поиск по сайту
Автор: 

В. В. Фаузер (Сыктывкар)

БРАЧНОЕ СОСТОЯНИЕ КАК ФАКТОР ОЦЕНКИ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОБЩЕСТВА

 

Практически каждая социологическая анкета содержит блок вопросов, называемых «паспортичкой». В ней обычно присутствует вопрос о брачном состоянии респондентов. При обработке данных этот вопрос используется, в лучшем случае, для обоснования репрезентативности выборочной совокупности. Таким образом, упомянув один раз о брачном состоянии респондентов, далее исследователь больше специально к этому вопросу не возвращается. И получается, что один из важнейших параметров демографического состояния человека в анализе исследуемой проблемы не участвует. Мы решили восполнить имеющий место пробел и показать, как может быть или был использован вопрос паспортички о брачном состоянии респондентов в проведенных нами исследованиях.

Статья построена по следующей схеме. Описывается выборка исследования и приводятся те места предыдущих работ (публикаций), где был использован вопрос о брачном состоянии. Наряду с текстовым материалом приведены таблицы, характеризующие взаимосвязь демографических характеристик респондентов с другими вопросами анкеты конкретного исследования. По мере возможности сохранена редакция оригинала. Приводимые материалы расположены в хронологическом порядке. Надеемся, что представленный ниже материал и его интерпретация может стать методическим инструментом при описании результатов социологических опросов с использованием демографических характеристик респондентов.

1. Исследование, проведенное в ОАО «АЭК „Комиэнерго”». В декабре 2002, январе-феврале 2003 гг. нами было проведено социологическое обследование в четырех городах: Воркуте, Ухте, Сосногорске и Сыктывкаре; в девяти сельских районах Республики Коми: Княжпогостском, Койгородском, Корткеросском, Прилузском, Сыктывдинском, Сысольском, Удорском, Усть-Куломском и Усть-Вымском. Всего было опрошено 692 человека. Выборочная совокупность отражает распределение человеческих ресурсов энергетического комплекса по природно-экономическим зонам: Дальнему (36,3%), Среднему (28,9%) и Ближнему Северу (34,8%); распределение на городское (73,7%) и сельское население (26,3%); по трем технологическим стадиям: генерации (37,1%), транспорту (38,3%) и сбыту (24,6%)1 .

Чем было обусловлено проведение данного исследования? В монографии отмечается, что при возросшей ценности человеческих ресурсов производства, менеджменту организаций необходимо больше внимания уделять сущности процесса формирования персонала и научиться управлять им. А это можно выполнить только при условии постоянного изучения каналов приема кадров на пред­приятие и основных причин увольнения. В этом плане действенным инструментом выступают регулярно проводимые социологические исследования. В ОАО «АЭК „Комиэнерго”» стало хорошей практикой проводить постоянный мониторинг за развитием персонала компании, проводить ежегодные научно-практические конференции, где рассматривается весь комплекс проблем жизнедеятельности компании. Ниже мы приводим основные характеристики выборочной совокупности, на основе которой и построено дальнейшее изложение материала (Табл. 1).

 

Таблица 1

Демографические характеристики

выборочной совокупности работников ОАО «АЭК «Комиэнерго»

Демографические характеристики

Пол

Статус

мужчины

женщины

руководители

специалисты

служащие

рабочие

Возраст, лет:

           

до 24

7,9 %

3,6 %

3,2 %

4,4 %

7,8 %

8,1 %

25 – 29

17,9 %

15,0 %

11,8 %

19,1 %

17,6 %

15,2 %

30 – 34

17,1 %

10,7 %

16,1 %

11,6 %

9,8 %

17,3 %

35 – 39

15,8 %

15,3 %

17,2 %

15,1 %

9,8 %

15,9 %

40 – 44

17,4 %

26,1 %

8,6 %

19,1 %

23,5 %

27,2 %

45 – 49

9,5 %

16,9 %

19,4 %

12,0 %

23,5 %

10,2 %

50 - 54

9,7 %

10,4 %

17,2 %

14,3 %

5,9 %

4,2 %

55 - 59

3,9 %

1,3 %

5,4 %

3,2 %

2,0 %

1,8 %

Брачное состояние

           

Никогда не состоявшие в браке

13,2 %

10,1 %

7,5 %

10,8 %

13,7 %

14,2 %

Состоящие в зарегистрированном браке

76,1 %

64,1 %

78,4 %

73,3 %

58,8 %

67,4 %

Состоящие в браке незарегистрированном

6,0 %

5,6 %

6,5 %

6,7 %

4,0 %

5,6 %

Разошедшиеся

4,2 %

14,4 %

5,4 %

6,0 %

13,7 %

11,0 %

Вдовые

0,5 %

5,8 %

2,2 %

3,2 %

9,8 %

1,8 %

Из представленных в таблице 1 данных видно, что среди опрошенных мужчин и женщин, в зависимости от социального статуса, разное представительство респондентов по брачному состоянию.

Важным вопросом изучения процесса формирования кадров является анализ причин увольнения, что позволяет, при необходимости, разработать целый комплекс мер по стабилизации трудового коллектива и сокращению текучести человеческих ресурсов. Причины увольнения в разрезе демографических групп представлены в таблице 2.

На момент опроса среди возможных причин увольнения работники поставили на первое место «материально не обеспечивают семью» – 26,0 %; на втором месте стоит причина «нет перспектив улучшить жилищные условия» – 17,7 %; на третьем месте причина «по семейным обстоятельствам» – 10,2 %; значимой оказалась причина трудового характера, «работа не соответствует склонностям, интересам» – 9,8 %. Однако если к этой причине добавить еще две близкие по содержанию - «не устраивает организация труда, сменность и т. д.» (4,6 %) и «не совсем хорошие отношения в рабочем коллективе» (3,8 %), то трудовая причина станет второй по значимости – 18,2 %.

 

Таблица 2 

Распределение ответов на вопрос: «По каким причинам Вы намерены

сменить место работы?» в зависимости от брачного состояния

Брачное состояние

Причины смены места работы

работа

не соответствует

склонностям и интересам

материально

не обеспечивает семью

не устраивает организация

труда (сменность, условия и т.д.)

не совсем хорошие

 отношения в рабочем коллективе

нет перспектив

улучшить жилищные условия

по состоянию

здоровья

прочие

Никогда не

состоявшие в браке

17,1 %

28,6 %

17,2 %

8,6 %

17,1 %

0,0 %

5,7 %

Состоящие в

зарегистрированном браке

7,5 %

24,2 %

5,4 %

2,7 %

18,8 %

5,4 %

25,2 %

Состоящие в

браке

незарегистрированном

20,0 %

33,3 %

0,0 %

6,7 %

20,0 %

0,0 %

13,3 %

Разошедшиеся

12,5 %

37,5 %

4,2 %

4,2 %

8,3 %

8,3 %

12,5 %

Вдовые

0,0 %

0,0 %

0,0 %

0,0 %

25,0 %

0,0 %

50,0 %

 

Анализ причин увольнения в зависимости от семейного статуса показывает, что здесь главной причиной выступает низкая материальная обеспеченность. По другим причинам есть отличия. Для не состоящих в браке значимыми являются сразу три причины увольнения: 1 – работа не соответствует их склонностям, интересам; 2 – не нравится организация труда; 3 – нет перспективы улучшить жилищные условия. Для семейных второй по значимости является жилищная проблема. Состоящие в незарегистрированном браке выделяют две причины: работа не соответствует их склонностям, интересам; нет перспективы улучшить жилищные условия.

Важнейшей задачей любого исследования, а тем более посвященного изучению всех сторон жизнедеятельности персонала крупнейшей компании, является изучение намерений относительно их будущего. Такой подход позволит своевременно разработать кадровую стратегию, быть готовым к любым переменам. Анализ полученных данных о планах работников компании на ближайшие пять лет поз­воляет сделать ряд выводов, определить наиболее важные направления деятельности работников компании с целью улучшения своего материального положе­ния, а также о возможных изменениях в личной жизни (Табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Планируете ли Вы в ближайшие пять лет изменить свою жизнь в следующем?» в зависимости от места жительства

Планируют в ближайшие пять лет

Природно-экономические зоны

Расселение

Дальний Север

Средний Север

Ближний Север

город

село

Вступить в брак, увеличить семью

20,9 %

18,4 %

22,5 %

21,4 %

19,8 %

Построить свой дом, коттедж

17,5 %

8,5 %

25,5 %

14,4 %

28,7 %

Приобрести дачный, земельный участок

9,8 %

10,9 %

10,2 %

9,8 %

11,3 %

Найти дополнительный заработок

31,3 %

37,8 %

47,3 %

34,3 %

50,6 %

Добиться увеличения зарплаты по основной работе

57,4 %

71,7 %

75,1 %

62,6 %

79,8 %

Сменить место жительства

29,1 %

8,2 %

14,9 %

22,2 %

10,4 %

 

Необходимо отметить, что ответы опрошенных работников о личных планах вступления в брак и увеличения семьи незначительно различаются в зависимости от природно-экономических зон и места жительства. Так, несколько выше доля желающих создать семью или увеличить ее численность имеет место на Ближнем Севере и в городской местности.Безусловно, такое почти «ровное» распределение ответов определяется особенностями демографической ситуации, складывающейся в республике. Если посмотреть на брачное состояние и детность опрошенных по каждому массиву, то можно отметить следующее (Табл. 4).

Таблица 4

Распределение работников энергетического комплекса

по брачному состоянию и количеству детей в зависимости от места жительства

Демографические характеристики

Природно-экономические зоны

Расселение

Дальний Север

Средний Север

Ближний Север

Город

Село

Брачное состояние

         

Никогда не состоявшие в браке

7,3 %

9,5 %

18,3 %

11,3 %

13,2 %

Состоящие в зарегистрированном браке

77,4 %

67,5 %

66,2 %

70,9 %

69,8 %

Состоящие в браке

незарегистрированном

3,6 %

7,5 %

7,1 %

5,7 %

6,6 %

Разошедшиеся

9,3 %

11,0 %

6,3 %

9,1 %

7,7 %

Вдовые

2,4 %

4,5 %

2,1 %

3,0 %

2,7 %

Количество детей

         

Детей нет

14,9 %

16,1 %

22,2 %

17,8 %

17,7 %

Один ребенок

32,7 %

31,2 %

28,5 %

32,9 %

24,8 %

Двое детей

43,1 %

45,2 %

38,9 %

41,4 %

44,7 %

Трое детей

6,9 %

6,5 %

10,0 %

6,3 %

12,2 %

Четверо детей

1,6 %

0,5 %

0,4 %

1,0 %

0,6 %

Пять и более детей

0,8 %

0,5 %

0,0 %

0,6 %

0,0 %

 

Данные таблицы 4 раскрывают сущность предыдущих ответов о желании респондентов создать или увеличить семью. Действительно, на Ближнем Севере почти в два раза выше доля лиц, не состоявших в браке, и существенно ниже состоящих в официально зарегистрированном браке, чем это имеет место на Дальнем и Среднем Севере. Детность опрошенных работников также показывает, что жители Ближнего Севера в меньшей степени реализовали свои репродуктивные установки. Среди них выше доля не имеющих детей и ниже имеющих одного ребенка. Все резервы увеличения семьи за счет рождения ребенка старшей очередности. Даже если исходить из нормы двухдетной семьи, то и здесь доля работников, имеющих двоих детей, значительно ниже, чем у тех, кто живет на Дальнем и Среднем Севере. Что касается опрошенных по семейному состоянию и детности в зависимости от расселения, то здесь нет существенных различий.

При анализе уровня денежных доходов и материального благосостояния работников компании большое значение имеют социально-демографические характеристики респондентов, в частности, половая, возрастная и семейная структуры, социальный статус. Данные факторы в значительной степени оп­ределяют материальные и духовные потребности индивида, влияют на выбор стратегии его экономического поведения. Распределение ответов в зависимости от социально-демографических характеристик дает объективную информацию об особенностях экономической адаптации различных социальных групп населения Республики Коми в новых экономических условиях.

Данные о денежных доходах работников с учетом демографических характеристик позволяют сделать некоторые выводы о различиях в положении разных групп населения. Так, из представленных данных очевидно, что мужчины и женщины по-разному оценивают свое материальное положение. Среди работников компании мужчин, которые имеют «денег вполне достаточно, чтобы покупать дорогие вещи и ни в чем себе не отказывать», в 2,4 раза больше, чем среди женщин. В то же время в другой группе, среди работников, которым «денег хватает лишь на покупку продуктов питания и одежды, на более крупные покупки приходится откладывать», почти равное представительство мужчин и женщин. В категории нуждающихся работников доля женщин и мужчин различается с преобладанием женщин в два раза, которым, очевидно, более сложно самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни. Семейное положение респондентов также отражается на оценках материального уровня. Лица, состоящие в браке и разведенные, составляют определенную долю в группах обеспеченных респондентов. Также необходимо отметить, что среди семейных работников самая низкая доля малообеспеченных, зато разведенные доминируют в этой группе (Табл. 5).

 

Таблица 5

Оценка денежных доходов работниками ОАО «АЭК „Комиэнерго”» в зависимости от пола и брачного состояния

Демографические характеристики

Характеристика денежных доходов

Денег вполне достаточно, чтобы покупать дорогие вещи и вообще ни в чем себе не отказывать

Денег хватает лишь на покупку продуктов питания и одежды, на более крупные покупки приходится откладывать

Денег не хватает даже на приобретение продуктов питания

Пол

     

Мужчины

4,4 %

91,2 %

4,4 %

Женщины

1,8 %

91,0 %

7,2 %

Брачное состояние

     

Никогда не состоявшие в браке

1,3 %

93,6 %

5,1 %

Состоящие в зарегистрированном браке

4,0 %

91,8 %

4,2 %

Состоящие в браке

незарегистрированном

0,0 %

89,2 %

10,8 %

Разошедшиеся

3,7 %

81,5 %

14,8 %

Вдовые

0,0 %

94,4 %

5,6 %

 

Анализ данных обследования о возможности получения заработной платы в нескольких местах позволяет сделать вывод, что среди лиц, состоящих в браке и вдовых, доля тех, кто имеет возможность получать заработную плату в нескольких местах, ниже, чем среди остального населения, а наиболее активны в поисках второй работы разведенные и состоящие в гражданском браке (Табл. 6).

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: «В настоящее время трудно прожить на одну зарплату. Имеете ли Вы возможность зарабатывать в нескольких местах?» в зависимости от пола и брачного состояния, %

Демографические характеристики

Имели возможность иметь заработок в нескольких местах

Да

Нет

Пол

   

Мужчины

16,0 %

84,0 %

Женщины

6,5 %

93,5 %

Брачное состояние

   

Никогда не состоявшие в браке

15,4 %

84,6 %

Состоящие в зарегистрированном браке

11,1 %

88,9 %

Состоящие в браке

незарегистрированном

13,5 %

86,5 %

Разошедшиеся

14,5 %

85,5 %

Вдовые

11,1 %

88,9 %

 

Важный показатель материального благосостояния респондентов – наличие предметов длительного пользования. Анализ ответов опрошенных в зависимости от половой структуры позволяет зафиксировать отсутствие принципиальных различий в ответах на данный вопрос. Единственное различие, и оно естественно, что среди мужчин несколько выше доля тех, кто имеет легковую машину, и почти в два раза выше доля тех, кто имеет мотоцикл. Среди мужчин выше и доля лиц, являющихся собственниками дачного или земельного участка.

Анализируя ответы респондентов в зависимости от брачного состояния, можно выделить группу состоящих в официально зарегистрированном браке. У семейных респондентов самая высокая доля имеющих автомобиль, аудио, видеотехнику, стиральную машину, дачу или земельный участок. Менее обеспеченной является группа респондентов, где произошел распад семьи. Это, как правило, семьи, где супругу одному приходится решать все проблемы по воспитанию и обучению детей (Табл. 7).

Таблица 7 

Распределение ответов на вопрос: «Имеет ли Ваша семья следующие предметы длительного пользования?» в зависимости от пола и брачного состояния

Демографические

характеристики

Наличие предметов длительного пользования

легковая автомашина

мотоцикл, велосипед

холодильник

телевизор

аудио, видео техника

стиральная машина

дача, земельный участок

другое

Пол

               

Мужчины

45,4 %

25,4 %

91,0 %

95,6 %

78,7 %

78,1 %

41,5 %

6,3 %

Женщины

38,2 %

13,9 %

94,3 %

94,6 %

78,2 %

77,5 %

32,1 %

6,4 %

Брачное состояние:

               

Никогда не состоявшие в браке

21,8 %

23,1 %

80,8 %

89,7 %

76,9 %

57,7 %

39,7 %

6,4 %

Состоящие в зарегистрированном браке

50,4 %

20,4 %

94,3 %

96,5 %

82,2 %

83,6 %

39,0 %

5,9 %

Состоящие в браке

незарегистрированном

28,9 %

31,6 %

89,5 %

94,7 %

68,4 %

65,8 %

34,2 %

10,5 %

Разошедшиеся

14,3 %

8,9 %

91,1 %

89,3 %

60,7 %

67,9 %

21,4 %

7,1 %

Вдовые

38,9 %

22,2 %

100,0 %

100,0 %

61,1 %

77,8 %

44,4 %

5,6 %

 

2. Потребительские предпочтения населения Республики Коми.Следующее исследование посвящено изучению социально-демографических характеристик потребителей – населения северного региона2 . Такие исследования необходимы потому, что хорошо известно, что особенности проживания (город-село, степень комфортности жилья), уровень образования, психологические характеристики, возраст, состав семьи, уровень доходов, квалификация и профессия потребителей определяют особенности поведения населения в процессе принятия решения о покупке. На практике из всех возможных вариантов каждая категория потребителей выбирает лишь то, что в настоящее время доступно по месту (находится в близлежащем торговом предприятии), времени и финансовым ресурсам.

Для изучения социально-демографического портрета потребителей северного города и выявления их потребительских предпочтений в апреле–мае 2005 г. среди населения города Сыктывкара Республики Коми был проведен социологический опрос. Всего было опрошено 435 человек.

Выборочная совокупность имеет следующие социально-демографические характеристики. По полу – в опросе приняло участие 33,6 % мужчин и 66,4 % женщин. На молодежь до 29 лет приходится половина опрошенных – 51,2 %; на возрастную группу 30-39 лет – 16,8 %; на тех, кому 40-49 лет – 17,3 %; на 50-59 лет – 10,3 %; тем, кому 60 лет и больше – 4,4 %.

По национальности респонденты распределились так (%): русские – 72,1; коми – 18,9; украинцы – 3,7; татары – 1,6; белорусы – 0,2 и другие – 3,5. Почти половина опрошенных – 41,0 % состоит в зарегистрированным браке; 37,7 % никогда не состояли в браке; 9,5 % состоят в незарегистрированном браке; 7,9 % – разошедшиеся; 3,9 % – вдовые. Участвовавшие в опросе жители Сыктывкара не отличаются высокой детностью (%): не имеют детей – 46,1; имеют одного ребенка – 26,3; двоих детей – 25,8; троих и более детей – 1,8. Среднее количество детей по выборочной совокупности составило 0,84 ребенка.

Имеется определенная дифференциация по количеству детей в зависимости от брачного состояния. У никогда не состоявших в браке практически нет детей – средняя детность составляет 0,06 ребенка. Самая высокая детность у вдовых – 1,76 ребенка, затем по уровню детности следуют разведенные – 1,52 ребенка. Те, кто состоит в зарегистрированном браке, имеют по 1,44 ребенка. Среди респондентов, состоящих в незарегистрированном браке, детность составляет 0,5 ребенка (Табл. 8).

Таблица 8

Распределение респондентов по количеству детей

в зависимости от брачного состояния

Брачное состояние

Количество детей

Нет

Один

Два

Три и более

В среднем

Никогда не состоявшие в браке

95,1 %

4,3 %

0,0 %

0,6 %

0,06 %

Состоящие в зарегистрированном браке

10,2 %

40,7 %

45,2 %

3,9 %

1,44 %

Состоящие в браке незарегистрированном

61,0 %

26,8 %

12,2 %

0,0 %

0,5 %

Разошедшиеся

2,9 %

55,9 %

41,2 %

0,0 %

1,52 %

Вдовые

0,0 %

23,5 %

76,5 %

0,0 %

1,76 %

 

Материалы опроса показали существенную дифференциацию среднего количества детей от места занятости респондентов. На момент опроса наиболее высокая детность была у представителей бизнеса (1,26 ребенка). Аналогичные выводы мы встречали в последних исследованиях демографов. Меньше всего детей у работников, занятых на частных предприятиях (0,66 ребенка). Объяснить это можно тем, что в этой сфере бизнеса до сих пор не действуют многие нормы Трудового кодекса Российской Федерации. У работников государственных (1,18 ребенка) и муниципальных (1,21 ребенка) предприятий уровень детности примерно одинаковый (Табл. 9).

Таблица 9

Распределение респондентов по количеству детей

в зависимости от сферы занятости

Количество детей

Заняты

На государственном предприятии

На муниципальном предприятии

На частном предприятии

Имеют свой

бизнес

Другое

Нет

24,4 %

25,0 %

54,1 %

22,2 %

69,8 %

Один

35,3 %

21,4 %

27,4 %

29,6 %

13,0 %

Двое

38,6 %

50,0 %

16,4 %

48,2 %

15,5 %

Трое и более

1,7 %

3,6 %

2,1 %

0,0 %

1,7 %

Средняя детность

1,18 %

1,21 %

0,66 %

1,26 %

0,49 %

 

По-разному оценили уровень доходов семьи респонденты в зависимости от демографических характеристик (Табл. 10).

Таблица 10

Распределение респондентов по уровню доходов семьи в зависимости от демографических характеристик респондентов

Демографические характеристики

Уровень доходов семьи

Денег достаточно, чтобы приобретать все необходимое

Денег хватает лишь на покупку продуктов питания и вещей первой необходимости

Денег не хватает даже на приобретение продуктов питания

Пол

     

Мужчины

62,8 %

36,5 %

0,7 %

Женщины

43,4 %

52,3 %

4,3 %

Брачное состояние

     

Никогда не состоявшие в браке

60,3 %

36,6 %

3,1 %

Состоящие в зарегистрированном браке

47,4 %

51,4 %

1,2 %

Состоящие в браке незарегистрированном

48,8 %

51,2 %

0,0 %

Разошедшиеся

32,4 %

58,8 %

8,8 %

Вдовые

12,5 %

68,7 %

18,8 %

Детность

     

Нет

63,6 %

35,9 %

0,5 %

Один

39,6 %

53,2 %

7,2 %

Двое

36,6 %

59,8 %

3,6 %

Трое и более

37,5 %

62,5 %

0,0 %

 

Создание семьи, как правило, связано с появлением детей, а, значит, и с дополнительными материальными издержками и уменьшением возможностей членов семьи в удовлетворении своих потребностей. Это хорошо видно по распределению респондентов по семейному положению и их оценке своего материального положения. Так, 60,3 % никогда не состоявших в браке считают, что им «денег достаточно, чтобы приобретать все необходимое». У состоящих в зарегистрированном браке эта доля уже ниже и составляет 47,4 %; у состоящих в незарегистрированном браке эта доля составляет 48,8 %; у разведенных 32,4 % и среди вдовых 12,5 %. Примерно в такой же последовательности, но уже растет доля живущих за чертой бедности. У вдовых она максимальная и составляет 18,8 %. Объясняется это тем, что у вдовых самая высокая детность 1,76 ребенка.

При относительно низкой заработной плате и практически полном отсутствии помощи со стороны государства рождение ребенка является серьезным испытанием для семьи, и особенно для молодой семьи. Интересна и показательна зависимость между материальным положением опрошенных и количеством имеющихся у них детей. Здесь можно отметить следующее. От отсутствия детей до их увеличения идет уменьшение доли лиц, указавших, что им «денег достаточно, чтобы приобретать все необходимое» – с 63,6 % до 37,5 %. И наоборот, увеличивается доля считающих, что им «денег хватает лишь на покупку продуктов питания и вещей первой необходимости» – с 35,9 % до 62,5 %.

Потребительские предпочтения при покупке отечественных продовольственных товаров в разрезе демографических структур. В работе утверждается, что потребительские предпочтения имеют свою особенность у различных демографических групп (Табл. 11).

Таблица 11

Доля респондентов, предпочитающих отечественные

продовольственные товары в зависимости от демографических характеристик

Демографические характеристики

Отечественные продовольственные товары

Мясные

Молочные

Кондитерские

Спиртные напитки

Пол

       

Мужчины

90,3 %

95,8 %

63,0 %

46,5 %

Женщины

89,2 %

96,5 %

67,1 %

33,2 %

Брачное состояние

       

Никогда не состоявшие в браке

87,2 %

93,8 %

61,1 %

38,2 %

Состоящие в зарегистрированном браке

91,5 %

97,7 %

69,5 %

35,0 %

Состоящие в браке незарегистрированном

85,7 %

97,6 %

62,5 %

35,7 %

Разошедшиеся

94,1 %

97,1 %

68,6 %

44,1 %

Вдовые

93,8 %

100,0 %

76,5 %

56,3 %

 

Как видно из таблицы 11, брачное состояние респондентов оказывает влияние на то, что они потребляют: отечественный или импортный товар. По всем продуктовым группам заметно увеличение доли покупающих отечественный продукт от респондентов «никогда не состоявших в браке» до «вдовых». По мясу с 87,2 до 93,8 %; по молочным продуктам с 93,8 до 100,0 %; по кондитерским изделиям с 61,1 до 76,5 %; по спиртным напиткам с 38,2 до 56,3 %.

Потребительские предпочтения при покупке промышленных товаров отечественного производства в разрезе демографических структур. Предпочтение отечественным промышленным товарам дифференцировано в зависимости от брачного состояния респондентов – оно возрастает по всем товарам от «никогда не состоявших в браке» к «вдовым». По товарам для дома превышение составляет 37,9 %, по лекарствам 37,1 %, по товарам для детей 24,3 %. То, что «вдовые» отдают большее предпочтение дешевым отечественным товарам, вызвано их среднемесячным доходом на одного члена семьи. У респондентов, «никогда не состоявших в браке», доля имеющих доход до 2000 руб. составляет 2,5 %, а среди «вдовых» – 23,5 %. Соответственно, имеющих доход свыше 8000 руб. в месяц составляет 22,8 и 11,8 % или почти в два раза меньше (Табл. 12).

Таблица 12

Доля респондентов, предпочитающие отечественные промышленные товары, в зависимости от демографических характеристик, %

Демографические характеристики

Отечественные промышленные товары

Товары для дома (мебель, посуда, шторы и т.д.)

Лекарства

Товары для детей

Пол

     

Мужчины

27,6

33,3

28,3

Женщины

32,4

45,3

35,0

Брачное состояние

     

Никогда не состоявшие в браке

26,8

33,5

28,6

Состоящие в зарегистрированном браке

30,0

44,8

35,0

Состоящие в браке незарегистрированном

37,5

33,3

26,8

Разошедшиеся

28,6

54,3

40,0

Вдовые

64,7

70,6

52,9

 

Брачное состояние респондентов также определяет их возможности: покупать отечественные или импортные товары. Практически по всем товарным группам более склонны к импортным товарам «никогда не состоявшие в браке». Это в полной мере коррелирует с ответами лиц в возрасте до 29 лет, где больше всего «холостых и незамужних». Немного ниже доля, ориентированная на импорт у «состоящих в незарегистрированном браке». Далее по убывающей следуют «состоящие в зарегистрированном браке», «разошедшиеся» и «вдовые». Диапазон крайних ответов варьирует от 87,8 до 35,3 %.

Потребительские предпочтения при покупке товаров импортного производства отдельных стран в разрезе демографических структур. Брачное состояние дифференцирует респондентов по странам-производителям. Отметим те предпочтения, где они выше, чем в среднем по выборке. «Никогда не состоявшие в браке» предпочитают товары Западной Европы (70,5 %), Японии (35,0 %) и США (12,9 %). «Состоящие в зарегистрированном браке» товары из Японии (37,9 %) и других стран (13,0 %). «Состоящие в незарегистрированном браке» товары из Китая (4,9 %) и других стран (12,2 %). «Разошедшиеся» выделяются повышенным предпочтением к китайским товарам – 5,9 %, что в 2,6 раза выше средней величины. И, наконец, «вдовые» предпочитают товары стран Балтии и СНГ – 23,5 %, что превышает среднее значение по выборке в 2,8 раза (Табл. 13).

Таблица 13

Распределение ответов на вопрос: «Импортные товары какой страны Вы предпочитаете

приобретать?», в зависимости от демографических характеристик, %

Демографические характеристики

Товары стран:

СНГ и Балтии

США

Западной Европы

Японии

Китая

Других

Пол

           

Мужчины

6,9

9,0

68,3

44,1

2,7

6,2

Женщины

8,4

11,9

65,4

29,0

1,4

11,9

Брачное состояние

           

Никогда не состоявшие в браке

 

8,0

 

12,9

 

70,5

 

35,0

 

1,8

 

7,4

Состоящие в зарегистрированном браке

7,3

10,2

65,5

37,9

1,1

13,0

Состоящие в браке незарегистрированном

9,8

12,2

63,4

26,8

4,9

12,2

Разошедшиеся

5,9

5,9

55,9

29,4

5,9

8,8

Вдовые

23,5

5,9

52,9

17,7

0,0

5,9

 

Связь брачного состояния с причинами покупки импортных товаров прослеживается также отчетливо. «Устраивает цена» - выше, чем в среднем по выборке, указали состоящие в незарегистрированном браке (17,1 %). «Устраивает качество» - выше среднего отметили никогда не состоявшие в браке (77,3 %) и состоящие в зарегистрированном браке (81,4 %). «Внешний вид и дизайн» особо отметили никогда не состоявшие в браке (42,3 %) и состоящие в незарегистрированном браке (39,0 %). Наибольший удельный вес набрали две причины: «отсутствие отечественного заменителя» (15,3 %) и «торговая марка» (21,5 %) у респондентов, никогда не состоявших в браке.

Завершая статью можно еще раз подчеркнуть, что брачное состояние населения оказывает довольно часто определяющее воздействие на социальные поступки и экономическое поведение респондентов. В других работах нами было показано, как брачное состояние отражается на профессиональном развитии человеческих ресурсов3 , на особенностях формирования профессиональных кадров нефтегазового сектора Республики Коми4 . В тоже время проблема влияния семейного состояния населения на его социальное и экономическое поведение ждет своего нового и комплексного исследования.

 

1 Фаузер В. В., Климашевская Е. В. Человеческие ресурсы энергетического комплекса Республики Коми. – Сыктывкар, 2004.

2 Фаузер В. В. Клепиков Н. В. Что покупают на Севере? // Социальная и демографическая политика. – 2006. – № 7. – С. 40-48; № 8. – С. 72-76.

3 Фаузер В. В., Черных А. И. Социально-демографическое измерение профессионального развития человеческих ресурсов Республики Коми. – Сыктывкар, 2007.

4 Фаузер В. В., Климочкина Н. И. Нефтегазовый сектор Республики Коми: демография, труд, миграция. – Ухта, 2007.

дата обновления: 18-02-2016