поиск по сайту
Автор: 

Т. А. Лопырева (Курск)

 

ОБРАЗ ЖИЗНИ И БЫТ КУРСКОГО КУПЕЧЕСТВА

 

Начало понятию «купеческое общество» дало «Городское положение» 1785 г., в котором наиболее ярко была показана такая сторона повседневного образа жизни купцов, как способ передвижения их по городу. Так, купцам первой гильдии разрешалось ездить в карете парою. Купцам второй гильдии разрешалось то же самое, но лишь в коляске. Эти сословия освобождались от телесных наказаний. Купцам третьей гильдии запрещалось ездить по городу в карете и впрягать летом и зимой более одной лошади.

Согласно Торговому уставу 1857 г. «купечество 1-й гильдии вообще не почитается податным состоянием, но составляет особый класс почетных людей в государстве». Купец первой гильдии получил право приезжать к императорскому двору, носить шпагу, а «при русской одежде саблю». Это касалось лишь лица мужского пола и никак не распространялось на все купеческое семейство. Кроме того, купец первой гильдии мог носить и губернский мундир той губернии, где был записан. Мундир Курской губернии был из «гарнитура пунцового цвета с обшлагами и воротниками голубого цвета». За «особенно важные заслуги лица купеческого звания христианского вероисповедания» удостаивались по воле царя различных наград и чинов. Заслуги и награды давали право купцу получить не только личное или потомственное дворянство, а и потомственное почетное гражданство. Почетными гражданами могли стать и дети купцов, получив «без порядка» гражданский чин. К лицам купеческого звания полагалось обращение «Ваше степенство»1.

И все же купечеству была свойственна патриархальность и семейственность. По данным на 1847 г. самым многочисленным в Курске было семейство купца Ф. П. Алтухова: три сына, пятнадцать внуков и внучек. Вот что о строгих и патриархальных порядках семьи купцов Антимоновых писали «Курские епархиальные ведомости»: «В конце XVIII-начале XIX веков во главе семейства стоял Василий Васильевич, который скончался в 20-е годы прошлого столетия в глубокой старости и до конца дней своих оставался непререкаемым авторитетом для многочисленных домочадцев. От них Василий Васильевич требовал, прежде всего, беспрекословного исполнения тех обязанностей, которые на каждого христианина возлагает святая православная церковь. Долго помнили куряне, сколь отрадную картину являло благочестивое семейство Антимоновых, направляющееся в день праздника к храму: все шли чинно, друг за другом, соблюдая старшинство. И в храме вели себя примерно». Старший сын Иван Васильевич «требовал от детей беспрекословного повиновения, и они так почитали отца, что без разрешения не осмеливались садиться в его присутствии. В прочем, при всей своей строгости Иван Васильевич ни разу не поднял руку на кого-либо из своих детей, за что не только трепетно почитали, но и сердечно его любили»2. И. В. Антимонов «унаследовал добродетели своего родителя, был человеком простым и глубоко смиренным, почему и после преставления Василия Васильевича репутация семейства оставалась безукоризненной. А уважали Антимоновых и за глубокое благочестие, и за безукоризненную честность в торгово-промышленных делах».

Купеческие дети очень скоро входили во взрослую жизнь, помогая родителям в торговле. Наглядно это можно видеть на примере жизни курского астронома-самоучки Федора Алексеевича Семенова. Когда юный Федор подрос, отец стал отправлять его (часто под присмотром приказчиков) по торговым делам своим: весною и летом за покупкою рыбы на Дон и Таганрог. Осенью же по приказанию отца он работал на бойне и продавал мясо в мясном ряду.

Одной из особенных черт купечества середины XIX в. был определенный консерватизм, пассивность в некоторых начинаниях. Вот как об этой черте, в частности, выразился председатель курского губернского статистического комитета князь Н. Н. Голицин при обсуждении вопроса о переводе Коренной ярмарки в Курск: «Одним из существенных препятствий к успешному его разрешению было желание иногороднего купечества оставаться при прежних условиях ярмарочного быта, прежних обычаях и порядках – желание столь согласное с рутинными приемами нашего купечества, и с опасением его каждой реформы и нововведения»3. Подобная черта была свойственна купцам ввиду возможности любого неверного решения, от которого они могли потерять все состояние или скоро разориться.

Многие из курских купцов были людьми неграмотными и просили по тем или иным вопросам за себя расписаться постороннее лицо. Повседневная сторона жизни купечества была схожа с другими сословиями. Весело среди купеческого населения проходили различные празднества, выливавшиеся в массовые народные гуляния. Кроме традиционных праздников, отмечались дни бракосочетания царствующих особ и членов императорской фамилии. Например, в день бракосочетания будущего императора Александра II «от бедной хижины простолюдина до роскошных палат богача не было уголка, в котором бы, садясь за стол и выходя из-за стола, не пили за Государя Императора и Государыню Императрицу и за надежду России – Государя наследника». Редкий дом не украшался тогда «щегольским вензелем с надписью: „16 апреля 1841 года”. В Государственном архиве Курской области в фонде купца И. В. Гладкова4хранятся поздравления, приглашения на обеды, бракосочетания, на отпевания своих родных и на их помины.

Достоверно известно, что в Курске в те годы Гладковы – одна из самых больших и почетных купеческих династий, члены которой являлись еще и почетными гражданами города. Все они активно занимались благотворительной деятельностью, не жалея нажитого: на их средства строили больницы, попечительские заведения. Гладковы были прихожанами Воскресенско-Ильинского храма и немало средств жертвовали именно на его нужды5.

Сама Анна Федоровна Гладкова, проживавшая по центральной Московской (ныне Ленина) улице, как известно, имела в собственности целый ряд домов, в том числе под номерами 16 и 18. В период своей активной купеческой деятельности она занималась торговлей пушниной. Свободные свои дома сдавала в аренду различным другим торговым фирмам-магазинам, в адресах которых так и значилось: «Дом Гладковой». Известно, что один из ее родственников (муж? дядя?) Николай Николаевич Гладков в начале XX в. преподавал в Мариинской женской гимназии (ныне Курский государственный педагогический университет).

Род Гладковых тянется во глубину веков, и знаменитые выходцы из него упоминаются в летописи Курского края еще периода Отечественной войны 1812 года.

Чудом сохранился текст письма М. И. Кутузова курскому городскому голове В. А. Гладкову, датированного 30 сентября 1812 г.

«Государь мой Василий Андреевич!

Похвальное усердие ваше, сопряженное с предосторожностию, при настоящих обстоятельствах необходимою, поставило меня в приятный долг изъявить вам мою признательность, с чем вместе я прошу вас успокоить жителей г. Курска и уверить, что состояние армии нашей как было, так и есть в благонадежном положении.

Силы наши сохранены, и надежда на верное поражение врага нашего нас не оставляла.

Граждане ваши гг. Сибилев и Дружинин были очевидными свидетелями невыгод неприятеля нашего, какое встречает он на каждом шагу. Истребление сил его, недостаток в продовольствии и совершенная гибель предстоят ему неизбежно.

А затем лета мои и любовь к Отечеству дают мне право требовать вашей доверенности, силою коей уверяю вас, что г. Курск есть и будет в совершенной безопасности. Теплые ваши молитвы ко Всевышнему и храбрость войска нашего будут следствием того удовольствия, какого я надеюсь и которое, к общему обрадованию, последует вслед за компаниею, в непродолжительном времени превратиться долженствующею.

Имею честь быть, государь мой, ваш усердный

князь Михайла (Голенищев)-Кутузов»6.

Вот, оказывается какими именитыми да интересными были наши земляки Гладковы.

 

1

 Торговля Курского края с древнейших времен до начала XX века. - Курск. – 1996. - С. 17-18.

2 Озеров Ю. Н. Курское купечество в середине XIX века. - Курск, 2002. – С. 132.

3 Озеров Ю. Н. Указ. соч. - С. 74.

4 ГАКО - Ф. 134. - Оп. 2. - Д. 4. - Л. 1-3.

5 Большая Курская энциклопедия. - Курск, 2004. - Т. 1. Кн 1. - С. 176.

6 Ошеров А. И. Купцы Гладковы // Курская правда. - 2001. - 28 февраля.

дата обновления: 18-02-2016