поиск по сайту

Т. Б. Купряшина (Муром)

 

МУРОМСКИЙ МУЗЕЙ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА ТЕМУ СЕМЬИ

 

В конце двадцатого века, в тяжелые, безденежные годы, спасательным кругом для музеев были конкурсы Фонда Сороса «Открытый музей в открытом обществе». Финансировались в основном проекты небольших провинциальных музеев. Среди 26 поддержанных проектов 1998 года оказался и наш - «Семья в музейном интерьере» (автор и руководитель проекта - директор музея Е. И. Сазонова, грант – $ 8140, реализация в 1999 г.). В те годы Муромский музей начал искать свою основную тему, которую можно было бы принять как своего рода миссию. Решение оказалось буквально на поверхности, и было продиктовано как историческим местом города Мурома, так и обстоятельствами создания музея.

В Муроме родилось прекрасное сказание о Петре и Февронии, прославляющее «союз любви – мудрый брак». Образы этих святых князей-супругов сравнивают обычно с образами Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты. Музей в Муроме был открыт в 1919 году в одном из лучших купеческих особняков – доме Зворыкиных. Из этой семьи вышли известные ученые, общественные деятели, в т. ч. изобретатель телевидения Владимир Козмич Зворыкин. Основные коллекции музея сложились на основе собрания, поступившего из Карачарова - имения семьи графов Уваровых. Супруги-археологи Алексей Сергеевич и Прасковья Сергеевна Уваровы, их дети – удивительный пример семейного служения науке и русской культуре.

Таким образом, в идею проекта была положена «мысль семейная». Интуитивно музей поддерживал эту тему уже несколько лет в разных проектах, а с проекта «Семья в музейном интерьере» вот уже более десяти лет она провозглашается как основная тема. Музею удалось «угадать» и поддержать главную мифологическую тему города – тему почитания Петра и Февронии как покровителей брака, семьи.

На средства фонда Сороса в Доме Зворыкиных была создана первая серия временных выставок и театрализованных мероприятий, связанных семейно-бытовой тематикой, раскрывающей некоторые стороны жизни городской семьи рубежа XIX-XX вв. Композиционной основой каждой выставки стал интерьер различных по назначению комнат купеческого дома (зал, гостиная, кабинет, столовая, детская), в которых протекала жизнь семьи, и происходили самые разные события.

Музей закупил свою первую оргтехнику – в т. ч. цифровой фотоаппарат (тогда один из первых) за $ 1500. Это казалось фантастикой. Появилась возможность изготовить для выставок на цветном струйном принтере факсимильные копии музейных экспонатов, оперативно выпустить рекламные и раздаточные материалы для мероприятий. Были пошиты первые исторические костюмы, куплен рояль для музыкального сопровождения.

Проект стал одним из самых любимых и до сих пор развивается. На втором этаже дома Зворыкиных в анфиладе комнат размещены экспозиции: «Бабушкина комната», «Столовая», «Дедушкина библиотека» «Музыкальная гостиная», «Маменькина комната», «Кабинет хозяина дома», «Расписная гостиная». В этих интерьерах проводятся циклы театрализованных мероприятий: «Елка в доме Зворыкиных», «Рождество», «Масленица», «В ожидании Праздника Праздников», «Визит к хозяйке дома», «День делового человека». Особенно популярны первые четыре. По воспоминаниям Н. П. Вощининой-Киселевой у них «на столе всегда стоял громадный самовар, пироги по воскресеньям, по остальным дням – чай с печеньем или бутербродами». Именно так и встречает музейная столовая туристические группы – накрыт стол, выходит в костюме хозяйка дома, звучит музыка. На Рождество и Пасху соответственно появляется елка, игрушки или куличи, цветы.

С этого проекта началось создание музейного продукта в виде цикла выставок и мероприятий, туристических маршрутов и экскурсий, связанных единой темой – семья в прошлом и настоящем.

Тема семьи – одна из самых актуальных во все времена. Негативные факторы переживаемого нашей страной переходного периода ведут к постоянно стрессовому состоянию психики человека. Агрессии и неустойчивости противопоставляется фактор семьи как фактор надежной опоры в жизни.

Цель ставилась, разумеется, воспитательная - представляя разные события и судьбы, подвести посетителя к мысли о том, что надежные отношения, любовь, крепкий брак приносят счастье; что семья – важнейшая опора человека в трудную минуту. Содействие созданию положительного образа СЕМЬИ, уважительного отношения к ценностям СЕМЬИ.

Тема семьи оказалась столь актуальна, что нашла продолжение в следующих проектах. Проект «Музейное фотоателье» (руководитель - директор музея Е. И. Сазонова) был отправлен в Фонд Сороса вне конкурса, просто наудачу, но получил поддержку в рамках четвертого конкурса «Открытый музей в открытом обществе». Это свидетельствует, как можно предположить, что: во-первых, еще не настали времена жесткой конкуренции; что наш проект предполагал использование новых информационных технологий, а это еще мало было развито в провинциальных музеях. Финансирование составило $ 5992. По гранту «Музейное фотоателье» в холле выставочного центра была создана фотовыставка «Семейный альбом XX века». Выставку создавали всей «музейной семьей». У каждого нашлись фотографии, пополнившие представление о жизни в двадцатом веке. Новые компьютерные технологии позволили быстро изготавливать фотокопии, практически не отличающиеся от подлинников, а сами подлинники сразу возвращать владельцам. Главной задачей проекта было создать интерьер старинного фотоателье, куда многие поколения горожан всей семьей ходили фотографироваться. В таком фотосалоне можно фотографироваться в старинных интерьерах в исторических костюмах. Проект до сих пор работает, семейные альбомы пополняются подобными снимками. В 2008 году экспозиция «Музейный фотосалон» была обновлена. На смену нарисованным художником фонов для фотографирования пришли панно полиграфического исполнения - имитация вида на монастыри из окна дома Зворыкиных. В зале разместилась выставка «Фото на память», на которой представлены увеличенные традиционные студийные снимки от конца XIX до конца ХХ века. В 2009 г., осенью, к 90-летию музея, в фотоателье разместилась фотовыставка «Свадьба в Муроме». Выставка была адресована, прежде всего молодым, молодоженам. В оригинальном дизайне (Е. Кулагина) соединились клейма житийной иконы о Петре и Февронии и свадебные фотографии XIX-XX вв. Как и в первых выставках, был предусмотрен интерактив. Фоном для фотографирования посетителей стал баннер с видом на Перемиловы горы – уникальный нетронутый временем исторический ландшафт, связанный с пребыванием там в изгнании Петра и Февронии. Желающие могли разместить на свободном стенде свои фотографии.

В 2001 г. на развитие туристической деятельности был направлен сетевой проект «Сентиментальное путешествие по Окландии» («Музеи Нижней Оки», при финансовой поддержке Фонда Сороса - $ 2000, руководитель Е. И. Сазонова). Создана была сеть туристических маршрутов между городами Муром, Гороховец, Вязники, Павлово, Касимов. Маршруты были соединены общей темой – легендами и преданиями о любви. В проекте приняли участие четыре музея: Муромский, Вязниковский, Гороховецкий, Павловский. Практическое использование подготовленных маршрутов оказалось почти невозможным. Музею как бюджетному учреждению, а тем более небольшому музею, сложно вписаться в туристический сервис и работать на междугородних маршрутах. Но подготовленные материалы используются в экскурсионных программах музеев. Маршруты были ориентированы в основном на семейные путешествия. В тот период таких туристов почти не было. Только в последние годы, видимо, с повышением доходов части населения, появился спрос на романтические путешествие по средней полосе России. Наш музей заглянул в перспективу и еще тогда подготовил материалы, которые теперь необходимы.

В 2006 г. проект «Семья в музейном интерьере» был представлен на Интермузее (конкурс Союза музеев России «Музей в городе N…»). В стране был объявлен год семьи, наш проект оказался весьма кстати. Муромский музей получил диплом и небольшую премию, которой хватило на большой и крайне необходимый ксерокс.

Проект «Семья в музейном интерьере» оказался жизнеспособным и востребованным. Его аудитория самая широкая. Неизменный интерес и восхищение он вызывает как у искушенных столичных посетителей, так и у местных жителей. В 2003-2005 гг. все выставки проекта были обновлены и превращены в стационарные экспозиции, а мероприятия отработаны и введены в ежегодные музейные циклы. Анфилады комнат купеческого особняка как нельзя лучше подошли для размещения интерьеров и приема гостей. Получились не просто картинки быта, - залы наполнились информацией о многих личностях, о событиях из жизни города. Посетителей притягивает камерность, некоторая интимность экспозиций и то, что они рассказывают о понятных «житейских делах». Каждая экспозиция наполнена массой мелких «подробностей», что создает впечатление присутствия хозяев. Здесь нет обычной музейной выхолощенности, стерильности. Отчасти причина кроется в том, что средств было недостаточно на реставрацию и оборудование, поэтому экспозиция несет непосредственный отпечаток жизни. При создании экспозиций были использованы как воспоминания местных жителей, так и классические произведения, в частности «Лето Господне» И. Шмелева. Интерьеры оказались настолько узнаваемы, что когда сотрудники Главархива Москвы при подготовке сборника документов «И. С. Шмелев и Москва» просматривали путеводители по музеям, то именно в Муромском музее они увидели живое воплощение купеческих комнат эпохи Шмелева. В сборнике предполагалось использовать около тридцати иллюстраций, отснятых в Муроме.

В феврале 2011 года нам придется проститься с экспозициями в доме Зворыкиных, поскольку здание необходимо готовить к капитальному ремонту.

В этот же семейный цикл органично вошла театрализованная экскурсия по художественной галерее «В гостях у графов Уваровых». Во время экскурсии рассказывается о многогранной деятельности и взаимоотношениях членов семьи Уваровых, представленных на портретах, об их замечательных коллекциях, а также о традициях и судьбах родственных им семьях князей Щербатовых, графов Шереметевых и Разумовских.

Постоянно поддерживать проект весьма хлопотно. В нем участвовали все члены коллектива – обновляли выставки, рядились в костюмы, организовывали концерты, закупали чай, калачи, готовили и разносили все новые рекламные листовки и т. д. Посетители в этом проекте – это не просто статисты, это активные участники каждого музейного события. С 2005 года проект «Семья в музейном интерьере» дополнился новым мотивом. Молодожены стали включать музей в маршрут своего свадебного дня. В свой главный торжественный день они встречаются в музее с прекрасным примером любви и преданности святых муромских князей Петра и Февронии. В ходе театрализованной экскурсии они также узнают о старинных традициях, о правилах, по которым жила семья.

Проекты по тему семьи поддерживались на разных уровнях. Так, в 2007 г. областной департамент по туризму проводил конкурс новых музейных экспозиций и программ для туристов - поддержан (30 тыс. руб.) проект «Петр и Феврония Муромские – святые покровители семьи» (автор О. А. Сухова). По проекту создана интерактивная составляющая в экспозиции, посвященной древнерусскому искусству – программа «Процветшие деревца».

Получение грантов подтвердило актуальность выбранного направления. Далеко не всякая идея находит финансирование. Не менее пяти попыток было найти поддержку Российского Гуманитарного научного фонда (РГНФ). В 2005 г. научный проект О. А. Суховой получил финансовую поддержку в РГНФ. Итогом выполнения проекта стала рукопись монографии «Житийные иконы святых Петра и Февронии Муромских» объемом 10 авторских листов со 192 иллюстрациями. Работа посвящена трем уникальным житийным иконамXVIIвека, отражающим «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - литературный памятник Древней Руси середины XVI века. Святые Петр и Феврония почитаются как покровители брака. Монография пока не издана за отсутствием средств, но подготовленные материалы разошлись по популярным изданиям о Петре и Февронии.

В 2006 году проекту «История Мурома в фотографии» (руководитель – Т. Б. Купряшина, финансирование 180 тыс. рублей) присужден грант Президента РФ на конкурсе проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Проект охватывает период второй половины XIX – начала XXI века и предполагает системный сбор и презентации (в Интернете и в других формах) фотоматериалов, представляющих историю, культуру и быт Мурома за последние 150 лет. Создается обширный электронный фотоархив в основном на базе семейных архивов, а также материалов учреждений и организаций. Фотографии из домашних альбомов, которые, казалось бы, могут быть дороги лишь узкому кругу родственников, приобретают историческую значимость. Они хранят мельчайшие подробности жизни, какие не передает ни один другой источник. Фотография - материал весьма демократичный и позволяет приобщать к музейному делу самые широкие слои горожан, причем, разного возраста. Причастность к этой деятельности способствует пробуждению у людей чувства гордости и ответственности за сохранение культурного наследия, осознанию роли родного города в истории страны. С одной стороны, создаваемый электронный фотоархив предоставляет возможность показать Муром как типичный провинциальный город (ок. 130 тыс. населения), с другой – выявить и подчеркнуть его несомненное своеобразие. В течение 2006-2008 гг. велось систематическое выявление, сканирование и аннотирование большого объема (более 8 тысяч) фотографий, отражающих самые разные аспекты существования города: изменения его облика и создание предприятий, общественную и частную жизнь. Фотоистория города комплектовалась и раньше, но фрагментарно: выдающиеся земляки, архитектура, городские праздники. В результате многие периоды и темы отражены весьма необъективно и даже тенденциозно. В музейном архиве хранятся постановочные снимки тридцатых годов. Они, несомненно, несут очень ценную, но «разрешенную» информацию. Собранные по проекту фотоматериалы расширяют и корректируют представления об эпохе.

Идея системного сбора и презентации фотоархива Мурома в Интернете с большим интересом встречена горожанами. Глава города назвал этот проект народным и предоставил свои домашние материалы для фотолетописи.

Проект в 2008 году получил второй грант Президента и продолжает успешно развиваться. Собрано около десяти тысяч фотографий, из которых выстраиваются интереснейшие изобразительные ряды. Материалы в большом объеме размещаются на сайте музея. В выставочном зале прошла череда фотовыставок. Создаются фотофильмы (автор Е. И. Сазонова), которые участвуют во всероссийских фестивалях - «На реке, на Оке», «Городок провинциальный».

Перечень созданного на основе электронного фотоархива велик, а названия говорят сами за себя. Выставки в Интернете: «1 МАЯ», «Матроска», «Прогулки по городу», «Портрет крупным планом», «С Новым годом», «Ребята с нашего двора» и др.

Выставки в выставочном центре музея – увеличенные фотографии: «Фотолетопись Мурома», «Снимок на память», «Мой город – моя семья», «Детский Мир», «Мода против моды», «Свадьба в Муроме». Презентации проекта в виде минифотовыставок экспонировалась в Москве на фестивале «Интермузей» и в Муроме в торговом центре «Витязь» - «Круг жизни», «Фотокухня». Введена новая форма презентации проекта – фотовыставки (в разворот) в газете «Новая провинция»: «Прогулки по городу», «С Новым Годом!», «Мороз-потешник из дома гонит», «Армейский альбом», «Муромские модницы», «Весне – дорогу», «Все на субботник», «Мир! Труд! Май!», «Школьные годы чудесные!», «Лето – это маленькая жизнь!», «Мой город – моя семья!», «Нет речки лучше, отдыха – доступней!», «Однажды знойным летом…», «Старость – в радость!», «Детский Мир», «Ну… за все хорошее!», «В русском стиле…», «Утраченный город».

Практически в каждом проекте музея явно прослеживается семейная тема. На областном конкурсе грантов губернатора Владимирской области, направленных на развитие и поддержку сельской культуры, поддержан (500 тыс. руб.) проект «Под защитой детства-2007», который затем получил название «Родная старина» (руководитель к. и. н. Е. И. Сазонова). Проект предполагает организацию постоянно действующей экспедиции по инвентаризации историко-культурного наследия сел и деревень Владимирской области с привлечением сельских школьников. Работа по этому проекту велась на базе трех школ Муромского района: Борисо-Глебской, Молотицкой, Татаровской. Опять же проект направлял внимание детей на свою семью, на свое «родовое гнездо». В двух буклетах, подготовленных музеем, в доступной форме были представлены две методики работы с материалом – «Мой дом в истории» и «Мой род в истории». Музей несколько лет ведет работу по фотофиксации села. Объемы этой работы столь велики, а изменения идут столь стремительно, что силами лишь музейных сотрудников не справиться. Школьники разбирали и описывали семейные архивы, вели вполне профессионально фотофиксацию сельских строений.

Проект «Эпистолярное наследие провинции» по гранту Президента 2008 г. осуществляли три музея (Муром, Касимов, Ковров). Опубликованы дневники, письма, мемуары, рассказывающие не просто о семейной жизни, но порой о самом сокровенном и даже интимном.

При поддержке администрации города музею удалось осуществить издание книг серии «Для семейного чтения»: Сухова О. А., Смирнов Ю. М. Илья Муромец. – М., Художник и книга, 2007; Сухова О. А., Смирнов Ю. М. Петр и Феврония Муромские. – М., Художник и книга, 2008. В эти прекрасно иллюстрированные альбомы как в антологии включено множество материалов о прошлом и настоящем почитании любимых муромских святых, об отражении их культа в искусстве и культуре Древней Руси и России нового времени.

В 2008 году в Муроме впервые был проведен праздник «День семьи, любви и верности», в последующие годы под покровительством супруги президента страны этот праздник стал отмечаться как всенародный. Муром в представлении наших современников все больше ассоциируется с темой семейной.

Около десяти лет работал на эту тему и музей и, хотелось бы думать, что не напрасно.

Наш любимый проект о СЕМЬЕ вырос из скромной рождественской выставки для музейных детей. Год за годом он проявляется все новыми гранями, не переставая радовать нас и восхищать посетителей. Главное новшество проекта состоит в том, что Муромский музей предпринял попытку создать весь комплекс музейных услуг, связанных единой темой – темой СЕМЬИ. Проект создает возможность ненавязчиво, а значит эффективно, внедрять в сознание посетителей идеи истинной ценности семьи, любви и уважения.

 

дата обновления: 25-02-2016