поиск по сайту

 М. Ю. Смирнов, П. А. Шур (Санкт-Петербург) 

  

«ЧЕРНОЕ ПЯТНО» НА ГОЛУБОМ ЭКРАНЕ: ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ. СУДЬБА ИЗОБРЕТЕНИЯ В. К. ЗВОРЫКИНА В СССР 

 

История практических попыток передачи изображений по электрическому каналу восходит к середине XIX века. В 20-х годах прошлого века удалось осуществить передачу движущегося изображения с помощью систем механического телевидения. А в 30-е годы телевидение стало электронным. В области телевидения было сделано много оригинальных изобретений - в разное время, разными людьми, в разных странах. Однако, патент на систему электронного телевидения (которая существует и по сей день) был выдан русскому эмигранту, сыну муромского купца первой гильдии, Владимиру Козьмичу Зворыкину1.

В Советском Союзе неоднократно пытались оспорить приоритет Зворыкина и доказать, что впервые электронное телевидение появилось в СССР исключительно силами советских ученых. Цель нашей работы – попытаться восстановить истинную хронологию событий.

В России история телевидения начинается в 1897 году с опытов Б. Л. Розинга по электрической телескопии. Помощником Розинга в период с 1907 по 1911 год был студент Технологического института Владимир Зворыкин. Как вспоминал Зворыкин «к концу моего сотрудничества с профессором Розингом у него была действующая система, состоящая из вращающихся зеркал и фотоэлемента на передающей стороне и приемной катодной трубки с недостаточным вакуумом, которая воспроизводила расплывчатые картинки…»2. То есть, это была гибридная, электронно-механическая установка. Забегая вперед, интересно отметить, что этот принцип нашел практическое применение несколько позже – в 1930-х годах.

Зворыкин в 1920 году эмигрирует в Америку. В 1923 году сотрудник американской фирмы «Westinghouse» Владимир Зворыкин подает заявку на патент полностью электронной системы телевидения. В 1925 году он демонстрирует действующую модель электронной телевизионной установки руководству компании. Однако на Генерального директора это впечатления не произвело - не устроило качество изображения.

Оставшийся в СССР Розинг пытается продолжать опыты по «электрической телескопии», но в сложившихся условиях возможны лишь теоретические изыскания без экспериментальной проверки.

К середине 1920 годов относится появление и распространение систем механического телевидения. В 1926 году начинает свои опыты один из пионеров этого направления – англичанин Джон Лоджи Бэрд. В СССР в области механического телевидения работал Лев Термен, получивший всемирную известность как создатель электромузыкального инструмента «терменвокс»3.

В конце 1930-го года на Радиозаводе им. Коминтерна была организована лаборатория телевидения. Под руководством А. Л. Минца коллектив советских ученых занялся разработкой механического телевизора, пригодного для массового производства. На Второй Всесоюзной телевизионной конференции, в декабре 1931 г. был продемонстрирован опытный образец такого аппарата. Параметры его таковы: количество строк - 30, частота кадров 12,5 кадр/с (меньше, чем в немом кино), размер изображения 27 на 27 миллиметров. (Американские станции в 1931 году использовали развертку в 45-60 строк при частоте кадров 15-20). В 1931 г. в Москве под руководством П. В. Шмакова был разработан и пущен в эксплуатацию первый в СССР тридцатистрочный телецентр. В 1932 г. Радиозавод им. Коминтерна выпустил первую партию - двадцать (!) телевизоров. О выпуске второй партии источник ничего не сообщает4.

Для сравнения: по данным американского журнала «Radio News» в начале 1931-го года только в Америке было 19 лицензированных передающих телевизионных станций5. Страницы журналов пестрели рекламой механических телевизоров различных производителей. Любой читатель тех же «Radio News» мог выбрать аппарат в соответствии со своим вкусом и кошельком.

Однако бесперспективность дальнейших поисков в области механического телевидения становилась всё более очевидной. Крупнейшие специалисты Европы (Арденне) и Америки (Зворыкин, Фарнсворт) работали над созданием систем электронного телевидения. Тем не менее, в СССР ставку сделали на механические системы. Юбилейный номер журнала «Электричество» в 1930 году публикует статью Б. Л. Розинга «Участие русских ученых в развитии идей электрической телескопии». В этой статье автор позволяет себе усомниться в целесообразности дальнейшего развития механического телевидения: «И является ещё вопрос, способна ли вообще материя с теми громадными силами инерции и трения, которые развиваются при больших скоростях, дать такие идеальные приемы? По крайней мере продолжительный период развития этой так называемой „механической телескопии” и отсутствие до сих пор решительных результатов в этом направлении позволяют серьезно в этом сомневаться»6. Вскоре после этого Розинг был сослан в Архангельскую область.

К этому времени (в 1929 г.) Зворыкин уже создал кинескоп и первый телевизор. В 1930 году Зворыкин становится директором исследовательской лаборатории фирмы RadioCorporation of America (RCA). В годовом отчетеRCA говорилось, что в 1930 году был проведен большой комплекс исследований и разработок по телевидению, была создана аппаратура, но коммерческое использование ее в 1931 году не планируется, лаборатория будет продолжать работу7.

Оставалось решить главную проблему - создать передающую электронную трубку. Первые образцы такой трубки, названной Зворыкиным «иконоскоп» были изготовлены в середине 1931 г. В том же году была сделана передающая установка с иконоскопом. 30 октября 1931 г. RCA устанавливает на крыше «Эмпайр стейт билдинг» экспериментальную телевизионную антенну. В 1932 году в Нью-Йорке начинает работать первый экспериментальный электронный телепередатчик. Завод RCA осваивает выпуск телевизоров с кинескопом Зворыкина. Установив такой телевизор в Нью-Йорке или его окрестностях в радиусе 100 км. можно принимать опытные телепередачи. Правда, стоимость телевизора сопоставима с ценой на новый автомобиль8.

26 июня 1933 года Зворыкин выступил на годичной конференции Американского общества радиоинженеров с докладом «Иконоскоп - современный вариант электрического глаза». Присутствующим специалистам стало понятно, что в истории телевидения наступила новая эра.

Зворыкин получает многочисленные приглашения выступить перед коллегами как в США так и в других странах: Англии, Франции, Германии, СССР. Он принимает предложение посетить Россию вместе с руководством RCA. В августе 1933 г. Зворыкин прибывает поездом из Берлина в Ленинград. 13 августа 1933 г. он выступает с докладом на заседании ленинградского научно-технического общества электриков. Весьма любопытно последовавшее за этим обсуждение доклада: «Профессор НИИ телемеханики и телевидения Г. В. Брауде отметил, что в СССР работами в том же направлении, что и Зворыкин, занимались Б. Л. Розинг, А. А. Чернышев и А. П. Константинов. Профессор Чернышев запатентовал в 1925 г. конструкцию трубки с мозаичной сигнальной пластиной, а А. П. Константинов, независимо от Зворыкина, разработал передающую трубку с накоплением зарядов мишени. «К сожалению, - констатировал Брауде, - А. П. Константинов не только не осуществил этой вещи, но даже не опубликовал и не добился патентного завершения. Это показывает, как у нас не умеют развивать хорошую мысль и не умеют ее поддерживать. Например, Б. Л. Розинг предложил приемную трубку, но она у нас до сих пор не осуществлена»9. (К этому времени Б. Л. Розинг уже умер в ссылке).

«Заведующий лабораторией Ленинградского электрофизического института (ЛЭФИ) А. П. Константинов посетовал на волокиту с рассмотрением его заявки отечественными бюрократами и дал высокую оценку тому, что сделано Зворыкиным: «В отношении новизны и колоссального переломного значения того основного начала, которое положено в самый принцип накопления заряда, то, как справедливо указал здесь т. Брауде, это было предложено у нас три года тому назад... Соответствующие заявки были в Центральной радиолаборатории (ЦРЛ) и в том институте, где работал автор, и во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ), т. е. во всех пунктах, которые занимаются телевидением... В моем устройстве в основном применен тот же самый принцип, но неизмеримо изящнее и практичнее сделано это у д-ра Зворыкина... Несмотря на то, что в 1930 г. с этим предложением были ознакомлены буквально все учреждения, почти никаких мер, если не считать некоторых первоначальных шагов ВЭИ, по этому поводу не предпринято. В ВЭИ начали делать, получили отзыв на эту работу, в 1931 г. запросили информацию о кое-каких деталях, и с того времени почти ничего не сделано»10.

Из вышесказанного понятно, что на тот момент в СССР не было не только действующей модели электронной телевизионной установки, а не было даже лабораторных образцов иконоскопа и кинескопа. Все, что тогда имелось – теоретические изыскания и чертежи на бумаге, не подкрепленные экспериментальной базой.

Также интересна фраза начальника лаборатории телевидения ЦРЛ В. А. Гурова: «Мне лично показывать д-ру Зворыкину было нечего по той простой причине, что уровень техники в моей лаборатории, как говорится, подгонялся под то, что принято было в Европе... Я полагаю, что своим приездом д-р Зворыкин помог нам в значительной степени перейти от европейской техники к той стадии американской техники, на которую нам надлежит обратить сугубое внимание»11. Можно сказать, что эти слова ознаменовали переход СССР на американскую радиотехнику. Если до этого были какие-то сомнения, на какую технику ориентироваться – европейскую или американскую, то после визита делегации RCA они отпали. Помимо политических и экономических причин, вероятно не последнюю роль сыграли успехи американцев в области электронного телевидения и желание СССР иметь собственный телецентр. Резко меняется «генеральная линия»: специальным правительственным постановлением были определены мероприятия, направленные на преодоление отставания в области электронного телевидения. А в ноябре 1934 г. Константинову было выдано авторское свидетельство по заявке от 28 декабря 1930 г. В 1935 г. НИИ телемеханики в Ленинграде преобразуется во Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения (ВНИИТ).

К этому периоду относятся первые попытки создания отечественного иконоскопа. При этом задача стояла очень сложная. В книге В. А. Гурова «Основы дальновидения» 1936 года сказано: «Катодный передатчик Зворыкина… безусловно решает проблему дальновидения, которая, таким образом, перестала быть проблемой; но он имеется пока только у самого д-ра Зворыкина и не реализован еще нигде. Препятствием к этому является ряд технологических трудностей построения иконоскопа, способов получения мозаики и ее очувствления, которые описаны в патентах R. С. А., неопубликованных до сего времени. Надо полагать, что при дружной коллективной работе ученых СССР мы скоро увидим советский иконоскоп, еще с более значительными показателями, чем у прибора, описанного д-ром Зворыкиным». В сноске к тексту говорится: «В настоящее время (1936 г.) иконоскоп построен в Научн.-иссл. инст. телевидения инж. Круссером и Рыфтиным. В 1934 г. в ЦРЛ был построен иконоскоп однострочного типа инж. . М. Феодоровым по указаниям автора книги»12. Подробно об изготовлении первых советских иконоскопов рассказано в статье Н. М. Романовой и Б. В. Круссера «Катодная передающая трубка»: «Разработка иконоскопов во Всесоюзном Научно-исследовательском институте телевидения началась с 1934 г., после доклада доктора Зворыкина, прочитанного им в Ленинграде в Научно-техническом обществе электриков осенью 1933 г. В этом докладе и в немногих появившихся тогда статьях доктора Зворыкина был изложен принцип действия иконоскопа, но ни методики изготовления его, ни подробного описания его деталей нигде не приводилось. Поэтому для изготовления иконоскопа необходимо было разработать:

1) методику получения мозаичного фотокатода;

2) конструкцию электронного прожектора, обладающего необходимыми параметрами с точки зрения величины пятна и плотности тока;

3) методику самого изготовления трубки»13.

Разработка однострочного иконоскопа проводилась в 1934 г. сотрудниками ЛТЭ ЦРЛ под руководством Гурова. Этот прибор собирались использовать для передачи кинофильмов по телевидению. «В связи с тем, что в то время в ЦРЛ еще не была освоена методика изготовления мозаичных поверхностей иконоскопов... проводились исследования и конструирование новой, более простой в изготовлении электронно-оптической системы однострочного иконоскопа… кспериментальные исследования начались в августе... но недостаток времени и средств не позволил завершить исследования в полном объеме»14.

В 1935 году СССР покупает у фирмы RCA лицензию на производство октальных радиоламп, разработанных этой фирмой. Сделано это было для того, чтобы преодолеть «некоторое техническое отставание в области электровакуумной промышленности»15. К 1938 году отставание, видимо, было ликвидировано, и началось производство первых советских массовых супергетеродинных приемников 6Н-1 и СВД-9. В служебных документах того времени они именуются соответственно: 6-ти ламповый приемник разработки фирмы RCA и 9-ти ламповый приемник разработки фирмы RCA. В октябре 1938 г. открылся первый советский телецентр на Шаболовке. Он был полностью укомплектован аппаратурой компанииRCA. В том же, 1938 году началась эксплуатация Ленинградского телецентра.

История создания Опытного Ленинградского телецентра (ОЛТЦ) драматична и не совсем понятна. В октябре 1936 г. приказом ВНИИ телевидения руководство работами по организации, разработке и строительству ОЛТЦ было возложено на А. П. Константинова. Для изучения опыта коллег из RCAего собирались командировать в США. Через восемь дней после приказа - 1-го ноября 1936 года он был арестован и расстрелян в мае 37-го. Назначенный вместо Константинова В. Л. Крейцер довел работу до сдачи объекта заказчику – Всесоюзному радиокомитету16.

Точную дату ввода телецентра в эксплуатацию назвать затруднительно. Как правило, утверждается, что Ленинградский телецентр вступил в строй 1-го сентября 1938 года, т. е. месяцем раньше Московского. Также подчеркивается, что Опытный Ленинградский телецентр было решено комплектовать преимущественно отечественными узлами и деталями. Вместо иконоскопа использовалась оригинальная передающая система, разработанная советским инженером Г. В. Брауде. Однако, более ранние источники описывают события несколько иначе: «Первая телевизионная передача средствами электронного телевидения с разверткой изображения на 343 строки состоялась 9 марта 1938 года из временной студии сооруженного в 1937 г. Московского телевизионного центра. До этого, в феврале 1938 г. отсюда проводились пробные передачи кинофильмов.

С октября 1938 г. Московский телевизионный центр начал регулярные телевизионные передачи. В том же 1938 г. был пущен телевизионный центр в Ленинграде.

В следующем 1939 г. Г. В. Брауде осуществил оригинальный метод телевизионной передачи кинофильмов»17. Значит в 1938 году на Ленинградском телецентре использовалась какая-то иная аппаратура для передачи кинофильмов. Телепередатчик, разработанный для ОЛТЦ подробно описан в статье «Катодный телепередатчик на 240 строк»18. Как следует из этой статьи, передатчик этот работал «с передающей электронной трубкой типа иконоскопа д-ра Зворыкина, разработанной также во ВНИТ». Приводится фотография камеры иконоскопа и результаты испытаний19.

Однако в статье Н. М. Романовой и Б. В. Круссера «Катодная передающая трубка», опубликованной в том же номере того же журнала, отмечается, что срок службы первых советских иконоскопов составлял всего несколько часов. К моменту написания статьи эту проблему удалось решить, но появились другие: «Имеются трубки, изготовленные в начале 1935 г., которые до настоящего времени, будучи почти все время в употреблении, дают хорошее изображение. Правда, иконоскопы, обладающие большой «электрической памятью», при продолжительной работе обнаруживают утомление»20; т. е. изготовленные приборы едва ли годились для практического применения. Это были еще «сырые» лабораторные образцы. Единственное описание оригинальной передающей системы Г. В. Брауде, которое нам удалось обнаружить, опубликовано в «Журнале технической физики» за 1937 год. В статье говорится: «Описанная выше система передачи изображений была осуществлена нами в лаборатории в виде телепередатчика для передачи кинофильмов… В настоящее время этот телепередатчик переоборудывается для установки в Ленинградском Телевещательном центре. Подробное описание этого телепередатчика и полученных при его испытании результатов будет дано в отдельной статье»21. Однако дальнейших публикаций на эту тему не последовало.

Первая передача в эфир состоялась непосредственно из здания ВНИИТ, о чем сообщила вечерняя «Красная газета» 17 сентября 1937 года под заголовком «Кино по эфиру»: «В темном зале небольшая группа зрителей тесно обступила высокий квадратный шкафчик. На небольшом экране Чарли Чаплин ростом в пять-шесть сантиметров сосредоточенно жует ленту серпантина. Демонстрируется отрывок из хорошо известного фильма. Но зрители смотрят с напряженным и неослабеваемым вниманием... Семиминутный сеанс окончен. Зрители оживленно делятся впечатлениями. Они, оказывается, вовсе не ожидали таких крупных, четких и точных изображений»22. Регулярное телевещание ОЛТЦ начал в сентябре 1938.

Техническая документация на Московский телецентр была обнаружена нами в библиотеке Государственного Музея Связи им. А. С. Попова, куда она попала из ленинградского НИИ-823. Имеется пять томов, на титульных листах некоторых из них стоят штампы «Научно-техническая библиотека НИИ-8». НИИ-8 – бывший ВНИИ телевидения. Новое название институт получил в январе 1937 года, а в 1939 был объединен с НИИ-9 и еще раз переименован. Следовательно, документация была передана в Ленинград в 1937-1939 годах. Штамп НИИ-8 стоит, в частности, на томе «Miscellanious video units», в котором содержится описание аппаратуры для трансляции кинофильмов. Из описания передающей камеры с иконоскопом изъяты многие чертежи и схемы. Оставшиеся датированы февралем 1937 года. Видно, что американскую документацию тщательно изучали и анализировали в Ленинграде.

Как выглядело и функционировало оборудование первого электронного телецентра, построенного нашей электропромышленностью целиком из отечественной аппаратуры, не вполне понятно. Нам не удалось найти никакой документации на оборудование ОЛТЦ. Сохранилось очень небольшое количество фотографий, на которых изображены аппаратура Ленинградского телецентра и интерьеры студии. Зато в сборнике «50 лет радио» в качестве иллюстрации к статье «Телевизионное вещание в СССР» помещена фотография под названием «Передача из студии телевизионного центра»24. На фотографии… общий вид студии в Радио-Сити, Нью-Йорк.

При изучении отечественных источников по истории телевидения обнаружилась следующая закономерность: во всех изданиях 30-х годов признается приоритет и достижения Зворыкина. Усилия советских инженеров направлены на то, чтобы сделать телеаппаратуру «по образу и подобию» аппаратуры фирмы RCA. Однако, содержание публикаций резко меняется с началом «холодной войны». В массовом советском журнале «Радио» с завидным постоянством печатаются статьи, утверждающие, что наша страна является родиной радио, телевидения, радиолокации, супергетеродина и т. д. От общих утверждений авторы переходят к обвинениям в адрес «американских радиодельцов», занимающихся «открытым воровством чужих изобретений и открытий»25. Характерны две статьи А. В. Таранцова, опубликованные в журнале «Радио» в 1952 году: «Заслуги русских ученых в создании и развитии телевидения» и «Телевизионная передающая трубка «суперортикон» - советское изобретение»26. Смысл этих публикаций примерно следующий: некий американский «представитель фирмы Ар-си-эй» посетил в 30-е годы СССР и похитил гениальные изобретения советских ученых. Автор обличает «гангстеров из Ар-си-эй» и блестяще доказывает, что «советские ученые давно начали работать над созданием современной телевизионной передающей трубки и они завершили эти работы как практическими результатами, так и разработкой теории, и что американские радиофирмы попросту присвоили изобретения советских ученых… Таковы нравы капиталистических „джунглей”»27. Факты в этих публикациях сознательно подтасовываются. Автор не делает никакой разницы между теоретической идеей, заявкой на патент, патентом, лабораторным образцом, серийной разработкой. Неожиданно в этих статьях всплывает имя А. П. Константинова. Врага народа (Константинова реабилитировали в 1956-м), готовившего бомбу для Сталина, объявляют... изобретателем телевидения. Вслед за Константиновым в список причастных попали Розинг, Чернышев, Катаев, Брауде, Шмаков, Тимофеев, Кубецкий...

В дальнейших исследованиях громкие обвинения уступают место изощренной казуистике: авторы скрупулезно анализируют факты, заявки, патенты, публикации – и приходят к единственно возможному выводу: важнейшие изобретения в области телевидения были сделаны советскими учеными28. Для пущей убедительности предпринимаются экскурсы в давно ушедшие эпохи. Так, в одной из своих статей пионер советского телевидения П. В. Шмаков утверждает: «Физические основы телевидения заложили русские ученые: Ломоносов М. В. (трехкомпонентная теория цветового зрения), Столетов А. Г. (законы внешнего фотоэффекта), Попов А. С. (радиопередача сигналов) и Вавилов С. И. (законы люминесценции)»29. Возразить нечего.

Складывается впечатление, что за многословными и не имеющими практического значения рассуждениями советские исследователи пытались скрыть страшную тайну, известную каждому советскому инженеру. Заключалась она в том, что любая отечественная разработка в области радиотехники, начиная от элементной базы и заканчивая сложными комплексами (телецентр, например) – была, как правило, бледной, плохо работающей копией устаревших зарубежных образцов, а основной движущей силой советской радиоэлектронной промышленности являлся канонизированный плагиат.

 

1 Zworykin, V. К. U.S. Pat. 2141059 USA. Filed 29.12.1923; Issued 20.12.1938.

2 Борисов В. П. Владимир Козьмич Зворыкин. - М., 2002. - С. 25.

3 Термен Л. С. Из истории телевидения // Из истории энергетики, электроники и связи. – М., 1966. – Вып. 1. - С. 38-44.

4 Центральная радиолаборатория в Ленинграде. – М., 1973. – С. 197-198.

5 Visual Broadcasting Still an Experiment // Radio News. – 1931. - № 2. – P. 761.

6 Розинг Б. Л. Участие русских ученых в развитии идей электрической телескопии // Электричество. – 1930. - № 1. – С. 48.

7 Kaufman S. Capital of the Radio World // Radio News. – 1931. - № 6. – P. 1114.

8 Электроника: прошлое, настоящее, будущее. – М., 1980. – С. 37-38.

9 Цит. по: Борисов В. П. Владимир Козьмич Зворыкин. – М., 2002. – С. 65.

10 Там же.

11 Там же.

12 Гуров В. А. Основы дальновидения. – М., 1936. – С. 340-342.

13 Романова Н. М., Круссер Б. В. Катодная передающая трубка // Известия электропромышленности слабого тока. – 1936. - № 11. – С. 57.

14 Центральная радиолаборатория в Ленинграде. – С. 208-209.

15 Там же. – С. 259.

16 Борисов В. П. Указ. соч. – С. 66-67; Гоголь А. А., Урвалов В. А. Павел Васильевич Шмаков. – М., 2007. – С. 77.

17 Новаковский С. В., Ренард В. Б. Показывает Москва. – М., 1954. – С. 7.

18 Известия электропромышленности слабого тока. - 1936. - № 11

19 Вейсбрут А. Д., Железов А. А., Крейцер В. Л., Чашников Ю. Г. Катодный телепередатчик на 240 строк // Известия электропромышленности слабого тока. – 1936. - № 11. – С. 68-76.

20 Романова Н. М., Круссер Б. В. Указ. соч. – С. 67.

21 Брауде Г. В. Новая система телевидения // Журнал технической физики.– 1937. - № 15. – Т. VII. - С. 1510-1540.

22 Цит. по: Дубинина Н. М. Вклад Ленинградского ВНИИТ в создание передающих телевизионных трубок и становление электронного телевидения // Электросвязь. – 1999. - № 5. – С. 39.

23 RCA High Definition Television Transmitter. – Camden, N.J., USA. – 1935-1937(?).

24 50 лет радио. – М., 1945. – С. 301. Эта фотография публиковалась и ранее в сборнике «Техника современного телевидения». – М., 1938. – С. 29.

25 Шмаков П. В. Проблема передачи телевидения на большие расстояния // Радио. – 1952. - № 11. – С. 44.

26 Таранцов А. В. Заслуги русских ученых в создании и развитии телевидения // Радио. – 1952. - № 5. – С. 45-49; он же. Телевизионная передающая трубка «суперортикон» - советское изобретение // Радио. – 1952. - № 11. – С. 39-43.

27 Таранцов А. В. Телевизионная передающая трубка «суперортикон». – С. 39-43.

28 Шмаков П. В. Советское телевидение: от механической развертки к многоракурсным системам // Электросвязь. – 1977. - № 11. – С. 9; Новаковский С. В. К 100-летию В. К. Зворыкина // Техника кино и телевидения. – 1989. - № 7. – С. 64 – 68; он же. К 20-летию изобретения иконоскопа // Вестник связи. – 1952. - № 2. – С. 20-23; также см.: Примечание редактора в кн.: Зворыкин В. К., Мортон Д. А. Телевидение. – М., 1956. – С. 770 – 771.

29 Шмаков П. В. Телевидение нашей страны // Радио. – 1967. - № 7. – С. 4.

дата обновления: 25-02-2016