поиск по сайту
Автор: 

С. Н. Рябова (Петушки) 

СЕМЬЯ АРХИПОВЫХ И НОРКИНСКАЯ ШКОЛА ГРАМОТЫ (ПОКРОВСКИЙ УЕЗД ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ) 

История отдельной деревни тесно связана с историей всей России. Дачная деревенька с названием Норкино знала бурный рост в конце XIX в. и разорение Нечерноземья, провожала воинов и получала похоронки, собирала богатые урожаи и переживала потери. Историю деревни и ее жителей можно проследить по архивным документам. На карте, которая хранится в ГАВО, удалось найти упоминание о деревне в 1770 г.

Исследования в ГАВО помогли собрать сведения об учителях Норкинской школы грамоты Архиповых - Григории Николаевиче и его сыне Иване Григорьевиче.

В 1788 г. в деревне Норкиной Покровского уезда Владимирской губернии родился Петр Архип Никитич, от которого можно документально проследить род Архиповых1  . Вметрической книге за 1811 г. имеется запись: «27 октября. Той же губернии, Епархии и округи гр. Николая Ивановича Салтыкова д. Норкиной крестьянин Архип Никитин по крестном отце Захаров с девкой той же вотчины и деревни крестьянина Моисея Кузьмина с дочерью Федосьей по добровольному их и родителей и господ их согласию и по учинении об них в церкви указного обыска, который вписан в данной для того из Консистории книге оба первым браком. По венчании сего брака поручители были той же вотчины деревни Евдокимцева крестьянин Сергей Федоров, д. Елисейкова Григорий Степанов. Таинство венчания брака совершил означенного прихода священник Петр Ефимов с диаконом Василием Васильевичем (неразб. – С. Р.) и пономарем Николаем Ивановым»2  . (Это брак моих прапрапрапрадеда и прапрапрапрабабушки. В некоторых документах Архип почему-то называется Петром. – С. Р.).

До 1830 г., согласно метрическим книгам, деревни Норкино, Кобяки, Ивачи принадлежали Сабурову, затем их владелец сменился. Мало кто из крестьян имел фамилию, поэтому проследить все родословные сложно. Но уже встречаются фамилии Пучковы, Шувалкины, Архиповы. Так, запись 1832 г.: «Март. Третьего числа вотчины Коллежского асессора Павла Крупенина, деревни Норкина крестьянка вдова Степанида Кузьмина Архипова померла. Лет 65. Исповедовал священник Иерусалимского прихода Петр Ефимов»3  .

Запись о бракосочетании в метрических книгах храма Иерусалимской иконы Божией Матери в с. Воспушки 1830-х гг. была подробной. Например, в феврале 1837 г. в книге отмечено: «Пятнадцатого числа той же вотчины деревни Норкина крестьянский сын Симеон Петров Архипов той же вотчины и деревни крестьянской девкой Екатериной Козьминой. Поручителем был той же вотчины крестьяне с Жениховой стороны деревни Норкина братья Прокопий Иванов, Иван Иванов, с Невестиной стороны ее родной брат Иван Козмин. В церкви Иерусалимской Богородицы присутствовали священник Иоанн Давидовский, диакон Иоанн (далее неразб. – С. Р.4  .

5 декабря 1838 г. у четы родился старший сын Николай. Его восприемниками были «Шлиссенбургского полка Унтер-офицер Давид Сергеев, деревни Норкина крестьянская дочь Акилина Архипова, сестра Симеона»5  . Его внук Григорий Николаевич был основателем и учителем школы грамоты в деревне.

По данным десятой ревизии, проведенной в 1858 г., в деревне проживал 181 человек (87 мужчин и 94 женщины)6  . «2-го июня 1858 года. Ревизская сказка. 1858 года Майя 28 числа Покровского уезда вотчины Генерал-майорши Елизаветы Владимировны Гастфер Сельца Назарова и деревень Куряевой… Полян, Очеп, Мышлиной, Костенев, Норкиной, Марков, Богдарни и Борку о состоящих мужского и женского пола дворовых людях и крестьянах (№ 54)». Она заполнена на стандартном бланке. Некоторые графы были изменены. Для мужчин заполнялись графы: «№ 9 ревизии»; «№ 10 ревизии. Семьи»; «По последней ревизии состояло и после оной прибыло. Лета»; «После того числа выбыло. Когда именно»; «Ныне на лицо. Лета». Женский пол учитывали по следующим графам: «№ 9 ревизии»; «№ 10 ревизии. Семьи»; «Во временной отлучке. С которого времени»; «Ныне на лицо. Лета». В это время в деревне жили только крестьяне. В деревне было двадцать три двора. Семьи часто были большие, во многих домах жили представители трех поколений, редко молодая семья жила одна. Род Архиповых продолжал жить в деревне.

Грамоте дети деревни учились по-разному. Долгое время ближайшей земской школой была ермолинская, основанная в 1889 г. В 1915 г. курс обучения в ней был четыре года, преподавало две учительницы, обучалось сорок пять мальчиков и двадцать семь девочек7  .

Но и в самой деревне была школа грамоты. Школы грамоты – одногодичные училища в деревнях рубежа XIX-XX вв. Их цель – обучение крестьянских детей чтению, письму и счету.

В уездной управе было получено циркулярное предложение Владимирского губернатора от 23 сентября 1892 г. № 4860: «Обер-прокурор святейшего синода, письмом Относительно распространения школ грамоты на основании Высочайше утвержденных 4 мая 1891 г. правил о сих школах.

Вместе с сим действительный тайный советник Победоносцев сообщает, что до настоящего времени, благодаря совместной работе земства и православного духовенства, сделаны значительные успехи в деле начального народного образования, но и затем больше половины детей школьного возраста остаются вне благотворного влияния школы, и чем более увеличивается народонаселение, тем ощутимее с каждым годом недостаток школ. Особливо следует сожалеть о ничтожном проценте учащихся девочек. Между тем потребность в образовании всюду проявляется. Со всех сторон поступают просьбы об открытии школ, об улучшении уже открытых; слышны жалобы на недостаток учителей и учеников в существующих уже школах. В виду полной невозможности удовлетворить общенародную потребность в грамотности существующими земскими и церковно-приходскими школами, стоящими сравнительно недешево, от святейшего синода изданы „Правила о школах грамоты”, удостоившиеся 4-го мая 1891 г. Высочайшего Его Императорского Величества утверждения. Означенными правилами православному духовенству оказано высокое Монаршее доверие по руководству и наблюдению за школами грамоты. Но к учреждению их, кроме членов причтов и монастырей, Высочайшею волею призваны благотворительные учреждения, православные прихожане, сельские и городские общества и земство.

Святейшим синодом, как усматривается из прилагаемого при сем определения его от 6-20 июля 1888 г., отрыто обширное поприще надзора представителям тех земств, кои оказывают пособие церковным школам. Строгая отчетность в расходовании всех казенных и общественных денег и проверка этого расхода теми учреждениями, от коих получено пособие школам, положены в основу хозяйственной деятельности училищного при святейшем синоде совета. При таких условиях полное единение земства и православного духовенства по устройству школ грамоты является не только желательным, но и легко осуществимым.

Чтобы достичь возможно более успешного всенародного распространения грамоты путем означенных школ необходимы следующие меры:

1. Учреждение в каждом уезде двух и более двухклассных церковно-приходских школ с учительскими курсами и курсами сельского хозяйства для приготовления учителей в школы грамоты. Для этой же цели полезно учредить краткосрочные летние учительские курсы при лучших церковно- приходских школах уезда. Дабы избежать излишних расходов желательно преобразовать в двухклассные церковно-приходские школы те из одноклассных церковно-приходских и земских школ, кои имеют поместительные школьные здания и участки земли для сада-огорода или полеводства.

В случае отказа уездных земств, по недостаточности средств открыть двухклассные церковно-приходские школы с учительскими сельскохозяйственными курсами, можно надеяться на участие губернского земства в приготовлении учителей для школ грамоты и в распространении среди народа сельскохозяйственных знаний.

2. Постройка в отдаленных от церквей деревнях школьных изб для школ грамоты по планам и сметам, составленным по соглашению местным епархиальным советом с земскими управами.

3. Ассигнование ежегодного земского пособия школам грамоты от 25 до 100 р., смотря по местным средствам и потребностям.

4. Снабжение означенных школ руководствами от училищного при святейшем синоде совета, который озаботился специально для школ грамоты издать доступные по содержанию и цене учебники и учебные пособия.

Об изложенном сообщаю земским управам и городским головам для доклада предстоящим очередным земским собраниям и городским думам, предлагая о последующем меня уведомить».

После того, при циркуляре от 5 октября за № 5074, г. губернатором препровождена в уездную управу брошюра „Меры к повсеместному распространению грамотности в народе”.

О вышеизложенном с представлением определения святейшего синода от 6-20 июля 1888 г. и брошюры „Меры к повсеместному распространению грамотности в народе”, уездная управа имеет честь доложить на благоусмотрение уездного земского собрания, с таковым заключением, что в виду допущения к участию в уездных советах училищ братства Св. Александра Невского представителей местного земства, какими являются почти все земские начальники, ныне принимающие участие в этих советах, предоставить в распоряжение братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского двести рублей»8  .

«По поводу открытия школы грамоты в деревнях уезда.

Совет православного братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского отношением от 18 апреля сего года за № 758, с препровождением высочайше утвержденных 4-го мая 1891 г. Правил о школах грамоты, просит Правила эти доложить земскому собранию на тот предмет, не пожелает ли оно принять участие в распространении народного образования посредством открытия в деревнях школ грамоты.

О чем уездная управа, с представлением Правил о школах грамоты, имеет честь доложить земскому собранию, на его благоусмотрение, т. к. участие земства в школах грамоты может только выразиться в ассигновании суммы на этот предмет в распоряжение братства Св. А. Невского». 9  

С 1897 года в своем доме учит детей Григорий Николаевич Архипов. Вскоре ему «Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Сергием, Архиепископом Владимирским и Суздальским в 5-й день месяца Ноября 1899 г. преподано Благословение Божие и от Владимирского Епархиального Училищного Совета изъявлена благодарность за усердные и полезные труды по школам и за пожертвования на школы»10  .

Несколько лет спустя он обратился с ходатайством в Покровское Уездное земское собрание. «104. По ходатайству учителя Норкинской школы грамоты Григория Архипова о пособии. Учитель г. Архипов в прошении своем пишет, что он 8 лет занимается обучением грамоте детей бесплатно, покупая на свой счет учебные пособия для школы, которая также бесплатно помещается в его доме. Учащихся, по словам г. Архипова, бывает до 25 чел., а в настоящее время их ожидается более, так как земская школа в д. Ермолино закрыта. А потому г. Архипов просит оказать ему какое-либо единовременное пособие на приобретение учебных пособий и в вознаграждение за его бесплатный труд и бесплатное предоставление под школу помещения с отоплением и освещением. Справка. Очередным собранием 1900 г. (см. журн. С. XI) ассигновано единовременно на поддержание Норкинской школы грамоты 60 руб. Докладывая о вышеизложенном, управа полагала бы поощрить бесплатный труд г. Архипова по народному образованию единовременным пособием по усмотрению собрания»11  .

Учителя школ грамоты учились как в церковных учебных заведениях, так и в земских школах. Иван Григорьевич Архипов из д. Норкино, сын Г. Н. Архипова, «в 1909 году выдержал испытание на звание учителя церковно-приходской школы и получил права на вышеозначенное звание»12  .

Спустя несколько лет, с 1908 г., преподавал в школе сын Г. Н. Архипова – Иван Григорьевич. «44. По ходатайству учителя Норкинской школы-грамоты, Жаровской волости, Ивана Григорьева Архипова о пособии. 23-го августа сего года уездной управой получено от учителя Норкинской школы грамоты И. Г. Архипова прошение следующего содержания: „Норкинская школа грамоты, в которой я в настоящее время состою учителем, существует с 1897 года, т. е. 15 лет. 11 лет в ней учил детей мой отец Григорий Николаев Архипов и 4 года я продолжаю обучение. Но обучение детей в нашей школе сопряжено с большим трудом, а именно: приходится ежегодно нанимать помещение для школы, отоплять и освещать ее на свои средства, без посторонней помощи. Оставить столь полезное дело для детей нашей местности я считаю не благовидным, так как школы от нас ближе 3-х верст нет и учить детей негде. Еще считаю не лишним сообщить и то, что я в 1909 году выдержал испытание на звание учителя церковно-приходской школы и получил права на вышеозначенное звание, но за неимением свободных учительских мест в нашей епархии, мне приходится учить в школе грамоты без всякого вознаграждения… В виду такого неудобного и неприятного положения для меня, я и счел необходимым обратиться в Покровское уездное земское очередное собрание с покорнейшей просьбой не найдёт ли оно с своей стороны возможным оказать какое-либо денежное пособие для нашей школы грамоты. В чем покорнейше и прошу вышеозначенное собрание принять мое прошение на зависящее благоусмотрение. При сем присовокупляю не найдёт ли возможным вышеозначенное собрание сообщить мне о результате”.

Справка. Очередным уездным земским собранием 1905 года ходатайство учителя Норкинской школы грамоты Григория Архипова о пособии было отклонено в виду того, что тип школы по своей малопродуктивности вовсе не желателен.

Докладывая о вышеизложенном земскому собранию, уездная управа, с своей стороны, полагала бы, на основании приведенной справки, в ходатайстве Ивана Архипова отказать»13  .

29 января 1909 г. Норкинская школа грамоты посещена о. Сергием Альбицким, наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Покровского уезда. «Занятия начались 1 октября, учителем состоит крестьянский сын Иван Григорьевич Архипов, учащихся 14 человек: 10 мальчиков, 4 девочки. По Закону пройдены молитвы, история Ветхого Завета до пророка Илии, книга Нового Завета до чудес, Символ веры и заповеди. По русскому языку читают книгу Попова I часть, по грамматике Некрасова I часть, пишут несложные диктанты. По арифметике на все 4 действия задачи решают в пределах 100. По славянски читают книгу Ильинского и Псалтырь. Младшая группа – 8 мальчиков. По Закону Божию молитвы и преподавание истории Ветхого Завета до царя Соломона. По русскому языку читают букварь Синодального издания, пишут слова и буквы, по-славянски изучают только буквы, по арифметике решают умственно задачи до 10 и считают десятками до 100.

Успехи. Ученики читают, считают и пишут с книг, знают прочитать правильно молитвы, рассказывают истории… Учитель получает с каждого мальчика 2 р. 50к. в год за обучение и квартиру»14  .

Школы грамоты были включены в перепись школ, подведомственных церкви, в 1908-1909 учебном году. «3. Норкинская (от храма с. Воспушки). Обучались 14 мальчиков и 8 девочек. Расположена в доме учителя. Учебники и учебные принадлежности из отделения. Заведующий священник Александр Руфицкий. Учитель крестьянин Иван Григорьев Архипов. Вознаграждение его - «15 рублей частных». В начале года в школах грамоты Покровского уезда обучалось 1431 мальчик и 704 девочки. С наступлением весны часть детей привлекалась к полевым работам, в конце года учились 1203 мальчика и 600 девочек15  .

В 1909 г. была составлена ведомость о церковных школах уезда и список с характеристиками учителей церковно-приходских школ Покровского уезда. Документ заполнили двое. Один, пока неизвестный, перечислял учащих лиц, другой – протоиерей Сергий Альбицкий – давал всем характеристики.

Всего в уезде было 34 церковно-приходские школы и 5 школ грамоты.

«Школы грамоты. 

1. Кузяевская. Заведующий священник Иоанн Казанский. Учитель из крестьян запасной старший писарь унтер-офицер Никита Ябелов окончил курс в земской школе. (Занимается, ведёт себя трезво).

2. Логинцевская. Заведующий священник села Архангела Стефан Преображенский. Учитель запасной старший писарь Андрей Евфимиев Голубев домашнего образования. (Очень усердно занимается и с успехом).

3. Норкинская. Заведующий священник Александр Руфицкий. Учитель крестьянин Иван Григорьев Архипов. (Учит читать и писать)»16  .

Каждый истинно русский человек не имеет права забывать, «оттуда есть пошла» линия рода или нить родства, идущая из глубины веков. Именно в деревянных домах, с любовью поставленных всей родней, воспитывались и заботливые, рачительные хозяева, и «величавые славянки», статные русские женщины, к числу которых можно отнести мою прабабушку Ирину Егоровну Архипову (в замужестве Шувалкина). Она родилась весной 1887 г. в д. Норкино Жаровской волости Покровского уезда. По всей вероятности, приняла крещение в Иерусалимском храме с. Воспушки, к которому относилась деревня. Ее крестным был родственник Григорий Николаевич Архипов17  . Сначала она училась в школе грамоты на дому (здание школы еще не было построено) у родственника Г. Н. Архипова, затем посещала земское начальное училище в д. Ермолино. Личность Григория Николаевича заслуживает внимания еще и потому, что он - двоюродный племянник (по отцу) моей прабабушки, Ирины Егоровны Шувалкиной (урожд. Архиповой). Его отличали ум, практическая сметка, деловитость, трудолюбие. В хозяйстве было четыре лошади18  .

20 сентября 1912 г. состоялось заседание комиссии по народному образованию Покровского уездного земства. Председательствовал А. А. Микулин. Присутствовали члены комиссии: Д. А. Угрюмов, А. В. Захаров, управа в полном составе, инспектор народных училищ Покровского уезда К. А. Бошняк, протоиерей о. П. М. Соколов. Было предложено построить школьные здания «для вновь открываемых училищ по школьной сети», в том числе и для д. Норкино. В нем должно было быть три классных комплекта, всего для этого предполагалось ассигновать 9 000 рублей, из них 4 000 - единовременное пособие за счет казны, 2 500 - трехпроцентная ссуда на двадцать лет, 2 500 руб. за счет земских средств. Здания для Норкинского земского начального училища предполагалось построить в 1913 г.19   Оно было построено после 1 января 1915 г.

 

 

1   ГАВО. - Ф. 301. - Оп. 5. - Д. 395.

2   Там же. - Л. 88 об.

3   ГАВО. - Ф. 590. - Д. 867. - С. 102.

4   Там же. - С.134 об.

5   Там же. - Л.146.

6   Ревизские сказки 10 ревизии помещичьих крестьян Покровского уезда Владимирской губернии с литера А по Д // ГАВО. – Ф. 301. - Оп. 5. - Д. 799.

7   Справочник по начальным школам Владимирской губернии на 1-е января 1915 года. - Владимир на Клязьме, 1912. – С. 110-111.

8   Журналы очередного ПокровскогоУездного Земского собрания 1893 года. - Владимир на Клязьме, 1894. - С. 15-17.

9  (Журналы очередного Покровскаго Уезднаго Земскаго Собрания 1892 г. - Владимир на Клязьме, 1893. - С. 127.

10   ВЕВ. - 1899. - № 23. - 1 декабря. - С. 439.

11   Журналы очередной сессии ПокровскогоУездного Земского собрания 1904 года. - Владимир на Клязьме, 1904. - С. 146.

12   Журналы очередного Покровского Уезднаго Земскаго Собрания 1912 года - Владимир на Клязьме, 1913. - С. 78.

13   Там же. - С. 78-79.

14   Ведомость о церковно-приходских школах и школах грамотности Покровского уезда за 1908-1909 учебный год // ГАВО. - Ф. 450. - Оп. 2. - Д. 51.

15   Там же. - Л. 10об.-11.

16   Там же. - Д. 106.

17   Записано со слов моей бабушки А. К. Башишкиной (урожд. Шувалкиной), которая родилась в д. Норкино 25 ноября 1923 г.

18   Записано со слов моей бабушки А. К. Башишкиной.

19   Журналы очередного Покровского Уезднаго Земскаго Собрания 1912 года. - С. 121-128.

дата обновления: 25-02-2016