поиск по сайту
Автор: 

Е. И. Сазонова (Муром) 

 

«КАНОНИЧЕСКИЕ» СЮЖЕТЫ ИЗ ЖИЗНИ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОТОАРХИВОВ ЖИТЕЛЕЙ МУРОМА)

 

С изобретением фотографии и кинематографа наступила эпоха невербальной истории. Теперь историю можно видеть и даже подолгу рассматривать. С развитием в конце девятнадцатого века фотографической техники и появлением фотоаппаратов у многих людей (не профессиональных фотографов), фотография быстро начала распространяться в повседневной жизни. Она настолько внедрилась в частную жизнь, что, пожалуй, нет такого человека, у которого не существовала бы его личная «фотоистория». Простой фотолюбитель начинает фиксировать окружающий его мир: портреты родственников, друзей, коллег по работе, семейные праздники, путешествия и т. д. Эти непарадные, без ретуши, приватные снимки, иногда не очень хорошего качества, разбросанные по семьям и людям, хранят ценнейшую визуальную историко-культурную информацию. Таким образом, фотография стала «оригинальным оперативным инструментом кодирования, хранения и переноса в пространстве и времени мироотношения человека»1 .

История фотографии, как и творчество отдельных выдающихся фотомастеров, хорошо известна. Фотохроника, рекламная, официальная, художественная фотография, т. е. та фотография, которая соответствует коллективному уровню сознания, изучена и представлена довольно широко, что нашло отражение как в монографиях, так и в отдельных исследованиях. На интимном уровне сознания фотография актуализируется в семейных, домашних фотоархивах, которые все еще остаются закрытыми для посторонних глаз и для исследователей. В них, как в зеркале, отразилась повседневная жизнь обычных людей, у которых возникает потребность фиксировать историю семейной жизни. Не случайно многие фотографии имеют точную дату, имена изображенных персонажей, название события. «Устные рассказы „по фотографиям”», - по наблюдению историка И. А. Разумовой, - неоднократно повторяются в домашней обстановке и обретают устойчивые формы. Они составляют разновидность семейной фольклорной прозы»2 .

Семейный альбом – документ по истории семьи, один из символов фамильного единства и истории рода. Он стал настолько типичной принадлежностью домашнего быта, что «в истории семьи, не имеющей такого альбома, невольно видится нечто странное»3 . При исследовании большого числа домашних фотоархивов (проанализировано около 6000 фотографий из семейных архивов жителей Мурома) обозначаются характерные сюжеты и события, которые были важны и значимы в жизни людей.

Выделяется восемь основных тем или сюжетов:

1. Портреты родственников, друзей, коллег по работе. Это любительские и студийные снимки (выполненные фотографами-ремесленниками): одиночные, парные и групповые. 2. Детские фотографии: младенцы, первые шаги, игры и игрушки, прогулки, утренники в детском саду.

3. Школьные годы: первое сентября, последний звонок, групповые портреты одноклассников (как любительские, так и профессиональные), школьные мероприятия и турпоходы.

4. Семейные праздники и события: свадьбы, дни рождения и юбилеи, встречи Нового года, похороны.

5. Участие в демонстрациях: 1 мая и 7 ноября.

6. Отдых и путешествия: отдых на юге, экскурсии по разным городам, турпоходы, пикники за городом или во дворе дома, прогулки, отдых на пляже, рыбалка.

7. Армейские фотографии: портреты сослуживцев, приезд родственников на присягу, солдатский быт.

8. Быт: домашние занятия в комнате, во дворе, в саду, в огороде.

 

«Портреты» и «детские фотографии» занимают более половины всех фотографий домашнего архива. Остановимся на них более подробно.

Портреты

Фотография началась с портрета. Портрет несет в себе наибольший интерес одной человеческой личности к другой. Первые фотографии, выполненные еще в технике дагерротипии, конкурировали с живописными портретами. Фотографическое изображение человека было включено в коммуникативный процесс в начале 1850-х годов, когда французский фотограф А. Диздери приклеил на кусочек картона свой фотоснимок и стал использовать его как визитную карточку. Появление небольших по размеру фотографий «визиток», которыми люди стали обмениваться друг с другом, способствовало появлению семейных фотоальбомов.

Фотопортреты близких родственников, парные и индивидуальные, выступают в роли фамильных реликвий. Размещение портретов в городском и сельском доме справа от икон подчеркивает их культовое назначение. Обычно их размещали в рамке под стеклом. (Ил.1, 2). Таким образом, фотографии «образовывали особый вид текста – фотоиконостасный»4 . Интересное наблюдение о фотопортретах сделал православный философ Павел Флоренский. В своей работе «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях» он пишет: «Всякий фасовый портрет композиционно относится к разряду икон и, следовательно, в замысел художника должна входить идеализация изображаемоего, возведение его к божественной норме, к Божьей мысли о нем»5 .

В отличие от группового снимка настенный парный портрет к середине двадцатого столетия ушел из обихода горожан, оставшись принадлежностью деревенского интерьера, где встречается до настоящего времени. В современных городских квартирах парный портрет иногда воспроизводится как стиль «ретро».

Все портреты, находящиеся в семейных архивах, можно разделить на две большие группы: студийные, выполненные чаще всего безымянными фотографами-ремесленниками, и любительские, сделанные в домашней обстановке.

Рассмотрим студийные фотопортреты. Поколение, жившее при советской власти, помнит, как ходили в фотоателье фотографироваться: наряжались в «выходные» платья, делали прически. Поход к фотографу был маленьким праздником. Фотограф долго устанавливал всю группу, заставлял наклонять и поворачивать головы и, наконец, замереть. Цель таких снимков была одна – сделать карточку «на память о нас всех». Эту, простую на первый взгляд, идею общего портрета объяснила мне моя мама, когда мы большой толпой родственников, еще до появления в нашей семье фотоаппарата (до 1963 г.), собрались в очередной раз в фотоателье. Таким образом, семейные фотопортреты являются реликвиями, хранящими изображение рода и передающими информацию о единстве рода.

Несколько слов хочется сказать о художественных достоинствах студийных фотографий. Портреты 1920-1930-х годов сделаны еще в манере девятнадцатого столетия, когда фотография соперничала с живописью и заимствовала у нее художественные приемы. Особенно это чувствуется в построении многофигурных композиций. Родственники располагались живописной группой, образовывали несколько центров, на переднем плане обычно устанавливали детей. Например, на портрете семьи бухгалтера Г. И. Мочалова (Ил. 3) мы видим три центра. Центральная группа – мать семейства в черном платке, позади нее стоят две дочери. Слева – группа, состоящая из самого бухгалтера, его жены и троих детей. Справа группа из старушки, которую обнимает девочка-подросток, позади них – молодой человек. Несмотря на три центра, вся композиция воспринимается как единое целое благодаря двум девочкам, обнимающим женщин - они замыкают всю группу в единое целое. Всмотримся внимательно, и этот портрет нам расскажет о многом. Здесь два мира: городской и деревенский. С одной стороны - бабушки в платках, повязанных на старообрядческий манер, под булавку; молодой человек в ситцевой рубахе навыпуск «под ремень» с крестьянской прической. С другой - жена бухгалтера, одетая по последней моде, с длинными бусами, и сам бухгалтер в белой рубашке, галстуке и в очках; их дочки в коротких платьицах, сыночек в шортах.

Продуманная до мелочей композиция чувствуется в построении небольших групп из пяти-шести человек. Например, портрет семьи Беккер. Трое взрослых и двое детей. Благодаря тому, что все портретируемые касаются друг друга руками, вся группа вписывается в единый круг (Ил. 4). Отметим, что на большинстве групповых фотопортретов 1920-1940-х годов позирующие люди изображались в рост.

К 1950-м годам групповой студийный портрет подвергается значительным изменениям. Композиции упрощаются. Изображения в полный рост встречаются все реже, заменяются изображениями погрудными. Людей незамысловато рассаживают в один, два или три ряда. Декоративные разрисованные фоны вытесняются одноцветной темной или светлой драпировкой или гладкой ширмой. Все портретируемые смотрят прямо в объектив (Ил. 5). Семейный портрет становится скучным, невыразительным. Можно выделить некоторые стереотипы изображения семьи: молодые родители с ребенком на коленях у матери, а самый распространенный трафарет – ребенок в центре, по бокам старшие6 (Ил. 6, 7).

Если студийный портрет становился все более однообразным, то любительский портрет 1920–1980-х годов поражает вариантами постановочных композиций и характерами изображенных персонажей. Повседневная одежда, прически, окружающая обстановка, живые выражения лиц (отсутствуют как на салонных фото напряженные, «застылые» позы) – все эти детали передают атмосферу ушедшего в историю времени.

Прекрасна своей непосредственностью семья Целебровских. Молодые родители держат на руках двух малышей. Видно, что они не позируют, дети вертятся: у одного мальчика слегка смазано лицо, а у другого сползла с плеча майка. Родители одеты просто, по домашнему; на заднем фоне прикрытая светлым покрывалом кровать (Ил. 8). Портрет передает энергию и счастье этой молодой семьи.

На портрете семьи из архива Кротовых (Ил. 9) мы видим, как дети-подростки нежно обнимают родителей. На портрете семьи Рыбаковых - любимый сын на побывке. Он сидит между отцом и матерью, держа их за руки (Ил.10). Они сидят во дворе на лавочке, на припеке, с радостными лицами. Великолепно передано счастье красивой бабушки, окруженной внуками на снимке фотографа-любителя Таланова (Ил. 11). Интересный снимок, изображающий семью Кукиных в саду (Ил.12) Здесь мы видим два поколения: пожилое (дедушка и бабушки) и совсем молодое (внуки). Внуки как бы припали ко второму ряду, к надежной стене-защите.

Есть любительские портреты, сделанные на фоне занавески или одеяла (Ил.13). Самое распространенное изображение группового семейного фото – на крыльце родного дома, «родового гнезда» (Ил. 14, 15, 16).

Детские фотографии

Большая часть фотографий семейного альбома посвящена детям. Как пишет французский историк Филипп Арьес, «Каждая семья хочет обзавестись портретами своих чад, причем пока они еще дети. Это обычай зародился в XVII в. и никогда не прекращался – фотография вXIX в. приняла эстафету у живописи»7 .

В 1950-е годы детские фотографии начинают выделять в отдельные самостоятельные альбомы чаще всего под названием «Наш ребенок». В нем прослеживается жизнь маленького человека, начиная с его рождения. На многих детских портретах с точностью до дня записывается возраст ребенка, например: «Оле один год, девять месяцев и три дня» (в отличие от живописных портретов средневековья, где возраст указывался приблизительно). Фиксируются следующие моменты: малыш-голыш, малыш на руках у мамы, первые шаги, прогулки на детской площадке, в парке, на празднике в детском саду. Фотографии позволяют проследить меняющееся предметный мир ребенка: его одежду, игрушки, детские коляски, ванночки и пр. Таким образом, такого рода фотографии можно определить как визуальную энциклопедию по этнографии детства.

Ф. Арьес отмечает, что средневековое искусство до XII в. не касалось темы детства и не пыталось его изобразить. «Реального ребенка, как обнаженного путти, стали изображать на картинах в XVII в.»8 . Он выделяет три детских типа в изображении ребенка:

первый - ангел-служка (отрок, подросток);

второй – младенец Иисус или Богоматерь с сыном, т. к. детство связано с тайной материнства и культом Девы Марии;

третий – обнаженный ребенок.

Два последних типа прочно сохраняются в фотографии, особенно изображение голенького младенца. Тип младенец на руках у матери как символ материнской нежности и любви, широко распространенный в изобразительном искусстве, впервые появился в публичной фотографии благодаря снимку фотографа У. Даунса. Он запечатлел английскую принцессу с ребенком. Этот портрет разошелся в количестве 300 тысяч экземпляров9 . В семейную фотографию сюжет матери и дитя прочно вошел в конце XIX столетия. Но на этих фотографиях изображение женщины чаще всего напряженно-торжественное. В советское время изображение женщины-матери становится более раскрепощенным, домашним, уютным (Ил. 17, 18). Часто можно видеть женщину, кормящую младенца грудью (Ил. 19).

Важно отметить, что интерес к ребенку особенно сильно проявляется в первый год его жизни. Многие снимки отражают такой важный момент, как первые шаги (Ил. 20, 21, 22). Самый насыщенный период детства – «возраст игрушек». Изображение играющих детей многочисленны и разнообразны: на качелях, на велосипедах, с машинками, мячами, куклами и мишками (Ил. 23, 24, 25).

Изображение девочки с куклой аналогично образу матери и дитя. На многих фотографиях девочки держат в руках куклу заботливо, как настоящего ребенка (Ил. 26, 27).

Следом за куклой одной из любимых игрушек был плюшевый медведь, популярность которого началась с 1902 г., когда американский предприниматель Морис Миштон впервые начал продавать плюшевых медведей в своей лавке. Первые мишки Тедди были с вращающимися лапами. Такого фасона мишек мы видим на фотографиях 1920-1940-х гг. (Ил. 28). В дальнейшем облик мишек меняется, но мода на фотографирование детей с плюшевыми любимцами держится очень долго (Ил. 29, 30).

В этом небольшом сообщении рассмотрены некоторые сюжеты любительской фотографии, отображающие жизнь советских людей. Понятно, что бытовую фотографию нельзя отнести к высокому виду искусства в общепринятом смысле. Она, скорее, является специфической визуальной формой документирования повседневности. Благодаря своей массовости такого рода фотографическое наследие содержит колоссальную историко-культурную информацию. И в этом аспекте любительская фотография пока еще остается не совсем востребованным и, как ни странно, открытым для исследователей источником.

 

1 Валькова Н. П. Антропофотография пространства и времени // Фотография как явление визуальной культуры. – Рига, 1992. - С. 3.

2 Разумова И. А. Потаенные знания современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. - М., 2001. - С. 181.

3 Коулман А. Фотография в повседневной жизни. Предпосылки, функции, контекст // Фотография на грани искусства и науки. Наука и общество. - М., 1993. - № 4. - С. 45.

4 Борев В. Фотография в структуре массовой коммуникации. – Вильнюс, 1986. - С. 67.

5 Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. - М., 1993. - С. 7.

6 Эти композиции отмечает и И. А. Разумова. См.: Разумова И. А. Указ. соч. - С. 179.

7 Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. – Екатеринбург, 1999. - С. 35.

8 Там же. - С. 20.

9 См.: Фотография. Энциклопедический справочник. - Минск, 1992. - С. 7.

дата обновления: 18-02-2016