поиск по сайту
Автор: 

С. В. Чернышов (Брянск)

 

МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Проблемы молодой семьи являются одной из сфер применения направлений деятельности социальных служб и подразделений, реализующих семейную и молодежную политику. В этой связи возникает вопрос по определению понятийного аппарата. Долгое время было несколько положений о молодой семье. Рассмотрим несколько:

- обоим супругам не должно быть более тридцати лет;

- одному из супругов не должно быть тридцати лет;

- семья первые три года после заключения брака;

- семья с первым ребенком до трех лет.

Рассмотрим основные положения, характеризующие понятие молодой семьи в настоящее время. Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг тридцатилетнего возраста (постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации»). Таким образом, брак должен быть первым; продолжительность совместной жизни до трех лет; граница возраста супругов от восемнадцати до тридцати лет.

Социально-экономический кризис в стране, слабость государственной политики, которая не способствует укреплению брачно-семейных отношений, приводит к тому, что наибольший процент разводов приходится на семью, прожившую менее трех-пяти лет.

Демографический кризис можно наглядно проследить на примере молодой семьи: уменьшение количества заключенных браков, увеличение числа разводов, рост количества одиноких и несовершеннолетних матерей, внебрачной рождаемости.

В структуре молодых семей отмечены следующие: полные; благополучные; социального риска; несовершеннолетних матерей; студенческие; военнослужащих срочной службы.

Молодая семья – одна из самых незащищенных групп населения. Высокий процент молодых браков – следствие наступившей беременности или даже рождение ребенка. Среди молодежи «бытует» искаженное представление о браке, семье, сексе. Каждый четвертый молодой человек готов на свободные отношения без брака, но осуждает свободную сексуальную жизнь. В ряду приобретенных жизненных ценностей на первое место молодежь относит отношения в семье, удовлетворенность в любви, сексе, интимной жизни; ценность брака молодые также определяют наличием детей.

Общественное мнение утверждает, что брак без детей нельзя считать полноценным (79 % населения). У молодежи сложилось устойчивое представление, что лишь однодетная - максимум двухдетная - семья отвечает современной действительности.

С восьмидесятых годов весь мир захлестнула новая эпидемия – беременность женщин, не достигших двадцати лет, 40 % которых в России рожают вне брака; основная масса женщин имеет неполное среднее или специальное среднее образование. С 2000 по 2004 гг. доля рождений у матерей до двадцати лет возросла с 13,9 до 18,2 %, в том числе у матерей в возрасте пятнадцати–семнадцати лет – с 2,7 % до 4 %. В Российской Федерации несовершеннолетние ежегодно делают 35-40 тыс. абортов.

Среди пятнадцати-семнадцатилетних женщин отмечена беспорядочная сверхранняя половая жизнь. 22,5 % девочек (43,7 % мальчиков) в возрасте четырнадцати-семнадцати лет уже имеют опыт сексуальных отношений, при этом увеличивается разрыв между началом половой жизни и вступлением в брак.

В настоящее время отмечается средний процент студенческих семей в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране, снижением уровня жизни, появлением платного образования, отсутствием финансирования для осуществления государственной политики в области семьи. Изменились духовно-нравственные ориентиры молодежи на получение образования, престижную работу, отодвинулся возраст вступления в брак. Повлияло также повышение культуры отношений между полами: личное счастье, удовлетворение семейными и интимными отношениями становятся жизненными приоритетами молодежи. Возрастает ориентация на эмоциональную сферу личности, его чувства, настроения, стремления. Двадцать-двадцать пять лет назад студенческая семья считалась обычным явлением, что было обусловлено целым рядом причин: социальной защитой детей, самих молодых родителей, льготным предоставлением жилья, бесплатным образованием, повышенной стипендией, умеренной платой за общежитие, т. е. государство стимулировало создание студенческих семей. Нестабильность студенческих семей менее заметна, чем, например, асоциальное поведение, но не менее опасна и разрушительна, т. к. приводит к разбитым надеждам, судьбам, заброшенным детям.

Таким образом, проблемы молодой семьи являются не только личными проблемами, они представляют собой особое направление реализации и семейной государственной политики, и деятельности социальных организаций и учреждений.

Молодая семья сегодня - это точка пересечения всех социальных явлений, происходящих в нашем обществе, это его своеобразный автопортрет, отражение процессов, происходящих в нем, симбиоз воздействия всех средств массовой информации. Семья, по сути дела, - это центр борьбы за нового человека, охрана его, защита. Поэтому вполне обосновано будет считать, что хорошая семья - это опора и надежда государства.

На протяжении длительного времени считалось, что к семейной жизни людей готовить не надо, т. к. это забота не государства, а собственной семьи и окружающего коллектива. Однако вне регулирующей функции государства семейные отношения претерпевают значительные изменения. Так, в настоящее время можно смело провести аналогию между устойчивостью семейных отношений в отдельной средней статистической семье и стабильностью государства.

Опыт реформ в нашем обществе убедительно свидетельствует, что изменения во внутренней политике государства, в особенности социально-экономического характера, неизбежно приводят к нарушению стабильности молодой семьи. С одной стороны, происходит снижение ее благосостояния и социального статуса, с другой - возникают предпосылки к дестабилизации семейных отношений. Следствием этих негативных процессов являются:

- увеличение количества разводов и неполных семей;

- рост случаев пьянства и наркомании;

- увеличение суицидальных проявлений и количества преступлений на почве социальной неустроенности.

Это все вполне объяснимо.

Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, нестабильности внутрисемейных отношений, обусловленных освоением супругами своих ролевых функций, поиском своего места в системе общественных отношений. Кроме того, молодая семья имеет еще ряд особенностей. Они связаны с объективно недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности, поскольку супруги в большинстве своем еще не добились высокой профессиональной квалификации и получают сравнительно низкую зарплату, а также не имеют соответствующего опыта в планировании бюджета семейной жизни.

Сегодня приходится констатировать, что среднедушевые доходы молодых семей в полтора раза ниже, чем в среднем по стране, а 69 % из них живут за чертой бедности, причем каждая третья молодая семья с трудом сводит концы с концами. Все эти негативные тенденции характерны и для Московской области. Характер и динамика социальных процессов, происходящих в молодежной среде Подмосковья, свидетельствует о том, что некоторые из этих тенденций стали все более приобретать устойчивый характер. К их числу мы относим:

- углубление социального расслоения в молодежной среде, где наблюдается заметная девальвация понятий патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей;

- заметное снижение возможностей участия молодежи в экономическом развитии области. Доля молодых людей в составе безработных по области остается высокой и составляет 30 %, продолжается перераспределение молодежи из сферы материального производства в сферу обслуживания и обращения. Падает социальная ценность труда;

- ухудшение материально-бытового положения молодых семей, 40 % из них имеют доходы ниже прожиточного минимума;

- остается нерешенной проблема профилактики правонарушений со стороны молодежи, практически каждое одиннадцатое преступление приходится на долю молодых людей. Следует отметить, что 73,3 % совершенных преступлений относятся к категории тяжких и особо тяжких, более половины из них (62,3 %) приходится на имущественные преступления, что свидетельствует о неудовлетворенности части молодежи своим материальным положением. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что происходит феминизация подростковой преступности. На сегодняшний день уже более 10 % преступлений среди подростков совершается малолетними девушками, и этот процесс имеет тенденцию роста.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что носителями этих тенденций являются молодые люди, которые в ближайшей перспективе будут стоять перед проблемой создания семьи и воспитании детей. К сожалению, эти негативные явления не обходят стороной уже созданные молодые семьи.

Все это негативно сказывается на выполнении молодыми семьями своих социальных функций и заметно осложняет решение проблемы рождаемости у нас в области. К тому же в большинстве своем молодая семья имеет малолетних детей, которым необходимы особая пища и одежда, дополнительная забота об укреплении здоровья и воспитании. Имеется повышенная возрастная потребность в дополнительных досуговых затратах.

Более того, молодая семья имеет объективно повышенные финансовые потребности, обусловленные процессом становления семейной жизни: это и приобретение жилья, и организация быта. Необходимо учитывать, что и сами молодые супруги должны проходить определенные ступени роста, связанные с отсутствием опыта семейных отношений, возрастным максимализмом, получением образования и профессиональным статусом. Это требует дополнительной затраты различного рода ресурсов.

Особенность молодой семьи заключается в том, что помимо социально-экономических проблем супруги испытывают сложности в психологической сфере отношений. Этап психологической адаптации к семейной жизни является одним из ключевых в процессе становления семьи. От того, насколько успешно супруги его пройдут, во многом зависит сохранение и стабильность семьи, поскольку до 70 % всех разводов происходит в течение первых пяти лет совместной жизни.

По данным социологических исследований в настоящее время почти каждая пятая молодая семья нуждается в психологическом консультировании, а в каждой четвертой складываются «натянутые» взаимоотношения. Во многих молодых семьях во внутрисемейных отношениях имеют место невнимание и безразличие друг к другу, грубое отношение, доходящее до оскорблений и агрессивного поведения между членами семьи.

Весь комплекс вопросов, связанных с решением социально-экономических и психолого-педагогических проблем молодой семьи, является одним из приоритетных направлений деятельности административных органов города и области, органов по делам молодежи муниципальных образований. Рассмотрим для примера реализацию направления молодежной политики, осуществляемую в Комитете по делам молодежи администрации Московской области.

Сегодня на территории области уже действуют около двадцати центров и клубов молодой семьи, более двадцати пяти социальных учреждений, включая телефоны доверия, которые, так или иначе, оказывают помощь и поддержку молодой семье. Для сравнения: на территории Брянской области действуют не более десятка подобных учреждений.

Одной из причин низкой эффективности деятельности социальных служб, центров, клубов молодой семьи, реализации соответствующих программ, нацеленных на взаимодействие с молодой семьей, является отсутствие единой концепции, выражающей основные цели, принципы и положения по становлению и стабилизации молодого семейного союза. На сегодняшний день пока не сформулированы концептуальные основы молодежной политики по комплексной поддержке молодой семьи, однако уже предприняты первые шаги в этом направлении. Решение этой сложной задачи не должно сводиться только лишь к поиску форм и методов работы с молодой семьей в рамках клубной работы. Необходимо рассматривать проблему гораздо шире. Речь идет, прежде всего, о концептуальной проработке основ молодежной политики в отношении молодой семьи и формировании системы практических мер, обеспечивающих комплексное решение задач всех видов социальной помощи молодым супругам.

Решение проблемы взаимоотношения государства и института молодой семьи следует начинать с разработки пакета документов, которые бы определяли всю систему взаимоотношений молодой семьи и государства. Для подготовки данных проектов законов необходимо предварительно выработать целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового характера, направленных на улучшение условий жизни молодой семьи. При разработке концептуальных основ молодежной политики необходимо исходить из ряда принципов взаимодействия молодой семьи и государства, на основе которых должны строиться проекты законодательных актов.

Каковы же эти принципы?

В первую очередь взаимодействие государства и молодой семьи следует осуществлять, исходя из принципа партнерских взаимоотношений, что обеспечит сбалансированность не только соблюдения государством всего комплекса прав семьи, но и ответственность семьи как социального института перед обществом и государством за выполнение своих социальных функций.

Что это означает?

Государство через свои структуры, в том числе через органы по делам молодежи, призвано создавать условия для реализации прав и интересов семьи в соответствии с такими документами ООН, как «Декларация о правах человека», «Декларация о не дискриминации женщин», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» и «План действий по ее осуществлению в 90-е годы», где определены исходные положения, провозглашающие суверенитет молодой семьи.

Соблюдая права и суверенитет семьи, государство не имеет права вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, в отношения супругов, родителей и детей, а если необходимо, то вмешательство должно осуществляться в пределах, не нарушающих права, интересы членов семьи, и не должно противоречить положениям Конституции, другим правовым нормам и нравственным требованиям. Государственные структуры призваны проводить семейную политику в отношении молодых семей, где им законодательно предоставляется самостоятельный социальный статус и обеспечивается соблюдение прав семьи в социальной жизни общества. Поэтому при разработке законов и реализации региональных социально-экономических программ необходимо учитывать интересы молодой семьи в процессе экономического и социокультурного развития общества.

Молодая семья, со своей стороны, обязана полноценно осуществлять свои основные социальные функции: репродуктивную, экономическую, жизнеохранительную (сохранение здоровья членов семьи), воспитательную и ряд других, неотъемлемо присущих семье: эмоциональную, социокультурную (передачу социального опыта и культурных ценностей), коммуникативную (общения и передачи информации между членами семьи).

Одним из основных принципов взаимоотношения молодой семьи и государства должен выступать принцип дифференцированного подхода к различным типам семей. Исходя из этого, можно выделить следующие типы семей:

а) по степени полноты: полные и неполные, где полной является такая, где есть муж, жена и их дети, а неполной - такая, которая состоит из одного родителя и его детей;

б) по степени благополучия: маргинальные (крайне низкие доходы, высокий уровень потребления алкоголя или наркотиков, весьма плохие жилищные условия или их отсутствие), кризисные (находящиеся ниже черты бедности, имеющие серьезные проблемы супружеских отношений и физического выживания), благополучные (уровень жизни несколько выше среднего, все свои проблемы могут решать самостоятельно).

в) по экономическому благосостоянию: бедные (уровень нищеты, душевой доход ниже или на уровне минимальной зарплаты), малообеспеченные (душевой доход от уровня минимальной зарплаты до уровня прожиточного минимума), обеспеченные (душевой доход на уровне среднего по региону) и состоятельные (душевой доход значительно выше среднего по региону).

Принцип дифференцированного подхода к молодым семьям предполагает осуществление адресной поддержки и социальной защиты следующих категорий семей: неполных семей, состоящих из матерей-одиночек (в том числе вдов) с несовершеннолетними детьми; разведенных матерей (отцов) с несовершеннолетними детьми; семей военнослужащих с малолетними детьми; многодетных семей; студенческих семей с детьми; семей с детьми-инвалидами, которые требуют ухода со стороны взрослых членов семьи.

Реализация государственной семейной политики по становлению и стабилизации молодой семьи должна основываться на принципе единого социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства, что предполагает единые социальные гарантии, юридическую защиту прав и свобод молодых семей в равной степени на всей территории России.

Следующую группу принципов составляют мировоззренческие принципы, которые определяют основные позиции и направления работы по становлению и стабилизации молодой семьи, выступают ориентиром создания молодой семьи XXI в.

К сожалению, мы почему-то в последнее время забыли, что российская семья – это залог здорового поколения, ячейка, сохраняющая и передающая своим детям российский менталитет и российское самосознание. Все это должно определять государственную семейную политику и ее реализацию по отношению к молодой семье в будущем веке.

Одним из важнейших принципов в становлении, стабилизации молодой семьи и в ее взаимоотношениях с государством является принцип гуманизма. Его реализация в семейной политике предполагает ориентацию по отношению к молодой семье не как к средству воспроизводства рабочей силы, а как к институту воспроизводства и воспитания жизнеспособной личности, формирования гармонично развитого человека. Исходя из принципа гуманизма, необходимо реализовать положение «не семья для государства, а государство для семьи», согласно которому семейная политика и семейное право должны быть ориентированы на решение проблем сохранения и укрепления семьи.

В качестве одного из основополагающих мировоззренческих принципов выступает принцип развития, поскольку он лежит в основе процесса становления молодой семьи, предполагая ее динамичное развитие от момента создания - и даже несколько ранее - до стабильного функционирования, что также подразумевает дальнейшее развитие семьи, но уже в новом качестве.

Важным мировоззренческим принципом по отношению к становлению молодой семьи является принцип социальной преемственности, благодаря которому обеспечивается взаимосвязь поколений, возрастное единство общества, сохранение традиционного российского менталитета, передача и преемственность российских социокультурных ценностей. Реализации этого принципа необходимо уделить особое внимание при разработке программ и в деятельности социальных структур, взаимодействующих с молодой семьей.

Принцип социальной субъектности молодой семьи выступает одним из основополагающих в настоящее время. Идея в том, что государственная семейная политика призвана создавать необходимые условия, в которых молодая семья может проявлять самостоятельность и активность. Этот принцип предполагает саморазвитие и самообеспечение, активное проявление жизненного потенциала семьи. Он должен выступать в качестве исходного и основополагающего в идеологии семейной политики. Данный мировоззренческий принцип особенно важен для становления молодой семьи в современном российском обществе.

Принцип деятельности (самодеятельности) также выступает в качестве мировоззренческой основы в процессе становления и стабилизации молодой семьи и непосредственно связан с принципом субъектности, поскольку обретение самостоятельности для любой семьи возможно только в процессе ее активной деятельности во всех сферах социальной жизни общества и при выполнении своих функций.

Мировоззренческие основы более конкретно рассматриваются как система основополагающих идей, определяющих сущность и роль семьи в современном российском обществе, ее взаимоотношения с государством, соотношение социальной, семейной и молодежной политики государства по отношению к молодой семье.

Семья в условиях современной российской действительности должна рассматриваться как самостоятельный структурный элемент, выступающий в качестве основы формирующегося демократического гражданского общества, призванный выполнять социально значимые функции, прежде всего, по рождению и воспитанию детей, заботе о старшем поколении.

Таким образом, основной стратегической целью государственной семейной политики по отношению к молодой семье является создание условий, способствующих сохранению, развитию благополучной молодой семьи в качестве субъекта социальной структуры российского общества, укреплению семейного образа жизни и выполнению в полной мере ее функций как социального института.

Для достижения поставленных целей государственные структуры в процессе реализации семейной политики по отношению к молодой семье должны:

- возрождать и укреплять институт российской семьи;

- создать необходимые условия, позволяющие молодой семье обеспечить уровень доходов, достаточный для ее стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций;

- совершенствовать всю систему государственных социальных гарантий для поддержки уровня благосостояния семей с детьми и особо нуждающихся семей;

- оказывать содействие молодой семье в реализации ее воспитательной функции;

- обеспечивать сохранение семейной среды как естественной среды личностного саморазвития и самореализации супругов;

- обеспечивать создание стартовых возможностей для становления молодой семьи и достижения ее стабильного функционирования;

- создавать возможности для развития молодой семьи как субъекта собственности и предпринимательства.

Такова система принципов, определяющих концептуальные основы молодежной политики, на которых должны базироваться законодательные акты, разработка которых является первостепенной задачей.

Рассмотрим приоритетные направления деятельности в отношении молодых семей и механизм реализации основ молодежной политики в этом направлении.

В этом плане необходимо решить следующие задачи:

- установить гарантии занятости на рынке труда, создания рабочих мест, осуществления профессиональной подготовки и переподготовки для молодежи;

- оказывать государственную поддержку развитию индивидуальной трудовой деятельности, семейному предпринимательству, фермерству и другим видам предпринимательства;

- создавать условия для фактического равенства прав и возможностей мужчин и женщин на рынке;

- совершенствовать налоговую политику в отношении членов молодых семей;

- совершенствовать систему выплаты пособий для молодых семей, имеющих несовершеннолетних детей, увеличить долю расходов на семейные пособия;

- проводить кредитование и частичное субсидирование молодых семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья;

- обеспечить эффективный государственный контроль за соблюдением законодательства РФ в части защиты прав и интересов молодой семьи;

- расширять сеть учреждений социального обслуживания молодых семей в целях оказания им услуг по уходу за детьми, консультативной поддержки в кризисных ситуациях и других видов социальной помощи;

- совершенствовать систему охраны репродуктивного здоровья, укрепления службы планирования семьи, санитарного просвещения по вопросам безопасного материнства и профилактики заболеваний;

- оказывать помощь молодой семье в воспитании детей путем издания и распространения литературы по воспитанию детей и по проблемам семейных отношений, государственной поддержки нравственно-этического и экологического просвещения.

Кроме того, необходимо активное внедрение в практику работы молодежных структур муниципальных образований наиболее эффективных форм и методов работы с молодыми семьями. В этих целях в целевых программах «Молодежь» должен быть предусмотрен ряд мер практического плана, направленных на:

- материально-техническое обеспечение учреждений сети социальных служб для молодежи;

- материально-техническое обеспечение сети молодежных центров-клубов;

- материально-техническую и организационную поддержку реализации программ обеспечения жильем молодых семей;

- материально-техническое обеспечение реализации программ молодежных общественных объединений;

- проведение областного конкурса проектов программ в сфере региональной молодежной политики;

- развитие системы информационного обеспечения молодежи.

Если удастся комплексно подойти к решению этих проблем, мы сможем достигнуть существенных сдвигов в реализации государственной семейной политики, что в свою очередь будет способствовать:

- повышению уровня благополучия молодой семьи;

- снижению младенческой смертности и улучшению здоровья детей;

- снижению числа разводов и уменьшению количества неполных семей;

- более эффективному решению проблем беспризорности и подростковой преступности.

С учетом ситуации, сложившейся в современном российском обществе, следует отметить, что за последние несколько лет резко возросла как личностная, так и общественная значимость профессионального выбора. Вместе с этим, к сожалению, возросла и сложность осуществления выбора профессии. Сегодня молодежь России испытывает огромные трудности при осуществлении профессионального выбора. Так, проведенное Центром профессиональной ориентации в марте и мае 2004 г. исследование профессиональных предпочтений среди 11-х и 9-х классов из девятнадцати общеобразовательных школ города Брянска показало, что почти 22 % одиннадцатиклассников и 40 % девятиклассников вовсе не определились в выборе своей будущей профессии. Опыт работы сотрудников Центра также показал, что подростки пятнадцати-восемнадцати лет испытывают серьезные трудности при осуществлении профессионального выбора.

Центром совместно с управлением образования была разработана профориентационная программа «Выбери профессию», рассчитанная на массовый охват молодежи. Необходимость создания и внедрения данной программы была обусловлена множеством факторов, основными из которых являются:

- ограниченность знаний молодых людей о существующем разнообразии профессий и динамике рынка труда;

- неумение подростков адекватно оценивать свои способности и связывать их с непосредственной профессиональной деятельностью;

- изменение требований работодателей к личностным и профессиональным качествам своих сотрудников;

- отсутствие проведения полномасштабной профориентационной работы с молодежью.

Предварительная профессиональная ориентация молодых людей позволит не только помочь их самоопределению, но, прежде всего, позволит повысить степень их реализации в профессиональной деятельности и, как следствие, конкурентоспособность на рынке труда, реальную занятость после окончания учебы, достойный уровень жизни для них и членов их семей.

Структура программы «Выбери профессию» основывается на четырех основных блоках: кампания «Выбери профессию», индивидуальные профориентационные консультации, проведение семинаров и лекций, проведение тренингов. Кампания «Выбери профессию» является самым содержательным блоком программы и включает в себя три подблока: профинформирование, профдиагностика и профконсультация. На данный момент в полном объеме реализуется подблок «Профинформирование». Реализация этого подблока происходит в виде первичного группового профориентационного занятия, в процессе которого обсуждаются типичные ошибки, совершаемые при выборе профессии, стратегия правильного выбора профессии, проводится диагностика профессиональных интересов и склонностей, демонстрируются ролики о профессиях (видеопрофессиограммы) и проводится анализ рынка труда в районе. Вся видеопродукция, используемая для проведения занятий, также создается сотрудниками Центра.

Сегодня такая профориентационная работа ведется только с девятиклассниками из школ, но в ближайшем будущем планируется охватить десятые и одиннадцатые классы, а также начать работать с молодыми семьями, вступившими в брак до совершеннолетия.

Рассмотрим пример работы клубов «Молодой семьи».

Клуб «Молодая семья» начал работать в Бежецком районе г. Брянска, затем почти одновременно возникли подобные клубы в Володарском и Фокинском районах.

Целью работы подобных клубов является укрепление и поддержка молодой семьи, и вся работа направлена именно на достижение этой цели. Задачи мы поставили следующие:

- повышение статуса семьи;

- формирование и развитие культуры семейных отношений;

- организация разнообразных и семейных форм семейного досуга.

Для достижения поставленной цели и решения вышеуказанных задач ведется работа по следующим направлениям:

- подготовка к семейной жизни - при клубе «Молодая семья» работает клуб знакомств: анкетный подбор, вечера встреч, «Любовь с первого взгляда» и т. д.; здесь же добрачное консультирование, диагностика пар на совместимость;

- работа с молодыми парами - тренинги консультации;

- помощь молодым родителям в семейном воспитании и обучении ребенка, консультации специалистов (психологов, педагогов), развивающие и обучающие занятия с детьми при активном участии родителей;

- работа с конфликтными семьями.

Работа клуба «Молодая семья» ведется по программе, в которую входит:

- консультация и групповая работа психолога;

- творческие вечера (поэзии, бального танца, песни и т. д.);

- встречи с интересными людьми;

- творческая мастерская;

- семейный театр (актерами являются дети от двух лет и их родители);

- группа спортивного бального танца для молодых пар;

- праздничные вечера: Новый год, женский день, масленица;

- экскурсии (последними были несколько экскурсий по храмам Щелковского района);

- отдых на природе, туристические походы.

В Бежицком районе работа клуба проходила по схеме вечеров отдыха. В Володарском на заседания клуба приглашались специалисты – психологи, юристы. В Фокинском районе клуб возник на базе Центра детского и юношеского туризма. В работе клуба большее внимание уделялось организации досуговой деятельности для молодых семей – спортсменов. Туристы, спортсмены-любители и профессионалы - после заключения брака часто выпадают из привычной среды тренировок и выступлений. Организация совместных походов выходного дня позволяет решить данные проблемы.

Таким образом, проблемы молодой семьи - это не только проблема самих семей, но и серьезные социальные проблемы общества в целом. Соответственно, необходим комплексный подход для их решения. В настоящий момент накоплен значительный опыт работы государственных органов, в частности, комитетов по делам молодежи, общественных организаций.

дата обновления: 18-02-2016