поиск по сайту
Автор: 

Б. В. Тришкин (Брянск)

ФАКТОР СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ

В современной экологии человека одной из актуальнейших проблем является охрана здоровья детей и подростков. Этому уделяется значительное внимание в современной научной литературе. Основы здоровья человека закладываются именно в детском и подростковом возрасте.

В ходе проводимого нами исследования по влиянию на здоровье учащихся старших классов было рассмотрено влияние негативных техногенных факторов среды обитания и изучения их сочетанного эффекта. Приоритетными факторами, анализируемыми нами, были радиационное загрязнение (последствие аварии на Чернобыльской АЭС) разной интенсивности и пестицидное загрязнение (последствие инетсивного сельскохозяйственного производства). В качестве дополнительных факторов, влияющих на здоровье молодых людей, мы исследовали социально-бытовые условия жизни, а именно: средний доход на семью, состав семьи и качество питания.

Размер населенных пунктов, в которых проживают обследуемые нами группы школьников, значительно разнится. По данным Брянского областного комитета государственной статистики, численность населения на 1 января 2000 г. в г. Брянске, г. Новозыбкове, г. Клинцы и п. г. т. Красная Гора равнялась соответственно 457,4; 43,6; 68; 7,3 тыс. чел.

Исследования социально-бытовых факторов проводились на основе анкет старшеклассников.

По среднему месячному доходу семьи все учащиеся были разделены на четыре группы (Табл. 1): семьи, имеющие доход ниже месячного прожиточного минимума; семьи, имеющие доход в пределах от прожиточного минимума до средней месячной заработной платы; семьи с месячным доходом от одной до двух среднемесячных зарплат; группа с доходами выше двух среднемесячных доходов по данным комитета статистики Брянской области.

Таблица 1

МЕСЯЧНЫЙ ДОХОД СЕМЕЙ ОБСЛЕДОВАННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Группа

Доход на семью

До 1000 руб.

1000-2000 руб.

2000-5000 руб.

Более 5000 руб.

Скрыли

I  

10,2 %

33,9 %

23,7 %

17 %

15,3 %

II  

25,3 %

36,0 %

28,0 %

2,7 %

8 %

III

32,5 %

37,6 %

19,7 %

4,3 %

6 %

III a

5,3 %

47,4 %

42,1 %

5,3 %;

0,0 %

IV  

51,8 %

31,8 %

10,6 %

1,2 %

4,7 %

 

Из таблицы 1 видно, что примерно треть всех семей входит во вторую группу социальной обеспеченности (от одной до двух месячных зарплат) – от 31,8 % до 37,6 %, значительно выделяется только экологическая группа IIIa (47,4 %), что, вероятно, связано со временем обследования – основная масса школьников обследована в 2001 году, а группа IIIa в – 2003, когда показатели прожиточного минимума и средней зарплаты в Брянской области выросли на 40 % и 20 % соответственно. Наибольшее число семей с очень низким доходом школьников составляют IV экологическую группу (51,8 %), что достоверно больше, чем в остальных группах. Количество семей, имеющих доход от одной до двух средних зарплат, колеблется от 10,6 % до 42,1 %. Наибольший процент таких семей представлен в группе IIIa, что связано со значительным изменением экономической ситуации в области, прежде всего, с увеличением заработной платы работников бюджетной сферы. Следующие группы по числу семей с доходом выше среднего I и II (23,7 % и 28,0 % соответственно); здесь различия не достоверны. В III группе процент семей с подобным уровнем дохода составляет 19,7 %. Меньше всего обследованных старшеклассников проживает в семьях с высоким уровнем дохода (более 5000 руб.) – от 1,2 % (IV) до 17 % (I); в группах III и IIIa различия не достоверны (4,3 % и 5,3 %) соответственно, в группе II этот показатель равен 2,7 %.

Отмечается также, что наибольшее количество анкетируемых, не пожелавших ответить на этот вопрос, представлено в Iгруппе (15,3 %), наиболее откровенны были старшеклассники в группе IIIa. Также отмечается, что только в группе Iколичество семей с высокими доходами превышает количество семей с очень низкими (17 % против 10,2 %), в то время как в остальных группах наблюдается значительное превышение количества семей с самыми низкими доходами над самыми высокими. Исключение составляет группа IIIa где эти показатели равны (5,3 %).

При анализе социально-экономической ситуации в группах обследованных учитывался и такой важный психолого-социальный фактор, как количество детей в семье. Все обследованные школьники были разделены на четыре группы: семьи с одним ребенком, двумя, тремя и четырьмя и более.

Таблица 2

КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ ОБСЛЕДОВАННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Группа

Количество детей в семье

1 ребенок

2 детей

3 детей

4 и более

I  

22,3 %

62,7 %

15,3 %

0,0 %

II

25,3 %

62,7 %

12,0 %

0,0 %

III

17,9 %

62,4 %

17,1 %

2,6 %

III a

15,9 %

63,2 %

15,9 %

5,3 %

IV  

11,8 %

62,4 %

20,0 %

5,9 %

 

Анализ показал, что большинство семей обследованных старшеклассников имеют брата или сестру (Табл. 3.1.2), т. е. проживают в семьях с двумя детьми. Этот показатель колеблется от 62,4 % (группа IIIIV) до 63,2 % (группа IIIa), группы I и II – 62,7 %. Наибольшее количество семей с одним ребенком представлены в группах I и II (22,3 % и 25,3 % соответственно). Наименьшее количество однодетных семей составляют группу IV (11,8 %). Причем, отмечается корреляционная зависимость количества однодетных семей от людности обследованных населенных пунктов (r=-0,86,p<0,05). В семьях с тремя детьми проживает от 12,0 (группаII) до 20,0 (группа IV) процентов. При этом также отмечается корреляционная зависимость между количеством детей и людностью населенных пунктов (r= 0,72, p<0,05). Семьи с четырьмя и более детьми в I и II группах не представлены, вIII группе – 2,6 %, в группах IIIa и IV – 5,3 и 5,9 % соответственно.

Также был проведен анализ состава семьи (Табл. 3). В ходе анализа выявлено, что большинство семей обследованных школьников являются полными.

Таблица 3

СОСТАВ СЕМЕЙ ОБСЛЕДОВАННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Группа

Состав семьи

Полные семьи

Неполные семьи

Нет данных

Все

Мать

Отец

I  

67,8 %

27,1 %

23,7 %

3,4 %

5,1 %

II

81,3 %

13,3 %

12,0 %

1,3 %

5,3 %

III

70,9 %

29,1 %

27,4 %

1,7 %

0,0 %

III a

78,9 %

21,1 %

21,1 %

0,0 %

0,0 %

IV  

80,0 %

17,7 %

12,9 %

4,7 %

2,4 %

 

Процент полных семей колеблется от 67,8 (группа I) до 81,3 % (группа II). Также большой процент полных семей в группахIV и IIIa (80,0 и 78,9 % соответственно), в группе III – 70,9 %. Неполные семьи в общей своей массе составляют менее трети всех семей, от 13,3 % (группа II) до 29,1 % (группа III). При этом в большинстве неполных семей дети находятся на попечении матери от 12,0 (II) до 27,4 (III) процентов, отцы–одиночки составляют значительно более меньшую группу от 1,3 (II) до 4,7 (IV) %, в группе IIIa неполные семьи с отцом-опекуном не представлены.

В ходе анкетирования обследованных школьников были проведены также исследования качества питания школьников. Ввиду затруднений школьников в объективной оценке своего рациона питания, были разработаны методики косвенной оценки качества питания. Так, например, завтрак, состоящий из чая с бутербродами, считался легким и оценивался в 1 балл, из чая и гарнира – средним и оценивался в 2 балла, из чая и гарнира с мясом – плотным и оценивался в 3 балла, по аналогичной схеме оценивался и обед с ужином, но с учетом гигиенических нормативов по соотношению суточной нормы потребления калорий.

На основе косвенной оценки рациона питания была разработана система балльной оценки качества питания (Табл. 3).

Таблица 3

КАЧЕСТВО ПИТАНИЯ

Оценка качества питания

Группа

I

II

III

IV

Скудное (3-4 балла)

7,1 %

5,5 %

9,7 %

6,0 %

Достаточное (5-6 баллов)

55,4 %

60,3 %

52,6 %

58,3 %

Обильное (7-8 баллов)

37,5 %

30,1 %

33,3 %

34,5 %

Избыточное (9 баллов)

0,0 %

4,1 %

4,4 %

1,2 %

 

Из таблицы 3 видно, что все обследованные школьники получают минимальный рацион питания. Самая кризисная группа – «скудное питание» - имеет долю в общем числе обследованных от 5,5 % (II) до 9,7 % (III). Большинство же школьников имеют «достаточное питание» от 52,6 % (III) до 60,3 % (II). «Обильный» рацион питания имеют примерно 1/3 обследованных школьников, от 30,1 % (II) до 37,5 % (I). Минимальное же количество школьников имеют избыточное питание, от 1,2 % (IV), до 4,4 % (III).

На основе анализа социально-экономической обстановки в районах с различной радиационно-техногенной нагрузкой можно сделать следующие обобщения: около трети семей получают доход ниже прожиточного минимума на человека. Существует группа малообеспеченных семей, где доход на семью не превышает среднего прожиточного минимума по области, количество таких семей колеблется от 5,3 % (IIIa) до 51,8 % (IV); при этом наблюдается прямая корреляционная зависимость уровня дохода в этой категории от людности городов (r=0,65 с учетом группы IIIa и r=0,97 без учета группы IIIa, в обоих случаях p<0,05), в остальных категориях такой зависимости не выявлено.

Около 2/3 всех обследованных старшеклассников проживает в семьях с еще одним братом и сестрой. Многодетные семьи (трое и более детей) составляют от 12,0 % (II) до 25,9 % (IV), доля семей с единственным ребенком колеблется в тех же пределах, но с обратным вектором, о чем свидетельствует выявленная корреляционная зависимость.

По составу семьи от 2/3 до 4/5 семей являются полными, в абсолютном большинстве неполных семей опекуном является мать.

Современные экономические и социальные условия оказывают значительное влияние на качество и состав рациона питания. Выявлена корреляционная зависимость между месячным доходом семьи и рационом питания (r=0,48,p<0,05). Также отмечается, что неполные семьи в большинстве своем - семьи с доходом низким и ниже среднего, доля неполных семей со средним доходом или выше не превышает 5 %. Таким образом, группа социально неблагополучных (неполные семьи) подростков колеблется от 13,3 % до 29,1 % (2), экономически неблагополучных (семьи с очень низким доходом семьи) – от 5,3 % до 51,8 % (Табл. 1), гигиенически неблагополучных подростков («скудный» рацион питания) – от 5,5 % до 9,7 %. При этом, как правило, подростки входят в несколько социально-экономических неблагополучных групп, что создает базу для сдвигов в здоровье старшеклассников.

Анализируя совокупность экологических, социально-бытовых и дидактогенных факторов, создающих среду обитания для обследованных школьников, нами сделаны следующие выводы: для исследования выбрано четыре района Брянской области, обладающие уникальным сочетанием исследуемых экологических факторов – радиационным загрязнением и уровнем пестицидных нагрузок. В контексте этих экологических факторов рассматривались другие факторы, влияющие на развитие обследуемых учащихся старших классов.

Проанализировав учебный режим обследуемых школьников, можно сделать вывод, что учебные нагрузки на учащихся в целом схожи, за исключением Новозыбковской школы № 9, работающей по программе школы здоровья. Анализируя месячный доход семей, отмечено, что более трети семей во всех экологических группах имеют доход в пределах от 1000 до 2000 руб., и еще менее 30 % - доход от 2000 до 5000 руб. Проанализировав состав семей, отмечено, что от 70 до 80 % семей являются полными, а в неполных семьях в подавляющем большинстве случаев опекуном является мать (12–24 %). Также отмечено, что две трети семей имеют двоих детей, а вот наличие одного или трех и более детей в различных экологических группах неоднородно. Отмечается обратная корреляционная зависимость между людностью населенных пунктов и числом детей в семье (r=-0,86). Взаимосвязи между месячным доходом семей и числом детей в семье, а также отсутствием второго родителя не выявлено.

При анализе режима питания и качества по оригинальной методике отмечено, что более половины всех обследованных школьников (50-60 %) питаются в пределах нормы, более трети выше нормы, от 5 до 10 % ниже нормы.

На основе эколого-гигиенического и дидактогенного анализа были выявлены группы риска подростков: социально неблагополучные, экономически неблагополучные, гигиенически неблагополучные. При этом наибольшая доля подростков, входящих в группы риска, составила в III группе (социально и гигиенически неблагополучные семьи) и IVгруппе (экономически неблагополучные семьи). Вхождение подростка в какую-либо группу риска, а в отдельных случаях - в несколько таких групп, создает негативную почву для сдвигов в здоровье. 

 
дата обновления: 18-02-2016