поиск по сайту
Автор: 

С. П. Федюнев (Сыктывкар)

СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ТЕРТУЛЛИАНА

 

Христианство в I-III вв. оказало значительное влияние на формирование нормативов института брака, трансформацию представлений об идеальных взаимоотношениях супругов. Квинт Септимий Тертуллиан (150/160-222), выдающийся христианский просветитель, автор многих сочинений как апологетического, так и моралистического и догматического характера, имевший особое мнение о семейных отношениях, привнес новое в понимание брака.

Процесс эволюции христианства и увеличения численности верующих привел к необходимости уделять особое внимание проблеме браков с язычниками. Тертуллиан негативно относился к представителям «castra diaboli», с которыми «христиане не должны идти ни на какие компромиссы в области идеологии и нравственности»1. По его мнению, даже «храм Божий… оскверняется присутствием в нем язычника, а тело Христово прикосновением к телу блудницы»2. Христианский просветитель считал брак с язычниками проявлением разврата, поэтому христиане, заключающие подобные союзы, «повинны в блуде»3.

Тертуллиан осуждает сознательное вступление в брак христианки с язычником, «ведь такой брак Бог запрещает»4. Обращаясь к опыту «смешанных» семей, он говорит о тяжелом положении и незавидной участи обращенной жены, ведь ей придется не только идолопоклонничать, «живя с чужими Ларами, справляя языческие праздники и дни рождения царей»5, но и прелюбодействовать, живя в «притоне разврата»6. Как она сможет молиться и преклоняться Господу, слыша и даже участвуя в пении «театральных, трактирных, кабацких напевов, в которых все – чужое, враждебное, негодное, уводящее от пути спасения»?7 Описывая жизнь христианки в таком браке, Тертуллиан подозревает, что она будет находиться в постоянном страхе, а ее муж будет «жаловаться на подобные тайны и даже подозревать… в попытке его отравить»8. При этом, несмотря на то, что подобный брак является смертным грехом и несет множество проблем и страданий для христианки, он может, по мнению Тертуллиана, оказаться и полезным для христианской общины. Не исключено, что замужняя христианка внушит мужу-язычнику столько уважения к себе, что сможет «сделать его новообращенным»9.

Идеальной формой семейного союза Тертуллиана считает тот, в котором оба супруга являются христианами, т. к. в нем не существует препятствий в служении Господу, в исполнении ежедневных обязанностей, «нет нужды тайком креститься и шепотом произносить молитвы, они вместе поют псалмы и гимны, стараясь друг друга превзойти в восхвалениях Бога»10, они «вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, взаимно одобряют и поддерживают друг друга»11. Супруги равны в своей вере, ничего друг от друга не скрывают, не тяготятся друг другом, могут разделить гонения и отдых. Каждого из них в болезни можно свободно посещать, а в нужде поддерживать деньгами, им нет стеснения «творить милостыню, нет опасности присутствовать при совершении Святых Тайн»12.

Тертуллиан стремится задать гендерные модели поведения для жены-христианки, полагая, что лучшим для нее будет супружество с человеком без состояния, «который может обогатить ее своей бедностью, ведь Царство Божье не принадлежит богатым»13. При вступлении в такой союз христианам необходимо, выполнив ряд условий, подготовить себя к обручению: «И возрастом – зрелостью, и плотью – годами, и духом – знанием, и стыдливостью опытом поцелуя, и надежду – ожиданием, и ум – волею»14.

Тертуллиан – сторонник абсолютной моногамии, ибо «христиане далеки от того, чтобы осуждать союз мужа и жены, союз, благословенный господом, необходимый для сохранения расселения по миру рода человеческого, лишь союз был один, ведь Адам был единственным мужем, а Ева единственной женой»15. Являясь противником повторного брака, христианский просветитель считает его грехом, ведь вторичное вступление в брак – «против воли Божьей»16.

Альтернативой традиционного семейного союза в представлении просветителя является «духовный союз» (virgins subintroductae), когда во время супружества муж и жена очищают себя добровольной разлукой, «сохраняя целомудрие, прибывая постоянно как бы в безбрачном состоянии»17. По мнению А. С. Волочкова, «подобные союзы были широко распространены в III в. среди христиан, особенно популярны они были в последующее время среди еретиков»18.

Несмотря на то, что для Тертуллиана брак – несомненное благо, для него, на наш взгляд, предпочтительнее безбрачие, ибо «апостол предпочитает браку воздержание, он позволяет брак по причине ухищрений искусителя, но предпочитает воздержание в виду скорого конца света»19. Безбрачное состояние способствует направлению всех помыслов христиан к небесному, а не мирскому. Однако, при всем равнодушии к земным делам, большая часть христиан все же предпочитала жизнь в браке. Безбрачное же состояние язычников, как основывающееся на одном своеволии и распутстве, было во всеобщем презрении, а отцы церкви с уважением смотрели на семью как на «союз, имеющий целью произведение разумных тварей, назначенных для бессмертия. Только они не хотели, чтобы люди искали одного удовольствия в сем священнейшем деле, но чтобы оно было управляемо благоразумием и стыдливостью при постоянном памятовании о Том, Который проникает в сокровеннейшие тайны, и при строгом блюдении тела, которое есть храм Его»20.

Опираясь на риторический вопрос Тертуллиана «разве все мы не священники?»21, П. Ф. Преображенский и Р. Ю. Виппер утверждают, что Тертуллиан, идеализируя безбрачие, изображает союз супругов-христиан как взаимоотношения двух святых22. По мнению И. Мейендорфа, в раннехристианском сознании «существовала единая этика как для духовенства, так и для мирян, и христианство приписывало браку божественное происхождение, усматривая в нем образ вечного союза между Христом и Его Церковью, а каждый отдельный брак имел вечное измерение, соотносящее его с божественным архетипом, и поэтому его уникальный мистический смысл неповторим»23. При этом представления о семейных узах, основанных на безбрачии и аскетизме, не являются особенностью мировоззрения только Тертуллиана. Так, А. С. Волочков резонно отмечает, что «отношение христианства к браку было изначально антиномичным, само учение Христа изначально содержало в себе такие элементы, которые рано или поздно могли разрешиться проповедью аскетизма, воздержанием и отказом от семейной практики, но этот путь выбирали только единицы»24.

Неоднозначное восприятие Тертуллианом необходимости семейных уз мы связываем, прежде всего, с теми изменениями в его мировоззрении, которые в итоге привели его к отходу от христианской ортодоксии к так называемой секте Монтана25. В сочинениях, написанных в период ортодоксального вероисповедания, например «К жене», Тертуллиан наделяет семейный союз особыми священными свойствами. В тех же сочинениях, которые были написаны им уже после ухода к монтанистам («О поощрении целомудрия»), христианский просветитель занимает более радикальные позиции по отношению к браку, утверждая, что «брак – это ни что иное, как вид разврата» Тертуллиан26, а к супружеским узам, как и к прелюбодеянию, «мужчину и женщину толкает плотское вожделение»27, являющееся грехом. Подобные высказывания объясняются тем, что члены секты Монтана «вели строгий аскетический образ жизни, стремились к возвращению к суровому евангельски простому христианству»28.

Судя по всему, вырабатывая идеальную модель семейного союза, Тертуллиан опирался на нравственные и моральные ценностные ориентиры, сложившиеся в римском обществе доимперского периода, где, по его словам, «господствовало счастие браков, которое зависело, конечно, от добрых нравов и благодаря чему почти в течение 600 лет от основания Рима ни один брак не был расторгнут»29. Стремление Тертуллиана экстраполировать древнеримские нормы брака на новые аскетические ценности христианства, создало условия для специфического восприятия союза мужчины и женщины, в котором, по его мнению, с одной стороны достаточно архаизма, а с другой - достаточно аскетизма и христианской воздержанности.

Практически все свои сочинения, касающиеся брачных взаимоотношений, Тертуллиан обращает к своей супруге, и потому они носят явно выраженный дидактический характер. А. С. Волочков объясняет это тем, что «первичное обращение в христианство среди женщин случалось чаще, чем у мужчин»30.

Мыслители всех эпох пытались выявить отличия женского начала от мужского и навязать женщинам такую модель поведения, которая жестко ограничит свободу их самовыражения31. В контингенте верующих женщины составляли большинство, поэтому совершенно понятно то внимание, которое Тертуллиан в своих сочинениях уделяет их поведению. В его представлении жена в христианской семье должна занимать второстепенное по сравнению с мужем положение. Это обстоятельство следует объяснять особым отношением христианского просветителя к женщине, которая, по его мнению, изначально грешна, ибо Ева распространила первородный грех на всех, и поэтому «самое лучшее для человека это совершено избегать женского пола»32. В семейно-брачных отношениях женщины должны полностью подчиняться мужчинам, «склонять головы перед ними, что и будет лучшим украшением для женщин»33. Жены обязаны «занимать руки свои прядением и ноги свои удерживать дома: от этого они делаются более красивыми. Женщины должны облачить себя шелком честности, целомудрия, пурпуром стыдливости, т. е. нарядом, за который бог полюбит их»34.

Замужней женщине придется забыть об украшениях и косметике, «ведь ни одна жена мужу не кажется безобразной, она достаточно нравилась, когда он выбирал ее за добрый нрав или прекрасную внешность, любой муж требует от своей жены прежде всего целомудрия, ведь христианин красоты не требует, ибо ценимое язычниками не может дорого ценится нами (христианами – С. Ф.)»35. Тертуллиан порицает общее падение нравов времен Империи и вольность римских (языческих) женщин, «которые чего только себе не позволяют: они осмеливаются учить, вступать в прения, заклинать, обещать исцеление, а может и крестить»36. Подобные мысли жена-христианка должна непременно отбросить и «поступать сообразно учению своего супруга»37.

Но и мужьям-христианам Тертуллиан предписывает, подобно женам, вести себя непорочно, «ведь христианину не достаточно быть целомудренным, надо ему таким и казаться». Истинный христианин не должен изменять своей супруге, «ведь он рождается мужчиною только для одной своей жены, и здоровыми глазами не видит в женщинах женщин: его душа слепа для страсти»38.

Много внимания христианский писатель уделяет девственницам и вдовам, т. к. именно они, на его взгляд, являются идеальными христианками, которые выбрали службу Богу. Девственницы были обязаны хранить целомудрие и служить примером для остальных христиан, именно поэтому Тертуллиан явно выделяет их среди общей массы верующих. По его мысли, христиане должны брать за образец их воздержание, «ибо наши сестры (девственницы), отвергли брак и предпочли святость: они Божьи невесты, с Ним они живут, беседуют, с Ним проводят дни и ночи, они избрали благую участь, и отказавшись от замужества на земле, уже причислены к сонму ангелов, так пусть пример их укрепить в тебе воздержание»39.

Вдовы занимались миссионерством, ходили по домам и несли слово Божье. Они, в представлении христианского просветителя, имеют более высокий статус, чем девственницы, т. к. в воздержании вдовы больше заслуги, потому что она знает, чего лишается. При этом, напоминает Тертуллиан, «уже одним словом, реченным через пророка, Господь нам показывает, сколь почетно вдовство: Вдову и сироту не обижайте, иначе предстанете перед моим судом» (Ис. 1:17). Вдовство, по мнению христианского апологета, почетно и является даже второй попыткой сохранить христианскую невинность, «ведь нужно насладиться воздержанием при первой возможности, чтобы чистоту, которой мы не смогли достичь в супружестве, мы могли соблюсти в вдовстве»40.

В своих сочинениях Тертуллиан практически не затрагивает положения детей в христианской семье и проблему их взаимоотношений с родителями. Возможно, это связано с его отношением к детям, «которые в судный день будут обузой, в котором повинен брак»41. Христиане, которые, считает Тертуллиан, «не должны бы думать о завтрашнем дне, хотят иметь потомство», но, зачем, спрашивает он, «желать детей, когда имея их мы желаем им скорее покинуть наш злосчастный век и быть принятыми у Господа, как того хотел апостол?»42 Это обстоятельство исследователи склонны объяснять тем, что «каждая христианская семья представляла собой церковь, где воспитание и положение детей осуществлялось в рамках новозаветной традиции»43. поэтому не было необходимости регламентации их поведения и воспитания. Однако Тертуллиан отмечает особое отношение своих одноверцев к детям, указывая, что деньги, собранные в общинной казне тратятся «не на пиры, не на попойки и не на неблагодарные харчевни, но на питание и погребение бедных, на мальчиков и девочек, лишившихся имущества и родителей, и на стариков уже домашних»44.

Что же касается отношений взрослых детей к родителям, то здесь Тертуллиан придерживается более радикальных взглядов, прямо указывая, что «всякое почитание предков – идолопоклонство»45. Мученики же должны полностью отрешиться от своих родителей, ибо, пишет он, «заботы, как родители ваши, тревожат вас (мучеников) только до темничных дверей, в темнице же вы разлучились с миром и не жалеете того, что распрощались с ним»46.

Таким образом, представления о семейно-брачных отношениях Тертуллиана со временем претерпели известную эволюцию и поэтому их нельзя оценивать однозначно. Семейные узы для него – священный союз, где муж и жена уподобляются святым, однако сам он более склоняется к безбрачию и аскетизму. При этом некоторые из его взглядов, такие, как моногамия, подчиненное положение женщины в семье, представления о ее изначальной греховности, остаются неизменными. Созданная им идеальная модель семейно-брачных отношений оказалась, в силу своей радикальности, неприемлемой для основной массы христиан. Не найдя себе достаточного количества сторонников, она ушла в небытие вместе со своим «неистовым» творцом.

 

1 Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. – М., 1979. – С. 125.

2 Тертуллиан. К жене // Тертуллиан. Избранные сочинения. – М., 1994. – II, 3.

3 Там же.

4 Там же. - II, 2.

5 Там же. - II, 6,

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же. - II, 5.

9 Там же. - II, 7.

10 Там же. - II, 9.

11 Там же.

12 Там же.

13 Там же - II, 8.

14 Тертуллиан. О молитве // Тертуллиан. Избранные сочинения. - 22.

15 Тертуллиан. К жене. - I, 2.

16 Там же. - I, 1.

17 Тертуллиан. О поощрении целомудрия // Тертуллиан. Избранные сочинения. - 1.

18 Волочков А. С. Пророчица, девственница, блудница… Женщина и женское в раннем христианстве // Адам и Ева. – 2007. – № 14. – С. 139.

19 Тертуллиан. О поощрении целомудрия. - I, 3.

20 Подробнее см.: Нравы первых христиан / Подг. к публ. Д. Колесниченко // Православная жизнь – 2000. – № 5-7 // http://pravoslavie.domainbg.com/rus/03/nravyph.htm

21 Тертуллиан. О поощрении целомудрия. - 7,

22 См.: Преображенский П. Ф. В мире античных идей и образов. – М., 1965. – С. 220; Виппер Р. Ю. Рим и раннее христианство // Избранные сочинения. – Ростов-на-Дону, 1995. – Т. 2. – С. 391.

23 Мейендорф И. Богословское учение Тертуллиана // http://www.krotov.org/history/01/kern/114.html

24 Волочков А. С. Указ. соч. - С. 136.

25 Макарцев Ю. М. Быт и повседневная жизнь первых христиан в языческом окружении /http://www.historichka.spb.ru/works/hrisiane-bit

26 Тертуллиан. О поощрении целомудрия. - 9,

27 Там же.

28 Столяров А. А. Тертуллиан. Эпоха. Жизнь. Учение // Тертуллиан. Избранные сочинения. – С. 373.

29 Тертуллиан. Апологетик // Тертуллиан. Избранные сочинения. - VI.

30 Волочков А. С. Указ. соч. - С. 125.

31 Подробнее см.: Репина Л. П. История Западной Европы: гендерный аспект. – Воронеж, 2001. – С. 12.

32 Тертуллиан. О поощрении целомудрия. - 9.

33 Тертуллиан. О женском убранстве // Тертуллиан. Избранные сочинения. - II, 4.

34 Там же - II, 13.

35 Там же. - II, 4.

36 Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. – М., 1990. – С. 228.

37 Тертуллиан. О молитве. - 22.

38 Тертуллиан. Апологетик. - XLVI.

39 Тертуллиан. К жене. - I, 4.

40 Там же. - I, 7.

41 Там же. - I, 5.

42 Там же.

43 Мейендорф И. Указ. соч. / http://www.krotov.org/history/01/kern/114.html

44 Тертуллиан. Апологетик. - XXXIX.

45 Тетруллиан. О зрелищах // Тертуллиан. Избранные сочинения. - 12.

46 Тертуллиан. К мученикам // Тертуллиан. Избранные сочинения. - 1.

 

дата обновления: 17-02-2016