поиск по сайту
Автор: 

М. Е. Куванова (Саров)

 

САРОВСКАЯ МОНАСТЫРСКАЯ ШКОЛА В Г. ТЕМНИКОВЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Осуществление реформ во всех сферах государственной жизни было невозможно без развития сети образовательных учреждений. Общедемократический подъем в стране после Крымской войны заставил пойти на некоторую демократизацию образования. 14 июля 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах».

В пореформенной России существовали четыре вида начальных школ: учрежденные частными лицами (таких школ было немного), Министерством народного просвещения (министерские), земствами (земские) и церковно-приходские, которые подчинили себе создаваемые по инициативе крестьян сельские «школы грамоты». С 1860 по 1865 гг. количество церковно-приходских школ увеличилось с 8000 до 21 420, но к 1881 г. происходит снижение их числа до 4500 из-за активной деятельности земств и создания сети народных училищ.Земская школа могла успешно конкурировать с церковно-приходской и государственной начальными школами потому, что земства сами организовывали подготовку учителей и оплачивали их труд. Но именно то обстоятельство, что в земскую школу шли учителя-подвижники, энтузиасты, которые несли с собой определенный элемент демократизма в воспитании и обучении детей, вызывало беспокойство властей и светских, и церковных.

Московский митрополит Филарет (Дроздов), одна из сильнейших фигур эпохи, считал, что участие духовных лиц в земских учреждениях невозможно. С другой стороны, митрополит обращал внимание на то, что земства должны обеспечить «построение церквей и участие в попечении о народном образовании», а это «предметы, свойственные участию духовенства».2 Иными словами, Филарет добивался такого положения для духовенства, которое бы обеспечивало контроль за деятельностью земств в области народного образования и духовной жизни без формального участия духовенства в работе земских управ. Это ставило духовенство над земскими управами.

Идеологическая позиция митрополита Филарета, тактико-организационные его воззрения и действия в эпоху реформ не только не допускали каких-либо прогрессивных изменений в церковной организации и деятельности церкви в русле проводившихся реформ, но и обеспечили идейный плацдарм для наступившей полосы контрреформ после покушения Д. В. Каракозова на императора Александра II в 1866 г. И это в первую очередь отразилось на политике в области просвещения. Идейное знамя Филарета через тринадцать лет после его смерти оказалось в руках обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева.

В условиях складывающейся в России революционной ситуации Комитет министров «выразил единогласное убеждение, что духовно-нравственное развитие народа, составляющее краеугольный камень всего государственного строя, не может быть достигнуто без предоставления духовенству преобладающего участия в заведовании народными школами». Реализацию этой общей директивы взял на себя назначенный обер-прокурором К. П. Победоносцев. 22 марта 1881 г. он писал Александру II: «В народном первоначальном образовании министерству народного просвещения необходимо искать главной опоры в духовенстве и церкви». В этом духе были разработаны «Правила о церковно-приходских школах», изданные 13 июня 1884 г., в которых подчеркивалось, что «школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христиан-ской и сообщить первоначальные полезные знания».3

Согласно этим правилам, во всех епархиях страны были созданы епархиальные учительские советы, на которые была возложена ответственность за строительство школ, их финансирование, обеспечение учителями, учебными пособиями и принадлежностями, а также за ходом учебно-воспитательного процесса. Члены епархиальных училищных советов назначались епархиальным архиереем и были подотчетны ему.4 Координацией действий епархиальных училищных советов занимался Училищный совет при Св. Синоде, созданный в 1885 г.

Согласно «Правилам» существовало четыре типа начальных церковных школ: школы грамоты, одноклассные, второклассные, двухклассные церковно-приходские школы.

Школы грамоты – курс обучения один-два года – давали элементарные знания в области Закона Божия, русской и славянской грамоты и счета. Школы наименее популярные среди крестьян. К 1905 г. совершенно исчезли, либо закрылись, либо получили статус одноклассных школ. Наиболее распространенными и популярными среди простого народа были одноклассные школы. Курс обучения здесь составлял два-три года. Предметами обучения были: Закон Божий, славянский и русские языки, русское чтение, церковное пение и арифметика. Во многих школах изучалось садоводство, огородничество, скотоводство. При некоторых школах были ремесленные классы, где под присмотром мастеров учащиеся обучались сапожному, столярному и переплетному мастерству. Во второклассных, где обучение велось четыре-пять лет, во втором классе изучали историю, географию, естествознание и геометрию. При всех второклассных школах были общежития. Двухклассные школы – это второклассные, с двумя параллелями.5

Во всех церковно-приходских школах с 1884 г. обучение шло по стандартным программам и учебникам, утвержденным Св. Синодом. В земских школах и народных училищах Министерства народного просвещения единые программы появились лишь в 1897 г. Учителями в церковно-приходских школах были псаломщики и диаконы. Священник преподавал Закон Божий и являлся директором школы.

На примере саровской монастырской школы посмотрим, как реально действовали законы, каково было взаимоотношения монастыря и образовательных учреждений.

В 1891 г. было начато дело организации школы при Саровской пустыни. Из рапорта игумена Рафаила со старшей братией: «Саровская обитель, ревнуя о развитии народного образования в духе Православной церкви, всегда сочувственно относилась к поддержанию как духовно-учебных заведений, так и народных, особенно церковно-приходских школ посильно жертвуя для сих учреждений лесными материалами из монастырской дачи и денежными средствами. Однако таковые пожертвования не удовлетворяли чувства братии желавшей иметь при своей обители монастырское учебное заведение. Но вероятно не было на то до сего времени воли Божией, да и другие обстоятельства обители мало благоприятствовали исполнению сего намерения. В настоящее же время возбужденные Архипастырским словом Вашего Преосвященства, мы, всесторонне обсудив вопрос об учреждении при Саровской пустыни церковно-приходской школы, единогласно приняли решение не отлагать исполнения желания братии и предложения наши по сему предмету представили на благо-усмотрение Вашего преосвященства.

Положили мы: на приличном месте вблизи монастыря, построить особое здание для школы, которую наименовать: ”Серафимо-Саровскою церковно-монастырскою школою”. Принимать в оною мальчиков, преимущественно сирот и сыновей беднейших родителей, на полное монастырское содержание, для чего утвердить при школе общежитие. Обучать питомцев этой школы научным предметам, положенным по программе церковно-приходских школ и, кроме того, церковному уставу, чтению и пению и тем ремеслам, необходимым в общежитии, для которых имеются в обители мастерские, а также сельскому хозяйству и огородничеству, существующему в хозяйстве обители. Вообще дать такое воспитание учеников мона- стырской школы, которое бы служило надежною подготовкою деятельной жизни по выходе из школы, давало бы им возможность при трудолюбии, безбедного существования и образовало бы из них истинных чад Православной церкви и верных слуг Царя и Отечества».6

Через два месяца, 3 октября, было получено разрешение из Тамбовской духовной консистории на устройство здания церковной школы в Саровской пустыни «с тем, что бы по окончании постройки о. Игумен вошел в сношение с Епархиальным Училищным Советом по вопросу вновь открывающейся школы и назначении к ней учительского персонала».Начал дело по устройству монастырской школы игумен Рафаил (1890-1894), но весь труд по его реализации выпал на долю игумена Иерофея (1894-1920).

В 1892-1893 гг. близ Саровского монастыря был построен деревянный двухэтажный корпус на каменном фундаменте, предназначавшийся для устройства в нем школы. В 1894 г. внутри корпуса была произведена отделка. «А затем в братстве пустыни возникла и утвердилась мысль, что по духу древних общежительных уставов быть при обители такому учреждению неудобно, и мы и решились смиренно просить Ваше Превосходительство о перенесении учреждения в ближайший город Темников»,на что и последовало соизволение. Вновь выстроенное в монастыре здание предполагали употребить в «роде богадельни для людей, проживающих всю жизнь в обители и призреваемых до смерти».9 Перенос школы отвечал и указанию «Циркуляра Училищного Совета при Святейшем Синоде от 20 декабря 1895 г. за № 1150, об устройстве второклассных церковно-приходских школ».

После представленных соображений о переносе здания, стоимость этих работ была оценена в 10 000 рублей и была признана «бесполезной» и «за-труднительной в том, что по городскому положению Темникова, дом, хотя и на каменном фундаменте, но в два этажа деревянных, к построению в центре города не допускается». Вместо этого было предложено купить дом в г. Темникове у купца Михаила Семеновича Новокрещенова «постоянного посетителя и усердного почитателя обители», который «предложил решительную цену (с разсрочкой платежа) в 6000 рублей».10 Дом был построен в 1888 г. Один этаж каменный, верхний деревянный. «Находится в центре города (ул. Арзамасская, Стрелецкая тож – ныне Первомай-ская – М. К.) наружным видом очень красив. Считается одним из лучших домов в городе. Не требуется значительных переделов».Темниковское агентство Северного страхового общества оценило стоимость дома с дворовыми постройками (три амбара, баня, конюшня, амбар, погреб, сараи) в 11 443 рубля.11

Вопрос о покупке дома для школы должен был решаться в Св. Синоде по ходатайству епископа Тамбовского и Шацкого. Хотя сделка была явно выгодна, но переговоры с Тамбовской духовной консисторией по покупке вообще, и по цене в частности, явно затянулись и были завершены укреплением дома за Саровской пустынью «Государем Императором, по всеподданнейшему докладу моему (К. Победоносцева - М. К.) согласно определению Св. Синода в 19 день текущего (1898 г.) июня».12

Саровская пустынь, стремясь открыть школу в том же 1898 г. по полученному указу из Тамбовской консистории, просит Тамбовский епархиальный училищный совет «распорядиться назначением учителя». Журнальным определением постоянной школьной комиссии на должность учителя (первого) двухклассной церковно-приходской школы г. Темникова «определен окончивший курс семинарии Михаил Николь-ский, с жалованием 300 рублей в год из средств Пустыни».13На должность заведующего и законоучителя и второго учителя названной школы было предложено избрать кандидатов по усмотрению игумена Саровской пустыни и представить их на утверждение в Тамбовский епархиальный училищный совет. По ходатайству саровского игумена на должность заведующего и законоучителя назначили темниковской Троицкой церкви священника Бельского. В звании заведующего и попечителя школы был утвержден настоятель Саровской пустыни игумен Иерофей. В 1904 г. с утверждения епископа Тамбовского и Шацкого при саровской школе была открыта третья вакансия учителя, с отнесением расходов по содержанию на средства пустыни.14

Приоритет выбора учителей для школы всегда оставался за саровским игуменом, однако по ненаходимости у него кандидатов их назначал епархиальный совет, но непременно с одобрения кандидатуры настоятелем. Игумен Иерофей писал: «Желательно вверить должность сию лицу хорошего поведения, которое бы обучало детей не одним учением, но примером жизни и не чуждо было жизни монастырской, которому также вполне и благонадежно можно отдать ведение хозяйства в школе».15 Надо отметить, что почти все учителя Саровской монастырской школы назначались из священников, либо из окончивших семинарию, что выгодно отличалосаровскую школу от других. Для «корпоративных и солидарных действий заведующих и учащих» по учебно-воспитательной работе» при этих школах с 1908 г. были организованы школьные Советы.16

По расчетным листам на заработанную плату рабочих монастырям за 1900 г. можно увидеть соотношение в оплате труда.17 Так, например, оплата за работу старшего учителя в месяц составляла 25 рублей, учителя – 20 рублей, школьного сторожа – 5 рублей, повара – 4,5 рубля. Высокооплачиваемые монастыр-ские рабочие получали в месяц соответственно: кузнец от 8 до 15 рублей, штукатур – 12 рублей, столяр – 11 рублей, простые рабочие – от 1 до 5 рублей. За своевременную работу, например, Евстафию Данилову было выплачено: за 50 халатов рабочих по 10 копеек – 5 рублей, за 20 сорочек по 6 копеек – 1 рубль 20 копеек, за 20 штанов по 8копеек – 1 рубль 60 копеек. Итого за пошив за месяц он получил 13 рублей 80 копеек. Даже из таких немногочисленных выкладок видно, что за работу учителя платили более, чем за какую-либо другую в монастыре.

Кроме оплаты за работу, учителя имели квартиры и питание, также оплачиваемые монастырем. Саровская обитель из своих средств оплачивала и медицинское обслуживание. Учитель Новочадов болел дизентерией. «Пришлось сделать прививки и дезинфекцию в квартире. Все это сопряжено с некоторыми небольшими расходами. В виду этого прошу Вас о. Игумен, будьте добры, примите, если возможно, расходы в счет Саровскойобители».18

Учащиеся в школе и проживающие в общежитии должны были следовать «Инструкции для учеников Саровской двухклассной церковно-приходской школы»,19 в которой предполагались следующие пункты:

I. Религиозно-нравственные обязанности учеников.

II. Обязанности учеников в классе.

III. Порядок жизни в общежитии школы.

IV. Обязанности учеников к своим товарищам и другим лицам.

V. Обязанности учеников по отношению к себе.

Экзамены поступающим в школу проводились в мае. Заявления на прием нуждающихся рассматривал настоятель Саровского монастыря. Докладные о поведении учащихся и предложения об отчислении также рассматривал настоятель по предложению учителя. Наказания могли быть вплоть до исключения из школы, как, например, ученика Кобякова за «много в держании пороха и дроби».20 Ученика Гордеева «за плохое поведение, за беспорядок произведенный им в спальне и за грубо-неприличные слова, сказанные им, просим лишить монастырского содержания впредь до исправления».21

В 1899-1900 гг. проводилась инспекция церковных школ епархии, отчет о которой опубликован в Тамбовских епархиальных ведомостях. В нем даны сведения о саровской школе, которая была «обревизована епархиальным наблюдателем 28-29 февраля». Из отчета видим: «В верхнем этаже школьного здания помещаются классы, библиотека и квартира для учителей; нижний этаж служит общежитием для учеников. Рядом с главным зданием, внутри двора, второй дом. В нем помещается столовая для учеников и кухня в нижнем этаже, во втором этаже две квартиры для учителей, мезонин предназначен для школьной больницы. Во дворе школы баня. Все делается основательно, чисто из прекрасных материалов Саровской пустыни и полностью на ее средства, при постоянном руководстве усерднейшего игумена 70-летнего старца Иерофея. 1-й класс школы состоял из 56 человек, во втором классе только еще одно первое отделение с 12 учениками. Ученики – почти все дети крестьян соседних деревень и несколько человек из крестьян мордвы, городские принимаются как исключение (было 5 человек из мещан и один духовного звания). 36 мальчиков жили в общежитии школы на полном монастырском содержании: на пище и одежде; 18 человек живут за плату по 15 рублей без одежды;приходящих 14 – пользующихся от школы учебным пособиями – книгами и письменными принадлежностями. Обстановка школы не оставляет желать лучшего со стороны удобства и достоинства. При таких чисто внешних прекрасных условиях, учебно-воспитательное дело вверено вполне надежным и опытным руководителям. Как священник законоучитель С. Бельский, так и оба учителя – старший Никольский М., и второй Камышев. Г. Никольский заведует всеми делами в школе. При нем начали и продолжают создаваться школьные порядки. По его ходатайствам и заявлениям удовлетворяет все школьные нужды о. Игумен». Дети были опрошены наблюдателем и показали хорошие знания по предметам школы: Закону Божию, истории Ветхого и Нового Заветов, славянскому и русскому языкам, истории, географии и арифметике. «При всех вышеизложенных условиях Темниковской двухклассной школе можно предсказать самое лучшее будущее, и самое благородное влияние на сельское население».22

 Учебный процесс в школе осуществлялся по общим учебным программам. Также преподавалось переплетное мастерство в объеме 240 уроков в год. Военный строй под руководством унтер-офицера осваивали за 85 уроков.23 Могли вводить и дополнения. Журнальным определением Епархиального училищного cовета от 16 сентября – 4 октября 1910 г. с утверждения его преосвященства постановлено – предложить советам двухклассных церковно-приход-ских школ:

а) образовать при учебных библиотеках особый отдел по борьбе с алкоголизмом, пополняя его книгами в установленном порядке;

б) озаботиться приобретением наглядных пособий для лучшего усвоения учеником гибельности порока пьянства в виде картин с изображением различных органов, поврежденных алкоголем.24

В 1914 г. Епархиальным училищным советом предложено «к неуклонному исполнению устраивать в праздничные дни в школе противоалкогольные чтения с пением нарочито составленных песнопений, и для сего выписывать в школьные библиотеки, издаваемые обществами трезвости и частными лицами брошюры для чтения и пения».25 В том же году при Св. Синоде была организована «комиссия по во-просу по проведении резолюции Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом в жизнь церковных школ». В указе из Св. Синода предложены конкретные меры, и предложения направлены в школы для исполнения.26Думается, и сейчас было бы небесполезно возобновить подобную практику в образовании детей.

Саровская обитель полностью удовлетворяла потребности учителей и учащихся в письменных принадлежностях (бумага, тетради, карандаши) и учебниках и учебных пособиях. В 1909 г. в библиотеке саровскойшколы числилось: учебных книг – 708 экз., пособий для учителей – 211 экз., книг для внеклассного чтения – 1000 экз., подписка девяти журналов за несколько лет.27 При этом библиотека пополнялось ежегодно.

В общежитии саровской школы на полном монастырском обеспечении в 1898 г. содержалось двадцать «пенсионеров». Обер-прокурор Св. Синода циркулярным отношением от 30 ноября 1904 г. затребовал предоставить сведения «в какие учебные учреждения, на каких условиях и в каком количестве могут быть приняты осиротевшие в войну с Японией дети офицеров и нижних чинов».28 Саровская пустынь предложила принять «на полное школы содержание» пятнадцать человек, но только с начала учебного года. В 1913 г. в школе было общежитие на пятьдесят человек.

Саровская пустынь во все времена устраивала хозяйство школы для более удобного обучения и проживания учителей и учащихся. Устраивались новые помещения, ремонтировались старые. В комплексе школы к1915 г. было три двухэтажных дома, ледник, амбар, два хлева, водокачка, баня, сараи, каретная. Страховая сумма составляла 13 340 руб. (церковь Всех Святых в Саровском монастыре была оценена в 10 000 руб.), и ежегодно уплачивался страховой взнос в 26 руб. 20 коп.29

Что же стоило монастырю содержание школы? Сведения есть по нескольким годам, в остальные годы, должно быть, сумма отличалась ненамного.

 

Предмет расхода

1913 г.

1914 г.

1915 г.

Наличными деньгами

4413-41

5144-10

5366-54

Натурою из хозяйства

обители

1769-40

1500-00

1955-10

Всего расходов

6182-81

6644-10

7321-64

 

Примечание: расход, показанный натурою, примерный, в действительности может быть несомненно более.

В 1915 г. наметились качественные изменения в школе. Было задумано преобразовать существующую двухклассную саровскую церковно-приходскую школу во второклассную. Это соответствовало и устремлениям училищного совета. По «Положению о церковных школах ведомства Православного Исповедания» от 1 апреля 1902 г. второклассные школы были отнесены к III разряду – к учительским школам.

Второклассные школы имели целью подготавливать учителей для школ грамоты. В такие школы принимались окончившие курсы в начальных учебных заведениях и имеющие от тринадцати до семнадцати лет от роду. Курс учения во второклассных школах продолжался три года. В них преподавались следующие предметы: Закон Божий; церковная история, общая и русская; церковное пение; русский язык; церковно-славянский язык; отечественная история; география в связи со сведениями о явлениях природы; арифметика; геометрическое черчение и рисование; дидактика; начальные практические сведения по гигиене; чистописание.Предполагалось вводить и дополнительные уроки.30

 Предполагалось, что для преобразования саровской двухклассной школы во второклассную будет достаточно «отпускать в добавление к ныне отпускаемым средствам ежегодно из средств монастыря по 1200 рублей на ее содержание».31 Епископ Зиновий по согласованию с Саровской пустынью возбудил ходатайство перед Учебным советом при Св. Синоде о преобразовании школы в декабре 1915 г. Но предположения о том, что будет достаточно пустыни отпустить 1200 рублей в год, не оправдались.

26 февраля 1916 г. Учебный совет при Св. Синоде сообщил Епархиальному училищному совету «что по недостатку кредита второклассных школ, Саровская двухклассная церковно-приходская школа в г. Темниковеможет быть преобразована во второклассную, если положенная на содержание сей школы и образцовой при ней одноклассной школы сумма 3500 рублей будет принята на средства Саровской пустыни, за исключением 390 рублей, которые будут отпускаться из казны на жалованье учащих образцовой школы как одноклассной, вошедшей в школьную сеть, и что второклассные школы в скором времени подлежат преобразованию в Высшие начальные церковные школы, согласно заготовленному о сем законопроекту, а содержание их будет отнесено всецело на счет казенных средств».32

Епархиальный наблюдатель церковных школ Алексей Андриевский пытается убедить настоятеля о. Иерофея временно пойти на такие траты, приводя следующие доводы: «Возможно это сделать при помощи небесного покровителя обители и нашего благостнейшего щедротами преп. Серафима Саровского и при вашей испытанной любви к делу народного просвещения. Этим вы создадите вечный памятник обители и себе, и вызовете молитвенную благодарность у населения».33

Саровская пустынь принимает финансовые условия, но вступает в переписку по определению норм обязательств и действий в школе со стороны управления монастыря, так равно и со стороны учительского штата школы и наблюдающих в ней чиновников. Пустынь отказывается от содержания учеников одеждою и обувью и предлагает заменить вещевое содержание «бедным ученикам единовременным денежным пособием». Учителям предлагается иметь на свои средства квартиры и продовольствие. Также был поставлен на обсуждение вопрос о роли монастыря в управлении школы. Монастырь предложил отклонить участие совета школы в хозяйственных делах. Этот пункт не был одобрен епископом как противоречащий «Положению» 1902 г.

В сентябре 1916 г. пришел Указ из Св. Синода, в котором содержалось постановление о преобразовании саровской школы с 1916-1917 учебного года. На содержание ее вместе с образцовою при ней одноклассноюшколою «отпускать положенную по штату сумму 3500 рублей в год из кредита сметы Св. Синода с тем, что бы все остальные расходы по содержанию второклассной школы и общежития при ней были отнесены на средства Саровской пустыни».34

Но еще в июле 1916 г. настоятель и соборные члены Саровской пустыни заявили, что обязуются «ежегодно вносить в Темниковское уездное отделение Тамбовского училищного совета с сентября 1916 года по 3110 рублей на хозяйственные нужды беднейших церковно-приходских школ уезда».35 Таким образом, Саровский монастырь, собственно, и не воспользовался казенным финансированием для школы.

Тамбовским училищным советом были даны объявления об открытых вакансиях во вновь преобразованной саровской школе, и было предложено, что бы школа открыла свои занятия не позднее 15 октября 1916 г. Так, наверное, и было сделано, но на данный момент у нас нет информации о дальнейшем существовании школы.

Все вышесказанное позволяет сказать, что Саровская церковно-приходская школа в г. Темникове внесла существенный вклад в развитие народного образования в Темниковском уезде. Перед ней, как и перед другими церковно-приходскими школами, в начале ХХ в. открылись неплохие перспективы для дальнейшего развития: предоставление учителям прав государственной службы, повышение заработной платы, повышения образовательного ценза учителей. Начинал работать «Закон о всеобщем обязательном образовании» 1908 г., что создавало предпосылки для перехода к всеобщему начальному образованию. Но реализация проекта была заторможена первой мировой войной и революцией 1917 г. Мирное соперничество земских и церковных школ было прервано Временным правительством, ликвидацией церковной школы.

 

Ссылки:

1 Русское православие: вехи истории. – М., 1989. – С. 365.

2 Там же. – С. 351.

3 Там же. – С. 365.

4 Мотыка И. И. Земцы и деятельность Пензенского епархиального училищного совета в 1884–1900 гг. // Гражданское общество и государственные институты в России: взгляд из провинции: Материалы VIII–IX Сафаргалиевских научных чтений. – Саранск, 2004. – С. 133.

5 Там же. – С. 135.

6 ЦГА РМ. – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 1191. – Л. 1–4.

7 Там же. – Л. 2.

8 Там же. – Л. 11.

9 Там же. – Л. 13 об.

10 Там же. – Л. 12.

11 Там же. – Л. 22.

12 Там же. – Л. 25.

13 Там же. – Л. 32.

14 Там же. – Л. 49 об.

15 Там же. – Л. 61.

16 Там же. – Л. 102.

17 Там же. – Д. 1257. – Л. 137–153.

18 Там же. – Д. 1191. – Л. 113 об.

19 Там же. – С. 82.

20 Там же. – С. 120–123.

21 Там же. – С. 111.

22 Тамбовские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. – 1902. – № 14. – С. 65–66.

23 ЦГА РМ. – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 1191. – Л. 147 об.

24 Там же. – С. 126.

25 Там же. – С. 160.

26 Там же. – С. 166 об.

27 Там же. – С. 119 об.

28 Там же. – С. 62.

29 Там же. – Д. 1253. Л. 2 об.

30 Тамбовские епархиальные ведомости. Официальная часть. – 1902. – № 32. – С. 739–740.

31 ЦГА РМ. – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 1191. – Л. 180.

32 Там же. – С. 184.

33 Там же. – С. 186.

34 Там же. – С. 221.

35 Там же. – С. 218 об.

дата обновления: 02-03-2016