поиск по сайту
Автор: 

Р. Г. Гарина (Вязники)

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВЯЗНИКОВСКИХ КУПЕЧЕСКИХ И МЕЩАНСКИХ СЕМЕЙ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Темы семьи, семейных взаимоотношений, традиций, быта всегда были постоянными темами исследовательской работы сотрудников Вязниковского историко-художественного музея. Составляя родословные отдельных вязниковских семей, мы стараемся описать историю семьи в длительный исторический период - с момента первого упоминания в документах и кончая ее современностью. В течение нескольких лет я стараюсь проследить представителей старых вязниковских фамилий, которые остались в нашем крае, или, наоборот, в силу разных причин уехали, покинули наши места навсегда. И, наконец, меня интересуют те вязниковские семьи, которые не так давно (в начале XX века, в переломную эпоху или в середине прошлого века, во время Великой Отечественной войны) появились и обосновались в нашем городе и районе, довольно прочно заняв место старых вязниковцев. Постоянно ведется картотека тех и других.

Сегодня я буду вести речь о нескольких вязниковских семьях. Работа над родословной одной из них – мещан г. Вязники Пономаревых – ведется сейчас. Другие – старые купеческие семьи в нескольких поколениях. Как и большинство вязниковских купцов, это так называемые бывшие «капиталистые», бывшие помещичьи крестьяне Богоявленской слободы (Мстера), крепостные владельцев Мстеры графов Паниных – Демидовы и Сеньковы. В 1990 г. наш город посетила гражданка Италии, дочь эмигранта первой волны С. И. Сенькова, Лидия Сергеевна Сенькова-Чеккини. Она приехала в Ленинград по приглашению своей младшей сестры Варвары Сергеевны Рушневской впервые с 1924 г. Лидии Сергеевне было уже восемьдесят семь лет. Двадцатилетней девушкой вместе с отцом она покинула Россию и уехала сначала в Германию, а затем в Италию. В 1990 г., побывав в Ленинграде, а затем в Москве, она буквально на один день вырвалась в Вязники. Ее встретил коллектив Вязниковского краеведческого музея во главе с директором Т. А. Субботиной. Мы сопровождали ее по городу, по тем местам, где она жила в детские и юные годы. Маленького роста, худощавая, внешне похожая на своего отца, она бродила по родным местам, вспоминала, рассказала нам много интересного, показала расположение комнат в своем родном доме (позже в нем был фабричный клуб). С этой незабываемой встречи все и началось. Лидия Сергеевна мечтала вновь приехать в Вязники, но это не осуществилось. Она умерла в Италии, в Рапалло, в городе, который стал ей родным, в 1997 г. в возрасте девяноста четырех лет. На нашей выставке «Из истории семьи Сеньковых» есть письмо Л. С. Чеккини, написанное и присланное нам в 1993 г., в год ее девяностолетия, которое она написала на русском языке и благодарила сотрудников музея за поздравление ее с юбилеем. Мы подарили Лидии Сергеевне фотографию ее матери Марии Васильевны Балясовой, найденную нами в Вязниках, но которой у Сеньковых в Италии не было.

В 1990-2000-е гг. музей посещали дети Лидии Сергеевны – Людмила и Роберто Чеккини и ее племянник Гераклит Максимилианович Сеньков (ныне живет в Минске, по образованию химик, кандидат наук. Последние несколько лет не работает). Младшие Сеньковы обратились к работникам музея с просьбой о составлении родословной Сеньковых. В имеющихся в архиве нашего музея «Выписках из синодика Сеньковых», сделанных еще в 1930-м г. известным вязниковским краеведом С. И. Змиевым, указано, что Сеньковы не были коренными жителями нашего края: «Быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож, Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797 г. в приданстве за Паниной к Тутолмину»1. В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) И. А. Голышева «Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография»2 высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 г. Видимо, они появились в нашем крае во время польско-шведской интервенции, как это было неоднократно в те годы. Постепенно, в ходе работы с метрическими книгами вязниковского Казанского собора и документами архива Вязниковского загса, копиями и выписками из документов Владимирского областного архива, переданными в музей краеведом А. Д. Тельчаровым, сделанными им при написании книги «Вязники» в 1990-е гг., встреч с Сеньковыми, передавшими нам дневник С. И. Сенькова и фотографии, было составлено родословное древо. Работа, видимо, будет продолжена. В начале апреля в музей вновь позвонили из Москвы. На сей раз звонил очень дальний родственник Сеньковых, представившийся как правнук племянницы жены С. И. Сенькова Ольги Андреевны.

Производство, предпринимательство и торговля - это, конечно, основа жизни и деятельности купцов Сеньковых. Но нас интересуют многие скрытые стороны характера их деятельности. Уже сейчас ясно, что Сергей Иванович не был ординарной личностью, он был талантлив во всем. Оставшись восемнадцатилетним юношей без отца, который погиб в 1866 г. в возрасте сорока пяти лет во время строительства нового корпуса фабрики и похоронен на Покровском кладбище г. Вязники, Сергей Иванович смог твердо встать на ноги, заменить отца в предпринимательской деятельности, успешно продолжить его дело. Он известен как разносторонне развитой человек, имевший большую прекрасную библиотеку, в т. ч. книги на французском, немецком, финском языках (часть их хранится в библиотеке нашего музея). Он, единственный из вязниковских предпринимателей, имел картинную галерею, «вязниковскую Третьяковку». С. И. Сеньков во многом был первым, единственным в своем роде, уникальным. Одним из первых в нашем крае в 1873 г. он открыл фабричное начальное училище для рабочих3, первый во Владимирской губернии в 1888 г. открыл фабричную библиотеку4, сделав ее доступной не только для рабочих фабрики и членов их семей, но, что особенно важно, для вязниковцев за одиннадцать лет до открытия городской бесплатной читальни и за двенадцать лет – городской общественной библиотеки. В 1918 г. С. И. Сеньков обратился в Главмузей в отдел по охране памятников искусства и художественных собраний старины при Комиссариате народного просвещения с заявлением: «Прошу выдать охранную грамоту на мое собрание картин (35 картин), - и далее, - просьба моя вызвана необходимостью охранять в порядке от порчи и гибели мое собрание, чтобы оно было 1-ым камнем Вязниковского музея»5. Таким образом, его картины стали первыми и, без преувеличения можно сказать, главными экспонатами нашего музея. Впоследствии они были дополнены другими картинами его коллекции после отъезда Сергея Ивановича заграницу. В 1924 г. Сеньков, не уезжавший из Советской России в надежде на падение советской власти, все-таки покинул родину навсегда.

В 1918 г. в одном из домов Сенькова разместился уездный исполком; мебель, фарфор и другие предметы обихода было предложено взять в фонды будущего музея. Они и сейчас являются украшением нашей коллекции.

Семья Сеньковых распалась. Остались на родине сыновья Сергея Ивановича Иван и Максимилиан, дочь Варвара. Максимилиан стал офицером РККА, но в 1936 г. был репрессирован и впоследствии расстрелян. В новую историческую реальность дети Сенькова вписаться не смогли. В 1926 г. в Италию уехала старшая дочь Сенькова Людмила с сыном Львом. Семье Сеньковых было присуще чувство патриотизма. Как вспоминают Сеньковы, в годы второй мировой войны, когда была объявлена мобилизация, внук С. И. Лев отказался вступать в армию Муссолини. Своим Лев сказал, что он русский и воевать против России не будет, ушел в Сопротивление, стал членом итальянской компартии. После войны вместе с матерью мечтал вернуться на родину, но по совету друзей в 1949 г. уехал в ГДР и лишь в середине 1950-х гг. вернулся на родину. Поселиться в Вязниках Людмиле Сергеевне и Льву Николаевичу не разрешили, они вынуждены были уехать в Самарканд, прожили там до 1963 г. Людмила Сергеевна мечтала вернуться в родные места. В 1960-е гг. им разрешили приехать сюда, но дали возможность проживать не в Вязниках, а в двенадцати километрах от города, в деревне Бурино. Там мать и сын с семьей прожили оставшиеся годы жизни и оба похоронены. Жена Льва Николаевича Наталья Арсентьевна, пока она была жива, посещала их могилы, ухаживала за ними.

Составив родословное древо Сеньковых, мы получили благодарность семьи Сеньковых, внуков С. И. Сенькова. Все они неоднократно приезжали в Вязники. В один из таких приездов Людмила Чеккини, обозревая с Венца, возвышенного места Вязников, панораму города, говорила, что ее всегда тянуло к реке, хотя Рапалло стоит на море. Это потому, что мама (Лидия Сергеевна) в Италии всегда рассказывала ей о Клязьме. В шестьдесят с лишним лет она стала студенткой Генуэзского университета, в 1998 г. его окончила, защитив диплом на тему «История одной семьи: Сеньковы»6, в котором использовала материалы нашего музея. Вязниковцы были приглашены в Италию и присутствовали на защите диплома.

На протяжении нескольких поколений мы видим проявление присущего членам этой семьи патриотизма. Нынешнее поколение Сеньковых вновь и вновь приезжает в Вязники, в те места, где многие годы жили их предки. В память о том, что картины С. И. Сенькова легли в основу Вязниковского краеведческого музея, уже много лет существует выставка «Из истории семьи Сеньковых». В 2004 г. она пополнилась картиной итальянской художницы Лучаны Конти, написанной ей в Рапалло, городе, ставшем последним прибежищем С. И. Сенькова. На ней набережная, на которой Сергей Иванович любил бывать, отдыхал в последние годы жизни († 1934). Здесь он и похоронен, фотографию надгробного памятника нам передала Л. Чеккини. Там же, рядом с Сергеем Ивановичем, похоронена ее мать, Лидия Сергеевна Сенькова-Чеккини.

Когда говорят и пишут о купцах, владельцах наших крупнейших фабрик второй половины XIX-начала XX вв. – Сеньковых – Демидовых - Елизаровых, прежде и больше всего отмечают их большую роль в превращении Вязников и Вязниковского уезда в один из центров льноткачества в России. Признанием роли вязниковской льнопромышленности и вязниковских промышленников, в частности, стало в условиях военной разрухи и для спасения этой отрасли учреждение Товарищества на паях «Лен» в марте 1917 г. В примечании к его Уставу было указано: «Учредители Товарищества: мануфактур советник Александр Васильевич Демидов и потомственный почетный гражданин Андрей Васильевич Демидов»7. Это были последние представители рода Демидовых, которые в течение почти столетия были самыми значительными из вязниковских фабрикантов, владельцами трех крупнейших фабрик в нашем крае в XIX-XX столетиях. Выходцы из мстерских крепостных крестьян графов Паниных, они во многом повторили, а впоследствии и разделили судьбу Сеньковых, с которыми состояли в родстве. В отличии от Сеньковых, Демидовы, по-видимому, были коренными жителями Богоявленской слободы и с XVII в. были сторонниками старой веры, отвергшими церковные преобразования Никона. Метрическая церковная книга мстерской Троицкой единоверческой церкви за 1855 г. сообщает о переходе Василия Федоровича Демидова и членов его семьи из поморской секты в православие, в число прихожан мстерской Троицкой единоверческой церкви. Потомки этого рода, проживающие в Москве, обратились в Вязниковский музей с просьбой помочь им в составлении родословной, что мы и сделали. В Вязники неоднократно приезжали племянники Александра, Николая и Андрея Васильевичей Демидовых - Марина Сергеевна Мартынова-Савченко и Всеволод Саблин. Результатом нашей совместной работы мы можем считать книгу московского тележурналиста М. С. Мартыновой-Савченко «Осколки времени. Из истории одной семьи». Учитывая ту роль, которую когда-то Демидовы играли в нашей истории, мы сделали выставку о Демидовых.

В 1999 г. в нашем музее была открыта еще одна подобная выставка, также явившаяся итогом длительной исследовательской работы музея и вязниковца – потомка многочисленного в нашем крае рода священнослужителей-учителей-врачей Скипетровых-Авроровых-Вигилянских-Нарбековых. Потомок этого рода, проживающий в нашем городе, Лев Валерьянович Вигилянский, с которым мы работали совместно, был экскурсоводом при открытии выставки. 14 апреля в музей позвонили из Владимира Антоновы - потомки Михаила Ивановича Скипетрова, которые независимо от нас два года занимались изучением истории этого рода. Летом состоится наша встреча с потомками священника М. И. Скипетрова, что пополнит известную нам информацию. В настоящее время сотрудники Вязниковского историко-художественного музея ведут большую работу по составлению родословной старой вязниковской мещанской семьи Пономаревых. В 2007 г. в Вязники из Пятигорска приехал потомок старой вязниковской семьи Пономаревых, офицер ФСБ, Павел Евгеньевич Манджеголадзе. Он сделал это по просьбе своей матери Марии Михайловны Пономаревой-Манджеголадзе, ныне проживающей в Ставропольском крае, покинувшей Вязники в конце 1920-х гг. со своей матерью, братьями и сестрами после смерти отца Михаила Ивановича Пономарева. Все эти годы Мария Михайловна помнила о своей малой родине, о Вязниках, об улице Городецкие Дворики, которая ныне называется Профессиональный переулок. Мы, побывав на этой улице, не смогли найти их дома и сфотографировать его, чтобы фото послать в Пятигорск. Причина в том, что нет не только этого дома, но и целой стороны бывшей улицы Городецкие Дворики. В конце 1920-х-1930-е гг. строившаяся фабрика «Свободный Пролетарий» поглотила эту территорию.

Причину отъезда семьи Пономаревых нам еще предстоит выяснить. Фамилию Пономаревых в XX столетии носили многие вязниковцы, и все они состояли в близком или дальнем родстве. Почти год мы работаем над составлением родословного древа Пономаревых, появляются все новые его ветви и веточки. Мы исследовали материалы метрических книг вязниковских Троицкой и Введенской церквей с 1880-х гг., хранившихся в архиве нашего загса, документы вязниковского загса 1920-1960-х гг., обывательские книги из фондов музея и библиотеки музея. В настоящий момент начинаем работу с метрическими книгами вязниковских церквей во Владимирском областном архиве. Мы прошли с фотоаппаратом по улицам нашего города, по тем адресам проживания Пономаревых, которые упоминаются в документах 1920-1960-х гг. Мы установили, что Пономаревых почти не осталось в нашем городе. Многие из них или умерли, или уехали из города. Просмотрев «Книгу Памяти», мы нашли, что там упоминаются трое Пономаревых, призванных в армию в 1941 г.: Александр Михайлович (1923-1942) погиб при защите Ленинграда и там же похоронен; Сергей Алексеевич (1899-1942) погиб при защите Сталинграда и похоронен в балке Солдатской Сталинградской области; Алексее Сергеевиче, рядовой, погиб в июле 1942 г. и похоронен в деревне Касимовка Смоленской области. В ходе исследования составляются картотека и родословная.

1 Змиев С. И. Выписки из синодика Сеньковых // Архив Вязниковского историко-художественного музея. - Р. 2. - Д. 2. - Л. 1.

2 Голышев И. А. Богоявленская слобода Мстера. История ее, древности, статистика и этнография. – Владимир, 1865. - С. 108.

3 Журналы чрезвычайного и очередного Вязниковского уездного земских собраний 1910 г. -Владимир, 1910. - С. 189.

4 Распоряжение Влад. губернатора вязник. уздному исправнику 01.12.1888 г. об открытии при фабричной школе С. И. Сенькова библиотеки // ГАВО. - Ф. 990. - Оп. 1. - Д. 39. - Л. 4.

5 ОР РГБ. - Ф. 670. - Оп. 1. - Д. 39. - Л. 1-2.

6 Архив Вязниковского историко-художественного музея. - Р. 2. - Д. 129.

7 Устав Товарищества на паях «Лен». - Вязники, 1917. - С. 3.

 
дата обновления: 20-02-2016