поиск по сайту

Н. М. Курганова (Суздаль)

 

ЗАМЕТКИ К ИСТОРИИ ПОКРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ СУЗДАЛЯ В НАЧАЛЕ XVI века

 

История строительства в Покровском монастыре в Суздале в начале XVI в. связывается с именем великого московского князя Василия III. Суздальский историк серединыXVIII в. Анания Федоров о строительстве Покровского собора пишет следующее: «В помянутой обители соборная церковь по имя пресвятыя Богородицы честнаго ее Покрова бысть создана по велению благоверного и христолюбивого Великого князя Василия Иоанновича всея Руси самодержца основана лета 7018 (1510) июля 2 го дня, совершена бысть лета 7022 (1514) сентября в 6 день и освящена епископом Симеоном Суздальским и Торусским, того же месяца октября в 1 день».1

Эти сведения в целом сомнения не вызывают, видимо, Анания Федоров опирался на первоисточник, не дошедший до наших дней. Однако, обращаясь к летописным сведениям, мы не находим, прежде всего, прямых указаний на участие Василия III в строительстве в монастыре. В Никоновской летописи под 1510 г. из событий, связанных с Суздалем, упоминается только одно, что «21 августа поставлен Симеон архимандритАндрониковской епископом Суздалю».2

По Никоновской летописи Василий III был в Суздале один раз и без великой княгини Соломонии Юрьевны: «В лето 7019 (1511) сентября в 8 день князь Великий Василий Иванович выехал из Москвы в Переславль, после себя велел за собой быти великой княгине и был в Переславле, а оттоле был в Юрьеве и в Суздале и в Владимире и в Ростове, а на Москву приехал декабрь в 5, в четверг».3

Следовательно, если выдвинуть предположение о том, что Василий III принимает решение о строительстве каменного собора Покровского монастыря непосредственно в Суздале, то это могло произойти не ранее осени-зимы 1511 г. Этот факт несколько расходится со сведениями Анании Федорова, по которому соборная церковь основана 2 июля 1510 г., «совершена бысть 6 сентября 1514», и освящение собора 1 октября происходит в присутствии сестры Василия III инокини Александры – старицы этого монастыря.

Дореволюционные авторы, обращаясь к во-просу о строительстве каменного Покровского собора и об участии в нем великокняжеской четы, не расходясь в главном, дают несколько другую датировку этого события. По В. В. Косаткину следует, что в «1518 г. после посещения суздальского Покровского монастыря великим князем Василием Иоанновичем и Его супругой Соломонией по повелению князя вместо деревянного храма построен каменный».4 По И. Токмакову «только в 1518 г. выстроена и освящена была великим князем Василием Иоанновичем каменная церковь».Пожалуй, эти авторы несколько грешат против исторических фактов. В 1518 г. великий князь московский Василий III сам или вместе с великой княгиней в Суздале не был. По Никоновской летописи 4 марта 1518 г. «придоша старцы святые горы Афонские… из Ватопедя… Максим грек, да Неофит священноинок Грек, да Лаврентий Болгарин».Василий III часто беседовал со старцами «о божественных словесах духовных», может быть, в беседах с ними поднимался вопрос будущности его брака, потому что уже в 1515 г. Василий III и Соломония отправили на Афон богатую «милостыню для поминовения родителей и молитвы о рождении сына».7

А 26 июня 1518 г. «преставился благоверный князь Симеон Иванович, брат великого князя Василия… и князь Василий и с великою княгинею Соломонидою проводиша тело его со многими слезами».8 К тому же лето1518 г. было очень дождливым, «в Петров пост день бысть умножение дождем великие зело, и в реках воды быша больше вешних».9

Полагаем, что надо иметь в виду следующее: «Веление Василия III» на строительство собора, что сомнения не вызывает, и отсутствие в Никонов-ской летописи записи о времени строительства храма до конца не проясняют картину.

Время строительства Покровского собора (1510-1514), указанное А. Федоровым, представляется наиболее убедительным. Более того, каменное строительство в Покровском монастыре не прерывалось и, возможно, уже во второй половине лета 1514 г. оно было продолжено строительством храма «под колоколы», церковью Происхождения честных древ креста Господня, а закончилось в 1515 г. (эта дата есть только у Н. Н. Воронина)10 (Рис. 1).

Посвящение храма этому празднику, который отмечался 1 августа, далеко не случайно, хотя оно происходит достаточно далеко от Суздаля. 1 августа 1514 г., на день Происхождения честного креста Господня, «князь великий Василий Иванович всея Руси с своею братею из бояр и со всеми воеводами и разными чины поиде с великою славою в град Смоленск… и весь народ града Смоленска сретиша государя великого князя за градом на посаде».11 Свершилось долгожданное событие – Смоленск был освобожден от польско-литовского господства. Его значение хорошо понимали современники, и построенная в Покровском монастыре колокольня стала памятником этому событию.

Значимость этого дня отмечалась не только строительством колокольни-памятника, но и вкладом великокняжеской четы во вновь построенную церковь двух икон: «Происхождение честных древ креста Господня» (СМ-65) и «Святых ветхозаветных мучеников Елеазара священника и седми во плоти братий Маккавей и матери их Соломонии» (СМ-220) – на 1 августа приходился и этот праздник (Вкл. XXIII. Рис. 2, 3).

В Суздале найдется немного памятников начала XVI в., которые так точно вписывались бы в историческую обстановку и связывались с историческими событиями и лицами.

Со взятием Смоленска укреплялись западные границы России, тем самым была решена важная государственная задача, особый смысл придавался праздникам, приходящимся на 1 августа – все это в совокупности отражено в духовной записи Васи- лия III, составленной им в июне 1523 г. (почти через десять лет после происшедших событий и за десять лет до кончины): «Волею божиею достал своей отчины града Смоленьска и землиСмоленьские и я обещал тогда поставить на Москве за посадом Девичь монастырь, а в нем храм во имя Пречистые да происхождения честного креста, иные храмы…»12 В 1524 г. Василий III выполняет свое обещание «поставить Нов монастырь девичь у града Москвы за посадом». Первой настоятельницей вновь поставленной обители – Новодевичьего монастыря – стала Елена Девочкина, старица Покровского монастыря Суздаля. В истории строительства церкви, посвященной празднику Происхождения честных древ креста Господня, которую Н. Н. Воронин рассматривал как «один из древнейших образцов каменного шатрового храма», под «звоном» соединились страницы истории трех городов России: Москвы, Смоленска и Суздаля.

Заказ на храмовую икону для суздальской церкви «под колоколы» Василий III мог дать самым известным живописцам того времени – мастерам круга Дионисия. Изображение данной композиции (или сходной с ней) есть в системе росписей церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502-1503). О трактовке этого сюжета у Дионисия писал С. С. Чураков в своей статье «Портрет во фресках Ферапонтова монастыря».13

Во второй иконе, которая является соименной великой княгине, коснемся ее сюжета, который достаточно редко воплощался в иконописи. По библейскому преданию, события происходили в Иерусалиме за сто восемьдесят лет до н. э. Живший там старец и законоучитель Елеазар был подвергнут жестоким мучениям и смерти за отказ употреблять свиное мясо, тем самым показав пример твердости и непоколебимости духа. Его судьбу разделили семь братьев из рода Макковеев, учителем которых был Елеазар. Один за другим они были убиты на глазах у матери. Последней была убита и Соломония.14 В идейной основе сюжета усматривается тема моления за страдания и смерть, может быть, не только близких, но и всех чад (только что закончилась битва за Смоленск). Сюжет был лично близок Соломонии, она повторяет его через десять лет в другом памятнике, упоминая больную для супругов тему «безчадства» – это пелена «Явление Богоматери Сергию. Избранные святые, праздники».15 Эта пелена вкладывается в Троице-Сергиев монастырь в 1525 г. В ноябре 1525 г. наступает развязка этой драмы. Соломонию (в иночестве Софию) отправляют в Покровский монастырь Суздаля.

 

Ссылки:

1 Федоров А. В. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале // Временник общества истории и древностей Российских. – М., 1855. – Т. 22. – С. 179.

2 Патриаршая или Никоновская летопись // ПСРЛ.– М., 1965. – Т. XIII. – С. 12.

3 Там же. – С. 13.

4 Косаткин В. В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. – Владимир, 1906. – С. 220.

5 Токмаков И. Историческое и археологическое описание Покровского девичьего монастыря в Суздале. – Владимир, 1913. – С. 10.

6 ПСРЛ. – Т. XIII. – С. 28.

7 Синицына Н. В. Максим Грек в России. – М., 1977. – С. 161.

8 ПСРЛ. – Т. XIII. – С. 29.

9 Там же.

10 Воронин Н. Н. Владимир, Суздаль. – М., 1983. – С. 203.

11 ПСРЛ. – Т. XIII. – С. 19.

12 Духовная запись великого князя Василия Ивановича. Июнь 1523 г., грамота № 100 // Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XVI вв. – М.-Л., 1950. – С. 415.

13 Чураков С. С. Портрет во фресках Ферапонтова монастыря // СА. – 1959. - № 3. – С. 110.

14 Бахметева А. Н. Избранные жития святых, кратко изложенные по руководству четьих-миней. Август. – М., 1891. – С. 3; Ростово-Суздальская школа живописи. – М., 1967. – С. 109. – № 97.

15 Манушина Т. Н. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея. – М., 1983. – С. 65. - № 10. 

дата обновления: 02-03-2016