поиск по сайту
Автор: 

Т. А. Васина (Ижевск)

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ТИПОЛОГИИ УДМУРТСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ КОНЦА XVIII в. (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДУХОВНОЙ РОСПИСИ 1795 г.)

Духовные росписи, или исповедные ведомости, были введены в России указом Петра I от 17 февраля 1718 г. с целью выявления раскольников для их последующего налогообложения. Росписи представляли собой именные списки православных прихожан и членов их семей, как бывших на исповеди, так и «уклонившихся» от нее, а также раскольников1. В качестве исторического источника для изучения типологии семьи духовные росписи представляют большой интерес, поскольку содержат сведения о числе дворов в приходе, количестве людей (мужского и женского пола), включают фамилии и имена главы семьи и ее членов, указывают степень родства и возраст жителей по каждому селению церковного округа. В то же время следует помнить, что в духовные росписи вносились имена детей лишь с шестимесячного возраста, т. е. в действительности людность и структура семей могли быть несколько больше и сложнее указанных.

Анализируемая здесь духовная роспись 1795 г. представляет собой посемейный список прихожан православной Димитриевской церкви, первой деревянной церкви Камско-Воткинского завода. Данный архивный источник содержит сведения о семейной структуре духовенства, чиновников горного ведомства, приказнослужителей, рядовых солдат, дворовых людей, мастеровых и приписных крестьян, проживавших как в поселке Камско-Воткинского завода, так и в сельских населенных пунктах завод­ской округи. Объектом настоящего исследования послужили указанные в духовной росписи 1795 г. новокрещенные удмурты2, являвшиеся коренными жителями этого региона и принадлежавшие к крестьянскому сословию. Изучение типологии семьи этой этнической категории населения представляет большой интерес.

В ходе работы над архивным документом были проанализированы 242 семьи новокрещенных удмуртов, проживавших в 162 дворах (и еще 32 двора не были рассмотрены вследствие недостачи листов в деле). Это жители ряда населенных пунктов Сарапульского округа Вятского наместничества (ныне Воткинского и Шарканского районов Удмуртской республики): д. Быгов (Быги), поч. Билиб, поч. Евсин (Евсино), д. Едыгрон, поч. Ляльшур, д. Пашурская (Пашур), д. Сюрсовай, д. Чужегово, д. Шегьян, д. Попья. Всего было учтено 1022 человек мужского и 1081 – женского пола.

Основными критериями определения форм семейной организации выбраны поколенный и родственный состав, число супружеских пар и людность семьи.

Исследование духовной росписи показало, что в конце XVIII в. по числу поколений у православных прихожан-удмуртов Димитриевской церкви Камско-Воткинского завода наблюдалось четыре типа семей: одно-, двух-, трех- и четырехпоколенные (Табл. 1). К первой категории относились одинокие (холостые жильцы, вдовы), бездетные супружеские пары и супружеские пары, с которыми проживали младшие братья мужа. Двухпоколенные семьи включали супружеские пары с детьми и другими родственниками (братом или сестрой, снохой, племянниками), в их число также входили братские семьи (женатые братья с детьми). К трехпоколенным принадлежали домохозяйства с родителями, детьми и внуками, а также женатыми племянниками с детьми и братские семьи (женатые братья с детьми и внуками), к четырехпоколенным – соответственно домохозяйства с родителями, детьми, внуками и правнуками.

Таблица 1

Типы семей новокрещенных удмуртов – прихожан Димитриевской церкви Камско-Воткинского завода в 1795 г. (указано количество домохозяйств)3

По числу поколений

По характеру родства

Одно-

поколенные

Двух-

поколенные

Трех-

поколенные

Четырех-

поколенные

Одинокие

3

-

-

-

Малые

4

53

-

-

Расширенные

-

27

-

-

Сложные

-

47

103

5

 

В среде крестьян из числа новокрещенных удмуртов, согласно духовной росписи 1795 г., преобладали двухпоколенные семьи: они насчитывали 127 домохозяйств или 52,48 % общего числа семейств. На втором месте по численности стояли трехпоколенные семьи, которые охватывали 103 домохозяйства (42,56 %). Однопоколенных семей было выявлено 7 (2,89 %), а четырехпоколенных – 5 (2,07 %).

По характеру родства у новокрещенных удмуртов-прихожан Димитриевской церкви в 1795 г. также было выявлено несколько форм семейной организации: одинокие, малые, расширенные и сложные семьи (Табл. 1). К первой категории принадлежали главным образом не имевшие родственников вдовы и холостые мужчины, преимущественно жильцы. В конце XVIII в. данный тип семьи не был широко распространен: он охватывал всего трех человек, что составляло 1,24 % общего числа семей.

Малые (нуклеарные) семьи удмуртов включали супружеские пары (2 домохозяйства, или 0,83 %) и супружеские пары с детьми (51 домохозяйство, или 21,07 %), полные и неполные. Кроме того, были выявлены и другие, небольшие по численности и несложные по структуре виды домохозяйств, представлявшие собой различные этапы так называемого «жизненного цикла» семьи: это супружеская пара, с которой совместно проживали несовершеннолетние брат и сестры мужа; супружеская пара, с которой проживала сноха (вдова брата мужа); дед, воспитывающий внуков; вдовец, проживающий со своей снохой – вдовой сына. В целом некрупные семьи охватывали 57 домохозяйств или 23,55 % общего их числа.

Расширенные двухпоколенные семьи представляли собой переходную форму от малой семьи к сложной и включали домохозяйства с родителями, детьми и другими родственниками: снохой – 15 семейств, братом или сестрой родителей – 8, племянниками – 3 и братом и племянником – 1 семья. Следовательно, всего расширенные семьи охватывали 27 домохозяйств или 11,16 % их общего количества.

Наибольшей численностью и вариативностью в 1795 г. характеризовались сложные трех- и четырехпоколенные семьи удмуртов. Так, братские двухпоколенные семьи охватывали 47 домохозяйств, братские трехпоколенные – 18. При этом данные виды семей имели значительное число вариаций: зафиксировано совместное проживание двух, трех и четырех женатых братьев как с несовершеннолетними, так и женатыми детьми (и внуками). В некоторых случаях в этих семьях выявлено проживание младших братьев и сестер, еще не создавших собственной семьи (либо вдовцов, утративших семью), а также снох – вдовы одного из братьев с детьми (иногда внуками), племянников-сирот (в том числе женатых, с детьми). Кроме того, отмечены семьи, сформированные как вдовами двух братьев (с детьми и внуками), так и женатым братом и замужней сестрой (с детьми и внуками). Сложные семьи, включающие родителей, детей и внуков, насчитывали 76 домохозяйств; родителей, детей, внуков и племянников (в том числе женатых, с детьми) – 9; родителей, детей, внуков и правнуков – 5, итого сложные семьи охватывали 155 домохозяйств или 64,05 %.

Следует отметить, что в конце XVIII в. удмурты-прихожане православной Димитриевской церкви Камско-Воткинского завода отличались значительной долей неполных семей (в которых отсутствовал один из родителей в первом или втором поколении, чаще всего по причинам смерти или несения военной службы). Неполные семьи насчитывали более трети домохозяйств – 38,84 %. В большей степени данная цифра касалась женщин, оставшихся без мужей. Всего в 242 семьях было выявлено 55 вдов и 25 солдаток против 31 вдовца, т. е. доля одиноких женщин в два с половиной раза превосходила численность одиноких мужчин (разумеется, условно одиноких, т. к. они проживали в большом кругу семьи, имели детей и других родственников). Средний возраст вдовцов и вдов составлял соответственно 59,6 и 53,9 лет, солдаток – 33,4 года.

По количеству супружеских пар семьи удмуртов были относительно небольшими: доминировали домохозяйства с одной супружеской парой, которые охватывали 90 семейств или 37,19 %. Второе по распространенности место занимали семьи с двумя супружескими парами – 78 домохозяйств (32,23 %), еще в 20 домохозяйствах (8,26 %) супружеские пары отсутствовали. Тем не менее, в 27 семьях (11,16 %) отмечено проживание трех супружеских пар, в 20 (8,26 %) – четырех, в пяти (2,07 %) – проживали пять супружеских пар, еще в двух случаях отмечено совместное проживание шести и восьми супружеских пар.

В большинстве семей (228, или 51,35 %) муж был старше жены (разница в возрасте составляла от 1 до 41 года), в 137 парах (30,86 %) жена была старше мужа (на 1-10 лет) и в 79 случаях (17,79 %) супруги были одного возраста (Табл. 2).

Таблица 2

Возраст мужа и жены в супружеских парах новокрещенных удмуртов (1795 г.)4

Разница в возрасте

Кол-во пар

1 год

2 года

3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11-18 лет

20-25 лет

30-36 лет

41 год

Одногодки

79

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Муж старше жены

228

24

37

20

10

69

3

7

4

2

22

16

10

3

1

Жена старше мужа

137

28

38

23

10

32

1

1

3

-

1

-

-

-

-

 

Преобладали семьи людностью 6-9 человек: они насчитывали 40,90 % общего числа домохозяйств (Табл. 3). Значительное место (29,35 %) занимали семьи из 10-19 родственников. В 3,72 % домохозяйств совместно проживали от 20 и более человек.

Таблица 3

Размеры семей удмуртов - прихожан Димитриевской церкви Камско-Воткинского завода в 1795 г.5

Число человек в семье

Кол-во семей

Число человек в семье

Кол-во семей

1

3 (1,24 %)

13

5 (2,07 %)

2

6 (2,48 %)

14

8 (3,31 %)

3

13 (5,37 %)

15

6 (2,48 %)

4

22 (9,09 %)

16

7 (2,89 %)

5

19 (7,85 %)

17

3 (1,24 %)

6

29 (11,98 %)

18

2 (0,83 %)

7

20 (8,26 %)

19

3 (1,24 %)

8

26 (10,74 %)

20

3 (1,24 %)

9

24 (9,92 %)

21

3 (1,24 %)

10

15 (6,20 %)

23

2 (0,83 %)

11

15 (6,20 %)

37

1 (0,41 %)

12

7 (2,89 %)

Итого

242 семьи,

2103 чел.

Средний размер удмуртской семьи составлял 8,7 человек. При этом самыми крупными не всегда являлись четырехпоколенные семьи, чаще всего – братские и сложные трехпоколенные, где с родителями жили несколько женатых сыновей. Например, семья Тихона Степанова из д. Попья охватывала 18 человек: кроме главы семьи, его жены, детей и снохи домохозяйство включало еще двух женатых братьев с малолетними детьми и двух несовершеннолетних братьев и сестру. Братская трехпоколенная семья Якова Титова из д. Быгов насчитывала 23 родственника: четырех женатых братьев с детьми, старший из которых – глава домохозяйства – имел внуков. Но наиболее крупной была семья Филимона Васильева из д. Пашурской, которая включала 37 человек (двух женатых братьев, каждый из которых имел несколько взрослых сыновей и внуков).

В большинстве случаев (61,11 %) двор принадлежал одной семье, в 48 дворах (29,63 %) было зафиксировано по две семьи, в 13 (8,03 %) – по три, и в двух дворах (1,23 %) проживали по четыре семьи (включая жильцов, семейных и одиноких). Средний размер двора составлял 13 человек.

Наконец, проведенный по материалам духовной росписи 1795 г. анализ общей демографической ситуации характеризует удмуртскую православную сельскую семью в качестве ячейки воспроизводства населения. Был исследован половозрастной состав домохозяйств с выделением пятилетних градаций возрастных категорий (Табл. 4).

Таблица 4

Половозрастная структура семей новокрещенных удмуртов в 1795 г.

Возрастные категории

Население мужского пола

Население женского пола

До 1 года

19 (1,86 %)

16 (1,48 %)

1-4

148 (14,51 %)

147 (13,60 %)

5-9

119 (11,67 %)

165 (15,26 %)

10-14

158 (15,49 %)

117 (10,82 %)

15-19

96 (9,41 %)

102 (9,44 %)

20-24

90 (8,82 %)

104 (9,62 %)

25-29

74 (7,25 %)

97 (8,97 %)

30-34

74 (7,25 %)

91 (8,42 %)

35-39

63 (6,18 %)

80 (7,40 %)

40-44

57 (5,59 %)

56 (5,18 %)

45-49

28 (2,75 %)

29 (2,68 %)

50-54

32 (3,14 %)

23 (2,13 %)

55-59

10 (0,98 %)

9 (0,83 %)

60-64

14 (1,37 %)

20 (1,85 %)

65-69

8 (0,78 %)

8 (0,74 %)

70-74

9 (0,88 %)

8 (0,74 %)

75-79

7 (0,69 %)

5 (0,46 %)

80-84

7 (0,69 %)

3 (0,28 %)

85-89

4 (0,39 %)

1 (0,10 %)

90-94

2 (0,20 %)

-

95-99

-

-

100-104

1 (0,10 %)

-

Итого

1020 чел. (100 %)6

1081 чел. (100 %)

 

Как видно из табл. 4, общая демографическая ситуация в приходе Камско-Воткинской Димитриевской церкви отличалась преобладанием лиц молодого возраста: дети и подростки до 14 лет составляли в домохозяйствах удмуртов 42,31 % жителей обоего пола, молодые от 15 до 24 лет – 18,66 %, люди зрелого возраста (25-59 лет) – 34,41 %, пожилые (60-74 года) – только 3,19 %, лица старческого возраста (свыше 75 лет) – 1,29 % и долгожители (более 90 лет) – всего 0,14 % коренного населения церковного округа. Наибольший процент среди прихожан мужского пола составляли 10-14-летние дети, женского пола – девочки 5-9 лет. Возрастная категория до одного года охватывала небольшую группу детей, поскольку, как было отмечено выше, в духовную роспись 1795 г. были включены младенцы от шести месяцев. При этом в малолетнем возрасте наблюдался небольшой перевес детей мужского пола. Причиной тому было преобладание числа родившихся мальчиков над количеством родившихся девочек. Согласно метрической книге, в 1795 г. в удмуртских семьях родилось 40 детей – 22 мальчика и 18 девочек7 (в пересчете на 100 родившихся мальчиков приходилось 81,8 родившихся девочек). Следовательно, воспроизводство населения мужского пола опережало воспроизводство населения женского пола. Тем не менее, приведенные в табл. 4 данные свидетельствуют, что в зрелом возрасте (особенно в 15-39 лет) доля населения женского пола несколько превысила долю мужского (вероятно, вследствие высокого уровня смертности трудоспособных мужчин). С другой стороны, среди долгожителей женщины не были выявлены. В целом возрастные показатели мужской и женской части удмуртского населения были достаточно схожими.

В качестве еще одной особенности удмуртской семьи как ячейки воспроизводства населения можно назвать низкий коэффициент брачности. Так, в 1795 г., согласно метрической книге, новокрещенными удмуртами – прихожанами Димитриевской церкви Камско-Воткинского завода – было заключено 19 браков8 (что составило почти четвертую часть или 24,4 % от общего числа венчаний по приходу). С учетом численности удмуртского населения в церковном округе (по духовной росписи – 2103 человека обоего пола) коэффициент брачности равнялся всего 9 венчаниям на 1000 прихожан-удмуртов, т. е. один брак приходился на 111 жителей. Браки были виролокальными (жена проживала в семье мужа) и гомогамными9 (внутри своей этнической группы). Соответственно в конце XVIII в. невысоким был и коэффициент рождаемости: 19 детей на 1000 человек (или одно рождение на 53 жителя). Но т. к. смертность новокрещенных удмуртов в 1795 г. не выявлена (в метрической книге в числе умерших отмечены лишь заводские служители, крестьяне, солдаты и духовенство)10, то можно говорить о наличии положительного демографического баланса.

Таким образом, анализ духовной росписи 1795 г. показал преобладание в среде новокрещенных удмуртов – прихожан православной Димитриевской церкви Камско-Воткинского завода сложных семей – неразделенных отцовских и братских. Данные виды семейной организации отличались наибольшей вариативностью структуры. В то же время при наличии существенной доли трехпоколенных семейств доминировали двухпоколенные. Средний размер семьи соответствовал людности крестьянского домохозяйства России, но встречались и особо крупные семьи. В целом результаты проведенного исследования совпадают с выводами М. В. Гришкиной о возрастании со второй половины XVIII в. удельного веса усложненных вариантов удмуртской семьи, имеющих трехпоколенную структуру и многолюдный состав11.

 

1 Православные храмы Удмуртии: Справочник-указатель. – Ижевск, 2000. – С. 29.

2 ЦГА УР. - Ф. 409. - Оп. 1. - Д. 20. - Л. 253-278об.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6 Возраст двух мужчин не выявлен вследствие недостачи листов в деле. См.: там же.

7 Там же. - Л. 291-307об.

8 Там же. - Л. 308-311об.

9 Мотревич В. П. Историческая демография России. – Екатеринбург, 2000. – С. 34.

10 ЦГА УР. - Ф. 409. - Оп. 1. - Д. 20. - Л. 312-315.

11 Гришкина М. В. Удмуртская семья в XVIII – первой половине XIX вв. // Семейный и общественный быт удмуртов в XVIII–XX вв. – Устинов, 1985. – С. 15.

дата обновления: 17-02-2016