поиск по сайту
Автор: 

А. С. Шагина (Муром)

 

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СФЕРА ЖИЗНЕННОГО МИРА ЭТНОСОВ

 

Разнообразный этнический состав общества и привносимая им культура, различный образ жизни многих регионов – это реалии сегодняшнего времени. В результате интернационализации хозяйства и всей общественной жизни, роста международных и внутригосударственных миграций увеличивается число смешанных браков. Следствием этого является возрастание значения национального фактора в общественной жизни. Представители этносов, поживающие на одной территории, вступают в различные контактные взаимодействия, в ходе которых могут возникать противоречия во взглядах, действиях, поступках, приводящие к напряженным и конфликтным ситуациям. Регулирование данных отношений является приоритетной задачей деятельности специалистов социальной сферы.

Этнофоры входят в состав всех видов коллективов, в которых индивид включен в систему общественных отношений. Для выделения аспектов культуры необходимо, на наш взгляд, ввести соответствующий критерий – взаимодействие-деятельность, в процессе которых порождаются культурные способности субъекта. В. М. Межуев рассматривает культуру как деятельно-практическое единство человека с природой и обществом.1

Представляется возможным выделить ряд проб-лем, осложняющихконструктивное межэтническое взаимодействие. К ним целесообразно отнести, с одной стороны, проблему межэтнических установок, связанных с восприятием друг друга этническими общ-ностями в ракурсе явлений, элементов истории, культуры, типов социально-экономического развития и социальных установок, являющихся проекцией социализации индивида в ходе активного освоения им всей системы социальных связей. С другой – проблемы, связанные с психологическими особенностями представителей этносов, проявляющиеся в основных детерминантах этнического поведения, неповторимом наборе этнических диспозиций, т. е. отношений или установок; в этнических стереотипах, этнических экспектациях – специфике социальных ролей и ролевого поведения.

Регулирование межэтнических отношений должно осуществляться при тщательном изучении сложных и важных составляющих личностную сущность индивида, в частности, этнофора. На наш взгляд, это дело «ювелирное», но необходимое.

Социальная жизнь воспроизводится как сложнейшая система взаимодействия многих процессов, обеспечивающих реализацию различных функций. Общество на любой стадии развития всегда внутренне структурировано. Самое раннее общество уже поделено на мужчин и женщин, на поколения и этнические группы. Дальнейшее развитие общества сопровождалось ростом значения социального развития. Разделение труда на умственный и физический, процесс урбанизации способствовали дифференциации общества на классы и устойчивые поселенческие группы. Это, в свою очередь, вело к усложнению социального, прописыванию социальных ролей личности. Разнообразие является необходимым условием устойчивости сложной системы.

Роль этнического измерения социальных взаимодействий растет интенсивно, постоянно усложняется и предполагает анализ взаимодействия бытия культур как внутри социальной жизни в целом,так и на уровне отдельных людей. Сущность этниче-ской группы не задана заранее, она проявляется лишь при развитии общества и народа как социальной категории. Следовательно, необходимо рассмотреть историю распространения по земле социальной жизни. По словам Н. А. Бердяева, история через этничность «внедрена в природу».2 Этничность воспроизводит на уровне общественной жизни гармонию в отношениях живой и неживой природы. Этничность возникает постепенно.

Согласно теории этногенеза Л. Н. Гумилева,3 процесс укрупнения, образования суперэтноса как группы этносов связан общностью исторической судьбы. Сложность обеспечивает этносу устойчивость. Поэтому он объединяет, включает в себя все новые этносы, а также выделяет подгруппы-субэтносы. Например, внутри российского суперэтноса как субэтносы выделились казаки, поморы, сибиряки. Однако, если система упрощается и число субэтносов в ней сокращается до одного, этнос, по Гумилеву, входит в пережиточное состояние. В действительности, исчерпывая одни возможности, этническая группа способна отыскивать другие. Развитием этничности социальное обогащает свои качественные характеристики, преодолевает близость и обретает образ, лицо.

Для материального отображения вводится понятие «ментальность или менталитет», связанный с социально-психологическим способом научного отражения. Менталитет – существенная характеристика общественного сознания. Ментальность рассматривается как качество, внутренняя определенность, характер этнической социальной группы. Представители разных культур отличаются не только техникой работы, организацией общественной, коллективной жизни или взглядами на те или иные вещи, но также – и в огромной мере – впечатлительностью, ощу­щением времени, реакциями на внешний мир, чувствами и способами их выражения и т. д.

Воспроизводимая в наиболее стабильном, почти бездвижном слое этнического коллективного бессознательного, ментальность определяет те фундаментальные ценности, психи­ческие особенности восприятия и отражения действительно­сти, которые являются, безусловно, наиболее трудными для передачи от одной культуры, цивилизации к другой. Поэтому именно разность ментальности полнее всего изо­лирует народы. Эти психические структуры мало поддают­ся воздействию времени, они сохраняются в «глубоком слое» народного характера, а также в языке. Ментальность, народный характер, таким образом, сохраняются и одновременно, по словам Д. С. Лихачева, движутся впе­ред не путем перемещения в пространстве, а путем накоп­ления культурных ценностей, присоединяемых к одной ос­нове.

В новых местах обитания, как правило, первые три-четыре поколения этнос ведет «войну» с природой. По аналогии с этим можно предположить, что взаимная симпатия между этносами может развиться только после продолжительного и совместного проживания.

Исследования культурного аспекта межэтниче-ских отношений включают: идеи социальной обусловленности развития человека как личности; идеи этнологии; идеи своеобразии и самобытности культур, культурных традиций разных народов; вопросы приоритетности формирования общественного сознания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, нравственной культуры межнациональных отношений в целях совершенствования всех сторон жизнедеятельности многонационального коллектива и общества.

Неравенство в развитии государств и обществ является очевидным, следовательно, процесс миграции как явление социальное остановить уже невозможно. В то же время демографические проблемы большинства развитых стран побуждают правительства этих государств не к закрытию границ, а к поиску новых путей совместного сосуществования различных этносов и культур, конфессиональных и социальных групп. Миграция не является исключительным злом: в ситуации быстрого старения населения большинства европейских стран она дает шанс на сохранение возрастного, а, следовательно, и экономического баланса в обществе. В последнее время это правило становится применимым и к России.

Мигранты приносят с собой свою особую культуру, которая воспринимается большинством в обществе как чужеродная и ассоциируется, в первую очередь, с языковыми проблемами и, соответственно, с проблемами взаимодействия между представителями различных этносов. Сложность процесса адаптации к иной этнокультурной среде объясняется тем, что этническая культура является опытом выживания этнической общности, закрепленной в памяти народа традициями. Этносоциальная адаптация определяется процессом приспособления того или иного этниче-ского социума киноэтнической среде, поэтому этот вид адаптации является основой этнического взаимодействия.

Социальная и культурная сферы жизнедеятельности этносов взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. К социальной стороне можно отнести способы и формы взаимодействия между людьми, в то время, как культурная сторона отображает содержание, охватывая средства и результаты этого взаимодействия. Однако, на наш взгляд, необходимо рассматривать личностную сторону в процессе взаимодействия этнофоров, их индивидуального сознания и поведения в изменяющихся социокультурных условиях.

Ракурс рассмотрения элементов культуры социальной организации, т. е. содержание жизнедеятельности в определенной конкретно-исторической форме социальности, может изучаться на различных уровнях культуры, таких, как специализированный и обыденный. Специализированный уровень – это совокупность социокультурныхинститутов, создаваемых профессионалами, которые обладают специальными знаниями и навыками. Обыденный уровень включает культурные явления, складывающиеся в ходе непо- средственноговзаимодействия с окружением. На наш взгляд, наиболее важно рассматривать и изучать межэтнические взаимоотношения на жизненном уровне, где господствует обыденная и повседневная культура. При случайном или целенаправленном взаимодействии между этнофорами могут возникать ситуации напряженности и конфликтов. Необходимо заниматься синтезированным изучением явных осознаваемых форм поведения, а также их латентных и бессознательных сторон социокультурной жизни субъектов.

Таким образом, бессознательные и сознательные элементы культуры проявляются в коммуникативном потенциале общности и человека в частности. В мире непосредственных коммуникаций происходит процесссоциокультурной динамики, т. е. самопорождения и саморазвития социальных систем, общностей – этнических общностей. В современном мире проявляются тенденции социокультурнойглобализации – ускорение темпа жизни как на макроуровне, т. е. в больших социальных группах, так и проявление этого явления намикроуровне, ведущие к локальным изменениям. Чтобы сохранить свою культуру, свой особенный стержень, малые этносы вынуждены укреплять межличностные связи и непосредственно контакты между своими членами.

Не следует игнорировать психологические проблемы, связанные с этнической принадлежностью общности в жизни человека. Подобные проблемы возникают в процессе формирования этнической идентичности. И чаще всего с ними сталкиваются члены групп национальных меньшинств. Этническая идентичность развивается как этническая осведомленность, включающая в себя знание о своей и чужой группах, формирующая этническое самосознание. Этнический же статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека, однако этническая идентичность не статичное, а динамическое образование. На этот процесс могут оказывать влияние внешние обстоятельства индивидуальной человеческой жизни и факторы, обусловленные изменениями жизни общества, приводящие к трансформации этнической идентичности.

Феномены межгруппового восприятия детерминированы не только реальными межгрупповыми отношениями, но и со­циальным контекстом или когнитивными процессами. Их рассмотрение следует начать с базового процесса категоризации, с помощью которого люди интерпретируют окружающий мир и свое место в нем. Иными словами, это процесс, приводящий к порождению в соз­нании человека образа мира. А. Н. Леонтьев отмечал, что «проблема восприятия должна ставиться как проблема по­строения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности, т. е. когнитивный процесс категоризации отражает ка­тегориальность объективного мира».4

Несмотря на различие теоретических ориентаций, большинство исследователей подчеркивает важность принципа биполярности, в соответствии с которым протекает категоризация. В соответствии с ним происходит и категоризация тех общностей, членами которых люди себя воспринимают («мы»), и тех, которые они не воспринимают своими («они»). Но распределение людей по группам (категоризация на «мы» – «они») происходит при построении образа социального мира.

На осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живут ли они вполиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствуют развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Поведение этноса подразумевает проявление множества связей и отношений, в которых реально формируется и развивается конкретный этнос или его часть. Передаваемые из поколения в поколение язык, система духовных ценностей, символы, отношения к вещам и людям, способы поведения как образцы для действий – факторы, определяющие «типические коллективные переживания» тех или иных этнических общностей. У каждого народа складывается свой субъективный пси­хологический образ, своя специфическая норма поведения.

Наряду с внешними оценками существенное значение имеют и внутренние, собствен­но психологические регуляторы поведения. Человек как представитель этноса является продуктом социаль­ных отношений, которые обуславливают его действия и пережива­ния. В психологическом смысле отношения человека – это целост­ная, основанная на индивидуальном и социальном опыте система связейчеловека как личности (субъекта деятельности и взаимодей­ствия) с реальной действительностью или ее отдельными сторона­ми. Иными словами, система отношений или система диспозиционных образований регулирует поведение и деятельность субъек­та. Осо-знавая свою принадлежность к определенному этносу, индивид неизбежно проявляет в своих диспозициях этнический компонент, который часто приобретает доминирующее значение. Причем, каждому человеку присущи свойственные только ему сис­темы диспозиций, что и определяет его индивидуальность. Таким образом, этнические диспозиции выступают системообразующей детерминантой этнического поведения.

В качестве психологической детерминанты поведения следу­ет рассматривать и этнические стереотипы как разновидность социальных сте­реотипов. Под этническим стереотипом обычно по­нимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окра­шенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической общности, распространяемый на всех ее представителей. С по­мощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о других народах. Нередко при определении этни­ческого стереотипа подчеркивается, с одной стороны, его цело­стность, ярко выраженная ценностная окраска, а с другой – нали­чие так называемого ошибочного компонента, препятствующего более полному, адекватному взаимопониманию людей и выступающего в качестве своеобразных шор, которые искажают виде­ние особенностей поведения даже собственного этноса. Следо­вательно, система представлений, настроений, действий и свойств отдельных этнических общностей, проявляющихся в стереотипах, является элементом этнической психологии.

Еще одним психологическим образованием, которое выступа­ет в качестве детерминанты этниче-ского поведения, являются эт­ническиеэкспектации. В основе этнических экспектаций лежит ро­левая и нормативная регуляция социального взаимодействия лю­дей. Без прогнозирования ответного поведения невозможно представить нормальное, конструктивное взаимодействие. Неаде­кватность этнических экспектаций служит причиной большинства конфликтов, возникающих на этнической почве. Поэтому станов­ление этническихэкспектаций, их динамика также должны стать предметом этнопсихологического изучения.

Таким образом, в качестве элементов этниче-ской социальной психоло­гии рассматриваются этнические диспозиции, стереотипы иэкспекта­ции взаимодействующих субъектов, которые являются основны­ми психологическими детерминантами этнического поведения. Надо отметить, что основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, является культура. Среди множества функций, ею выполняемых, одной из важнейших является регулятивная функция, на основе которой можно построить модель социально-психологического регулирования межэтнических отношений в коллективе. Она может быть применима при изучении этнических отношений в отдельных регионах, в том числе и округе Муром. Необходимо отметить, что на сегодняшний день в округе Муроме, по документальным источникам, наряду с русским населением проживают представители таких государств, как Азербайджан, Армения, Бангладеш, Беларусь, Болгария, Грузия, Индия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Непал, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.Следовательно, между представителями этих национальностей возникают различные отношения. Типичные трудности связаны с языковым барьером, психологическим недоверием, наличием негативных стереотипов.

Данную проблему следует рассматривать в системе, которая включает в себя государственный, региональный, муниципальный, индивидуальный уровни:

- государственный (федеральный): формирование социальной политики в области межэтнических, межнациональных отношений;

- региональный: реализация положений, которые вырабатываются на федеральном уровне, а также, что наиболее важно, формирование позитивного общественного мнения о взаимоотношениях между представителями различных социально-этнических общностей, между коренными и некоренными жителями регионов;

- муниципальный: решение конкретных вопросов адапта­ции представителей социально-этнических групп к местным усло­виям, обеспечение их обустройства, жилищных условий, учебы, медицинского обслуживания. Весьма важна помощь представите­лям этноса в сохранении национальной идентичности, обычаев, традиций, психологии и культуры. В решении этих во-просов долж­ны участвовать все местные органы власти, все социальные инсти­туты, в том числе, конечно, учреждения социальных служб;

- индивидуальный: непосредственно работа с клиентами.

В условиях происходящей демократизации общества идея толе­рантности проникает в сознание и психологию людей, определяя стиль их мышления и поведения. Формирующиеся при этом толе­рантные отношения являются неотъемлемой стороной процесса обо­гащения духовности, становятся существенным элементом полити­ческого и культурного пространства общества. Данная идея толерантности должна аккумулировать интересы и потребности народов многонациональной страны стабилизировать и консолидировать общество. Только в таких социально-полити­ческих условиях перемены в обществе могут быть понятными и полезными людям. И именно такое понимание, одухотворенное жизнеутверждающей идеей толерант-ности, приведет к активному участию народов в строительстве новой модели межэтнических отношений.

Таким образом, идея толерантности как один из фундаменталь­ных способов решения жизненно важных проблем и как одно изсоциоприродных свойств субъекта истории приобретает исключи­тельную актуальность. Идея толерантности является итогом длительного исторического развития общества, достижения им определенного уровня интеллектуального и культурного развития, результатом мучительного осознания необходимости взаимопонимания и сотрудничества как способа выживания человечества в ядерно-космический век, век великих социальных потрясений и экологических катастроф.

Нашу страну населяет множество народов, находящихся на разных стадиях социально-экономиче-ского и культурного развития. Они представляют собой особый вид социальной общности людей, определяемый совокупностью таких признаков, как общность язы­ка и территории, близость культуры и быта, общность историче­ского развития и в некоторых случаях принадлежностью к одно­му государству.

Неотъемлемой основополагающей задачей государственной национальной политики является проведение «толерантной культуры» как основы достижения мировой культуры – фундамента для формирования высших духовных качеств личности, а особенно молодежи, что позволит реализовывать и воплощать в жизнь высоконравственный внутренний мир, благодаря которому сохраняется и реализуется культура. Однако толерантность должна рассматриваться как устойчивость, выносливость, признание разнообразия культур, уважения к чужим обычаям, терпимое отношение к чужим недостаткам. Но в то же время она не должна проявляться в избыточной мере, т. к. это часто приводит к поощрению пороков.

Исторический опыт показывает, что конкретные этнические культуры взаимодействуют на основе именно общечеловеческих ценностей. Каждый этнос имеет свой предел взаимодействия, кото­рый определяется уровнем его общеисторического развития, струк­турой этнического (национального) сознания, а также особенно­стями психического склада. Вместе с тем взаимодействие различных культур конструктивно только в том случае, если внутренние, ге­нетические свойства данного этноса естественно воспринимают внешнее воздействие, если оно не принудительно. Нормальное усво­ение влияния извне происходит обычно путем органичного по­нимания потребностей своей традиционной культуры.

Процесс взаимодействия культур непрерывен, ибо нет народа (этноса), который в современном мире оказался бы изолированным от остального человечества. Поэтому традиционные этнические или национальные культуры во многом утратили свои коренные качест­ва. Речь идет о том, что в процессе взаимодействия этнические или национальные общности включают в себя все новые и новые влияния, непрерывно обога­щая свою культуру. При органичном восприятии эле­ментов чужой культуры неизбежно укрепляется внутренняя энергия этносов. Меняется конфигурация взаимодействия культур разных наро­дов, происходит взаимная адаптация друг к другу. Коррективы вносит общая социально-культурная среда.

Большую роль в характере изменений играет система обра­зования. В настоящее время утвердилось представление о национальной школе не просто как о школе с преподаванием на языке того или другого народа, а школе, работающей по своим программам. В новойсоциокультурной и языковой среде мигранты испытывают процессы культурной дезадаптации, потери языкового пространства, поэтому важнейшим направлением сохранения родного языка, традиций является образование и воспитание мигрантов, беженцев и их детей.

При этом необходимо провести диагностику проблем мигрантов, которую О. В. Гукаленко предлагает осуществлять в четыре этапа.5 На первом этапе диагностика проводится с помощью популярных методов – опросов, анкет, интервью, рейтинговых оценок, анализа результатов деятельности, наблюдений. Второй этап предполагает углубление знаний о проблемах этнофора методом наблюдений, тестирования, проигрывания проблемных ситуаций. Третий этап изучения личности мигранта предусматривает получение углубленной тестовой информации, использование методов самооценки, анализа продуктовдеятельности, творчества учеников, позволяющих определить природу характерологических свойств личности мигранта, образующихся в силу изменившихся условий жизни. Четвертый этап предполагает выделение конкретных показателей (индикаторов) развития определенных качеств личности мигранта. Здесь следует учитывать степень выраженности идентификации личности в культуру, рейтинговую оценку, анализ деятельности психолого-педагогической социальной службы с учетом опроса компетентных специалистов в области социальной работы.

В целом можно выделить следующие характеристики мигрантов и их психологические особенности. Во-первых, это выраженность культурной дистанции – степень, в которой иная культура воспринимается близкой или далекой, похожей или непохожей насобственную и которая проявляется между этнофорами. Во-вторых, низкая социальная адаптация, зачастую связанная с тем, что мигрант находится в состоянии растерянности, страха, отличается социально и культурно от других, кажется нижестоящим по своим способностям. В-третьих, следует принимать во внимание и настрой на миграцию – мотивы, причины миграции, фоновые знания о принимающей стороне, о том, является ли миграция временной или окончательной. И, в-четвертых, необходимо учитывать личностные особенности представителя этноса – «зрелость личности», ее ценностные ориентации, особенности характера, психики, установки на миграцию.

Поэтому для осуществления поддержки и защиты этнических меньшинств необходимы высокий уровень профессионально-личностной культуры специалиста, работающего с этой категорией граждан, его компетентность; атмосфера сотрудничества в процессе общения с клиентом; потребность в инновационных технологиях поликультурного взаимодействия. И как определяющий аспект – привлечение к проблеме мигрантов внимания со стороны государства и общественности, ведь это повышение культуры народа, смягчения социально-психологической напряженности в условиях поликультурного социума.

Таким образом, в условиях общемировой тенденции глобализации, нестабильной геополитической ситуации утверждение реалиймногокультурного общества является одним из наиболее важных направлений государственной политики, что в нашей стране пока, к сожалению, осознано далеко не на должном уровне. В условиях поликультурного пространства человек оказывается на рубеже культур, и перед ним возникают две важные личностно значимые проблемы: сохранение своей культурной идентичности и адаптация в поликультурной среде.

 

Ссылки:

1 Межуев В. М. Культура и история. – М., 1977.

2 Бердяев Н. А. Судьбы Росси: Опыты по психологии войны и национальности. – М., 1990.

3 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1989.

4 Платонов Ю. П. Этническая психология. – СПб, 2001. – С. 278.

5 Там же. – С. 320.

дата обновления: 03-03-2016