поиск по сайту
Автор: 

Т. А. Иванова (Москва)

 

«НЕСЕНИЕ  КРЕСТА»  В  РУССКОЙ  КУЛЬТУРЕ  И  МЕНТАЛЬНОСТИ

 

«Область религиозного составляет значительную часть жизни общества, всей истории человечества. Это огромный и сложный мир особой человеческой деятельности – религиозных чувств, религиозных или относящихся к религии мыслей, речей, желаний, поступков, взаимоотношений людей, социальных институций».1 Многие ученые изучают этот мир с разных точек зрения, филологи пытаются изучить язык этого мира, ибо в языке, выполняющем функцию общения и сообщения, в первую очередь отражаются различия между мировоззрениями.  За одним и тем же словом для людей разных мировоззрений могут стоять разные понятия. Так, разные  значения в языке православия и в общелитератур- ном языке имеют слова гордость, смирение, стяжание, прелесть и т. д.

Если мы откроем пятый том «Словаря современного русского литературного языка», то в словарной статье на слово «Крест» сможем увидеть четвертое (переносное) значение: «О тяжелой доле, судьбе, испытаниях, страданиях (от евангельской легенды  о Христе, несшем крест, на котором его должны были распять)». Указаны и два устойчивых сочетания – тяжелый крест и нести свой крест. Этот евангельский образ и библейский фразеологизм вошли в употребление и встречаются не только в классической  литературе (вспомним хотя бы «Евгения Онегина»: «Охота к перемене мест (Весьма мучительное свойство, Немногих добровольный крест»), но и в современной. Приведем пример из повести В. Пикуля «Мальчики с бантиками»: «Лейтенанта Зайцева от хохота согнуло над столом. – А мне это даже нравится! –  сказал он. – Не дали человеку рта раскрыть, как уже вкатили ему пять с крестом. Теперь ему осталось одно – этот крест нести, пока не свалится».

Однако обратимся к первоисточнику и посмотрим, с какими еще евангельскими фразами связан образ креста как страдания, а также выясним, как понимается несение креста в православии.

1. В третью неделю Великого поста (Крестопоклонную) и в неделю по Воздвижении евангельское чтение на литургии начинается словами: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною».

2. В неделю Всех святых читается отрывок  из Евангелия от Матфея, в котором есть слова:  «Кто не берет креста своего и следует за Мною,  тот не достоин Меня».

3. Наконец, на праздник Воздвижения  и на Страстной седмице мы вспоминаем о страданиях Христа и его крестном пути, завершившемся распятием на Голгофе (о чем и упоминается в «Словаре современного русского литературного языка»): «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его».5

Эти три отрывка легли в основу рассматриваемого нами выражения. Поэтому теперь обратимся  к тому, как они толкуются в церковной литературе.

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгар-ский, в толковании первых двух отрывков под крестом понимает предание себя на смерть: «Да возьмет  крест свой сказано, то есть, поносною смерть, ибо крест почитался тогда орудием поносной казни. А как многих распинали и разбойников: то присовокупляет,  что с распятием должно иметь и другие добродетели: ибо это означают слова: и по Мне грядет». Интересны размышления Феофилакта о Симоне Киринейском: «Симон значит послушание, итак, кто имеет  послушание, тот несет крест Христов. Киринея,  как город Пентапольский, означает пять чувств, долженствующия нести крест».

Б. И. Гладков при толковании слов из Евангелия от Марка пишет как бы от лица Христа: «Вы должны так же слить свою волю с волею Божиею, и все  испытания, какие Он посылает вам, переносить так же покорно, как несет крест свой осужденный на распятие. Если, подчиняясь безропотно воле Божией  и неся крест свой за Мною, вы и подвергнетесь  тяжким испытаниям и страданиям в жизни сей,  то этим спасете душу свою и приобретете себе сокровища на небесах...»8

Еще один толкователь, протоиерей Александр Свирелин, в изъяснении первого отрывка пишет:  «Истинный последователь Христов... должен взять крест свой. Это значит: бороться со своими греховными привязанностями и привычками, – без ропота  и негодования, но с полною преданностью воле Божией и благодушием переносить неприятности,  огорчения, скорби, страдания и бедствия, посылаемые ему... Господь показывает, что без... крестоношения и последования за Господом нельзя быть истинным по-следователем Его и быть наследником истинной христианской жизни». В толковании второго отрывка  мысли те же: «Истинный последователь должен ради  Господа понести крест свой. Под крестом разумеется умерщвление страстей и греховных влечений, а также и благодушное перенесение злоключений Христа ради».10 

Следующие толкования принадлежат священнику Григорию Дьяченко. На слова из Евангелия от Марка: «Крест есть орудие казни; он необходим когда  есть преступник, коего казнить должно: кто же этот  преступник? Мы сами: наш плотский человек,  наша злая воля, наше преступное самолюбие, все ветхое падшее существо наше. Чем же будем умерщвлять врага нашего?.. Нужно орудие самоумерщвления  внешнее, твердое, могущественное; посему-то и повелевается, отвергнувшись себя, взять крест...  Сей-то крест, эту совокупность огорчений, досад, лишений, искушений, бедствий, надобно взять,  то есть, избрать и усвоить себе тому, кто хочет быть истинным последователем Христовым».11  На слова  из Евангелия от Матфея: «Из этих слов видно,  что в царство Божие можно войти не широким путем радостей и утех земных, а тесным путем крестоношения. Вся жизнь наша земная... есть не иное что,  как непрерывное несение креста, который слагается из разных печалей, скорбей и болезней... И чтобы быть со Христом в Его славе, должно идти с крестом своим за Ним, должно уподобляться Ему, как своему Главе  и Господу».12

До сих пор мы цитировали дореволюционных авторов, но и в современной церковной литературе говорится о необходимости для христианина нести свой крест: «Мы с вами называемся христианами  не только потому, что нам надлежит прийти Христовым путем... Нам предстоит вслед за Спасителем нашим умереть на этом Кресте! Вот что значит –  нести свой крест»; «Несение креста, терпение скорбей – задача жизни христианской»; «Это единственный  способ спасения: взять крест и следовать за Господом»;13  «На пути ко спасению в продолжение всей  земной жизни христианин переносит множество испытаний, искушений и связанные с ними скорби,  плач и лишения. Эти обстоятельства и составляют крест, который каждый верующий человек должен нести  до конца жизни. В Священном Писании имеются ясные указания о необходимости несения этого креста для ищущих спасения».14

Мы видим, что в религиозном понимании,  как и в светском, крест – это тяжелые испытания,  но для православного человека за этими испытаниями последует радость вечной жизни в Царствии Божием, поэтому крест считается благом и должен  приниматься с радостью. Так, протоиерей А. Николь-ский, повествуя о СимонеКиринейском, пишет:  «Какого счастия удостоился тогда этот иудеянин, –  понести крест Господень! Но и каждый христианин  не лишен этого блаженства, если только с верою  и терпением будет нести свой крест в жизни, ниспосылаемый ему Провидением».15  Ср. также: «Скорби  для христианина сами по себе суть великая милость Божия; ...это – отрадный крест, который,  как  лествица, может возвести нас на небо; это — легкое бремя Христово, которое может обратиться в крылья, возносящие нас в Царство Небесное; а потому – скорби  суть залог любви Божией к нам, ибо дают нам возможность самым делом идти за Господом со своим собственным крестом на раменах»;16  «Где еще в мире  есть религия, которая говорит: радуйся страданию,  благословляй несчастья твои? Эти страдания, эти несчастья – твой личный Крест. Безропотным  несением их ты уподобляешься Христу. Не ропщи, но радуйся».17

Если для невоцерковленного человека крест может быть непосильным бременем, то верующий знает, что Бог дает каждому крест по силам,  не тяжелее, чем человек может понести. Тяготы жизни, болезни, бедствия воспринимаются христианином как посещение Божие (ср.: «Бог испытывает тех,  кому доверяет. Бог верит в нас, Бог верит в наше  доверие к Его спасительному о нас грешных Промыслу, Бог верит в то, что мы, если посмели назваться христианами, понесем свой крест... не ропща и не унывая»),18  а жизнь без трудностей считается даже  не совсем хорошим признаком: «Однажды пришла  к преподобному Амвросию Оптинскому некая крестьянка и сказала ему со слезами: “Батюшка, меня  Бог забыл! Все у меня хорошо в жизни, даже куры не мрут! Как же спастить мне?”».19

В один ряд с выражениями крест, нести крест, взять крест можно поставить крестный путь и Голгофу, поскольку жизненный путь христианина уподобляется шествию Христа на Голгофу и несение креста может завершиться Голгофой. Особенно ярко это проявилось в ХХ в. во времена гонений на Русскую православную церковь, поэтому упоминание о кресте, крестном пути, Голгофе нередко встречается  в жизнеописаниях новомучеников и исповедников российских: «Архиепископ Иларион вступил на крестный путь, завершившийся блаженной его кончиной»;20  «Вот и наша Голгофа,— сказал святитель, приблизившись к месту казни»;21 «Сестра... уговаривала оставить священническое служение... Но он всегда  отказывался он подобных предложений, говоря,  что он уже взял свой крест, который донесет до конца»;22  «Быть может, он [митрополит Владимир]  уже предвидел свою Голгофу»;23  «Это было послед-нее благословение и напутствие главы Русской Православной Церкви Елизавете Феодоровне перед  крестным путем на Голгофу».24

В современных толковых словарях русского языка, отражающих словарный состав общелитературного языка, отмечаются только слова крест,25  Голгофа26  и устойчивое сочетание нести крест.27  В церковном же обиходе такими же устойчивыми можно считать сочетания крестный путь и взять крест, ср.:  «Что есть “взятикрест свой”? Ответ: готовым быть на все противное, что приключается, то есть на всякое злострадание, даже и до самой смерти, ежели тое нужно будет ради чести имене Божия. – Что есть “нести крест свой”? Ответ: терпеть всякое злострадание  безропотно и великодушно, хотя бы сердце и весьма уязвлялось».28

Не помещено в словари слово крестоношение, которое встречается в церковной литературе. Оно уже встречалось в приводимых нами цитатах, вот еще один пример: «На самом деле большая часть тех, кто приходит венчаться, ищут радости взаимной встречи,  но и не думают о крестоношении».29 

Со значением выражения нести крест связано  и значение слова крестоносец. В общелитературном языке у существительного крестоносец отмечаются только два значения: участник крестового похода и жук-вредитель. В церковной литературе у этого слова появляется значение - тот, кто терпеливо переносит посланный от Бога крест; например: «Народ наш  был необычайно терпелив и кроток… Крестоносец  народ»; «Человек! Какое это высокое имя! – писал  блаженный о. Иоанн Кронштадтский в дневнике своем»;30  «Истинные мученики только те, которые страдают за истинную Христову веру православную,  за правду, за добрую христианскую жизнь. Только сии крестоносцы и блаженны… потому что у них душа светла, совесть чиста, сердце спокойно, а когда они возведут свои скорбящие очи на Крест Христов, то – какое благодатное утешение изливается в их скорбную душу с этого Креста!»31  Это третье значение указано только в церковнославянском словаре священника  Григория Дьяченко, кроме того, там приводится слово крестоносица.

Проведенное нами исследование показывает, что даже между людьми одной культуры (русской),  но разных мировоззрений (православного и неправо-славного) прослеживается граница и на вербальном,  и на невербальном уровне, причем эта граница может быть достаточно непроницаемой. Не случайно один из духовных писателей ХХ в. Н. Е. Пестов писал:  «По существу близкое, душевное общение между людьми, живущими вне Бога и живущими в Боге, вообще невозможно. Различие их миросозерцания, взглядов, чувств, интересов и направления воли настолько  велико, что исключает взаимное понимание  и сближение».32

В заключение приведем слова митрополита Антония Сурожского, произнесенные им на общей исповеди Рождественского говения 2 января 1982 г.: «Господи, Ты заповедал нам взять крест свой  и последовать за Тобой. Дай нам уразуметь,  что есть этот крест и понести его не только с терпением, но с радостью и благоговением. Каюсь,  Господи, каемся все мы: на каждом шагу отвергаем мы всякий крест, всякую тяготу, всякую скорбь,  забывая, что они — дары Твои во очищение и во исцеление наше. Сподоби нас, Господи, опомниться, отвергнуться себя и взять этот крест, и последовать  за Тобой, Господи, зная, что куда бы Ты нас не звал,  Ты по этому пути уже прошел, проторил и смертью Твоей путь нам».33

 

1 Мечковская Н. Б. Язык и религия. – М., 1998. – С. 40.

2 Пикуль В. С. Собрание сочинений: В 13-ти т. – М., 1992. – Т. 1. – С. 124.

3 Мк. 8:34. Евангельский текст дается в синодальном переводе.

4 Мф. 10:38.

5 Мф. 27:31-32.

6 Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на Святое Евангелие. – [М.], б/г. – Кн. 1. – С. 319.

7 Там же. – С. 250-251.

8 Гладков Б. И. Толкование Евангелия. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999.  – С. 386.

9 Свирелин Александр, протоиерей. Толковые Евангелия воскресные и праздничные. – Б/м, б/г. – С. 232.

10 Там же. – С. 57.

11 Объяснение воскресных и праздничных Евангелий  всего года. – М., 1994. – Ч. 1. – С. 319.

12 Там же. – С. 79-80.

13 Ганьковский Сергий, протоиерей. Наши бабушки бессмертны: Проповеди. – М., 2004. – С. 215, 216.

14 Маслов Иоанн, схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении.  – М., 1995. – С. 275.

15 Страстная седмица Великого поста: Евангельская история: Богослужения каждого дня. – М., 1997. – С. 81.

16 Всем скорбящим во утешение. – М., 1997. – С. 6.

17 Ганьковский Сергий, протоиерей. Указ. соч. – С. 215.

18 Там же. – С. 185.

19 Там же.

20 Снычев Иоанн, митрополит. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский: Житие и свидетельства  к церковному прославлению. – М., 1999. – С. 11.

21 Орловский Дамаскин, игумен. Мученики, исповедники  и подвижники благочестия Русской Православной Церкви  ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. – Тверь, 2001. – Кн. 5. – С. 226.

22 Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века Московской епархии. – Тверь, 2002. – С. 63.

23 К канонизации новомучеников Российских. – М., 1991.–  С. 53.

24 Святая преподобномученица Елизавета. Житие. Акафист. – Поярково, б/г. – С. 40.

25 Толковый словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред.  Д. Н. Ушакова. – М., 1935-1940;  Словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т. – М.-Л., 1950-1965;  Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред.  А. П. Евгеньевой. – М., 1999;  Ожегов С. И.,  Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1996;  Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб., 2003.

26 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч.; Большой толковый словарь…

27 Толковый словарь русского языка /Под ред. Д. Н. Ушакова; Большой толковый словарь…

28 Маслов Иоанн, схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. – М., 1996. – С. 434.

29 Митрополит Сурожский Антоний. Человек перед Богом. – С. 268.

30 Федченков Вениамин, митрополит. На рубеже двух эпох. – М., 1994. – С. 59.

31 Всем скорбящим во утешение. – С. 304.

32 Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия.– СПб., 1997. – Кн. 1. – С. 264-265.

33 Митрополит Сурожский Антоний. Пастырство. – Минск, 2005. – С. 427.

 

дата обновления: 03-03-2016