поиск по сайту
Автор: 

С. В. Чернышов (Брянск) 

 

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ И БРЯНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ В 2003-2007 годах) 

 

Летом 2003 г. на территории Дятьковского района Брянской области и Жиздренского района Калужской области была проведена комплексная этнографическая экспедиция. Материал исследований был апробирован в ходе этнологических экспедиций на территории Брянского, Брасовского и Погарского районов Брянской области. В ходе экспедиции студенты Брянского государственного университета собирали материал по этнографии русского народа. Особое внимание уделялось нескольким темам (жилище, поселение, фольклор, обрядность и др.). Одной из тем было изучение современного состояния семьи и семейных обрядов на территории исследуемого района. Были опрошены жители населенных пунктов Любохны, Фокина, Слободища, Дятькова, Песочни, Людинова и др. (всего около ста населенных пунктов). Население моноэтнично и представлено русскими. Другие национальности составляют доли процента и особого влияния на формирование народной культуры не оказали. Выделяя особенности формирования традиционной культуры, следует уделить внимание факторам внешнего воздействия.

В настоящей работе при определении причин, оказавших влияния на формирование населения Брянской области, не привлекаются данные переписи населения 1989 г., т. к. эти данные отражают последствия изменений в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Юго-западные районы области попали в зону заражения радиацией. Многие населенные пункты прекратили свое существование, население переселено в северные и восточные районы области. В этой зоне произошли и потери людских ресурсов, и утрата культурного достояния.

Исходя из истории Брянщины и Калужской области, а также путей развития их населения, рассматривая местную материальную культуру, можно выделить влияние следующих факторов:

1. Этнический. Край находится на границе трех славянских народов, и его население всегда испытывало влияние народной украинской и белорусской культур. На протяжении веков проходили ассимиляционные процессы. Русское население ассимилировало группы украинцев и белорусов, а в древности в славянской массе растворились балтские и частично финноязычные племена. В результате этих процессов сложилась народная культура, включающая элементы не только русской, но и украинской, и белорусской. Возможно также и сохранение более древних культурных традиций, отразивших мировоззрение славянских племен, населявших край в далеком прошлом.

2. Конфессиональный. Основная религия на территории края - православие. Особо выделяется вклад в формирование культуры края, сделанный старообрядцами, принадлежащими к одной из ветвей православной религии. Замкнутость общин позволила сохранить особенности быта, характерные для XVII-XVIII вв. Среди жителей присутствуют и представители других конфессий: католики, протестанты, иудеи. Однако их численность очень незначительна. В религиозных представлениях любого народа сохраняются архаичные формы еще языческих верований.

3. Социальный. Территория края исторически складывалась сложными путями. Можно выделить три района, развитие которых заметно отличается друг от друга: юго-восточный - с XVII в. входил в состав Северской земли, находившейся на границе Русского государства, затем регион вошел в состав Комарицкой волости. Его территорию с XIX в. составляли преимущественно государственные и дворцовые земли. В северной части края можно отметить преобладание в XVIII-XIX вв. владельческих хозяйств. В западной части еще в XVI-XVII вв. - сочетание полково-сотенной системы административного управления с органами государственной власти - магистратов и ратуш. В крае существовала сложная сословная структура населения. Разнообразны были и типы сельских поселений: села, деревни, слободы, починки и др. На жизнь поселения оказывал влияние его социально-экономический статус. В более раннее время в XVII-XVIII вв. здесь были и дворцовые поселения (с XIX в. - удельные), церковные и монастырские (с XVIII в. - экономические), владельческие (помещичьи и с конца XVIII в. владения различных ведомств). Особую категорию в XVIII в. составляли земли, принадлежащие людям «по прибору», из которых был образован особый слой - однодворцы.

Исследование территории Калужской области объяснялось особенностями формирования административных границ в ХХ в. После Октябрьской революции границы губерний неоднократно перекраивались, сливаясь и распадаясь на новые образования. В ходе этих новообразований калужские населенные пункты на краткий срок вошли в состав образуемой Брянской губернии. Общность культурных процессов на исследуемой территории объяснялось вхождением данного района в состав Мальцовского промышленного округа.

Студенты применяли методы опроса, анкетирования, визуального наблюдения. Основным источником служила информация, получаемая в ходе беседы с местными жителями. За период практики собран значительный материал по традиционной культуре. На его основе можно сделать определенные выводы.

Одним из важнейших институтов любого общества является семья. Ее развитие и функции неразрывно связаны с историей самого общества, ибо семья – это основа хозяйственной и производственной деятельности народа. Той или иной общественно-экономической формации всегда соответствовала определенная организация семьи. Все это нашло отражение в результатах обработки анкет и записей бесед с жителями.

Во второй половине ХХ в. в семейных отношениях наметились определенные перемены. Прежде всего, расширился круг брачных связей в деревне. У старшего поколения эти связи ограничивались деревнями своего и соседних сельских сельсоветов. Теперь же распространены браки между жителями соседних районов, даже областей. Все это легко объясняется улучшением работы транспорта, совершенствованием транспортной инфраструктуры. Во второй половине ХХ в. проложено несколько дополнительных дорог, соединяющих поселения. Большая часть из них асфальтирована. У населения появилась возможность для приобретения своего транспортного средства. Это уже не гужевой транспорт, а велосипеды, мотоциклы и автомашины. Среди надворных построек часто присутствует гараж. Были заметно смягчены нравы и обычаи при знакомстве. Процесс знакомства максимально упростился. Большое влияние в разрушении привычных стереотипов сыграли средства массовой информации, насаждаемый стереотип отрицания старого, стирание всех условных границ. Эти последние изменения находят осуждение и порицание у старшего поколения. Отмечается порицание современной свободы и у молодежи. Но при этом молодые люди не желают возвращаться к старым ограничениям в семейной жизни.

Знакомство молодежи и добрачный досуг происходили на традиционных деревенских посиделках-досугах, на гуляньях в различные праздники, в гостях у родных и знакомых, на «глядках», - так называли такие смотрины старожилы. Современная молодежь, как и прежде, в основном знакомится по месту работы и проживанию, случаются знакомства в городах по месту учебы. Молодежь проводит досуг в сельских клубах и библиотеках, которые устраивают различные мероприятия. В последнее десятилетие ХХ в. наметился кризис культурной жизни на селе. Многие клубы были закрыты. Наблюдается отток молодежи в города. Остро стоит демографическая проблема.

Брачный возраст наступал примерно с двадцати лет. С изменением круга брачных связей и брачного возраста менялись и ценностные ориентации при вступлении в брак. Брачный выбор становился самостоятельным, без вмешательства старшего поколения. Браки оформляются в сельсоветах, но в самое последнее время наблюдается и возвращение к венчанию в церкви. Препятствием к восстановлению данного обряда в полной мере служит дальнее расстояние от ближайших храмов.

Мотивом при вступлении в брак до сих пор остается некоторый расчет, хотя личные чувства, духовные и нравственные качества друг друга занимают заметное место у женихов и невест.

Старинные брачные запреты (очередность в браке для братьев и сестер, предпочтительное вступление в брак с людьми своей веры или этнической принадлежности, браки с родственниками в близкой степени родства) ушли в прошлое. О некогда существовавших запретах вспоминают только старожилы, приводя примеры своих родителей и родителей родителей.

Для последнего времени отмечается увеличение числа распадающихся браков. Из причин часто выделяется пьянство одного из супругов. Вообще тема пьянства на селе заслуживает отдельного внимания и принятия мер для ее смягчения или ликвидации. Разрушение ранее общепринятых моральных ценностей привело к массовому спаиванию села и, как следствие, к разрушению института семьи. В общественном мнении продолжает наблюдаться осуждение разводов. Часто к осуждению добавляется жалость и сострадание в отношении оставшихся детей и матерей-одиночек.

По своему составу семьи местного населения относятся к следующим типам:

1. супруги - дети;

2. один из супругов с детьми;

3. супруги без детей;

4. трехпоколенные семьи: супруги - дети - внуки;

5. очень редкие семьи одиноких сестер или братьев.

Преобладают семьи первого типа. Семьи второго типа – это семьи разведенных или вдовых людей. Супруги без детей – в основном пенсионеры, дети которых живут отдельно. Трехпоколенные семьи бывают разных видов: теща (свекровь) - дети - внуки, мать в такой семье не обязательно ее глава; мать - разведенная дочка с детьми; супруги - женатые дети - внуки.

Современные семьи небольшого размера: от двух до пяти человек. Мало в семьях детей - от одного до двух. Много в деревнях, особенно мелких, удаленных от центральных селений, одиноких людей. Среди них - пожилые, дети которых уехали из деревень. Многие одинокие - это бывшие молодые специалисты, приехавшие на работу по распределению.

В развитии внутрисемейных отношений произошли большие перемены. Понимание традиционного семейного главенства постепенно исчезает, оно теперь осуществляется или супругами совместно, или старшим в семье (свекровью, тещей). Семейный бюджет находится в основном в руках женщин, но в решении домашних дел принимается во внимание мнение всех членов семьи.

В семьях большое внимание уделяется воспитанию детей. Это не только трудовое, но и нравственное воспитание, нередко оно осуществляется одновременно при обучении детей труду и оказании помощи взрослым в семейных делах.

Для крестьянства семья всегда имела исключительно важное значение. От нее зависело его экономическое и духовно-культурное состояние. Достаточно вспомнить, что вплоть до революции земельные наделы распределялись по количеству едоков мужского пола. Если в семье несколько мальчиков, то семья могла рассчитывать на увеличенный надел. Поэтому создание семьи, вступление в брак было одним из наиболее важных событий в жизни. Оно же во многом определяло и отношение между молодежью. Тема брака постоянно присутствовала и проявлялась в жизни подрастающего поколения и особенно усиливалась по мере приближения к брачному возрасту. Еще при крещении ребенка крестьяне ответственно выбирали крестных, чтобы в дальнейшем не было трудностей при венчании, т. к. близкое духовное родство могло осложнить и даже расстроить будущий брак. Если в первые годы жизни воспитание девочек и мальчиков мало чем отличалось, то примерно в восемь-девять лет начиналась активная подготовка к их будущей роли в семейной жизни. Мальчики приобщались к мужским работам, девочки - к заботам будущей матери и хозяйки. По существу вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству, а мальчика - к женитьбе.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. С заключением брака были связаны и дни святых, особо почитаемых девушками и женщинами как помощников в замужестве, родах и женских работах. Это были: Покров Пресвятой Богородицы, празднование Казанской иконы Божьей Матери, день мученицы Параскевы Пятницы, день Косьмы и Демиана, Введение во храм Пресвятой Богородицы, дни великомучениц Екатерины, Варвары, а также Андрея Первозванного и др.

Интересно проследить, как изменялась свадебная традиция в районе на протяжении ХХ в. До революции свадьба являлось церковной формой регистрации семейных отношений. Новым рубежом в осуществлении свадебной обрядности стала революция. В результате коренных преобразований в стране резко изменились и культурные ориентиры, и ценности. Для поборников старого времени традиционная обрядность прочно ассоциировалась с церковью. Наличие близкого соседства действующего мужского монастыря только усиливала антирелигиозные настроения. Традиционная народная культура подвергалась нападкам, осмеянию и запретам. Вместо старых традиций уже с первых лет революции пытались создать новую обрядность, соответствующую государственной идеологии, но далекую от старой народной традиции.

Большую роль в разрушении традиционного крестьянского свадебного обряда сыграла и популярная в советском обществе идея о необходимости ликвидации различий между городом и деревней. Сельская молодежь нередко отказывалась справлять свадьбу по-старому, перенимать обычаи у старшего поколения, тем самым нарушая преемственность традиции.

В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная и традиционная. В какие-то периоды эти формы разграничивались и существовали изолированно (20-30-е гг.), в другие – начинали взаимодействовать, дополняя друг друга (50-80-е гг.). К 70-80-м годам усилилась тенденция к проведению официальных, более торжественных свадеб. Их праздновали в домах культуры. Для них создавались специальные ритуалы. В 80-90-е годы была сделана попытка шире распространить и внедрить в жизнь «новый» обряд, формировавшийся на основе сценариев и рекомендаций, составленных профессиональными работниками культуры. Частично эти сценарии повторяли гипертрофированные элементы традиционной обрядности с элементами массовой культуры, основанной на идеологических установках. Сейчас вызывает усмешку воспоминание о так называемой «комсомольской» свадьбе. В условиях запрета на употребление в местах массового отдыха спиртных напитков, на столах присутствовали только чайные сервизы, водка разливалась из заварочного чайника, гости после каждого глотка «чая» усиленно заедали его бутербродами.

В конце 80-х – начале 90-х годов на всей территории Брянской и Калужской областей, как и в России, в целом отмечался интерес к национальным корням, народным праздникам и фольклору. Свадьбы по традиционным обрядам снова стали считаться более престижными. Однако большинство участников, даже при знании общей схемы действия и многих обрядовых элементов и фольклора, не могли вести себя, как положено в той или иной ситуации. За долгие годы забвения и небрежного отношения к традиционной культуре была нарушена естественная передача народных знаний, исторических навыков, произошли необратимые изменения в общем культурном и духовном облике деревни.

В сельской местности до сих пор сильны не только связи семей с родственниками, но и внешние связи. Они сохраняются с дальними родичами, с соседями, друзьями, товарищами по работе. Прочными остаются связи родителей с детьми, живущими в пределах одного селения и далеко друг от друга. Осуществляется помощь родителей детям при их вступлении в брак, как в материальной форме, так и в воспитании внуков, когда они появляются. Дети, живущие отдельно от родителей, приезжают к ним помочь в домашних делах (работы на огородах, ремонт построек, заготовка сена и др.). Постоянная взаимная денежная поддержка родителей и детей теперь редка. С детьми, живущими рядом, связи более тесные и разносторонние: это не только трудовая помощь, но и совместный досуг, проведение праздников, дней рождения, юбилеев и других семейных дат, это и постоянная помощь в присмотре за детьми.

Существуют и другие семейно-родственные связи. Прежде они были довольно широкими, включали в родственный круг и свойственников, и духовных родственников (крестных, крестников, духовных братьев и сестер, кум и кумовьев и т. д.). Между ними осуществлялась постоянная взаимопомощь во всех делах и семейных событиях. Некоторые виды таких связей сохраняются и сейчас, особенно помощь престарелым, если все живут близко друг от друга.

На селе очень сильны соседские связи. Они разнообразны: это и совместная работа на приусадебных участках, помощь в домашних делах и уходе за скотом в случаях болезней или отлучек, присмотр за детьми, совместные покупки и подвоз друг другу различных вещей, стройматериалов и т. п. Нередким бывает и совместный досуг соседей, особенно пожилых и старых людей. Молодежь же чаще прибегает к помощи друзей, товарищей по учебе, работе.

Место религии в семье не во всех поселениях одинаково. В большинстве селений мужчины сдержанно относятся к вере. Напрямую заявили о религиозности и соблюдении обрядов лишь женщины среднего и старшего возраста. Молодежь воспринимает церковь как атрибут истории и культурной принадлежности данного региона.

Собранный полевой материал о семье и семейных отношениях свидетельствует о том, что местная сельская семья развивается в том же русле, что и русская семья других регионов. Изменения, происходившие в ней, были результатом общих преобразований в хозяйственной, социальной, культурной жизни села.

 
дата обновления: 18-02-2016