок напитка. На каждой настоящей бутылке стоит аббревиатура «D. O. M» («Deo Optimo Maximo» - «Богу всевышнему»)18. Но в нашей коллекции нет ни одной такой.

Фальсификаций в производстве бутылочной тары (соответственно - в изготовлении напитков) было очень много. Эта проблема требует отдельного исследования. Вот один из примеров - существующее мнение, что в бутылках с глубоко вдавленным донышком содержались дорогие вина, но отнюдь не потому, что, как ошибочно считает ряд авторов, в глубоком донышке лучше отстаивается осадок. С появлением в 1760-х гг. цилиндрических бутылок их хранение осуществлялось в лежачем положении. Ряд авторов полагает, что это были бутылки, предназначавшиеся для борделей, где подвыпившему посетителю могли предложить бутылку дешевого вина, по размерам соотвествующему одному литру, а фактически - за счет вдавленности нередко до половины корпуса вмещавшую не более 600-700 мм. Во Франции их называли «обманными», в Америке - «индейскими», в Германии - «мошенническими», в России и в Украине - «воровскими»19.

В Киеве производство водки арендовал магистрат и сурово отслеживал «своевольников», которые содержали собственные заведения. Киевские ремесленники получили право дважды в год и на праздники варить по четыре кадки меду и продавать его. Также киевская соборная капитула и Братский монастырь получили универсал Богдана Хмельницкого с позволением «ситить мед на праздники»20.

На конец XIX в. в России появилось множество частных фирм по производству и продаже водки, одних винокурен было 516021. Самыми известными из них были «Вдова М. А. Попова», «А. В. Долгов и Кº», продукция семьи Смирновых, «Товарищество Шустовъ в Москвъ». Конечно же, все передовые фирмы того времени были представлены в Киеве.

Технические жидкости. К этой группе мы можем отнести стеклянные изделия, которые использовались для хранения всевозможных химических консистенций. Например, жидкость для размягчения кожи (Ил. 9) хранилась в изящном пузырьке (сер. XIX), который не только функционален, но и соответствует эстетическим вкусам городского жителя середины XIX в. Некоторые пузырьки уже конца XIX–нач. XX вв., имеют надписи фирм, которые их изготовили, либо для кого они изготавливались. Например, надпись на флаконе: «Зингер». Вероятнее всего, в нем хранилось масло для швейных машинок либо другой продукции этой фирмы. Это не единственный пример. Солидная часть из количества тары этой категории принадлежит зарубежным маркам. Но есть пузырьки известных отечественных производителей, например, с надписью «Братья Мамонтовы», которые принадлежали фирме крупных московских промышленников братьев Мамонтовых (Ил. 10).

Они в 1854 г. за Пресненской заставой Москвы основали лакокрасочный завод, выпускавший масляные и спиртовые лаки, эмали и олифы. По тем временам завод был достаточно хорошо оборудован, мастерами-технологами были приглашены иностранные специалисты, поэтому к 1913 г. завод стал одним из крупнейших лакокрасочных предприятий мира. В тот же год завод производил товарной продукции приблизительно 4250 т., в т. ч. краски, изоляционные и мебельные лаки, другую продукцию. За свою продукцию завод получил золотые медали на Лондонской всемирной выставке 1862 г., Парижской всемирной выставке 1867 г. и других. Это, безусловно, говорит о высокой покупательной способности среднего киевлянина.

К группе бутылок с техническими жидкостями мы можем отнести и чернильницы. В нашей коллекции существуют экземпляры как гутного (Ил. 11), так и фабричного производства. Нельзя не заметить, что основная масса чернильниц появляется в начале XX в. Это может говорить об уровне грамотности населения. В Адресной книге Киева за 1890 г. можно обнаружить адреса одиннадцати «бібліотек и кабинетов для чтенія» и пятнадцати книжных магазинов22.

Если количество бутылок с алкоголем с XVIII до первой четверти XX вв. условно выросло пропорционально приросту населения, то аптечных пузырьков и парфюмерных флаконов выросли в десятки раз. Это может говорить не только о возросшей платежной способности всех слоев населения, но и о том, что люди начали заботиться о себе, о своем здоровье и здоровье близких. Конечно, сложно говорить о быте мещан с XVIII и до середины XIX вв. на примере одной только коллекции бутылок, но презентовать быт горожанина середины XIX–начала ХХ вв. она может вполне.

Так кто же мог себе позволить пользоваться (приобретать) всем содержимым этих бутылок? Банкир, высокопоставленный чиновник, представители высшего общества или все-таки намного более широкий круг горожан? Квалифицированный специалист в начале XX в. зарабатывал от 60 до 150 рублей в месяц. Чаще всего на эти деньги он содержал всю семью, включая стариков, не работающую, как правило, жену и детей, оплачивал, если позволяли средства, работу прислуги23. Таким образом, мы можем утверждать, что среднестатистический мещанин мог вполне позволить себе иметь все представленные выше экземпляры стеклянной тары с содержимым у себя дома.

Необходимо отметить, что одной из целей данной работы была попытка обратить внимание исследователей на то, что такая внешне непритязательная вещь, как бутылка или пузырек не такого далекого времени, оказывается, может быть не просто артефактом, но и ценным источником, который поведает не только об эпохе, но и о ее духе. Будем надеяться, что в ближайшее время появятся работы, которые заполнят лакуну в проблематике изучения стеклоделия Российской империи XVIII – начала XX вв.

1 Коваль В. Слово о бутылке // Нові дослідження пам’яток козацької доби в Україні. - Киев, 2002. - Вип. 11. - С.74.

2 Там же. – С. 75.

3 Модзалевский В. Л. Украинское искусство. - Чернигов, 1917. - С. 56.

4 Бакланова Н. А. Стеклянные заводы в Московском государстве XVII века // Очерки по истории торговли и промышленности в России в XVII и в начале XVIII столетия. – М., 1928. - Вып. 4. - С. 121.

5 Бутылки, которые не поддались определению.

6 Рожанківський В. Ф. Українське художнє скло. - Киев, 1959. - С. 53.

7 Бакланова Н. А. Указ. соч. - С. 121.

8 Ковалинський В. В. Київські мініатюри. Книга шоста. – Киев, 2007. - С. 5.

9 Там же. - С. 60.

10 Анисимов А. Киев и киевляне. Книга первая. – Киев, 2002. - С. 326.

11 Макаров А. Малая энциклопедия киевской старины. – Киев, 2002. - С. 76.

12 Анисимов А. Указ. соч. - С. 193.

13 Коваль В. Указ. соч. - С. 76.

14 Ковалинський В. В. Указ. соч. - С. 14.

15 Анисимов А. Указ. соч. - С. 195.

16 Там же. - С. 338.

17 Скворцова А. Символика на русских парфюмерных флаконах // www.simvolika.org

18 Винничук Ю. Таємниці львівської горілки. – Львів, 2006. – С. 229.

19 Коваль В. О некоторых признаках, позволяющих атрибутировать с примерной датировкой стеклянную узкогорлую тару, лишенную клейм-медальонов, рельефных изображений и надписей // Нові дослідження пам’яток козацької доби в Україні. - Киев, 2004. - Вип. 13. - С. 132.

20 Винничук Ю. Указ. соч. - С. 51.

21 Там же. – С. 23.

22 Анисимов А. Указ. соч. - С. 185.

23 Там же. – С. 207.

дата обновления: 18-02-2016