поиск по сайту
Автор: 

И. Л. Чернай (Бронницы)

СИСТЕМЫ ОБЕРЕГОВ ПОВОЛЖСКИХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ФИННОВ И ИХ ОКРУЖЕНИЯ

 

К оберегам (апотропеям) относятся определенного вида знаки, обращенные к сверхъестественным силам за помощью. Эти сравнительно трудно определимые изображения на археологических объектах всегда вызывают интерес у специалистов разных направлений гуманитарного знания в качестве возможного источника сведений о материальной и духовной деятельности прошлых поколений. Особое место принадлежит геометрическим изображениям, находящимся у предела образных начал, однако легко запоминаемых для сохранения их смысла в памяти чреды поколений. С появлением оберегов был связан трудный путь развития у людей абстрактного мышления, обязанный, в свою очередь, способности к генерализации характерных, существенных признаков при сохранении ассоциативных связей обобщенного образа с натурой.

Обращение за помощью к небожителям не всегда могло быть услышанным без многократного повторения, что обуславливало рядное расположение оберегов на археологических объектах в особой ритмизированной форме, наиболее приемлемой для адресата. В оберегах как сакральных предметах, недоступных для непосвященных, широко используется способ сокрытия содержания путем вписывания множества мелких фигур в более крупные. Мало того, для создания более надежной системы защиты приходилось считаться со сферой компетенции небожителя, каждому из которых был адресован знак особого типа. По направленности действия обитатели иного мира разделялись на силы света и тьмы, добра и зла. От первых можно было ожидать помощь и покровительство, от вторых – беду. В первом случае система оберегов носила покровительственный характер, во втором – защитительный. Сакральная сторона знаковой системы оберегов определялась восприятием устройства мира в целом, согласно которому сущее имеет душу, продолжающую существование в ином мире идей и образов после физической смерти. Из этого ирреального мира возврата нет, а связь с его обитателями может осуществляться лишь во снах, через видения особого рода людей (шаманов) или с помощью знаков-оберегов (Рис. 13-14)1,

к простейшему из которых можно отнести горизонтальную линию, ассоциирующуюся с линией горизонта, уровня водной глади, с цепочкой следов животных и границей между разными средами. В связи с тем, что для обитателей иного мира физические границы не существуют, а значат лишь их образы, то любые пределы могут быть представлены лишь линией или различного рода метками (Рис. I.1-12).

Среди апотропеев можно выделить пять категорий. С первой из них связано производство продуктов питания и средств их сохранения. Вторая категория оберегов включает обеспечение безопасности среды обитания, начиная от возведения жилища и кончая изготовлением одежды. К третьей категории нужно отнести изготовление и сохранение предметов быта, орудий труда, в том числе и керамики. Четвертая категория оберегов связана с личными потребностями людей и с их социальным статусом, с изготовлением украшений, оружия и средств гигиены. Пятая категория включает апотропеи культа мертвых.

Специфика объекта исследования определяет два подхода в решении проблемы. Согласно первому объект исследования требует рассмотрения материала в широких хронологических и территориальных рамках в ретроспективной последовательности с привлечением этнографических данных. Второй подход оказывается эффективным при учете особенности синкретизма мышления древних людей, традиционности форм их деятельности, усиливающейся по мере углубления в эпохи и не всегда позволяющей четко отделить явления эстетической природы от функциональной.

Реликтовые апотропеи на одежде населения Северного Приуралья

Необходимость обеспечения теплой меховой одеждой для жителей регионов с преобладанием низких температур являлась постоянной заботой, что проявилось не только в особом покрое одежды, но и в наличии особого рода оберегов, выполнявших важную роль в проживании в столь суровых условиях. В этом плане особый интерес представляют предметы быта и одежда ненцев, кочующих со стадами оленей от Таймыра до Урала. Для защиты от злых духов область спины меховых парок и шуб была занята оберегами в виде висячих рядов цветных лент или ремешков2. На подолах шуб и парок располагаются одна-две цветные ленты, продолжение которых обрамляет борта запаха и спускается от плеч до меховых обшлагов. По этой ленте, называемой «опуваном», в технике меховой мозаики вшит ряд оберегов, защищающих от проникновения под шубу в местах соединения частей одежды холода - под видом духов3. Оберег в простейшем виде представляют собой плотный ряд треугольников, направленных вершинами в сторону ожидаемого появления духов. В более сложном варианте каждый треугольник (по закономерности усиления действия оберегов) увенчан ромбом, являющимся, по существу, теми же соединенными основаниями треугольниками (Рис. 1.1)4. В еще более сложном виде от вершин каждого пятого треугольника в стороны под острым углом отходят два ответвления с одним отрогом на каждом, направленных навстречу друг другу. По сторонам двух фигур, схожих с ветвистыми рогами оленя, располагаются по одному треугольнику, увенчанных ромбами (Рис. 6)5. Система подобных апотропеев охраняет содержимое женской сумки, клапан которой, как и в других двух образцах, был доверен оберегу в виде ряда чередующихся светлых и темных квадратов6. Значительный интерес представляют и четыре образца резных рукоятей ножей. На первом нашел место оберег в виде ромбической сетки, на втором и третьем – вписанные в квадратные ячейки косые штрихи. На четвертой рукоятке по решетке с прямоугольными ячейками по диагонали проходит ряд волнистых линий. Как показали результаты изучения образцов кожаной мозаики на одежде коряков, чукчей, эвенов, юкагиров, нганасан и других народов, население Севера и Приморья в историческое время имело общие знаки оберегов. Среди них как основные можно выделить: простую, прерывистую, ломаную и волнистую линии; треугольные и ромбические фигуры; светлые и темные квадраты, прямоугольники, расположенные в шахматном порядке. Система апотропеев южных соседей ненцев, хантов и манси, отличалась лишь усложнением знаков, связанных с оленеводством (Рис. 3, 4)7.

Система оберегов Восточной Европы времени начала гончарства

По материалу и технологическим признакам обереги можно разделить на четыре категории: на керамику, изделия из цветного металла, железа и кости с рогом. Керамика, являясь одной из самой многочисленных категорий находок, во второй половине I тысячелетия н. э. переживала постепенный переход от лепной техники изготовления сосудов к гончарству. Процесс шел в последовательности с юга и запада на север и восток с постепенным проникновением в среду финно-язычных народов. На позднем этапе существования лепной керамики из многих видов апотропеев сохраняются в основном обереги в виде защипов и нарезок, нанесенных по краю венчиков. Близкое расположение этого апотропеея к устью сосуда лишний раз указывает на стремление сохранить содержимое сосуда без крышек, появившихся позднее как дополнительная преграда на пути духов. Как дополнение к основной защите вокруг устья иногда продолжали наносить круговой ряд точек или других оберегающих знаков. Приход гончарства оказался связанным с перестройкой всей хозяйственной системы, проявившейся как в формах и составе глиняной посуды, так и в способе нанесения на нее консервативных по природе оберегов. Из всех имеющихся типов апотропеев круговому вращению сосуда на гончарном круге в наибольшей степени соответствовала прямая и волнистая линии. Эти виды начертаний при использовании гребенчатого орудия легко превращались в многорядные линии, существенно усиливая действие оберегов. В целях уменьшения вреда от духов, сосуды снабдили крышками с оберегами солярного типа в виде концентрических окружностей. Исследованию развития линейного и волнистого «орнамента» посвящена специальная публикация8. В пользу принадлежности к оберегам знака в виде многорядной волнистой линии свидетельствует находка пряслица на подмосковном селище XII-XVII вв. Находка изготовлена из стенки сосуда. На нижней половине одной из ее сторон наблюдается знак в виде фрагмента многорядной волнистой линии, на верхней ее половине помещено имя владельца «Истома». На противоположной стороне написано обращение к духу пращура: «+ЧОYРЪ МЕNЕ» (Рис. 2.1)9.

Бронзовые изделия и керамика за северными и восточными пределами территории Древней Руси

Северо-западная граница распространения древнерусской керамики приходится на восточные пределы расселения балтских племен, среди изделий которых заметное место занимали бронзовые изделия с оберегами. Четыре бронзовых браслета, на двух из них имеются изображения ломаных линий, были обнаружены на памятниках латгалов. На двух остальных изделиях были нанесены ряды вписанных друг в друга треугольников10. Среди этих находок имеется также браслет с линейно-волнистыми начертаниями, характерными для гончарной керамики, и другой экземпляр с ломаной линией, являющейся прототипом волнистого начертания (Рис. 2.13-14)11. Нередкими для этого региона являются и шумящие подвески с рядами мелких солярных знаков в виде двойных кружков. Эти знаки, расположенные на шеях коньков, с прикрепленными к ним звенящими пластинами, являются довольно редким для прибалтов явлением12. К числу изделий с оберегами относится и браслет с двумя рядами равнобоких треугольников, направленных вершинами в стороны от средней линии13. На латгальской керамике наблюдаются и обереги в виде наклонных штрихов в сочетании с волнистой линией. Кроме того, встречаются и сосуды с линейно-волнистыми начертаниями или с рядами наклонных штрихов. Подобные признаки являются характерными для этапа перехода от лепного способа производства керамики к гончарству (Рис. 2.2-7)14.

Состав оберегов балтского племени земгалов включает в себя и астральные знаки в виде кружков с точкой в центре или состоящих из рядов треугольников, направленных вершинами навстречу друг другу и образованных точками или ямками различной формы15. Обереги племени аукшайтов представлены рядом равносторонних треугольников, расположенных по кольцу язычка пряжки и браслета, а также ломаной линией, проходящей по основанию фибулы. Особый интерес вызывает и солярный знак, состоящий из рядов проволоки и из более мелких кружков, свернутых по спирали.16 Интерес представляет железный топор племени ятвягов, боковые стороны лезвия которого оконтуривают ряды мелких треугольников, а режущую часть - более крупные треугольники, как бы усиливающие действенность орудия (Рис. 1,20)17.

Керамика литовских племен, судя по характерному составу оберегов, имеет признаки, свойственные лепной и гончарной посуде18. Ярким примером охранной функции линейно-волнистых оберегов является факт их нанесения на корпус пружинного замка19. Обереги в виде рядов треугольных фигур можно нередко встретить на изделиях племени куршей20.

Обереги прибалтийских финнов

Вещевой материал из памятников финно-язычных племен заметно возрастает с увеличением числа шумящих подвесок, с преобладанием количества оберегов линейно-волнистого типа. Это же наблюдается на браслетах эстов21. На краях второго браслета наблюдаются по одному ряду равносторонних треугольников, увенчанных ромбами, т. е. фигурами, широко распространенными на одежде оленеводов-ненцев. Характерной является и вторая находка железного топора с двумя рядами треугольников, обращенных острыми вершинами к лезвию22. Керамика эстов представлена острореберной посудой, имеющей по венчику ряд круглых ямок. На ребре сосудов, или несколько ниже их, располагаются пирамидки из тех же ямок, расположенных в последовательности 3:2:1 и 4:3:2:1, образующих фигуры треугольников, обращенных вершинами вниз23. Особый интерес вызывают гребни с оберегами в виде солярных знаков, состоящих из трех вписанных друг в друга кружочков с точкой в центре24. Обереги, состоящие из ряда треугольных ямок, наблюдаются на браслете племени ливов25. Итак, рассмотрение вещевого материала из памятников финно-язычных племен в последовательности с запада на восток позволяет обнаружить заметное возрастание количества бронзовых шумящих подвесок, состоящих из неподвижной державки-щитка, к которой на кольчатых звеньях подвешиваются звенящие элементы: пластины и бубенцы различной формы. Среди женских украшений карел шумящие украшения встречаются и оказываются довольно простыми по устройству26. Обереги представлены прямыми и волнистыми линиями, наблюдаемыми, в основном, на керамике. К оберегам иного вида следует отнести начертания солярной символики, обрамленные по кругу рядом треугольников27. Шумящие подвески значительно чаще обнаруживаются на памятниках води. По основной функции - производить шум, распугивающий зверей и злых духов, - эти изделия следует отнести к категории апотропеев, несущих на себе знаки и других видов, усиливающих действие основного оберега. Этот вид изделий можно разделить на группы по форме щитка-державки. К первой группе относятся образцы с державками в виде верхней части тулова фантастических существ с чертами тотемных животных. По нижней линии основания фигур обычно проходит рельефная волнообразная линия дополнительного оберега28.

Вторую группу оберегов составляют изделия с плоскими щитками и округлым верхом, по нижней линии которых располагаются три круглых солярных знака в виде малых дисков, свернутых из нескольких витков проволоки. От одного до трех подобных знаков венчают щиток, в середине которого на одном образце наблюдается волнистая линия в окружении трех малых солярных знаков описанного выше типа, что указывает на действие средства усиления оберега путем умножения числа основных знаков29. Среди украшений, происходящих из памятников води, обращает на себя внимание пластинчатый браслет с изображением оберега в виде ломаной линии с вписанными между зубцами равносторонними треугольниками. Эти два вида оберегов подчеркнуты рядами мелких круглых ямок астральной символики30. Знаки-обереги в виде волнистой линии имеются и на щитках украшений с рядом мелких солярных знаков31. На фигурках тотемных животных можно встретить знаки астральных светил в виде малого кружка с точкой в центре32. На керамике веси доминируют обереги времени лепной керамики в виде ряда наклонных штрихов, реже ряда мелких треугольников.

Система оберегов Северного Приуралья

Являясь местом проживания современных финно-язычных народов – коми, зырян, удмуртов и пермяков, - эта территория в археологическом плане подразделяется на ряд родственных культур, имеющих много общего в составе апотропеев. С этой точки зрения интерес представляет находка роговой пластины с астральными знаками в виде кружков с точкой в центре. Знаки расположены по краям пластины в порядке креста, состоящего из пяти кружков в его середине, т. е. по системе одной из ипостасей первого из светил33. Вторая пластина ножевидной формы имеет по краям начертание ломаной линии, оконтуренной единожды с внешнего края и трижды со стороны середины34. Третий образец представлен костяным двухсторонним гребнем с двухрядным начертанием линий штрихованных треугольников, направленных вершинами в промежутки противоположного ряда35. На обломке второго гребня – знак в виде прямого креста с развилками на двух его концах36. Восемь подобных знаков, едва ли являющихся оберегами, имеются на восьми костяных изделиях37. По краям еще одной роговой пластины38 обозначены ряды равносторонних треугольников, обращенных вершинами в сторону ромбов, расположенных на середине пластины. В число упомянутых входят и две копоушки, покрытые мелкими кружочками астральных знаков, с треугольным отверстием на конце ручки, являющимся начертанием символа неба.

На округлодонных лепных сосудах родановской культуры по венчику нанесен ряд круглых ямок, являющихся основным оберегом содержимого, нередко охраняемого оберегами в виде отпечатков шнура, ниже которых следует ломаная линия39.

Вещевой материал родственной ломоватовской культуры40 включает шумящие подвески, лепные сосуды с горизонтальными отпечатками шнура, линиями ямок и насечек по краю венчика41. Среди последних большой интерес представляют два костяных гребня, на большем из которых наблюдаются две полоски сомкнутых рядов штрихованных треугольников. На меньшем образце располагается ряд групп штрихов с переменным наклоном (Рис. 1,5)42. На тех же памятниках обнаружена и рукоять копоушки, по краям которой располагаются ряды штрихованных треугольников, обращенных вершинами навстречу друг другу43. Второй подобный предмет, той же культурной принадлежности,44 удивляет частотой встречаемости таких оберегов. Северная часть Предуралья выделяется относительной малочисленностью шумящих украшений, среди которых преобладают изделия с солярной семантикой в виде одного-трех и более круглых мелких кружков на одном щитке45. Реже встречаются изделия со щитком в виде двуглавого коня46.

Среди находок и памятников чепецкой и поломской культур прежде всего обращают на себя внимание два предмета: копоушка с рядом ломаных линий на краях и костяная пластина с двумя рядами групп штрихов переменного наклона47. Из числа этих объектов бросается в глаза гребень с начертанием трех полос, две из которых представлены одинарными рядами штрихованных треугольников, третья – оконтуренной ломаной линией48. Лепные сосуды имеют уплощенное дно, на краях их венчиков располагаются ряды наклонных насечек. Древности зауральской вымской культуры представлены горшком с линейными и волнистыми начертаниями. Подобный вид оберега располагается у основания щитка шумящей подвески с фигуркой тотема49. В целом северная часть региона характеризуется большим числом роговых изделий гигиенического назначения.

Система средневековых оберегов Среднего Поволжья и Приуралья

Регион выделяется из окружения широким распространением шумящих подвесок. На основании изучения состава апотропеев финно-язычных средневековых племен региона мери, мещеры, муромы, мордвы и марийцев выяснилось, что важной деталью женского убора этого региона является круглая нагрудная бляха с двумя-тремя рядами круглых выпуклин по краю и наличием малой створки в середине, предназначенной для своевременного выпуска души. Вокруг створки на равном расстоянии от центра диска располагаются шесть треугольных отверстий, направленных вершинами углов по радиусу во внешнюю сторону (Рис. 1,8). Между треугольниками располагаются шесть выпуклых бляшек, означающих малые солярные знаки. В отдельных экземплярах блях наблюдаются различия. Нередко бляху заменяет крупная сюльгама50. Разнообразие и обилие шумящих подвесок, порой полностью покрывающих женские фигуры, по занимаемому положению на теле можно разделить на три категории. К первой категории относятся одинарные и двойные подвески, соединенные со щитком с двумя-тремя круглыми солярными знаками меньших размеров. Ко второй категории оберегов относятся тройные подвески, также связанные кольчатыми звеньями со щитком, состоящим из двух-трех солярных знаков, созданных путем скручивания проволоки по спирали51. Среди мерянских образцов следует выделить изделия с плоским щитком прямоугольной формы и округлым верхом, солярный знак на котором представлен косым крестом. Характерными для племени мери также являются плоские щитки треугольной формы с вертикальной стойкой в середине, означающей ствол древа жизни. Нередко от стойки в стороны под углом, направленным вниз, отходят по одной ветви. В некоторых случаях древо жизни вписано в фигуру треугольника - сакрального знака неба. К подвескам той же категории с малым количеством шумящих элементов следует отнести изделия с объемной фигуркой тотемного животного и с рельефом волнистой линии в его основании52. К третьей категории относятся изделия с четырьмя и более подвесками, щитки которых представляют собой пирамидки в виде треугольников, составленных из уменьшающихся кверху рядов солярных знаков53. Другой разновидностью щитков третьей группы являются вытянутые фигуры животных с головой лошади и восемью подвесками54. Иногда ряд бубенцов прикреплялся к браслету с оберегами в виде прямых и волнистых линий55. Знаки в виде треугольных фигур, направленных вершинами навстречу друг другу, составленных из убывающих по числу рядов круглых ямок, наблюдаются на льячке для разлива металла56. Два ряда из трех знаков, составленных из четырех ямок с очертаниями ромбов, располагаются на рукояти другой льячки57. Посуда мери несет на себе следы лепной техники с нанесением рядов наклонных штрихов.

Шумящие украшения муромы, мордвы и марийцев выделяются крупными прямоугольными или круглыми щитками, на которых наблюдаются все указанные выше знаки оберегов58. Среди указанных особое место занимают изделия мещеры с трехчленными щитками с более высокой средней частью, с треугольной или округлой формой верха, в котором располагается вертикаль древа жизни с круглым солярным знаком наверху. Боковые стороны щитка, напоминающего горки, содержат древа жизни меньших размеров59.

Апотропеи средневекового Зауралья

В материальной культуре региона Зауралья с оленеводческим населением предков хантов и манси наиболее полно представлена лепная округлодонная керамика. Находки бронзовых шумящих украшений в этой части региона редки, а керамика представлена сосудами молчановского типа с характерной системой оберегов, расположенных, начиная от устья, косыми насечками по краю венчика. Затем следуют несколько рядов круговых отпечатков шнура, ниже которых располагается ряд равносторонних треугольников, обращенных вершинами вниз и составленных из отпечатков одинарного квадратного штампа, расположенных в последовательности 6:5:4:3:2:1. Другие находки представлены костяной пластикой фигурок тотемов в виде двухголовых лошадок60. Занимающие пространство рек Тобола и Исети памятники юдинской культуры представлены лепными круглодонными сосудами, на венчиках которых наблюдаются косые отпечатки гребенки. Ниже проходят ряды наклонных штрихов, затем ряд ломаной линии и ряды наклонных параллелепипедов, нанесенных мелкой гребенкой61. Среди последних большой интерес вызывает глиняная плакетка с двумя отверстиями и рядами волнистых линий, чередующихся с прямыми62. Интересны металлическая бусина с оберегами в виде двойных кружков и точкой в центре, а также малый диск с восемью подобными знаками, расположенными по краю, и одним из них в центре. По краю диска располагаются полукружья, обращенные вогнутой стороной к краям диска63. Кроме названных предметов, была обнаружена подвеска с восемью бубенцами и четырьмя группами солярных знаков по три группы круглых оберегов в группе64. Таким образом, среди северной группы памятников Зауралья обнаружены обереги, широко распространенные и на памятниках западной стороны Уральских гор. К кругу памятников среднего Зауралья следует отнести памятники макушенского типа, представленные лепными округлодонными сосудами с поясом из отпечатков шнура или с рядами наклонных отпечатков, расположенных ниже уровня венчика, под которым располагается ряд двойных полукружий в виде заходящего солнца. Нередко пояс из оттисков шнура заменяют четыре ряда солярных знаков в виде двойных кружков65. Значительный интерес представляют две бусины с одинарной и двойной ломанымий линиями, находящимися в противофазах волны66. Характерной особенностью керамики макушинского типа является превалирование солярных знаков над другими видами оберегов.

К культурам Среднего Зауралья относятся памятники горного Урала петрогромского типа, бакальской культуры и лесостепного района среднего течения р. Исети. Обереги на петрогромской керамике характеризуются широким распространением отпечатков шнура, с помощью которого нередко наносится ломаная линия и ряды ромбовидных фигур, являющихся следствием взаимных наложений в противофазе отпечатков двух ломаных линий. Широкое распространение имеет косая решетка и отпечатки гребенки, нанесенные в виде двойной прерывистой ломаной линии. Редким оберег являются ряды полулунчатых отпечатков67. Состав археологического материала из памятников бакальской культуры бассейна среднего течения р. Тобола довольно резко выделяется несоответствием архаичного облика керамических сосудов характеру системы оберегов и развитыми формами изделий из цветного и черного металла. Лепные сосуды нередко имеют косые насечки по краю венчиков, ниже которых проходит ряд круглых ямок, или же вместо них располагается ряд «жемчужин», действие которых в ряде случаев усилено близкорасположенным ниже рельефным валиком. Иногда выше ряда круглых ямок располагаются два ряда отпечатков гребенки с противоположным наклоном, образующих рисунок типа «елочки». Последний заменяет полоса ромбической решетки68.

В обширном пространстве бассейна Нижнего Иртыша памятники потчевашской культуры сравнительно богаты археологическими находками, среди которых значительный интерес вызывает костяная пластина овально-заостренной формы с отверстиями на краях и полностью покрытая астральными знаками в виде кружков с точкой в центре69. К числу мелких предметов относятся и восемь пряслиц с солярными знаками, первый из которых представлен кругом с отверстием в центре и ломаной линией с внешней стороны, образующей корону из одиннадцати треугольных зубцов70. На втором образце солярный символ представлен шестью радиально направленными рядами штрихов, на третьем - радиально направленные штрихи, группируясь парами, образуют фигуру креста с расходящимися концами. По краю диска проходит ряд мелких ямок71. На четвертом штрихи нанесены в виде знака прямого равноконечного креста в обрамлении косых насечек, в пятом и шестом образцах72 внимание привлекают начертания с пятью радиальными рядами поперечных штрихов73. Памятники потчевашской культуры исключительно богаты изображениями тотемов, содержание которых в рамках данной работы не рассматривается.

Керамика потчевашской культуры выделяется относительным богатством «орнаментации». По краю венчика одного из сосудов с высокой шейкой с помощью различного рода штампов была нанесена косая насечка, ниже которой проходит ряд круглых ямок или «жемчужин»74. В ряде случаев по ямкам или перед созданием «жемчужин» наносится ряд наклонных оттисков гребенки. Этим же орудием наносились горизонтальные линии, их ряды с поочередным отступом в одном направлении, одинарные и двойные ломаные линии с разрывами в углах75. Нередки случаи применения квадратных штампов для рядного или углового расположения отпечатков. Для последних случаев использовался и трехгранный штамп76, позволявший создать изображения треугольников, состоящих из убывающих по одному ряду оттисков штампа. За северными пределами Южного Зауралья в эпоху бронзового века возникла яркая историко-культурная общность со схожей системой оберегов, находящаяся уже за пределами рассматриваемых региональных рамок.

Заключение

Трудности в изучении столь специфических объектов, как обереги, не существующих вне их материальных носителей, значительно усугубляются общепринятым мнением, не имеющем, однако, должного основания так полагать только из-за внешнего сходства знаковой системы оберегов с орнаментом. Это заблуждение возникло из-за внешнего сходства рядного, ритмизированного расположения однотипных изобразительных элементов оберегов с орнаментом, выполняющим только эстетические функции. Решение проблемы этих различий видится в комплексном изучении различных категорий носителей орнаментовидных изображений с выделением характерных признаков оберегов в широких территориальных рамках, в ретроспективной последовательности, с учетом синкретизма мышления людей, возрастающего по мере углублении в древность.

К первой категории находок с апотропеями следует отнести керамику, исходный материал которой обеспечивал легкость нанесения изображений разными способами. Кроме того, форма сосудов в виде тела вращения, обуславливала круговое ярусное ритмическое расположение оберегов с образованием в приустьевой части сосудов особых зон, указывающих на охранительные функции начертаний. Уже при рассматривании сверху вниз структуры орнаментовидных начертаний на сосудах бросается в глаза устойчивый набор поясов из однотипных знаков, встречаемых на керамике разной культурной принадлежности. Мало того, в зонах наблюдаются однотипные комбинации поясов со знаками определенного типа. Так, на кромках венчиков сосудов можно нередко видеть косые или прямые насечки или защипы. Несколько рядов наклонных штрихов образуют второй пояс, по которому следует ряд круглых ямок или «жемчужин», являющихся теми же ямками, нанесенными изнутри. Еще ниже проходит пояс из круговых отпечатков шнура, прочерченных или нанесенных гребенкой линий. Далее обычно следует одинарная или многорядная ломаная линия, производными которой являются ряды треугольников или ромбов. Если же рассматривать верхнюю зону в целом, то верхней своей частью она закрывает духам подступы к устью сосуда. Нижняя зона, представленная рядами штрихованных треугольников или ломаных линий, не позволяла подступиться к днищу духам земли.

Особую группу составляют обереги линейно-волнистого типа, являющиеся адаптированным к условиям круговой керамики вариантом оберегов в виде прямой и ломаной линии.

Вторая категория оберегов на изделиях из цветного металла уже сама по себе из-за своей функции производить шум, является характерными апотропеями преимущественно поволжских финнов. Мало того, для усиления действенности на щитках для подвешивания звенящих элементов были размещены обереги линейно-волнистых начертаний или круглые солярные знаки. Реже в составе щитков можно встретить треугольные фигуры с символическим изображением древа жизни. Сакральные треугольники наблюдаются на крупных бляхах - солярных знаках, где от створки для выхода души из тела радиально располагаются шесть отверстий в виде равносторонних треугольников. Третью группу составляют обереги на орудиях труда и вооружения, к которым относятся два описанных выше железных топора с оберегами в виде ряда равносторонних треугольников на лезвиях топоров. К последним можно отнести более ранние по времени кельты с оберегами в виде ломаной линии или штрихованных треугольников77. Линейно-волнистый оберег охраняет пружинный замок, а костяные копоушки и гребни находят защиту в знаках в виде рядов штрихованных треугольников.

Итак, на обширном пространстве Восточной Европы и Зауралья на ряде категорий находок различных эпох обнаружена система знаков - оберегов, время появления которых уходит в глубь эпох и которые встречаются на территориях, удаленных друг от друга на тысячи километров. Системы оберегов представляют собой пояса, состоящие из рядов ритмически повторяемых геометрических однотипных сакральных изображений, обращенных к сверхестественным силам за помощью и защитой. В развитом виде, на керамике, пояса оберегов с различной символикой группируются в зонах устья и дна сосуда. Рядно-поясная структура ритмически повторяемых геометрических изображений придает системе оберегов вид полосы орнамента, однако отличающейся от узоров составом, видом, назначением и содержанием от знаковой системы оберегов.

 

Подписи к рисункам:

Рис. 1. 1. Меховая парка с оберегом на опуване и бортах. 2. Варежки с оберегами манси. 3, 4. Женский халат с вышивкой и аппликацией хантов, манси. 5. Костяные гребни и копоушки финских племен средневековья. 6. Знаковые системы современных ненцев. 7-15. Характерные образцы шумящих подвесок поволжских финнов. 16. Женское погребение с набором шумящих подвесок племени муромы. 17. Реконструкция набора шумящих подвесок мордвы. 18-19. Льячки для литья из бронзы с оберегами на рукоятях из мерянсих селищ и Сарского городища. 20, 21. Железные топоры племен ятвягов и эстов с оберегами на лезвиях.

Рис. 2. 1. Древнерусское пряслице с начертанием линейно-волнистого оберега и с обращением к Щуру за помощью. 2-7. Керамика времени перехода от лепного способа изготовления сосудов к гончарству. 8-13. Характерные образцы сосудов с линейно-рядным расположением в зоне устья полос с рядами оберегающих знаков. 10. Оберегающий пояс из ряда треугольников, составленных из сокращающихся в рядах элементов. 12. Изображение на сосуде душ представителей парной семьи с ребенком в качестве патронального оберега. 13 а. Небесный свод в виде арочной линии с рядом характерных треугольников- символов неба и знаком солнца виде трех вписанных кругов с треугольными зубцами на большем. 13 в. Небожитель с символом неба в виде ломаной линии на тулове. 13 г. Души небожителей среди солярного изображения. 14. Изображение на скалах небесного свода с солярным знаком в виде одинарного круга с зубцами с внешней стороны и духов оленей на небе. А I.1-12. Линейные и рядно-прерывистые обереги пассивного типа. А II.13-25. Обереги активной защиты.

 

1 Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. - М., 1987. – С. 402.

2 Митлянская Т. Б. Сельскому учителю о народных промыслах Сибири и Дальнего Востока. - М., 1983. - Рис. 119, 120.

3 Там же. – Рис. 121.

4 Там же. – Рис. 125.

5 Там же. – Рис. 122, 123.

6 Там же. – Рис. 27, 28.

7 Там же. – Рис. 131-135.

8 Бронзовый век степной полосы урало-иртышского междуречья. – М., 1983. – С. 134-166.

9 Чернов С. З. Округа Москвы в XIII-XVI вв. // Природа, ……- № 4. - С. 70.

10 Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. - С. 424. - Табл. CV, поз. 3, 9.

11 Там же. - С. 426. - Табл. CVII, поз. 20, 34.

12 Там же. - С. 427. -Табл. CVIII, поз. 11.

13 Там же. – Поз. 19.

14 Там же. - С. 431. - Табл. CXII, поз. 3, 12, 14.

15 Там же. - С. 435. - Табл. CXVI. поз. 15, 18, 20, 23, 21.

16 Там же. - Табл. CXXI, поз. 12, 16, 19.

17 Там же. - С. 443. - Табл. CXXIV, поз. 20.

18 Там же. - Табл. CXXVI, поз. 16, 18.

19 Там же. - С. 50. - Табл. СXXXI, поз. 12.

20 Там же. - С. 453. - Табл. СXXXIV, поз. 4, 30.

21 Там же. - С. 251. - Табл. III, поз. 20.

22 Там же. - С. 253. - Табл. V, поз. 20.

23 Там же. - С. 255. - Табл. VII, поз. 24, 27.

24 Там же. – Поз. 11.

25 Там же. - С. 257. - Табл. IX, поз. 32.

26 Там же. - С. 263. - Табл. XV, поз. 7.

27 Там же. - Поз. 4.

28 Там же. - С. 258. - Табл. Х, поз. 11, 13, 14, 17, 18.

29 Там же. - Поз. 7, 9, 12.

30 Там же. - Поз. 28.

31 Там же. – Поз. 8.

32 Там же. - Поз. 25.

33 Там же. - С. 314. - Табл. LXVI, поз. 10.

34 Там же. - Поз. 17.

35 Там же. - Поз. 20.

36 Там же. - Поз. 31.

37 Там же. - Поз. 32-40.

38 Там же. - С. 313. - Табл. LXV, поз. 19.

39 Там же. - Поз. 23.

40 Там же. - С. 312. – Табл. LXIV.

41 Там же. - Поз. 6, 7, 10, 11, 43, 44.

42 Там же. - Поз. 21.

43 Там же. - Поз. 36.

44 Там же. - С. 310. - Табл. LXV, поз. 19.

45 Там же. - Поз. 6, 7, 11.

46 Там же. - Поз. 11.

47 Там же. - С. 310. - Табл. LXII, поз. 9, 11.

48 Там же. - С. 308. - Табл. LX, поз. 34.

49 Там же. - С. 306. - Табл. LVIII, поз. 2, 8.

50 Там же. - С. 282. - Табл. XXXIV, поз. 1, 12.

51 Там же. - C. 277. - Табл. XXXIX, поз. 11, 22.

52 Там же. - Поз. 5, 6, 10, 20, 25.

53 Там же. - Поз. 1, 18.

54 Там же. - Поз. 8.

55 Там же. - Поз. 13.

56 Там же. - С. 279. - Табл. XXXI, поз. 20.

57 Там же. - С. 278. - Табл. XXX, поз. 13.

58 Там же. - С. 282-284, 295, 299. - Табл. XXXIV-XXXVI, XLVI, XLVII.

59 Там же. - С. 286. - Табл. XXXVIII, поз. 1, 2, 3, 7, 8.

60 Там же. - С. 316. - Табл. LXVIII, поз. 19-25.

61 Там же. - С. 318. - Табл. LXX, поз. 27, 29-35.

62 Там же. - Поз. 28.

63 Там же.

64 Там же. - С. 319. - Табл. LXXI, поз. 27.

65 Там же. - С. 320. - Табл. LXII, поз. 12, 17, 19 и 21.

66 Там же. - Поз. 13, 18.

67 Там же. - С. 321. - Табл. LXXIII, поз. 21, 23, 24, 25.

68 Там же. - С. 323. - Табл. LXXV, 1-4, 9, 10.

69 Там же. - С. 325. - Табл. LXXVII, поз. 52.

70 Там же. - Поз. 61.

71 Там же. - Поз. 52, 57.

72 Там же. - Поз. 56, 62.

73 Там же. - Поз. 64.

74 Там же. - 1. С. 327. - Табл. LXXIX, поз. 1-15.

75 Там же. - Поз. 12, 13.

76 Там же. - Поз. 4, 15, 9.

77 Древнеудмурдский могильник Мыдлань-шай. – Ижевск, 1962. - Т. I. - Вып. 3. - С. 25. - Рис. 2.

 
дата обновления: 17-02-2016